Многие из отцов и церковных писателей того времени брали темою для своих сочинений вопросы, относящиеся к этому учреждению. В подтверждение можно указать на древние сочинения, надписанные именами: Климента римского , Тертулиана, Киприана, Афанасия александрийского , Амвросия медиоланского , Мефодия патарского , папы Дамаса и других. Обряд посвящения был в это время уже довольно торжествен. 6-е правило карфагенского собора предоставляет совершение его исключительно епископам. Обряд состоял из произнесения обета девства, увещания епископа, возложения на голову посвящаемой особого покрывала (flammeum virginale) и молитвы, а также вероятно и песнопений. Каково было содержание молитвы определить точно теперь нельзя, так как текст ее не сохранился, но судя по тому, что говорят о цели и значении обетов девства древние писатели, нужно думать, что содержание это было тождественно с содержанием молитв на пострижение женщин в монашество, сохранившихся в Барбериновском евхологионе. Сравнение христианских посвященных дев с мудрыми девами евангелия, ожидающими пришествия жениха, было у древних христианских писателей самым обычным сравнением. Киприан называет, посвященных дев «невестами жениха Христа», а обет девства – «духовным супружеством с Господом» 147 . По словам Оптата милевитанского христианские девы, давая обет свой, приходят к браку жениха небесного, и, отказываясь от мирского брака, прославляют небесный брак 148 . Те же самые мысли о небесном браке, об обручении с небесным женихом проводятся в молитвах и обрядовых формулах древнезападных чинов посвящения дев; упоминание о мудрых девах и названия: sponsa Dei, sponsa Christi встречаются в них постоянно 149 . Таким образом, особенность содержания песнопений, входящих в состав нашего чина пострижения черниц, вполне совпадает с особенностями содержания древнего чина посвящения христианских дев и в нем находит свое объяснение. В этой особенности нельзя не видеть отголоска глубокой древности и весьма ясного намека на связь женского монашества с древнехристианским учреждением посвященных Богу дев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

16 Пламенная любовь к Христу, как Небесному Жениху, является характерной чертой не только мистики пр. Макария, но и всего представляемого им направления. В Симпосионе Мефодия Патарского , представляющем собою глубоко мистический трактат о девстве, как главном условии таинственного сочетания души с Христом, хор девственниц поет гимн Господу, где в поэтической форме изображается страстная тоска души по своем Возлюбленном: ради Возлюбленного душа оставляет брачное ложе, дорогой дом. мать, родных, отечество, все удовольствия и развлечения мира, чтобы войти внутрь всеблаженного чертога жениха, укрыться в Его объятиях, непрестанно созерцать Его небесную красоту (MG. t. 18, Sympos. XI. 2: ср. р. п. проф. Е. Ловягина , СПб. 1877, стр. 107–108). Мотивы этой песни основным тоном проходят через всю мистику рассматриваемого направления. По Григорию Нисскому , который с гностической мистикой сумел сочетать порывы мистики " эмоциональной». Бог в Песни Песней указует " самый совершенный и блаженный способ спасения, именно, посредством любви«(Творения, ч. III, М. 1862, стр. 12). Эта любовь есть мистическая любовь души, этой невесты, к Логосу, как возлюбленному жениху своему. Чем более душа приближается к Логосу, тем сильнее пламенеют в ней любовь и желание созерцать красоту Его лицом к лицу. Она ищет Жениха своего ночью и, охваченная " опьянением любви, погружается в " экстатическое " состояние.»Уязвленная этой любовью», она оставляет все " тварное, и все умопредставляемое в твари, верою обретает любимое и уже не выпускает из объятия веры Обретенного, пока Он не вселится внутри чертога ее, т. е. внутри сердца«(там же, стр. 158–159). Это единение души с Господом есть " пречистое супружество, в котором душа прилепляясь Господеви, делается един дух с Господом»(там же, стр. 20). 17 Horn. 4, 9; Нужно заметить, что в своем учении о телесности души Макарий не стоит среди церковных писателей первохристианства совершенно одиноко. Под влиянием того же стоицизма Тертуллиан приписывает телесность не только человеческой душе, но и Богу. Далее эфирную телесность душе, ангелам и демонам приписывают Иустин, Ириней, Климент Александрийский . Об Антонии Великом сообщается, что он видел душу Амония, поднимавшуюся на небо. Неудивительно, что и Макарий усвоил этот стоический взгляд на природу человеческой души, а также ангелов и демонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Minin/gla...

Те же, кто заставляет их давать свидетельство, противное Владычнему речению, присваивают им звание отцов только на словах, а на деле со всяческим тщанием изгоняют самих себя на место отцеубийц и супостатов. Мы же, поскольку обнаруживая и неких других из блаженных наших отцов и учителей во многом многократно отклонившимися от точности правых догматов, отклонений не принимаем, а людей приветствуем, так и если кому пришлось сказать, что Дух исходит от Отца, тех мы не отделяем от отеческого стада. Ведь и включая Дионисия Александрийского в сонм святых отцов, мы никоим образом не приемлем обращенные им к Савеллию Ливийцу арианские высказывания 10 , но совершенно отвергаем их. И иже в мучениках великого Мефодия, правившего архиерейским кормилом Патарского престола, а также и Иринея, епископа Лугдунского, и Папия Иерапольского , одного украсившегося мученическим венцом, а других – мужей апостольских и дивно блиставших образом жизни, не следуя им в тех вещах, где они небрегли истиной и уклонились в высказывания, противоречащие общему церковному учению, мы вовсе не отрешаем никого из них от отеческой чести и славы. Мне не хватит дня перечислять тех, кого мы украшаем отеческой честью, но кому не подражаем в том, в чем они отклонились от истины. Вот так и если окажется, что некоторые вопреки Владычнему речению, всех нас тайноводствующему, сказали, что Дух исходит от Сына, то мы отвращаемся от нововведения как подделывающего и искажающего Владычнее речение, отца же его, тем более что он молчит и не присутствует и не возражает, нисколько не осуждаем. Ведь если обвиняемый не присутствует ни лично, ни через тех, кому он поручил говорить за себя, никто в здравом уме не выступит обвинителем. А когда нет обвинения, нет и приговора за преступление, а если не вынесен осуждающий приговор, осмеливающийся оскорблять того, кто находится вне всех этих обстоятельств, навлекает порицание скорее на самого себя, чем на него. Но, говорят, отцы сказали, что Дух исходит от Сына. Но немногие числом, а большинство не потерпели сказать это.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Василий Михайлович Истрин (10.02.1865–19.04.1937) Апокрифы Византология История Древней Руси Василий Михайлович Истрин Литературовед, специалист по древнеславянским памятникам. С 1907 — действительный член Императорской Академии наук (затем — Российской академии наук и Академии наук СССР). Биография Учился в московском Заиконоспасском духовном училище, затем 3 года — в Московской духовной семинарии, откуда ушёл учиться в Московский университет. После окончания (1887) историко-филологического факультета университета защитил магистерскую диссертацию «Александрия русских хронографов» (1893). В 1894 году изучал рукописи в библиотеках Белграда, Софии, Филиппополя, Афонских монастырей и Праги, что привело к написанию и защите докторской диссертации «Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила» (1897). Был приват-доцентом Московского университета (1891—1897), читал лекции по истории русского языка; затем — профессором Новороссийского университета (ныне – Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова)(1897—1907) по кафедре русского языка и словесности (вступительная лекция «Хронографы в русской литературе» была прочитана им 16 сентября 1897 года). В Одессе женился на своей слушательнице Евгении Самсоновне Кузьменко (Истриной) (1906), которая также стала крупным лингвистом-русистом и историком языка. Как профессор он не только читал лекции, но и выступал в качестве инспектора, проверяющего качество и уровень преподавания литературы в гимназиях. «…если бы теперь открылась возможность радикально преобразовать школу, то вряд ли можно ожидать быстрых и разительных успехов. Прежде всего, взгляды на реформы школы так разнообразны и защитники той или другой школы так между собой не сходятся, что все дело реформы свелось бы к тому, в чьих руках в данный момент очутилась бы власть. Практика, однако, показала, что такой способ проведения реформ не состоятелен. Поэтому и надежда на какую-то радикальную реформу школы есть надежда несостоятельная. Одно должно признать несомненным, что дело преподавания, как дело живое, требует со стороны преподавателя постоянного к нему интереса и постоянного самоусовершенствования, а то и другое возможно только при достаточной свободе в своих действиях, при достаточном досуге, необходимом для самоусовершенствования, и при достаточном материальном обеспечении, дающем ему возможность пользоваться тем и другим».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Istrin...

Господу закона и пророков надлежало совершить все по собственному Своему закону, и быть не нарушителем, а исполнителем закона, вместе же с тем, с окончанием закона соединить начало благодати Своей. Посему и высшая закона, Матерь подчиняется закону, и Пречистая соблюдает, определенный для нечистых, сороковой день; свободная от закона повинуется закону, и приношения делаются за Того, Кто освятил нас, – пара чистых птиц, в знак невинности приходящих. Таким образом, воздвигшись со стогнов Вифлеемских, кивот Божий (который воздавал долг закону о сороковом дне не по долгу, а по благодати) остановился на горах Сионских; и восприявшая в чистейшие недра, как на высокий престол, превосходящего человеческое естество, Царя всех, сопрестольного Богу-Отцу и неотлучного от Него Сына, представила там (Его) с чистейшею, воспринятою от Нее, плотью. Входит во храм священная Матерь, чтобы явить чуждое закону чудо, вожделенного Сына, отверзшего ложесна девства и не повредившего ключей девства, стоящего выше закона и исполняющего закон, бывшего прежде рождения и явившегося по рождении, воплотившегося от Ней превыше закона природы. Входит во храм превысшая храма, облеченная двойною славою, т. е. славою пречистого девства и неизреченного деторождения, благословением закона и святостью благодати. Посему и говорит тайнозритель: и исполнился дом славы Его, и Серафимы стояли вокруг Его, и взывали друг ко другу, и говорили: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! вся земля полна славы Его ( Ис. 6:3 ). Тоже самое прекрасно воспел и блаженный пророк Аввакум, говоря: посреде двою животну познан будеши: внегда приближитися летом познаешися: внегда приити времени явитися ( Аввак. 3:2 ). Смотри, с какою ясною точностью говорит Дух! Слова: посреди двух животных ты будешь узнан – обозначают осенение Божественною славою Его, бывшее при законе в недоступном (Святом святых) над очистилищем кивота, между изображениями Херувимов, как говорит Бог к Моисею: там Я буду открываться тебе ( Исх. 25:22 ). А слова: когда приближатся лета, ты будешь познан, – обозначают преславное познание невидимого Спасителя нашего Бога, как в одном месте говорит священнотаинник Павел: когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего. Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление ( Галат. 4:4–5 ). Нужно ли объяснять следующие затем слова: когда придет время, ты будешь показан? Ты будешь показан, говорится, в храме, как на царском седалище, родившею Тебя пречистою Матерью, в благолепии воплощения Твоего. Выражая то с большею ясностью, Пророк взывал так: Господь во храме святом Своем: да подвижится от лица Его вся земля ( Псал. 10:3; 95:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Он родился в 30-е годы XIV века, когда на Руси ждали конца света. А раз все равно не сегодня завтра всему конец, почему бы не рискнуть поискать либо рай на земле («все ведаем от Святого Писания, что насади Бог рай на востоце»), либо, на худой конец, хоть несметные сокровища, таящиеся в этих призрачных «райских кущах». Тема сказочного богатства живущих где-то на краю света диких людей проходит через все европейское Средневековье, об этом золоте мечтали короли и адмиралы, бродяги и пираты. В скандинавских сагах упоминается недоступная сказочно богатая страна Биармия или – Великая Пермь. А на Руси бывалые люди уверяли, будто в устье Оби стоит огромный идол – Золотая баба. Но в таежных дебрях Северного Урала и нижней Оби жили странные лесные народы, «самоеды», про которых говорили, что они едят человечину, в которых еще Нестор-летописец опознал дикие племена, изгнанные далеко на север Александром Македонским, и которые, согласно пророчеству Мефодия Патарского, в урочное время должны выйти из своих «гор полуночных» и напасть на христиан. Первопроходцами этой «земли людоедов» были новгородцы. Они собирали здесь дань и бойко торговали, меняя сукно, котлы, сало, кольчуги и толокно на соболей. Правда, время от времени «дикие люди» поднимали восстание и убивали новгородских сборщиков дани каким-нибудь свирепым первобытным способом. За чем обычно следовала карательная экспедиция, и все возвращалось на круги своя. Но не всех слепил воображаемый блеск золота. Устами движет Бог; я с ним начну вещать В принципе, ничего удивительного, что сын устюжского клирошанина загорелся желанием нести евангельский свет этим самым «диким людям», которых он знал с детства и о которых автор его жития Епифаний Премудрый писал: «в то время еще в Пермстем языце не было ни единаго человека, верующа во Христа, но вси убо тамо живущий человецы помрачены быше прелестию сатанинскою, и по-клоняхуся они болваном, и жруще бесом и идолам». Удивительно другое: как этот мальчик из северного захолустья, в детстве поставив себе цель, десятилетиями планомерно шел к ней, ни на йоту не отклоняясь от намеченного курса.

http://foma.ru/bitva-za-serdtse-parmyi.h...

Не бойся скромности, не страшись кротости Его, блаженнейший; не страшись смирения и не изумляйся уничижению Его, преданнейший; с готовностью прилепись к Нему и не медли повиновением. Изрекаемое и предлагаемое не есть дело дерзновенное; не сопротивляйся, разумнейший. Не опаляет огонь благодати Господа моего, но просвещает, праведнейший. Пусть убедит тебя, законоведущий, купина ( Исх. 3:2 ), прообразовавшая Меня в несожигавшем ее пламени. Пусть убедит тебя, детоводитель, росоносная пещь ( Дан. 3:21 ) в домостроительстве этого таинства. Кроме того, пусть научит тебя и Мое чрево, в котором вместился Невместимый, из которого и воплотилось бесплотное Слово. Уже звуки труб не устрашают приступающих ( Исх. 19:16 ), и гора дымящаяся уже не внушает страха приближающимся, и закон уже нещадно не наказывает прикасающегося дерзновенно (2 Царств. 6:6): ибо ныне происходящее есть дело человеколюбия, ныне являющееся есть дело снисхождения Божия. С благодарностью приими пришедшего к тебе Бога: поскольку Он истребит беззакония твои и очистит грехи твои. На тебе пусть будет предызображено очищение (всего) мира: в тебе и чрез тебя пусть предвозвестится народам благодатное оправдание. Ты достоин быть животворным начатком. Ты пользовался законом? – насладись и благодатью. Ты утомлен письменем? – обновись в духе. Совлеки с себя ветхое и облекись в новое. Ты и сам, я думаю, не знаешь этого“. После всего этого праведник, возымев смелость и повинуясь увещанию Богоматери, послужившей Богу для людей, принял в старческие объятия Ветхаго днями в младенчестве ( Дан. 7:13 ), благословил Бога и сказал: ныне отпущаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром: ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов. свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля ( Лук. 2:29–32 ). „Я принял от Тебя беспечальную радость: приими меня, радующегося и прославляющего милости Твои, Господи. Ты даровал мне веселие; душевно воздаю Тебе благодарностью. Я познал силу любви Божией: ибо для меня Бог, неизъяснимо и нетленно родившийся от Тебя, соделался человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Важнейшая библейская и святоотеческая истина: нет вечной семейной морали, есть ее промыслительно управляемая история. Вопреки консерваторам — мораль и семья относительны, вопреки релятивистам — именно посредством относительности морали и семьи реализуется Абсолютная Истина. Итак, история движется от максимума семьи к ее нулю: от промискуитета через запрет инцеста, через запрет полигамии к установлению идеала моногамии и идеала девства — от размножения к нетлению, от животного к Богу. Кратко: «Пир десяти дев» Мефодия Патарского — беседа десяти дев о добродетели девства: именно девство есть то высшее, ради чего творился мир, ради чего воплотился Бог. Интересна эволюция от проискуминета через запрет инцеста к ограничению даже брака — ради девства. «Диалог о душе и воскресении» святителя Григория Нисского. Этот небольшой текст — подражание «Федону» Платона, но вот что в нем интересно. Святитель Григорий здесь — младший, сомневающийся, вопрошающий участник, а участник старший, наставляющий, отвечающий — его сестра Макрина. «Одно из самых интимных произведений Григория» — так писал об этом диалоге выдающийся патролог протоиерей Георгий Флоровский. Вот небольшой кусочек: «Но если есть у тебя некоторая привязанность к этому телу и печалит тебя расторжение связи с любимым, то и в этом не лишен ты надежды. Ибо увидишь телесное это покрывало, разрушенное теперь смертью, снова сотканным из того же, но не в этом грубом и тяжелом составе, а так, что нить сложится в нечто легчайшее и воздушное, почему и любимое при тебе будет и восстановится снова в лучшей и вожделеннейшей красоте.» Кратко: «Диалог о душе и воскресении» Григория Нисского. Самое «интимное» сочинение святителя, интересное тем, что в роли младшего, сомневающегося и вопрошающего участника диалога выступает автора, а в роли старшего, наставляющего, отвечающего — его сестра Макрина. «Диалоги» Сульпиция Севера относятся к числу самых древних источников сведений о монашеской жизни на Западе. «Диалоги» Сульпиция пользовались большим уважением в Средние века и оказали значительное влияние на агиографию этого периода.

http://blog.predanie.ru/article/9-svyato...

После окончания историко-филологического факультета Московского университета защитил магистерскую диссертацию: «Александрия русских хронографов» (1893) и докторскую: «Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила» (М., 1897). Работал профессором Новороссийского университета по кафедре русского языка и словесности и был действительным членом Академии наук СССР, в «Известиях» которой он напечатал ряд ценных статей о древнерусской литературе и апокрифах. Также сегодня мы вспоминаем В.А.Зайцева (1911-1961), летчика-истребителя, дважды Героя Советского Союза. Василий Александрович Зайцев в 1927 году получил специальность формовщика-литейщика, окончив школу ФЗУ (ныне СПТУ 6 Московского областного управления профтехобразования). В Советской Армии с 1932 года. Окончил Луганску ю военно-авиационную школу пилотов в 1933 году и курсы усовершенствования командиров звеньев в Борисоглебске в 1936 году. Во время Великой Отечественной войны командовал авиаэскадрильей, был штурманом и заместителем командира истребительного авиаполка, в 1942—1944 гг. командиром гвардейского истребительного авиаполка 2ВА, а в 1944—1945 гг. заместитель командира авиадивизии 17-й воздушной армии 3-го Украинс кого фронта. Воевал на Западном, Калининском, Донском, Юго-Западном, 1, 2 и 3-м Украинских фронтах. За 115 успешных боевых вылетов и участие в 16 воздушных боях, в которых лично сбил 12 самолетов противника, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Впоследствии за 299 боевых вылетов, в которых уничтожил 22 самолета, награжден второй медалью «Золотая Звезда». Всего совершил 427 боевых вылетов, в 163 воздушных боях сбил 34 самолета противника лично, 19 в групповом бою и 2 немецко-фашистских истребителя принудил к посадке на свой аэродром. В послевоенный период, заместитель командира гвардейского авиационного соединения. С сентября 1946 года в запасе. Работал начальником аэроклуба, затем директором Коломенского шиноремонтного завода. Награжден орденом Ленина , тремя орденами Красного Знамени, орденами Богдана Хмельницкого 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, медалями.

http://ruskline.ru/history/2015/05/19/et...

В этом приветствии св. Павлина,–кроме произнесения брачующимися обязательства, кроме далее песнопений, приведения брачной четы пред алтарь, преклонения ими голов и молитвы, – упоминается о возложении брачного покрывала, которое на западе заменяет равносильный ему восточный обряд возложения венков на Головы брачующихся. Есть основание думать, что в первые три века эти обряды не были восприняты в число церковных обрядов и что христиане избегали покрывала и венков по причине широкого их распространения в язычестве. Справедливо замечает Бинтерим 12 , что только с IV в. вошло в обычай возложение священником покрывала на брачующихся, а что до того времени если и употреблялось покрывало, то только одною невестою (как говорит Тертуллиан 13 , которая приходила ко алтарю с надетым уже на лице покрывалом. Многочисленные свидетельства из первых трех веков говорят также об отсутствии употребления первенствующими христианами венков вообще и при браках в частности 14 , что весьма понятно и естественно. Широкое употребление венков в язычестве и притом употребление, тесно связанное с мифологиею (венки на богах, на победителях при играх, на чашах и кубках) должно было внушить христианам отвращение от употребления этих украшений при браках. Только после того, как христианство восторжествовало над язычеством христиане стали употреблять венки 15 и даже восприняли их в число церковных обрядов, так что св. Иоанн Златоуст говорил уже о возложении венцов в церкви на брачующихся «в знак победы над сладострастием» 16 . Если же признать, что в описании торжества девственниц – содержащемся в творении св. Мефодия Патарского «Пир десяти дев»,–образы небесного торжества девственниц взяты св. отцем из употребительного в то время церковного венчания брака, то можно допустить употребление венков уже в конце Ш в. Это описание настолько замечательно, что, вместе с словами Тертуллиана и Павлина Ноланского , заслуживает особенного внимания. «Вот, говорит св. Мефодий, наше торжество, прекрасныя девственницы! Вот награда за чистый подвиг целомудрия. Обручаюсь Слову и приемлю в дар вечный венец нетления; возложив венец на главу, украшаюсь светлыми и неувядающими цветами мудрости. Обхожу со Христом, воздающим награду на небеса, окрест безначальнаго и безсмертнаго Царя, становлюсь свещеносицею неприступных светов и воспеваю новую песнь с ликом ангелов» 17 . В этом изображении, кроме возложения венцов, обращает на себя внимание упоминание об обхождении кругом Царя (т. е. престола) с свечами и с пением св. песни: это есть новая подробность, дополняющая общую картину венчания в древней церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010