Варваре… Дальнейшие слова из жития, которые мы и приводим, а они, обычно, опускаются начетчиками, вполне подтверждают сказанное нами сейчас: «Думаю, читаем в житии, что сие мне сказано для того, что я весьма ленив к молитве; и уподоблялся в сем случае римлянам, у коих весьма краткое молитвословие, так как и у меня краткая и редкая молитва» (там же, стр. 18). Толкований не требуется; понятно, само собой, про что идёт речь. Но этого мало, продолжают начетники, о нечестивом троеперстии и о том, каковому наказанию подлежат употребляющие оное, пророчески предрек св. Мефодий Патарский , мученик IV века, который в своем «откровении», в слове 63, предрек, что «в последнее время люди будут молиться троицей сиречь тремя перстами без воплощения Сына Божия и за то осуждены будут в муку вечную, ибо де нас спасе Христос Божеством и человечеством». Последнее свидетельство раскольниками приводится из книги: «В. Истрин. Откровение Мефодия Патарского и Апокрифические видения Даниила в Византийской и славяно-русской литературах. Исследование и тексты. Москва 1897 г., стр. 247». На простой, темный, но доверчивый народ последнее свидетельство производит сильное впечатление. Может случиться, миссионер доселе не видел этой книги, а на беседе в несколько минут, трудно просмотреть весьма объемистую книгу, отсюда и обличить ложь и коварный обман начетчика. Не бесполезны поэтому следующие данные, которые мы выписываем из самой этой же книги, для миссионерствующей братии. В исследовании Истрина, на стр. 5, читаем: «В изданном профес. Тихонравовым списке ложных и отреченных книг, употреблявшихся в древней Руси, под 62 читаем: «Слово Мефодия епископа Патарского от начатка и до кончины, в нем писан Мунт, сын Ноев и три лета земли горети, что запечатаны цари Александром царем Македонским, Гог и Магог». Это и есть памятник более известный под именем «откровения Мефодия Патарского ». Обыкновенно это «откровение» заносится в разряд апокрифов, – но, само по себе, Слово Мефодия Патарского не есть апокриф.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Не упоминает об Афинагоре и Фотий в своей „Библиотеке», и таким образом все, так называемое, „великое предание» древней церкви хранит глубокое молчание об изучаемом нами писателе. Мы можем пользоваться в данном случае только источниками второстепенного достоинства, а именно: а) цитатом из Афинагора у св. Мефодия епископа патарского, сохраненным Епифанием кипрским и Фотием, и б) свидетельством об Афинагоре церковного историка Филиппа Сидета. Этим источникам мы усвояем второстепенное значение потому, что один из них, именно цитат св. Мефодия, имеет случайный характер, а потому не обстоятелен, а другой, именно свидетельство Филиппа Сидета, сбивчив и сомнителен. Пользуясь ими, историк не в состоянии разрешить той загадки, какую представляют из себя в истории древней христианской литературы сочинения Афинагора: он вынужден постоянно оставаться на зыбкой почве предположений и догадок. Ввиду такого несовершенства внешних свидетельств о сочинениях Афинагора, лучшим и незаменимым источником наших сведений об этом апологете остаются до сих пор внутренние свидетельства самих сочинений и особенно адрес и надписание сочинения, под заглавием – „Πρεσβεα περ χριστιανν». Мы критически рассмотрим все указанные нами внешние и внутренние свидетельства об Афинагоре и его сочинениях, и кроме того, в кратких чертах коснемся, как отдельного и самостоятельного источника для изучения избранного нами предмета, тех древних рукописных кодексов, в которых упоминаются Афинагор и его творения. I. Свидетельство об Афинагоре св. Мефодия патарского Древнейшее свидетельство об Афинагоре находится в сочинении св. Мефодия, епископа патарского († 311–312), под заглавием – „Περ ναστσεως«, которое было написано им против Оригена . К сожалению, сочинение это не дошло до нас в целом виде, а сохранились лишь отрывки из него у св. Епифания кипрского и у Фотия. Для нас отрывки эти важны потому, что между ними находится то место из Мефодия, где он цитирует слова Афинагора из его сочинения „Πρεσβεα περ χριστιανν». Фотий в своей „Библиотеке» между прочими противооригенистическими мнениями Мефодия приводит следующее: „он (т. е. Мефодий) говорит, что диавол есть дух (обращающийся) около материи, сотворенный Богом, – подобно тому, как и у Афинагора сказано, – также, как Им сотворены и другие ангелы» 1 ) и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Одно из самых знаменитых произведений на Руси, повлиявшее на эсхатологические настроения, было " Откровении Мефодия Патарского " . В " Откровении Мефодия Патарского " , по наблюдениям В.М. Истрина, содержатся " замечания о последних царях... распределённые по годам, кончая 1492 г " . Жанр откровений был весьма распространён в переводной апокрифической книжности Древней Руси. " Откровение Мефодия Патарского " представляет собой эсхатологический апокриф, который можно рассматривать как развёрнутое дополнение к положениям Св. Писания о конце мира. Формально " Откровение " Мефодия можно рассматривать как краткий, сжатый исторический очерк, объемлющий земной путь человечества от Адама и его потомства до царств " последних времён. Но на этом переходе от начала к финалу мировой драмы историческая часть трансформируется в пророческую, повествуя о предуготованном будущем. Первый тысячелетний отрезок охватывает время от Адама до разделения рода Сифа и Каина. Второе тысячелетие включает в себя события от убийства Каина до потопа, третье - жизнь потомков Ноя, включая рождение изобретателя астрономии Мунта, вражду сынов Хамовых и Невродовых, вавилонское столпотворение. На четвёртое приходится борьба потомков Хама с Невродом, завоевание Невродом Египта и победа потомка его, Хозроя, над сынами Хама. Пятым тысячелетием датируется поход потомка Мунта - Сапсикара через Египет по пустыни Савской, откуда им вытеснены происходящие от Агари потомки Измаила, бежавшие в Етрив. Затем повествуется о войнах и пленении измаильтянами земли обетованной и об изгнании Гедеоном воинственных племён назад, в Етривскую пустыню. В этом месте историческое повествование разрывается введённым в него пророчеством, где говорится об исходе измаильтян из Етривской пустыни в преддверии конца мира. Согласно предсказанию, наследники Агари будут владеть всеми странами и никто не сможет победить их до истечения седьмой тысячи лет. Единственным непокорным царством называется богохранимое царство Греческое. В описании шестого тысячелетия воспроизводится последовательность смены великих царств: царство времён Неврода и Перса, затем идут Персидское и Вавилонское царства, их сменяет царство Медийское и, наконец, царство Александра Македонского. В этом месте вводится рассказ о нечестивых народов Гоге и Магоге, которые были заключены Македонским за северными горами.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

246 Проблема религиозного отношения к смерти рассматривается Федотовым в статье «О смерти, культуре и „Числах”» (1930–1931) (ЛР, с. 324–326). 247 Об этих апокрифах см.: Словарь книжников и книжности Древней Руси. XI – первая половина XIV в. Л., 1987, с. 59–61, 463–465. 248 Откровение Мефодия Патарского – переводное византийское сочинение (IV или VII в.), приписываемое в средневековой рукописной традиции епископу г. Патар в Малой Азии (жил в III-IV вв.). Федотов имеет в виду следующий фрагмент так называемой интерполированной редакции Откровения Мефодия Патарского (рукопись XVI-XVII вв.): «...якоже нецыи глаголют, яко от Ильины крови загорится земля, не есть такс, но аггел Господень повелением Божиим снесет с небесе и зажжет землю...» ( Истрин В. Откровение Мефодия Патарского и апокрифические Видения Даниила в византийской и славяно-русской литературах. М., 1987. Тексты, с. 130). 252 По объяснению Бессонова,неподсудливаяозначает «непосульная, неподкупная» (Бес. КП, II, 5, с. 222). 253 К этой мысли блаженного Августина (354–430) Федотов обращался также в статьях «Эсхатология и культура» (1938) и «Христианская трагедия» (1950) (см.: Фед. ИГ, с. 229–230, 330). Ср. в статье «Христианская трагедия»: «Если правда торжествует всегда, хотя, быть может, не на этом свете, где тут место трагедии? „Праведный радуется справедливости”, – говорил бл. Августин, а за ним повторял Фома Аквинский. Правда, в этой предустановленной гармонии есть одно уязвимое место – гибель грешников, и притом вечная гибель... Но в богословских системах, где любовь Божия отступила на задний план перед правосудием и всемогуществом, легко забывают о жертвах мировой гармонии. Какова теология, таково и благочестие... Но даже и Данте, лишь слегка затронутый францисканской духовностью, в основе чужд трагического мироощущения. Он, способный презрительно оттолкнуть ногой осужденного, цепляющегося за него из своей огненной реки, не чувствует сострадания к низким обитателям своего ада. Лишь при встрече с Паоло и Франческой и в немногих других местах, где светский кодекс морали слишком резко сталкивается с церковным, сострадание проникает сквозь кольчугу теологического разума и систематика возмездия окрашивается трагически» (Фед. НГ, с. 229–230).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Следовательно, «откровения», из которого приводят раскольничьи начетчики свидетельство о троеперстии – не что иное, как апокриф, но «слова Мефодия» есть; есть его подлинные творения, – а в последних – как раз и нет ни одного слова о перстосложении вообще, в частности, такого ложного сказания о троеперстии. На стр. 9-й читаем: «Рассматриваемый памятник в рукописях приписывается обыкновенно Мефодию епископу Патарскому. Известны два Мефодия: один епископ Патарский III–IV в., а другой, бывший после патриархом Константинопольским, IX в. Но давно уже указано, что ни тому, ни другому, памятник принадлежать не может. С одной стороны, один тот факт, что сохранились списки VIII в. латинского перевода, говорит против признания автором Мефодия, живущего в IX в; с другой – те исторические данные, которые встречаются в «откровении», указывают на более позднее время, чем III–IV вв. Кутшмидт указывал, как на годы составления памятника 676–678, – это же время принимают за ним и другие». Таким образом, ясно, что ни св. мученик Мефодий Патарский , ни Мефодий Константинопольский – не могли быть авторами этого произведения. Это второе доказательство подложности названного сочинения. На стр. 14 читаем: «В виду того, что наше откровение не принадлежит ни одному Мефодию, правильнее было бы назвать его «откровением псевдо-Мефодия», но имя Мефодия настолько уже обыкновенно в данном случае, что для обихода можно его оставить. Наш памятник в греческих списках носит название «логос, аподиксис проффегма, – в славянских «слово», «истое указание»; в латинских liber. – Я употребляю всюду уже известный термин «откровение», чтобы отличить наш памятник из настоящих слов Мефодия». – Несомненно, раскольничьи начетчики, имея под руками эту книгу, знают все эти места, знают, что В. Истрин обстоятельно доказывал подложность этого «откровения» и, тем не менее, приводят свидетельство это на беседах, рассчитывая произвести известное впечатление на народ, особенно – если у миссионера не было в руках этой книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

На стр. 242 читаем: С XVII века, мы замечаем сильное пользование откровением Мефодия, как в целом виде, так и в частях. Его часто переписывают, дополняют, сокращают, делают из него выписки, подвергают толкованиям; Мефодием пользуются, как авторитетом для своих целей, приписывая ему даже то, что раньше не связывалось с его именем. На стр. 244: «Но XVII в. был в другом еще отношении наиболее благоприятным для распространения откровения. Раскольническое движение было самой обширной средой, где откровение пользовалось особенной популярностью. В этом отношении с XVII в. связывается и XVIII. Большинство списков откровения относится к этому времени и большинство встречается именно в раскольнических сборниках. Выдержками или целиком, оно помещается наряду с такими произведениями, как послание Аввакума… Читателям раскольникам пришлась по вкусу новая интерполированная редакция, чем и объясняется ее большое распространение. На стр. 247: «Большинство списков интерполированной редакции попадается в раскольнических сборниках, за это говорит тот факт, что имя Мефодия приобрело у раскольников такой авторитет, что им стали они пользоваться в своей полемике с православием … Такие ссылки, мы находим, наприм., в рукоп. Публ. Библ. О. I. 489, где на л. 55 читается: В книге святого священномученика Мефодия епископа Патарского в слове 63, между прочим, напечатано (приводятся слова о троеперстии выше нами дословно выписанные)». – Таким образом, ясно, что слова о троеперстии позднейшая вставка даже в Псевдо-Мефодиево откровение, вставка, сделанная никем иным, как раскольниками, вставка, появившаяся в рукописях только с конца XVII в., особенно XVIII в. Даже в древнейших списках Псевдо-Мефодиева откровения такой вставки нет, в чем мы убеждаемся из текста трех древнейших списков «откровения», помещенных Истриным в конце книги. Ни в первом, ни во втором, ни в третьем (интерполированном) списках, древнейших, нет слов, приводимых раскольниками. И все-таки, зная все это, они пользуются. – Такова их добросовестность! В предисловии «Полного собрания творений Мефодия Патарского » сказано: Приписанная же ему (св.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Этот факт должен быть поучителен для современных ревизионистов-патрологов (главным образом протестантов), которые, опираясь на сенсационные научные гипотезы и игнорируя церковное предание, отвергают авторство многих святоотеческих сочинений. Разумеется, научные исследования допустимы, но на примере ошибки священномуч. Дионисия относительно авторства Апокалипсиса видно, что научный анализ не всегда безупречен. Высшим критерием для православных исследователей святоотеческой письменности является устоявшаяся церковная традиция – неотъемлемая часть Священного Предания. Глава шестая. Священномученик Мефодий Патарский § 1. Жизнеописание Отчизной священномуч. Мефодия, епископа Олимпийского, иначе называемого Патарским, вероятно, была Малая Азия, хотя достоверно это неизвестно. Он родился около середины III века и с юности посвятил себя Богу. Судя по произведениям священномуч. Мефодия, он получил хорошее классическое образование, был знаком с философией и другими эллинскими науками и искусствами. Возрастая в христианских добродетелях, он в свое время сподобился принять священный сан, а затем был возведен во епископа города Олимпа Ликийского в Малой Азии, который иначе назывался Патарами; возможно, Олимп Ликийский и Патары были двумя соседними городами, входившими в церковную юрисдикцию священномуч. Мефодия. Затем он был перемещен на кафедру города Тира Финикийского; отчего священномуч. Мефодия некоторые именуют Тирским. Во время последнего крупного гонения на христиан, продолжавшегося с 303 по 312 годы, святитель удалился в Грецию в город Халкиду для безопасности (по другой версии это была не греческая, а сирийская Халкида). Тем не менее, священномуч. Мефодию не было суждено пережить это гонение. Около 311 года (не раньше 310 г. и не позже 312 г.) святитель был казнен: ему отсекли голову в том же городе Халкиде. Память священномуч. Мефодия празднуется Православной Церковью 20 июня/3 июля. В латинских «Acta sanctorum» значатся два Мефодия; один – Патарский, а второй – Олимпийский, а потом Тирский. Но для такого разделения нет оснований, так как речь идет об одном и том же лице. В древних кодексах одни и те же сочинения приписываются то Мефодию Патарскому , то Олимпийскому и Тирскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Так, почти во всех известных в настоящее время греческих рукописях «Пира десяти дев» при имени автора стоит прилагательное «Патарский» (древнейшие рукописи «Пира», известные в настоящее время, относятся к XI в.). Наименование «Патарский» получило особое распространение и стало, можно сказать, знаменитым в Средние века в связи с исключительной популярностью апокрифического «Откровения о последних временах», составленного в VII в. и приписанного « Мефодию Патарскому » 30 . Необходимо отметить, что при внимательном чтении текста сочинения «О воскресении» со всей отчётливостью выясняется необоснованность мнения о том, будто св. Мефодий епископствовал в Патаре: из текста ясно следует, что автор этого диалога был в Патаре не постоянным жителем, а всего лишь гостем. Наиболее надёжно засвидетельствованным и общепринятым до последнего времени в патрологии считалось свидетельство блаж. Иеронима о епископстве св. Мефодия в Олимпе Ликийском. Как уже указывалось, это свидетельство было повторено Сократом. Надо полагать, что на основании этих двух указаний Олимп, как место епископского служения св. Мефодия, назван и в «Церковной истории» неизвестного сирийского компилятора VI в., приписываемой Захарии Митиленскому. Необходимо отметить, что сохранившиеся до наших дней греческие и славянские рукописи творений св. епископа ни разу не называют его «Мефодием Олимпским» 31 , только в некоторых сирийских сборниках выдержки – переводы из его произведений – обозначены, как принадлежащие «Мефодию Олимпскому». Внутренние данные (правда, очень немногочисленные), имеющиеся в творениях св. Мефодия, на первый взгляд, свидетельствуют о вероятной возможности его епископства в Олимпе: в уже упоминавшемся сочинении «О воскресении» автор, в роли очевидца, повествует о горе Олимп, у основания которой и был расположен одноимённый город, бывший в давние времена одним из видных членов известного «Ликийского союза». Сопоставив все имеющиеся по этому вопросу данные, исследователи в своё время пришли к выводу, что епископство св. Мефодия в Олимпе Ликийском не подлежит сомнению. Т. Цан, Н. Г. Бонвеч, О. Барденгевер, отчасти А. Гарнак и многие другие специалисты-патрологи и знатоки древней церковной истории были убеждены в правильности своих выводов. Наименование «Мефодий Олимпский» сделалось общепринятым в науке. Русские богословы проф. А. И. Бриллиантов , митрополит Макарий (Оксиюк), проф. Н. И. Сагарда и проф. А. И. Сагарда тоже не сомневались в правильности наименования «Мефодий Олимпский».

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

Опираясь на то, что частицы материи переходят из одного организма в другой, материалисты спрашивают: что будут делать души в минуту воскресения, – как они станут отыскивать свою оболочку, которую они сбросили, когда они и те же частицы преемственно принадлежали множеству душ? Это возражение материалистов далеко не ново. Известно, что еще Эмпедокл знал о нем. Однажды он заметил, что на пиру мы можем съедать под иной формой плоть наших друзей и наших ближних; а о себе самом говорил: «думаю, я был некогда мальчиком или молодой девицей, деревом, птицей, безгласной рыбой на дне моря». Материалисты, таким образом, повторяют только давным-давно известное. Но как отвечать на их возражения? Для людей религиозных достаточные ответы можно найти у Тертуллиана и в особенности у Мефодия Патарского : «Пусть, говорит Тертуллиан , будут смешаны различные семена растений и сии различные семена растений будут находиться в одной горсти твоей: для тебя человека трудно ли, или напротив, легко ли различить, что находится в твоей горсти, и семена каждого растения по свойству их отделить, и дать им свое место, чтобы росли? Так и ты можешь различить и привести в прежнее состояние, что находится в руке твоей; а Бог ужели не может различить и привести в прежнее состояние, что содержится в горсти Его?» «Если, говорит Мефодий Патарский , человек своим искусством может разделить слияние золота и серебра или других каких составов, то тем более Бог, создавший человека из ничего, своей непостижимой премудростью может отделить плоть человеческую от земли и не допустить ее разделиться по другим вещам». Что разложившиеся части человеческого тела могут быть отделены от земли, Св. Мефодий доказывает явлениями природы, где естественным образом совершаются самые поразительные отделения одного вещества от другого. «Чистая и свежая вода речная, говорит он, несмотря на то, что в море смешивается с водой соленой, испаряясь, получает прежнее свое качество». Материалисты, конечно, не обратят внимания на слова Тертуллиана и Мефодия Патарского . Поэтому им нужно ответить иначе.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vop...

Этот период представляется святому предельным осуществлением всякого блага и духовной правды, тем последним «золотым веком», по которому будут неимоверно тосковать последующие поколения. Ибо за ним последуют начало, середина и конец бедствий, когда сбудется пророческое слово Богослова: «Горе живущим на земле... потому что к вам сошел диавол в сильной ярости» ( Откр. 12, 12 ). ПРОРОЧЕСТВА МЕФОДИЯ ПАТАРСКОГО Под именем Мефодия Патарского известны два святых мужа. Первый мученически пострадал в 312 году Р. X., другой, к которому и восходят приводимые ниже пророчества, жил в IX столетии 20 . Текст: «И светловолосый род будет владеть Семихолмием пять-шесть [месяцев]. И насадят в нем зелия, и истребятся многие из них в отмщение за святых. И будут господствовать на Востоке предопределенные три [срока?], и после сего воздвигнется некто самовластный, и за ним иной, свирепый волк... и придут в смятение оседлые народы, что на северной стороне, и подвигнутся с силой и неистовством великим, и разделятся на четыре начальства, и первое зазимует близ Эфеса, второе – близ Мелагии, третье – близ Пергама, четвертое – близ Вифинии. Тогда возмутятся народы, обитающие на южной стране, и восстанет Филипп Великий с восемнадцатью племенами, и стекутся к Семихолмию, и начнут битву, какой еще не было, и устремятся внутрь сквозь врата и проходы его, и кровь людская потечет рекой, так что и глубь морская замутится от крови. Тогда вол возревет и камень сухой 21 восплачет. Тогда станут кони и послышится глас с небес: «Остановитесь! Остановитесь! Мир вам! Довольно отмщения неверным и непотребным! Изыдите на дес-ную страну Семихолмия, и обретете там мужа, стоящего близ двух столпов в смирении великом, световидного и праведного, терпящего великую нищету, сурового обличьем, но духом кроткого» ...И возвестится повеление от Ангела: «Поставьте его царем и вложите меч в десницу его со словами: «Мужайся, Иоанне! Укрепись и побеждай супостатов своих». И, приняв меч от Ангела, поразит исмаильтян, эфиопов и всякий род неверный. Разделены будут при нем исмаильтяне на три части, и часть первую мечом убьет, часть вторую окрестит, часть третью, что на Востоке, силою покорит. И по возвращении его [с Востока] отверзутся сокровищницы земные, и обогатятся все, и не будет у них нищего, и земля даст плод свой сторицей. И перекуют все оружие на плуги и серпы. И царствования его будет лет тридцать пять.»

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010