В это время один из мучивших Аполлинария внезапно упал и умер. Мессалин, приписывая эту смерть действиям Аполлинария, в раздражении стал бить его палкой по устам. Тогда народ, в большей части приверженный к святому, взбунтовался и умертвил многих из неверных. Сам Мессалин спасся бегством и скрылся от народной ярости в каменном капище за твердыми запорами. Между тем Аполлинарий сам предался в руки воинов, прося заключить его в темницу. Через четыре дня Мессалин узнал, что Аполлинарий жив и находится под стражей в заключении и снова приказал отвезти его в заточение. Трое из клира добровольно отправились вместе с любимым учителем. Когда корабль выплыл в открытое море, поднялась страшная буря, корабль разбило, все плывшие на нем погибли в морских волнах, и спаслись только Аполлинарий с тремя клириками и двумя воинами. Волнами их выбросило на берег. Когда спасшиеся немного пришли в себя от страха, Аполлинарий стал учить вере воинов и те, уверовав, приняли св. крещение. После этого спасшиеся долгое время переходили с места на место, т.к. нигде их не хотели принять. Однажды им встретился прокаженный; Аполлинарий исцелил его и обратил ко Христу. У этого прокаженного он некоторое время прожил со своими спутниками, обращая к вере Христовой окрестных жителей. Потом перешли они к берегам реки Дунай, везде на пути проповедуя учение Христово и просвещая светом спасительного учения погруженных во тьму языческого заблуждения. Наконец, они достигли Фракии. Там Аполлинарий со спутниками поселился недалеко от капища идола Серанида. В этом идоле обитал бес, который во время совершения языческих обрядов говорил к народу человеческим голосом и нередко предсказывал будущее. Но как только св. Аполлинарий поселился в той местности, бес не осмеливался более приводить в заблуждение тамошних жителей. Народ же изумлялся тому, что вдруг их идол перестал прорекать, и сильно беспокоился, что бы могло это значить. И вот однажды бес снова заговорил к народу, стал объяснять ему свое молчание, говоря, что он не может прорекать до тех пор, пока там будет жить пришедший из Рима ученик Петра, апостола Христова. Начали искать Аполлинария и, нашедши, с озлоблением избили его, а потом посадили его на корабль, отплывший в Италию. Корабль благополучно достиг берегов Италии, и Аполлинарий опять прибыл в Равенну. Это было спустя три года после изгнания его оттуда.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вместе с тем и замешательство дамасских иудеев все увеличивалось. Наконец, удивление иудеев уступило место злобе, – фанатизм разгорелся, страсти закипели, решено было прибегнуть к насилию. После совещания иудеи положили тайно схватить Павла и умертвить. Градоначальник дамасский, благоприятствуя врагам Павла, окружил стражей все выходы из города и сами иудеи бдительно стерегли у ворот, чтобы обреченная на смерть жертва не могла спастись бегством. Но злой умысел был известен и самому Павлу и верующим. Нужно было придумать средство спасения, и вот ночью братия спускают Павла в корзине по городской стене. Так в самом начале апостольского служения Павла открылся ряд опасностей и скорбей, через которые он должен был проходить до самого конца своей жизни. Избегнув опасности, Павел удалился в Аравию. Здесь он пробыл, пока не утихла злоба иудеев, и потом опять вернулся в Дамаск. Прошло уже около трех лет со времени обращения Павла ко Христу, и он решился побывать в Иерусалиме. Ему хотелось видеться с апостолом Петром, который прибыл в это время в Иерусалим на праздник Пасхи. К этому путешествию, кроме того, располагали Павла и другие причины: желание видеть матерь Церквей – Церковь иерусалимскую – и ревность возвестить имя Христово на том месте, где он некогда являлся упорным его гонителем. Прибыв в Иерусалим, Павел хотел было пристать к ученикам Христовым, но все сторонились от него, боялись его, не хотели верить, что и он ученик Христов. Все еще живо помнили смерть Стефана, никто еще не забыл уз и темниц, в которые ввергал Савл без всякого милосердия последователей Христа. Но св. апостол Варнава , вероятно, еще ранее познакомившийся с Павлом, уразумел его обращение ко Христу, привел его к апостолам и рассказал им все, что было. Когда св. Варнава, пользовавшийся доверием всей Иерусалимской Церкви, передал о чудесном обращении Павла и когда этот последний подробно рассказал о том, как на дороге явился ему Господь и говорил ему, и как он в Дамаске исповедовал имя Распятого, – тогда возрадовались апостолы и прославили Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Здесь богач и Лазарь принимают временное благословение и наказание, ожидая своей дальнейшей участи до явления Царствия в силе. Богословие в числах: о символике цифр в родословии Христа Помимо этого есть и еще один момент, свидетельствующий о близости взглядов апостола Луки к еврейской традиции. В современной науке возник новый взгляд на нумерологию в родословии Спасителя, изложенном в третьем Евангелии. Ученые обратили внимание на то, что Евангелие от Луки содержит очень специфическое описание родословной Спасителя, которая насчитывает 77 поколений (ср.: Лк. 3, 23–35). Исследователи поставили вопрос: а почему именно 77? Ответ опять же приближает нас к той самой Первой книге Еноха, одна из пяти частей которой — «Книга Стражей», написанная в III веке до н.э. — содержит рассказ о том, что Судный день будет иметь место спустя 70 поколений после Еноха. Она описывает падение ангелов и их наказание в следующих словах: И Бог сказал [архангелу] Рафаилу: «Свяжите [мятежнику] Азазелю руки и ноги и бросьте его во тьму!» И Рафаил сделал отверстие в пустыне, которая была в Дуадаиле, и бросил его там. Вдобавок к этому он кинул туда тяжелые и острые камни. И он закрыл лицо Азазеля, чтобы он, возможно, не видел света и [...] мог быть брошен в огонь в великий судный день. [...] И Михаилу Бог сказал: «[...] Свяжите их на семьдесят поколений под скалами основания, пока день их суждения не подойдет к концу» (1 Ен. 10, 4–6, 11–12). Так как Енох — 7-е поколение, а Христос находится в 77-м, то очевидно, что это не случайно: евангелист Лука показывает тем самым, что Иисус из Назарета — не просто Мессия, а Тот, после чьего прихода очень близко будет Страшный суд. Характерно, что апостол Лука выстраивает имена предков Спасителя так, что каждое 7-е поколение начиналось с особо значимого человека: например, 7-е — с Еноха, 21-е — с Авраама, 35-е — с Давида, а завершается этот перечень семерок в 49-м (7x7) поколении — Самим Христом. Как тут не прочувствовать, что евангелист Лука, как и автор Книги Еноха, предполагал конец истории в 77-м поколении! Мы смотрим на мир как бы со страниц третьего Евангелия и видим удивительную связь времен, культур, традиций; видим очевидную преемственность между еврейской межзаветной литературной традицией и творчеством евангелиста, писавшего для всего мира: для язычников и не только для них. Внутри вас — сегодня, навсегда: о Царствии Божием в Евангелии от Луки

http://e-vestnik.ru/history/imena_vashi_...

Потом мучитель приказал ослабить муки святого и призвал снова принести жертву.      Святой возразил: — Зачем требовать от меня невозможное, о безумный! Я не могу и слышать о твоих богах, а ты повелеваешь мне принести им жертву!      Тогда судья в сильном гневе приказал вонзить ему острые иглы под ногти на руках и ногах, но святой, возведя очи к небу, молча терпел. Затем судья придумал новое мучение: он повелел растопить олово и влить в рот святому. Пока олово растапливалось, святой, воздев к небу руки, молился: «Господи Боже мой, Иисусе Христе, укрепивший меня в перенесенных мною муках, пребуди и ныне со мной, облегчая мои страдания. Ты — единственное мое утешение: даруй же мне явное знамение того, что Ты помогаешь мне победить сатану и этого неправедного судью: ради Тебя я страдаю». Потом попросил святых мучеников своими молитвами помочь ему претерпеть страшную муку. Мучители открыли ему рот железными орудиями и влили олово в горло, но не причинили вреда святому. Присутствовавшие, увидев такое чудо, восклицали: «Велик Бог христианский! Велик есть Царь — Христос! Все веруем в Тебя, Господи!» И все обратились к близко находящемуся идольскому капищу, желая уничтожить его, в судью же с великим негодованием бросали камнями. Тот же с позором убежал в свой дом, а Вонифатия повелел держать под стражей.      Утром народное волнение утихло, судья снова явился на судейское место и, призвав Вонифатия, хулил имя Христово и глумился над тем, как распят был Христос. Святой, не терпя хулы на Господа своего, сам , ругая бездушных богов и обличал ослепление и безумие поклоняющихся им. Судья еще более разгневался и повелел немедленно растопить котел смолы и бросить в него святого мученика. Но Господь не оставил Своего раба: внезапно сошел с неба Ангел и оросил мученика в котле; когда же смола вылилась, то вокруг образовалось сильное пламя, опалившее многих нечестивых язычников, стоявших рядом. Святой остался невредимым. Видя силу Христову, мучитель испугался и повелел тотчас усечь Вонифатия мечом.

http://pravmir.ru/pervyj-den-novogo-goda...

Св. Златоуст замечает по сему случаю о врагах Иисуса: «они купили кровь Его, когда Он был жив, по распятии и воскресении опять деньгами же стараются подорвать истину воскресения!» Ученики Его украли Его. Это такая ложь, которая в высшей степени очевидна для всякого! Св. Златоуст замечает по сему поводу: «Каким образом украли ученики Его, сии бедные, и простые люди, которые не смели даже показаться? Да и не была ли на гробе положена печать? Не окружали ли то место со всех сторон столько стражей, и воинов, и простых Иудеев? Не подозревали ли и они (т. е. первосвященники и старейшины иудейские) сего же самого, не беспокоились ли, не бдели ли, не заботились ли? Да и для чего украсть им? Для того ли, чтобы выдумать учение о воскресении? Могли ли они это сделать? Да и какая была бы им польза, если бы И. Христос не воскрес? Когда мы спали (нам спящим). Римскому ли воину спать на страже, когда грозило ему за это страшное наказание? И возможно ли предположить, что воины, как бы нарочно сговорившись, предались сну все разом?» При том, как замечает блаженный Августин , если стража спала, то как могла знать, что тело унесено и кто унес Его? Нужно, наконец, сказать, что и сам синедрион никогда не думал считать и не считал апостолов похитителями тела Христова: когда он судил апостолов за проповедь Христову, то ни разу не упрекал их в том, что они похитили тело Своего Учителя и разгласили ложно о Его воскресении. 14. и аще услышано бдетъ у игемна, мы утолимъ и васъ безпечальны сотворимъ. и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Мы убедим (утолим) его (игемона, правителя Пилата) и вас от неприятности избавим (беспечальны сотворил). Синедрион обещал это потому, что надеялся на возможность подкупить и Пилата, или на то, что после праздника Пилат возвратится в свое обычное местопребывание, в город Кесарию и там не обратит внимания на слух о воскресении Христовом, если бы этот слух и дошел до него, не обратит тем более, что как язычник, он не склонен был верить воскресению и скорее всего поверил бы, что распятый Иисус точно украден учениками ночью (Мих.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Слева от иконы " Скоропослушница " находится образ преподобного Серафима Саровского. Серафим Вырицкий при постриге в схиму получил имя Серафим в честь прославленного в 1903 году прп. Серафима Саровского. Справа от иконы Спасителя - образ самого преподобного Серафима Вырицкого. По канонам Русской Православной Церкви - это традиционное место для храмовой иконы, говорящей посетителю о том в честь кого освящена церковь. И если сам храм полностью делался средствами Александро-Невского монастыря, то эта икона - единственный благотворительный вклад в его создание. Как и все остальные иконы в домовой церкви она написана в лаврской иконописно-реставрационной мастерской в честь святого Иоанна Дамаскина. Дмитрий Мироненко, руководитель иконописно-реставрационной мастерской Александро-Невской Лавры: - К нам нередко обращаются за иконами преподобного Серафима Вырицкого - мастерская уже не одну подобную икону написала. И наши коллеги иконописцы из других центров часто пишут образ этого святого. Можно сказать, что именно сейчас идет активное формирование его иконографии. Это дело, которое невозможно реализовать сразу: взять фотографию, переработать ее и вот тебе иконография. Нужны годы. И я думаю, что не один десяток лет пройдет, прежде чем полностью созреет иконография преподобного Серафима Вырицкого. Мы, современные иконописцы, сейчас в буквальном смысле слова, первопроходцы, которые - каждый в меру своих талантов - пытаются раскрыть образ преподобного Серафима в своих работах. Здесь важно не забывать об основах. Главная задача иконографии - это узнаваемость. Человек, даже плохо знающий или помнящий лицо Серафима Вырицкого, должен узнать его в любом храме. На дьяконских дверях - традиционные образа архангела Михаила и архангела Гавриила, стражей Царства Небесного и всех Святынь. По краям иконостаса - образа с избранными святыми, связанными как с Александро-Невской Лаврой, так и с самим преподобным Серафимом Вырицким. В левой части изображены святой Варнава Гефсиманский - его духовник, священномученик Лев (Егоров) - один из основателей Александро-Невского братства, и протоиерей Петр Скипетров - первый священномученик, пострадавший за веру на территории Невского монастыря. Эти трое святых связаны с подвигом Серафима Вырицкого, они его современники.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Теория воровства, какая записана в самом Евангелии: воинов удовлетворили деньгами и внушили им говорить: «Намъ спящимъ тло украли» ( Мф. 27:64 ). Да как могла стража спать? как могла спать стража, когда все прекрасно знали, что если они проспят, их казнят? Их казнят. Вы читаете в книге «Деяний», что когда по молитве Апостолов двери темницы раскрылись, и узники все вышли, то, увидев тюрьму пустой, страж хотел заколоть себя ножом. Почему? Потому что он знал, что его ожидает казнь, но Апостол Павел остановил его руку и привёл его к вере (см. Деян. 16:27–34 ). Поэтому очень несостоятельна эта теория воровства. Потом, можно ли представить на тот момент состояние учеников, которые вдруг обрели такое мужество, чтобы тихо подойти ко гробу, неслышно открыть громадный камень, вынести тело? Ну, допустим, они сумели всё-таки это сделать. Что же делать с трупом? И как творить, что он воскрес? Труп освежит любое воспалённое воображение. В основу Христианского вероучения положить этот ложный посыл невозможно. Они все пострадали мученически в основном. Никто не будет страдать за идею fix. И вот как они могли украсть, когда они все страха ради (см. Ин. 20:2–10 ; Мк. 14:50 ; Мф. 26:56 ) разбежались и сидели взаперти? У Креста стоял только Иоанн Богослов и в отдалении – жены мроносицы Божия Матерь – больше никого не было (см. Ин. 19:25–27 ). И вдруг эти ученики обретают такое мужество? И делают это настолько, знаете, классически, что ни один из стражей не шелохнулся и не проснулся. Она не выдерживает никакой критики – никакой критики. Поэтому, как же из вас некоторые говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Но всё-таки у ветхозаветного человека были основания не верить в воскресение. Были основания, потому что в Священном Писании есть много таких текстов, которые говорят об этом. Не была открыта эта истина в Ветхом Завете сразу. Все верили, что идут в шеол, во тьму смертную, во δης, в место, лишённое света. Давайте посмотрим некоторые тексты.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Размышлях и малодушствоваше дух мой A­ δολεσχα (размышление) собственно значит многословие и пустословие, как сказано: «сказывали мне беззаконники пустых много слов» ( Пс. 118:85 ); означает также и размышление и беспокойство, в каковом значении стоит и здесь: я говорит, размышлял в самом себе и беспокоился, как бы мне освободиться от скорбей, и поелику я не находил свободы от них, то унывала и упадала в духе душа моя. В таковом значении размышления и беспокойства принимается δολεσχα и в следующем месте: о заповедях Твоих я буду размышлять, и в следующем: раб Твой размышлял об оправданиях Твоих, и во многих других изречениях 118-го псалма. Называется также δολεσχα и молитва , как в словах Анны: от множества углубления моего, (то есть в прилежной молитве моей) я истаевала доселе ( 1Цар. 1:16 ). Пс.76:5 .  Предваристе стражбы очи мои Те, которые держат стражу при войсках, разделяют ночь на четыре стражи, или смены, уступая каждой смене на три часа и попеременно сторожат один после другого. Итак Давид здесь говорит: глаза мои предупреждали все ночные сии стражи, то есть, бодрствуя, по словам Феодорита, целую ночь, они предупреждали времена сих стражей. Потому что, по причине беспокойства и размышления ума моего сон убегал от очей моих. Или глазами называет наблюдавших за ним врагов, как бы так: наблюдавшие за мною враги приходили до начала ночных стражей для бодрого наблюдения за мною (1). (1) Слова Оригена : Подобное нечто представляй и об очах праведника, соблюдающего увещание писания: всяким хранением блюди свое сердце. Ибо как много стражей у городов, из которых враг делает нападение, которых человек должен блюсти себя и глазами и умом, то вперед заняв все стражи, (праведник) смотрит, не нападут ли враги каким-нибудь способом, найдя место стража неохраняемым. Слова Евсевия: Находясь постоянно в такой неусыпности и бодрствуя все ночи, я заботился о подчиненных мне народах. Почему и стихотворец сказал: Не должно всю ночь спать старейшине народа, которому вверено столько народов и столько попечений.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Мф.28:12–14 . И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. «Собравшись со старейшинами» и пр.: дело показалось им так важным, что они собрали Синедрион, составили совет, как поступить в этом случае, и ничего лучшего не могли выдумать, как подкуп стражей. – «Довольно денег дали воинам»: «они купили кровь Его, когда Он был жив; а по Его распятии и воскресении опять деньгами же стараются подорвать истину воскресения» (Злат.). – «Ученики Его украли»: «так истина ясна и очевидна, что они не умеют и солгать. Их слова совершенно невероятны и никакого правдоподобия не имели. Каким образом украли Его ученики, сии бедные и простые люди, которые не смели даже показаться?.. Да и не была ли на гробе положена печать? Не окружали ли то место со всех сторон столько стражей и воинов и простых иудеев? Не подозревали ли и они сего же самого, не беспокоились ли, не бдели ли, не заботились ли? Да и для чего украсть им? Для того ли, чтобы выдумать учение о воскресении? Но как бы пришло на мысль выдумать что-нибудь подобное людям, которые любили жить в неизвестности? Да и как они отвалили камень запечатанный? Как укрылись от такого множества?.. Да и какая была бы им польза, если бы Иисус Христос не воскрес?» (Злат., ср. Феофил.).– «Когда мы спали»: за такую бдительность стража, конечно, подвергалась наказанию по законам, но враги Господа обещались уладить дело. – «Мы убедим его»: они могли обещать воинам, что правитель их не накажет, так как знали, что и сам-то правитель может быть подкуплен, и – притом он после праздника должен опять возвратиться в Кесарию, свое обычное местопребывание, и там, конечно, не обратит внимания на подобный слух, если бы он и дошел до него, тем более, что как язычник он, конечно, не склонен был верить воскресению и скорее всего поверил бы, что распятый точно украден учениками ночью.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

О Господи Боже, Создатель и Вседержитель, единый Боже, единый Творче, добрый источник благости, Тебе кланяемся и Тебе молимся: наставь нас к доброму концу Духом Твоим Святым, чрез Господа Иисуса Христа. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 2 декабря 1. Св. пророк Аввакум . Сын Асафатов из колена Симеонова. Пророчествовал за 600 лет до Христа, в правление царя Манассии. Предрек опустошение Иерусалима. Когда Навуходоносор, царь Вавилонский, подступил к Иерусалиму, Аввакум укрылся в стране Измаильской, откуда затем снова вернулся в Иудею, где жил, занимаясь земледелием. Однажды, когда нес он обед жнецам на поле, вдруг явился ему Ангел Господень и сказал: Отнеси этот обед, который у тебя, в Вавилон к Даниилу, в ров львиный. Аввакум сказал: господин! Вавилона я никогда не видал и рва не знаю ( Дан. 14:34–35 ). Тогда Ангел взял его за волосы и в один миг перенес в Вавилон, на огромное расстояние, в львиный ров, куда в наказание от царя Кира был брошен пророк Даниил – за то, что не поклонился идолам. Даниил! Даниил! возьми обед, который Бог послал тебе , – крикнул ему Аввакум. И взял Даниил пищу и ел. Затем сей Божий Ангел опять поднял Аввакума в воздух и перенес в Иудею, на его поле. Сверх всего прочего, пророчествовал Аввакум об освобождении Иерусалима и о Христовых временах. Упокоился в глубокой старости и погребен в местечке [Кеил] (Кела). Его мощи были открыты в эпоху императора Феодосия Великого. 2. Св. мученица Миропия . Родилась в Ефесе, в христианской семье. По смерти отца переселилась с матерью на остров Хиос, где и пострадала за Христа. Мученическая кончина сей святой девицы имела место вскоре после страданий и смерти славного мученика Исидора (см. 14 мая). Когда палачи обезглавили Исидора, храбрая Миропия тайно взяла его тело, помазала благовониями и с честью похоронила в особом месте. Злой и бесчеловечный князь Нумериан услышал, что тело мученика украдено, и хотел казнить стражей. Узнав о том, что невинные люди пострадают за ее поступок, блаженная Миропия сама явилась к властям и призналась, что взяла и похоронила тело мученика. По приказу князя святую Христову девицу жестоко бичевали по всему телу, а затем, всю израненную, бросили в темницу. Однако Господь не оставил Свою мученицу без утешения. В полночь воссиял в подземелье небесный свет и явилось множество Ангелов, посреди которых [стоял] святой Исидор. «Мир тебе, Миропия, – сказал он святой девице, – взошла твоя молитва к Богу, и скоро ты будешь с нами и воспримешь уготованный тебе венец». Святая страдалица возрадовалась [о сем] и в ту же минуту предала свой дух Богу. От ее тела источилось дивное благоухание, наполнившее всю темницу. Один из стражей, увидев и ощутив всё это, уверовал во Христа, крестился и вскоре и сам претерпел мученическую смерть. Святая Миропия преставилась в вечность в 251 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010