Таинственное стадо, Церковь есть Христова; словесные овцы, Христиане; Пастыри овец, Архиереи; волк, наипаче по речению святого Петра – лев, диавол, стадо Христово обходящий, и поядать Христовых овец хотящий: супостат ваш диавол, яко лев рыкал осадить, иский кого поглотити 203 . Псы, оберегатели священного стада, учители и проповедники Евангелия, кои проповедают, кричат, пробужают пастырей, и отгоняют волка, а овец оберегают. Не боится заяц, упоминает великий Василий, так грома, как диавол Евангельской проповеди. Когда он прослышит, где проповедуемо слово Божие, то обробевает, прочь отбегает и пропадает. Но что делает диавольское коварство? Старается диавол всяким образом выгнать из стада псов, из святого града Священных риторов, из Церкви учителей, чтоб не слышалось в ней всячески слова Божия. А в каком намерении? В таком, чтоб стадо Христово без стражей пребывало, а ему бы поддать Христовых овец свободно было, Покажите мне какое-нибудь стадо без псов, пусть Пастух каков прилежен и бодр ни будет, волк приходит нощною порою тайно; и как не слышитъ лаяния, то входит он в стадо, уносит и поядает овец. Покажите мне какую-либо Церковь , какой-либо город, какую-либо Епархию без учителей и проповедников, пусть пастырь каков ни будет святой и праведной, диавол находит себе всегда там место. И как не слышит он слова Божия, то входит, похищает и поядает словесных овец. Сего-то ради упоминает Павел, что Дух Святый установил в Церкви Христовой пастырей и учителей 204 . Пастырей, Архиереев на управление словесных овец жезлом правости, то есть, духовною властию; учителей для оберегания словесных овец от душевредительного волка словом и поучением. Из всего предреченного узнаваетель вы, сколь нужны учители и проповедники Евангелия в Церкви Христовой? Так, как нужны псы во овчем стаде: сколь нужно слово Божие для спасения нашего? Так, как нужен хлеб для здравия нашего. Хлеб Ангельский, слово есть Божие, им же питаются души, Бога алчущие. Единородный Сыне и Слове Божий, за неизреченную благость на землю сошедший, и человеком, для собрания сего таинственного святыя Твоея Церкве стада, быть изволивший! Ты, яко за искупление словесных Твоих овец всю Кровь излиявший! призри с небеси на стадо Твое, посеши овцы Твоя, не попусти отнюдь без стражей им пребывать, то есть, без учителей и проповедников Евангелия Твоего, дабы они от ловительств душевредительного волка их оберегали. Но как в пустыне на питание людем Израильтеским манну Ты одождил, так и в Церкви Твоей на питание душ православных небесный хлеб Божественныя Твоея проповеди одожди. Дух Твой Святый да просветит ум наш, да вдохнет в сердце наше, да научит язык наш тому, чтоб слышимо было слово Божие всегда, чтоб не преставало оно между нами никогда. Небесный Земледелателю! сей Ты сие Божественное семя всегда в жительстве православных, да и чтоб оно упадало на землю благую, и приносило плод многий, в славу Пресвятого Твоего имени и спасение душ наших. Часть вторая

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

Книга Деяний апостольских, как можно с достоверностью полагать, написана во время пребывания апостола Павла в узах в Риме. Этим оканчивается книга, и это пребывание в узах может быть причиною, заставившею писателя прекратить свое повествование, чего, конечно, он не сделал бы, если бы написал после освобождения апостола из уз или после смерти его. Но вся трудность состоит именно в том, чтобы определить время пребывания Павла в узах в Риме. Для определения времени пребывания Павла в Риме, нужно принять в соображение следующие указания: апостол Павел был заключен под стражу при римском правителе Феликсе и пробыл в заключении два года. На место Феликса заступил Порций Фест ( Деян.24:27 ), который и отправил апостола в Рим на суд кесаря. Сам же Феликс истребован был в Рим и приговорен к казни. Феликс сменен в 61 году, в седьмой год правления Нерона. В этом же году, зимою, Павел был отправлен в Рим и прибыл туда в начале 62 года. На протяжении 62 и 63 годов он находился под стражей, и именно в это время могла быть написана книга Деяний апостольских. Место написания. Определив время написания, мы тем самым определяем и место написания книги Деяний, а именно – Рим. В этом еще более утверждают некоторые соображения. Так, писатель, говоря о происходившем в Риме, указывает с подробностью частные места вечного города (например, Деян.28:15 ). Из послания к Колоссянам, написанного, как известно, в Риме, видно, что Лука был тогда рядом с Павлом ( Кол.4 – Флм.стих.23) в Риме. Цель написания. Книга Деяний есть только продолжение Евангелия Луки и написана, конечно, с той же целью – утвердить Феофила в том учении, в котором он был наставлен от евангелиста. Кроме указанной выше прямой, так сказать, частной цели написания Деяний, именно утверждении Феофила в христианском учении, можно открыть другую, высшую и общую цель написания книги Деяний, как и всего Нового Завета, цель Святого Духа – открыть людям божественное происхождение Церкви Христовой, как из иудеев, так и язычников, указать ее истинных основателей и распространителей, представить в живых примерах ее силы, действия и борьбу с врагами; словом, доказать и показать на деле, что основанная Христом Церковь действительно получила от него обетованные ей дары и силы и, несмотря на все усилия врагов, стоит непоколебимо, обнимая собою целые народы и все страны мира. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КНИГИ ДЕЯНИЙ АПОСТОЛЬСКИХ Вознесение Господне (Деян.1:1–12)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Все это делается с большими пышностями: из леса несут огромное дерево с музыкой и песнями, со знаменами и стражей, берут из ближайшей церкви священников с церковной процессией и отправляются на место насаждения дерева; там главный священник читает молитву, составленную вообще для освящения всего нового, кропит место и говорит, если находит нужным и приличным, речь; затем собирают деньги для освящения дерева ночью, и оканчивают дело криками и песнями. Истинно дети эти Французы! Все, что духовенство находит выгодного в подобных церемониях, ограничивается поучениями, которые, по всей вероятности, действует на некоторые сердца. Цель, которую думает достигнуть духовенство в республике, состоит в отделении Церкви от государства, в самоуправлении Церкви без всякого влияния государства; предположение неудобоисполнимое! Однако же ему дает вес и силу то, что к выполнению его стремится не одна римско-католическая Церковь, но все вообще вероисповедания, существующие на французской земле; протестантизм действует смелее всех. Страсбургская консистория уже объявила недействительными прежние постановления государства насчет управления протестантской Церкви и, пишут, уже получила позволение от министра вероисповеданий составить новые правила, основанные на характере протестантизма, для управления этой Церкви. Желание церковной независимости простирается до того, что не хотят получать даже благодеяний от государства. Все вероисповедания хотят подавать прошение в народное собрание (Assemblée nationale) об уничтожении жалованья духовенству; много уже говорят об этом и пишут, не обошел молчанием сего предмета и орган Архиепископа Парижского, «L’Univers». А так как для церковного управления необходимо единство, то Епископы Франции хотят восстановить и ввести в обычай соборы, что прежде им было запрещено, а теперь возможно по праву свободы собрания (droit de réunion). Неизвестно, как будет смотреть на сии планы Народное Собрание; но духовенство составляет там себе сильную партию. Сначала журналы религиозные настоятельно подали мнение, что народное собрание непременно должно заключать в своем кругу депутатов из духовенства, так как в этом собрании должны иметь голос все интересы, все стороны жизни государства; потом Епископы в окружных посланиях к священникам внушали им не отказываться от избрания в депутаты.

http://azbyka.ru/fiction/parizhskie-pism...

Его изысканность свидетельствует не только о мастерстве, но и о творческой зрелости резчика. Другой пример — так называемый Бамбергский аворий (разм. 18,7 11,6 см) из слоновой кости, около 400 г., в Баварском Национальном музее в Мюнхене, представляющий Гроб Господень в виде античного сооружения с ротондою и куполом, украшенного колонками и скульптурными фигурами; возле него двое стоящих стражей и сидящий возле закрытых дверей ангел, беседующий с жёнами; справа вверху — Вознесение, с изображением шествующего на небо юного Христа 17 . Раннесредневековые рельефы и пиксиды в целом дают богатый материал для наблюдений в плане трансформации элитарной светской резьбы в сакральную христианскую, сохраняющую свой классицирующий характер. В раннехристианском искусстве Рима особое место занимает мозаика церкви святой Пуденцианы у Эсквиливского холма, украшающая конху её апсиды, датируемая около 402–417 гг. 18 . На ней представлен тронный Христос с восседающими по сторонам Апостолами, между которыми ближайшее место занимают Пётр и Павел, на которых женские фигуры возлагают венки. На втором плане длинный портик, за которым вздымается холм, на вершине которого большой крест, украшенный драгоценными камнями. Д. В. Айналов сопоставил это изображение с описанием Голгофской скалы у очевидцев, указывающих на существование на скале Креста, и отметил, что “здесь в композицию привнесены довольно точные и близкие к действительности данные устройства и вида святых мест”. Композиция примечательна ещё и тем, что она представляет один из ранних вариантов иконографической схемы, изображающей Христа в славе, образ Которого оказывается в системе церковных росписей связанным именно с алтарной апсидой 19 . Церковное искусство IV–V вв. отмечено появлением монументальных росписей, украсивших многочисленные храмы, в том числе в Константинополе и Палестине. В этот период устанавливается большинство церковных праздников, связанных с Евангельскими событиями 20 . Им соответствуют иконописные композиции, в основном палестинского происхождения 21 .

http://pravmir.ru/hristianskaya-ikonogra...

О всякой вещи, еяже аще просита: – какое обширное, какое, можно сказать, неограниченное полномочие! Будет от Отца, Иже на небесех: – какое высокое и, очевидно, никакою иною властью непреоборимое полномочие! А что в обетовании говорится о наименьшем соборном числе: аще два от вас совещаета: это для того, чтоб и малый, по нужде, собор церковный не почитал себя слишком недостаточным для участия в обетовании Господнем, и чтобы тем паче уповал на обетование собор великий. Хотите ли видеть сие обетование в исполнение, сие полномочие в полном действии? Посмотрите в первоначальную Церковь Апостольскую. После одной из первых, успешной проповеди, на Апостолов восстали все иерусалимские власти. Ввергают их в темницу; потом, взяв из неё, допрашивают в соборе князей, старцев и книжников, и грозно запрещают им учить о имени Иисуса. Буря сильна. Новонасажденное христианство было в опасности не только поколебаться, но и быть исторгнуто с корнем. Нужна была чрезвычайная опора, особенное подкрепление свыше. И помолившимся им, подвижеся место, идеже бяху собрани, и исполнишася вси Духа Свята, и глаголаху слово Божие со дерзновением ( Деян.4:31 ). Место, идеже бяху собрани, очевидно было домом молитвы и домом Божиим внутренне, хотя ещё не время было тогда возвеличить оное в внешне, и осенить крестом, как у нас ныне. В другое время, Петра стрежаху в темнице: молитва же бе прилежна бываемая от Церкве к Богу о нем ( Деян.12:5 ). Что же сделала сия церковная молитва? То, что Ангел разрешил Петра от оков, и сквозь запертые двери, мимо стражей, вывел из темницы на свободу. Нужно ли говорить более, чтобы возбудить покоящуюся уверенность, что наименования дома молитвы и дома Божия не суть только почётные наименования, поверхностно наложенные на предмет, но выражают нечто существенное в предмет, хотя не всегда и не всем открывающееся? Кажется, все мы знаем, что в дом молитвы, в соборе церковном, есть особенная благодатная близость Бога вездесущего; что в доме, Божием есть таинственное вселение Бога невместимого; что в сем доме богатого благостью Домовладыки, больше, нежели где либо, совокуплены сокровища даров, пособий, благодеяний, милостей, утешений, света, силы, жизни, спасения, и чадам и присным сего дома предоставлен ключ от сих сокровищ молитва веры.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Павел в четвертый раз. На сей раз он правил патриаршеством три года. Но Константий, воспользовавшийся смертью Константа, послал сего святителя в ссылку в Каппадокию, а сопровождавшие его задушили в пути. Св. Церковь совершает память сего непобедимого исповедника Веры в 6 день ноября. После божественного Павла на престол патриарший восходит духоборец 359 г. Македоний во второй раз. Когда Македоний шел во храм для торжественного принятия патриаршего престола, он был сопровождаем градским епархом с воинскою стражей. Поскольку же, от множества народа, по любопытству стекшегося на сей случай, произошла большая теснота, так что невозможно было войти в церковь ; то воины епарховы, думая, что вход Македонию загражден умышленно, обнажив палаши, множество людей побили, а другие померли от тесноты и давки. Вот каким бедствием ознаменовалось начало правления еретика. Впрочем, правив один год, скверный Македоний, наконец, свержен с патриаршеского престола, сделавшись ненавистным и для самих покровителей своих за крайнюю жестокость и надмение. Но, по легкомыслию ариан, место его заступил другой зловерный арианин 360 г. 27 ) Евдоксий, бывший прежде епископом антиохийским. Блаженный Феодорит называет его дикою свиньею, опустошающею виноград Христов – непорочную Церковь : потому что он был человек нечестивый, льстец, невоздержанный, лукавый, попеременно представляя из себя то льва, то лисицу. Забыв, что смиренная важность есть лучшее украшение речи Христова пастыря, он любил употреблять площадные остроты, свойственный комедиантам, и тон шуточный даже на том священном месте, с коего вещал он, как посланник от лица Христова. Несмотря на то, он целых 11 лет оставался на престоле константинопольском, что зависело от покровительства, которое оказывал ему, как арианину, сперва Константий, а потом, по смерти Константия (362 г.) Юлиан отступник, с удовольствием видя в нем орудие своих безбожных замыслов, обещавшее ему истребление православия, вместо которого он старался ввести идолопоклонство. Когда, после двухлетнего царствования, Юлиан умер, то самодержцем на место его провозглашен малолетний Иовиан и потом Валентиниан и Валент (364 г.). Но поскольку Валент, принявший самодержавие над востоком, крещение принял от зломудренного Евдоксия, то и он, быв арианином и защитником единомысленников Евдоксиевых, возмущал Церковь . Наконец, при сем самодержце зловерный Евдоксий умер, оставив в Константинополе великое множество ариан, аномеев, македониан. По смерти Евдоксия православными рукоположен в патриарха благочестивейший 371 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4. Итак, мисяне простирали с мольбою руки, заклиная императора прийти к ним на помощь. Но пока он готовился к походу, пришло известие о взятии Великой Антиохии она была взята в точном соответствии с приказами, которые были даны оставленному для ее покорения войску Вследствие ежедневных набегов [Антиохия] была обессилена и испытывала крайний недостаток всего необходимого. Тогда, рассказывают, патрикий и стратопедарх Петр который, хотя и евнух, был, однако, мужем деятельным и весьма храбрым, пришел туда с войском, пройдя через всю Сирию, и отрядил своего таксиарха Михаила, по прозванию Вурца для обозрения города. [Михаил] с несколькими отборными воинами подошел вплотную к крепости, высмотрел удобное место в стене, вернулся назад в лагерь, соорудил лестницы, соответствующие высоте башен, и погрузил их на вьючных животных. В середине ночи он с отрядом смельчаков снова подкрался к стенам Антиохии; приставив лестницы к стене, они бесшумно взобрались по ним и пронзили мечами спавших глубоким сном стражей-агарян. Овладев таким образом стенами, ромеи спустились с башен и подожгли город со всех четырех сторон. Антиохийцев, пораженных неожиданной [бедой], охватило страшное отчаяние: они вопили и рыдали, не зная, что предпринять. Наконец они решились положиться на свое мужество и отважно сражаться вплотную с противником, пока совсем не рассветет, но стратопедарх Петр предупредил их намерение. Он вступил с войском через ворота, которые ему открыли проникшие туда прежде ромеи. Антиохийцы не осмелились даже встретиться лицом к лицу с такой силой; побросав оружие, они стали молить о пощаде. Стратопедарх обратил их в рабство, потушил пожар, отобрал себе лучшую часть добычи, овладел всем городом и поставил охрану на уязвимых участках стены. 5. Таким образом была взята и опустошена ромеями великая и славная Антиохия. Когда до василевса дошла весть об этом, он обрадовался и воздал благодарственные молитвы Богу Говорят, что во время происходившего тогда празднества в честь сонма бесплотных сил к императору подошел какой-то монах из отшельников, вручил ему письмо и внезапно скрылся из виду. Он развернул его и прочел; вот каково было содержание письма: " Провидение открыло мне, червю, что ты, государь, переселишься из этой жизни на третий месяц по прошествии сентября " . Несмотря на длительные поиски, василевс не нашел монаха.

http://sedmitza.ru/lib/text/433425/

http://www.openmoscow.ru/novospaspamrubl.php Новоспасский монастырь, некогда один из каменных стражей Москвы, защищавший Коломенную дорогу - " внук " Данилова монастыря. Основан в 1330 году, первоначально назывался Спасским и располагался в Кремле, а первыми его насельниками были монахи переведённого в Кремль Данилова монастыря. В связи с начавшейся в конце 15 века перестройкой Кремля, в 1462 году, Спасский монастырь был перенесён на новое место - на Крутицы, на Васильевский лужок, и назван Новоспасским. В 1491-1496 годах в Новоспасском монастыре был сооружён каменный монастырский собор. С 16 века Спасский собор стал родовой усыпальницей боярской семьи Романовых. Здесь погребена, в частности, инокиня Марфа (Ксения Ивановна Романова, до брака Шестова) (ум. 1631) - мать царя Михаила Фёдоровича (1596-1645). После восхождения на престол царя Михаила Романова в Новоспасском монастыре началось большое каменное строительство. Уже в 1620-х годах были построены палаты патриарха Филарета (Фёдор Никитич Романов) (ок. 1554-1633) - Архиерейский дом. В 1630 году на средства царя Михаила Фёдоровича и его матери вокруг монастыря начали возводить стены " с мушкетным, лучным и пушечными боями " , башнями и стрельницами. Сооружение монастырской ограды было завершено в 1640-х годах. Протяжённость стен Новоспасского монастыря составляет более полукилометра, высота - до 7,5 м, толщина - 2 м. В эти же годы были построены корпуса келий. В середине 17 века при архимандрите Никоне (Никита Минин (Минов) (1605-1681), будущем патриархе, старый собор был почти полностью разобран, и на его месте в 1645 году началось строительство нового собора - величественного, торжественного, увенчанного могучим пятиглавием. В его облике с наибольшей силой воплотились те архитектурные формы, к которым стремился Никон и которые семь лет спустя были объявлены им " образцовыми " для всей России. Внутри собора сохранились фрески 17 века. Интересной особенностью Спасского собора были изображения в основании столбов соборной паперти, в самом низу, древнегреческих философов и мудрецов: Гомера, Орфея, Платона и других.

http://sobory.ru/article/?object=02851

В изумлении проливаю слезы при созерцании твоих подвигов, Павел. Что сказать, как изобразить ваши страдания – я не нахожу слов. Сколько темниц вы освятили! Сколько уз просветили! Сколько стражей последовало вашему учению! Сколько цепей вами расторгнуто! Сколько искушений вы претерпели! Сколько мест освятили своими стопами! Сколько оскорблений перенесли! Как носили в себе Христа! Как усладили Церковь своею проповедью! Уста ваши благословенны; члены ваши обагрены кровью, пролитою за Церковь . Неуклонно во всем вы подражали Христу. «По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их» ( Пс.18:5 ). Непоколебимо Христос сохраняет Свою Церковь , уневещенную Ему вами. Подобного вам не было ни раньше вас, ни после вас. Кто осмелится возвещать что-нибудь помимо вашего предания и усвоять себе учительное достоинство достоинство помимо вас? Всех наставников вы умудрили, всех богословов вдохновили, всех непросвещенных просветили. Ваше терпение превозмогло даже косность наших сердец; оно так было велико, что вы сами желали быть отлученными, чтобы приобрести (Христу) весь мир. Итак, что воздадим мы вам за все те блага, которые мы от вас получили? Сегодня память ваших подвигов, сегодня празднование вашего мученичества ха Христа, сегодня все мы торжественно почитаем ваши мощи. Радуйся, Петр, вкусивший древа крестного и распятый вниз головою, в самом распятии как бы восходящий от земли на небо! Благословенны гвозди, пронзившие те святые члены, которые вожделенны для меня превыше небесной славы! С дерзновением предал в руки Владыки свою душу благий и верный раб, поработавший Господу и уневещенной Ему Церкви со всем усердием и постоянством, горящий духом, верный Владыке всяческих апостол. Усечен мечем был преблаженный Павел, которого нельзя восхвалить по достоинству. Какой меч расторг эту гортань, орган Владыки, предмет удивления для поднебесной и ужаса для подземных? Какое место восприняло твою кровь, капли которой подобно молоку оросили одежду твоего палача и даже его варварскую душу усладили паче меда, обратив его вместе с его товарищами к вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В коптском Евангелии (л. 78) в изображении молитвы Иисуса Христа апостолы сидят в пещере и спят; а в изображении лобзания Иуды (л. 79) воины, со щитами и ножами, грозно поднимают мечи; Иисус Христос исцеляет ухо Малха; апостолы уходят прочь, с ними и Иуда, отмеченный черным цветом лица. В стенописях: Спасонередицкой церкви, Протатского собора, Афонолаврского собора, Иверского собора, Каракалльского и Филофеевского соборов, собора Спасопреображенского монастыря и Феодоровской церкви в Ярославле. Сходно и описание греческого подлинника, за исключением свитка в руке Иисуса Христа, будящего апостолов 1916 . Миниатюры лицевых Страстей в зависимости от их текста и под влиянием западной иконографии допускают иконографические расширения и явные уклонения от древних образцов. Эпизоды молитвы Иисуса Христа составляют отдельную группу изображений; другая группа – взятие Иисуса Христа воинами. В некоторых списках Иисус Христос представляется молящимся в трех отдельных миниатюрах, и в двух – беседующим с учениками (О. Л. Д. П., 91). Изредка Он совершает молитву согласно с памятниками византийскими, пав ниц (О. Л. Д. П., CLXXVI); по большей же части Он стоит на коленях; перед Ним вверху облачное небо, в котором видна чаша и даже Бог Отец в виде старца; ангел-утешитель стоит перед Ним или держит в облаках чашу (О. Л. Д. П., 91, XLVIII, 1903, LXXIII, CCLX, С.-Петерб. Дух. Акад. А 1 / 23 ). Чаша первоначально явилась в памятниках западных. В одной миниатюре (А 1 / 23 ) от лица Иисуса Христа вверх по направлению к ангелу идет надпись: «Отче Мой, аще возможно…» и т. д.; а от ангела к Иисусу Христу другая: «Богу и Отцу твоему также изволившу». Эта эпистолярная форма имеет также западное происхождение. В другой миниатюре (О. Л. Д. П., CLXIII) при молитве Иисуса Христа и беседе с учениками присутствует в отдалении дьявол; так как в тексте говорится, что дьявол подслушал слова Господа «прискорбна ми есть душа моя до смерти» и, заключив из этих слов, будто Иисус Христос боится смерти, поспешил уведомить ад, чтобы тот приготовлял место для Иисуса Христа. Соответственно этим подробностям об аде и его приготовлениях к недружелюбной встрече Иисуса Христа статья «о молении Иисуса Христа» допускает изображения ада и Его бесед с дьяволами. Апостолы во время молитвы Иисуса Христа обычно спят, а пробужденные Иисусом Христом от сна беседуют с Ним жестами. Лобзание Иуды и взятие Иисуса Христа стражей выражаются здесь также в нескольких миниатюрах: воины, вооруженные копьями и бердышами, с факелами, иногда в польских типах и одеждах XLVIII), приближаются к Иисусу Христу вместе с Иудой; последний с мешком, наполненным деньгами, обозначенными на мешке в виде кружков А 1 / 23 ); воины и Иуда падают; Иуда ободряет упавших, затем лобзает Иисуса Христа; воины схватывают Его и накидывают на шею веревку. Иконографические формы и техника во всех лицевых Страстях грубы, и целые композиции по большей части производят подавляющее впечатление.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010