Из священных предметов, имеющихся в холодной церкви, особенное внимание заслуживают по их ценности и древности следующие: 1) из св. икон: а) икона Господа Вседержителя, украшенная серебряной ризою с позолоченным венцом; весу в ризе 14 фунтов; б) икона Успения Божией Матери, в серебряной ризе с одиннадцатью сребропозлащенными венцами; гроб же Божией Матери и покров оного унизаны китайским крупным жемчугом; в) кипарисный крест большого размера, поставленный за правым клиросом, почитаемый прихожанами за чудотворный и, г) плащаница, шитая золотом по алому бархату, в золоченой гробнице; лики изображены живописью, а ризы вышиты золотом; 2) из церковной утвари: а) евангелие печати 1668 года; средник и по углам евангелисты серебряные; б) евангелие печати 1698 года, передняя доска на нем серебряная, в средине ее – изображено Воскресение Христово, а по углам – евангелисты; в) евангелие в переплете алого бархата, длиною в 1 аршин 2 вершка, шириною в 12 вершков, весом 1 пуд 28 фунтов, печатанное в 1759 году на александрийской бумаге; передняя доска его украшена сребропозлащенною ризою, на средине которой изображено Воскресение Христово, а по углам – четыре евангелиста; на евангелии имеется надпись вкладчика, сельского крестьянина, следующего содержания: «1777 года месяца Ноября 26 дня на память Св. Великомученика Георгия приложил я сию святую книгу Евангелие Иисуса Христа в церковь Успения Пресвятые Б-цы да Николая Чудотворца села больших Всегодич крестьянин Григорий Леонтьев сын Китаев ради душевной вольны и для поминовения моих родителей и меня в вечную память. Аминь.»; г) напрестольный кипарисный крест в сребропозлащенной ризе с частицами св. мощей следующих 20 угодников Божиих: св. пророка Даниила, ан. Варфоломея, ап. Филиппа, Святителя и Чудотворца Николая, великомученика Антипы, св. чудотворца Тихона, св. чудотворца Спиридона, св. Иоанна Милостивого, св. Пимена Великого , св. Нила Столбенского, св. Антония Римлянина, св. великомученика Меркурия, св. великомученика Прокопия, св. Иоанна Воина, св. благоверного Великого Князя Владимира, св. благоверного Великого Князя Александра Невского, св. Алексия человека Божия, св. первомученицы Феклы, св. великомученицы Марины и св. мученицы Феодосии; на конце рукоятия креста имеется надпись жертвователя: «1691 года Ноября в 20 день пожертвовал сей благословящий крест сытняго дворца стряпчий Григорий Иванов сын Ушаков и приложил в церковь Успения Божией Матери, что в селе больших Всегодичах ради своего и жены и детей здравия и душевного спасения и родителей своих в поминовение»; д) ковчег сребропозлащенный, украшенный финифтью и стразами, весом 8 фунтов и, ж) богослужебные сосуды, украшенные финифтью и стразами; весу в них 6 фунтов 25 золотников.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Из сочинителей и грамотников-мужчин, более начитанных, зани­мавшихся перепиской книг, духовных стихов и проч., были более известны, до следственной комиссии 1850 года: 1) Михаил Андреев Кувшинов, ярославский мещанин с фабрики Яковлевых, бывший одним из самых ревностных деятелей быстрого развития сопелков­ского согласия, увлекший в него, кроме множества посторонних, свое семейство – мать, пять братьев, сестру и двух дочерей; 2) Василий Петров Горбунчик, крестьянин из деревни Когаева, Ярославского уезда. По начитанности, этот наставник постоянно считался членом главного совета старцев сопелковского согласия. Он имел постоянную при­стань и занимался книгами в селе Сопелках у крестьянина Федора Иванова Савелова, у которого при обыске летом 1852 года найдены в тайниках все книги Василия Петрова, между прочим, весьма любопытные рукописи, и в числе их подлинные сочинения основателя согласия бегунов Евфимия; 3) Никита Семенов, из крестьян. Ярослав­ской губернии, вотчины графа Мамонова. Сначала он обучался в Москве портному мастерству, но потом бросил это занятие. Будучи еще только шестнадцати лет, он вместе с товарищем своим Ларионом Ивановым бежал и поселился в пустыне Архангельской губернии, на Топь-озере. Там Никита достал «цветник» Евфимия, основателя толка бегу­нов, решился последовать его учению, сам себя окрестил в странство и, прибыв в село Сопелки, для знакомства и беседы с ярослав­скими старцами, был принят ими в согласие. Потом он удалился в Романо-Борисоглебский уезд и, поселившись в деревне Голубенках, люнеев­ской волости, у последовательницы согласия бегунов, девицы Варвары Дмитриевой, дал ход своим дарованиям. Отселе с необыкновенным успехом стал он проповедовать сопелковское учение и писать в пользу его. Своими дарованиями, начитанностью, даром преподавания и сочинитель­ства он почти затмил память об Евфимии. Весьма замечательно его сочинение: «На тридцать ересей». В нем Никита Семенов обличает все старообрядческие согласия, особенно поповщинскую общину, за те уступки, какие она сделала православной церкви и православному прави­тельству, поучает их строгой выдержанности религиозной и гражданской оппозиции, увещевает все согласия раскола к примирению для дружного, совокупного противодействия православной церкви и православному пра­вительству. Кроме исчисленных нами сочинителей и наставников бегунских, еще известны были до 1852 года: Федор Иванов Кривой, Василий Яковлев, Кузьма Абрамов Бурлов, Афанасий Григорьев, Меркурий Григорьев, Иван Васильев Грозный из московских мещан; Иван Васильев Шумилов из крестьян Ярославского уезда села Прусова; Агафон, по перекрещению Савва, Степанов, из крестьян Пошехонского уезда деревни Телешина; Семен Григорьев, из крестьян Яро­славского уезда деревни Терентьевской; Емельян Григорьев, по пере­крещению Мефодий из крестьян Романо-Борисоглебского уезда деревни Киселева; Филипп Никифоров из дворовых людей Московской губернии Бронницкого уезда.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Максима, митр. русского, правило, 205, 206, 209. Малахиа ржевитин, строитель Киржачского мон., 816. Мальцов Василий, владелец, 792. Манассии, царя иудейского, молитва, 254, 350. Манихеи еретики, 663. Чин обращения их к правосл. вере, 739, 799. Мантии толкование, 189, 756. Мануил, царь греческий, 224, 765. Марапе князю Никона черногорца послания, 211–213, 783. Маргарит, книга, см. И. Златоуст. Марк, биограф Иоанна Предтечи, 211, 680, 681, 686. Марка, преподобного, отрывки, 181, 189, 407, 753, 756, 760, 770. Марка, иеромонаха, о неведомых Уставу, 46, 242–245, 247–251. Маркел диакон, ризничий Троиц. Серг. мон., владелец, 206, 269, 424; поп, 781. Мартин Исаевич, ключарь моск. Успенского Собора, владелец, 813. Мартирия, монаха киево-печерского, акафист всем Святым, 285, 652, 768, И. Златоусту, 768. Мартолой, книга, 762. Матренин Карп, слуга монастырский, владелец, 805. Матфей, евангелист. Евангелие его см. Библия. Житие см. Жития Святых. Изображение, 68. Слово, 144. Матфей, епископ сарайский, автор, 11. Матфей, инок, автор, 628. Матфей Иванов, поп, владелец, 430. Матфей, иером. Троиц. Серг. мон., то же, 156, 165. Матфей Меркулев, то же, 115. Медведев Виссарион, поп, то же, 109, 171. Мелетию, монаху, Никона черног. послание, 211–213. Мелетия, патр. александрийского, послания, 196. Мелхиседек, царь, 732, 793, 794. Мелхиседикиане, еретики, 205, 206, 739, 799. Менандра Мудрого изречения, 189, 204, 730, 762. Менгутемир, хан ордынский, 177, 765. Меркурий, архим. Троиц. Серг. мон., вкладчик ркп., 178. Метафраст см. Симеон. Мефодия, еп. патарского, слово, 770. Упом., 187. Мефодий, патр. константинопольский, 799. Мефодий, учитель Славян, 674. См. Кирилл. Минеи общие, книги, 379, 461–464. Минеи служ. месячныя, 30–32, 465–596. Минеи-четьи, 663–681. Мисаила, иерод. голутвинского, книги, 159, 770. Митрополиты российские изчислены, 408, 647, 765. Митрофана, патр. константинопольского, канон пресв. Троице, 255 и др. Митрофан, епископ коломенский, 647. Митрофан, иером., автор, 624. Михаил св. архангел. О нем слова, 664, 665, 670, 671, 730, 754, 755, 774, 775, 786. Молитва ему, 285, 347.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Мария Михаиловна, царевна, 30. Мария Темрюковна, царица, 242, 263. Мария Феодоровна (Нагая), царица, 74. Марков, Агафоник Ерофеев, Троицкий слуга, 304. Марфа Алексеевна, царевна, 12. Марфа Ивановна, государыня-инокиня, 311. Марфа Михаиловна, царевна, 76. Меркурий Дмитриев, священник, 37, 40. Милославский, Василий Иванович, 269. Милославский, Иван Андреевич , боярин, 166, 268. Милославский, Петр Матфеевич, 159. Мисаил Тольский, строитель Казанского монастыря, 230. Михаил, митрополит Кратовский, 325. Михаил Иванов, 28. Михаил Феодорович, царь, 1, 30, 51, 54, 67, 76, 162, 195, 236. Могила, Петр, митрополит Киевский, 323. Моисей, архиепископ Рязанский, 77, 141. Монастырева, Анна Александровна, 303. Монастырев, Григорий, Смольянин, 303. Моторин, Феодор Дмитриев, колокольный мастер, 131. Мстиславский, князь Феодор Иванович, 249. Муравьев, Андрей Николаевич, 178. Мыдевон (Мыведон), Андрей, иконописец, 84. Н Нагой, Семён Стефанович, 156. Нагой, Стефан (Богдан) Михайлович, 156. Нарбекова, Аграфена Павловна, 250. Нарбеков, Василий Саввич, окольничий, 250. Нащокип, Давид, соборный старец, 8, 261. Нектарий, Троицкий архимандрит, 218, 335. Никита Михайлов, наборщик, 315. Никита Федотов, Ярославский кормовой иконописец, 11. Никита Феодорович, в схиме Никон, 157. Никифоров, Петр Никитин, стремянной конюх, 205. Никон, патриарх Московский, 12. Никон, Троицкий игумен, 24, 53, 343. Нифонт, Троицкий келарь, 28. О Одоевская, княгиня Анна Ивановна, 149. Одоевская, княгиня Евдокия Феодоровна, жена князя Никиты Ивановича, 68. Одоевская, княгиня Ирина Васильевна, 139. Одоевская, княгиня Мария, 150. Одоевская, княгиня Марфа Ивановна, 138. Одоевская, княгиня Параскева, жена князя Никиты Ивановича, 138. Одоевская, княгиня София Ивановна, 138, 155. Одоевский, князь Алексей Никитич, 155. Одоевский, князь Василий Феодорович, дворецкий, 139. Одоевский, князь Георгий Георгиевич, 139. Одоевский, князь Георгий Михайлович, 139. Одоевский, князь Иван Никитич, боярин, 79, 152. Одоевский, князь Иван Иванович, боярин, 79, 151.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Например, из Ардони прибыл на Керженец некий беглопоповец Леонтий, и был принят духовником Осиповых Меркурием без перекрещивания 6 . Три года был «в церкви равный христианом во всем» Леонтий и в Ардони, когда прибыл сюда. Но потом Афанасий Стрелков рассудил об этом иначе и перекрестил Леонтия в Великую субботу. Перекрестил Стрелков, затем, и всех тех, которые были приняты «в церковь » Алексеем Феодоровичем в присутствии Андрея Денисова. Вообще, Стрелков перекрещивал многих: «коих мы, убозии, – говорит Спиридон, – по совету отеческому приимахом, а той вышепомянутый Стрелков развращает, и от отеческих советоположений отводит и, уловя в свою лесть, второкрещает». При этом Стрелков вел себя крайне заносчиво, всех несогласных с собою всячески хулил и порицал. Например, вышеназванного Меркурия называл «плутом и хульником», с Керженца были присланы в увещание Стрелкова особые грамотки: Стрелков похвалялся: «не верим и не последуем, для того, что их не отцы писали, но такой же мужик, как и мы, и вольно ему что хочет писать»; по поводу Андрея Денисова Стрелков говорил: «аще и отцы не по нашему будут творити, чужды будем». Но вот, сообщники Стрелкова «зряще их после отец своих второкрестящих, воссташа на них, глаголюще: аще отцы ваши неправе учаще вас крестити, то подобает и вас, после их, второкрестити». Так как твердили это они настойчиво, то произошел раздор и в самой общине Стрелкова. Спиридон Иванов умолял керженских руководителей беспоповщины повлиять на ардонских раздорников. «Тем убо, ради причин сих, с болезнью сердца нашего, молим вашу отеческую милость: умилосердитеся убо о нас, потщитеся благорассудительными словесы сей пламень раздоров угасити, и зыблемыя нозе от подвижения церковного немощных братий посланием от высокого вашего разума утвердите, и преподайте легкомысленным в нас совет, како доброе от злого разумети, и лесть от истины отлучати. С коими ваше благорассудительство им прикажете стояти: со оным ли Андреем и прочими, или со оным Стрелковым и подобными ему»?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Наталия 12 февраля 2016, 12:49 В декларации, которую собираются подписать в Гаване, каким бы ни было ее содержание, будут стоять подписи патриарха РПЦ МП и папы римского, официальный титул которого звучит следующим образом: «епископ Рима, викарий Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской церкви, Великий понтифик, Примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен государства-города Ватикан, раб рабов Божьих». Подпись патриарха РПЦ МП будет означать, что он ПРИЗНАЛ ОФИЦИАЛЬНО титул, а значит и статус папы римского как «верховного первосвященника Вселенской церкви» и таким образом свое подчиненное положение как главы РПЦ МП. Молчанием предается Бог! Предлагаю обьединиться в молитве по соглашению против ереси. С нами Бог! Предлагайте время и дату. PS: уважаемая редакция и вы присоединяйтесь - уж вам то как наиболее грамотным не знать сути происходящего Екатерина 12 февраля 2016, 11:25 Не верьте латинской ереси, читайтете Святых Отцов Восточной Православной Церк ви, или они ВСЕ ошибались? Или они ВСЕ не Святые? Лукавое время. Александр 12 февраля 2016, 11:10 Уважаемые о. Максим и о. Стефан разрешите задать Вам несколько вопросов: 1. Почему если встреча Патриарха и Папы носит исторический характер практически не было широкого обсуждения её целесообразности в настоящее время в Русской Церкви? Насколько известно прежние Патриархи выступали против подобного события. 2. Обсуждался ли текст декларации, которую будут подписывать на Архиерейском Соборе - неужели это настолько второстепенный вопрос чтобы держать всю Русскую Церковь в неведении? 3. Складывается впечатление что столь важное решение было принято внезапно и не было подготовлено - отсюда и то смятение которое есть в комментариях к Вашему сообщению у многих читателей. Евгения 12 февраля 2016, 09:40 Что тут сказать. Просто приведу аналогию. В Ростовской епархии в 2012 году было отслужена Литургия с присутствием Евангелистов Германии на самом почетном месте. Иначе говоря молились вместе. Это событие описано в интернете на нескольких ресурсах очень красочно. Это был результат встречи-обсуждения о социальной помощи. У нас возглавлял делегацию митрополит Илларион(Алфеев) и митрополит Меркурий(Иванов). Вскоре после описываемого Богослужения решили сделать ремонт к приезду Патриарха, но ремонт затянулся и конца ему не видно. Не знаю останется собор или разрушится, потому что там что-то нашли неладное в постройке или трамваи мешают и разрушают храм.

http://pravoslavie.ru/90518.html

Сий потир дал боярин Дмитрей Иванов Годунов в Сергиев монастырь. в) Надписи на крестах 48 (195). Крест золотой, по краям унизанный бурмицкими зернами, с ладами в четырёх местах; у него назади подписи мощей, а с лица внизу распятия надпись: 7186 (1678) генваря в 20 день, в царство благочестивыя державы Великаго Государя Царя и Великаго Князя Феодора Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, сей Животворящий Крест Господень по обещанию своему построила благоверная Государыня Царевна и Великая Княжна Ирина Михаиловна в обитель Пресвятыя и Живоначальныя Троицы и преподобных отец Сергия и Никона Радонежских чудотворцев. 49 (2 ч. 2). Крест золотой, чеканной работы, на нем распятие и другие образа с чернью, украшен шестью яхонтами лазоревыми и другими камнями. По краям обложен кафимским жемчугом с десятью бурмицкими зернями. Назади его следующая надпись: Сий святый крест прислал святейший патриарх Царяграда кир Филофей вселенский учитель свое благословение к преподобному игумену Троецкому Сергию чудотворцу, в дни благочестивого и Великаго Князя Дмитрия Ивановича всея Русии, и святейшего Алексия чудотворца митрополита Киевскаго и всея Русии, на благословение самодержцу Государю Великому Князю всея Русии, и его благоверным князем и всем православным христианом. А делал Андрейка Петров сын Малова. 49 (196). Крест серебряный, позолоченный, на нём распятие из черни; сверху образ Саваофа, по сторонам образ Богоматери и Иоанна Богослова, а внизу преподобного Сергия из черни же; по краям обложен жемчугом кафимским. Сзади его надпись: 7205 (1696) году октября в 25 день дал сей крест вкладу с мощами, обложен жемчугом, казначей старец Пахомий Барташев в церковь Живоначальныя Троицы и великаго чудотворца Сергия. 50 (192). Крест из восточного хрусталя с изображением распятия, Божией Матери и Иоанна Богослова, украшен двумя яхонтами; ручка серебряная. Во вкладной книге о сем кресте записано: 7126 (1618) г. князь Димитрий Тимофеевич Трубецкой дал вкладу по матери своей княгине иноке Капитолине да по брате своем князе Меркурие да по жене своей княгине Марье крест благословенной, хрустален с каменьем, с яхонты, по цене за 100 руб. (См. ниже 183).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Церковь эта, пока возводились каменные стены собора, оставалась в своем виде; только алтарь ее был перенесен в деревянные хоромы, стоявшие вблизи же по каналу, в которых с 1711 года помещалась канцелярия Правительствующего Сената. Деревянный храм был разобран уже в 1719 году, когда нужно было во вновь строящемся соборе ставить столпы и на них утверждать своды; потом он перенесен в солдатские слободы, где в 1720 году, 31 января, освящен во имя св. апостола Матфея в память взятия города Нарвы в 1704 году 9 августа 11 .     Под руководством самого императора и надзором архитектора Трезини, устройство каменного собора подвигалось вперед весьма восемь лет  быстро. Через восемь лет после своего основания, собор был уже окончен внешним строением. В 1720 году выписаны из Голландии часы с курантами за 45 000 рублей – сумма, огромная по тому времени. О часах этих Рубан пишет так: «на сих часах колоколов часовых больших и  малых – 35; у всякого колокола по два молотка и по одному языку; молотами играют часовые куранты, а языками играют полуденные куранты, произведением рук действ человеческих». В 1723 году поставлен был швед. Устройство иконостаса императором поручено было архитектору Зарудневу; под его надзором и по его чертежам занимались работой московские художники Трифон Иванов и Иван Телега, и кончили свой труд в 4 года (с 1722–1726 г.). Для написания св. икон и разных орнаментов в 1726 году императрица Екатерина I вызвала из Москвы живописцев Андрея Меркурьева с товарищами: Василием Ерошевским и двумя орнаментистами: Михаилом Негрубовым и Федором Воробьевым. В то же время, поручено было иностранным художникам украсить живописью своды и стены храма. Меркурьев окончил свой труд в 1729 году в сентябре месяце, и получил в вознаграждение за работу и материал 4000 рублей. Неизвестно кем и когда была произведена и чего стоила позолота соборного иконостаса, но Рубан свидетельствует, что в марте 1732 года императрица Анна Иоанновна, в соответствие великолепной позолоте иконостаса, повелела украсить позолотой и другие привычные места в храме, как то: резные фигуры у кафедры, крылья 12 херувимов, находившихся над окнами, капители на стенах у пилястров, у столбов – херувимы и капители, железные связи, которыми укреплен иконостас, и в алтаре за престолом архиерейское место с херувимом и со всеми другими украшениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

12(25)07.1970 ТИХВИНСКАЯ 13(26)07.1970 22.10(04.11)1986 Мелхиседек Аверченко АНДРЕЕВСКАЯ, обн. 13(26)05.1925 05.1926 УРАЗОВСКАЯ 05.1926 ГЛАЗОВСКАЯ 10.1926 ФРУНЗЕНСКАЯ 10.1926 04(17)10.1929 в/у АСТАНАЙСКАЯ 10.1926 04(17)10.1929 ТРОИЦКАЯ 29.07(11.08)1931 КУРГАНСКАЯ ранее 06(19)10.1933 Мелхиседек Золотинский ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 06.08.1841 24.09.1845 Мелхиседек Лебедев ВОЛОГОДСКАЯ 04(17)06.1965 24.09(07.10)1967 ВЕНСКАЯ 24.09(07.10)1967 12(25)06.1970 ПЕНЗЕНСКАЯ 12(25)06.1970 27.09(10.10)1978 БЕРЛИНСКАЯ 27.09(10.10)1978 04(17)12.1984 ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 04(17)12.1984 13(26)02.1994 в/у ЧЕЛЯБИНСКАЯ 04(17)12.1984 27.03(09.04)1989 БРЯНСКАЯ 13(26)02.1994 28.02(13.03)2002 Мелхиседек Николаев (иногда Николев) КАШИРСКАЯ 03(16)09.1920 05.1922 ДОНСКАЯ, обн. 05.1922 17.02(01.03)1924 ОРДЖОНИКИДЗЕНСКАЯ, обн. 17.02(01.03)1924 07(20)10.1925 ЯРОСЛАВСКАЯ, обн. 07(20)10.1925 06.1926 КАЛИНИНСКАЯ, обн. 06.1926 ВЛАДИМИРСКАЯ, обн. 11.1928 АЛМА-АТИНСКАЯ, обн. 11.1928 09.1931 ЧЕРЕПОВЕЦКАЯ, обн. 09.1931 10.1931 НОВГОРОДСКАЯ, обн. 10.1931 17(30)03.1932 ПЕТРОЗАВОДСКАЯ, обн. 16(29)06.1932 09(22)11.1933 БОРИСОГЛЕБСКАЯ, обн. 09.1935 СЫКТЫВКАРСКАЯ, обн. 09.1935 17(30)12.1935 АРХАНГЕЛЬСКАЯ, обн. 17(30)12.1935 Мелхиседек Паевский КРОНШТАДТСКАЯ 08.09.1916 17.06.1917 ЛАДОЖСКАЯ 17.06.1917 13(26)06.1919 СЛУЦКАЯ 13(26)06.1919 в/у МИНСКАЯ 13(26)06.1919 МИНСКАЯ, белор. МИНСКАЯ, 07.1923 09(22)12.1925 МИНСКАЯ, григ. 09(22)12.1925 06.1926 МИНСКАЯ, паки 06.1926 30.06(13.07)1927 КРАСНОЯРСКАЯ 09.1928 17(30)05.1931 Мемнон ПЕРЕМЫШЛЬСКАЯ Мемнон Вишневский КИРОВОГРАДСКАЯ 22.01.1884 07.09.1891 ХЕРСОНСКАЯ 07.09.1891 03.05.1903 КИРОВОГРАДСКАЯ, паки 03.05.1903 04.11.1903 Менандр Созонтьев ПРИЛУКСКАЯ 26.01.1897 24.05.1897 БАЛТСКАЯ 24.05.1897 10.03.1902 Сщмч. Меркурий СМОЛЕНСКАЯ (XIII в.) Меркурий Иванов в/у ЗАРАЙСКАЯ 15(28)12.1999 23.01(05.02)2000 ЗАРАЙСКАЯ 24.01(06.02)2000 Упр. ПАТР. ПРИХОДАМИ В США 24.01(06.02)2000 Мефодий АСТРАХАНСКАЯ 10.05.1758 29.05.1776 Мефодий Абрамкин РАННЕНБУРГСКАЯ 14(27)06.1924 24.01(06.02)1931 в/у РЯЗАНСКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Затем владыка прибыл в знаменитую по расколу Бичуру. Здесь собралось в земскую квартиру довольно раскольников, с которыми он долго беседовал и архипастырски увещевал их оставить свое пагубное заблуждение и обратиться на путь истины к святой православной церкви; писем Архипастырь напоминал им, что, уклоняясь от церкви,, ее законных пастырей и спасительных таинств, они живут во грехах и умирают без очищения святыми таинствами покаяния и причащения, без чего невозможно спасение; доказывал им, что беглые попы, оставившие своего епископа, не совершители таинств, а святотатцы; указывал на примеры бывших у них беглых попов: каким соблазном служили последние для самих старообрядцев своим кощунственным отношением к вере, как Господь видимо наказывал и их самих и попов их святотатцев. Говорить об этом владыка находил нужным, собственно, потому, что Бичура всегда служила притоном беглых попов и в ней были главные коноводы, занимавшиеся покупкой попов. На это архипастырское увещание никто ничего не возражал, да и некому было возражать, потому что передовые грамотеи и наставники не явились: они попрятались, а собрались одни простецы, незнающие грамоты и ничего не понимающие люди. Заметив это, начальник миссии архимандрит Михаил спросил предстоявших: «где же передовые ваши люди, грамотеи и начетчики, вожаки ваши: Меркурий Васильев, Мартын Иванов и прочие? Почему они сюда не явились, тогда как им следовало придти прежде других, чтобы побеседовать с владыкой?». «А их дома нет, они теперь в полях работают», ответил один крестьянин, лукаво посматривая на других». – «Едва ли это так? Скорее они не пришли сюда потому, что не надеялись основательно ответить на вопросы Архипастыря и оправдать себя и вас в заблуждении. Поверьте мне, братья, что ваши наставники, Меркурий и Мартын и им подобные, явно обманывают вас, людей простых и неграмотных. Они собирают от вас деньги и за ваши деньги привозят вам забулдыг беглых попов не для спасения ваших душ, а для наживы денег себе через этих попов, которых заставляют исправлять требы и за исправление их берут себе хорошую плату.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010