1177. Спасо – Суморин, мужской, заштатный (с 1764 г.), Вологодской губ., Тотемского у., в 1 вер. к сев.-зап. от Тотьмы, на мысу, между рр. Ковдою и Песьей Деньгою, впадающих слева в р. Сухону. Основан по просьбе Тотемских горожан в 1554 г. преп. Феодосием, уроженцем гор. Вологды и пострижеником Спасо-Прилуцкого мон. Феодосий скончался 1568 г. 28 янв., в каковой день и чтится его память; мощи его обретены в 1796 г. при копании рва под основание строившейся Вознесенской церкви. В м-ре 3 церкви: собор Преображения, Вознесения и Всех Святых Вологодских чудотворцев; последняя строена в 1844 г. в пещере, где обретены были мощи преподобного. В церкви Вознесения находится чудотв. икона Бож. Матери, принесенная сюда преп. Феодосием; против образа, на возвышении покоятся открыто мощи в кипарисной раке, обложенной серебром. При раке сохраняются: железная шапка из двух полос, сложенных крестообразно с обручем вокруг головы, железные четки и три железные вериги. Имп. Александр I пожаловал м-рю икону св. кн. Александра Невского, почему совершается крестный ходъ из городского собора Тотьмы 30 августа. Полная ризница для соборного служения из кресчатого пунцового бархата прислана при рескрипте Имп. Павлом в 1799 г. В 1844 г. здесь открыта архимандрия с оставлением по-прежнему вне штата. При м-ре находится ремесленная школа. В 1867 г. в м-ре жил на покое еп. Вятский Христофор. Савваитов, “Опис. Тотемского Спасо-Суморина мон. и приписной к нему Дедов.-Троицкой пустыни», Спб., изд. 1850 г.; “Ист. Росс. Иер.», VI, 412 (с грамотами); Ратшин, 66; “Словарь ист. о свят.», 131; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 70; “Опис. монаст.», 1817 г., 104; “Воен. стат. обозр. Волог. губ.», 363; “Полн. собр. Зак.», 1798 г., XXV, 18682; “Извл. из отч. Об.-Прок.», 1844 г., 12 (учрежд. архимандрии); 1852 г., 9 (увелич. штата иноков); 1856 г., 33 (измен. крест. хода вместо 5 сент. на 30 авг.); 1884 г., 235 (ремесл. школа); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 144, 289 (преп. Феодосий); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 773, 40; “Дополн. к Акт. истор.», X, 94 (Показание 1683 г. архим. Игнатия по делу оскорбления воеводы Никиты Юшкова); Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 52; Калачов, “Акты юрид. быта древ. Росс.», 573, 180 (Отводная 1643 г. на рыбн. ловли; игум. Корнелий); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 348 (в 1700 г. имел 9 двор. крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», III, 1723 г., 489 (дело о монастыр. солянопромышленниках); “Календарь Вятской губ. на 1880 г.», 117 (в м-ре скончался в 1872 г. епископ Вят. Христофор, живший здесь на покое с 1866 г.); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.», 1873 г., т. III, вып. 3, матер. для археол. словаря, 26 (Ив. Ильин Клюсов в 1699 г. написал крест для часовни м-ря при архим. Ионе), 28 (в статье Меркурий, протопоп Москов. Благовещ. собора, сказано, что сын его Яков принял здесь иночесгво под именем Ионы и м-рь упразднен в 1799 г. указом Имп. Павла; при этом м-рь называется: Спасо-Суморин Коломенский).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

157 об.–159 об.: здесь это произведение надписывается: «В лето 7222, ноября в 22 день, разговоры Семена Денисова и Ивана Иванова о святом крещении и о прочих винах». – Рукопись Киевской академии, Аа 114, лл. 112 об.–114; здесь это сочинение имеет такое надписание: «Поморских отец рассуждение. Разговоры Семена Дионисьевича с Иваном Астраханцем, в лето 7222 ноября в 21, о святом крещении и о прочих статиях». – Рукопись Импер. Публичной Библиотеки, О. I. 350, лл. 315–317 обор.: здесь надпись: «7222 года, ноемврия в 22 день. Разговоры о святом крещении и о прочих статиях. – Рукопись Импер. Публичной Библиотеки, О. I, 356, Лл. 111 обор.–114: здесь надписание то же, что и в 350. 3 М. Лилеев. Из истории раскола на Ветке и в Стародубье в XVII–XVIII вв. Киев 1895. Стр. 60–61. 4 Рукопись Хлудовской библиотеки. 352, лл. 286 об.–290: «Сказание настоящего раздора, его ради и послание сие». Разумеется «послание» Спиридона Иванова наКерженец по поводу «раздора в крещении», начавшегося тогда в Ардони, писанное в 1715 году. Послание это в рукописи находится на лл. 278–286. Есть это послание и в рукописи Хлудовской библиотеки, 275, лл. 1–25. В книге Лилеева: «Новые материалы» (Киев, 1893), названное «Сказание» напечатано (стр. 14–18), но с пропусками и вообще крайне неисправно. 6 В деле Св. Синода от 15 июня 1724 года содержится показание раскольника Василия Иванова, в котором есть сведения о расколоучителе керженском Меркурие Григорьеве. Василий Иванов, уроженец Деревни Архипихи, Юрьевского уезда, сначала был православным, но потом «съехал в Болохонский уезд, в Заузольскую волость, в Чернораменные леса, в починок, что на реке Ленде, и учен учителем Меркурием Григорьевым, дабы он от соединения святыя церкви отлучился, и показал ему от святого Писания о временах и летах о царстве антихристове, и о печати его, и о Илии и Энохе, и о мерзости запустения». Всему этому Василий поверил и ходил к Меркурию каждый год на исповедь. А таинства причащения у Меркурия не было. «Святый де Ипполит написал: во днех оных не имать явитися Тело и Кровь Христа, Спасителя нашего, по числу 1666».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

1-го июня 1578 года там-же (?) было куплено у Меркурия, Иванова сына Детятева, и Ждана, Яковлева сына Звягина, четверть лука со всеми угодьями, речными ловлями, тонями, пожнями и проч за 10 рублей 1224 . 7-го июня 1578 (7086) года Семен, Иванов сын Пирожников, и Игнатий, Никифоров сын, продали в Кириллов монастырь четверть лука угодья за морем в Умбе реке «промеж Умские волости жильцы со всеми рыбными ловлями, сенными покосами и проч. за 10 рублей 1225 . 8-го июля 1578 (7086) года у Степана Иванова сына Межникова была куплена в Турчасове около посаду половина деревни Осначевской обжа без получетверти земли и с дворовым местом, и с хоромами – за 30 рублей 1226 . 2-го августа 1578 (7086) года игуменом-же Козьмою была куплена за 30 рублей у Ивана Григорьева сына Ботыги (Каргопольского уезда) в Волковской волости деревня его («а словеть та деревня») Киприяновская Сидорова, в которой по писцовым книгам состояло в тягле 1 1 / 2 обжи 1227 . 20 августа 1578 (7086) года у Павла Ананьина сына Тарьянина («ненокшанина», Двинского уезда) был куплен двор его в Неноксе на посади со всеми хоромами, но другую сторону от проездной улицы и кроме того на Великих Местах «росолу три двенадцатых сугреба, четверть варницы, в Григорьевской варницы» (и проч.). В купчей сказано, что за все это заплачено 100 рублей московские 1228 . Но Вкладная книга утверждает, что двор и сугребы были даны в монастырь вместо вклада в 150 рублей 1229 . 26 августа того же (7086) года, по наказу Ивана IV, Захарья, Дмитриев, сын Сущев, отписал в Поморье «в Умской волости в Кирилов монастырь игумену Козьме 22 лука, опричь того, что их государь пожаловал пятью луки и что они сами прикупили пять-же луков», и велел Государь учинити им «всего 32 лука з дворы и со всеми угодьи» и со «хрестьаны» 1230 . 5 октября 1578 (7087) года каргопольский крестьянин Иван сын Григорьев сын Бутыга (или Ботыга) дал деревню стоимостью в 30 рублей, отстоявшую от Каргополя на три версты («в Поиге) 1231 . (Сравн. выше; вклад этот не=ли упомянутой покупке?).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

1. митрополит Крутицкий и Коломенский ЮВЕНАЛИЙ — председатель 2. ЧАПНИН Сергей Валерьевич — секретарь 1. митрополит Крутицкий и Коломенский ЮВЕНАЛИЙ — председатель 2. ЧАПНИН Сергей Валерьевич — секретарь 1. Председатель: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий 2. Секретарь: протоиерей Петр Иванов, помощник управляющего Московской областной епархии по церковно-общественным вопросам 3. епископ Бакинский и Прикаспийский АЛЕКСАНДР 4. епископ Зарайский МЕРКУРИЙ 5. епископ Бельцкий и Фэлештский МАРКЕЛЛ 6. епископ Бобруйский и Быховский СЕРАФИМ 7. епископ Переяслав-Хмельницкий АЛЕКСАНДР 8. игумен ФИЛАРЕТ (Булеков) 9. игумен ФИЛИПП (Рябых) 10. игумен ФИЛИПП (Симонов) 11. протоиерей Александр АБРАМОВ 12. протоиерей Александр БАЛЫБЕРДИН 13. протоиерей Антоний ИЛЬИН 14. протоиерей Георгий КОВАЛЕНКО 15. протоиерей Максим МАКСИМОВ 16. протоиерей Всеволод ЧАПЛИН 17. игумения СЕРАФИМА (Шевчик) 18. АВЕРЬЯНОВ Виталий Владимирович 19. ДЕРКАЧ Андрей Леонидович 20. ГАНИЧЕВ Валерий Николаевич 21. ГОРБАЛЬ Василий Михайлович 22. ЗУБОВ Андрей Борисович 23. КАРПОВ Сергей Павлович 24. КИРИЛЛИН Владимир Михайлович 25. КРАВЕЦ Сергей Леонидович 26. ЛЕБЕДЕВ Валентин Владимирович 27. ЛЕГОЙДА Владимир Романович 28. НАРОЧНИЦКАЯ Наталья Алексеевна 29. НЕЛЮБОВА Маргарита Борисовна 30. РУДОВ Сергей Юрьевич 31. СЛАДКОВ Дмитрий Владимирович 3. епископ Бакинский и Прикаспийский АЛЕКСАНДР 4. епископ Бельцкий и Фэлештский МАРКЕЛЛ 5. епископ Бобруйский и Быховский СЕРАФИМ 6. епископ Переяслав-Хмельницкий АЛЕКСАНДР 7. игумен ФИЛАРЕТ (Булеков) 8. игумен ФИЛИПП (Рябых) 9. игумен ФИЛИПП (Симонов) 10. протоиерей Александр АБРАМОВ 11. протоиерей Александр БАЛЫБЕРДИН 12. протоиерей Антоний ИЛЬИН 13. протоиерей Георгий КОВАЛЕНКО 14. протоиерей Максим МАКСИМОВ 15. протоиерей Всеволод ЧАПЛИН 16. игумения СЕРАФИМА (Шевчик) 17. АВЕРЬЯНОВ Виталий Владимирович 18. ДЕРКАЧ Андрей Леонидович 19. ГАНИЧЕВ Валерий Николаевич 20. ГОРБАЛЬ Василий Михайлович 21. ЗУБОВ Андрей Борисович 22. КАРПОВ Сергей Павлович 23. КИПШИДЗЕ Вахтанг Владимирович

http://pravmir.ru/kak-izmenilsya-sostav-...

25-го ноября того же (1573–7082) года Дорофей Иванов Морозов продал игумену Козме угодье свое (в Золотице) «на Каменки три дворишка (Меншиковской, Степановской и Поповской) и с пожнями и с варницы» и прочими угодьями за 10 рублей московских 1171 . 17-го февраля 1574 (7082) года Василий Григорьевич Фомин дал часть берега, в сельце Борисове, в Московском уезде, в Горетовом стану на реке Сходне против мельницы Кириллова монастыря сельца Пестушина «к Плотцскому лугу» «приткнуть плотина, как мочно плот зделати и мельница укрепити» и с условием, чтобы мельница была на Кирилловской стороне 1172 . 17-го июня 1574 (7082) года игумен Козма, строитель Никодим, келарь Мисаил и вся братья купили за 20 рублей у Сидора Анцыферова, сторожа «Коротцких анбаров»: а) двор его на Коротком у анбаров на «Гостине берегу» на Ромашевском наволоке с хоромами; б) наволок за анбарами; и в) выступ от двора к реке «2 сажени подле Михаилов анбар, а по заонбарью гостинные дороги полторы сажени», да 2 / 3 пожни Листвянки 1173 . В том же 7082 (157 3 / 4 ) году игумен Козма променял в Кириллов монастырь у Лазаря, Ферапонтова сына. Московского жильца, место доровое на Белоозере на посаде, у озера, близ церкви Воздвиженья честного креста, – примыкавшее одною стороною ко двору Кириллова монастыря, приобретенному у Некраса Ившина, другою-же стороною также соприкасавшееся с местом Кириллова монастыря, приобретенным у «Алферия», брата Лазаря. Взамен было отдано это последнее место, бывшее Алферьево, той-же величины, какой был вновь полученный двор. Но кроме того Лазарь Ферапонтов дал в Кириллов монастырь лужек искошенный за «Олферовским» огородом «в длину полтретьятцать» сажень, а поперег 15 сажень». В обмен лужка он получил «из их меры из дворового места из зогородного поперег сажен во весь двор и огород пашенной» 1174 . Наконец, в том-же 7082 году Павел Зиновьев сын Каргополец дал в Кириллов монастырь угодье свое на море в волости в Лямце, стоимостью в 100 рублей 1175 . В следующем году 1575-м в июне и в июле, старцем Кириллова монастыря Меркурием было куплено 6 дворов в Золотице:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

(?) XVII в.) и Иоанно-Богословского (1683) храмов Ростовского архиерейского дома (изображен на откосе окна и в медальоне, в молитвенной позе; в 1-м случае - как мученик, вместе со святыми Миной, Флором и Лавром, во 2-м - вместе со св. воинами), а также, по-видимому, в росписи Успенского собора Троице-Сергиевой лавры (1684) (в одном из окон юж. стены вместе с мучениками Нестором, Вонифатием и Меркурием). Кроме этих памятников, отражающих процесс включения И. В. в сонм повсеместно почитаемых мучеников, известны его датированные иконы, написанные до 1695 г.: исполненная Петром Иродионовым для кн. М. А. Волконского (1690, ГИМ); из московской ц. свт. Николая Чудотворца в Голутвине письма Тихона Иванова Филатьева (ок. 1690-1691, местонахождение неизв.); 2-рядная икона письма Сергея Бурдыгина (1692, ГИМ) (см.: Кочетков. 2009. С. 307, 729, 732). На судьбу иконографической традиции повлияло почитание И. В. в московской ц. во имя св. Иоанна Воина на ул. Б. Якиманка, к-рая во 2-й пол. XVII в. была выстроена в камне: в 1681 г. стольник А. И. Свиязов вложил туда серебряный напрестольный крест, на рукояти к-рого изображена фигура И. В. в воинских одеждах ( Григорий (Воинов-Борзецовский). 1883. С. 5-6). Возможно, тогда же появился золотой мощевик с эмалевым изображением святого, вставленный в серебряный золоченый ковчег, к-рый в свою очередь хранился в золоченом медном ковчеге с серебряными накладками (Там же. С. 40, 44-45); очевидно, об изготовлении этих ковчегов в 1702 г. договаривались житель Новомещанской слободы Андрей Дементьев, свящ. Алексий Фёдоров и церковный староста Косма Иванов (Москва: Актовые книги XVIII ст. М., 1892. Т. 1. С. 181-182. 1835). Мч. Иоанн Воин. Средник иконы «Мч. Иоанн Воин, с житием». 1-я треть XVIII в. (КГОИАМЗ) Мч. Иоанн Воин. Средник иконы «Мч. Иоанн Воин, с житием». 1-я треть XVIII в. (КГОИАМЗ) Расцвет почитания И. В. в России приходится на последние годы XVII и XVIII вв. (традиции этой эпохи сохр. и в XIX в.). В этот период И. В. было посвящено большое количество престолов: в Москве в XVIII в.

http://pravenc.ru/text/471095.html

августа 28-го дня», Вседневный с надписью: «197 лета, августа в 7-й день куплен сей колокол в Володимерской уезд во Сорецкое городище, к церкви Николая Чудотворца, на мирские деньги»; небольшой колокол, с надписью: «лета 7187 мая слит сей колокол, весом 10 пудов в отчину Савы Чудотворца Звенигородского, в надеинское усоле (усолье?) к церкви Вознесения Господня прикладом церковных денег 20 рублев, тщанием монаха Леонтия Морозова». В церкви находятся следующие документы: 1) копия с копии настоящего храма, Высочайше утвержденного 23 июня 1822 года; 2) метрические записи с 1828 года; 3) экстракты из метрических ведомостей за 1795 и 1796 годы. По документам 1720 года, причт крепостной церкви сперва состоял из двух священников, диакона, двух дьячков и двух пономарей. В 1728 году, с перенесением Благовещенской церкви на посад, туда прибавлен еще священник. В 1792 году было при церкви два диакона. В 1827, с отделением Иоанно-Предтеченской церкви от Благовещенской, при крепостном соборе остались: протоиерей, священник, диакон, два дьячка и 2 пономаря. Этот состав причта сохранился до ныне. Из прежних крепостных священников известны: Иоанн Иларионов († 1720), Петр Георгиев, выбывший в 1720 году, неизвестно куда, Василий Андреев († 1740), Федор Дементьев († ранее 1730 года), Василий Тимофеев († 1731), Иаков Игнатьев († 1736), Иоанн Онуфриев, возведенный в священники из дьячков крепостной Благовещенской церкви и бывший здесь первым протопопом († 1759); Назарий Меркурьев (умер между 1742 и 1753 годами), Тимофей Васильев умерший тогда же, Иосиф Иванов († 1753), Иоанн Федоров († 1757), Федор Назарьев († 1777), 53 Илья Степанов († 1758), Иаков Иоаннов, из диаконов здешних, сделанный священником, а потом – протоиереем; в бумагах 1777 года он показан умершим; Петр Яковлев († 1761), Стефан Андреев († 1763), Иаков Федоров († 1787), Никита Архипов († 1801), протоиерей Андрей Яковлев († 1807), протоиерей Порфирий Антонов († 1817), протоиерей Александр Пантовский († 1833), Иоанн Яковлев Дьяконов († 1847), Фока Быстряков, отделившийся, в 1820 году, от причта Иоанно-Предтеченского и сделавшийся самостоятельным священником приходской Благовещенской церкви; Филипп Паозерский († 1853), Максим Барановский, протоиерей, уволенный за штат в 1865 году; Феодор Пеннинский, протоиерей, и священник Владимир Краснопольский – священствовали в последние годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Архиепископ Клинский Лонгин (Талыпин), викарий Московской епархии, представитель Русской Православной Церкви в Германии Казахстан Архиепископ Астанайский и Алма-Атинский Алексий (Кутепов) Архиепископ Уральский и Гурьевский Анионий (Москаленко) Епископ Чимкентский и Акмолинский Елевферий (Козарез) Канада Архиепископ Каширский Марк (Петровцы), викарий Московской епархии, управляющий Патриаршими приходами в Канаде Латвия Митрополит Рижский и всея Латвии Александр (Кудряшов) Литва Митрополит Виленский и Литовский Хризостом (Мартишкин) Молдова Митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир (Кантарян), постоянный член Священного Синода Епископ Единецкий и Бричанский Доримедонт (Чекан) Епископ Кагульский и Лапушнянский Анатолий (Ботнарь) Епископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан (Овчинников) США Епископ Зарайский Меркурий (Иванов), викарий Московской епархии, управляющий Патриаршими приходами в США Узбекистан, Киргизстан, Таджикистан, Туркменистан Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким) Франция Архиепископ Корсунский Иннокентий (Васильев) Эстония Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий (Якобе) Япония Митрополит Токийский и всей Японии Даниил (Нуширо) Архиепископ Раменский Николай (Саяма), викарий Московской епархии Епископ Сендайский Серафим (Цудзиэ) Русская Православная Церковь за рубежом Первоиерархи: Антоний (Храповицкий) б. Киевский и Галицкий, член Синода при патриархе Тихоне. Председатель Архиерейского Собора и Синода. Рукоположен 7 сентября 1887 года. Скончался 28 июля 1936 года Анастасий (Грибановский) б. архиепископ Кишиневский и Хотинский, член Синода при патриархе Тихоне.Рукоположен 29 июня 1906 года. Скончался 9 мая 1965 года Филарет (Вознесенский) б. епископ Брисбенский, Председатель Архиерейского Собора и Синода, Рукоположен 13 мая 1963 года. Скончался 8 ноября 1985 года Виталий (Устинов) митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский. С января 1986 года Председатель Архиерейского Собора и Синода, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви. Рукоположен 29 июня 1951 года Епископат Русской Зарубежной Церкви (1920–1988)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В зборе волостных поживотных и поворотных 6 рублев 28 алтын. Да паденских крестьян денег поживотных и поворотных рубль четыре гривны. Да последнего збору поворотных денег полтина. Да старых денег крестьянских данных и оброчных 2 рубля. Лета 7124 году сентября в 1 день по сем книгам старца казнечея Сергия считали годовые книги приход и розход. А в приходе у него денег 237 рублев 17 алтын, а в розходе (Л. 24) у него денег 233 рубля 32 алтын 1 деньга. А в казне у него денег сочьли рубль четыре гривны. Да доняти на нем 2 рубля. И по тем его книгам приходным и розходным и приход с розходом сшелся весь годовои. А у счету сидел богословскои игумен Аврамеи да келарь старец Иона, да старец Евъстрат, да старец Меркуреи, да старец Федорит, да старец Андреян, старец Мисаило и вся братья Богословского монастыря. А подписал Богословского монастыря казеннои диячек Иванец Михаилов. Заверительная запись: Богословскои игумен Аврамеи у счету седел и руку приложил. (Л. 24 об.) А в приходе всех денег по сем книгам 237 рублев 17 алтын 4 деньги, а в розходе всех денег 233 рубля 32 алтын 1 деньга, а в казне сочьли рубль четыре гривны, отдали новому казначею старцу Варламу.   ГА АО, ф. 829, оп. 1, д. 828. Подлинник. Столбец из 1 сстава, написан четырьмя разными почерками. Далее текст написан другим, более крупным почерком и светло-черными чернилами. Имеется в виду Лявлин монастырь на реке Лявля, правом притоке Северной Двины. В конце XVI – XVII в. в Подвинье и других частях Поморья Городом обычно называли заложенную в 1584 г. в устье Северной Двины, на месте Михайло-Архангельского монастыря, крепость – Новый Холмогорский город, позднее получивший наименование Архангельск. Так в рукописи. Это, очевидно, сборщик дорожных пошлин; правильным считается: рахтан (Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 22. М., 1997. С. 119). Имеется в виду Николо-Корельской монастырь, расположенный на берегу одного из рукавов в устье Северной Двины. Исправлено, в рукописи ошибочно: Ненокну. Оспожин день – Успение Пресвятой Богородицы, один из двунадесятых праздников (15 августа), окончание жатвы. В этот день устраивали складчины, братское пиво ( Калинский И. П. Церковно-народный месяцеслов. М., 1990. С. 215–216). Не случайно именно в этот праздник слугой куплено мясо.

http://sedmitza.ru/lib/text/10168829/

е. путем вкладов главным образом по душе, на помин родителей и родственников, книги Лаврской библиотеки более всего приобретались. Эти книжные вклады делали и цари, и князья, и митрополиты, и епископы, и простые миряне. В Троицкой ризнице хранятся: Евангелие 1343 г. великого князя Симеона Ивановича, данное в благодарность за счастливое окончание путешествия в Орду в то время, когда еще Препод. Сергий подвизался в тиши уединения; Евангелие царя Феодора Алексеевича, пожалованное им боярину Богдану Матвеевичу Хитрово, а им переданное в Троицкий монастырь; рукописный текст Евангелия может быть отнесен к XIV–XV вв.; Евангелие 1632 г. царя Михаила Феодоровича Романова; Псалтирь царя Ивана Васильевича Грозного 60 . В Библиотеке Лаврской находится Псалтирь, в 1600 г. данная Борисом Годуновым 61 . «В лето 1501 дал Симон митрополит Апостол Толковый в дом Живоначальныя Троицы игумену Серапиону с братиею» 62 . Сборник XV века получен от великого князя Ивана Васильевича 63 . Минея (XVI в.) княгини Антониды Хворостининой († 1617 г.) 64 . В Троицкой библиотеке очень много книг с надписью: «Княгини Суцкие»; Трефолог русским святым (XVI в.) «княгини Хохолковой» 65 . Книгу Григория Богослова (XVI в.), 16 слов, дал «князь Д. М. Пожарский». Книга пользовалась особенным уважением, судя по надписи: «чтут на Светлое Воскресение» 66 . Дионисия Ареопагита творения и Апокалипсис Толковый (XV–XVI вв.) «положил в дом Живоначальныя Троицы Николы Гостунского» протопоп Михайлище по своей души и по своих родителех» 67 . В 1627 г. «дал вкладу с Москвы Конюшенныя слободы, Власьевской священник Юрий Иванов, сын Тулубов – книгу Стихирарь в полдесть в цену за 9 рублей, да Евангелие Толковое печатное в десть в цену за 3 рубля» 68 . «Дал сию книгу св. Ефрема Сирина (XVI в.) в обитель, Живоначальныя Троицы священно-инок Меркурий по своей душе» (с 1562–66 гг. архимандрит Лавры) 69 . «Лета 1594 Апреля 1-го дал сию книгу Евангелие Толковое воскресное в дом Живоначальныя Троицы и Пречистей Богородице и преподобным Чудотворцем Сергию и Никону старец Анисим, Григорьев сын, по своей душе и по своих родителех при архимандрите Кирилле и при келаре старце Исидоре, я при уставщике старце Филарете.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010