МЕЛЕТИЙ (Якимов Михаил Кузьмич; 1835-1900), свт. (пам. 14 янв., 5 июня, а также в Соборах Рязанских, Липецких, Сибирских, Иркутских и Якутских святых), еп. Рязанский и Зарайский, миссионер, писатель МЕЛЕТИЙ (Федюнев Михаил Михайлович; 1871-1937), иером., прмч. (пам. 10 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МЕРКУРИЙ еп. Смоленский (?), сщмч. (пам. 7 авг.; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших; в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) МЕРКУРИЙ (XIII в. (?)), мч., Смоленский (пам. 24 нояб. и в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых МЕРКУРИЙ И ПАИСИЙ преподобные (пам. 4, 24 нояб. (М.), 19 июля (П.), 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерские, в Дальних пещерах почивающие МЕФОДИЙ Пешношский (Песношский) (сер. XIV - 1-я четв. XV (?) в.), основатель Мефодиева Пешношского (Песношского) во имя святителя Николая Чудотворца монастыря, прп. (пам. 4 и 14 июня, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) МЕФОДИЙ (Краснопёров Михаил Платонович; 1868 - 1921), еп. Петропавловский, сщмч. (пам. 4 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МЕФОДИЙ (Иванов Николай Михайлович; 1899-1937), игум., прмч. (пам. 27 авг.; в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИЛИЦА Ивановна Кувшинова (1891-1938) мц. (пам. 23 янв.; в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИНА († 1116), еп. Полоцкий, свт. (пам. 20 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) МИНА (Шелаев Иван Власович; 1882-1837), архим., прмч. (пам. 22 окт.; в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_34.html

С 30 августа 2019 г. по 24 сентября 2021 г. — временный управляющий Волгодонской епархией . Решением Священного Синода от 25 августа 2020 г. ( журнал 54 ) освобожден от должности председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации и назначен генеральным директором художественно-производственного предприятия «Софрино» . Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 3 сентября 2020 г. освобожден от должности настоятеля храма Преображения Господня в Тушине г. Москвы. Решением Священного Синода от 17 июня 2021 г. ( журнал 46 ) освобожден от должности генерального директора ХПП «Софрино». Исполняя послушания Священноначалия, Преосвященный Меркурий: Образование: 1989 г. — Ленинградский педиатрический медицинский институт. Санкт-Петербургская духовная семинария и академия. В 2013 г. присвоена степень почетного доктора Донского государственного технического университета. В 2014 г. присвоена степень почетного профессора Ростовского государственного строительного университета. Место работы: Донская митрополия (Глава митрополии) Епархия: Ростовская епархия (Правящий архиерей)   Научные труды, публикации: Научные труды, публикации, интервью, доклады . Награды: Церковные: Светские: E-mail: rostov@mpatriarchia.ru Web-caйm: www.rostoveparhia.ru на Патриархия.ru Митрополит Ростовський Новочеркаський Час, який вчить бути разом [Ihmepb " ю] Звернення глави у зв " язку з на та звернення] хрестики та церковне начиння отримають " ю митрополита Ростовського [Ihmepb " ю] Митрополит Ростовський Коли воля Божа в вона завжди [Ihmepb " ю] Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Мы расширяем преподавание религиозных культур на 5-9-е классы средней школы» [Ihmepb " ю] питання становлення в викладання духовно-морального спрямування на [Стаття] митрополита Ростовського на «Духовно-моральна в [Стаття] митрополита Ростовського Новочеркаського на XXV читань [Стаття] Митрополит Ростовський читання — до життя Церкви на найближчий [Ihmepb " ю] митрополита Ростовського Новочеркаського на XXII читань [Стаття] Виступ митрополита Ростовського Новочеркаського на круглому в [Стаття] митрополита Ростовського Новочеркаського на XXIII читань [Стаття] Для чого школярам [Ihmepb " ю] Звернення голови Синодального з нагоди початку нового навчального року та звернення] П " ять питань про ОПК митрополиту Ростовському Новочеркаському [Ihmepb " ю]

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245162...

За богослужением молились заместитель полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе Владимир Гурба, мэр Батайска Валерий Путилин, председатель Батайской городской Думы Валерий Симоненко, многочисленные верующие. После богослужения митрополит Астанайский Александр посетил строящиеся Николо-Матроновский и Троицкий храмы Батайска. В сопровождении митрополита Ростовского Меркурия и архиепископа Уральского Антония глава Казахстанского митрополичьего округа познакомился в храмах с ходом строительных работ и благословил прихожан. В этот же день глава Митрополичьего округа посетил Ростовский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы. Перед чтимым образом Донской иконы Божией Матери митрополит Александр, митрополит Меркурий и архиепископ Антоний вознесли молитвы и пропели величание Пресвятой Богородице. Вечером, в канун дня Всех святых, в земле Русской просиявших, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил всенощное бдение в Казанском храме Ростова-на-Дону. Его Высокопреосвященству сослужили глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний, епископ Волгодонский и Сальский Корнилий, епископ Шахтинский и Миллеровский Симон. В богослужении приняли участие благочинный приходов Западного округа, секретарь митрополита Ростовского и Новочеркасского по Ростову-на-Дону протоиерей Иоанн Осяк, настоятель Казанского храма протоиерей Димитрий Соболевский, благочинный приходов Северного округа протоиерей Александр Пятницкий, благочинный приходов города Уральска игумен Дионисий (Козулев), руководитель информационного отдела Митрополичьего округа протоиерей Евгений Иванов, клирики Казанского храма. За богослужением молились секретарь Казахстанского митрополичьего округа О.Н. Овчинников, сестры милосердия из приходского сестричества во имя блаженной Ксении Петербургской, многочисленные прихожане. 14 июня, в день памяти Всех святых, в земле Русской просиявших, торжества по случаю празднования 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира продолжились в Шахтинской епархии Донской митрополии.

http://patriarchia.ru/db/text/4122244.ht...

2-е место. Издательство Московской Патриархии. Тимофей Веронин, «Толгское чудо» Лучшая духовно-патриотическая книга 1-е место. Издательство «Молодая гвардия». Карпов А.Ю., «Андрей Боголюбский» 2-е место. Издательство Белорусского экзархата. Шарков А.В., Грозов В.В., Бествицкий Ю.А., «Крест Отечества» 3-е место. Тульская епархия и издательство ООО «Борус-Пресс». Шаховской А.Н., «Что нужно знать каждому в России» Лучшая духовно-просветительская книга 2-е место. Центр культурных инициатив «Сретение», Богоявленский кафедральный собор г. Москвы, кафедральный соборный Храм Христа Спасителя. Сост. Нерсесова О.Я., «Образ очищенного духа. Преподобный Сергий, игумен Радонежский, в русской культуре» 2-е место. Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь. Составитель: игумения Филарета (Калачева), «Игумения за святое послушание» 3-е место. Фонд сохранения духовно-нравственной культуры «Покров». Игумен Киприан (Ященко), «Воспитание добродетелей» 3-е место. Издательство Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Игумения Сергия (Ежикова), «Святитель Афанасий (Сахаров), исповедник и песнописец» Лучшая иллюстрированная книга 1-е место. ООО ПЦ «Петровский». Митрополит Меркурий (Иванов), «Жизнь среди святых» 2-е место. Издательство Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Авторы статей: Воронцова Л.М., Черкашина Г.П., Шитова Л.А., «Ризница Свято-Троицкой Сергиевой лавры» 3-е место. Издатель: Фонд возрождения Старицкого Свято-Успенского монастыря. Издательство «Творческая мастерская». Редакционная коллегия: Александрин Ю.В., Гадалова Г.С., Юга Л.Г., «Первый Патриарх святитель Иов» 3-е место. Барнаульская епархия. Протоиерей Георгий Крейдун, «Храмы, станы и монастыри Алтайской духовной миссии: чертежи, панорамы, 3D-мoдeлu» Лучшая историческая книга 1-е место. Фонд сохранения духовно-нравственной культуры «Покров». Священник Димитрий Сафонов, «Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, и его время» 2-е место. ООО Издательство «Христианская библиотека». Ковалевский П.Е., «Пасхальный свет на улице Дарю. Дневники Петра Евграфовича Ковалевского 1937-1948 годов»

http://pravoslavie.ru/74990.html

А все объясняется очень просто. Авторы, обвинявшие некую абстрактную церковь в гонениях на последователей гелиоцентризма, изображали дело так, будто существует некая единая христианская церковь. То есть отождествляли понятия «церковь» и «религия». Хотя религия это учение, а под церковью понимаются организации и люди. Так вот, в Европе и тогда были и сейчас действуют разные христианские Церкви – православная, католическая и несколько протестантских. При этом апологетов системы Коперника преследовала только одна Церковь – католическая. Поэтому и работали спокойно Ньютон, Гюйгенс, Кеплер и Ломоносов. Оставим в стороне «просвещенную» Европу. Посмотрим, как и когда узнали о системе Коперника в «темной, варварской» России. Так вот, было это в XVII веке. Примерно в 1655 году насельник Чудова монастыря в Кремле иеромонах Епифаний (Славинецкий) вместе с двумя другими монахами (имена их неизвестны) перевел трактат Иоганна Блеу «Введение в Космографию», содержащий изложение системы Коперника (издана в 1645 году в Амстердаме). Русский перевод вышел под заглавием «Зерцало всея вселенныя, или Атлас новый». Как отмечено в книге Д.О. Святского «Очерки истории астрономии в Древней Руси», в «Зерцале…» гелиоцентрическая система излагается в следующих выражениях: «…прежде лет близ ста в мир паки произведе Николай Коперник, и ныне изящнейшие вси математики подражают: Солнце (аки душу мира и управителя вселенные, от него же земля и вси планеты светлость свою приемлют) полагают посреде мира недвижиму. Меркурия же на первом крузе...». И далее идет перечень планет, с указанием времени их обращения, и прилагается чертеж-план коперниковой системы. При этом иеромонах Епифаний был не каким-то подпольщиком, а достаточно значимым церковным деятелем своего времени, сподвижником Патриарха Никона. Перевод и издание были выполнены по личному указанию Патриарха. Однако переводом трактата с изложением системы Коперника дело не ограничилось. Царю Алексею Михайловичу понадобились масштабные иллюстрации. И они были сделаны. В книге Б.А. Воронцова-Вельяминова «Очерки истории астрономии в России» читаем: «На потолке дворцовой столовой царя Алексея Михайловича в 1662 году была нарисована огромная картина, изображавшая знаки зодиака, планеты и их сферы со всеми подробностями, звезды и кометы, эклиптику и другие линии, рассматриваемые в математической астрономии. Эту картину в 1688 году скопировали для столовой царицы Софьи Алексеевны, а затем и для других царских палат. Были и другие картины астрономического содержания, в том числе в палатах знаменитого Коломенского дворца, бывшего чудом русского деревянного зодчества. Астрономические картины писали мастера Иван Мировский, Степан Петров, Андрей Павлов, Юрий Иванов и Иван Безмин. Мастер Карп Золотарев написал красками на большом листе бумаги копию с картины, находившейся на потолке царской столовой, и, возможно, по ней Петр I в детстве знакомился с астрономией».

http://pravoslavie.ru/98122.html

Всю оставшуюся жизнь, почти сорок лет, о. Иоанн провел в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. Здесь в полной мере раскрылись его духовные дарования. В обители о. Иоанн прошел ряд монастырских послушаний: череды седмичного священника, в которые входили и поездки по местным сельским приходам; духовника, сначала паломнического, а затем и братского. Кроме того, о. Иоанн стал сначала для прихожан и паломников, а затем и для монашеской братии – духовным наставником – старцем, хотя он сам и избегал такого наименования. Все, кто имел счастье лично или письменно пообщаться с о. Иоанном, вспоминают его необыкновенную любовь – отражение любви Божией, и одновременно неколебимую твердость в христианских заповедях, следование которым о. Иоанн неустанно проповедовал. Большую часть своего времени о. Иоанн отдавал приему посетителей. Вот что вспоминает один из таких посетителей, ныне епископ Зарайский Меркурий (Иванов), с юных лет окормлявшийся у о. Иоанна: «Отец Иоанн обладал удивительным даром любви к людям. Даже тогда, когда он казался суровым и требовательным, заставляя чад своих задуматься о смысле происходящего в духовной жизни» c. 162]. И еще: «Его появление, встреча с ним оставляла всегда то же самое ощущение – ни с чем не сравнимое чувство внутренней чистоты, любви и свободы» c. 142]. Не меньше сил отдавал о. Иоанн и воспитанию послушников. Им, пришедшим в обитель из современного мира, трудно было свыкнуться с монастырскими порядками. С одной стороны, они нуждались в утешении любвеобильного старца, а, с другой, в строгом наставлении подвижника, дабы мирской дух не проник и в стены обители. Бывший в те годы послушником, архимандрит Тихон (Шевкунов), так отзывается об о. Иоанне, наставившем его на путь монашества: «Главным духовным качеством о. Иоанна для меня всегда был и остается не только его дар рассуждения, но и неколебимая вера во всеблагий и совершенный Промысел Божий… Отец Иоанн – один из очень немногих живших в наше время людей, которым Господь открывал Свою Божественную волю и о конкретных лицах, и о событиях, происходящих в Церкви и мире» c. 264–265].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

кв. м. На звоннице храма находятся 13 колоколов, самый большой из которых весит 14 тонн. До 1985 г. в Калининграде не было ни одного православного храма. Открывшиеся в последующее время приходы действовали, как правило, в стенах немецких культовых сооружений, которые нуждались в реставрации. Первым настоятелем проектируемого собора был назначен игумен Меркурий (Иванов), ныне митрополит Ростовский и Новочеркасский. История калининградского собора Христа Спасителя берет отсчет с 30 апреля 1995 года, с празднования 10-летия Православия на Калининградской земле. В тот день от Крестовоздвиженского собора к скверу на площади Победы прошел общегородской крестный ход. После молебна на месте будущего храма митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом был освящен закладной камень, а также установлен семиметровый деревянный крест. В мае 1995 г. был выбран облик будущего храма, проект получил одобрение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В основание собора с участием первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина была заложена капсула с землей, взятой из-под стен воссоздаваемого Храма Христа Спасителя в Москве. Закладка капсулы в основание нового кафедрального собора Христа Спасителя г. Калининграда произошла 23 июня 1996 г. В конце июня 1996 г. рядом со стройплощадкой собора был сооружен малый деревянный храм Христа Спасителя. Этот собор был освящен митрополитом Калининградским и Смоленским Кириллом в честь Нерукотворного Образа Господня. Первое праздничное богослужение состоялось 27 сентября 1996 г. Этот храм простоял рядом со строящимся собором Христа Спасителя до 2009 г., после чего был разобран и собран вновь в калининградском микрорайоне «Сельма». 3 июля 2005 г. собор посетил Президент России В.В. Путин. В ходе экскурсии митрополит Кирилл показал Президенту алтарную часть храма, рассказал об истории строительства, а также о предстоящих работах по внутренней отделке главного храма области. Верхний храм кафедрального собора посвящен празднику Рождества Христова и освящен 10 сентября 2006 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5000956.ht...

Не обошли вниманием кадровые решения Синода и телеграмм-каналы, ставшие в последнее время важной часть информационного пространства. По обыкновению ядовито и издевательски комментировал «Церквач». Типа: «Митрополит Меркурий (Иванов) сменил образование на бизнес»; «Придется архиепископу Амвросию (Ермакову) переехать из Сретенского гламура в Тверскую грязь. Но в белой шапке зато, и от Москвы недалеко»; «Под управлением митрополита Павла (Пономарева) с паспортом РФ и московским мерседесом, Белорусская церковь не смогла бы в текущих условиях жить спокойно» и т.п. В этих условиях выгодно отличается от «Церквача» тлг «Чукотская Загогулина», который выложил пространный комментарий публициста Владимира Евсикова. В статье, названной в традициях телеграммеров немного издевательски – «Кадровая карусель патриарха Кирилла» , В. Евсиков предложил обстоятельный анализ решений Священного Синода. Автор пишет, что «обычно в решениях Священного Синода публику привлекают кадровые решения, поскольку за ними, как правило, стоит интрига. Часто понятная только осведомлённым в " патриархийной кухне " людям». По его мнению, «проблем накопилось куча, в том числе и кадровых, связанных с кончиной и отстранением от кафедры целой когорты архиереев. А тут еще и Белоруссия. И патриарх Кирилл решил действовать в свойственной ему манере " пакетных решений " , когда один архиерей сменяет другого. Эта практика, уже не раз апробированная, получила в народе наименование " архиерейская карусель " ». Называя освобождение Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Заславского Павла (Пономарёва) «самым громким кадровым решением», публицист считает, что виной тому «недопустимые шарахания в ситуации политического кризиса в Белоруссии», в результате чего владыка «утратил авторитет как в глазах власти, так и в глазах паствы». При этом автор статьи ударился в конспирологические версии отставки Белорусского экзарха и транслирует всякого рода слухи, кочующие в церковных кругах. В целом автор считает, что «митрополит Павел сам себя загнал в западню, выходом из которой и стала отставка».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/08/28/ka...

Определением Священного Синода от 31 марта 2009 г. ( журнал 18 ) освобожден от обязанностей управляющего Патриаршими приходами в США и назначен председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации . Указом Святейшего Патриарха Кирилла назначен настоятелем  подворья Патриарха Московского и всея Руси храмов Высоко-Петровского монастыря г. Москвы. Решением Священного Синода от 10 октября 2009 г. ( журнал 101 ) назначен наместником Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. С декабря 2010 г. по июль 2011 г. окормлял  приходские храмы на территории Северного административного округа г. Москвы (Всехсвятское благочиние). В 2011-20 гг. — член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. В апреле 2011 г. назначен настоятелем храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище г. Москвы. Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. ( журнал 68 ) назначен Преосвященным Ростовским и Новочеркасским с временным сохранением должности председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. ( журнал 132 ) назначен главой новообразованной Донской митрополии ; также определением Синода (журнал 120) назначен временно исполняющим обязанности ректора Донской духовной семинарии. 8 октября 2011 г.  возведен в сан митрополита. Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. ( журнал 77 ) освобожден от должности наместника Высоко-Петровского монастыря г. Москвы. Решением Священного Синода от 29 мая 2013 г. ( журнал 62 ) освобожден от обязанностей ректора Донской духовной семинарии. Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 17 июля 2013 г. назначен настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках г. Москвы. Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 31 декабря 2018 г. освобожден от должности настоятеля Успенского храма в Вешняках и назначен настоятелем храма Преображения Господня в Тушине г. Москвы. Решением Священного Синода от 9 июля 2019 г. ( журнал 87 ) утвержден в должности священноархимандрита Донского Старочеркасского Ефремовского мужского монастыря станицы Старочеркасская Аксайского района Ростовской области.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245162...

У западной стены трапезы стоит небольшая каменная колокольня с шатровым верхом; на стене колокольни с наружной стороны изображены в двух местах двуглавые орлы. Крест на колокольне с короной вверху и полумесяцем внизу. Время построения колокольни, а также и то, почему на стенах ее изображен Государственный герб, не известно. Что касается внутренних церковных украшений, то они принадлежат уже новому времени. От древнего времени сохранилось только несколько икон: 1) икона Спасителя с надписью внизу: " писал сей образ Христов в лето 7191 (1683) в церковь св. прор. Илии, что в Муроме на посаде, тоя церкви при попе Михаиле Иванове, а писал сей образ многогрешный раб Божий изограф Александр Иванов по рождению Казанцев " . 2) Подобная же икона Спасителя с надписью: " писал сей святый образ муромец свидетельный иконописец Михаил Лукин Смольянинов; совершися лета 7287 (1779) Iюля 19 дня " . Кроме того сохранились старинные иконы св. Иоанна Златоустого, св. Леонтия Ростовского, Николая Чудотворца в житии, св. прор. Илии в житии и некоторые другие. Из напрестольных Евангелий сохранилось Евангелие печати 1671 г. Приложено это Евангелие строителем каменного Никольского храма Иваном Леонтьевым Смолиным. Из напрестольных крестов обращает на себя внимание старинный сребропозлащенный крест с частицами св. мощей: апостола Андрея Первозданного, преподобного Александра Свирского, свят. Иакова, Феодора Стратилата, Архидиакона Стефана, муч. Елевферия, Иоанна Милостивого, Анастасия Перского, Евстафия Плакиды, Меркурия Смоленского. На рукояти креста надпись: " си крест города Мурома церкви Чудотворца Николая, что в Зарядье " . Кем и когда приложен этот крест, не известно. Сохранилось старинное серебряное кадило с надписью: " сие кадило города Мурома церкви Великаго Святителя Николая, что в Зарядье, в лето 7187 построил гостиныя сотни Иван Леонтьев по своих родителях в вечный помин " . Современная утварь и ризница церковная довольно богаты. Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается: от служб и требоисправлений до 650 руб. в год, процентов с причтового капитала (3900 руб.) - 156 руб. и арендной платы за землю и за два подвала 65 руб., а всего около 870 руб. в год. Церковных домов для причта нет.

http://sobory.ru/article/?object=36095

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010