He зная, чем наполнить этот промежуток, я пошел по обширной площади плоских кровель (террасе), облегающих всю южную сторону храма, которого своды до самых куполов с этой стороны доступны боязливой ноге странника. Я исходил всю большую террасу, любуясь с каждой точки ее видом Иерусалима и пытаясь найти отверстие на стене большого купола, чтобы посмотреть внутрь храма. По малой лестнице, с большой террасы, взошел я на меньшую, примыкающую к меньшему куполу (над церковью Воскресения), более той возвышенную, с которой я надеялся иметь еще лучший вид. И точно, там мне открылся другой вид… Почти посредине террасы увидел я небольшую возвышенность, как бы верхушку скрытого под ней купола. Она обделана плитами простого камня и вся сплошь покрыта надписями на разных языках. Всех их смысл был один и тот же: помяни Господи во царствии Твоем такого-то, я невольно отступил от нежданно встреченного места. Оно было над Голгофой. Веки за веками стали проходить в воображении моем, чередуясь и увлекая мысль мою все глубже и глубже в давнее прошедшее, пока я не увидел себя среди событий дня, потрясшего сердце земли и помрачившего лик солнца. Высоко и глубоко простершееся тогда незримыми оконечностями своими, малое древо крестное зрелось мне теперь во всей своей ужасной простоте, как древо казни, орудие жестокого уничижения человеческого достоинства, сколько бесчестное, столько и бесчеловечное; что есть самого горького в участи человеческой, то все соединял в себе крест, как бы нарочно чьей-то злобой или чьей-то неумолимой справедливостью придуманный для того, чтобы Имеющий понести на Себе грехи наши восчувствовал на нем всю их безмерную тяжесть. При грозном зрелище этом, лица двух разбойников, ожесточенное и умиленное, легко очертывались в воображении моем. Но лицо Того, Кто, по выражению песни церковной, был мерилом праведным между грешниками, кающимся и нераскаянным, оставалось неуловимо для меня. Я и не усиливался представить его, считал это слишком дерзким и даже боялся грешным взором встретиться с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

  Глава VI. Попечение Православной Церкви об усопших Молитва живых за умерших. Погребальные обряды Православной Церкви. Сила и действенность молитвы Церкви за усопших. Учение Священного Писания об этом предмете. Примеры из жития святых. Значение для усопших милостыни, подаваемой в память их живыми членами Церкви Церковь сопровождает христианина своими молитвами в продолжение всей земной жизни его, – и это служит достаточным побуждением для нее не оставлять его своими попечениями и перед смертью и по смерти 129 . Каждый знает, что Православная Церковь напутствует чад своих в загробную жизнь покаянием, причащением и елеосвящением и, кроме того, в минуты разлучения души с телом, совершает над ним молебное пение на исход души. Располагая умирающего к упованию на милосердие Божие и спасение, священник, приходя к нему, дает ему лобзать крест и полагаем это орудие искупительной смерти Спасителя или иной обрам пред глазами отходящего, затем от лица Церкви молит Господа ради спасительных страстей, претерпенных Им, избавить душу умирающего от вечной смерти, разрешить ее от грехов и облегчить переход ее в жизнь бесконечную; а указанием на умирающего, оставляющего все земное,поучает окружающих его помнить о смерти и не забываться среди земных сует и удовольствий. «Бедную и грозную и жития человеческого скоро исчезающую красоту в брате ныне преставляющемуся, яко в зерцале, ecu видящие, смерть всегда поминаем» 130 . Исследование на исход души состоит из. канона и молитв. В каноне, исполненном высокого умиления, Церковь от лица страдающего и умирающего изображает всю немощь грешника, готового покинуть мир, и призывает ближних к смертному одру. «Приидите, соберитесь еси и восплачите о душе. Ныне убо время моего живота, яко дым, претече. Се предстагиа множество лукавых духов, держагие моих грехов написание. К кому возопию, кто мой плач от болезни приимет и сердца воздыхание; токмо Ты, Пренепорочная, надежда христиан. Добрии мои друзи и знаемии, почто не плачите, почто не рыдаете! Возлюбленная моя братия! зряще моя деяния, обличаема мерилом праведным, Христа всех Бога молите, милостива быти мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

В 382 г. он присутствовал на II Вселенском соборе, и в указе Феодосия, изданном после собора, Григорий был среди тех, единомыслие с которыми служило мерилом православия. Особенностью догматических воззрений Григория было то, что, придерживаясь общепринятого православного учения, он был почитателем Оригена , а также признавал некоторые элементы неоплатонической философии. Литературное наследие Григория дошло до нас в практически полном виде и представляет собой достаточно солидный корпус экзегетических и догматических сочинений: «Толкование на шестиднев», «Об устроениии человека», «О жизни Моисея», «Большое огласительное слово», «Против Евномия», «Опровержение мнений Аполлинария», «Против Аполлинария к Феофилу, епископу Александрийскому», «К Симпликию о вере», «Против язычников», «К Авлалию о том, что не три Бога», «Слово против Ария и Савеллия», «Слово о Св. Духе против Македония», «Слово о божестве Сына и Духа в похвале праведному Аврааму», «Против учения о судьбе», «О душе и воскресении», «Об истинном подвижничестве», пр. Кроме того, известны немногочисленные проповеди и 26 писем Григория. 360 По всей видимости, речь идет о молодом тогда (ок. 392 г., когда Иероним написал этот свой труд) Иоанне Златоусте , который родился в 347 г. (см. подробнее комментарии к Геннадию, прим. 73). Известно, что Иоанн был учеником Дидора, впоследствии ставшего епископом Тарса. Евсевий Эмесский также мог быть среди учителей Иоанна, поскольку последнее время перед смертью он провел в Антиохии, где и умер в 360 г. Что касается сочинения, упоминаемого Иеронимом, то это «Слово о священстве», которое Иоанн написал в ответ на упреки, что он отказывается от сана епископа. 361 О Геласии известно крайне мало. Он был подвижником, неплохим оратором, явно антиарианином. Известно о его присутствии на соборе в Константинополе в 382 г. в числе православных епископов. 362 Феотим был славянином по рождению. В 390 г. он стал епископом г. Томы в Малой Скифии (области во Фракии). Известно о его присутствии на соборе в Константинополе в 399 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В озлюбленная моя братия, зряще моя деяния обличаема мерилом праведным, Христа всех Бога молите, милостива быти мне. Слава: Помянувше, моея возлюбленнии, еже к вам дружбы, Христа молите призрети на мя злополучна, живота лишившагося, и мучима. И ныне: Приклони ухо Твое ко мне, Бога моего Мати, от высоты славы многия Твоея, Благая, услыши стенание последнее, и руку подаждь ми. Песнь 4 Ирмос: Х ристос моя сила, Бог и Господь, честная Церковь боголепно поет, взывающи, от смысла чиста о Господе празднующи. Припев: П омилуй мя, Боже, помилуй мя. У вы мне блудному, увы мне окаянному: яко руце простираю к моим другом, и слезы от очию проливаю, но никтоже милуяй мя. Припев: П омилуй мя, Боже, помилуй мя. П одвиг наста мне души всегубителен, и очима взираяй к Божиим светлым Ангелом, вопию: мало оставите мя пожити, но никтоже послушаяй мене. Слава: О мне плачите, о мне рыдайте, ангельстии собори, и человецы вси христолюбцы: немилостивно бо душа моя от тела разлучается. И ныне: Владычице, Владычице, ныне помилуй душу недоумевающую, и к Твоему покрову единому зрящую, и не презри, Благая, демоном отдану быти ми. Песнь 5 Ирмос: Б ожиим светом Твоим, Блаже, утренюющих Ти души любовию озари, молюся, Тя ведети, Слове Божий, Истиннаго Бога, от мрака греховнаго взывающа. Припев: П омилуй мя, Боже, помилуй мя. С вет умный возсияй на мя, да вижу Тя, Христе, поне вмале: ктому бо не узрю Тебе; облак бо демонов внезапу нападе на мя, и тьма студных моих дел покрывает мя. Припев: П омилуй мя, Боже, помилуй мя. С паситеся, вси возлюбленнии, благоутробнии о мне явльшеся злочастнем и всеокаяннем: вси бо аще единем гласом провещали бысте к моему Владыце, тьмы избавили мя бысте. Слава: Спасайся, великий княже Божий Михаиле, Ангелов начальниче: ктому бо твое святое имя не призову, еже помощи мне: молчита бо мои устне и язык связася. И ныне: Спасайся и Ты, Нескверная Чистая Мати Христа моего и Бога: ктому бо образа Твоего, от моих согрешений не узрю окаянный, угасе бо свет мой, и нощь покры мя. Песнь 6

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2157...

В чем тайна Христовой Церкви и ее членов, этих истинных Божиих служителей? – В Духе Святом ( 2Кор.6:4–10 ). Вот всецелая тайна Божиих служителей: они служат Богу в Духе Святом. Это мы ясно замечаем в первых и самых совершенных Божиих служителях – в святых Апостолах. Ведь лишь когда сошел на них и пребыл в них Дух Святой, посланный им Владыкой Христом от Отца, они соделались и навсегда остались служителями Божиими. Как они, так и святые пророки прежде них, и все святые мученики, и исповедники, и праведники после них. Ибо служение Богу – это служение в Духе Святом и Духом Святым. Без сомнения, духоносцы суть все святые вообще, духоносцы – и все христиане в большей или меньшей степени: Духом Святым они говорят ( Мф.10:20 ; Лк.12:12 ), Духом Святым рождаются в христиан ( Ин.3:5 ), Духом Святым молятся Богу ( Ин.4:24 ; Рим.8:26 ; Еф.6:18 ). Пребывают в Духе Святом, и Дух Святой пребывает в них ( Ин.14:17 ; 1Ин.3:24, 4:13 ); Духом Святым наставляются на всякую истину ( Ин.16:13 ), через излияние на них Святого Духа они становятся Божиими служителями ( Деян.2:4, 17, 18, 10:44–45 ); действуют Духом Святым ( ); живут по Духу Святому ( Рим.8:4 ); помышляют духовно по Духу Святому ( Рим.8:5 ); они – в Духе, и Дух Божий живет в них ( Рим.8:9 ), они имеют начаток Духа ( Рим.8:23 ); чудодействуют Духом Святым ( Рим.15:19 ); любят Духом Святым ( Рим.5:5 ); Духом Святым свидетельствуют свою веру ( 1Кор.2:4 ); Духом Святым получают откровение Божиих тайн ( 1Кор.2:10 ; Еф.3:5 ); Духом Святым ведают Бога и Божии дары ( 1Кор.2:12 ); они – храм Божий, в котором живет Дух Божий ( 1Кор.3:16, 6:19 ); от Духа Святого воспринимают они все духовные дары ( 1Кор.12:4, 7–11, 13 ); Духом Святым преображаются в образ Господень ( 2Кор.3:18 ); принимают Духа Святого через веру ( Гал.3:14 ); запечатлеваются Духом Святым ( Еф.1:13 ); исполняются Духом Святым ( Еф.5:18 ); Духом Святым созидают свое спасение ( 2Фес.2:13 ); Духом Святым удостаиваются оправдания и освящаются ( 1Кор.6:11 ); Духом Святым очищают свои души ( 1Пет.1:22 ); Духа Святого имеют мерилом истины и лжи ( 1Ин.4:2 ). Одним словом – в Богочеловеческом Теле Христовой Церкви вся полнота Богочеловеческой жизни совершается и бывает в Духе Святом и Духом Святым, и причем через святые таинства и святые добродетели. Всегда по правилу Богооткровенной истины: от Бога Отца через Бога Сына в Боге Духе Святом.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

«Верный», как зовет его песнь церковная, разбойник продолжает богословствовать: и мы убо вправду по делом нашим восприемлева, сей же ни единаго зла сотвори. Видите ли, как, помимо всех справок и расследований, идет быстро вперед «вера» человека, обдержимого новым для него чувством! Еще мгновение, и он уже молитвенно взывает к беспомощно и безнадежно умирающему: «помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Си» ( Лк.23:42 )! Дорогие и преизлюбленные христианством слова! С тех пор, как они произнесены были здесь, они стали как бы девизом нашей святой веры, нашим якорем спасения в плавании по морю жизни и науки, нашим знаменем в борьбе с грехом и его виновником. В них все найдешь, — и царствие Божие, и вечную жизнь, и второе пришествие, и силу молитвы, и нужду поминовения… весь катехизис! Кто всему этому научил простеца и невежду и, может быть, долголетнего зло-творца? Тот Дух, который, по обещанию Господнему, должен научить всему ( Ин.14:26 ) верующих. Днесь со мною будеши в рай ( Лк.23:43 ) — ответил первому всельнику христианского неба отходящий от земли властитель ( Мф.28:18 ) его. Еще мало, и оба говорившие смолкли навсегда. Как отнесся к такому нежданному исходу беседы крестной начавший ее первый разбойник? Евангелие умалчивает. Вот все, чем заявили себя изучаемые нами лица, занесенные в «памяти» сего Святого места и всего христианского мира! Мерило праведное, посреди двою разбойнику поставленное, одного из них познанием богословия возвело в рай, другого — тяготою хуления низвело до ада, как воспевает Святая Церковь. Христолюбивые слушатели! Таким же мерилом Крест Христов простоял уже столько веков и стоит доселе, — не в похвалу нам, верующим, как будто и доселе у него должны оставаться стороны десная и шуяя, — верующие и неверующие! Необходимо признаться, что освещенные Евангельскою историею два разбойника не принадлежат исключительно ни месту, ни времени, которые их видели. Их мы найдем и ближе и дальше, и раньше и позже, и в одиночку и миллионами, и на крестах и в крестах, и распятыми и распинающими, и открытыми хулителями Христа и только «непредзанятыми» истолкователями Его, и даже будто бы прямыми защитниками Его от… наговоров на него Апостольской и Вселенской веры! Их так же, как и шуияго разбойника, блазнит истощание Божества на Кресте, а затем — и самого Креста на земле.

http://azbyka.ru/propovedi/slovo-na-golg...

Византийцы не одобрили бы ни один из этих выводов. Внешнее соблюдение обрядов закона — это только предчувствие истины. Но истина, которую они предвещали, была не бесплотным духом, но воплотившимся Христом и настолько же ощутимыми Таинствами и обрядами, которые продолжают присутствовать в Церкви. Таким образом, праведники Ветхого Завета спасены не только общей для обоих Заветов верою во Христа, но самой личностью Христа, Который разрушил врата адовы, чтобы освободить их от оков смерти. 69 Точно так же христиане Нового Завета достигают обожения не только верой во Христа и Его совершенную жертву, но причастностью к воплотившемуся Христу через Таинства. Византийцы отчетливо осознавали, что реальность воплощения лежит в основе христианской веры, и они немедленно отвергали всё — даже равнодушие к литургическим вопросам — что ставило эту реальность под вопрос. Акцент византийцев на причастности личности воплощенного Христа тесно связан с еще одним вопросом: в чем заключается единство и власть Церкви? Для кардинала Гумберта и поздних поколений западных полемистов ответ был всегда под рукой: в папе, преемнике Петра, которого Сам Христос поставил камнем, на котором стоит Церковь . Таким образом, в начальном ответе Льва на обвинения Византии, возможно, принадлежащие перу Гумберта, отсутствует стремление прямо опровергнуть византийские аргументы. Вместо того приводятся стандартные пассажи Посланий Петра из Нового Завета, подкрепленные длинными цитатами из «Дара Константина». 70 Приводится многолетняя история ересей Востока, противопоставляемая неизменному православию Рима. 71 После Иисуса Христа апостольский престол Рима должен быть главой Церкви Божией. 72 Соответственно, Рим должен быть мерилом православия, а общение с ним — критерием православности. 73 Престол Петра является видимым источником власти и видимым знаком единства Церкви. Таким образом, даже кардинал Гумберт может быть терпимым к отличным восточным практикам, пока авторитет Рима не ставится под сомнение. Оказывается, он даже разрешает опустить филиокве в Символе веры , если все остальные факторы благоприятны. По крайней мере, примирительное послание к Риму Петра Антиохийского 1052 года, 74 в котором пропущено филиокве, но которое вполне лояльно в остальных отношениях, прошло через папскую канцелярию без возражений. Последующие поколения католических полемистов оказались настолько же уступчивыми, по крайней мере когда речь шла об использовании греками квасного хлеба или о других проблемах обряда или символизма. Ансельм, к примеру, приводит стандартные католические аргументы о преимуществах использования опресноков перед квасным хлебом, но с большой долей снисхождения он признает законность греческой практики и символизма, стоящего за нею. 75 Типичной является позиция, выраженная в папском письме, приведенном в опровержениях Нимфеи (1234), в котором греки и латиняне сравниваются с Иоанном и Петром в их борьбе з гробницу.

http://azbyka.ru/kvasnoj-hleb-i-opresnok...

Вселенская, спасительная для всего мира победа над смертью и адом, достигнутая крестной смертью Господа, изображается на иконе Распятия, согласно православному иконографическому канону. Основание креста обычно изображается опущенным в мрачную пещеру под каменистой вершиной Голгофы. В пещере находится череп, на который стекает Честная Кровь Распятого Господа. Это череп Адама, пещера же — ад. Это изображение не есть плод фантазии православного иконописца. Оно восходит к очень древней и благочестивой традиции, о которой Ориген свидетельствует следующее: «Что касается Лобного места (Мф. 27, 33), то до меня дошел слух, что у евреев есть предание, будто там был погребен Адам. И поскольку как в Адаме все умирают и Адам воскрес смертью Христовой, то …так во Христе все оживут…» (1 Кор. 15, 22) [ 359 ]. Эту традицию принимает и святитель Василий Великий, который пишет: «Господь, изыскав начатки смерти человеческой, приял страдание на так называемом Лобном месте. Он был распят там, чтобы в том самом месте, где получило начало тление людей, началась бы и новая жизнь Царства Небесного. И как смерть «стала сильною в Адаме», так она была обессилена и побеждена в смерти Христовой» [ 360 ]. Эту древнюю традицию принимает и божественный Златоуст, который пишет, что некоторые говорят, будто Адам умер и похоронен на Лобном месте [ 361 ]. Поэтому Иисус и воздвиг Крест, «знамение победы, на том самом месте, где царствовала смерть» [ 362 ]. Таким образом «было устроено» Богом, как пишет толкователь Святого Писания Евфимий Зигабен, «чтобы там же, где древний Адам был поражен смертью, был поставлен и знак победы над смертью Нового Адама», то есть Спасителя нашего Христа. Этот победный знак — Крест. Или, как пишет Блаженный Августин, «чтобы там воздвигся врач, где лежал больной» [ ]. Но Животворящее Древо было не только символом победы и торжества над диаволом, грехом и смертью, не только «мерилом праведным» [ 364 ]. Оно было еще и «открытием вечности: оно стояло посреди (двух разбойников) как символ связи между Царством и адом» [ 365 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Вселенская, спасительная для всего мира победа над смертью и адом, достигнутая крестной смертью Господа, изображается на иконе Распятия, согласно православному иконографическому канону. Основание креста обычно изображается опущенным в мрачную пещеру под каменистой вершиной Голгофы. В пещере находится череп, на который стекает Честная Кровь Распятого Господа. Это череп Адама, пещера же – ад. Это изображение не есть плод фантазии православного иконописца. Оно восходит к очень древней и благочестивой традиции, о которой Ориген свидетельствует следующее: «Что касается Лобного места ( Мф.27:33 ), то до меня дошел слух, что у евреев есть предание, будто там был погребен Адам. И поскольку как в Адаме все умирают  и Адам воскрес смертью Христовой, то ... так во Христе все оживут. ..» ( 1Кор.15:22 ). 359 Эту традицию принимает и святитель Василий Великий , который пишет: «Господь, изыскав начатки смерти человеческой, приял страдание на так называемом Лобном месте. Он был распят там, чтобы в том самом месте, где получило начало тление людей, началась бы и новая жизнь Царства Небесного. И как смерть «стала сильною в Адаме», так она была обессилена и побеждена в смерти Христовой». 360 Эту древнюю традицию принимает и божественный Златоуст, который пишет, что некоторые говорят, будто Адам умер и похоронен на Лобном месте. 361 Поэтому Иисус и воздвиг Крест, «знамение победы, на том самом месте, где царствовала смерть». 362 Таким образом «было устроено» Богом, как пишет толкователь Святого Писания Евфимий Зигабен , «чтобы там же, где древний Адам был поражен смертью, был поставлен и знак победы над смертью Нового Адама», то есть Спасителя нашего Христа. Этот победный знак – Крест. Или, как пишет Блаженный Августин , «чтобы там воздвигся врач, где лежал больной». 363 Но Животворящее Древо было не только символом победы и торжества над диаволом, грехом и смертью, не только «мерилом праведным». 364 Оно было еще и «открытием вечности: оно стояло посреди (двух разбойников) как символ связи между Царством и адом».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Директору. Послушайте, человек смертный, вы здесь не вечны, и я тоже; не вечно и вы в этой гимназии будете и я; мы однодневны – не будем же ссориться, а будем жить в мире и, главное, в добром снисхождении; я с немощами, и вы не без слабостей; вы заслуженное лицо, и я по Божией благодати не без заслуг. Будем друг друга уважать. Вы относитесь ко мне крайне грубо, неуважительно, с ригоризмом тяжким, с непомерной начальнической важностью, слишком возвышая свой голос. Немножко деликатности – больше я от вас ничего не желаю. Что касается дела моего, то я делаю его по крайней силе и разумению (вы, конечно, сами делаете не сверх сил). В вас я замечаю с некоторого времени злое ко мне расположение. Откуда оно, отчего? Вследствие бесед и рассуждений о мне с какими-то лицами, неблагожелательными ко мне, о чем вы и сами заявили мне, сказав, что не все благожелатели мои! Слишком прозрачно высказывается иногда у вас неприязнь ко мне и желание выжить меня из гимназии... Зачем я унываю и скорблю?.. Зачем воображаю и подозреваю в директоре то, чего, может быть, нет на самом деле? Вскую прискорбна еси, душе моя? и Вскую смущаеши мя? уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего (души) и Бог мой [ Пс.41:6 ]. Ты хочешь, чтобы к тебе были расположены враги твои, недоброжелатели твои? Будь сам к ним искренно расположен, искренно уважителен, доброжелателен, искренно смирен и незлобив – и увидишь, как они переменятся к тебе. Мы сами бываем часто виноваты в неприязни к нам людей – начальствующих, товарищей, соседей, домашних и чужих. Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки [ Мф.7:12 ]. Итак, мерилом отношений других людей к тебе да будешь ты сам в своем душевном насторении. Господи! Помяни во Царствии Твоем рабов Твоих градоначальника Петра и супругу его, начальствующего Петра и супругу его, Иоанна, Павла, товарищей моих, Симеона, Николая... Благодарю Господа, избавившего меня от всех душевных бед после того, как я воспринял этот образ мыслей и чувств. Я успокоился, лег в постель и хорошо проспал до утра. Лег во втором часу ночи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010