О церкви Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 16, 1998 4 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 16, 1998 Не судите по наружности, но судите судом праведным. Ин 7:24 1 1 Почему в Евангелии так мало сказано о Церкви? И на чем основана наша вера в ее святость, непогрешимость, необходимость? Ведь все в ней — ее сложные догматы, иерархические различия, обряды, обычаи, все создано людьми, возникло в истории. В Евангелии мы находим образ Христа и Его учение — такое простое, чистое, без примеси человеческих умствований и усложнений. И неужели, чтобы быть христианином, недостаточно верить в Христа и стремиться исполнять Его заповеди, а нужно еще соблюдать непонятные древние обряды, постигать трудные богословские формулы, вовлекаться в церковные споры и деления, принимать всю ту человеческую накипь, которая за две тысячи лет облепила собой небесную чистоту Евангелия? Вот вопросы и сомнения, возникающие почти ежедневно. Сколько людей, не только “внешних” Церкви, но и таких, которых принято называть церковными, переживают их — одни с мучением, другие почти с враждебностью. Сколько таких, которые, подходя к Церкви ближе, с тоскою думают о днях, когда они издали смотрели на нее, не знали всей ее часто соблазнительной “человечности”, сколько любящих Христа, принимающих Евангелие, но находящих все новые и новые причины отвергать Церковь, видеть в ней ненужную человеческую преграду между собою и Христом. Отвечать на эти сомнения простыми ссылками на учение Церкви о себе самой бессмысленно: ведь сомневаются как раз в источнике этого учения; “оправдывать” Церковь фактами из ее истории, из ее жизни тем, кто не верит в нее, еще бесполезнее: тысяче “положительных” примеров можно легко противопоставить тысячу отрицательных. Церковные люди давно уже привыкли ответственность за все эти сомнения, за этот разрыв возлагать на “современного” человека: на его индивидуализм, гордость, желание одному быть судьей и мерилом своей религиозной жизни. Церковь для них так привычна, так самоочевидна, что они готовы в каждом, кто в этой самоочевидности сомневается, видеть злую волю, гордыню ума или просто глупость.

http://pravmir.ru/o-tserkvi/

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление 1. Священник – это духовный гуру Зачастую люди идут в храм не к Богу, а к конкретному священнику. Это базовая и принципиальная ошибка. Да, батюшка может быть умным, грамотным, харизматичным, общительным, обладать еще массой замечательных качеств, он даже может быть святым (как, например, праведный Иоанн Кронштадтский , притягивавший множество верующих), но это не делает его «центром притяжения» в Церкви. Глава Церкви есть Христос и именно к Нему должно идти в храм. Это, конечно, не исключает возможности общения с замечательным батюшкой, тем более, что он еще и духовник. Но отнюдь не гуру. И священники и миряне в равной степени стремятся ко Христу, к спасению. Гуруизм же, являясь ложным духовничеством, не предполагает такого стремления к Богу и возрастания во Христе. В гуруизме нет ни истинного смирения, ни аскезы, отличающих его от настоящего православного духовничества. Сам гуру не является богоискателем и замыкает всё на себе, выставляя себя центром и мерилом духовной жизни. Подражание гуру, а не стремление к Богу отличают гуруизм от Православия. Духовник же, сам желая спасения, руководит к нему и своих духовных чад.  Поэтому, отправляясь в храм, нужно в первую очередь искать Бога, а не хорошего батюшку. 2. Священник — значит святой Несомненно, к будущему священнику предъявляются особые требования. Кандидат в священство должен исповедовать твердую, крепкую и строго православную веру в Господа Иисуса Христа и Его Церковь . Вся его семья должна исповедовать одну с ним веру. Не может быть рукоположен в священники новообращенный христианин. Препятствием для принятия священного сана могут выступать такие грехи, как убийство, кража, святотатство, блуд, прелюбодеяние, содомия. В целом жизнь священника не должна быть запятнана порочными делами, но наполнена добродетелью и любовью к ближнему. Впрочем, это касается всякого православного христианина. Таким образом, священник должен являть собой пример добродетельной христианской жизни.

http://azbyka.ru/tipichnye-oshibki-v-vos...

Столетие со дня рождения митрополита Филарета Слово 94 . Сто лет минуло со дня рождения Московского святителя Филарета. Достойно и праведно по сему случаю обновить память его. С молитвою о упокоении души его на нас лежит долг воздать благодарение Господу, в лице его даровавшему великую милость русской и наипаче Московской церкви, милость, которая продолжается, можно сказать, доселе, ибо Филарет принадлежит к числу тех избранников, память которых в род и род. Великие люди оставляют по себе долговечную память, но неодинаковую. Одни из них достопамятны по заслугам для времени, в которое жили, ибо были благопотребными орудиями промысла Божия для своего века. Другие кроме того достопамятны тем, что доброе их влияние на общество не ограничилось их временем, но простирается далеко за пределы его и даже растёт всё более. Случается даже, что потомство лучше оценивает сделанное ими, чем их современники, – подвиги великих людей оказываются более плодотворными спустя долгое время по смерти их, чем при жизни. Что сказать о приснопамятном Филарете? Он и при жизни высоко ценим был всеми православными, даже инославными, при жизни имел огромное влияние на умы и сердца и по смерти продолжает плодотворно действовать на них. Даже можно сказать, что время не только не убавляет, скорее же увеличивает его значение, по мере того как делаются известными его достославные дела и слова, доселе бывшие под печатью тайны, или известные очень немногим. О силе его духовного авторитета можно судить по тому, что его образ мыслей и действий до сих пор служит и навсегда будет служить мерилом для оценки явлений в жизни церковной, частной и общественной. Так его Катихизисы, по которым более полвека учится вся православная Россия, служат руководством и правилом веры для всех членов Православной Церкви. Его твёрдые суждения о богословских вопросах, содержащиеся в его богомудрых проповедях, имеют силу непререкаемого авторитета для богословского знания. Прежде чем пустить в ход ту или другую богословскую мысль, нельзя не спросить себя: одобрил ли бы её Филарет? Подошла ли бы она под его образ мыслей о том же предмете? – В области изучения слова Божия возможны многообразные решения тех или других вопросов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В. А. Любартович. Верность призванию и преданность науке: К юбилею Елены Михайловны Юхименко   24 августа 2019 г. отметила личную юбилейную дату доктор филологических наук, главный научный сотрудник Государственного исторического музея Елена Михайловна Юхименко. Имя исследователя истории и культуры старообрядчества широко известно и уважаемо в отечественном и зарубежном научно-образовательном сообществе, в Русской Православной Церкви, среди приверженцев различных согласий староверия. Профессиональная репутация Елены Михайловны как виднейшего филолога, архивиста, историка, искусствоведа, краеведа, так же как и авторитетного «музейщика», безупречна и высока. Посвященные ей страницы в русской Википедии поражают объемом и тематическим разнообразием творческого «багажа»: Елена Михайловна автор 30 монографий, публикаций исторических источников, фундаментальных научных каталогов выставок. Более 350 статей в академических журналах, научных сборниках и в энциклопедических изданиях достаточно полно характеризуют ее потенциал. В 2014 г. доктор наук Елена Юхименко, единственная из музейных работников страны, вошла в сотню ведущих отечественных филологов разных лет согласно Российскому индексу научного цитирования. Высочайшая планка отношения к труду исследователя, принятая Е. М. Юхименко под влиянием своих учителей Д. С. Лихачёва и Н. В. Понырко, всегда была для нее «мерилом праведным» научной добросовестности и принципиальности, внимания и доброжелательности к работе коллег. С 1990-х гг. Елена Михайловна инициировала реализацию ряда исследовательских, издательских и выставочных работ по изучению старообрядчества. В 1994 г. выходом под ее редакцией первого сборника «Старообрядчество в России (XVII–XX вв.)» начался долговременный издательский проект по публикации новейших исследований староверия в нашей стране и за рубежом, поддержанный грантами РГНФ. Все написанные или отредактированные ею статьи для вышедших 5 сборников были результатом изучения новых источников, обнаруженных в музейных и архивных фондах, в частных собраниях рукописно-книжного и иконного наследия староверов.

http://sedmitza.ru/lib/text/9410377/

В административно-судебной деятельности Митрополит Филарет поставил руководством себе строго православное церковное право. В деяниях его это право находило свое всестороннее применение; он сам есть олицетворенный закон, живое правило. В этой же его деятельности есть и другая черта глубоко симпатичная: это – отношение Филарета и к своей служебной деятельности, и к тем людям, которые имели счастье состоять его подчиненными, управляемыми и пасомыми. Из глубокого знания права и людей он вынес и укрепил в себе личное убеждение, что в деятельности, в „поступках своих“ – как любил он выражаться – каждый должен сообразоваться с внушениями долга, как внутренне сознается он каждым и как внешне определяется законом. „Долг и закон – прежде всего“, – вот девиз приснопамятного Филарета! Этим девизом, как мерилом праведным, определял и оценивал, и уравнивал он как поступки свои, так и поступки других, какое бы положение ни занимали в обществе эти другие, с тем впрочем различием, что неуклонно последовательный в применении этого начала к себе, он допускал уклонение от него в пользу человеколюбия и немощей человеческих при оценке действий других. С помощью именно этого начала, он находил всегда прямой путь к выходу из самых сложных и затруднительных положений, в какие служба нередко, во все продолжение жизни, ставила его. Этою чертою своей деятельности близок и сроднен был и доселе остается этот великий христианин и каждому из меньшей братии своей. Мы не будем говорить о деятельности Филарета как Члена Св. Синода, не будем иметь в виду его отношение к Троице-Сергиевой Лавре, которой он был Свящ.-Архимандритом, а также к Духовной Академии, к которой он стоял официально в значении начальника с административно-руководственною и надзирающею властью. Мы ограничимся исключительно тою сферою, которая обозначается специальным наименованием: „епархиальныя дела“. Но и из этой сферы мы исключаем все чрезвычайные, особенные труды и предначертания Филарета по улучшению быта духовенства и духовных школ (напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Воля Божия Волю Творца должен знать каждый Вопрос о том, как узнать волю Божию, – один из главнейших вопросов в жизни человека. Воля Божия является для нас наиболее верным и точным мерилом наших действий. Если человек поступает по своей воле, а не по Божией, он может ошибиться и стать обреченным на блуждания во тьме этого мира. Многие люди считают, что узнать волю Божию могут только высокие подвижники благочестия – старцы, а для обычного христианина она будто бы недоступна. Но если обратиться к Священному Писанию , то мы увидим, что это не так: «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» ( Рим.12:2 ); «не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» ( Еф.5:17 ). Так же есть множество других мест в Писании, где от всех без исключения христиан требуется знать волю Божию. Таким образом, Слово Божие утверждает, что христианин может и должен знать волю Божию. Свойства воли Божией Как узнать волю Божию? Для начала необходимо ответить на вопрос, что такое воля Бога. Бог есть Личность, Он обладает самосознанием и суверенной властью над всеми существами Вселенной, Он – Творец мира, обладающий абсолютной волей. Свойства Божией воли: 1) воля Бога – источник праведности и источник блага: «Никто не благ, как только один Бог» ( Мк.10:18 ); человек может быть благим только от благости Божией, но абсолютно благ только Господь; 2) воля Бога совершенна – что не является совершенным, воли Божией не соответствует; 3) воля Бога всемогуща – Бог может делать все, что захочет. Зачем нужна Божия воля? Познание Воли Божией служит исполнению глобального плана Творца. Воля Бога по отношению к отдельному человеку, конечно же, касается только его, но она в то же время связана с общим планом всего мироздания. Потому, что каждый человек был задуман Богом Отцом еще до сотворения Вселенной, и наша задача – раскрыть именно этот замысел. Глобальный замысел Бога в том, чтобы всех земных и небесных существ соединить под одной главой – Господом Иисусом Христом. Наша глобальная цель – соединиться со Христом и иметь Его своим главой, чтобы все было возглавлено Христом, и Он всегда действовал во всех нас. Это глобальная часть воли Божией, к которой сводятся все частные ее проявления. Многие люди смотрят на волю Божию дискретно, разделенно. Например, вопрос, есть ли воля Божия купить машину, не имеет смысла. И люди, которые задают такие вопросы, не совсем понимают свое место в общей структуре мироздания. Монах обязан спрашивать совета у своего духовника даже на количество выпитых капель воды, но это касается только образа жизни монахов. В чем проявляется Божия воля?

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

архимандрит Савва (Мажуко) Скачать epub pdf Презумпция доброты Если вы ещё не читали «Древний патерик», так отложите всё и найдите эту жемчужину. Впервые я открыл это сокровище в шестнадцать лет. Старушка Лаврентьевна выдала мне книгу без начала и конца, но заботливо обёрнутую в синюю бумагу. Это собрание историй из жизни египетских монахов. Время от времени я перечитываю патерик, потому что он стал моим личным мерилом духовного развития (или деградации). Каждое новое прочтение приносит сюрпризы: чего-то раньше не замечал, что-то больше не трогает, а что-то раскрывается в совершенно новом свете. Думаю, у каждого есть своя «та самая книга», которую боишься перечитывать, но всё равно читаешь, чтобы понять, куда и как далеко зашёл. В патерике есть коротенький рассказ из жизни некоего ревностного инока. Он проживал недалеко от своего собрата. Был такой обычай в Египте – подвижники селились недалеко друг от друга, чаще всего на расстоянии брошенного камня. У каждого своя келья, свой устав, свои подвиги. Жили соседями, но общались в основном только в церкви, куда собирались в субботу и воскресенье. Вмешиваться в жизнь другого подвижника считалось неприличным. Однако тут был особый случай. Брат стал замечать, что соседа, по всем признакам, навещает дама. Осуждать нельзя. Это нехорошо. Лучше уж помолись тихонько, да и смотри за собой. И монах долго держался этого правила. Но тут началось что-то уж совсем неприличное: эти двое, потеряв всякий стыд, предавались непотребствам прямо на улице. Конечно, надо было ещё присмотреться, соседний домик стоял не близко, но сомнений быть не могло – никакого спасения! Представляю, как этому несчастному иноку приходилось бороться со своими мыслями. С осуждением справиться легче, чем с гневом, а гнев всегда греет, если он праведный – в монастыре и такое! В конце концов, не выдержав внутренней брани, брат пошёл к соседу и со всей силы пнул ногой в парочку, мирно расположившуюся на земле. – Да перестаньте же, наконец! Оказалось, что это были всего лишь два кем-то забытых снопа пшеницы.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Духовные упражнения. Выпуск 23. Презумпция доброты Прежде чем осудить – оправдай! 21 марта, 2018 Прежде чем осудить – оправдай! Христианин без доброты – религиозное недоразумение – архимандрит Савва (Мажуко) продолжает великопостный цикл «Духовные упражнения». Архимандрит Савва (Мажуко) Если вы еще не читали «Древний патерик», так отложите всё и найдите эту жемчужину. Впервые я открыл это сокровище в шестнадцать лет. Старушка Лаврентьевна выдала мне книгу без начала и конца, но заботливо обернутую в синюю бумагу. Это собрание историй из жизни египетских монахов. Время от времени я перечитываю патерик, потому что он стал моим личным мерилом духовного развития (или деградации). Каждое новое прочтение приносит сюрпризы: чего-то раньше не замечал, что-то больше не трогает, а что-то раскрывается в совершенно новом свете. Думаю, у каждого есть своя «та самая книга», которую боишься перечитывать, но все равно читаешь, чтобы понять, куда и как далеко зашел. В патерике есть коротенький рассказ из жизни некоего ревностного инока. Он проживал недалеко от своего собрата. Был такой обычай в Египте – подвижники селились недалеко друг от друга, чаще всего на расстоянии брошенного камня. У каждого своя келлия, свой устав, свои подвиги. Жили соседями, но общались в основном только в церкви, куда собирались в субботу и воскресенье. Вмешиваться в жизнь другого подвижника считалось неприличным. Однако тут был особый случай. Брат стал замечать, что соседа, по всем признакам, навещает дама. Осуждать нельзя. Это нехорошо. Лучше уж помолись тихонько, да и смотри себя. И монах долго держался этого правила. Но тут началось что-то уж совсем неприличное: эти двое, потеряв всякий стыд, предавались непотребствам прямо на улице. Конечно, надо было еще присмотреться, соседний домик стоял не близко, но сомнений быть не могло – никакого спасения! Представляю, как этому несчастному иноку приходилось бороться со своими мыслями. С осуждением справиться легче, чем с гневом, а гнев всегда греет, если он праведный – в монастыре, и такое! В конце концов, не выдержав внутренней брани, брат пошел к соседу и со всей силы пнул ногой в парочку, мирно расположившуюся на земле.

http://pravmir.ru/duhovnyie-uprazhneniya...

Закон любви Якоже хощете да творят вам человецы, и вы творите им такожде. Лк. 6, 31 Прижизненный портрет святого праведного Иоанна Кронштадтского Богоглаголивый евангелист Лука в ныне читанном Евангелии предает нам наставление и заповедь Господа нашего Иисуса Христа, как мы должны поступать с людьми в общежитии, чтобы нам и Богу и людям угодить, и себе приобрести доброе имя и незазорную совесть и сподобиться обещанного, нетленного Отечества Небесного за благоразумное поведение наше в отечестве земном (Лк. 6, 31-36). Какие премудрые, возвышенные, спасительные, истинно божественные наставления и заповеди! Но так несогласна с ними ежедневная обыденная жизнь наша! Господь научает нас обращаться с людьми так, как мы желали бы, чтобы с нами обращались люди, т. е. простосердечно, доброжелательно, сочувственно, терпеливо. Он мерилом наших отношений к людям поставил нас самих, а эта мера, этот масштаб есть любовь, ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее (Еф. 5, 29). Но в общежитии часто бывает напротив; отношения людей друг к другу бывают весьма часто неправильные, превратные, не отличающиеся духом простоты и искренности, любви и благорасположения, миролюбия, кротости и снисхождения, чистоты и святости, сочувствия и милосердия и христианского терпения. Они нередко отличаются духом неискренности и двуличности, холодности и высокомерия, лукавства и недоброжелательства или нечистоты и сладострастия, низкого эгоизма и корыстности. Корень, или причина, источник такого или другого обращения людей одних с другими находится в сердце человека, ибо благий человек от благаго сокровища сердца своего износит благая и лукавый человек от лукаваго сокровища сердца своего износит лукавая (Мф. 12, 35), и происходит или от природных его качеств, или от воспитания счастливого или превратного, от различных страстей, наклонностей, привычек, например, к некоторым удовольствиям, от добрых или худых примеров, от жизненной обстановки, от большей или меньшей обеспеченности материальной или от среды, в которой кто живет, от положения в обществе, от разных житейских уроков или искушений, оттого, наконец, насколько кто проникнулся или не проникнулся духом Христовым, евангельским, церковным.

http://pravoslavie.ru/1508.html

Исцеление слепорожденного. Фреска церкви Вознесения Господня в монастыре Раваница, Сербия. 1380-е гг.      За какие грехи человек рождается слепым? Ведь до своего рождения он согрешить не мог. Почему Господь допускает человеку страдать «ни за что»? Эти вопросы всегда возникают, когда речь заходит о том, как Христос исцелил слепорождённого. Апостолы спрашивали Христа: «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9, 2), потому что помнили, как Христос сказал расслабленному: «Вот, ты выздоровел, не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже» (Ин. 5, 14). Расслабленный страдал из-за содеянных им грехов. Ученики мыслили по аналогии, задаваясь вопросом: а тут кто согрешил – он или его родители? Христос отвечает, что никто не согрешил. Этим ответом Господь показывает, что нет прямой зависимости между благополучием, здоровьем человека и его праведностью или греховностью. Христианство не приемлет закона кармы, где каждое действие непременно влечёт за собой определённое следствие: хорошее действие – хорошее следствие, плохое действие – плохое следствие. Нам кажется, что, если что-то плохое с человеком происходит, это результат чего-то плохого, что он совершил. А Христос говорит, что нет, и подчёркивает, что, когда мы видим человека больного, страдающего, в чём-то ущемлённого, мы не должны подходить к нему с этим мерилом: вот, мол, ты грешник, потому и страдаешь, покайся и тогда выздоровеешь. Далеко не всегда человек претерпевает скорби, болезни, страдания, трагедии исключительно вследствие своей греховности. Мы знаем многих подвижников, которые претерпевали скорби, уже будучи святыми, и массу грешников, которые благоденствуют, у которых, с земной точки зрения, всё замечательно, и ничто их не побуждает каяться. А если бы христианство гарантированно обещало, что, как только человек исповедует Христа Господом Богом, крестится, покается, все его беды и горести уйдут в прошлое, и настанет благополучная жизнь, как вы думаете, остался бы тогда хоть один неверующий? И принимали бы люди христианство ради жизни во Христе и по желанию жить с Ним одной жизнью или приступали к купели Крещения ради иных интересов?

http://pravoslavie.ru/112867.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010