– Горний Иерусалим. – Престол Господень с мерилом праведным. – Ангел трубит в трубу над гробами умерших. – Праведники и грешники проходят реку огненную. – Вострубил Михаил Архангел, и земля и море в виде символических женщин отдают мертвецов. Слич. в моих Историч. Очерках, II, стр. 137–138. – Народы, сошедшиеся на Страшное судище, рисованы на 14-м листе, разделенном на четвероугольнике в четыре ряда, по три в ряд. Всего 12. В каждом четвероугольнике особый народ, писан в виде толпы. Первый ряд: Русь. – Жиды, с подписью: «Св. Моисей пророк взя Пилата и указаше ему Христа, крест и копие» Слич. в историч. Очерках, II, стр. 141–142. Ляхи. Второй ряд: Литва. – Крымляна, с бритыми лбами. – Турки, с обритыми бородами и без усов. Третий ряд: Елины, в немецких коротких кафтанах, с разрезами на полах, в голландских пышных борках, в шляпах с полями, в штанах и в башмаках с чулками по колено. – Агаряне. – Колмыки, с усами. Четвертый ряд: Лопляня. – Жмойденя. – Кезелбашене. В подлинниках приводятся на Страшный суд следующие десять народов: 1) Жиды, 2) Литва, 3) Арапы синие, 4) Индияне, 5) Измаильтяне, Песьи Главы, 6) Турки, 7) Срацины, 8) Немцы, 9) Ляхи, 10) Русь. См. истор. Очерки, II, стр. 134. Это, как кажется, древнейшая редакция. Ее подновляет Новгородский Софийский сборник присовокуплением народов, с которыми входила Русь в сношение в течение своей исторической жизни. Это народы: Крымляна, Колмыки, Лопляня, Жмойденя, Кезелбашене; что же касается до Еллин, то судя по костюмам, надобно полагать, что ими заменены Немцы, то есть, вообще нехристь, бусурманы; потому что все языческое и иноверное наши предки называли то немецким и бусурманским, то еллинским. За листом с изображением народов следует: – Ангел ведет праведных в рай. – Ангел напущает на грушников бурю, то есть ветер с громом и молнией. Ветер изображен, согласно преданиям древнехристианского искусства, в виде мальчика, с сиянием вокруг головы, дующего в трубу. Этого символического мальчика держит на руках ангел. Слич. в Историч. Очерках, II, стр. 205. Точно так же изображаются ветры в виде мальчиков, несомых ангелами, в лицевых апокалипсисах, XVI–XVIIIbeka.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Интернет-пространство и особенно площадки социальных сетей дают всем нам огромный простор для слова. Трибуну получают, в том числе такие ничтожества и невежды, которых в реальной жизни никто бы и слушать не стал. Эта «свобода слова» формирует в нас простые и древние страсти: стать учителями жизни, судьями и чуть ли не вершителями судеб и разрешителями всех проблем жизни. «Я имею право говорить, я имею право судить и казнить, я имею право вносить коррективы в любую ситуацию». Этому же вторит и современная медийная культура: передачи типа «Пусть Говорят», «Дом Два», «Фабрика Звезд», «Слабое Звено», «Час Суда» и другие, им же имя легион, заполонили эфир и стали предельно популярны. Тема всех передач одна и та же – разрушить в людях дружбу, коллективизм, вынести самую вонючую грязь человеческой жизни на свет, расшатать исторические понятия правды и чести, сделать черное белым и наоборот, сделать меня судьёй и мерилом правды. На этих виртуальных полях ломаются настоящие копья. Люди хамят друг другу, кричат, оскорбляют. Как не вспомнить Писание: Мир – это «.…похоть плоти, похоть очей и гордость житейская.…» (1-е Иоанна 2:16). Ничего не поменялось. Неизменны и принципы противостояния похотям и страстям. Увидеть их, вычленить, отсеять поможет одно – очередная решительная попытка действительно встать на выбранный тобой путь христианской жизни. Современный мир уже и слов таких не знает и не понимает – страсть, похоть… Не грешит праведник. Мы же, идущие по жизненному пути, часто спотыкаемся и падаем. Но это не самое страшное. Гораздо хуже, когда человек никуда не идет и ничего не делает. Он пребывает в состоянии, которое даже грехом назвать нельзя. Грех – это высокое состояние человека, совершившего промах. Но промах – это удел стреляющего в цель. Как говорят на Афоне, в прелесть еще нужно попасть. То есть это настолько высокое состояние, что попасть в него может только делатель. А среди нас делателей мало. Поэтому и исповеди наши, как правило, шаблонные и пустые. А о чем говорить если никто не пытается начать внутреннюю жизнь? Лётчиков нет…

http://pravmir.ru/dorasti-do-iskusheniya...

К сожалению, очень часто наши не вполне евангельские представления и навыки жизни мы пытаемся изобразить как свою христианскую жизнь. Это такая интеллигентская привычка считать себя мерилом всего. Я помню одного дьякона, который пришел к вере очень во многом потому, что Церковь выстояла в борьбе с советской системой. Она была окном в тот мир, который не до конца покорился и не подчинился. Этот человек беззаветно трудился на одном приходе, молился, исповедовался и причащался, вел праведную жизнь. Был рекомендован в священный сан, рукоположен в дьяконы, и в тот же день, когда он был рукоположен в дьяконы, он начал называть патриарха [Алексия II] Ридигером. Перестал исповедоваться, в чем-либо советоваться с настоятелем, который до этого был его духовником.  — Почему? — Потому что этот диакон был абсолютно интеллигентным человеком. Раз он стал частью системы, то он должен с ней тут же начать бороться. Он был убежден, что это и есть настоящее христианство.  Поэтому давайте сейчас не будем жить в постоянной истерике. Давайте делать то, что нам доступно, а доступно очень многое. В конце концов, мы сограждане святым, и наше жительство, наше гражданство, на небесах. От того, что все перестанут друг с другом общаться и перессорятся, к Царству Божиему не приблизиться.  Фото: Московский Сретенский монастырь Надо работать, надо делать то, что мы можем, надо утешать страждущих. Надо собирать вещи и отправлять тем, кто остался без вещей. Надо перечислять деньги, даже если у тебя самого их мало. Стоит отказаться от каких-то развлечений, сэкономить на них. Вот это дело. А не изливать горечь и слезы в социальных сетях. Это не созидание никакое.  Я лично сам для себя пришел к выводу, что, поскольку я технически ситуацию изменить никак не могу, то незачем погружаться в ее конкретику. Во-первых, я теряю сон, у меня начинает болеть сердце. Во-вторых (и это самое главное), я почти теряю возможность молиться, а кому такой священник вообще нужен? Я читаю раз в день заголовки новостей только для того, чтобы быть в курсе. Как только я изменяю этому своему правилу, я теряю мир.

http://pravmir.ru/bol-eto-priznak-togo-c...

7. Из рукописи Апокалипсиса XVIII в. в Имп. Публ. Библ., В другом свитке: «Престол Господень стояще, и свет возсиявше правды». Под престолом облачек, из него рука, в руке души праведных, и на двух перстах висят мерила праведныя; под мерилом стоит душа (праведная) нагая. А другой ряд – грядут на суд. Первый лик пророков, второй – апостолов, третий – мучеников, четвертый – святителей, пятый – праведных отцев, шестой – мучениц, седьмой – преподобных жен. На стороне Моисей показывает жидам Христа, в руке свиток, а в нем писано: «Аз вам дах закон, вы же не послушасте мене». А стоять: 1) Жиды, 2) Литва, 3) Арапы синие, 4) Индияне, 5) Измаильтяне, Песьи Главы, 6) Турки, 7) Срацыны, 8) Немцы, 9) Ляхи, 10) Русь. Под ними море и земля – кругло: отдают телеса мертвых. Да тут же Правда Кривду стреляет, и Кривда пала со страхом. Да Христос в кругу, в образе оленя, об одном роге; а в другом кругу – убил царство антихристово; в третьем кругу антихристово царство под море шло. А повыше, убийство Каиново: Авель, падши на колени, плачется; оглянулся назад, а дьявол под локоть тычет Каина. И от того места идут бесы к мерилу со грехами, и на мерило падают. Их числом пять. И два ангела, со скипетрами, колют бесов, от мерил. У ада из горла вышел змей, главою досягает даже до престола, а по нем мытарства. Ангел несет души праведных. А от ангела к краю, гора, на горе одр, на одре Лазарь убогий: у главы царь Давид сидит с гуслями; да три ангела наклонились, принимают душу Лазареву, Иоанн Синайской Горы, в ногах стоит, сед, борода длиннее Власиевой, к концу уже. В другом месте от рая 217 Иоанн идет, в руке клюка, ряска – вохра с белилами. Лев оглянулся, несет мантию в пасти. Под тою горою Пречистая в винограде. Два ангела: один держит крест, а другой копье и трость. Пречистая сидит на престоле. А от винограда пониже ангел показывает Даниилу четыре царства погибельных: первое Вавилонское, второе Мидское, третье Персское, четвертое Римское, еже есть антихристово, на море огненном. Под тем местом гора; на горе ангел со скипетром; бьет грешных и гонит в озеро огненное; и дьяволы ведут их связанных в огонь, а иные бьют их молотами.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Хочешь ли узнать, что Крест Христов был жертвенником, на котором Сам Христос, как жертва непорочная, был принесен Богу ради Его умилостивления? Читай Послание к Евреям, главу 7: Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он сотворил это однажды, принеся в жертву Себя Самого ( Евр. 7, 26–27 ), И снова, в Послании к Колоссянам: ибо благоугодно было Отцу (...) примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию Креста Его ( Кол. 1, 19–20 ), то есть, Кровью Его на Кресте, излившейся, как на жертвеннике. Это предзнаменовал камень, который Иаков поставил и полил елеем, и назвал домом Божиим ( Быт. 28 ). Хочешь ли узнать, что Крест Христов был лестницей Христовой в славу и царство? Послушай, что говорит Евангелист Иоанн: ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе ( Ин. 12, 31–32 ). Также читай Послание к Филиппийцам: смирил Себя, был послушным даже до смерти, и смерти Крестной. Посему и Бог превознес Его ( Флп. 2, 8–9 ). Хочешь ли узнать, что Крест Христов был орудием нашего спасения? Смотри о проображениях Святого Креста, например, как в первой главе от святого Дамаскина, и у других святых Отцов. Провозвестниками Креста были древо жизни посреди рая, Ноев ковчег, спасающий от потопа, жезл Моисея, пресекающий море, дерево, услаждающее горькие воды, а особенно змей, на дерево вознесенный. Хочешь ли узнать, что Крест Христов был мерилом, которым измерялась цена искупления рода человеческого? Послушай, что говорит Апостол Петр: не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца ( 1Пет. 1, 18–19 ). И Апостол Павел говорит: и вы не свои, ибо вы куплены дорогою ценою ( 1Кор. 6, 19–20 ). Но где и чем измерить эту цену? Что может быть мерилом этой цены? Отвечает Святая Церковь : Посреди двух разбойников мерилом праведным станет Крест Твой.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

У преподобного Антония Великого есть описание его т. н. " тонкого сна " в котором души праведников в виде птиц пролетают мимо огромного великана вверх, а души грешников великан задерживает. И еще находим в Предании про Князя воздушного. Очень показательна в этом плане физика и доказательства приписываемые Эйнштейну. Как холода не существует, а есть лишь отсутствие тепла, как не существует тьмы, а есть отсутствие света, так и наличие Бога или присутствие Любви не отменяет отсутствие любви в духовных существах (демонах, бесах) или в двусоставном (дух и плоть) человеке по их же собственной воле. Разница у грешащего человека с демоном в возможности покаяния. Мне очень нравится в этом плане книга Невидимая брань прп. Никодима Святогорца и житие Антония Великого. Очень доступно разложено всё по полочкам. Ну и Лествица с Добротолюбием, конечно в помощь, куда без них. И никакого гностицизма, манихейства и прочих заблуждений там нет. Автор статьи упускает добродетель смирения, которая и должна являться мерилом истинности того или иного суждения, явления или события. Надеюсь, что автор просто заблудился и искренно пытается разобраться, а не просто огульно обвиняет православных в обыкновенном сектанстве. Всем мира! Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: 19 марта 2020 10 19 марта 2020 10 19 марта 2020 10 19 марта 2020 10 © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/article/6028848

2 . И как в этой жизни не всецело отдых и урожаи, и рождения плодов, и мир бывают у людей, но мерилом правды Бог наказывает и милует и промышляет о мире, так и душа, вожделеющая родиться для горнего мира, не всецело бывает в отдохновении и радости и веселии духа, но мерилом правды и благодати наказывает и милует и устраивает ее Бог . Ибо если все было бы отдохновением в жизни у людей, и услаждение, и сытость и богатство без скорбей и болей не могли бы вынести и перенести люди, пренебрегающие Богом и всецело предающие себя в наслаждение плоти. «Ел Иаков, – говорит (Писание), – и насытился, ожирел, отолстел, расширился и отлягнул возлюбленного» ( Втор. 32:15 ). Так и в духовных (вещах) воспринимай: если бы всецело и непрерывно в радости и отдохновении и веселии духа только пребывала душа, не знала бы она себя саму и не ведала бы упражнения и пути праведности, и превозносилась бы, и самомнением одним преуспевала, над всеми превозносясь, и даже человеком себя не считала бы, как говорит Апостол: «За чрезвычайность откровений, был мне дан... ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился» ( 2Кор. 12:7 ). Видишь, что такому святому мужу скорби были на пользу? Еще, как говорит тот же: «Скорбь терпение соделывает... терпение опытность... опытность надежду, а надежда не посрамляет» ( Рим. 5:3–5 ). Так что скорби действуют на пользу и на большую опытность души. 3 . Только чтобы сам человек все встречаемое, и особенно скорби, охотно и доблественно переносил, не позволяя себе никакого добровольного погрешения лености или нерадения, или расслабления, или какой-нибудь рассеянности, или других каких вольных грехов, но, весь всецелостно благоугодно работая и возложив себя Господу, все встречающиеся скорбные события, доблестно и охотно терпя, да переносит, ожидая оттуда всегда помощь, взирая на благодать и человеколюбие Бога, чтобы таким образом, став по всему достойным Бога, был бы таковым. Ибо Бог знает, насколько должен всякий прийти в испытание, и наказание, и искушение, чтобы он стал более опытным, только если человек овладеет терпением.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Но ты, исследуя нашу веру, оказываешься сам неверующим и невеждой, ибо от веры требуется не исследование (это дело неверия), а простота души и безыскусственное согласие чистой мысли: известно, что именно эти свойства отличают верующего человека. Мы же, действительно оценивая неверие, останавливаясь мыслью на исходе вещей и руководствуемые безопасным мерилом истины, утверждаем, что именно по неверию твоих учителей и вследствие поношения Христа —250— и церкви многие провинции, большие города и племена, которые сохранили правую веру нашу, и из них особенно живущие на Западе, отделились от нас. От сего отделения произошло, что Римская держава попала в бедственное положение и уменьшилась. 83 . – Души многих тогда живших людей, колебавшихся и затронутых ересью, преданы вечному осуждению. Между тем пред тобой 846 дела, успехи и долголетие благочестивых царей. Если вера в это в состоянии научить тебя и руководить тобой по всему пути спасения, если только ты, когда заботился о спасении души, тο подражай вере их, укрепляйся в надежде на Бога, восхваляй их благочестивые и благородные деяния, презирай настоящее, устремляйся к будущему, ожидай праведного суда Божия за соделанное, чтобы, не прилепляясь только к мирскому, на неумолимом и страшном суде вместе с не знавшими этого ты не был в вечное наказание присужден к геенне. Там ни царь, ни простец, ни богатый, ни бедный, ни друг, ни сродник один другому помочь будут не в состоянии. Каждый дает отчет в своих делах и будет прославлен или постыжен. Но если ты не столь далеко зашел в своем неверии, то можем сделать попытку подняться из бездны заблуждения и направиться на правый путь истины. Для пользы и успеха твоего пребывания у власти тебе следует выслушать, где и как эта ересь, или скорее отступничество, получила свое начало и развитие, дабы ты хорошо знал, что это не царское, а иудейское учение —251— и злоумышление. Сверх всех прочих ересей, которые, будучи посеяны в церкви Христовой врагом, дали дурное произрастание, выросли и эти жесткие и нечестивые терния.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Содержание же прошения не считал нужным оставить неясным для нас, чтобы чрез это мы узнали, каким надлежит нам быть и какою стезею праведности идти к исполнению Его воли. Какое же это прошение и в чем оно состоит? – «Чтобы, говорит, одно были, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, да в нас одно будут». Итак, просит союза любви, единомыслия и мира, – союза, приводящего верующих к духовному единству, так что согласное во всем и нераздельно единодушное единение отражает черты природного и существенного единства, мыслимого в Отце и Сыне. Впрочем —106— этот союз любви между нами и сила единомыслия отнюдь конечно не доходят до такой нераздельности, какую имеют Отец и Сын, сохраняя единство в тожестве сущности. Здесь мыслится единство природное, истинное и созерцаемое в самом существовании, – а там – внешний вид и подражание истинному единству. В самом деле, разве оттиски могут быть совершенно равны печатям? Так и отражение истины в нашем умопредставлении не тожественно с самою истиною, но хотя является в одинаковом (внешнем) виде, однако ж имеет и не малое различие. Если поэтому кто из инославных вообразит, что можно извратить это природное тожество и вытекающее отсюда единство Сына с Богом и Отцом – потом в доказательство и подтверждение своего безрассудства приведет в пример нас, говоря так: как не тожеством, понимаемым в смысле единства, тел и не смешением одна с другою душ все мы суть одно, но настроением и расположением любви, единомыслия и согласия в отношении к воле Божией, так и Сын одно есть с Отцом: то мы конечно отвергнем такого еретика, как без сомнения невежественного и совершенно безрассудного. По какой причине? – По той, что не должно применять к нам превышающее нас, ни бестелесное подчинять необходимости тел, ни свойственное Богу относить к людям. Ведь если бы не было совсем никакого разделения или различия между нами и Богом, то пусть думает и о нас свойственное Богу. Но если оказывается некое безграничное расстояние, то зачем они (еретики) недостатки нашей природы определяют правилом и мерилом для Бога, стоящую выше всякой необходимости Природу подчиняя зависящей

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Что же можем мы сказать после всего этого в свою защиту? Ничего. Посему не вниди в суд с рабом Твоим и не прибавляй к грехам нашим Своих угроз, но «отврати лице Твое от... беззаконий» наших (Пс. 50:11) и не поставляй Свою праведность мерилом наших дел. Но, Человеколюбче, обратись и сделай так, чтобы Твоя милость перевесила бремя грехов: презри тяжесть вольных наших согрешений и превзойди своей милостью множество наших беззаконий. Спаси нас Твоей милостью, которой спаслись все, стремящиеся ко спасению. Я мог бы привести в пример Моисея, но и он был не безгрешен, как засвидетельствовало Писание. Мог бы упомянуть и об Аароне, и о Давиде или о самом верховном и великом Апостоле Петре — но и они не были безгрешны и беспорочны. Посему прошу Тебя, спаси меня верою, а не делами, дабы и для меня, Человеколюбие, Ты изрек сии слова: «вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк. 7:50). Владыко! Ты никому не сказал из тех, которым даровал прощение: твои дела спасли тебя, потому что вся наша правда пред Тобой, «якоже порт жены нечистыя» (Ис. 64:6). Поэтому вновь повторяю сии слова: спаси ради милости Твоея. «Милость Твоя поженет мя (последует за мной) вся дни живота моего» (Пс. 22:6). Пусть Твоя милость последует за мной, беглым рабом, который постыдно от Тебя убегает и постоянно стремится ко греху. Пусть милость Твоя сопутствует мне, препятствует ногам моим [вступить на путь неправды], удилами и уздою обуздывает меня если я не пойду к Тебе, ибо Ты еси «Бог..., творяй чудеса Един» (Пс. 71:18). Посему и на мне «удиви милости Твоя, спасаяй уповающия на Тя» (Пс. 16:7), — ведь Ты даруешь милость более, нежели мы просим и надеемся получить. Владыко! Некогда приступил к Тебе должник, который занял у Тебя десять тысяч талантов и просил лишь немного потерпеть (ср. Мф. 18:24). Но Ты, по человеколюбию Своему, вовсе простил ему (хотя он и не сумел воспользоваться Твоим прощением, не простив злобно брату своему его долга). Обратился к Тебе, стыдясь, блудный, [желая] стать одним из «наемников Твоих» , а Ты сделал его «сыном» и наследником (Лк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2679...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010