Макария памяти, церк. древн., стр. 43. 44. СПб. 1857 г. 222 Собр. л. 3, 93. 4, 83. Никон. л. 4, 129–131. 299. 300. Степ. кн. 1, 527. 528. Иосифа просветитель, стр. 596. 597. 225 Никон. лет. 4, 142. 144. 147. 148. Типогр. лет., стр. 184. 185. Продолж. Нестора, стр. 137–142. 185. Собр. л. VIII, 48. 49. Соборное деяние 1389 г. у Калачева в архиве, стр. 15. 226 По продолж. Нестора скончался 15 окт. 6894. По воскр. лет. (соб. летоп. VIII, 49) скончался 15 окт. 6893 (1384). По Львов. лет. 2, 186: «тогда же (6893) преставися в Киеве Дионисий митрополит октяб. 25 и положен в пещере». В синодике Нижегор. Печерск. монаст. сказано: «преосв. митрополит Дионисий, иже бысть архиепископ Суждальский, а прежде того был начальником Печерского монастыря, преставися 6983 окт. в 15 д., а память его в 26 день июня». Ниже о нём же: «на память преп. отца нашего Давида (26 июня) и на преставление в 15 день октяб. – в оба дни служити собором и кормы на братию ставити большия». Это записано конечно скоро после смерти Дионисия. 227 Типогр. лет. 184. 185. Львов. лет. 2, 166: «глаголют, яко и доныне лежит в теле». Степ. кн. 1, 528: «глаголют же, яко и доныне в теле лежит». Воскр. лет. (собр. лет. VIII, 49): «положен был в пещере Антониеве и тело же его и доныне цело есть и нетленно»; а ниже под 1389 г.: «лежит в пещере Феодосиевой», стр. 342, – В Софийск. (V. 239): «положен бысть в пещере Онтониеве». Ныне в Феодосиевой пещере пр. Дионисий. 228 Синодик 1552 г. Нижег. Печерского мон. «писан в Печерском монастыре Вознесения Господа нашего – и преподобного чудотворца Дионисия» (Макария памятники, стр. 364). В месяцеслове Любецкого, СПб. 1730 г., и в других, равно и в новом месяцеслове Вершинского (СПб. 1857 г.), память св. Дионисия, архиеп. Суздальск., под 26 июня. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

8) Список в рукописи собрания гр. Уварова 1045 (613), лл. 185 –197, XV в. (Леонид. Систематическое описание. Ч. II, стр. 341–44). В издании этот список обозначен буквой У . 9) Список в рукописи Имп. Московского и Румянцовского Музея CLII. Сборник 1555 г., л. 144. (Востоков. Описание, 199–204). В издании этот список обозначен буквою Р . 10) Список в рукописи Новгородской Софийской библиотеки 1323, лл. 283 об. – 291. Великая Минея Четья на м. июль. (Д. И. Абрамович. Софийская библиотека. II, 131–54). В издании этот список обозначен буквой М . 11) Список в рукописи собрания гр. Уварова 1889 (162), XVII в. (Леонид. Систематич. описан. ч. IV, стр. 252–55). В издании этот список обозначен буквами Сх . 33 Сказание пользовалось широкой известностью и дошло до нас в очень значительном количестве списков. Важнейшие изменения, которым подвергся с течением времени первоначальный (основной) текст памятника, насколько мы можем судить о нём по Успенскому сборнику XII в., – сводятся к следующему. В рассказе о распределении княжений между сыновьями Владимира одни списки ограничиваются только четырьмя князьями: Святополком, Ярославом, Борисом и Глебом (28, 9–11), а другие называют ещё Вышеслава, Изяслава, Мстислава, Всеволода, Святослава (ср. рукоп. Псковско-Печерск. мон., Моск. Публ. и Рум. Муз. 435), а иногда и Станислава с Позвиздом (ср. Ими. Публ. б. Погод. 641) или Судиславом (ср. Моск. Публ. и Рум. Муз. Пискар. 577). После рассказа о смерти и погребении св. Бориса в некоторых списках (ср. ЛМРССхУп) следует вставка – рассуждение об ангелах и бесах (36, 16 – 38, 10), заимствованная из Ипатьевской летописи. Летописными подробностями (ср. Лаврент. и Ипат. л. под 6523–26 гг.) дополняется также (в списках АЛМРССхУп) рассказ о борьбе Ярослава с Святополком (44, 3 – 46, 16) 34 . После слов «месяца иулия в 24 день, прежде 9 каланд августа» (57, 6–7) и «месяца сентября в 5 день, в понедельник» (43, 1–2) многие списки добавляют: «на память святыя мученицы Крестины» и «на память святаго пророка Захарии».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Она в великую пятницу выносится на средину храма, для воспоминания снятия Господа со креста, а в великую субботу обносится вокруг храма, в воспоминание погребения тела Господня во гробе, и, таким образом, имеет одинаковое значение с воздухом 142 . Плащаница и именуется часто воздухом, и в древности содержала изображения положение тела Господня во гроб. В ризнице Юрьевского Новгородского монастыря находится плащаница ХУ-го века, на которой по средине изображен Спаситель умерший, и под ним четыре ангела с рипидами; по краям вышиты лики св. Апостолов и других святых, в числе 24-х, а по углам символическия изображения 143 . На плащанице XV-ro века, принадлежащей Солотчинскому монастырю, изображены страсти Господни 144 . В каменной приходской церкви Рождества Христова в восточной стороне Киево-Подола, где Крещатицкая дорога начинает подниматься на Крещатик и Печерск, хранится старинная Волошская плащаница, сделанная в 1545 году и пожертвованная Логофетом и его супругою, Мариею, в храм св. Николая. На плащанице изображено положение Спасителя во гроб, возле него – Божия Матерь, Иоанн Богослов, Никодим, Иосиф Аримафейский и жены мироносицы; их окружают ангелы 145 . Изображение положения во гроб тела Спасителева, находившеся на древних воздухах и плащаницах, могло привести к мысли – рисовать его и на антиминсах. Первый печатный в Москве антиминс с изображением положения тела Господня во гроб, можно полагать, был тот, который здесь прилагается под Год освящения его ясно не обозначен, но из надписи на нем видно, что он был освящен при Царе и Великом Князе Алексее Михаиловиче, при Арсение Архиепископе Псковском и Изборском. Таким образом, антиминс освящен между 1664-м и 1682-м годами, ибо в это время Арсений управлял Псковскою епархиею 146 . Хотя, как увидим далее, есть антиминсы, с изображением положения тела Господа во гроб, ранее 1664 года, именно 1659-го; но и антиминсы с рисунком 3 могли существовать ранее 1662 и 1659 годов. Указание года на антиминсе не всегда может решить древность составления рисунка.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

1. Основные догматы восточных религий, таких, как йога и буддизм (учения о карме, о реинкарнации, о нирване); 2. Идеи гностиков, получившие своё дальнейшее развитие в теософии, антропософии и доктринах розенкрейцеров (учение об эманациях, логосах и сефоритах («Логосы 7-й расы сольются с богом. Править миром будут Сефориты. Постепенно весь мир будет вдыхаться Богом. Господь вдыхает в себя весь мир»); учение об ауре и энергии «фохат» («Особо сильны действия фохата в зоне действия ауры юсмалианина»)); 3. Христианские ереси, искажающие отношения (субординацию) между Лицами Святой Троицы и извращающие учение о едином Боге в Трёх Лицах; 4. Извращённое толкование ветхозаветных пророков и Апокалипсиса. В частности, доктрина утверждает, что в «Золотой век», последующий за Страшным Судом, попадут лишь 144 тысяч юсмалиан, которые и составят новую расу. С 1 июля 1990 г. лидеры ББ провозгласили («включили») «Программу спасения Земли – Юсмалос», направленную на фохатизацию («насыщение светом») избранного человечества земли (144 тысяч человек) и рассчитанную на 1,260 дней. По словам адептов культа, «фохат – это энергия Живого Бога, излучение которой насыщает пространство, бытовые сооружения и все места, где юсмалитяне живут, крестят, проповедуют». Эта энергия «смертоносна для демонических личностей», то есть для тех, кто не верит в учение культа. При этом «только любящие Марию Дэви Христос получают дозу фохата и одухотворяются». 144 тысячи юсмалитян, по словам Марии Дэви Христос, «...получат наши печати при жизни». Они «трансцендентны и не сентиментальны, легко расстаются с близкими и родными, их невозможно искусить, а если ум и заиграет, то властью Марии Дэви Христос он будет обуздан». То есть упомянутые 144 тысяч наиболее преданных адептов – это фактически зомбированные, лишённые воли люди, полностью подвластные руководству Белого братства, это, по сути дела, одержимые, управляемые чужой волей, волей руководства культа. 12 тысяч из них сразу обрекаются на смерть: «Эти юсмалитяне, 12 тысяч душ, и сейчас погибнут в качестве жертвы за свидетельство Матери Мира... Готовьтесь к этому, Мои дорогие детки. Это ваш долг, омыть кровью своей грехи нечестивого человечества». Тема жертвоприношения в учении представляет наибольшую опасность для общества. В листовке, датированной 1992 годом, Кривоногов писал: «Земле нужны жертвы за грехи человеческие. На эту жертву согласны только истинные христово-богородичные братья и сестры!» – и далее: «Дети мои! Вас будут мордовать и рубить вам головы! Но эта кровь нужна земле! Мы с Марией Дэви «уйдём» последними. Наши трупы пролежат на улице три дня. Затем мы воскреснем и вознесёмся. Начнётся преображение Земли».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

А если не умрут, то значит связь остаётся - это значит, что Бог не отделил насовсем, Он обманывает. Более того оказывается, что Он после Страшного суда заботится об иерархии наказания и поддерживает её, ведь иначе всё нарушится. Бог вместо бесов приставит своих ангелов, те уж точно будут всё исполнять? Бог не доволен тем как мучат бесы и поэтому поручает это своим верным ангелам? И ангелов бросят в озеро огненное? Ваше ссылка на отцов очень неуместна, поскольку Вы вновь поняли их неправильно, отцы в этом не виноваты. Они не могут учить тому, что противоречит Писанию. Евгения Анисимова, Тюмень 08 сентября 2023г. 10:43 Спасибо за статью! Прекрасно, что есть такие неискаженные и адекватные переводы и понимание Библии. Нелепо понимание вечного уничтожения как мук, будто бы уничтожение это какая-то особенная форма жизни, где можно мучиться. Насколько же нужно извратиться, чтобы желать бессмысленных вечных мучений для кого-то и иметь желание жить вечно в то время, как кто-то вечно мучится?! Но хочу заметить в противоречие тому видению " от Господа " о друзьях и просто помилованных. Могу указать вам на слова Христа " меньший в Царстве больше него " об Иоанне Крестителе, которого Иисус охарактеризовал: " больше, чем пророк " . То есть в духовном плане те 144 000 человек, которые составят небесное Царство и начнут царствовать с Христом 1 000 лет, все достигнут такой высоты духовности, что любой будет больше самого великого пророка Иоанна. При этом невозможно разделение на классы и группы внутри Царства: " все же вы братья " . Поэтому считаю кощунственным заключение о разделении братьев Христа на друзей и просто помилованных, но не друзей! Когда они все обрели бессмертие и стали равны ангелам, все до одного из 144 000 в равной степени имеют право царствовать с Христом и судить мир? Или просто помилованных вы хотите лишить привилегий, присущих друзьям, и разделить на 2 группы Царство небесное и 144 000 поделить? Там отсечений не будет больше, слава Богу, все будут равны между собой и едины. Каждый брат Христа и его друг. Про горе монаха читать просто неприятно, каждый из спасшихся 144 000 приходит " от великих мучений " , потому что праведникам зло этого мира доставляет страдания, и им не нужно выдумывать, как бы еще посамоистязаться и запереться где-то и лишить себя чего-то, всё происходит естественно у них: невозможно тяжело выносить нечистых людей - и не хочешь выходить из дома и дружить с ними; нет желания и вступать в брак, когда в мире столько мерзости и найти достойного человека невозможно.

http://bogoslov.ru/article/5350519

Изъяснение псалма 144-го. «Хвала Давиду». Надписание сие дает видеть цель псалма; потому что в нем памятующим Божие могущество, и величие, и царство, и велелепие, предлагается совет песнословить Бога всяческих. Благодать Духа сложила и другие подобные псалмы, возбуждая народ Божий к признательности. Настоящий же псалом содержит в себе и пророчество о призвании и Богопознании язычников: а расположена песнь сия по порядку букв, и повторениями выражает сильную любовь Пророка. Пс.144:1 .   Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь [мой], и благословлять имя Твое во веки и веки. «Вознесу Тя, Боже мой, Царю мой, и благословлю имя Твое в век и в век века». Бог по естеству превознесен, и высота в Нем не есть что-либо привзошедшее; питомцы же благочестия проповедуют оную, и научают неведущих. Подобно сему сказанное Христом в евангелии: Отче, «прославих имя Твое на земли» ( Иоан. 17, 4 ). И чрез несколько слов показывает Господь, что не ту славу дал Отцу, который прежде не имел Он, но открыл ту славу, которую имел. Ибо сказал: «явих имя Твое человеком» ( Иоан. 17, 6 ). Так и Отец не ту славу дал Сыну, которой прежде Сын не имел, но ту показал неведущим славу, которую имел. Ибо говорит: «прослави Мя Ты Отче славою, юже имех у тебе прежде мир не бысть» ( Иоан. 17, 5 ). Посему не то принял, чего не имел, но что имел, то явным стало и для незнавших. И здесь Пророк обещает не высоким соделать Бога, но сколько можно показать высоту Его людям; и Бога всех именует Своим Богом и царем, подвигнутый к сему горячностию любви. Пс.144:2 .   Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твое во веки и веки. «На всяк день благословлю Тя, и восхвалю имя Твое в век и в век века». Всегда буду песнословить Тебя, говорит Пророк, и не попущу, чтобы хотя один день оставался без песнопения. Пс.144:3 .   Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо. «Велий Господь и хвален зело, и величию Его несть конца». Поскольку всякая чувственная величина оказывается великою, будучи измерена в долготу, в широту и в глубину; то Пророк не без причины присовокупил: «величию Его несть конца», желая показать, что Песнословимый и безплотен и не описан. Знаю, говорит, что Бог велик, непостижим, неизмерим; потому что не нахожу ни начала, ни конца величию; оно безпредельно, и превышает всякое постижение.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Спустя 2 года хозяева снова поменялись, в монастыре разместился 144-й стрелковый полк, получивший наименование «Вышневолоцкий».  Интересную информацию о судьбе и некоторых командирах этой части, история которых удивительным образом переплелась с Казанским монастырем, можно узнать в местном краеведческом музее.  Известно, что с 1928 по 1931 годы этим полком командовал будущий маршал Советского Союза А.М.Василевский, сын священника. О его вкладе в Победу и роль в Великой Отечественной войне известно много, а в разрушении монастыря? Ничего, но мы можем предположить, что кощунства творились не при нём. Вот что он сам писал он сам об этом периоде в своих воспоминаниях: «Мне нравился русский городок с его старинными каналами и шлюзами, садами и бульварами. Здесь работалось хорошо. Я старался передать командирам подразделений и красноармейцам все из того, что знал сам, что успел приобрести и осмыслить за 17 лет военной службы, из которых 12 лет в славных рядах РККА, а всего тогда мне было 35 лет. 144-й полк стал мне близким и родным…». Известно, что в 1930 году, во время инспекторской дивизионной проверки, полк занял первое место в соединении. В конце 30-х воинская часть была передислоцирована на западные рубежи, и в июне 1941-го года полк принял участие в приграничных боях, понеся большие потери. Однако, Боевое знамя части в руки врагу не попало и значит по всем канонам 144-й Вышневолоцкий стрелковый полк не считался уничтоженным. Спустя двадцать лет после войны в лесу под Брестом было найдено полуистлевшее полковое знамя, которое сегодня храниться в городском музее, Вот такой героизм вперемешку со святотатством.  Как это объяснить логически? По-моему никак, остаётся лишь со смирением принять как факт из нашей необъятной и порой логически не объяснимой истории, в которой добро так тесно переплелось со злом. Но твёрдо верить, что последнее слово всё равно будет за Богом. После ухода 144-го стрелкового полка в монастыре сменилось еще несколько воинских частей. Последней, вплоть до передачи территории бывшей обители Церкви в 1992 году, здесь дислоцировался учебный полк ВВС, где готовили младших авиационных специалистов. К тому времени задор воинствующих безбожников давно выдохся, сменившись разочарованием и пораженческим пессимизмом  строителей светлого будущего. А монастырю в результате неудачного эксперимента был нанесен, казалось, непоправимый ущерб.

http://radonezh.ru/2020/01/06/v-volochyo...

144144 об). « Потир же и дискоси, с ними же и копие и губа – спасеных страстей образи. 3вездица же есть звезда, возвестившая волхвом великий свет Христа . Покрывала же суть знаменуют на Младенцы пелены и добродетели образования ...» (л. 155). При сравнении текстов (жирный шрифт здесь и в дальнейшем обозначает текстуальное сходство фрагментов. – С. С.) можно увидеть, как работал патриарх Никон с источником. 1) Изменена последовательность источника; Григорий Синаит объясняет сначала символическое значении священнических облачений, а затем церковной утвари; у патриарха Никона – наоборот. 2) Из сочинения Григория Синаита автор выбирает описания богослужебных предметов и деталей священнического облачения, причем только тех, которые присланы ему царем. Пояснений символического значения храма и алтаря, разъяснений богословского смысла просфоры и изложения содержания проскомидии, с совершения которой начинается божественная литургия, в челобитной патриарха Никона нет. Внимание автора сосредоточено на раскрытии духовного содержания и значимости присланных от царя даров. 3) Текстуальная близость сочинения Григория Синаита и челобитной патриарха Никона показывает, что Никон не производил прямой цитации источника, а вводил чужой текст в ткань собственного повествования, слегка перефразируя его. Кроме вышеприведенного примера (о копье, губе и звезде) есть и другие: «Да ты же, великий государь, прислал священныя ризы, то есть фелонь белообразен – знамение же честных и светлых, и световидных, и от страстей свободных вашых святых душ » л. 155); ср.: « Фелонь святительскаго устроенна знамение есть честныа и просто и от страстей свободный и световидныя душа » (л. 144 об.). « Стихарь же являет чистоту и световндную действительную доброту вашу телесную » л. 156); ср.: « Стихарь же являет чистоту и световиднейшую доброту телесную » (л. 144 об.). « Епитрахель же есть, по единому повести образу, ужьнце, имже связаша злодеи Владыку Христа, яко да ваши греси разрешит» л. 156); ср.: « Епитрахил же ест, по единому повести образу, воуже, имъже связавше злодеи Владыку , распяша»(л.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(12) Соборное деяние о поставлении епископа Антония в митрополита Галицкого, с подчинением ему епископий Холмской, Туровской, Перемышльской и Владимирской (столб. 129–134). Место личности святителя в источнике. Свт. Филофей – глава соборного деяния. Обзор работы. В грамоте говорится, что Галицкая митрополия много лет находится без архиерея. Поэтому собором архиеереев («ираклийскаго, никейскаго, врисийскаго, афинскаго, силиврийская, созопольскаго и архиепископа деркскаго» (столб. 130, строки 7–5 с конца) принято решение избрать митрополитом Антония. Кроме того, в его полномочия временно переходят Холмская, Туровская, Перемышльская и Владимирская епископии, пока там не прекратятся междоусобные войны. (13) Грамота патриарха Филофея к митрополиту Алексию, по поводу поставления Галицкого митрополита (столб. 141–150). Краткая характеристика. Свт. Филофей – автор грамоты. Обзор работы. В грамоте патриарх Филофей (Коккин) выражает митрополиту Алексию свою любовь и уважение, но укоряет, что митрополит заботится не о всей своей пастве. Указывает, что если возникнет вражда среди паствы, то «как отцу и учителю, нужно примирять их друг с другом» (столб. 144, строки 4–6). Патриарх пишет, что по той причине, что митрополит не посещал Малой Руси, на него пожаловался король «ляшский» (столб. 144, строки 8–9) Казимир и другие князья. Они попросили утвердить им митрополитом выбранного ими епископа Антония с условием, что в противном случае они вынуждены будут обратиться в «латинскую веру» (столб. 144, строка 23). Далее патриарх Филофей пишет, как бы оправдываясь, но довольно резко: «Что же оставалось нам делать? Призываем тебя самого в судьи, что ты скажешь? Должны ли мы были отослать его и точно также оставить народ Божий без надзора и духовнаго попечения, как оставил его ты? Нет, это было невозможно!» (столб. 144, строки 26–32). Святитель Филофей объясняет, что если бы местный государь был православный, тогда можно было бы отсрочить это решение. Новому же митрополиту Антонию отданы Галич, Владимирская, Перемышльская и Холмская епископии. Далее патриарх Филофей цитирует литовского князя Ольгерда из его письма патриарху по поводу междоусобных войн: «не я начал, они сперва начали нападать… нападали на меня девять раз» (столб. 146, строки 26–30). Ольгерд также обвиняет митрополита Алексия, что тот благословляет на кровопролитие, снимает крестное целование с тех, кто переходит на сторону «московитян» (столб. 148, строка 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Остается последний вопрос: почему в список колен в 7-й главе Откровения включено колено Левия? Как мы помним, в Ветхом Завете левиты не входили в число двенадцати колен, поскольку Закон Моисеев придал им особый статус священнического колена. Возможно, Иоанн включил их в список потому, что священнические функции этого колена прекратились с пришествием Христа – Великого Первосвященника 595 . Действительно, труд левитского священства обрел свое завершение в Личности Христа ( Евр.7–10 ) 596 . Поскольку в служении левитов как священников уже не было необходимости, не было и причин по-прежнему отделять их от остальных колен. Следовательно, они по праву включены в список колен в Книге Откровение. Таким образом, протесты Общества Сторожевой Башни против истолкования «колен» в 7-й и 14-й главах Откровения как буквальных колен Израиля совершенно безосновательны. Утверждение о том, что 144 000 – это число «помазанников», представляет собой грубое и отвратительное извращение Писания. «Другие овцы» Ин.10:16 – «Другие овцы» Учение Сторожевой Башни. Стих Ин.10:16 в «Переводе нового мира» звучит так: «У меня есть и другие овцы, которые не из этого загона; их я тоже должен привести, и они будут слушаться моего голоса и станут одно стадо, один пастырь» (курсив автора). Как говорят Свидетели Иеговы, на небо пойдут лишь 144 000 помазанных духом верующих, но у Бога есть и «другие овцы» – другие истинно верующие, – которые получат жизнь вечную и будут жить в земном раю. Как уже говорилось выше, возможность войти в число 144 000 исчезла в 1935 году 597 . Журнал «Сторожевая башня» объясняет, что «тот же [святой] дух действует сегодня на „других овец» Иисуса, не пробуждая в них, однако, надежды и желания жить на небе... Получив от Бога надежду на вечную жизнь в земном раю, они с радостью поддерживают помазанный остаток, активно проповедуя в то время, когда так близок Божий новый мир праведности...» 598 . Этим «другим овцам» будет доверена честь владычествовать над землей, возделывать и наполнять ее. Они не пойдут на небеса, но будут жить в блаженстве на совершенной и восстановленной земле 599 . Поскольку эти «овцы» усердно возвещают Царство людям по всему миру и приводят в «стадо» новых овец, их число постоянно растет, в отличие от точно установленного числа членов помазанного класса (144 000).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010