В то же время известно, что, по сути, в том же 1919 г. занятия Академии переносятся в Москву. Для организации учебных занятий в Москве Совет избрал Исполнительную комиссию во главе с ректором протоиереем Анатолием Орловым. «В Москве, – вспоминал переехавший туда в 1920 г. будущий епископ Вениамин (Милов) , – я возобновил и своё обучение в Духовной академии, которая… ютилась в разных местах города: в Епархиальном доме, в церкви Иоанна Воина, в церкви Петровского монастыря и в храме Живоначальной Троицы в Листах у Сухаревки. Профессура в Академии оставалась ещё с. 88–89]. Учебный год 1921/1922 начался 2 (15) августа в помещениях Высоко-Петровского монастыря в Москве. Ректор Академии протоиерей Анатолий Орлов в марте 1922 г. был арестован и сослан в Нарымский край. Его преемником стал протоиерей Владимир Страхов, с апреля 1922 г. исполнявший обязанности ректора. 6 марта 1923 г. Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б) во главе с Е. Ярославским рассмотрела вопрос «о закрытии духовных академий» и приняла решение: «Духовные академии ликвидировать, как Тихоновские в Москве, так и евангельские в Питере» С этого момента Академия переходит на нелегальное положение. В документе этого периода – дипломе священномученика Василия Надеждина, датированном 5/18 октября 1927 г., – мы видим фамилии профессоров и перечень предметов, которые изучал отец Василий. Диплом напечатан на старом бланке Московской Духовной академии, на нём стоит печать МДА и подписи профессоров, среди которых – подпись епископа Варфоломея (Ремова) с. 57]. 30 декабря 1930 г. протоиерей Владимир Страхов был арестован и сослан в Архангельск. С этого времени фактическое руководство тайной Академией возглавил епископ Сергиевский Варфоломей (Ремов) , к тому времени проректор Академии. Будущий владыка родился 3 октября 1888 г. В Московскую Духовную академию он поступил в 1908 г. и, будучи ещё студентом 4 курса, начал преподавать. По окончании обучения он был назначен исполняющим должность доцента по второй кафедре Священного Писания Ветхого Завета. Позже отец Варфоломей стал экстраординарным профессором, а с мая 1920 г. – проректором Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

   Уверяюсь в этом, взирая на Твое знамение, на небесах явленное, солнцем облеченное, которое тогда явилось, когда всей твари разорение было показано, как пишется: «Произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град» (Откр. 11:19), и вот, «явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце» (Откр. 12:1).    Кто не знает, что та явленная Жена предзнаменовала Пресвятую Деву, в чем есть многое согласие церковных учителей. И смотри: почему та Жена не явилась прежде блистаний, громов, гласов, землетрясений и града, когда еще все стихии были в покое, но в само то страшное смятение небес и земли? Потому, чтобы показать, что Пресвятая Дева с нами в самой лютой брани, в самый злой час, когда с супостатом нашим боремся, когда на нас нападает враг — то блистанием «похоти очей», то гласом «гордости житейской» (1 Ин. 2:16), то градом внезапных страстей и бесчисленных наветов, то громом страхов, то потрясением отчаяния.    Тогда Она, словно солнце, восходит в помощь, чтобы, если кто побеждается, того утвердить; если кто уязвляется, того исцелить. Если кто упадет, того воздвигнет. Если кто уже и умер душой, в брани люто побежденный, но в помощи Ее не отчаялся, — того воскресит и снова к подвигу вооружит. Если же кто крепко подвизается, тому будет помогать в брани и за подвиг награду уготовит.    Во все же то бранное время, — чтобы ночь темной области не покрыла борющихся, — является «облеченною в солнце», просвещая тьму нашу. Так Возбранная Победительница всегда со Своими на брани. И кто не встанет против греха, имея готовую помощь — Пресвятую Деву?    О, Всесильная! «Обитель Твою сохраняй, в Тебе бо сия верно ииночествует, в Тебе и утверждается, и Тобою побеждающи, вышша есть всякаго искушения: и пленяет враги, и проходит послушание» (Андрей Критский, Великий канон, песнь 9). Нравоучение     «Отвне — нападения, внутри — страхи», — говорит апостол (2 Кор. 7:5). А в бранях и страхах люди обычно быстро берутся за оружие. Мы же какое оружие взыщем для изгнания самих страхов? То, что нам святой Иоанн Лествичник велит, — имя Иисусово: «Всегда именем Иисусовым бей ратников, крепче этого оружия не найдешь ни на небе, ни на земле» (Лествица, Слово 15, о чистоте). Но примите и мой совет: другое всесильное имя как другое оружие во вторую руку возьмите — имя Марии, Матери Иисусовой, крепче и этого оружия не найдете. Если нападает на нас враг с двух сторон, с правой и с левой, то и мы против него идем с двумя оружиями — с именем Иисусовым и Марииным, чтобы победить одним правых, другим левых ратников.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2821...

Отличительной особенностью страхов детей пяти–семи лет является, нередко возникающий в этом возрасте страх смерти (своей, родителей, бабушек, дедушек). Душа ребенка не соглашается со смертью, которая ей кажется противоестественной. И вот что важно: верующие детки из воцерковленных семей практически не испытывают подобного рода страхов. Они знают, что смерть — это начало вечности для человека. Ни в коем случае нельзя запирать детей в темной комнате или чулане. А также пугать детей «злым дядей» или еще кем-то, пугать ребенка тем, что «передадим тебя другим родителям» или «будешь жить на улице» и т.п. Кроме страха, ничего эти псевдопедагогические приемы не принесут. Святые отцы о страхе Страх есть лишение твердой надежды. Преподобный Исаак Сирин Но страх, говорят наши противники, есть смущение, взволнованное состояние души. Так, но не всякое душевное смятение есть страх. Страх перед демонами отличается смятенностью души, потому что демоны сами находятся в постоянном и внешнем, и внутреннем волнении. Бог же, напротив, бесстрашен, поэтому и внушаемый Им страх не вносит в души никакой растерянности, никакого беспорядка, смуты и замешательства. Святой Климент Александрийский «Страх причиняет большой вред, — пишет в одном из писем Оптинский старец преподобный Макарий, — тело расслабляется от упадка духа и лишения спокойствия, и без болезни болезнь приключается». Истерия Термин «истерия» происходит от греческого слова «матка». Во времена первых описаний этого душевного недуга считали, что истерией страдают только женщины (как выяснилось позже, и мужчины тоже). Первые упоминания об истерии уходят в глубь веков. О ней писали Гиппократ и Авиценна. В более поздние времена истерию изучали такие известные ученые-психиатры, как Жак Шарко, Пьер Жане. Особенно много внимания уделяли истерии психоаналитики. Однако подход к исследованию истерии долгое время был односторонним. Практически не встречалось никаких духовно-нравственных комментариев по этому поводу. Итак, истерия. Духовная оценка этого психопатологического состояния может быть представлена как выставление себя напоказ. У истерических личностей нетрудно заметить эмоциональную неустойчивость, проявляющуюся бурными и яркими сменами настроения. Речь этих людей очень образная, характерны частые преувеличения реальных фактов. Мимика выразительна, порой театральна. В поведении сквозит позерство, самолюбование. Истерик жаждет внимания к своей персоне и тяжко переживает его отсутствие. Для истерика характерно желание казаться чем-то большим, чем он есть в действительности.

http://azbyka.ru/zdorovie/nervnost-ee-du...

2) Ученых степеней Советом Академии удостоены были следующие лица: А. Степени магистра богословия: а) Директор Велико-Сорочинской учительской семинарии имени H. В. Гоголя, кандидат богословия, Александр Волнин за сочинение под заглавием: «Мессия по изображению пророка Исаии. Опыт библейско-богословского и критико-экзегетического исследования пророчеств Исаии о Лице Мессии». Киев, 1908 г. б) И. д. доцента Академии по 1-ой кафедре Священного Писания Ветхого Завета, кандидат богословия, священник Димитрий Рождественский за сочинение под заглавием: «Книга пророка Захарии. – Исагогическое исследование. – Выпуск первый. – Введение. – Писатель и его время. – Анализ содержания книги». – Сергиев Посад, 1910 г. в) Законоучитель 2-ой Московской мужской гимназии (ныне доцент Академии), кандидат богословия, священник Владимир Страхов за сочинение под заглавием: «Второе послание Св. Апостола Павла к Фессалоникийцам. Исагогико-экзегетическое исследование». – Сергиев Посад, 1911 г. и —25— г) Московской Благовещенской, на Бережках, церкви священник Георгий Добронравов за сочинение под заглавием: «Гонение Ирода Агриппы I-ro на христиан. Исторический комментарий к XII главе кн. Деяний Апостольских». – Сергиев Посад, 1911 г. Все поименованные лица удостоены были степени магистра богословия по напечатании своих диссертаций и удовлетворительной защите их на коллоквиумах в присутствии Совета Академии и приглашенных Советом сторонних лиц и утверждены в означенной степени указами Святейшего Синода: а) А. К. Волнин – от 18 мая 1911 года за 6561, б) священник Д. В. Рождественский – от 25 июля того же года за 9849, в) священник B. Н. Страхов – от 18 августа того же года за 11044 и г) священник Г. И. Добронравов – от 13 июля 1911 года за 9455. Б. Степени кандидата богословия удостоены Советом Академии, с утверждения Его Высокопреосвященства, 50 студентов, окончивших в отчетном году полный академический курс; из них 31 – с предоставлением им права при искании степени магистра богословия не держать новых устных испытаний; остальные 19 – с правом на получение степени магистра по выдержании новых устных испытаний по тем предметам, по коим они не оказали успехов, соответствующих сей степени, и представлении нового сочинения. – Кроме того, утверждены в степени кандидата богословия, по представлении удовлетворительных кандидатских сочинений, 3234 15 действительных студентов Акаде-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И?.. А давайте взглянем с другой стороны: большевики что, придумали этот праздник, наподобие, нынче ставших «гендерными», 8 марта и 23 февраля? Нет, он отмечался и в допетровской Руси. А на основании, изданного в конце 1699 г., указа Петра «О праздновании Нового Года» календарный год должен был начинаться не 1 сентября, как прежде, а, по примеру «просвещенной Европы», 1 января, хоть и по юлианскому календарю (тем же указом, кстати, вводилось летоисчисление от Рождества Христова). Праздновался Новый Год, согласно Высочайшему повелению, семь дней со всей знакомой нам хвойно-фейерверочной атрибутикой. А потому не стоит, как говорится, «нагнетать», но взглянуть на этот достаточно старый и, несомненно, добрый обычай именно как на земное отражение небесного, как на проекцию во времени наших, относящихся к вечности, желаний, стремлений, надежд и… страхов. Да, страхов, о которых в новогоднюю ночь не принято говорить, но они подразумеваются, когда люди желают друг другу благополучия: мы ведь понимаем, насколько оно зыбко. Вспомним, как в советское время собравшиеся в новогоднюю ночь искренне поднимали бокалы за то, чтобы не было войны: многие хорошо знали, что это такое. В новогоднюю ночь не принято говорить о страхах, тревогах. Это — ночь наивной непредосудительной надежды, что все плохое осталось в уходящем году, а в наступающем жизнь сложится лучше. И мы объединяемся за новогодним столом, чтобы поддержать в этой надежде друг друга. Новогодняя ночь — это межа двух временных отрезков, напоминающая нам о рубеже, после которого «времени уже не будет» (Откр. 10; 6). Христианин помнит об этом рубеже, и празднование Нового Года для него обретает более глубокий смысл. В Дополнительном Требнике есть чин молебного пения на новый год. Характер его — покаянно-благодарственно-просительный: покаянием призываем Божию благодать, очищающую нас перед вступлением на новое временное поприще, славословим Господа за «благодеяния, яже излиял изобильно» в прошедшем году, и просим Его «благословити венец наступаемаго лета благостию Своею, и утолити в нас вся вражды, нестроения и междоусобныя брани, подати же мир, твердую и нелицемерную любовь, благочинное же строение и добродетельное житие».

http://pravmir.ru/s-novym-godom/

В ней подросток-партизан, у которого погибли все родные, видит фотографию Гитлера и стреляет в нее. Затем перед ним возникает довоенная фотография фюрера - он стреляет и в нее. Затем он видит фотографию Гитлера до его прихода к власти - фото 20-х годов. И снова стреляет. Затем он видит фото будущего палача белорусского народа в форме ефрейтора Первой мировой войны - и снова стреляет. Затем появляется фотография Гитлера в младенчестве... и выстрела нет. Ребенку нельзя мстить. Вот вопрос к христианской совести: если мы знаем, что из этого младенчика вырастет наш гонитель, - имеем ли мы право его убить? Не Ангел Божий, не Бог, но - мы? Нельзя ради завтрашних страхов призывать людей к страданиям сегодня. Евангельскую заповедь, призывающую ограничить влияние наших забот о завтрашнем дне на нашу жизнь во дне настоящем, имеет смысл вспоминать и тем монастырским духовникам, которые сегодня запрещают бабушкам получать пенсии на том основании, что завтра ожидается пришествие антихриста. Предположение о том, что в будущем антихрист воспользуется техническими приспособлениями, не есть достаточный аргумент для борьбы с техникой. Антихрист будет использовать железные дороги и самолеты для разъездов своих комиссаров и проповедников. Но это не повод, чтобы разрушать дороги и аэродромы. Антихрист будет использовать типографии для проповеди своих идей. Но это не повод для того, чтобы типографии сжигать. Антихрист использует школьную систему - но не нам требовать закрытия школ. Антихрист будет использовать систему компьютерного слежения за жизнью людей - но это не повод к тому, чтобы уже сейчас призывать к кампании гражданского неповиновения и из-за наших страхов по поводу завтрашнего дня обрекать людей на голод сегодня. Преподобный Ефрем говорит: " Все, веровавшие зверю, приемшие печать того скверного и мерзкий образ, приступят к нему вкупе " . Итак, необходимое условие - " вера зверю " . Но какому же " зверю " требуют уверовать украинские власти? Антихристова вера не в том состоит, чтобы признавать, будто в Брюсселе установлен компьютер по имени " зверь " , а в том, чтобы признать, что " зверь " и есть Христос.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=187...

И мы должны идти по этому пути, потому что на этом пути мы встречаем Христа, на этом пути Бог открывается нам во всем своем великолепии, во всей своей славе. “Мертвых воскрешайте”, — говорит Иисус. Нам не дано этого дара, но нам дан другой дар, наверное, не менее важный. Мы должны помогать друг другу избавляться от страхов, от страха перед смертью, прежде всего. И от всех прочих, от всех других страхов. И вот этот дар – помочь тому, кто рядом со мною, избавиться от страха – это тот удивительный дар, который дает каждому из нас и (… пропуск), братья и сестры, чтобы мы пользовались этими дарами. “Бесов изгоняйте”, – говорит Господь Своим ученикам. “Бесов изгоняйте, — говорит Господь святым Косме и Дамиану. “Бесов изгоняйте”, — говорит Господь каждому и каждой из нас. И хотя нам не дано какого-то особого дара, но то, чем действует в мире, прежде всего в нас, Слово, и дает Господь. Господи, от чего Ты нас избавляешь Сам и от чего мы можем и должны помогать избавляться друг другу. И это и будет тогда следование тому пути, которым каждого из нас Господь ведет; следование тому пути, по которому прошли святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан и многие другие святые, древние святые и святые нашего времени, святые ХХ-го века, мученики и исповедники, прославленные в августе нынешнего года на архиерейском соборе православные. “Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте” – вот она, та удивительная программа, которую предлагает нам Господь. Давайте с вами трудиться, соображаясь с святым нашим Небесным Учителем, трудиться так, как трудились христиане уже почти 2000 лет. Потому что в этих трудах мы становимся принадлежащими к этому Священному Преданию, которое соединяет нас, христиан, православных, с разными поколениями разных эпох, разных народов и стран, разного цвета кожи в одну Церковь Христову, которую не одолеют врата адовы. Давайте и об этом подумаем сегодня. Но откуда взять сил? Их нам остро не хватает. И об этом на тоже говорил сегодня Бог во время Божественной Литургии.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

...Чем решительнее кто противится страстям и искореняет их, тем быстрее выходит он из области смерти и вступает в область жизни (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 89, 22). Источник. Люди... в отношении к страстям бывают трех родов: одни действуют по страстям, другие борются со страстями, а третьи искоренили страсти (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 89, 25). Источник. Признак того, что страсть исторгнута из сердца, есть – когда сердце начинает питать к страсти отвращение и ненависть (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 89, 104). Источник. Побеждать и искоренять страсти – долг всех христиан (свт. Феофан, Затв. Выше некий, 89, 107). Источник. ...Миряне не должны думать, что им позволительно поблажать страстям и помыслам страстным (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 89, 111). Услаждение страстями Всякую страсть, которая выводит ум из себя, справедливо можно назвать упоением (свт. Василий Великий , 8, 17). Источник. ...Кто посвящает себя удовольствиям и плотским страстям, тот никогда не предает души своей в руки Божии (свт. Иоанн Златоуст , 49, 813). Тот, кто имеет звероподобные и бесчеловечные чувства, не может называть отцом человеколюбивого Бога, так как не сохраняет признаков той благости, которая находится в Небесном Отце, а превращает себя в звероподобный вид и лишается божественного благородства. Когда кто-нибудь скачет, как бык, лягается, как осёл, помнит зло, как верблюд, обжирается, как медведь, расхищает, как волк, поражает, как скорпион, коварен, как лиса, похотлив на женщин, как конь женонеистовый, – то как такой человек может воссылать подобающий сыну глас и называть Бога своим отцом. Чем нужно назвать такого человека? Зверем? Но звери страдают каким-либо одним из этих пороков, а этот соединяет все и становится бессмысленнее самых даже бессмысленных (свт. Иоанн Златоуст , 56, 625). Не Христову пролагает бразду тот, кто любит преданность страстям, произращающую терние (прп. Исидор Пелусиот , 61, 138). Источник. ...Кто сопряг себя с ними и сильно ими увлекается, тот не только все кончит глубокою бездною, но и здесь не может жить по причине происходящих от них скорбей, и страхов, и опасностей, и тьмочисленного их роя. Ибо ожидает ли смерть? Прежде смерти он умирает уже от страха. Угрожают ли оскорбление, болезнь, бедность, или иная какая неожиданность? Он погиб и сокрушен от одного предположения. Но не таков владеющий страстями: он стоит выше и страхов, и опасностей, и всякой превратности не потому, что ничего не терпит (это, может быть, и невозможно, но, что гораздо важнее и более чудною делает победу), – потому что пренебрегает их приражениями, нападениями и язвительными ударами (прп. Исидор Пелусиот , 62, 353).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

282. Скоков М.И. Слово в день памяти архимандрита Макария. СПб., 1892. 283. Слово на освящение храма, говоренное архимандритом Макарием, миссионером, в с. Енисейском//Прибавления к изданию Творений Святых Отцов. М., 1851. Ч. 10. С. 563–571. 284. Слово покойного архимандрита Макария, бывшего начальника Алтайской миссии, на Введение во храм Пресвятой Богородицы и на Усекновение главы Иоанна Предтечи//Прибавления к изданию Творений Святых Отцов. М., 1848. Ч. 7. С. 112–130. 285. Слово, произнесенное в Томском Благовещенском соборе миссионером отцом архимандритом Макарием 1 января 1836 года//Томские Епархиальные Ведомости. 1892. 21. Отд. неофициальный. С. 1–7. 286. Смирнов Е. К., протоиерей. Очерк исторического развития и современного состояния русской православной миссии: Пер. с англ. СПб., 1904. 287. Смирнов-Платонов С.Г. Русский перевод Библии//Православное Обозрение. 1860. Январь. С. 78–91. 288. Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700–1917, М., 1997. Ч. I, II. 289. Смолич И.К. Русское монашество, 988–1917. М., 1999. 290. Соколов К., протоиерей. Архимандрит Макарий, основатель Алтайской миссии. Томск, 1892. (На языках русском и алтайском). 291. Соколов М. , священник. Слово в день поминовения архимандрита Макария, основателя Алтайской миссии, совершенного в Казанском соборе. СПб., 1892. 292. Сперанский И., протоиерей. Основатель Алтайской миссии о. архимандрит Макарий (Глухарев) //Смоленские Епархиальные Ведомости. 1892. 21. С. 1003–1013. 293. Сперанский И., протоиерей. Очерк истории Смоленской семинарии и подведомственных ей училищ. Смоленск, 1891. С. 143–167. 294. Стамулис И. Восточноправославное богословие миссии сегодня//Православная миссия сегодня: Сборник текстов по курсу «Миссиология». СПб., 1999. С. 91–291. 295. Страхов С, священник. Предисловие//Макарий (Глухарев), архимандрит. Мысли о способах к успешнейшему распространению христианской веры... М., 1894. С. 1–3. 296. Страхов Сергий, протоиерей. Неизданное письмо алтайского миссионера отца архимандрита Макария Глухарева к московскому протоиерею СИ. Соколову//Томские Епархиальные Ведомости. 1914. 4. Миссионерск. отд. С. 223–228.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Только бы нам не убежать от Христа… Без истинной Веры в Бога и так трудно жить, а в наше время как это вообще возможно? Господь учит нас быть благоразумными, творчески свободными и мало зависящими от материальных благ. Нужно научиться довольствоваться тем, что есть, и всегда быть готовым к худшему. Но при этом быть уверенным, что Христос не оставит нас и не отступится от своих верных чад. Только бы НАМ не убежать от Него! А что мы делаем каждую секунду своей жизни, подчиняясь в своей жизни страхам, а не Любви Божьей?! Вместо сердечной молитвы с особой злостью передаём эти страхи друг другу, гипертрофируя нелепые слухи и ужасные сплетни. Но при этом мы непременно хотим, чтобы Господь нам помогал. Мы хотим быть сытыми, но пищу ищем не у Того, Кто её может дать сполна, а у тех, кто её способен уничтожить, кто, собственно, и сеет панику среди безоружных перед страхом людей, не знающих силы Божией. Верующему всё возможно это факт. Но надо просто постараться стать верующим человеком, для которого не существует никаких страхов, кроме Страха Господня. А это, в первую очередь, включает в себя боязнь человека нарушить Заповеди Божии и желание жить не по своей греховной и злой воле, от которой и войны, и страдания, и страхи, а по милости Божией, всепрощающей и любящей жизнерадостных и верных Христу людей. Рейтинг: 8.9 Голосов: 100 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Сергей 14 августа 2014, 15:15 Чувство страха не испытываю ни к чему.Чувство ответственности и греховности огромно. Мира, любви и веры всем. Бог в помощь! Николай 8 августа 2014, 12:15 Не бойтесь бояться оскорбить Господа! Это и есть любовь и благоговение. Подобный страх заповедан и женам в отношении мужей. Анна 6 августа 2014, 23:13 Это самое трудное: " надо просто постараться стать верующим человеком, для которого не существует никаких страхов, кроме Страха Господня. А это, в первую очередь, включает в себя боязнь человека нарушить Заповеди Божии и желание жить не по своей греховной и злой воле, от которой и войны, и страдания, и страхи, а по милости Божией, всепрощающей и любящей жизнерадостных и верных Христу людей. "

http://pravoslavie.ru/72811.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010