Закрыть itemscope itemtype="" > Жизнь и смерть священника Михаила Страхова 1 часть 27.11.2023 186 Время на чтение 33 минут 17 октября 1937 года на Бутовском полигоне вместе со 128 казнёнными в этот день священнослужителями и мирянами был расстрелян мой двоюродный прадед священник Михаил Иванович Страхов. Миша Страхов родился в день священномученика Игнатия Богоносца, 20 декабря по юлианскому календарю 1872 года в селе Поджигородово Троицкой волости Клинского уезда Московской губернии, в семье настоятеля Михаило-Архангельской церкви священника Иоанна Сергиевича Страхова и его супруги Леониллы Иоанновны . У о. Иоанна Страхова было четверо сыновей – Сергий (мой прямой прадед, отец моей бабушки по линии отца Надежды Сергеевны Страховой-Закатовой), Иоанн, Алексий и Михаил . Все они получили образование в Волоколамском духовном училище и Вифанской духовной семинарии . М.И. Страхов окончил училище в 1887 году и семинарию в 1893 году . Его обучение в Вифанской семинарии пришлось на период ректорства будущего Митрополита Томского Иакова (Пятницкого) и будущего Архиепископа Тверского и Кашинского Антония (Каржавина) . После получения образования, с 1894 года М.И. Страхов стал надзирателем в Волоколамском духовном училище. В 1897 году был определен на должность псаломщика в московский храм Сошествия Святаго Духа у Пречистенских Ворот , на месте которого ныне находится здание станции метро «Кропоткинская». В 1900 году вернулся в Волоколамск и уже в сане иерея служил в Воскресенском соборе Волоколамского Кремля . В 1900-1908 гг. состоял членом Волоколамского отделения Епархиального училищного совета; в 1904-1908 гг. – членом Правления Волоколамского духовного училища. В 1904 году получил богослужебную награду – набедренник. Заведовал Волоколамским свечным складом Епархиального свечного завода до 1908 г., а затем состоял заведующим такого же склада в Коломне. В 1908 году отец Михаил был переведен в Коломну в храм Рождества Христова . В 1909 году награжден правом ношения скуфьи. С 1911 (по другим данным – с 1912) года являлся законоучителем Коломенской ремесленной низшей школы и настоятелем домового храма Мартина Исповедника при богадельне братьев Шаниных .

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/27/...

Вот поистине эпохальное признание бывшего семинариста! Только тридцатилетний Вл. Соловьев, с которым они схлестнутся вскоре вокруг книг Н.Я. Данилевского, открыл ему внутреннюю сторону Церкви! За что же тогда, в самом деле, винили Толстого, в бурсе не учившегося? А сколько позднее достанется Соловьеву и от Страхова, и от Толстого, и от Розанова... Но исходя из собственных свидетельств Страхова в других его работах и письмах, мы можем все же заключить, что роль Вл.С. Соловьева в своем «воцерковлении» он под влиянием свежего впечатления несколько преувеличил. Более того, спустя всего четыре года Страхов решительно заявит о своем неприятии соловьевского понимания Церкви как сильной внешней организации. По поводу брошюры «L’idée Russe» Страхов пишет Л.Н.Толстому 13 сентября 1888-го года: «Важно, что он прямо объявил, что нужно подчиниться папе, и даже исповедал его непогрешимость: chef infaillible du sacerdoce. Все рассуждения идут по методе аналогии и симметрии, и красота формулы составляет главное доказательство верности ее содержания. По-моему, все это наводит на одну мысль, на то, что христианство уже стало покидать форму церкви (как это Вы не раз высказывали), и вот где причина этих горячих забот о церкви, и создания новых догматов, и провозглашения непогрешимости. Напрасные усилия! Церковь возникла во времена падения древнего мира. Тогда она образовала крепкое общество среди разлагавшегося государства и создала свою догматику как противовес тогдашней языческой мудрости. Монахи сначала даже называли себя философами и жизнь свою философскою жизнью. Но в настоящее время ни догматы, ни церковь не могут иметь такого значения и напрасно пытаются удержать прежнюю главную роль». Вероятно, к этой точке зрения Страхов склонялся много раньше, но Соловьев подтолкнул его к четкой формулировке неприятия Церкви как внешней организации. Однако когда Страхов описывает свой религиозный идеал как «дух действительного смирения и действительной любви», когда высшим критерием деятельности им ставится «религиозное отношение к предмету», когда им исповедуется смиренномудрие и «соблюдение себя» от суеты и корыстных помыслов, когда он думает «лишь о том, как бы кончить жизнь с ясным и спокойным духом, не волнуясь ни самолюбием, ни всякою другою мелочностию», он, несомненно, воспроизводит то благоговейное настроение, с которым вышел из Костромской духовной семинарии…

http://bogoslov.ru/article/3693498

Полное освобождение от естественных и противоестественных страхов достигается только через «освобождение сына» – когда сын, т.е. Божий человек, освобождается в самой душе человеческой, и совершает это освобождение Сын Божий, «Освобождение сына» совершается чрез вытеснение из человеческой души какой-либо страсти и тем самым связанного с нею страха. Иногда всех страстей и всех страхов. Тогда все тени уходят из души; и даже тени теней ее покидают. Св. Иоанн Златоуст говорил, что для него ужаснее вечных мук было бы увидеть кроткий лик Господа Иисуса Христа, с печалью отворачивающийся от него... Вот психология истинной веры: страх огорчить любимого Господа, не принять с безмерностью духа Его безмерную любовь. Ни Иоанн Златоуст , ни другие праведники не были, конечно, свободны на земле от страхов человека, «в мире живущего и плоть носящего». Спутник Павлов, Лука, говорит, что ангел, явившийся ап. Павлу на корабле, во время ужасной бури, сказал: «Не бойся Павел, тебе должно предстать пред Кесаря» ( Деян.27, 24 ). Несомненно, ангел из своего духовного мира видел, что у апостола был тогда и некий плотский страх. Мы видим далее, как, идя узником по Аппиевой дороге к Риму, престарелый апостол «ободрился», увидев тамошних братьев. Так человечно описание этой немощи апостола. И не раз он испытывал беспокойство. «Когда пришли мы в Македонию, плоть наша не имела...покоя, но мы были стеснены отовсюду: от вне – нападения, внутри – страхи» ( 2Кор. 7, 5 ). Ветер мира рябил и страхом поверхность этой до конца богопреданной души. Но он не помешал ее апостольскому делу. В этом и открывается сила Божия, действующая в преданной Богу слабости человеческой. Вся красота человека в том, что ничто не в силах удержать его от дела Божьего в мире. Мир ищет «сильных» и их рассеивает, как прах. Творец приближает к Себе «слабых» (в их собственном сознании), т. к. только правдиво осознавший себя слабым, нуждающимся в силе Божьей, человек может принять силу Божию. Человек страшится умирать в Боге, до конца посвящать себя и все Богу. Но ему не надо пугаться ни мнимой великости своих усилий и жертв на путях к Богу, ни своих слабостей, ни страхов на этих путях. Чрез все эти бездны переносится человек силой Божьей, когда это надо для дела Божьего и человеческого в мире. А не надо, и человек вновь стоит у бездны своей, бессильный и блаженный в своем бесстрашном ничтожестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

В Послании к Филиппийцам апостол Павел пишет: «Наше же жительство (τπολτευμα < то политевма > ) – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа…» (Флп. 3; 20). Греческое словоπλις < полис > означает «город» или «государство», но не столько в смысле населенного пункта, геополитического пространства, сколько обустройства жизни, совокупности всех граждан. Отсюда слово πολτευμα < политевма > , которое переводится как «жительство», и означает некий политический принцип, способ управления государством, государственное устройство. Отсюда: πολτης < политис > – «гражданин». Вспоминая в Послании к Евреям о предках Спасителя, говоривших о себе, что они странники и пришельцы на земле, апостол Павел объясняет, что «те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться. Но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город (πλις < полис > )» (Евр. 11; 14–16). Ценность земного патриотизма Церковью никогда и нисколько не принижалась, но ключевым принципом устроения ее жизни было понимание, что отечество наше на небесах, во Христе – ни эллина, ни иудея и все мы – граждане небесного отечества. Но ведь и Церковь не только на небе, но и на земле… Значит, мы граждане небесного отечества, временно проживающие в мире, законы которого нам указ только до той черты, с которой они начинают противоречить законам нашего «небесного жительства». Небесное гражданство – это не «потом», это «сейчас или никогда». И древние христиане, пребывая в мире, жили в соответствии со своим политическим устройством, с тем самым «небесным жительством» соименным Христу. Язычники по-своему замечали эту особенность, недоумевая по поводу равнодушия христиан к общественно-политической жизни. Христиане казались им «genus tertium; „это какой-то третий род, род особенный“,— говорили про них язычники» (В.В. Болотов). Им невозможно было понять, что аполитичность христиан – это не равнодушие безответственных и беспринципных обывателей, а принципиальная аполитичность граждан, преданных политическому единству не от мира сего – единству, вторгающемуся в этот мир и противопоставляющему миру сему свой принцип жизни, свои ценности, но, одновременно, что важно, не навязывающему эти принципы и ценности миру.

http://pravmir.ru/narod-bozhiy/

17. Пюттвак Э. Государственный переворот: практическое пособие./Перевод с английского, Edward N. Luttwak: «Coup d’Etat: Practical Handbook». 18. Кикнадзе В.Г. Невидимый фронт войны на море. Морская радиоэлектронная разведка в перовой половине XX века. 19. Сборник статей в честь Виктора Леонидовича Малькова: Многоликость целого: из истории цивилизаций Старого и Нового Света./Отв. ред. Кудрявцев О.В. 20. Многосторонняя дипломатия в биполярной системе международных отношений./Отв. ред. Н.И. Егорова 21. Хмурые будни холодной войны. Ее солдаты, прорабы и невольные участники./Отв. ред. Степанов A.C. 22. Козлов Д.Ю. Нарушение морских коммуникаций по опыту действий российского флота в Первой мировой войне (1914–1917) Этнография, археология и фольклористика 23. Логинов К.К. Обряды, обычаи и конфликты традиционного жизненного цикла русских Водлозерья. 24. Криничная H.A. Крестьянин и природная среда в свете мифологии. Былички, бывальщины и поверья Русского Севера: Исследования. Тексты. Комментарии 25. Иванова Л.И. Персонажи карельской мифологической прозы Античность и византистика 26. Люттвак Эдард Н. Стратегия Византийской империи./Edward N. Luttwak: «The Grand Strategy of the Byzantine Empire». Перевод c английского A.H. Коваль. 27. Позднев M.M. Психология искусства. Учение Аристотеля. 28. Суриков И.Е. Аристократия и демос: политическая элита архаических и классических Афин. 29. Суриков И.Е. Античный полис. 30. Суриков И.Е. Античная Греция: политики в контексте эпохи. Година междоусобиц. 31. Gaudeamus Igitur: Сборник статей к 60-летию A.B. Подосинова./Под редакцией Джаксон Т.Н., Коноваловой И.Г., Цецхаладзе Г.Р. 32. Сурико И.Е. Полис, логос, космос: мир глазами эллина. Категории древнегреческой культуры. 33. Ревзин Григорий. Путешествие в Античность. 34. Смышляев А.Л. История Древнего Рима от Ромула до Гракхов, учебное пособие 35. Виноградов А. Ю. Миновала уже зима языческого безумия. Церковь и церкви Херсона в IV веке по данным литературных источников и эпиграфики. 36. Аристей. Классическая филология и античная история. Журнал, выпуск

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf За границей. Ближний Восток После эвакуации из России мне в течение 23 лет пришлось посетить довольно много стран: Турция, Греция, Болгария, Сербия, Македония, Хорватия, Австрия, Карпатская Русь, Чехословакия, Германия, Франция, Англия, проездом Швейцария, Северная Америка и Канада прошли мимо моего взора. Кое-что было интересно в общественном смысле, а также и в церковном. ...После пяти дней спокойного путешествия по Черному морю мы приплыли в знаменитый Константинополь – Царьград, как красиво называли его наши предки. Проехав Босфорский пролив, мы остановились в Мраморном море. Справа, на европейской стороне, на взгорье, высился мировой город, предмет домогательства многих держав в течение более полутора тысяч лет. А на левом, более отлогом, азиатском, берегу был провинциальный город. Турки, как известо, звали свою прежнюю столицу «Истамбул». Кажется, это имя является исковерканным словом греческого языка: «Ис-тин-полис», то есть «В город», все дороги вели «Ис-тин-полис», турки исковеркали в «Истамбул». А на азиатской стороне был город Кадикей, некоторые говорили мне, что почему-то он назван был когда-то «город Судьи». но мне думается, что это слово есть исковерканное имя древнего города «Халкидон», где происходил Четвертый Вселенский собор. На рейде Мраморного моря остановилось 125 наших больших и малых кораблей со 135 тысячами беженцев. История еще не видела такого нашествия «русов». Но нынешние хозяева – турки и прежние владельцы – греки ничему не удивлялись, теперь война перемешала все. В Царьграде было столпотворение народов. Фактическими господами положения были англичане, могущественный флот которых спокойно и самоуверенно стоял на якорях, поблескивая по ночам сотнями огней. За англичанами стояли французы, потом итальянцы, союзники – победители немцев. А русские, которые больше всех сделали для этой победы, прибыли теперь сюда бесправными просителями. Позади же нас, там, в далекой и большой Скифии, Советской России, шел шторм революции. Нас морская полиция не спускала с кораблей, потому что ни одна держава не хотела нас принять к себе, как и предупреждал перед прощанием с родиной генерал Врангель. Начались хлопоты перед англичанами и французами.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

95. Иоанн II (III), патриарх Иерусалимский – православный или монофисит?//Религия в жизни человека и общества. X Крымская международная конференция по религиоведению. Тезисы докладов и сообщений.  Севастополь, 2008, с. 7. 96. Евфимий Сардский//Православная энциклопедия, т. 17, 2008, с.397-398. ♦97. Об одном латинизме в византийских хрониках//Индоевропейское языкознание и классическая филология, 12, 2008, с. 11-14. 98 . Утраченные византийские источники в древнерусской словесности // Slavica Slovaca 1 (2008), p. 29-44=Труды Отделения историко-филологических наук, 2007. М., 2009, с. 400-422. 99 . Свт. Фотий, патриарх Константинопольский. Интронизационное послание патриарха Фотия папе Николаю I/пер. с греч. и примечания Д.Е. Афиногенова//Альфа и Омега, 3 (56), с. 52-57. (0,4 п.л.) ♦100. Хрисипп пресвитер. Похвала архангелу Михаилу/пер. с греч. и примечания Д.Е. Афиногенова//ВДИ 2, 2009, с.   (0,4 п.л.) (ВАК) 101.Игнатий, патриарх Константинопольский//ПЭ, т. 21, с. 64-67 (0,5 а.л.) 102.Игнатий Диакон//ПЭ, т. 21, 47-48 (0,3 а.л.) ♦103.Иоанн III, патриарх Иерусалимский, – православный или монофисит?//ВДИ 3, 2009, с. 13-17. (0,4 а.л.) (ВАК) 104.(совместно с А.В. Муравьевым) Два мотива антиисламской полемики в хронике Георгия Монаха//Христианский Восток, 5, 2009, с. 358-368 (1 а.л.) – 1/3 участия. 105. Еще одна версия Жития Филарета Милостивого?//Византийский семинар Cersînoj qšmata: «империя» и «полис». Тезисы докладов и сообщений. Севастополь, 2009, с. 9. 106. The Condemnation of Anthony of Syllaion in 814: the Procedure and the Political Context//XI Международная научная конференция по религиоведению «Сакральные феномены: вчера и сегодня». Тезисы докладов и сообщений. Краков, 2009, с. 8-9. 107.Сохранение «непонятных» слов в древнерусской рукописной традиции на примере «Многосложного свитка».// IV Международный конгресс русского языка. Москва, 2010, с. 840. (10-12 апреля 2010 г.) 108. Империя о варварах: стилистические особенности экскурса о болгарах у Феофана, Никифора и Георгия Монаха.//II Византийский семинар Cersînoj qšmata: Империя и полис. Севастополь, 2010, с. 5. (1-4 июня 2010 г.)

http://bogoslov.ru/person/263661

После эвакуации из России мне в течение 23 лет пришлось посетить довольно много стран: Турция, Греция, Болгария, Сербия, Македония, Хорватия, Австрия, Карпатская Русь, Чехословакия, Германия, Франция, Англия, проездом Швейцария, Северная Америка и Канада прошли мимо моего взора. Кое-что было интересно в общественном смысле, а также и в церковном. ...После пяти дней спокойного путешествия по Черному морю мы приплыли в знаменитый Константинополь - Царьград, как красиво называли его наши предки Проехав Босфорский пролив, мы остановились в Мраморном море Справа, на европейской стороне, на взгорье, высился мировой город, предмет домогательства многих держав в течение более полутора тысяч лет. А на левом, более отлогом, азиатском, берегу был провинциальный город. Турки, как известо, звали свою прежнюю столицу " Истамбул " . Кажется, это имя является исковерканным словом греческого языка: " Ис-тин-полис " , то есть " В город " , все дороги вели " Ис-тин-полис " , турки исковеркали в " Истамбул " . А на азиатской стороне был город Кадикей, некоторые говорили мне, что почему-то он назван был когда-то " город Судьи " . но мне думается, что это слово есть исковерканное имя древнего города " Халкидон " , где происходил Четвертый Вселенский собор. На рейде Мраморного моря остановилось 125 наших больших и малых кораблей со 135 тысячами беженцев. История еще не видела такого нашествия " русов " . Но нынешние хозяева - турки и прежние владельцы - греки ничему не удивлялись, теперь война перемешала все. В Царьграде было столпотворение народов. Фактическими господами положения были англичане, могущественный флот которых спокойно и самоуверенно стоял на якорях, поблескивая по ночам сотнями огней. За англичанами стояли французы, потом итальянцы, союзники - победители немцев. А русские, которые больше всех сделали для этой победы, прибыли теперь сюда бесправными просителями. Позади же нас, там, в далекой и большой Скифии, Советской России, шел шторм революции. Нас морская полиция не спускала с кораблей, потому что ни одна держава не хотела нас принять к себе, как и предупреждал перед прощанием с родиной генерал Врангель. Начались хлопоты перед англичанами и французами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=883...

Город много более сельской среды склонен к формированию корпораций, а, значит, и к созданию настоящего крепкого общества . Античный полис закономерно пришел к созданию гражданского общества и демократии, через полторы тысячи лет это повторят средневековые городские коммуны. И парламенты будут созданы королями в содружестве с бюргерами. Впрочем, к городу, как правило, тяготела и власть, а, значит, и политическая жизнь. Только представим себе ряд понятий, восходящих к греческому " полис " : полития (государственное устройство), политика, полиция, метрополия, метрополитен, митрополит (епископ главного города). А из других языков добавятся: буржуа, мещанин, гражданин... Ко всему еще и " цивилизация " (civitas – " город " , civilis – " гражданский " ). Есть много оснований полагать, что в культуре человек жил всегда, но в цивилизации – только с появления городов. Христианский мир – городской Вера Христова была проповедана в полисном мире: примерно четверть населения Римской империи жила в городах. Став частью империи, греческие и италийские полисы сохраняли свой внутренний уклад, африканские и азиатские – его перенимали. Христианство проповедывали всем, но принимали его и быстрее, и охотнее горожане. Собственно, уже апостолы были горожанами. А то, что рыбу ловили, так берега Генисаретского озера были усеяны маленькими красивыми городками. Что за поселения упомянуты в Евангелии? Почти сплошь города: Вифлеем, Назарет, Кана, Капернаум... Где гремит апостольская проповедь? В Эфесе, в Антиохии, в Афинах... Видимо, при Константине Великом большинство горожан были уже христианами, тогда как в хоре – сельском округе – еще преобладали язычники. Тогда-то латинское " paganus " – деревенщина – стало означать и язычника (откуда наше " поганый " ). " Церковь Божия, пребывающая в Риме, Церкви Божией, пребывающей в Коринфе " , – начинается одно из древнейших христианских посланий. У нас, русских, ныне похожая ситуация: городские храмы наполнены молящимися, а деревня... деревня ведь консервирует все – и хорошее, и дурное – длиннее путь возвращения в Церковь.

http://pravoslavie.ru/738.html

Мережковский в книгах «Египет и Вавилон» и «Атлантида-Европа» литературно блестяще, но весьма двусмысленно культурологически и философски описывает языческие мифы и мистерии как тень Грядущего Христа (странным образом самое интересное в этих книгах Мережковского — то, что он говорит о современности, а не о древности). Главное в язычестве по Мережковскому — «страдающий Бог», но там он был мечтой, сказкой, часто к тому же совершенно искаженной и изуродованной. Во Христе — Он реален. Другая важная мысль Мережковского: главный религиозный вопрос: «кому мы поклоняемся? Богу или дьяволу? Создателю мира или князю мира сего?». Этот-то страшный вопрос образует центральную интригу религиозной истории человечества. Лосев в «Итогах тысячелетнего развития» дает картину античного мира как огромного концлагеря господ и рабов. Этот концлагерь разрушен христианством. В «Итогах» Лосев реконструирует историю перехода от античности к нашему миру: история богословия Троицы есть история смены фундаментальной античной интуиции «вещи, тела, природы» на принципиальную христианскую интуицию  «личности, общества, истории» . Жирар в своих трудах описывает вообще всю человеческую культуру как систему жертвоприношений: люди канализируют свое насилие, убивая жертву. Благотворные последствия этого акта люди называют божественным. Евангелие обличает и преодолевает это: так рождается мир без жертвоприношений. В «Жизненной драме Платона» Владимир Соловьев решает те же проблемы. Античный полис основан на «богах-полицейских» и «полицейских-богах», на спайке отеческих богов и отеческих установлений. Философия бросает вызов — в своем спрашивании — религиозному и политическому порядку. За это полис убивает философию — убивает Сократа. Платон, его ученик, пытается осмыслить это. Как возможно что Благо есть — есть в «существенном» смысле, — но его при этом нет в нашем мире? Философия видит, что Сократ убит невинно, но она не может его воскресить. Сверхчеловек, говорит Соловьев, возможен как Богочеловек: Он, Воскресший, может воскресить Сократа, восстановить всякую правду. Христос отвечает на чаяния философии. На этом фоне Соловьев реконструирует жизнь Платона. Столь ужасное, совершенно бессмысленное убийство Сократа открывает глаза молодому Платону: в мире правды нет. Она тогда не в нашем, неистинном мире: она в ином мире — мире идей.

http://blog.predanie.ru/article/pyat-rom...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010