Как древний, так и новый индуизм полны пессимизма не только в отношении к спасению, но и в отношении к знанию, от которого зависит спасение. В Упанишадах можно встретить горькое признание того, что человек ничего не знает, и сомнение в том, знает ли и Брама. Жнан-йог Вивекананда принужден признать, что мир не меняется и страдание вечно. «Увы, я не вижу, как мир может быть счастливым. Наша старая земля всегда останется такою же, как и теперь. Ужасная вещь, говорить это, и все-таки я не вижу выхода из настоящего положения» 146 . Воскресение Человек создан телесным, и таким он останется в вечности. Воскресение человека будет воскресением в теле даже для тех, кто презирал и презирает тело и хотел бы расстаться с ним навсегда. Идеал бестелесного бытия в древнем и новом спиритуализме есть результат гордыни падшего человеческого духа и не реализуется, как и бестелесное спасение. Смертное тело становится бессмертным, «как в Адаме все умирают, так в Христе все оживут» ( 1Кор. 15, 22 ) . Оживление всех есть воскресение по примеру Христа: «Бывши погребены с Ним при крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога» ( Кол. 2, 12 ), Воскресение индивидуальное есть совоскресение с Христом и в то же время это есть «смерть для стихий мира» ( Кол. 2, 20 ), представляющих грубоматериальную основу тела, прекращение циркуляции материи в человеческом теле. П. Страхов говорит: «Истина воскресения мертвых, в ее христианской форме, не только была совершенно новой для языческого мира, но она внесла первую весть о великой новой тайне мироздания, таинственная глубина которой и до сих пор остается почти недоступной разуму» 147 . У древних не было учения о воскресении, анастасис, а только учение об оживании, анабиосис, как у Платона в «Федоне», что связывалось с метемпсихозом и перевоплощением в смысле Пифагора как искупительная ступень, а не как эсхатологический (конечный) акт, как в христианстве. Страхов отмечает, что даже неоплатоник Плотин не воспринял идеи воскресения плоти, оставаясь при языческом чаянии «воскресения» души в смысле ее освобождения от оков плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Р.Б.Раиса 2019/06/01, 10:50:34 Святой Целитель Пантелеймоне! Моли Бога о моем здравии и попроси Господа о снижении уровня сахара в моей крови до нормальных показателей. Не оставь без Божьей милости! Слава Господу! Аминь Георгий 2019/06/01, 03:28:09 Святой Пантелеймон, рак крови у р.Б. Татьяны. Помоги ей справиться с болезнью. Химиотерапию она прошла, теперь надо восстановиться. И я теряю зрение. Плохое зрение у моей дочери Анастасии. Помолись за нас, святый велокомученик. Аминь. Р.Б. Надежда Надежда 2019/05/30, 11:47:37 Святой Пантелеймон, моли Бога о нас! Помоги тяжко болящему рБ Николаю, моему папочке, даруй ему исцеление. Возраст почтенный - 85 лет. Упал. Отказали ноги. Есть отказывается. Помоги, чтобы ему не было больно! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Отцы и братия Святой Горы Афон, поддержите молитвами тяжко болящего Николая. Благодарю. Всех вам благ! Наталья 2019/05/28, 23:07:07 Святой Великомучениче и Целителю Пантелиймоне! Прошу Тебя исцели моему отроку Ростиславу тянующую боль в шее и головную боль, а также восстанови ему зрение на правом глазе. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Аминь. надежда 2019/05/28, 19:35:48 Святой целитель Пантелеймон!Благодарю за всяческую помощь,прости грехи вольные и не вольные.Моли Бога о здравии Раисы,Юлии,Дарии,Татианы.Помоги Юлии отлично пройти и закончить ординатуру в Тюмени,получить сертификат врача.Помоги Татиане восстановиться после инсульта,стать разговаривать,помоги Раисе исцелиться и избавиться от ожирения.Избавь Раису,Юлию,Дарию от страхов и волнений,даруй мудрости,спокойствия,уверенности.Помоги Дарии успешно сдать ЕГЭ и получить атестат.Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь. Р.Б.Раиса 2019/05/27, 20:46:29 Святой целитель Пантелеймон!Моли Бога о здравии Раисы,Юлии,Дарии,Татианы.Помоги Юлии отлично пройти и закончить ординатуру в Тюмени,получить сертификат врача.Помоги Татиане восстановиться после инсульта,стать разговаривать,помоги Раисе исцелиться и избавиться от ожирения.Избавь Раису,Юлию,Дарию от страхов и волнений,даруй мудрости,спокойствия,уверенности.Помоги Дарии успешно сдать ЕГЭ и получить атестат.Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь.

http://isihazm.ru/?id=489&c_pid=3

Но бывает и так, что с ребенком действительно случается что-то плохое — не фантазии, а реальные события, приводящие к психической травме. Причем такие обстоятельства, когда ребенок надолго остается один, без помощи взрослых и прежде всего мамы. Эта травматическая ситуация тоже порождает невротический страх, и, бывает, такие страхи остаются на всю жизнь. Например, страх темноты или высоты, страх открытого пространства, страх воды, огня, путешествия на автомобиле, перелетов, страх публичных выступлений. Может быть огромное множество форм страхов, но за всеми стоит психологическая травма. Вот эти страхи серьезные, и с ними трудно работать. Порой люди с такими страхами обращаются не только к психологам, но и к священникам, рассказывают на исповеди: что делать, батюшка, я боюсь того, боюсь этого. Например, работа связана с частыми командировками, а я боюсь летать. Или надо подписывать финансовые документы, а я боюсь, что посадят. Говорят это взрослые люди, но за их взрослыми страхами стоят детские травмы. Но есть тема, миновать которую не удастся, которая может беспокоить детей и в самом раннем возрасте. Это тема смерти. Страх смерти (как своей, так и близких) — один из наиболее вероятных детских страхов. Однако ребенок из верующей семьи в большей степени защищен от такого страха, нежели его сверстники, чьи родители безразличны к вере. Потому что Церковь проповедует победу над смертью, победу над страстью, над всяческими духовными несчастьями, случающимися в жизни. Христианин (и взрослый, и ребенок) тоже подвержен страху смерти, но в Церкви этот страх переживается иначе, ему ставится мощный заслон: пасхальная радость о воскресшем Христе, Который воскресит и всех умерших. Христианин знает: смерть — не навсегда. Если родители — сами носители этой светлой веры, то и ребенку будет не так страшно, даже если он столкнется со смертью близкого человека. Как же следует действовать родителям, если они замечают у своих детей какие-либо страхи? Во-первых, им нужно разобраться со своими собственными страхами, потому что зачастую именно эти взрослые страхи являются причиной детских фобий.

http://pravoslavie.ru/94576.html

После обедни поздней. Ну уж и адская баня с адской мукой задана была мне сегодня за обедней по поводу малейшего неудовольствия на диакона Полетаева, малого огорчения; из этого мгновенного огорчения, озлобления вселился в мое сердце сатана и смутил, уничижил и убил меня, так что я едва-едва ожил чрез веру в только что принятые Тайны и чрез покаяние всеусильное. И поскакал я, и поежился у жертвенника Господня в Петровском приделе – хоть совсем не показывай лица народу и беги из церкви. Это из-за пресыщения враги одолели меня! Как нужен пост! Как легко [после] было мне по уходе народа из церкви и по употреблении Святых Таин! Но в попечительстве в собрании пред царской панихидой и во время нее опять было мне ужасно худо от демонских страхов и соблазнов (хорошие молодые офицерские дамы Верховная и Борисова); препобедил их глубокими слезами, горькими слезами смиреннейшего покаяния и сознания в том, что я растлен до глубины души. У эконома Морского клуба во время панихиды я тоже избавился от страхов бесовских (бесы не давали мне выговаривать слова молений, наводя страх, неискренность, холодность, клевету, поношение на почившего царя, отчуждая от него душу мою) только слезами покаяния о глубочайшем растлении моего сердца. А на молебне враги не давали Евангелие читать и молитву водосвятную. При диаконе Полетаеве мне особенно тяжело бывает всегда. 11 апреля Великая Суббота. Всем сердцем благодарю Господа за избавление меня от адской тесноты, тьмы и тени смертной пред самой утреней (в церкви в Петровском приделе) и во время утрени, особенно же на первом часе пред выходом для говорения молитвы Христе, Свете истинный. Пред этим я чувствовал в душе ужасную тесноту и жгучее, смертоносное терние, а после неоднократного припадания к святому престолу с верою в покаянии я сейчас избавился от тесноты и терния, ожил, умирился, сердце мое расширилось, стало свободно, бодро, и молитву Христе, Свете... я произнес с живым чувством, твердо, с дерзновением. Потом во время исповеди Господь неоднократно избавлял меня, кающегося, от теснот вражиих. О, сколь сладостно иметь 49 в себе Господа!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Тиров также составляет обширную монографию с претензией на научность, но тоже только на одно послание – на Первое к Фессалоникийцам. В разборе Второго Послания ап. Павла к Фессалоникийцам Страхов разбирает гипотезы Шпитты, Цана, Юлихера, защищая подлинность Павлового авторства Послания. Страхов также делает богословские обобщения «эсхатологического учения» второй главы Второго Послания к Фессалоникийцам, сравнивая представления об антихристе у Павла, Иринея Лионского, Оригена, Кирилла Александрийского, других церковных писателей, а также у Виклефа, Лютера, разбирает гипотезу историко-критической школы о «Нероне-антихристе», гипотезы мифологической школы немецкой критики. В область библейского богословия полностью уходит священник И. Гумилевский, который в книге «Учение св. апостола Павла о душевном и духовном человеке» вовсе на касается экзегезы Посланий, а переходит к разбору таких тем, как: «условия возникновения душевной жизни», «человеческое тело», «гнозис плоти», «сердечная жизнь», «симпатические чувства», «состояние преображаемого разума», «метаморфоза жизни». Ясно, что подобные труды рассчитаны как минимум на уровень выпускника семинарии. В стремлении к «фундаментальности» в этом отношении всех превзошел Глубоковский. Его капитальный трехтомник «Благовестие св. апостола Павла по его происхождению и существу» содержит более 2300 страниц текста, который даже современными профессорами ухватывается не с первого раза. Гораздо более сдержанным в «наукообразности» является семинарский учебник прот. Михаила Хераскова. Учебное пособие Хераскова в сжатом виде дает пересказ всех Посланий ап. Павла с цитатами из блаж. Иеронима, Иоанна Златоуста, Экумения и в том числе из трудов епископа Феофана (Говорова). Место толкований епископа Феофана в русской библеистике вполне понятно – последовательное истолкование всех Павловых посланий для простого народа. Жанр – аскетические рассуждения в духе Златоуста и блаж. Феофилакта. Несмотря на устарелость речи святителя Феофана, его толкования актуальны и до сих пор.

http://bogoslov.ru/article/2432905

162 Васильев Афанасий Васильевич (1885–1929) – русский общественный деятель, публицист, славянофил. Бестужев-Рюмин Константин Николаевич (1829–1897) – русский историк, академик Петербургской АН (1890). 163 Страхов Николай Николаевич (1828–1896) – российский философ, публицист, литературный критик, член-корреспондент Петербургской АН (1889); в книгах «Мир как целое» (1872), «О вечных истинах» (1887), «Философские очерки» (1895) высшей формой познания считал религию, критиковал современный материализм, а также спиритизм; в публицистике разделял идеи почвенничества. В работе «Борьба с Западом в нашей литературе» Страхов защищал концепцию Н. Я. Данилевского от критики Вл. Соловьева и других публицистов. 164 Трубецкой Николай Сергеевич ( 1890–1938) – языковед, культуролог, этносоциолог, один из основателей (вместе с Флоровским) евразийства. Брошюра Трубецкого «Европа и человечество» (София, 1921), которую упоминает Флоровский, стала одним из программных документов евразийства. 165 Экзегесис (от греч. ξεγεσις – разъяснение) – объяснение и комментарий смысла Священного Писания. 166 Талмуд (др.-евр., букв, изучение) – собрание догматических, религиозно-этических и правовых положений иудаизма, сложившихся в IV в. до н.э. – V в. н. э.; включает Мишну – толкования Торы и Гемару – толкования Мишны; правовые положения составляют Галаху, сопутствующие Галахе мифы, легенды, притчи, рассказы, сказки – Аггаду (Агаду). Апокрифы (греч. ποκρυρφος – тайный, сокровенный) – произведения иудейской и раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон; христианская апокрифическая литература включает ряд неканонических описаний истории Иисуса Христа: Евангелия от Петра, Фомы, Филиппа, Марии и др. 167 Заратуштра (Заратустра) (иран.), Зороастр (греч.) (между X и первой половиной VI в. до н. э.) – пророк и реформатор древнеиранской религии, получившей название зороастризм. Ф. Ницше сделал Заратустру глашатаем своих идей (в книге «Так говорил Заратустра»); Флоровский имеет в виду именно ницшевского Заратустру.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Существовали в церковном подполье и высшие учебные заведения Патриаршей Церкви. В частности, мы можем реконструировать судьбу нелегального учебного заведения, стремившегося продолжить традиции Московской Духовной академии 10 . Покинув Сергиев Посад, Академия с осени 1919 г. продолжала занятия в различных московских храмах 11 . “В Москве, — вспоминал переехавший туда в 1920 г. будущий епископ Вениамин (Милов), — я возобновил и своё обучение в Духовной академии, которая, доживая последние дни, ютилась в разных местах города: в Епархиальном доме, в церкви Иоанна Воина, в церкви Петровского монастыря и в храме Живоначальной Троицы в Листах у Сухаревки. Профессура в Академии оставалась ещё старая Среди профессоров я уже встретил не поверхностных дилетантов, каковыми явля­лись преподаватели семинарии, но серьёзных, глубоких, часто безупречных знатоков своего предмета. Отношение их к преподаванию было добросовестным. Талантливость, творческий подход, тонкость выводов и обобщений блистали в их лекциях. Некоторые профессора способны были передать своим студентам любовь к своему предмету, охотно обнаруживали готовность руководить студенческими самостоятельными занятиями. Таковыми были патролог профессор И. В. Попов, профессор отец Павел Флоренский и некоторые другие” 12 . Иеромонах Вениамин (Милов) закончил учебу в марте 1922 г., но, несмотря на его пессимистическое замечание о доживаемых Академией последних днях, она продолжала своё существование 13 . Мы встречаем упоминания о ней в различных источниках второй половины 1920-х — первой половины 1930-х гг. Остановимся прежде всего на руководителях нелегальной Академии. С сентября 1917 г. по март 1922 г. её работой руководил ректор протоиерей Анатолий Орлов который проходил в качестве одного из обвиняемых по первому московскому процессу над духовенством о сопротивлении изъятию церковных ценностей и был сослан в Нарымский край. Его преемником стал протоиерей Владимир Страхов Он с 1912 г. был экстраординарным профессором по кафедре Нового Завета, человеком, близким к священномученику Илариону (Троицкому). В ноябре 1917 г. он стал священником, а потом настоятелем московской церкви Троицы в Листах. В мае 1920 г. отец Владимир занял должность проректора Академии, а в апреле 1922 г. — исполняющего обязанности ректора. 30 декабря 1930 г. протоиерей Владимир Страхов был арестован и сослан в Архангельск; в Москву он больше не вернулся 14 . Очевидно, с этого момента работой подпольной Академии стал руководить епископ Сергиевский Варфоломей (Ремов; 15 . Он находился на покое и занимал должность настоятеля храмов в Высоко-Петровском монастыре в Москве 16 .

http://pravmir.ru/pravoslavnoe-obrazovan...

свящ. Владимир Страхов Вера в близость «парусии» или второго пришествия Господа в первохристианстве и у св. Апостола Павла Источник Вера в близость второго славного пришествия Господа или, на языке новозаветном, «парусии» была общераспространённой в первохристианстве. О ней упоминается почти в каждой книге Нового Завета. У синоптиков мы находим следующие свидетельства о существовании в первохристианстве этой веры в близость парусии. Сюда относится прежде всего эсхатологическая беседа Господа ( Мф.24 , Мк.13 , Лк.21 ). Указав сначала на признаки, которые будут предшествовать разрушению Иерусалима, – именно: появление лже-мессий – обольстителей ( Мф.24:4–5 ), наступление политических (войны, военные слухи – Мф.24:6 ) и общественных (голод, эпидемические болезни, землетрясения – Мф.24:7 ) бедствий, тяжёлое внешнее и внутреннее положение апостолов и всех христиан (гонения со стороны языческих и иудейских властей – Мф.24:9 и паралл., взаимные предательства – Мф.24:10 , появление лжепророков – Мф.24:11 , оскудение любви в христианском обществе – Мф.24:12 ), а потом на признаки, которые будут предшествовать Его второму пришествию (знамения на небе, «туга» (тоска, печаль) на земле, знамение Сына Человеческого – Мф.24:27–32 ), Господь говорит о времени наступления парусии: «Тако и вы, егда видите, сия вся (т. е. все вышеуказанные признаки, которые будут предшествовать разрушению Иерусалима и второму Его пришествию), ведите, яко близь есть, при дверех. Аминь глаголю вам: не мимоидет род сей, дóндеже вся сия будут» ( Мф.24:33–34 ). Таким образом, за разрушением Иерусалима последует второе пришествие Господа. Хронологическая связь между этими двумя событиями у синоптиков устанавливается неодинаковая. С одной стороны, связь эта представляется непосредственной ( Мк.13:24 : «Но в те дни, после скорби той...», Мф.24:29 : «Абие же – εϑως: тотчас, немедленно – по скорби дний тех...») и наступление второго пришествия ожидается ещё при жизни современного поколения («не прейдет род сей» – Мф.24:34 ; Мк.13:30 ; Лк.21:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vera-v-...

490 См. Страхов П. Воскресение. 1. Идея Воскресения в дохристианском религиозно-философском сознании. М., 1916, сс. 27 и далее, 128 и далее. Можно предполагать посредство комментариев Александра Афродисийского. Ср.: Лосев А. Ф. Античный космос, с. 438 и далее – «душа как смысловое изваяние жизни» у Аристотеля. 491 Из поздних схоластиков нужно назвать Дуранда, «доктора решительнейшего» (ум. 1332 или 1334). Он ставит вопрос: «Supposito quod anima Petri fieret in materia quae fuit in corpore Pauli, utrum esset idem Petrus qui prius erat» [Если предположить, что душа Петра облечется (по воскресении) в материю, из которого состояло тело Павла, то будет ли Петр таким же, каким был прежде?], и отвечает: «Cuicumque materiae uniatur anima Petri in resurrectione ех quo est eadem forma secundum numerum per consequens erit idem Petrus secundum numerum» [С какой бы материей ни соединилась душа Петра в воскресении, поскольку форма остается нумерически тождественной, то и Петр будет нумерически тождествен с прежним самим собой]; привожу по Segarra Fr. (S. J.) De identitate corporis mortalis et corporis resurgentis. Madrid, 1929, р. 147. Из современных римских богословов такого взгляда придерживается кардинал Л. Билло: ср. Quaestiones de Novissimis, auctore L. Billot, S. J. Romae, 1902, thesis ХШ, p. 148 ss. См. также Sparrow-Simpson W. J. The Resurrection and Modem Thought. Longmans, 1911. 492 Ср. Оксиюк М. Ф. Цит. соч., с. 206 и далее; см. также Farges J. Les Idées morales et religieuses de Méthode d’Olympe. Paris, 1929. 493 Из сочинений свт. Григория по данному вопросу особенно важны: диалог «О душе и воскресении», беседы «Об устроении человека» и его «Большое огласительное слово». Исчерпывающий подбор текстов в названной книге Оксиюка. Сжатый общий очерк см. в моей книге: Восточные отцы IV века. Париж, 1931, с. 130 и далее. Ср. также очень интересную статью: Страхов П. Атомы жизни//Богословский вестник. 1912, январь, сс. 1–29; и в его сборнике «Наука и религия», 1915. 494 См. подробнее в моей статье: О смерти крестной//Православная мысль. 2. Париж, 1930, сс. 148–187.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Прося вашего архипастырского благословения и святительских молитв о изведении меня из страны тревог и волнений на родной свет Божий, имею честь быть…». Из Киева писал от 24-го числа Инспектор академии И.Н. Корольков. После обычного поздравления с праздником и новым годом, он пишет затем в ответ на мое письмо от 18-го числа: «Сегодня я имел удовольствие получить портрет Вашего Высокопреосвященства, за что и спешу выразить Вам глубочайшую благодарность. Журналы собраний Совета Московской Духовной Академии за 1908 год//Богословский вестник 1909. Т. 2. 5. С. 257–304 (5-я пагин.) —257— Определили: О принятии экстраординарного профессора Академии Π.П. Соколова в число приват-доцентов Императорского Московского Университета внести в формулярный о службе его список. X. а) Отчеты профессорских стипендиатов Академии выпуска 1907 года – Владимира Страхова, Александра Туберовского и Владимира Семидалова – об их занятиях в течении 1907–1908 учебного года. б) Отзыв об отчете профессорского стипендиата Владимира Страхова заслуженного ординарного профессора Академии по кафедре Священного Писания Нового Завета Μ.Д. Муретова: «Занятия г. Страхова, как видно из представленного им отчета, представляют дальнейшую разработку предмета его кандидатского сочинения – «введение во Второе Послание Ап. Павла к Фессалоникийцам», сосредоточиваясь на толковании послания. Для сей цели автор трудился над изучением как специально-экзегетической литературы Второго Послания к Фессалоникийцам, так и общих ко всему Новому Завету пособий по филологии и текстологии. Представленный стипендиатом список изучавшихся им пособий и, в особенности, тетрадь с материалами по толкованию послания удостоверяют в том, что г. Страхов не мало и серьезно трудился над изучением Нового Завета вообще и Второго Послания Ап. Павла к Фессалоникийцам в частности. Правда однако-ж требует отметить некоторые крупные упущения в пользовании пособиями общего характера. По греческой текстологии Ветхого Завета г. Страхов ограничился изданием Тишендорфа, не ознакомившись хотя и с более старым, но научно более ценным изданием Hilmes-Parsons’a и с новейшим изданием Swete, не говоря уже о специальных изданиях отдельных кодексов, Оригеновых Гекзапл – Фильда, переводных с LXX текстов – Италийского и др. и всей специальной литературой по тексту LXX. А по Новому Завету г. Страхову неизвестно новейшее издание Wesmcomm-Horm’a. Из филологических пособий опущены лексиконы – словари Svicer’a, Liddel-Scott’a, синонимика Schmidm’a, труды Deissmann’a и др. По текстологии

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010