Отставка нового Нишского митрополита привела к застою в строительстве Церкви. В коллекции Исторического архива города Ниша находится послание духовенства Нишской епархии с призывом помочь продолжить строительство новой церкви. Так, непосредственно перед освобождением Ниша, в декабре 1877 года, церковь была открыта. Вдохновлённая успехами русских войск в Русско-турецкой войне, в декабре 1877 года Сербия присоединяется к войне против Османской империи. Почти готовый собор турецкие войска использовали как склад оружия, но после недолгой борьбы Ниш был освобождён и 13 февраля 1878 года, на праздник Симеона Мироточивого, митрополит Белградский Михаил в сослужении епископа Нишского Виктора и епископа Пиротского Евстафия совершил освящение храма. На освящении присутствовал и князь Милан I Обренович. В 1880 году он подарил церкви один из пяти колоколов; три других были подарены верующими Ниша, а один был отлит из трофейной турецкой пушки. В 1913 году по случаю празднования 1600-летия со дня издания Миланского эдикта российский император Николай Романов подарил храму драгоценные сосуды. Во время болгарской оккупации 1915-1918 годов собор занимали священники Болгарского экзархата. В сентябре 1921 года епископ Нишский Досифей перезахоронил в крипте на южной стороне собора останки сербских священников, убитых болгарами возле села Елашница в 1915 году. В 1930-х годах стены храма расписал В.Я. Предаевич. Над первым иконостасом трудился белградский резчик по дереву Люя Капельника, а 54 иконы из иконостаса — работа художника Джордже Крстича. В 1937 году по проекту А.И. Медведева надстроена колокольня с часами. 4 апреля 1944 года северная часть собора пострадала от бомбардировки авиацией союзников, но к июню 1945 года усилиями епископа Ниша Йована Илича, духовенства и верующих храм был полностью восстановлен. Современное состояние [ править править код ] На верхней галерее расположены два придела – северный посвящен Рождеству Иоанна Предтечи, а южный святому Симеону Мироточивому. В 1904 году нишский епископ Никанор (Ружичич) закрыл притворы с северной и южной сторон храма стеклом и посвятил левый придел святому апостолу Никанору. Правый придел по благословению епископа нишского Йована (Пурича) посвящен нишским священномученикам.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Сошестви...

Утверждение, что Н. был учеником прп. Сергия Радонежского, появилось не ранее кон. XVII - нач. XVIII в. В Месяцеслове троицкого келаря Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ. Ф. 173/I. 201) и в списках «Книги, глаголемой Описание о российских святых» XVIII-XIX вв. Н. не упоминался. Образ с нимбом запечатлен в росписи братской трапезной Троице-Сергиевой лавры (2012, автор проекта А. Н. Солдатов, иконописец Н. А. Склярова). В составе композиции «Собор Радонежских святых» его изображений не выявлено. По данным на кон. XIX в., на к-рые ссылается архим. Леонид (Кавелин), Н. не был канонизирован. Местная канонизация Н. подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых, празднование к-рому было установлено 10 июля 1981 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена . Ист.: Памятники Куликовского цикла. СПб., 1998. С. 283-284. Лит.: Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 142-143; Голубинский Е. Е. Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая обитель. Жизнеописание прп. Сергия. Путеводитель по Лавре. Серг. П., 2012 (по указ.); Троицкий патерик. Серг. П., 2015. С. 46-48. А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АНТОНИЙ (Медведев Андрей Гаврилович; 1792-1877), архим., наместник Троице-Сергиевой лавры, прп. (пам. местн. 12 мая и в Соборе Радонежских святых) ВАРНАВА (Меркулов Василий Ильич; 1831 - 1906), иером., прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых) ВАРФОЛОМЕЙ И НАУМ (2-я пол. XIV в.), прп. Радонежские (пам. 11 июня, 1 дек. и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский ДОРОФЕЙ († ок. 1613), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Троицкий, ученик и келейник прп. Дионисия (Зобниновского)

http://pravenc.ru/text/2564870.html

Архимандрит Кирилл Это подтверждает и машинописная книга «У Троицы окрыленные» архимандрита Тихона (Агрикова) , откуда мы заимствовали сведения примерно о трети лиц, представленных там. Они дополнены нами о позднее скончавшихся монахах из других источников. Однако в самое последнее время, когда на Руси вновь «сатана стал править бал и люди гибнуть за металл», когда нам мысленно все чаще преподносится апокалиптическое число «зверя» – «666», как символическое обозначение этого «металла», 3 и нравственность населения стала катастрофически падать, как пала нравственность и Соломона, ситуация в стране резко меняется в худшую сторону, и иерархии Русской Православной Церкви и начальствующим монастырей не лишне, поэтому будет ознакомиться с материалами здесь представленными, и особенно с вопросами и решениями, прозвучавшими на монашеских съездах в 1909 и 1917 гг. Иерархам и Руководителям монастырей, как и монашествующим, или желающим вступить на этот путь, небесполезно будет ознакомиться с Уставом Троице-Сергиевой Лавры, составленным Святейшим Патриархом Пименом в бытность его Наместником Лавры и дополненным и отредактированным его преемником, архимандритом Пименом (Хмелевским), впоследствии бывшим архиепископом Саратовским и Вольским (†10 дек. 1993). От него же автором получен и список постриженных им в монашество в бытность его наместником Лавры. Правда, и этот Устав, возможно, потребует некоторой корректировки с учетом решений упомянутых монашеских съездов, так и с учетом местных условий для того или иного монастыря. Автор выражает благодарность: А. Гукиной и Н. Симаковой за набор текста, И.И. Ковалевой за внесение редакторских правок, значительную часть которых мы сочли необходимым использовать, сотрудникам ПСГБИ О. Лифанову, Л. Тихонову, И. Ильяшенко и А. Постернаку за техническую консультацию и помощь в компьютерной верстке. Часть I. Из жизни Лавры до ее закрытия в 1920 г. Архимандрит Антоний Медведев Середина 19-го века для Лавры отмечена влиянием на ее жизнь Московского митрополита Филарета в преломлении такой незаурядной личности, какою был наместник Лавры с 1831 по 1877 год о. Архимандрит Антоний (06.10.1792–12.05.1877) 4 Он, по словам профессора Духовной академии гг. Казанского 5 , был одним из замечательнейших лиц православного монашества. По воспоминаниям А.О. Смирновой-Россет, архимандрит Антоний «был побочный сын царевича грузинского 6 и родился в его доме в Нижнем...» Его приемные отец и мать были из вольноотпущенных одной графини, и первый служил поваром.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вход в пещеры. Фотография. Кон. XIX в. Вход в пещеры. Фотография. Кон. XIX в. 25 марта 1654 г. патриарх Никон своей грамотой приказал игум. Иосифу не отнимать у М. п. доходы от храмовых праздников. 10 марта 1656 г. в новой грамоте патриарх Никон известил путивльского воеводу Н. А. Зюзина о том, что по просьбе старца Софрония (Батоврина) и других молченских пустынников повелевает им «жить особно», а все заботы по материальной поддержке пустыни возлагает на путивльского воеводу ( Павел (Преображенский). 1877. С. 14). Той же грамотой игум. Иосифу запрещалось въезжать в М. п. и притеснять игум. Александра, строителя старца Софрония (Батоврина) и братию. 12 мая 1670 г. грамотой царя Алексея Михайловича самостоятельность М. п. была подтверждена. В этом документе мон. Софроний назван строителем пустыни ( Палладий (Батенин). 1895. С. 90). В 1671 г. царь разделил между 2 обителями земельные угодья, передав для М. п. из владений путивльского Б. Молченского мон-ря 10 дес. под огороды и сады. Грамотой царя Феодора Алексеевича от 12 янв. 1682 г. обители были переданы еще 10 дес. из владений Путивльского монастыря (Там же. С. 92-97). В 1672 г. в М. п. поселился ученик Симеона Полоцкого послушник Симеон (в монашестве Сильвестр) Медведев вместе с братом Борисом. В пустыни С. Медведев вел активную переписку с московскими адресатами - Симеоном Полоцким, настоятелем Чудова мон-ря о. Евфимием и др. Вскоре С. Медведев переселился во Льпиновскую пуст. В XVII в. митр. Сарский и Подонский Павел III ( 1675) передал для М. п. редкое издание Острожской Библии (1581; впосл. утрачено). Колокольня, Благовещенская ц. и собор Рождества Пресв. Богородицы. Фотография. Кон. XIX в. Колокольня, Благовещенская ц. и собор Рождества Пресв. Богородицы. Фотография. Кон. XIX в. В условиях нестроений мон. Софроний был оклеветан и в 1672 и 1677 гг. высылался из мон-ря, но впоследствии возвращен. При строителе Софронии близ дер. Куровяковка был основан, очевидно, 1-й пустынножительный скит мон-ря, сначала имевший статус подворья. О нем впервые упоминается в грамоте царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича от 31 дек. 1693 г. (Там же. С. 30). На подворье проживало 8 послушников. По имени строителя пустынь стала именоваться также Софрониевой. В 1692 г. игум. Софроний был похоронен в соборном храме.

http://pravenc.ru/text/2564084.html

Насельницы и духовенство мон-ря. Фотография. Нач. XX в. (архив Зосимовой пуст.) Насельницы и духовенство мон-ря. Фотография. Нач. XX в. (архив Зосимовой пуст.) Среди первых 17 сестер, приехавших из Сибири, были племянницы старца Зосимы - инокини Вера и Маргарита. При утверждении общежития в 1841 г. резолюцией Московского митр. Филарета (Дроздова) начальницей обители стала Вера (Верховская). После утверждения статуса мон-ря З. п. возглавляли: с 1856 г.- игум. Вера (Верховская; 4 дек. 1801 - 20 нояб. 1868), автор Жития прп. Зосимы, состоявшая в переписке со свт. Филаретом, с архиереями Леонидом (Краснопевковым) и Саввой (Тихомировым) (см.: РГБ ОР. Ф. 149. К. 12. Д. 5 и К. 2. Д. 2; Ф. 262. К. 57. Д. 26 и К. 22. Д. 71); с 1869 г.- игум. Афанасия (Качалова; 12 янв. 1818-1881), духовная дочь прп. Антония Оптинского; с 1881 г.- игум. Магдалина (Верховская; 1835 - 27 нояб. 1901); с 1902 г.- игум. София (Быкова; 1846 - не ранее 1931); в 1920-1928 гг.- игум. Афанасия (см. исп. Александра (Лепёшкина) ). Первым священником при утверждении общежития в 1841 г. стал Михей Павлович Богрецев, в 1857 г.- 70-летний свящ. Кирилл Стефанович Успенский. Из причта, служившего в храмах мон-ря в 80-90-х гг. XIX в., известны свящ. Петр Петрович Соловьёв и диак. М. Соколов. С 25 авг. 1906 г. служил сщмч. Михаил Виноградов . В июле 1910 г. упоминается 2-й свящ. Николай Васильевич Скворцов, с 1915 г. служил свящ. сщмч. Димитрий Ильич Розанов. Насельницы пользовались духовными советами свт. Филарета (Дроздова), преподобных Антония (Медведева), Антония (Путилова) . В 1841 г. в обители проживали 34 сестры, в 1877-1883 гг.- до 160 чел., в 1894 гг.- ок. 200, в 1899 г.- 252, в 1904 г.- 275 чел., в 1908 г.- 30 монахинь и 246 остальных насельниц, в 1913 г.- 277, в 1914 г.- 250 насельниц. В 1900 г. из положенных по штату (кроме игумении и казначеи) 39 монахинь и 39 рясофорных послушниц в З. п. проживали 27 монахинь, 36 рясофорных послушниц, в 1914 г.- 38 монахинь и 37 рясофорных послушниц. Особенности устава

http://pravenc.ru/text/200057.html

Архимандрит Пимен (Мясников), настоятель Николо-Угрешского монастыря, – благочинный епархиальных монастырей 1871 – 1880 Преставление наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Антония (Медведева) 1877 г. 1881 г. марта 8 Скончалась вторая настоятельница Зосимовой пустыни игумения Афанасия (Качалова) 1881 г. Утверждение инокини Магдалины (Верховской) новой настоятельницей монастыря и возведение в сан игумений июля 16, сентября 12 начало 1880-х гг. 1889 г. Второе издание Жизнеописания старца Зосимы 1892 г., 1903 г. Два издания книги «Троице-Одигитриева Зосимова пустынь», написанной княжной Еленой Горчаковой 1901 г. ноября 27 Скончалась третья настоятельница Зосимовой пустыни игумения Магдалина (Верховская) 1902 г. Утверждение благочинной Московского Ивановского монастыря Софии (Быковой) новой настоятельницей монастыря Зосимова пустынь февраля 21 1907 г. Строительство нового двухэтажного кирпичного келейного корпуса с рукодельной пуховых вещей 1909 г. Строительство нового двухэтажного кирпичного келейного корпуса с просфорней 1910 г. Строительство часовни на месте лесной келий прп. Зосимы 1915 г. Строительство нового двухэтажного игуменского дома Закрытие монастыря. Организация насельниц в статусе «трудовой общины» 1919 гг. 1919 г. Постриг Александры Лепешкиной в мантию с именем Афанасия, назначение настоятельницей Зосимовой пустыни на место уволенной на покой иг. Софии и возведение в сан игумений декабря 19, 1920 г. января 8(21) 1920 г. Утверждение трудовой артели Зосимова пустынь из насельниц бывшего монастыря октября 26 1928 г. Постановление Моссовета о преобразовании трудовой артели Зосимо-ва пустынь в коммуну совместно с бедняцко-середняцким окрестным населением 1928 г. Отъезд игумении Афанасии (Лепешкиной) и послушницы Евдокии (Бучиневой) с территории монастыря 1928 г. октября 15 Решение артели Зосимова пустынь отказаться от предлагаемой реорганизации 1928 г. декабря 28 Постановление Моссовета о ликвидации трудовой артели Зосимова пустынь 1929 г. Изгнание насельниц монастыря из стен бывшей обители

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

В 1871 г. в Астрахани начал работу епархиальный комитет Православного миссионерского об-ва , на средства комитета в местах кочевий калмыков создавались миссионерские станы и пункты. В 1877 г. в калм. стане был построен 1-й правосл. храм, появилась возможность содержать штатных священников-миссионеров. К 1904 г. комитет открыл 3 миссионерских стана и 6 пунктов. По распоряжению Астраханского еп. Митрофана (Невского) в 1894 г. при архиерейском доме начала работу 2-классная миссионерская школа-приют для подготовки детей калмыков к миссионерскому служению. Выдающиеся священнослужители-миссионеры (Иоанн Нигровский, Василий Кряжимский, И. и Т. Третьяковы, Пармен Смирнов, Феодор Лушпаев, Леонид Лопатин, Василий Парабучев и др.) помимо богослужения занимались организацией начальных школ и б-к для калмыков, праздничных и воскресных просветительских чтений и собеседований, распространением душеполезной лит-ры, краеведческой работой. Первые церковноприходские школы в К. открылись в 70-х гг. XIX в. в переселенческих селах Тундутово, Садовое, Улан-Эрге и в миссионерском стане Найн-Шиир (ныне с. Воробьёвка). После издания 13 июня 1884 г. «Правил о церковноприходских школах» были учреждены школы в селах Обильное, Плодовитое, Вознесеновка, в пос. Лагань, в Князе-Михайловском и Чилгирском миссионерских станах, в посл. десятилетие XIX - нач. XX в.- в с. Солёном, в пос. Яшкуль, в урочище Амта-Бургуста. В нач. ХХ в. в границах совр. К. действовали 20 приходских и миссионерских храмов в населенных пунктах Элиста, Кегульта, Тундутово, Обильное, Плодовитое, Садовое, Уманцево, Приютное, Вознесеновка, Троицкое, Улан-Эрге, Лагань, Оленичево, Чилгир, Бислюрта (Воробьёвка), Яшкуль, Князе-Михайловское (ныне с. Красномихайловское Яшалтинского р-на), Солёное, Утта, Башанта (ныне г. Городовиковск). Храмы в К. входили в состав Астраханской и Ставропольской епархий. В 1926 г. на территории Калмыцкой автономной обл. функционировало 17 правосл. приходов, к 1940 г. в К. не осталось ни одной легальной правосл. общины, церкви были разрушены или использовались для хозяйственных нужд. В 20-30-х гг. XX в. подверглись репрессиям православные священники: Н. Алексеев (с. Улан-Эрге), А. Прозоров (с. Тундутово), А. Тимофеев (пос. Лагань), З. Медведев (с. Вознесеновка), Г. Кобец (с. Яшалта), К. Генерозов (с. Садовое), В. Назаров (с. Уманцево).

http://pravenc.ru/text/1320133.html

Нет нам дороги унывать, потому что Христос все победил, Адама воскресил, Еву освободил, смерть умертвил... Радость моя, стяжи себе мирный дух, и тысячи вокруг тебя спасутся» . Православному пути стяжания этого молитвенного духа Христова Серафим постоянно стремился учить своих духовных детей — и собственным личным примером, и задушевной пастырской с ними беседой, порой — посылая им письменные наставления. Сохранилось одно из таких наставлений, предположительно считающееся написанным самим великим старцем; эта рукопись принадлежала некогда духовному сыну Серафима — наместнику Троице-Сергиевой Лавры, преподобному Антонию (Медведеву; 1792—1877). Обращенное к иноку, это краткое поучение содержит главным образом призыв к постоянному совершению Иисусовой молитвы как основе всякого православного подвижничества. Вот текст записки — с живой речью самого Серафима: «Учись умной (внутренней. — д. Г. М.) молитве сердечной, как учат Св. Отцы в Добротолюбии, ибо Иисусова молитва есть светильник стезям нашим и путеводная звезда к Небу. Учись творить молитву чрез ноздряное дыхание , с сомкнутыми устами. Это искусство есть бич противу плоти и плотских похотений. К обыкновенной Иисусовой молитве прибавляй: Богородицею помилуй мя. Одна молитва внешняя недостаточна. Бог внемлет уму, а потому те монахи, кои не соединяют внешнюю молитву со внутреннею, не монахи, а черные головешки. Бойся, как геен[н]ского огня, галок намазанных [женщин], ибо они часто из воинов царских — делают рабами сатаны. Помни, что истинная молитва монашеская есть радушное перенесение клеветы напраслины: нет скорбей — нет и спасения. Все делай потихоньку, полегоньку и не вдруг — добродетель не груша, ее вдруг не съешь» . Однако еще более важно то, что саровский чудотворец, как никто другой из русских святых, воочию сам мог показать силу молитвы и приобретения даров Святого Духа: как говорил он, «велика сила молитвы, она более всего приносит Духа Божьего... Она как бы всегда в руках наших, как орудие для стяжания благодати Духа».

http://pravoslavie.ru/63170.html

[Отзыв на:] Сочинение студента Преображенского Сергея «О происхождении и постепенном образовании гармонического пения в Церкви»//Там же. С. 178–180. [Отзыв на:] Сочинение студента Тихомирова Петра «Церковно-археологическое исследование о престоле и его принадлежностях»//Там же. С. 185–187. 1877 Экзарх Грузии Феофилакт Русанов и его проповеди //Странник. 1877. T 1, кн. 1. С. 3–18; Кн. 3. С. 325–344. 323 Отчет (о заграничной командировке)//ЖЗСДА за 1876/7 уч. г. 1877. С. 119–130. 324 Отчет датирован 19/31 января 1877 г. ; представлен на заседании Совета СПбДА 28 января 1877 г. 1878 Древнеязыческое и христианское искусство//ХЧ. 1878. Ч. 1. С. 3–17. Символические формы агнца в древнехристианском искусстве//Там же. С. 743–782. «Добрый пастырь» в древнехристианской символике//Там же. Ч. 2. С. 483–498. Замечательный образец византийской живописи X–XI в.//Там же. С. 655–661. Отчет о занятиях за границею ...//ЖЗСДА за 1877/8 уч. г. 1878. С. 15–18. Отчет датирован 14 августа 1877 г.; представлен на заседании Совета СПбДА 13 августа 1877 г. Отчет (о заграничной командировке 1876–1877 г.)//Там же. С. 180–200. 325 Отчет представлен на заседании Совета СПбДА 13 февраля 1878 г. [Отзыв на:] Сочинение студента Дроздова Николая «Употребление икон в язычестве, иудействе и христианстве»//Там же. С. 295–297. [Отзыв на:] Сочинение студента Екатеринского Александра «Disciplina arcani, ее происхождение и применение в древнем христианстве»//Там же. С. 297–298. 1879 Происхождение христианского храма//ХЧ. 1879. Ч. 2. С. 501–551. [Подготовка издания:] Дж. Б. де Росси. Очерки древнего христианского искусства по памятникам подземного Рима. [СПб.,] 1879. Сокращенное изложение книги Дж. Б. де Росси «Подземный христианский Рим» (Rossi G. В., de. Roma sotteranea Christiana. Roma, 1864–1877. T. 1–3). [Рец. на: Строганов С. Л] «Русское искусство, Е. Виолле ле Дюк» и «Архитектура в России от Х-го по XIII-й век». СПб., 1878//САИ. 1879. Кн. 2. С. 49–52. Отчет о состоянии (С.-Петербургского Археологического) института за 1878 г.//Там же. Приложение. С. 19–23.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

64 Текст этой рукописи опубликован: Pitra J. Analecta sacra et classica, spicilegio Solesmensi parata. Romae, 1891. Vol. 6. Критическое издание: Demetrii Chomateni Ponemata diaphora. Berolini, 2002. 64 Πατμιακ Βιβλιοθκη ... π ωννου Σακκελωνος. θναι, 1890; рецензия Г. С. Дестуниса: ЖМНП. 1891. Апрель. С. 426–437. 65 Πατμιακ Βιβλιοθκη ... π ωννου Σακκελωνος. θναι, 1890; рецензия Г. С. Дестуниса: ЖМНП. 1891. Апрель. С. 426–437. 66 По-видимому, сведения нужны были И. В. Помяловскому для передачи французскому ученому Эмилю Леграну, с которым он тесно сотрудничал. См. об этом: Медведев И. П. Русский вклад в созда­ние «Греческой библиографии» Эмиля Леграна//Учен. зап. Российского Православного университе­та ап. Иоанна Богослова. М., 2000. Вып. 5. С. 205–216. 69 Λμπρος Σπ. στορα τς λλδος, μετ εκνων, π τν ρχαιοττων χρνων μχρι τς λσεως. 1886–1908. T. 1–6. Здесь имеются в виду первые тома издания. 71 Буслаев Ф. И. Русский лицевой апокалипсис. Свод изображений из лицевых апокалипсисов по русским рукописям с века по XIX. Μ., 1884. 73 Советом Академии работа Н. В. Покровского была признана заслуживающей денежной награ­ды как одно из лучших студенческих сочинений. См.: Журналы заседаний Совета С.-Петербургской Духовной академии за 1874 г. СПб., 1875. С. 23, 25. 74 ХХХ. Профессор Николай Васильевич Покровский ... Автобиография. С. 3. В 1876–1877 гт. часть диссертации была опубликована в журнале «Странник» в виде трех отдельных статей. См.: 1) Черты современности в проповедничестве конца прошлого и начала нынешнего столетия//Стран­ник. 1876. T. 1. С. 69–93; 2) Проповедническая деятельность преосвященного Анастасия Братановского//Там же. С. 173–195; 3) Экзарх Грузии Феофилакт Русанов и его проповеди //Там же. 1877. T. 1. С. 3–18. 78 Журналы заседаний Совета... за 1876 г. СПб., 1876. С. 41–43, 128–130. Подробнее о целях и итогах поездки см.: Отчет о заграничной командировке за 1-е полугодие 1876–1877 гг.//Журналы заседаний Совета... за 1876/7 учебный год. СПб., 1877. С. 119–130; Отчет об ученых занятиях за границею за 2-е полугодие 1876–1877 г.//Журналы заседаний Совета... за 1877/8 учебный год. СПб., 1878. С. 180–200.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010