Вы трудились, говорит, вы подвизались; и я говорю это; но потерпите; в этом и состоит вера; не ищите всего здесь. 3. Это сказано евреям, но увещание относится и ко многим из собравшихся здесь. Как и каким образом? К малодушным, к нетерпеливым. Когда они видят, что злые счастливы в делах своих, а они сами несчастливы, то унывают и скорбят, желая наказания и отмщения тем, или ожидая себе наград за труды свои. " Еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит " , - говорил тогда Павел. Скажем это и мы малодушным. Наказание непременно будет, непременно придёт; воскресение и всё с ним связанное уже при дверях. Откуда, скажешь, это видно? Не говорю - из пророков, потому что у меня речь не к христианам только; но хотя бы то был язычник, я смело обращаюсь и к нему, предлагаю доказательства и ему, и научу его; а как - послушай. Многое предсказал Христос. Если бы это не сбылось, то ты мог бы не веровать и тому; если же всё это сбылось, то почему ты сомневаешься в остальном? Труднее было поверить, пока ничего не сбылось, нежели не верить, когда всё сбылось. Но лучше поясню мысль свою примером. Христос предсказал, что Иерусалим будет взят и подвергнется такому разрушению, какого не было никогда, и что он более уже не будет восстановлен; - и предсказание оправдалось самым делом (Лук. 19:44). Предсказал, что будет великая скорбь (Мат. 24:21), - и сбылось. Предсказал, что проповедь распространится, как посеянное горчичное зерно, - и мы видим, что с каждым днём она более и более распространяется по вселенной (Лук. 13:19). Предсказал, что оставившие отца, или мать, или братьев, или сестёр, будут иметь и отцов и матерей, - и это, как видим, исполняется на деле (Мат. 19:29). Предсказал: " В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир " (Иоан. 16:33), т.е. никто не преодолеет вас, - и это, как видим сбылось на деле. Предсказал, что " создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее " , и при том гонимой, и что никто не истребит проповеди (Мат. 16:18), - и об (исполнении) этого предсказания свидетельствуют события. Такие предсказания тогда были весьма невероятны. Почему? Потому, что все они состояли в словах, а доказательств сказанному ещё не было представлено. Теперь же всё это тем больше заслуживает веры.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1622...

Не будем же в числе врагов Его; а враги Его не те только, т.е. неверующие и иудеи, но и те, которых жизнь исполнена нечистоты: " плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут " (Рим. 8:7), Что же, скажешь, не укоризна ли это? Укоризна, и сильная: злой человек, пока он зол, не может покоряться; но раскаяться и сделаться добрым - он может. 2. Отвергнем же плотские мудрования. А какие - плотские? Те, которые утучняют и услаждают тело, но причиняют вред душе, каковы например: богатство, роскошь, слава, любовь плотская; всё это относится к плоти. Не будем же любить приращение богатства, но будем всегда искать бедности; она - великое благо. Но, скажешь, она делает человека уничиженным и жалким? Это нам и нужно, потому что приносит нам великую пользу. " Нищета " , - говорит Премудрый, - " смиряет мужа " (Притч. 10:4); также Христос (говорит): " блаженны нищие духом " (Мат. 5:3). О том ли ты скорбишь, что стоишь на пути, ведущем к добродетели? Разве ты не знаешь, что она (бедность) доставляет нам великое дерзновение? Но, скажешь, " мудрость бедняка пренебрегается " (Еккл. 9:16); и в другом месте сказано: " нищеты и богатства не давай мне " (Притч. 30:8); и ещё: изьми меня из " горнила страдания " (Ис. 48:10), Может ли быть злом, бедность или богатство, если " бедность и богатство - от Господа " (Сир. 11:14)? Почему же так сказано? Это было сказано в ветхом завете, когда богатство считалось весьма важным, а бедность была презираема, одно было проклятием, а другое - благословением. А теперь не так. Хочешь ли слышать похвалу бедности? Её переносил Христос: " Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову " (Мат. 8:20); также ученикам Он говорил: " Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои " (Мат. 10:9). И Павел говорит в послании: " мы ничего не имеем, но всем обладаем " (2 Кор. 6:10). И Пётр сказал хромому от рождения: " серебра и золота нет у меня " (Деян. 3:6). И в самом ветхом завете, - когда удивлялись богатству, - кто, скажи мне были чудные мужи? Не Илия ли, не имевший ничего, кроме милости? Не Елисей ли? Не Иоанн ли? Потому никто не должен считаться низким за бедность; не бедность унижает, а богатство, заставляющее нуждаться во многом и побуждающее угождать многим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1619...

21). И не сказал Он: разрушьте это тело, но " храм " , чтобы показать Бога, обитающего (в нём), - разрушьте церковь, много лучшую иудейской. Тот (храм) имел закон, а этот Законодателя; тот - букву убивающую, а этот - дух животворящий; тот - жезл Ааронов, а этот - жезл Иессеев. 3. В другом опять месте, по совершены Им чуда над хлебами, отплыв с ними (учениками), Он переправился на (другой) берег, и говорил ученикам: " смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской " (Мат. 16:6). Они же, услышав о закваске, предполагали о хлебах; а Он говорил не о хлебах, но об учении фарисеев. Так как иначе Он сказал, а иначе они предполагали, то смотри, как Он исправляет это, говоря: " что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли? Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч [человек], и сколько коробов вы набрали? ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали " , но об учении фарисеев, чтобы внимать (Мат. 16:8-10; 16:11-12)? Видишь ли, что как евангелист относительно храма, так здесь Он сам исправляет предположение заблуждавшихся? Так и в том, что Он делает Себя равным Богу: если бы Он не делал Себя равным Богу, а иудеи это предполагали на основании сказанного, то евангелист исправил бы это предположение, и сказал бы, что иудеи думали, что Он делает Себя равным Богу, а Он не делал этого и не давал повода. Чтобы ты узнал из самого изречения, что это (богоравенство) особенно Он желал укоренить в умах людей, обратимся к прежнему слову и узнаем, в каком некогда обвинении Он так защищался. Что (такое) некогда было, за что Он обвинялся? Что в субботу совершал дела: " искали убить Его за то " , - сказано, - " что Он делал такие [дела] в субботу " (Ин. 5:16). Что именно " такие " ? Что Он исцелил расслабленного, повелел ему взять свою постель и отойти в свой дом. Потому и говорили, спрашивая его: кто приказал ему делать это в субботу? А он говорил: " Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и " иди в дом твой (ст. 11). Преследовали Его, сердясь за это, - что Он приказал в субботу то, что казалось преступлением и разрушением закона.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1645...

7 сент. 1674 г. в источниках упомянут бывш. архим. Пахомий «Покровскаго монастыря Убогих дому, что за Яузою». Имеются сведения о том, что в дек. 1697 и 16 дек. 1702 г. «Покровскаго монастыря, что на Убогих домех» строитель иером. Паисий чинил часы в Патриаршей крестовой палате (Мат-лы для истории, археологии и статистики г. Москвы. М., 1884. Т. 1. Ст. 839). Записи позволяют считать, что лица, возглавлявшие братию в XVII - нач. XVIII в., могли пребывать в разных иерархических должностях: игумена, архимандрита или строителя-иеромонаха. Сохранились сведения о посещении М. П. м. государями Алексеем Михайловичем 10 апр. 1675 г. (Дворцовые разряды, по Высочайшему повелению изданные II отделением собственной Его Императорского Величества канцелярией. Т. 3. Стб. 1351) и Феодором Алексеевичем 25 апр. 1678 г. (Выходы. 1844. С. 656). М. П. м. иногда получал от царя денежные средства - ругу (ДАИ. Т. 9. 107. С. 333). В ружной книге 1680/81 г. среди загородских обителей отмечен «монастырь Убогих дому, что за Яузою», в к-ром положено: «Строителю, двум попом, 10 человеком старцом руги и за хлеб, и за всякие запасы, и на одежду, и на дрова, и на свечи, и на ладон, и на вино церковное 108 руб. 14 алт. хлеба 23 ч. с полуосминою ржи, 21 четверть с осминою овса» (Мат-лы для истории. 1891. Т. 2. Стб. 411). В ружной розметной книге 1699 г. сказано: «В Покровской, что за Яузою на Убогих домех: строителю с братьею на церковные потребы и годовые руги, и на пищу, и на одежду, и на дрова 100 руб.- 2 черным попом по 3 руб. человеку, ржи по 6 ч., овса по тому ж. Просвиряку да пономарю по 30 алт. человеку, ржи по 3 ч., овса по тому ж.- старцом 6 человеком по 9 алт. человеку, в том числе 2 старцом ржи по 2 ч. без полуосмины - на просвиры за пшеницу ржи 2 ч. без полуосмины. Итого в Покровской 109 руб. 14 алт., ржи 23 ч. с полуосминою, овса 21 ч. с осминою. [Помета]: Денежную и хлебную ругу давать по прежнему сполна для того, что за ними крестьян не написано» (Там же. Стб. 473). По замечанию П. М. Строева, не снабженному ссылками на источник, с 1680 (1682?) по 1731 г.

http://pravenc.ru/text/2564208.html

Большую часть 1660 г. М. также провел в Москве: 5 и 12 февр. он присутствовал на государевых столах по случаю рождения царевны Марии и именин царевича Алексея. С 16 февр. по 14 авг. М. участвовал в соборе по делу об оставлении Патриаршего престола Никоном. По указанию Собора М. вместе с архиепископами Маркеллом Вологодским и Иларионом Рязанским, архим. московского Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыря Павлом и игум. Александрова мон-ря Симоном готовил выписку из правил св. апостолов и св. отцов с целью рассудить «об отшествии бывшего патриарха Никона» ( Макарий. С. 178). Одновременно в марте-авг. 1660 г. проходили соборные заседания по делу Суздальского архиеп. Стефана . На приговоре Собора от 23 марта 1660 г. стоит подпись М. (ГИМ. Син. грам. 1082 [Приговор Собора о посылке архиеп. Стефана в мон-рь в связи с докладом П. М. Салтыкова. 1660, 23 марта]). В 1664 г. М. удалился на покой в Гремячский мон-рь в Пскове (см. псковский во имя святых бессребреников Космы и Дамиана мужской монастырь ), где принял схиму под именем Михаил. Был погребен в притворе монастырской ц. во имя святых Космы и Дамиана. Арх.: РГАДА. Ф. 141. Приказные дела старых лет. Оп. 2. Д. 24. 9-27 марта 1650 г. Сыскное дело о бывшем бунте в Пскове. Ист.:ААЭ. Т. 4. С. 75, 165; Дворцовые разряды: Доп. к т. 3. СПб., 1854. Стб. 213, 214, 241; Записная книга Московского стола 1662-1663 гг.//РИБ. Т. 10. С. 498;Список с настольной грамоты патр. Московскому Никону//ХЧ. 1882. Ч. 2. С. 318-320; Снетогорский мон-рь: Библиогр. и мат-лы/Сост.: И. Ф. Токмаков. Псков, 1887. С. 41-45; Дело о патр. Никоне: Изд. Археогр. комис. по док-там Моск. Синод. (бывш. Патриаршей) б-ки. СПб., 1897. 27. С. 109-111; Якубов К. И. Россия и Швеция в 1-й пол. XVII в.: Сб. мат-лов. М., 1897. С. 304-305, 309-310, 312, 316, 342, 343, 344, 347, 348, 365, 387 и др.; ПсковЛет. Вып. 2. С. 286; Тихомиров М. Н. Классовая борьба в России XVII в. М., 1969. С. 244, 248, 272-274 14. Грамота патр. Иосифа архиеп. Псковскому и Изборскому М. о посылке в Псков еп. Рафаила и выборных, 26 июля 1650 г.], 281, 290, 292, 299, 301, 304, 306.

http://pravenc.ru/text/2561368.html

1888. Т. 2. 6. С. 113-119; 7. С. 125-132; 1889. Т. 3. 1. С. 6-17; 2. С. 27-36; Описание дел архива Солотчинского мон-ря//Там же. 1889. Т. 3. 3. С. 51-60; 4. С. 84-91; 5/6. С. 110-116; 7. С. 137-143; 8. С. 151-159; 1890. Т. 4. 1. С. 12-16; 2. С. 38-42; 3. С. 56-59; 4. С. 76-82; Солотчинский мон-рь, его слуги и крестьяне в XVII в.: Ист. очерк монастырского хозяйства, суда и управления в связи с положением монастырских слуг и крестьян в XVII ст.//ЧОИДР. 1888. Кн. 1. С. 1-130; Мат-лы для ист.-стат. описания церквей и приходов Рязанской епархии//Рязанские ЕВ. 1890. 1-4, 6, 8, 10-11, 14/15, 17-20, 22-24; 1891. 1-3, 6-8/9, 11-12, 17-24; 1892. 1-15; Отец И. Кронштадтский//ДЧ. 1892. Т. 3. С. 717-723; Иноземные влияния, самодеятельность и прогресс в истории Рус. Церкви//ЧОЛДП. 1893. 4. С. 163-186; Религиозность в древней и новой России//ДЧ. 1893. 12. С. 624-636; 1894. 1. С. 154-167; 2. С. 318-327; История богослужения в новейший (синодальный) период Рус. Церкви//Там же. 1894. 3. С. 447-454; 4. С. 644-650; Св. Стефан, еп. Пермский//Моск. ЦВед. 1896. 16. С. 199-201; О новооткрытых изречениях Иисуса Христа//Там же. 1898. 2. С. 22-23; Прп. Феодор, исповедник и игумен Студийский. Од., 1913-1914. 2 ч.; Моя кр. автобиогр.//Зап. Рус. науч. ин-та в Белграде. Белград, 1938. Вып. 15. Лит.: Журналы заседаний РУАК за 1884-1885 гг. Рязань, 1885. Т. 1. Вып. 1; Отчеты о деятельности РУАК//ТРУАК. 1889. Т. 3. 2. С. 39-40, 42; 5/6. С. 119-123; 7. С. 143-144, 148-149; 8. С. 169, 172; 1890. Т. 4. 1. С. 16; 3. С. 64; 7. С. 150-156; 10. С. 205; 11/12. С. 223; 1891. Т. 5. 1/2. С. 20; 9. С. 165; 10. С. 180; 1892. Т. 6. 1. С. 10; 3. С. 41; 4/5. С. 65-66; 1893. Т. 7. 1. С. 29, 31; 3. С. 53; 6. С. 111; Библиогр. словарь писателей, ученых и художников, уроженцев (преимущественно) Рязанской губ. Рязань, 1910, 1995р. С. 66-67; Венгеров. Источники словаря. 1910. Т. 2. С. 274; Зап. Рус. науч. ин-та в Белграде. Белград, 1938. Вып. 15: [Вып., посвящ. Д.]; Афанасьев Н. Н. Памяти А. П. Доброклонского//ВРСХД. 1938. 2. С. 16-17; Соловьёв И. В. Проф. А. П. Доброклонский как историк Рус. Церкви// Доброклонский А. П. Руководство по истории Рус. Церкви. М., 1999. С. I-X; Незабытые могилы. М., 1999. Т. 2. С. 390. А. Ю. Дубинский, игум. Серафим (Питерский), мон. Мелетия (Панкова) Рубрики: Ключевые слова: АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик

http://pravenc.ru/text/178663.html

Того же года на Выгу на женской улицы поставиша брацку стару колоколну и часы бойчи уставиша. 7293 1785 года. Иоаникий Елисеевичь преставися, Того же года Иван Ларионовичь Багров преставися майя 27. 7294 1786 года генваря 25. Вышла от матуш Феоктистов во псалтырню келью жить. Того же года в оспы лежала. Незамогла марта 20. Евдокию Семен привезли из Олонца марта 18, отпевали 19 марта. Престав марта 3 числа. 7295 1787 года. В грамот келью жить перешла апреля 3. Майя 29. За мхами хлеб, кельи и кибитки згорели. Июня 13. На Выгу обои пределы монастыря згорели. Июля 5. Лекса погоре. Того же года столову построили; с горки иконы вынесли в новую столовую 22 октября. 7296 1788 года. На Выгу мужескую часов построили. Обновление было июля 16. Мы сии годы в соборной кельи жили. Сего же года на Лексы часовню строили. 7297 1789 года. Обновление часовни на Лексы было генваря 21. Иван Ф на обновлении был. Евдок Коз помре 23 генваря. Матушка Марья И с Питербурга приехала генваря 26. Там жила 9 год 6 месяц. Болшу келью построила, жить вышла ноября 13. На Выгу женской часов обновление было ноября 21. 7298 1790 года. В бол кельи месяц май в горячки лежала. А. Конд., А. Е., Нат Фок. престав . Того же года Феоктист К октября 20 ногою заболе. Декабря 13 горячка приступила. Декабря к 19 числу в ночь постригли, и причаст Тайн Христовых в полдень. Того же декабря 22 дня преставися инок Филарет в воскресный день поутру, в ысходе 2 часа. Иван Ф приехал декабря 30. Погребение было 31 до обеда. 7299 1791 года февраля к 3 числу в ночь выехали Иван Ф и Нат Феокт Сего же года А Б . будучи в город у генваря 31 числу в ночь головою незамог. Февраля 7, в Пигмат будучи, горячка приступ . Февраля 8 в манастырь привезли поутру. К 19 числу в ночь в 7 часу преставися отец любез Андрей Б на молош недели к среде в ночь. Отпевали в пяток до обеда 21 февраля. Сего же года мат М. И. престав июля 9. А в горяч 9 недель лежала. Тетки Агафья И., Марина И. престав . Феок на горки часовню построили родит ; под часовню и Дарью Фом перен сентября 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Определением Свящ. Синода РПЦ от 17 июля 2001 г. имя Н. было включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Арх.: Архив УФСБ по Тульской обл. Д. 3153, 9559, 9953. Лит.: Справ. кн. по Томской епархии за 1898-1899 г. Томск, 1900. С. 254; Справ. кн. по Томской епархии за 1909-1910 г.: С доп. и изм. в личном составе священно-церковно-служителей. Томск, 1911. С. 102; Справ. кн. по Томской епархии. Томск, 1914. С. 64; Цыпин. История РЦ. С. 752; Акты свт. Тихона. С. 982; Гришаев В. Крестный путь еп. Бийского Никиты//Алтайская Миссия: Из мат-лов 3-х Св.-Макариевских чт. на Алтае. 2003. 10-12. С. 31-37; Мат-лы к жизнеописанию сщмч. Никиты (Прибыткова)/Сост.: Ю. А. Крейдун. Барнаул, 2003; Сухих А., прот. Вспомним поименно. Киров (Вятка), 2004. Кн. 2. С. 37-38. Рубрики: Ключевые слова: ИАКОВ (Маскаев Яков Иванович; 1879-1937), архиеп. Барнаульский, сщмч. (пам. 16 июля, в Соборе Алтайских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕТР Гаврилович Гаврилов (1879-1937), прот., сщмч. (пам. 16 июля, в Соборе Алтайских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕТР Иванович Павлушков (1865-1937), прот., сщмч. (пам. 10 нояб.- в Соборе Тульских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/2565372.html

Соч.: Жизнь и творчество Виктора Несмелова//Вестн. Белорус. Экзархата. 1990. 5. С. 32-36; 1991. 6. С. 40-44; История Новогрудской епархии от основания до наст. времени//Habarpaдckiя чыmahhi. Навагрудак, 1993. С. 16-30; Leben und Werk des russischen Theologen V. I. Nesmelow//Wort und Dienst. Biefeld, 1995. Bd. 23. S. 187-199; Библия и медицина//Вестн. С.-Петербургского отд-ния РАЕН. 1997. Т. 1. 3. С. 297-303; Церковь, Литургия и образование//ХЧ. 1999. 18. С. 92-104; Естественные науки и правосл. нравственная идея в XXI в.//Вестн. РАЕН. СПб., 2001. Т. 5. 1. С. 5-12; Опыт встречи: К 100-летию Религиозно-филос. собраний//ЖМП. 2003. 1. С. 64-71; Церковь и Евхаристия//Правосл. учение о Церкви: Мат-лы богосл. конф. Клин, 2004. С. 153-172; Патриотическая деятельность РПЦ в годы Великой Отеч. войны//Вестн. образования и развития науки РАЕН. СПб., 2005. Т. 9. 2. С. 27-38; Эсхатологическое учение в творениях св. отцов и его значение в совр. мире//ХЧ. 2005. 25. С. 33-66; РПЦ и Гос. Дума: К 100-летию учреждения Гос. Думы в России//Диалог отеч. светской и церк. образовательных традиций: Мат-лы Покровских чт. 2005-2006 гг. СПб., 2006. С. 5-24; Становление личности в духовных школах: св. прав. Иоанн Кронштадтский и Георгий Гапон//ХЧ. 2007. 28. С. 4-37; «Да будет воля Твоя»: К 90-летию убиения Царской семьи//Родная Ладога. СПб., 2008. 4. С. 8-23; «Господь не оставит Россию»//Рус. поле Зауралья. Курган, 2009. 1. С. 2-11; Таинство Евхаристии: богосл. аспекты//Правосл. учение о церк. таинствах: 5-я междунар. богосл. конф. М., 2009. Т. 2. С. 11-27; С верой в Победу//Тобол. Курган, 2010. 19. С. 58-69; О духовном образовании и патриотическом воспитании студентов духовных школ//Вестн. Екатеринбургской ДС. 2011. Вып. 1. С. 12-27; Оружием Божией веры: О величии и совр. значении проповеднического и пророческого подвига св. прав. Иоанна Кронштадтского//Иркутский Кремль: Правосл. альм. 2012. 1(8). С. 10-17; «...Остается одна Россия»: К 200-летию изгнания войск Наполеона с Земли Русской//Родная Ладога. 2012. 2(20). С. 157-177; Брестская уния 1596 г. как церк.-полит. плод унионального богословия//Родная Ладога. 2013. 1(23). С. 167-191; Путь Царский//Вестн. Екатеринбургской ДС. 2013. Вып. 1(5). С. 14-38; …И «тогда воздвигается Сергий»: (К 700-летию великого святого земли Русской Сергия Радонежского)//Родная Ладога. 2014. 2(28). С. 16-31; «Не разлучившись с паствой»: Подвиг рус. правосл. духовенства в первую мировую войну 1914-1918 гг.//Там же. 3(29). С. 75-105; Украденная победа: К 100-летию начала первой мировой войны//Русь Державная: Газ. М., 2014. 237.

http://pravenc.ru/text/2057000.html

В среду 9-й недели по Пасхе при огромном стечении народа братия мон-ря под колокольный звон на особых носилках выносила икону в сияющем золотом окладе, украшенном драгоценными камнями, и несла ее 15 верст до Костромы, где под перезвон колоколов всех храмов на берегу Волги святыню встречало все городское духовенство во главе с правящим архиереем. В городе икона пребывала ок. 2 месяцев: вначале она находилась в кафедральном соборе, затем ее переносили из церкви в церковь. 27 июля из собора И. и. крестным ходом относили обратно в мон-рь. В первых числах дек. И. и. вновь приносили в Кострому, где святыня пребывала до Недели Торжества Православия. После закрытия монастыря (1919) И. и. находилась в приходской ц. во имя свт. Николая Чудотворца с. Песочного, после ее закрытия (1932) - в Воскресенской ц. соседнего с. Любовникова (Костромской р-н), откуда была похищена в 1958 г.; в наст. время ее местонахождение неизвестно. В нач. XIX в. в Игрицком мон-ре был создан точный список И. и.- 2-сторонняя икона (62×46 см) в меднопозолоченном окладе, которая во время выноса И. и. помещалась в киот на ее место. С нач. 30-х гг. XX в. список находился в Воскресенской ц. с. Любовникова. После похищения И. и. прихожане прятали список по домам, принося в церковь только на богослужение. В 2008 г. он был передан в Александро-Антониновскую ц. Костромы, где для него изготовили дубовый киот. И. и. относится к иконографическому типу Божией Матери «Одигитрия»: изображенная по пояс Богоматерь держит на левой руке благословляющего Младенца, в левой руке Которого свиток. Арх.: Явление Пречистого и чюдотворного образа Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, честнаго и славнаго ея Одигитрея, иже на реце Песочне (рукопись 1665 г.)//ГА Костромской обл. Ф. 558. Оп. 2. Д. 371. Л. 113-136. Ист.: Самарянов В. А. Памятная книга для Костромской еп. Кострома, 1868. С. 79, 105-106; Рукописи Богородицкого Игрицкого мон-ря что на р. Песошне//Костромская старина. Кострома, 1894. Вып. 3. С. 78; Мат-лы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губ. Отдел 3-й для Костромской и Плесской десятин Костромского у. Вып. 5. М., 1912. С. 24; Виноградов Н. Описная и приходо-расходная книги Игрицкого мон-ря 1688-1689 гг. Кострома, 1915. С. 4-5; Диев М. Город Нерехта в XVIII в. и в 1-й четв. XIX в. Кострома, 1920. С. 112. Лит.: Крживоблоцкий Я. Мат-лы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба: Костромская губ. СПб., 1861. С. 461-463; Островский П. Ист. записки о Костроме и ее святыне. Кострома, 1864. С. 81; Явление и чудеса Смоленской иконы Божией Матери, называемой Игрицкою//Костромские ЕВ. 1892. 16. Ч. неофиц. С. 392-400; Зонтиков Н. А. Богородицко-Игрицкий мон-рь: Судьба обители//Костромской р-н: вехи истории. Кострома, 2003. С. 189, 191, 192, 195-197. Н. А. Зонтиков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/293521.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010