Александр 3 февраля 2017, 14:45 Парадокс нынешнего времени заключается в том, что в советские времена, которые все исключительно величают как безбожные,истинными жизненными ценностями по сути были вечные христианские ценности. Пусть их назвали " моральным кодексом строителя коммунизма " , но сути это не меняло, так как они были взяты из Евангелия. Что происходит сейчас. В СМИ была информация, что у нас 80% населения Православные христиане. И вдруг, что я читаю, в Москве возникают яростные споры, необходимо ли преподавать в школах Основы православной веры. И даже не споры, пишут петиции во всевозможные инстанции, возмущаются, кричат, топают ногами. Позвольте спросить, а где же эти 80% Православных христиан?! Игорь Ивашов 3 февраля 2017, 14:05 Да, Церковь нуждается в пожертвованиях, но надо вынести лавки по продаже свечей и прочих ритуальных принадлежностей за пределы помещений храмов, где совершаются службы и молятся прихожане. Не " в лавочку за свечечкой " они приходят, а для молитвенного общения с Богом! Ведь сам Христос изгонял торговцев из Храма. Darina 3 февраля 2017, 12:16 Александру: " Не ходят в храм, да и... " А потом захотят или приспичит. А их там будут ждать. Действительно,будут ждать и сохранять дух,и поддерживать благолепие. Церковь предотвращает и исцеляет многие трагедии на уровне личности и на уровне всего общества. Почему же она не получает поддержки на общественном,государственном,уровне? Нет поддержки Церкви в целом и адресной гарантированной постоянной поддержки служителям Церкви. Ст.14 Конституции РФ гласит об отделении от государства религиозных объединений. Но разве отделены от государства священники? Разве они не граждане РФ? В РФ есть группы населения, не создающие мат.ценностей, однако, получающие социальные пенсии. А священники почему нет? Елена 2 февраля 2017, 23:50 Раиса,СПАСИБО! КАК хорошо Вы написали: " Цены, установленные в храмах, вынужденные, это прямой, НЕМОЙ укор вам за то, что не хотите содержать Дом Божий. " Антонина Щеголева 2 февраля 2017, 13:47

http://pravoslavie.ru/100661.html

В 1764 г. мон-рь был упразднен, возобновлен в 1774 г., однако, по-видимому, потом пришел в упадок. По свидетельству еп. Макария (Миролюбова) , в 1881 г. из монастырских построек сохранился только каменный Преображенский собор, построенный в 1684 г. В нач. XX в. над мощами святых поставили посвященную им каменную церковь. Местная канонизация В. и И. была подтверждена включением их имен в Собор Вологодских святых, празднование к-рому было установлено в 1841 г., а также в Соборы Карельских и Новгородских святых, установленные в 1974 и 1981 гг. Частицы мощей преподобных ныне хранятся в Покровской ц. близ г. Кириллова (Вологодская обл.). В лит-ре XIX в. Пертоминский мон-рь может именоваться Крестиморовским (напр., у Зверинского. Т. 2. С. 264. 1041), в связи с чем в агиологической лит-ре (у архиеп. Сергия (Спасского) в Месяцеслове (Т. 3. С. 554), Е. Е. Голубинского в «Истории канонизации русских святых» (С. 319) и др.) встречаются сообщения о несуществовавшем святом - Вассиане Крестомировском (Крестиморовском, Кратемировском), под к-рым должен пониматься или Вассиан Пертоминский, или прп. Вассиан Строкинский . Ист.: Описание о российских святых. С. 161; Служба преподобным отцам Вассиану и Ионе, Пертоминским чудотворцам. СПб., 1861. М., 19022. Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 509-510; Архангельский сб. или мат-лы для подробного описания Архангельской губ. Архангельск, 1863. Ч. 1. С. 211; Досифей (Немчинов), архим. Летописец Соловецкий на 4 столетия от основания Соловецкого мон-ря до нашего времени. М., 1833. С. 30; ДАИ. СПб., 1867. Т. 10. 71. С. 300-310; Макарий (Миролюбов), еп. Ист.-стат. описание заштатного Пертоминского муж. мон-ря//ЧОИДР. 1881. Ч. 4. С. 1-20; Зверинский. Т. 2. С. 1041; Добровольский И. Ист.-стат. описание Пертоминского мон-ря. Архангельск, 1894; Никодим [Кононов], иером. Верное и краткое исчисление сколь можно было собрать преподобных отец соловецких. СПб., 1900. С. 15-16, 40-50, 93, 113-120; Ключевский. Древнерусские жития. С. 348; Яхонтов И. Жития св. севернорус. подвижников Поморского края как ист. источник. Каз., 1881. С. 157-159, 297-305; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 99-100; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 178-179; Голубинский. Канонизация святых. С. 133; Филарет (Гумилевский). РСв. Июнь. С. 75-77; Дмитриев Л. А. Житийные повести рус. севера как памятники лит-ры XIII-XVII вв. Л., 1973. С. 217, 259; Соловецкий патерик. С. 70-73; Белоброва О. А. , Симонов А. Н. Сказание о явлении и чудесах Вассиана и Ионы Пертоминских//СККДР. Вып. 3. Ч. 3. С. 454-457.

http://pravenc.ru/text/149891.html

Елизаветы Петровны от 7 дек. 1744 г., находится описание гробницы святого: «...на той гробнице на доске написанной образъ его преподобнаго Паисеи из давных летъ. А о чюдесехъ, каковые в прошедших годехъ происходили, того де в писании не обретается, а приходящей де народ, какия исцеления получаютъ ли, о томъ известия не имеютъ» (РГИА. Ф. 796. Оп. 25. Д. 723-а. Л. 442 об.). В 1995 г. была сделана попытка обретения мощей святого (подробнее об археологических раскопках под руководством А. Г. Авдеева см.: Авдеев. 2009. С. 202-209). Канонизация П. подтверждена включением его имени в Собор Костромских святых, установленный в 1981 г. Ист.: Житие прп. Паисия Галичского по списку 1-й пол. XVIII в.//ПС. 1898. Ч. 2. С. 1-40 (то же: Каз., 1898); Антонов А. В., Баранов К. В. Акты XV-XVI в. из архивов рус. монастырей и церквей//РД. 1998. Вып. 3. С. 36-37. 27, 28; Маштафаров А. В. Вновь открытые монастырские акты XV - нач. XVII в.//Там же. Вып. 4. С. 43-44. 5; Авдеев А. Г. Житие прп. Паисия Галичского: Исслед. и тексты. М., 2009. С. 305-388; Житие Паисия Галицкого/Подгот.: С. А. Семячко//БЛДР. Т. 17: XVII в. СПб., 2013. С. 372-397, 620-628; Служба//Минея. Май (МП). М., 2002. Ч. 3. С. 71-87; Семячко С. А. К истории почитания прп. Паисия Галицкого и Овиновской иконы Богоматери//Рус. агиография: Исслед. Мат-лы. Публ. СПб., 2017. Т. 3. С. 176-180, 192-197. Лит.: ИРИ. 1813. Ч. 5. С. 447-450; Описание явлений чудотворных икон Пресв. Богородицы с показанием времени, когда оные случились, и мест, где сии святые иконы находятся//Собр. из разн. ист. книг Г. С. М., 1838. Вкл.: С. 16-17. 79; Козловский А. Взгляд на историю Костромы. М., 1840. С. 52-55, 142-144; Ист. сведения о нек-рых городах Костромской губ.//ЖМВД. 1848. Ч. 22. С. 5-6; Муравьёв. ЖСвРЦ. Май. 1858. С. 371-382. М., 1995р; Памятная кн. Костромской губ., 1862 г. Кострома, 1862. С. 330-331; СИСПРЦ. С. 194-195; Martinov J. Annus ecclesiasticus graeco-slavicus. Brux., 1863. P. 148; Сборник изображений явленных и чудотворных икон Пресв.

http://pravenc.ru/text/2578645.html

Каноните за св. Иван Рилски от Георги Скилица//Старобългаристика. 2002. 3. С. 3-12; Йовчева М. Оригинална слав. творба ли е Службата за св. Михаил Воин?//34 науч. kohфepehцuja на 40 семинар за македонски jaзuk, лит-ра и култура: Лингвистика. Ckonje, 2008. С. 183-197; Темчин С. Ю. О греческом происхождении слав. службы Михаилу Воину из Потуки//Светци и свети места на Балканите: Мат-ли от междунар. конф. София, 2013. Т. 1: Филология. Археология. Текстология. С. 211-221. (Старобългарска лит-ра; Кн. 47)). Это, однако, не умаляет его исследовательских заслуг в целом. К. входил в состав редколлегий «Кирилло-Мефодиевской энциклопедии» (КМЕ. 1985-1995. Т. 1-2), изданий «Болгарские распевы» (Български роспев. София, 1971), «Святогорская обитель Зограф» (Светогорска обител Зограф. София, 1995. Т. 1), «Монастырь Большой скит - школа болгарского распева: Скитские болгарские ирмологии XVII-XVIII вв.» ( Тончева Е. Манастир Голям Скит - школа на «Българский роспев»: Скитски «Български» ирмолози от XVII-XVIII вв. София, 1981. Ч. 1-2), хрестоматий «Древнеболгарская литература» (Стара българска лит-ра. София, 1981-1992. Т. 1-5) и «Золотой ключ классической болгарской художественной литературы» (Златен ключ на класическата бълг. художествена лит-ра. София, 2001. Т. 1), а также периодических изданий «История литературы» (Литературна история. София, 1977-1991. Кн. 1-20) и «Староболгаристика» (Старобългаристика. София, 1992-1999. Год. 16-23). К. написал многочисленные энциклопедические статьи по истории болг. лит-ры для «Кирилло-Мефодиевской энциклопедии» (КМЕ. 1985-1995. Т. 1-2), энциклопедии Болгария (България: Енциклопедия. София, 1978-1986. Т. 1-5), Словаря болгарской литературы (Речник на бълг. лит-ра. София, 1976-1982. Т. 1-3), «Древнеболгарская литература: Энциклопедический словарь» (Старобългарска лит-ра: Енцикл. речник. София, 1992). Библиогр.: Ганчева Н. Библиография на С. Кожухаров// Кожухаров С. Проблеми на старобълг. поезия. София, 2004. Т. 1. С. 341-352. Соч.: Една редакция на поместения в Синайския молитвеник «Чин надъ исповедающимся» в пергаментен препис от края на XIII в.//Константин-Кирил Философ: Юбил.

http://pravenc.ru/text/1841670.html

р. Б. Фотиния 2016/02/03, 09:16:58 О Богоносный и Преподобный Отче наш Сергие! Благодарю тебя за помощь рабу Божьему Никите в учебе, в наставлениях на путь истинный! Уповаю на помощь твою Никите сегодня 3 февраля 2016 года! Помоги ему и направь в правильное русло раба Божьего Никиту! Позволь ему сдать успешно зачет и почувствовать себя увереннее! Освяти мысли его и сердце его! Даруй ему ясный ум и отличную память на зачете сегодня 3 февраля. Смягчи сердца преподавателей Олега, Натальи, Ольги, Ольги! Испроси у Господа Бога нашего им крепкого здоровья, любви и милосердия к рабу Божьему Никите! Молю о помощи и благодарю! Галина 2016/02/03, 08:35:15 О, преподобный Отче Сергей! Благодарю тебя за помощь моему сыну рабу Божьему Владимиру в пересдачи экзамена по микробиологии! Благослови его на дальнейшую успешную учебу. Наставь его на путь истинный. Слава Богу! Слава Богу! 2016/02/03, 08:10:11 О, Преподобный Сергий Радонежский! Умоляю, услышь материнскую молитву о моей дочери Дарьи. Прошу помочь ей в сдаче экзамена по микробиологии в медакадемии сегодня 3 февраля 2016 г. Помоги, не оставь её. Прошу пошли ей разума, хорошей памяти, спокойствия. Пусть она сегодня хорошо и верно ответит на все вопросы экзамена, пусть будут снисходительны и добры к ней преподаватели. Спасибо тебе, наш помощник и защитник. Прости нам все грехи вольные и невольные.Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! раба Божья Лариса Лариса 2016/02/03, 05:22:12 О, преподобный Сергий Радонежский! Прости нам грехи наши, словом ли, мыслями ли, делом ли совершенные, вольные и невольные. Прошу тебя, помоги сыну моему, Сашеньке, сдать экзамен по мат. анализу сегодня. Пошли ему здоровья, твёрдую память, уверенность в своих силах, находчивость, удачные вопросы и билет, на которые он твёрдо знает ответы. Убереги его от ошибок и невнимательности. Дай Бог здоровья его экзаменаторам, пусть они будут добры и благосклонны к Сашеньке. Преподобный Сергий, помоги сыну моему, защити его, не оставь его в трудное для него время. Во имя Отца, Сына и святого духа, Аминь.

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=689&...

ч. Н. и Г., стали поминать в каждом епархиальном храме на отпусте утрени и литургии, в 1910 г. по заказу владыки в С.-Петербурге написана икона «Собор Олонецких святых». В 1958 г. Финская Православная Церковь установила празднование Собору всех святых, в земле Карельской просиявших (в субботу между 31 окт. и 6 нояб.), в который включены имена Н. и Г. В 1972 г. РПЦ учредила празднование Собору Карельских святых в тот же день. В 2004 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II праздник был перенесен на 21 мая. 3 июня (н. с.) 2000 г. был освящен восстановленный собор во имя св. кн. Александра Невского в Петрозаводске, южный придел - в честь Собора Карельских святых. Тексты тропаря, кондака и молитвы Н. и Г. утверждены на заседании Синода от 21 окт. 2016 г. (Журнал. 96). В 2016 г. по инициативе и благословению митр. Петрозаводского и Карельского Константина учреждена медаль Петрозаводской епархии «500-летие преставления преподобного Геннадия Важеозерского. За труды и заслуги». Лит.: ИРИ. Ч. 6. С. 999-1000; СИСПРЦ. С. 181; Барсов Е. В. Алфавитный указ. монастырей и пустынь, упраздненных и существующих в Олонецкой епархии, с их настоятелями//Памятная кн. Олонецкой губ., 1867 г. Петрозаводск, 1867. Ч. 3. С. 11; он же. Ист. очерк Важеозерской пуст.//Там же, за 1868-1869 гг. Петрозаводск, 1869. Ч. 3. С. 69-80; он же. Преподобные обонежские пустынножители: Мат-лы для истории колонизации и культуры Обонежского края//Там же. С. 4, 7, 13, 52, 55-61; Барсуков .Источники агиографии. Стб. 396-397; Филарет (Гумилевский). РСв. СПб., 1882. Янв.-апр. С. 166; Зверинский. Т. 1. С. 144-145 193); Леонид (Кавелин), архим. Св. Русь. С. 94; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 39; Ягодкин П. Задне-Никифоровская пуст. Олонецкой губ. и уезда (Очерк)//Олонецкие ЕВ. 1901. 12. С. 376-379; 13. С. 417-420; 14. С. 447-452; 16. С. 496-501; Голубинский. Канонизация святых. С. 196; Никодим (Кононов), архим. Преподобные Александр Свирский и его ученики-подвижники: (Ист. сведения о церк.

http://pravenc.ru/text/2565530.html

14 июня 1935 г. Особое совещание при НКВД СССР приговорило Н. к 5 годам заключения в ИТЛ. 13 авг. того же года он в составе этапа прибыл в Антибесский отдельный лагерный пункт неподалеку от Мариинска (ныне в Кемеровской обл.). Сначала он работал дневальным в подконвойной палатке, затем - на общих работах, статистиком в ветеринарной части и снова рабочим на общих работах. В сент. 1937 г. Н. был привлечен к следствию вместе с 11 др. заключенными. Он был обвинен в том, что вел «контрреволюционную деятельность, говоря, что сейчас на воле идут массовые аресты... на месте производства работ производил богослужения, тем самым отрывая рабочих от работы и открыто проповедуя религиозные убеждения». 10 окт. 1937 г. Н. был заключен в штрафной изолятор и на следующий день допрошен. Виновным себя не признал. Н. был расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД СССР по Новосибирской обл. от 28 окт. 1937 г. и погребен в общей безвестной могиле. 23 янв. 2009 г. определением Свящ. Синода РПЦ имя Н. было включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Арх.: РГИА. Ф. 802. Оп. 16. Д. 531. Оп. 10. Д. 748; ЦА ФСБ России. Д. Н-1403; ГАРФ. Ф. 10035. Д. 40969; УФСБ России по Кемеровской области. Д. 11246. Соч.: Библейско-богословский труд «Мысли о стыде» прмч. Неофита (Осипова): [Фрагм.]/Вступ. ст., публ., примеч.: О. И. Хайлова//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2. М., 2012. 2(45). С. 100-123. Лит.: Борис (Плотников), еп. Речь при пострижении в монашество студента Академии Николая Осипова//ЦВ. 1900. 34. С. 1075; Отзывы наставников о курсовых сочинениях студентов IV курса//Журнал заседаний Совета СПбДА за 1900-1901 учеб. г. в извлечении. СПб., 1901. С. 289-290; Именной список ректорам и инспекторам ДА и семинарий, преподавателям ДА и монашествующим преподавателям ДС на 1907 г. СПб., 1907. С. 105; Новые материалы о преследованиях за веру в Советской России//ЦИВ. 1999. 2/3. С. 95, 169; Следственное дело патр. Тихона: Сб. док. по мат-лам Центрального архива ФСБ РФ. М., 2000. С. 160, 214; Хайлова О. И. Прмч. Неофит (Осипов) и его богословское наследие//ЦВ. Варшава, 2011. 3. С. 35-48; она же. Мысль о Боге вместо дыхания: Жизнеописание прмч. Неофита (Осипова)//Духовный собеседник. 2012. 62. С. 110-164; «Авво мой родной!»: Письма сщмч. митр. Кирилла (Смирнова) прмч. архим. Неофиту (Осипову), 1933-1934 гг.//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2014. Вып. 2(57). С. 117-142; Дамаскин (Орловский), игум. Единство через страдания: Новомученики России, Украины и Белорусии. М., 2017. С. 266-284.

http://pravenc.ru/text/2564966.html

29 июня (по др. данным, 29 июля) 1934 г. назначен управляющим Могилёвской епархией. В 1936 г. одновременно назначен временноуправляющим Минской епархией. В том же году ушел на покой по состоянию здоровья и поселился в Белгороде. 16 окт. 1936 г. в адм. порядке выслан в г. Боровичи Ленинградской (ныне Новгородской) обл., где проживала его сестра. Через полгода ему разрешили вернуться в Белгород «на покой». 29 янв. 1937 г. был арестован, содержался в белгородской тюрьме, затем проживал под надзором в Ленинградской обл. Затем вновь доставлен по этапу в Курск. Обвинялся в руководстве «белгородской террористической группой», в организации выступлений граждан за открытие церквей и в нелегальном совершении богослужений. Виновным в предъявленных обвинениях в антисоветской деятельности себя не признал, подтвердил, что говорил о гонениях в СССР на Церковь, духовенство и верующих. 4 дек. 1937 г. Особой тройкой НКВД по Курской обл. приговорен к высшей мере наказания и в тот же день расстрелян. Материалы к канонизации И. были собраны братией киевского Ионинского во имя Св. Троицы мон-ря и подчиненного ему Зверинецкого скита. Имя И. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода от 17 июля 2002 г. Арх.: Архив УФСБ по Курской обл. Д. 3742. Соч.: Родословная роспись рода князей Жеваховых: (Рос. ветвь). К., 1914; Молитва свт. Иоасафа, Белгородского и всея России чудотворца: (1705-1754): Опыт кр. коммент. К., 19122; То же: Святитель Иоасаф, Белгородский и всея Руси чудотворец, (1705-1754): Его ежечасная молитва. К., 19153. Лит.: Польский. Ч. 2. С. 28, 29; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 373; Акты свт. Тихона. С. 976; Резникова И. А. Православие на Соловках: Мат-лы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. С. 151; Реквием: Кн. памяти жертв полит. репрессий на Орловщине. Орел, 1996. Т. 3. С. 46-47; Белгородский чудотворец: Житие, творения, чудеса и прославление свт. Иоасафа, еп. Белгородского/Сост.: А. Н. Стрижев. М., 1997. С. 256-257; Дятлов В. Церковщина: Повесть о забытой киевской святыне. К., 2001; Евфросиния (Сидорович), мон. Сщмч. Иоасаф (Жевахов), еп. Могилевский и Минский//Могилевские ЕВ. 2002. 7/9. С. 4-5; Климент (Вечеря), иеродиак. Жизнеописание сщмч. Иоасафа (Жевахова)// Архангельский Н. В. Зверинецкие пещеры в Киеве. К., 2003. С. 39-55; Сщмч. Иоасаф (Жевахов), еп. Могилевский//ПЦК/Изд. Курской епархии РПЦ. 2005. С. 171-174; Степанов А. Д. «Между миром и монастырем»: Кн. Н. Д. Жевахов (1874-1947?)//Воинство св. Георгия: Жизнеописания рус. монархистов нач. ХХ в./Сост. и ред.: А. Д. Степанов, А. А. Иванов. СПб., 2006. С. 510-531; Л. Рэпрэсаваныя свяшчэнна- i Бeлapyci, 1917-1967: Энцыклапедычны дabeдhik. Mihck, 2007. Т. 1. С. 342-343; Т. 2. С. 527; Сщмч. Иоасаф (Жевахов)//http://iona.kiev.ua/[Электр. ресурс].

http://pravenc.ru/text/578050.html

В ходе проповеди М. приходилось сталкиваться с вооруженным сопротивлением; в поездках по царскому распоряжению М. стали сопровождать дворяне с отрядами служилых людей. Среди них был дворовый сын боярский Акиндин Бахолдин, составивший записку о кончине М., в к-рой сообщается, что 1 апр. 1655 г. отряд попал в засаду, с вооруженными местными жителями завязался бой, и М. был ранен стрелой, «пройде стрела сквозь руку под мышку в сердце». М. отвезли в с. Агломазово, где он скончался, завещав похоронить себя в шацком Чернеевом Николаевском мон-ре, возле ц. св. мч. Мины. Следствие признало виновным в убийстве М. мордвина Горечишка. Спустя неск. месяцев по царскому указу тело М. было торжественно перенесено из Чернеева мон-ря в рязанский Архангельский собор и захоронено 3 июня 1656 г. на юж. стороне алтаря. В 1820 г. над местом захоронения была установлена гробница с высеченными на ней сведениями об обстоятельствах кончины М. Над гробницей висела походная мантия М., в к-рой он был убит, сохранившая повреждения и следы крови. Мантия хранится в Иоанно-Богословском мон-ре (с. Пощупово Рязанской обл.). В 1987 г. М. был прославлен в Соборе Рязанских святых как священномученик. В 1998 г. были обретены его мощи, а с 2001 г. установлено общецерковное почитание. Ист.: ААЭ. Т. 4. С. 77; Выходы государей царей и вел. князей Михаила Феодоровича, Алексея Михайловича, Феодора Алексеевича всея Руси самодержцев (с 1632 по 1682 гг.). М., 1844. С. 244; Дворцовые разряды. СПб., 1852. Т. 3. Стб. 304; Сб. церк.-ист. и стат. сведений о Рязанской епархии. М., 1863. С. 183-185; Список с настольной грамоты патр. Московскому Никону//ХЧ. 1882. Ч. 2. 7/8. C. 318-320; Док-ты и мат-лы по истории Мордовской АССР. Саранск, 1940. Т. 1. С. 215-216, 297-300. Лит.: Воздвиженский Т. Я. Ист. обозрение Рязанской иерархии и всех церк. дел ее епархии от учреждения ее до нынешних времен. М., 1820; Филарет (Гумилевский). История РЦ. Х., 18532. С. 88; Сладкопевцев П. М. Преосвящ. Мисаил, архиеп. Рязанский и Муромский//Рязанские ЕВ. 1866. Приб. 13. С. 378-387; 14. С. 407-416; 15. С. 427-440; Иероним (Алякринский), архим. Рязанские достопамятности. Рязань, 1889. С. 60-76; Дубасов И. И. Рязанский архиеп. Мисаил//ИВ. 1889. Т. 38. Окт. С. 109-121; Зеленская Г. М. Патр. Никон и свт. Мисаил, архиеп. Рязанский и Муромский//Макариевские чт. Можайск, 2005. Вып. 12. С. 88-100; Новотрясов Н. И. Сщмч. Мисаил, архиеп. Рязанский и Касимовский, просветитель мордовского народа в XVII в.//Мученики, новомученики и исповедники земли Мордовской. Саранск, 2009. С. 13-16.

http://pravenc.ru/text/2563366.html

После отъезда Иоанна Грозного в кон. 1564 г. в Александрову слободу и провозглашения опричнины в Москве Н., бывший в то время в столице вместе с митр. Афанасием и Новгородским архиеп. Пименом, принял участие в поездке к царю с прошением простить подданных и вернуться в Москву (ПСРЛ. Т. 13. С. 392, 393). В 1566 г. Н. присутствовал на Земском соборе, на к-ром было принято решение о продолжении Ливонской войны. 9 июня 1566 г., в воскресенье, Н. сослужил двум другим архиепископам - Пимену Новгородскому и Герману Казанскому, а также епископам в московском Успенском соборе во время болезни митр. Афанасия (СбРИО. Т. 71. Т. 3. 16. С. 364). В июле того же года он участвовал в избрании и поставлении нового митрополита - сщмч. Филиппа II (Колычева) (1566-1568; † 1569). Пересмотр жалованных грамот, произведенный в Российском гос-ве в сер. XVI в., коснулся и Ростовской епархии. Согласно царской жалованной грамоте 1554/55 г., данной Н. на земли в Ростовском, Ярославском, Вологодском, Устюжском и Белозерском уездах и слободы в Ростове, признавались недействительными все жалованные грамоты, освобождавшие духовенство Ростовской епархии от уплаты налогов архиепископу. Эта грамота Иоанна Грозного не сохранилась, упоминается в пересказе в грамоте царя Михаила Феодоровича Ростовскому митр. Варлааму от 13 янв. 1622 г. (Сб. Археол. ин-та. СПб., 1880. Кн. 4. С. 99-112; см. также: Каштанов С. М., Назаров В. Д., Флоря Б. Н. Хронологический перечень иммунитетных грамот XVI в.: Ч. 3.//АЕ за 1966 г. М., 1968. С. 231-232; Каштанов С. М. Иван Грозный и Ростов//ИКРЗ, 1993. Ростов, 1994. С. 67-79). 17 февр. 1560 г. Иоанн Грозный подтвердил грамоту своего отца Василия III Иоанновича , данную Кассиано-Учемскому мон-рю в Угличском у., оговорив, что монахов судит Н. «по церковным правилам и по соборному уложению» (ААЭ. Т. 1. 171. С. 141). В период архиерейства Н. в епархии велось активное храмостроительство. Зодчий Андрей Малой создал в 1566 г. в Ростове ц. Вознесения Христова с приделом блж. Исидора ( Титов. Ростов Великий. С. 48; Гиршберг В. Б. Мат-лы для свода надписей на каменных плитах Москвы и Подмосковья XIV-XVII вв. Ч. 1: Надписи XIV-XVI вв.//НЭ. 1960. Вып. 1. С. 10). В Авраамиевом ростовском в честь Богоявления монастыре 2 окт. 1553 г., в 1-ю годовщину победы над Казанью, в присутствии царя был освящен Богоявленский собор, наиболее вероятно, его освящал Н. В апр. 1559 г. по благословению свт. Макария в Костроме заложен Богоявленский собор в Анастасиином мон-ре, Н. посетил обитель 8 июня того же года ( Баженов И. В. Костромской Анастасиин монастырь. Кострома, 1895. С. 11). В 1563-1564 гг. в Ярославле расписан Спасо-Преображенский собор ярославского в честь Преображения Господня мужского монастыря .

http://pravenc.ru/text/2565272.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010