Принцип синтеза хоровой фактуры и оркестрового, симфонического мышления, нашедший отражение в партитурах композиторов Нового направления (напр., Гречанинова), можно встретить и в произведениях П. В крупных сочинениях он нередко прибегает к многочисленным divisi с целью достижения яркого звукоизобразительного эффекта, напр. в Херувимской (Ор. 24), где в разд. «Трисвятую песнь припевающе» дважды имитируется колокольный звон. Нек-рые опусы П., напротив, предназначены для малых хоров и опираются на трехголосие, типичное для обиходного пения (Ор. 19, 20, 21). Арх.: РГБ НИОР. Ф. 16. К. 2. 76а: Засодимский П. В. Письма Я. Л. Барскову; РГАЛИ. Ф. 2430. Оп. 1. 1183; Ф. 2954. Оп. 1. 612 [письма П. М. Ф. Гнесину]; Ф. 952. Оп. 1. 558 [автограф Херувимской, op. 24, март 1903?]; РНБ. Ф. 816. Оп. 3. 2326; Ф. 585. Ед. хр. 3772; Ф. 451. Оп. 1. 663; Ф. 773. Оп. 1. Ед. хр. 860; Ф. 816. Оп. 2. 1674 [письма П.]; ГЦММК. Ф. 269. 1007 [автограф Трисвятого из op. 16]. Ист.: Лит. наследство. М., 1980. Т. 92: Александр Блок: Нов. мат-лы и исслед. Кн. 1. С. 418; 1982. Кн. 3. С. 112-114; Письма С. В. Панченко А. А. Блоку/Публ.: З. Г. Минц, А. В. Лавров//Блоковский сб. Тарту, 1998. Вып. 14. С. 208-274. Муз. соч.: [Для смеш. хора, если не указано иное]: М.: Изд-во П. И. Юргенсона: Op. 16: Три Трисвятых песни. 1902; Op. 18: Литургия св. Иоанна Златоуста. 1902; Op. 19: Всенощная: Староцерковные распевы: Для 3-голосного жен., дет., муж. или смеш. хоров. Op. 20: Литургия св. Иоанна Златоуста по напевам Придворного обихода: Для 3-голосного жен., дет., муж. или смеш. хоров. 1902; Op. 21: Литургия св. Иоанна Златоуста характера народного: Для 3-голосного жен., дет., муж. или смеш. хора. 1902; Op. 24: Херувимская песнь. 1904; Op. 25: Песнопения к чину выноса Креста. 1903; Op. 26: Литургия св. Иоанна Златоуста: Придворного расп. [перелож. op. 20]: Для малого смеш. хора Op. 27: То же: Для большого смеш. хора. Op. 30. 1–3: Великая ектения 1, 2: Сокр. знам. расп., 4–5: Великая ектения 3: Сокр. знам. расп., 6–9: «Приидите, поклонимся» и «Господи, спаси благочестивыя»: Киев.

http://pravenc.ru/text/2578903.html

Это состояние Священное Писание именует «переходом от смерти в жизнь» (Иоан. 5:24, 1 Иоан. 3:14) и воскресением с Христом (Кол. 3:1—17). Бог переводит его из области тьмы в Царство света, где его озаряет Дух Святой (1 Пет. 2:9—10). Поэтому «так дасветит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного,» – призывает нас Господь Иисус Христос (Мат. 5:16). В мире нет ничего выше христианского звания. «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы,» -ободряет верующих ап. Петр (1 Пет. 2:9—10). «Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине» (Еф. 5:8—9). Естественно, что это подразумевает моральную безупречность и близость к Богу: «Будьте святы, потому что Я свят» (Лев. 11:45; 1 Пет. 1:16). Святость подается даром Духом Святым, но христианин должен беречь ее и усиливать ее в себе: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14). Евангелия и апостольские Послания однозначно призывают все более и более уподобляться Богу в Его нравственных совершенствах: «Подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Еф. 5:1). В конкретном плане это означает подражать воплотившемуся Сыну Божию. Наш идеал – это стать похожими на Христа и как бы облечься в Него: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3:27—29,). Поэтому: «У вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе,» – наставляет апостол (Фил. 2:5). «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1 Иоан. 2:6). «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу... Кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов,» – пишет ап. Павел (1 Кор. 2:16, 1 Кор. 4:16). Чем больше христианин преуспевает в уподоблении своему Первообразу, тем глубже совершается его таинственное соединение с Ним. Господь Иисус Христос говорил: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Иоан. 14:23). Цель жизни – это стать «причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1:4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2620...

Источниковедческий характер имеют статьи, посвященные учебным заведениям епархии: «Столетие существования Могилёвской Духовной семинарии» Тихомирова (1885. 28/29. С. 651-661), «Материалы для истории Могилёвской ДС 1780-1800 гг.» (1901. 34. С. 481-490), «Учителя Могилевской Духовной семинарии: Биогр. мат-лы для времени 1765-1808 гг.» (1903. 30. С. 433-436; 1904. 1/2. С. 16-30; 3. С. 38-43; 4. С. 57-65; 5. С. 78-86; 6. С. 95-101; 7. С. 115-119), «К истории уездных и приходских училищ Могилёвской епархии до 1810 г.» (1909. 10. С. 373-377; 11. С. 399-406) П. С. Горючко, «Исторический очерк Могилёвского женского духовного училища» Скворцова (1884. 20, 21), «Очерки из истории Мстиславского уездного духовного училища» С. С. Уклонского (1887. 5/6, 8, 10); мон-рям и святыням: «Тупичевский монастырь» П. Полубинского (1884. 16. С. 316-321), «Охорский Преображенский монастырь» В. Сабинина (1889. 21. С. 309-314), «Чонско-Макарьев единоверческий монастырь» [аноним.] (1889. 22/23. С. 327-332), «Тупичевский монастырь» Пятницкого (1889. 14/15. С. 170-184; 16. С. 232-239), «Оршанские мужские монастыри - Покровский 3-классный и приписной к нему Богоявленский Кутеинский» архим. Платона (1889. 19/20. С. 291-297; 24. С. 357-361), «Оршанский Кутеенский женский монастырь» Л. М. Ржевусского (1889. 32. С. 496-502), «К истории Спасского монастыря в Могилёве» (1891. 1/2. С. 18-23), «Спасский монастырь в Могилёве» (1891. 27. С. 291-299; 28/29. С. 303-306), «Архиерейский дом в Могилёве» (1891. 32. С. 381-385; 33. С. 397-403; 34. С. 419-425; 36. С. 469-473; 1892. 1, 8) и «Иоиль Труцевич, первый игумен Кутеинских монастырей» (1891. 8. С. 102-106; 9. С. 119-134; 10/11. С. 148-153), «Белыничская чудотворная икона Божией Матери» (1883. 13. С. 255-259) и «Белыничский монастырь и чудотворная в нем икона» (1885. 33. С. 803-807), «Сведения о Тупичевской чудотворной иконе Божией Матери» архим. Иоанникия (1885. 18/19. С. 404-411), «Чудотворная икона Божией Матери в Могилёвском Братском монастыре» иеродиак. Василия (Жудро) (1892. 8. С. 115-117).

http://pravenc.ru/text/2563896.html

Незадолго до кончины, в сент. 1681 г., И. участвовал в Соборе, созванном в Москве по инициативе царя для увеличения числа епархий в Русской Церкви. И. скончался в столице, на Рязанском архиерейском подворье (находилось на Лубянской пл.). 22 сент. его отпел патриарх Иоаким в сослужении многочисленного духовенства. 30 сент. гроб с телом Рязанского митрополита водным путем был отправлен в Переяславль Рязанский, куда был доставлен 12 окт. Останки И. были погребены в Архангельском соборе Рязанского кремля - усыпальнице Рязанских архиереев, в склепе между сев.-зап. столпом и сев. частью зап. стены. Ист.: Иероним (Алякринский), архим. Рязанские достопамятности: (С примеч. свящ. И. Добролюбова). Рязань, 1889. С. 95-103; он же. Дополнительные о Рязанской епархии сведения. Рязань, 1891. С. 16-17; Шушерин И. Повесть о рождении, воспитании и жизни Свят. Никона, патр. Московского и всея Руси. М., 1997. С. 144, 150, 157-158; Книги окладные монастырям, церквам и часовням Рязанской епархии, учиненные при преосв. Иосифе, митр. Рязанском и Муромском, в 1676 г./Подг.: А. И. Цепков. Рязань, 2004. 2 кн.; Свод письменных источников по истории Рязанского края XIV-XVII вв./Подг.: А. И. Цепков. Рязань, 2005. Т. 3: Акты и грамоты Рязано-Муромской епархии. С. 269-270, 274-288; Т. 4: Города Рязанской земли в источниках XIV-XVII вв. С. 297-298, 456-457. Лит.: Пекарский П. Наука и лит-ра в России при Петре Великом. СПб., 1862. Т. 2. С. 446-447. 405; Строев. Списки иерархов. Стб. 63, 72, 143, 416; Добролюбов В. Село Борисоглебское (Муромского у.)//Владимирские ЕВ. 1888. Ч. неофиц. 5; Титов А. А. Мат-лы для истории Рус. Церкви: Рязанские иерархи//ЧОЛДП. 1891. Кн. 1/2. Отд. 3. С. 41-44; Бриллиантов И. И. Ферапонтов Белозерский ныне упраздненный мон-рь, место заключения Патриарха Никона. СПб., 1899. Прил. 3. С. 16-17, 26, 28, 34, 36, 38-40; Каптерев Н. Ф. Царь и церковные московские Соборы XVI и XVII столетий//БВ. 1906. Окт. С. 344-346, 349, 351-353; Нояб. С. 469; Соловьёв. История. 1991. Кн. 6. С. 259, 261, 262, 264, 269; Дёгтев Ю. А. Рязань православная. Рязань, 1993. С. 96-97; Искусство Рязанских земель. М., 1993. С. 113-114, 133-136; Белоброва О. А. Игнатий//СККДР. Вып. 3. Ч. 2. С. 26; Седов П. В. Закат Московского царства: Царский двор кон. XVII в. СПб., 2006. С. 272, 436.

http://pravenc.ru/text/578477.html

Лит.: Об иерархах Пермской епархии с 1800 до 1860 г. СПб., 1861. С. 85-87; С. П. В. Достопамятный подвиг преосв. Евлампия, 1-го еп. Екатеринбургского, викария Пермского//Пермские ЕВ. 1867. 33. С. 550-554; Суворов Н. И. Ист. сведения об иерархах древне-Пермской и Вологодской епархии: Евлампий Пятницкий, еп. Вологодский и Устюжский//Вологодские ЕВ. 1868. 16. С. 412-422; Еще неск. слов о преосв. Евлампии, бывш. еп. Вологодском//Там же. 19. С. 530-546; Абрамов Н. Евлампий, архиеп. Тобольский и Сибирский: 1852-1856 гг.//Странник. 1869. 3. С. 103-115; Остромысленский Е. Восп. о преосв. Евлампии, бывш. с 1844 по 1852 г. еп. Вологодским, как архипастыре Орловском//Вологодские ЕВ. 1870. 4. С. 138-143; Земляницын С. В., свящ. К истории Пермского викариатства и к биогр. преосв. Евлампия//Пермские ЕВ. 1873. 23. С. 185-190; он же. Восп. о преосв. Евлампии и его пророческое благожелание Екатеринбургу//Екатеринбургские ЕВ. 1888. 2. С. 33-39; Смирнов С. К. История МДА до ее преобразования: (1814-1870). М., 1879; Сулоцкий А. И., прот. Тобольские и Томские архипастыри. Омск, 1881; он же. Соч. в 3 т. Тюмень, 2000. Т. 2. С. 617-619; Духовные деятели Тобольского края//Тобольские ЕВ. 1896. 6. С. 112-113; Шестаков И., свящ. Кр. ист. очерк 100-летия Пермской епархии: (1799 - 16 окт. 1899). Пермь, 1899. С. 182-186; У Троицы в Академии: 1814-1914 гг.: Юбилейный сб. ист. мат-лов. М., 1914 (по указ.); Мангилева А. В. Духовное сословие на Урале в 1-й пол. XIX в.: (На примере Пермской епархии). Екатеринбург, 1998. С. 30-31; Филарет (Дроздов), митр. Призовите Бога в помощь: Сб. писем. М., 2006. С. 513-528. Т. А. Богданова Иконография Сохранились 2 живописных портрета Е., созданные во время его пребывания на Вологодской кафедре худож. Н. И. Катиным. Поясное изображение 1848 г. с авторской подписью: «П: Пиколай Катинъ. 1848 Года», поступившее в собр. ВГИАХМЗ из вологодской кладбищенской ц. Введения Богородицы во храм, имеет репрезентативный характер - иерарх представлен вполоборота влево, в рясе и черном клобуке, на груди - панагия с ростовым образом Божией Матери, орден и звезда св. Анны 1-й степени и орден св. Владимира 3-й степени на ленте, в руках - четки и листы бумаги как указание на авторство духовных сочинений. Судя по надписи на обороте, портрет входил в состав большого комплекса таких произведений («С правой стороны 1 рядъ нижнее м[есто?]. отъ дверей»). Он имеет заказной характер, исполнен в немного суховатой академической манере, с большим профессионализмом в передаче индивидуальной характеристики, использовании оптических приемов цветосветовой нюансировки (голубые рефлексы на коричнево-фиолетовом одеянии). Погрудный портрет Е. из Димитриева Прилуцкого мон-ря, очевидно, является натурным «эскизом» к этому парадному портрету, написан ок. 1848 г. (ВГИАХМЗ). Он представляет епископа в черной рясе и клобуке, с теми же наградами и панагией, с аналогичной трактовкой лица, в более сдержанной колористической гамме.

http://pravenc.ru/text/187171.html

Ист.: ГНИМА. PV 1524-1555; Кр. курс истории рус. архитектуры//Б-ка ЛИСИ. Соч.: Псковский Георгиевский со взвоза храм//Зодчий. 1905. 45. С. 481-483; 46. С. 489-492; Ц. Иоанна Богослова на р. Ишне//Там же. 1906. 38. С. 377-382; 39. С. 385-388; 41. С. 405-407; Псковские звонницы//Там же. 1906. 23. С. 241-243; 24. С. 249-252; 27. С. 281-286; 28. С. 289-294; Колокольный храма Василия Великого в с. Чириково, Московской губ., Коломенского у.//Там же. 1907. 39. С. 409; 40. С. 417; 41. С. 425; Церковь Спаса в Зварине//Там же. 1907. 9. С. 83-85; 11. С. 97-102; Путевые заметки: Коломенское и Дьяково//Там же. 1908. 15. С. 131-133; 16. С. 139-144; Церковь в с. Храпове Рязанской обл.//Зодчий. 1908. 4. С. 23-24; 5. С. 31-36; 6. С. 43-45; Памяти Н. В. Султанова//Там же. 1908. 37. С. 343-346; Кремлевский собор Архангела Михаила в Москве//Там же. 1909. 51. С. 519; Путевые наброски: Село Измайлово//Там же. 1909. 46. С. 445; 47. С. 457; 48. С. 469; Мат-лы по истории рус. архитектуры: Многошатровые церкви Москвы//Там же. 1911. 15. С. 165-174; 16. С. 181-185; Очерк истории московского периода древнерус. церк. зодчества: (От основания Москвы до кон. 1-й четв. XVIII в.). М., 1911; Вознесенская (Исидоровская) ц. в Ростове Ярославском//Зодчий. 1912. 13. С. 123-127; 15. С. 147-152; Планы древнерус. храмов: (Опыт исслед. допетровского церк. рус. зодчества в связи с церк. зодчеством Византии). Пг., 1915; Церковь во имя иконы Казанской Божией Матери в Княжеской долине в Вырице//Зодчий. 1915. 21. С. 211-212; Курс истории рус. архитектуры. Пг., 1916. Т. 1: Деревянное зодчество. Лит.: Проф. М. В. Красовский: Некролог//Архитектура Ленинграда. 1939. 3. С. 79, С. 3 обл.; Славина Т. А. Михаил Витольдович Красовский и рус. ист.-архит. наука//Архит. наследие. М., 1985. Т. 33. С. 259-265; Савельев Ю. Р. Михаил Витольдович Красовский//Три искусства. СПб., 1997/1998. 1. С. 21-22; Защук Г. Храм в честь иконы Казанской Божией Матери в пос. Вырица//Оредеж: Лит.-краевед. альманах. СПб., 2002. Вып. 1. С. 75-84; Попов И. В. Святая Вырица//С.-Петербургские ЕВ. 2003. 28/29. С. 79-102; Красовский Ю. М. Воспоминания об отце//История Петербурга. 2004. 5(21). С. 11-23.

http://pravenc.ru/text/2458983.html

Источниками Жития Г. А., по-видимому, являлись агиографические тексты, хранившиеся во владимирском Успенском соборе,- Житие св. вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича (к нему близки повествования о жизни и кончине Г. А. и о нашествии Батыя), надписи над гробницами кн. Андрея Боголюбского и митр. Максима (являются источниками известий об убиении кн. Андрея и о нашествии Талыча в Житии Г. А.), а также «соборные летописи». 20 июня 1818 г. мощи Г. А. были переложены в новую, серебряную раку, на 6 клеймах к-рой читаются фрагменты его Жития, в этой раке мощи святого почивают до наст. времени. 12 и 15 февр. 1919 г. мощи Г. А. наряду с мощами др. владимирских святых были подвергнуты вскрытию . В протоколе осмотра засвидетельствована исключительно хорошая сохранность св. останков князя (ГА Владимирской обл. Ф. 1826. Оп. 1. 215. Л. 15-16). Священноисп. Афанасий (Сахаров) , присутствовавший при вскрытии, отметил, что «тело святого... было мягким и гибким, и кожу на нем можно было схватить пальцами, она отставала, как у живого» ( Апушкина Е. В. Крестный путь преосвященного Афанасия (Сахарова)//Молитва всех вас спасет: Мат-лы к жизнеописанию свт. Афанасия, еп. Ковровского. С. 35-36). (По преданию, имп. Павел I Петрович , посетивший Владимир, удивлялся хорошей сохранности мощей Г. А., поскольку даже суставы рук святого не утратили гибкости.) Мощи Г. А. вместе с останками др. Владимирских святых были изъяты из собора, возвращены Церкви в 50-х гг. XX в. (до 1958), в наст. время почивают в Успенском соборе Владимира. В 1982 г. имя Г. А. было внесено в Собор Владимирских святых, празднование к-рому установлено по инициативе архиеп. Владимирского и Суздальского Серапиона (Фадеева) . Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 365, 371, 566, 600; Т. 2. Стб. 573-574, 595; Т. 3. С. 34, 223; Т. 6. Вып. 1. Стб. 240; Т. 15. Стб. 256; Т. 25. С. 83; Т. 35. С. 37, 118; Т. 42. С. 27; Революция и Церковь. 1920. 9-12. С. 44 [Акт вскрытия мощей Г. А.]. Лит.: Иоасаф (Гапонов), иером. Церк.-ист. описание владимирских достопамятностей. Владимир, 1857. С. 83; СИСПРЦ. С. 68; Чижов Г. М. , прот. Жития святых блгв. князей Андрея, Георгия и Глеба, Владимирских чудотворцев. Владимир, 18652. С. 16-35; Филарет (Гумилевский). РСв. Кн. 2. С. 267-270; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 135; Голубинский. Канонизация святых. С. 134-135; Серебрянский Н. И. Древнерус. княжеские жития. М., 1915. С. 147-148, 182; Лазарева Н. Ю. «Непобедимые сопротивными силами»: Судьба св. мощей рус. угодников Божиих в XX в.//ДанБлаг. 1998. Вып. 9. С. 29; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. 123. С. 85; Сиренов А. В. Житие Глеба Андреевича//СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 381-384.

http://pravenc.ru/text/165101.html

В нач. XVIII в. М. П. м. находился в упадке. В грамоте, датированной 21 июня 1725 г., так описывается монастырское начальство: «...прежде бывший того монастыря архимандрит Герасим, не проча тому монастырю прибыли, в безумии своем продал монастырские земли немалое число, а по нем и... архимандрит Матвей, будучи в том монастыре, чинил немалое расхищение и крестьянам разорение: монастырский хлеб распродавал и пропил, а иным награждал родственников своих и менял на вино и монастырскими деньгами корыстовался. И от такова де их нестроения и монастырскому имению расхищения тот монастырь пришел в оскудение и монахов в нем осталось малое число, и те престарелые и дряхлые, и в том монастыре для монастырского управления и крестьян охранения стало быть некому» (Мат-лы для истории. 1901. С. 45). Желая искоренить беспорядки и злоупотребления, Синод приписал мон-рь к Рязанскому архиерейскому дому и направил в обитель наместника. Еп. Рязанский и Муромский Сильвестр (Холмский) предложил открыть в стенах обители школу «для учения священнических детей» ( Смирнов. 1901. С. 298). В 1763 г. в М. П. м. приехал ревизор - поручик Тобольского полевого мушкетерского полка Ф. С. Сенявин (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 519). Согласно его рапорту, никаких ранних документов в архиве мон-ря не сохранилось. На территории стояли 3 каменных храма: собор Преображения Господня, теплая Покровская ц. и надвратный храм прп. Кирилла Белозерского. Под Покровской ц., как и ранее, находились хлебня, поварня и 3 кладовые палатки. Упоминается каменная колокольня с 7 колоколами и «при той колокольне русские часы боевые», т. е. куранты. В XVII-XVIII вв. «часы боевые» были только на колокольне муромского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыря . Сенявин подробно описал настоятельский корпус - 1-ю кирпичную гражданскую постройку Мурома. Первый этаж каменного здания занимали 4 кладовые палатки (9×6 саж.; 19×12,7 м), 2-й - 5 келий. Настоятель также имел 4 деревянные кельи, «о двух апартаментах» (6×3 саж; 12,7×6,3 м). В 1763 г. в мон-ре было 7 братских келий в небольшом деревянном корпусе с сенями, 2 деревянные житницы и 2 сушила для хранения сена. Ограда оставалась деревянной - «забрана бревнами длиной на 80, поперек на 16 сажен» (170 на 34 м). Вдоль стен был разбит сад (6.5 га), спускавшийся к реке, «в котором яблони, вишни, малина и овощ садится всякой». В саду стояла деревянная солодовня, внизу - ветхая баня. Опись Сенявина зафиксировала близ мон-ря двор (23×20 саж.; 49×42,5 м), «а в нем конюшня, сарай и прочее деревянное ж, длиной 23 шириной 20 сажен».

http://pravenc.ru/text/2564382.html

В сер. XIX в. на территории совр. В. о. жили ок. 100 протестантов, значительное увеличение их числа произошло в нач. XX в. в результате переселения крестьян из зап. губерний в ходе Столыпинской аграрной реформы, в частности в Никольском у. к 1912 г. поселились более тыс. эстонцев-лютеран. Самоопределение Прибалтийских гос-в после 1918 г. вызвало возвращение эстонцев и латышей в Прибалтику. В 1822 г. упоминается лютеран. община в Вел. Устюге, по-видимому прекратившая существование к сер. XIX в. С 1824 г. известен лютеран. приход в Вологде, 27 дек. 1898 г. в губ. центре была освящена лютеран. ц. в честь Вознесения Господня, в к-рой служил пастор, приезжавший из Ярославля. Осенью 1924 г. кирха была закрыта и передана Латышскому клубу, затем различным общественным орг-циям. В кон. 80-х гг. на территории В. о. действовали 2 общины баптистов , по 1 общине адвентистов седьмого дня и методистов , группы пятидесятников . В 1991 г. в В. о. получило регистрацию объединение евангельских христиан . В наст. время на территории В. о. зарегистрированы 16 объединений христиан веры евангельской (пятидесятников), 6 общин евангельских христиан, 3 - евангельских христиан-баптистов, 3 - адвентистов седьмого дня. В Череповце при общине пятидесятников «Добрая весть» работают приют для детей и гимназия. Иудаизм В кон. XIX в. в Вологде действовала синагога, к-рая была закрыта властями в сер. 20-х гг. В наст. время на территории В. о. зарегистрирована община ортодоксальных иудеев, входящих в Федерацию евр. общин России. Ист.: Памятная кн. Вологодской губ. на 1875 и 1876 гг. Вологда, 1875; Памятная кн. Новгородской губ. на 1876 г. Новгород, 1876; Памятники письменности в музеях Вологодской обл.: Кат.-путев. Вологда, 2001. Ч. 1. Вып. 4: Книжная традиция Кубеноозерья. С. 3-14, 70-75; Население Вологодской обл.: Стат. сб. Вологда, 2004. Лит.: Суворов Н. Вологда в нач. XVIII ст.: Топогр. и стат. очерк//Памятная кн. Вологодской губ. на 1861 г. Вологда, 1862. С. 1-104; Кучкин В. А. Формирование гос. территории Сев.-Вост. Руси в X-XIV вв. М., 1984; Финно-угры и балты в эпоху средневековья. М., 1987 (по указ.); Камкин А. В. Правосл. Церковь на Севере России: Очерки истории до 1917 г. Вологда, 1992; Власова И. В. Вологодская земля и ее население: Этнич. история XII-XX вв.//Вологда: Ист.-краевед. альм. Вологда, 1997. Вып. 2. С. 47-62; Перевалов В. А. , Безгодов А. А. Старообрядцы в Вологодском у. во 2-й пол. XVII в. (неизв. эпизод из ранней истории старообрядчества)//Старообрядчество: история, культура, современность: Мат-лы. М., 2000; Тяпин И. Н. Старообрядчество в Вологде (XVIII - нач. XX в.)//Вологда: Краевед. альм. Вологда, 2000. Вып. 3. С. 218-231; Клюкинова Ю. Г. Католич. диаспора в Вологодской губ. сер. XIX - нач. XX в.//Региональные аспекты ист. пути Православия: арх., ист., методология исслед. Вологда, 2001.

http://pravenc.ru/text/155165.html

Кроме председательства в синоде Е. также возглавлял его «иностранный» отдел, преподавал теорию проповеди и греч. язык в обновленческой Московской богословской академии (открыта в дек. 1923), возобновил издание ж. «Христианин» (с июня 1924). 24 авг. 1924 г. Е. был предоставлен длительный отпуск для «поправления здоровья», он отбыл для лечения в Гагру. По др. сведениям, был отстранен от руководства Тучковым за излишнюю самостоятельность. И. о. председателя обновленческого синода стал бывш. архиеп. Вениамин (Муратовский) , Е. считался «отсутствующим председателем». 19 апр. 1925 г. было официально объявлено об уходе Е. на покой, но он продолжал числиться постоянным членом обновленческого синода до 1934 г. Проживал в пос. Хоста под Сочи, служил в маленькой церкви без диакона и псаломщика. После закрытия церкви занимался подпольной юридической практикой, торговал с лотка. Умер вне общения с правосл. Церковью. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Соч.: Св. апостол и евангелист Иоанн Богослов: Его жизнь и благовестнические труды: Опыт библ.-ист. исслед. Серг. П., 1898, 1911-19122; Соловки: Страничка из дневника паломника. М., 1899; Новооткрытый рукописный Стоглав. Серг. П., 1899; Два дня в Кронштадте. Серг. П., 1900, 19022; О христианском браке. Серг. П., 1901; Иноки на службе ближним//БВ. 1902. Т. 3. 11. С. 305-358; 12. С. 576-635; Пастырь-учитель. Серг. П., 1903; На заре новой церк. жизни. Серг. П., 1905; Царь и Патриарх: К характеристике взаимных отношений//БВ. 1906. 4. С. 739-767 (отд. отт.: Серг. П., 1906); Святые минуты. Серг. П., 1909; На ниве Божией. Серг. П., 1909-1910. 2 т.; Из истории слова. Серг. П., 1909; Свобода печати. Серг. П., 1912; По церковно-обществ. вопросам: [Собр. тр.]: В 3 т. Серг. П., 1913-1915; Религ. жизнь в Америке. Серг. П., 1915. Лит.: Евдоким (Мещерский)//ПБЭ. Т. 5. С. 192-193; Польский. Т. 1. С. 149; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 112-117; Левитин, Шавров. Очерки смуты. С. 125-127, 130, 280, 326, 337-341, 348-352, 397, 405-431, 463-464, 468-470; Акты свт. Тихона. С. 218, 219, 315, 316, 908; Цыпин. История РЦ. С. 74, 104-106, 112-114; Голубцов С., протодиак. МДА в революционную эпоху. М., 1999. С. 16, 20, 21, 23-28, 41-44, 83-86, 162-168, 182, 188, 205-209; Проценко П. Г. Биография еп. Варнавы (Беляева). В Небесный Иерусалим: История одного побега. Н. Новг., 1999. С. 189-194, 216-218, 229-230, 253-254, 511-512; Свящ. Собор Правосл. Российской Церкви, 1917-1918 гг.: Обзор деяний. М., 2002. 2-я сессия. С. 188, 438, 454; 3-я сессия. С. 369-370; Кострома: Ист. энцикл. Кострома, 2002. С. 37; «Обновленческий раскол». С. 80-83, 88, 205-206, 329, 332, 344, 353-358, 393-395, 484, 746-747; Мень А., прот. Библиологический словарь. М., 2002. Т. 1. С. 409-410; Митрофан (Шкурин), игум. РПЦ и советская внешняя политика в 1922-1929 гг.: (По мат-лам Антирелигиозной комиссии)//ВЦИ. 2006. 1. С. 162-175.

http://pravenc.ru/text/Евдокиму ...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010