В 1869-1870 гг., когда архим. Палладий находился в отъезде в связи с участием в экспедиции по заданию Русского географического об-ва, миссией руководил его ближайший помощник И. Предпринял усилия для открытия типографии при миссии, переплетной и резной мастерских, поддерживал деятельность албазинской школы. Арх.: АВП РИ. Ф. Б-ка Азиатского департамента. Оп. 505. Д. 159. Соч.: Поездка в окрестности Пекина по делам распространения христианства//ДБ. 1863. Т. 17. 15. С. 527-536; 16. С. 564-576; То же//Странник. 1863. Т. 2. 4. С. 19-36; То же//Иркутские ЕВ. 1863. 24. С. 364-376; Поездка в дер. Дун-дин-ань для постройки молитвенного дома//Там же. 1864. 2. С. 25-31; 3. С. 45-53; 4. С. 62-69; Материальное состояние правосл. христиан в Пекине//Там же. 1866. 48. С. 529-537; Русско-кит. словарь разговорного языка (пекинского наречия). Пекин, 1867; Иностранные товары, ввозимые в Китай через порты. Пекин, 1868; Краткая кит. грамматика: С прил. о мерах, весах и деньгах (по Матусовскому). Пекин, 1906 3. Пер.: Тэн-ван-гэ: Кит. ода династии Тан. СПб., 1874. Лит.: Николай (Адоратский), иером. Настоящее положение и совр. деятельность правосл. духовной миссии в Китае//ПС. 1884. Ч. 2. С. 376-390; Рудаков А. В. [Рец. на:] Краткая кит. грамматика иером. Исаии. Пекин, 1906 3//Новый край. Харбин, 1906. 206; История и культура Китая: Сб. памяти акад. В. П. Васильева. М., 1974. С. 47 и др.; Скачков П. Е. Очерки истории рус. китаеведения. М., 1977; П. И. Кафаров и его вклад в отечественное востоковедение: К 100-летию со дня смерти: Мат-лы конф./Отв. ред. и сост.: А. Н. Хохлов. М., 1979. Ч. 2. С. 157, 194, 196; Августин (Никитин), архим. СПбДА и Рос. духовная миссия в Пекине: Архим. Гурий (Карпов), 1814-1882//Православие на Дальнем Востоке: 275-летие Рос. духовной миссии в Китае. СПб., 1993. Вып. 1. С. 37-47; Бэй-Гуань: Кр. история Рос. духовной миссии в Китае/Сост.: Б. Г. Александров. М.; СПб., 2006. А. Н. Хохлов Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор " Китайского благовестника "

http://pravenc.ru/text/674840.html

инициалами и сложной разноцветной вязью в заголовках (образцы см.: Джурова А. 1000 години българска ръкописна книга: Орнамент и миниатюра. София, 1981. Табл. 229-231, 235, 239; J. Српске мuhujamype. Београд, 1983. С. 82-83 (рис. 33-35), цв. табл. 75-78). В каллиграфической манере В. Г. работали монахи-книгописцы Рильского мон-ря посл. четв. XV - раннего XVI в. Мардарий и Спиридон, вероятно обучавшиеся у него. Нормы правописания рукописей В. Г. сыграли важную роль в распространении ресавской орфографии среди книгописцев Зап. Болгарии и Македонии. Лит.: Dani i Gj. Rukopis Vladislava gramatika pisan godine 1469//Starine. Zagreb, 1869. Knj. 1. S. 44-85; Сперанский М. Н. Загребският ръкопис на Владислав Граматик//Сб. за народни умотворения. София, 1900. Кн. 16-17. С. 325-338; Спространов Е. Опис на ръкописите в библиотеката при Рилския манастир. София, 1902. С. 43-44, 52-56, 104-114; Лавров П. А. Мат-лы по истории возникновения древнейшей славянской письменности. Л., 1930. С. XIX-XX; Киселков В. Сл. Народността на Владислав Граматик//Отец Паисий: Журнал. 1940. Кн. 2. С. 61-72; он же. Владислав Граматик и неговата Рилска повест. София, 1947; он же. Проуки и очерти по старобългарска лит-ра. София, 1956. С. 309-311; Mo š in V. Cirilski rukopisi Jugoslavenske akademije. Zagreb, 1955. [Vol.] 1. S. 61-67; Климент Охридски. Събрани съчинения. София, 1970. Т. 1. С. 475-478; Т. 3. С. 21-22, 32-33; Данчев Г. Рилската повест на Владислав Граматик и споровете около двете и редакции//Тр. на Великотърновски пед. ин-т «Кирил и Методий». Велико Търново, 1966. Т. 3. 1. С. 49-88; он же. Владислав Граматик - книжовник и писател. София, 1969; Ангелов Б. Три неизвестни ръкописа на Владислав Граматик//Език и лит-ра. 1973. 3. С. 91-93; он же. Из историята на старобългарската и възражденската лит-ра. София, 1977. С. 71-87; Д. Ucmopuja старе српске Београд, 1980. С. 225-226; Зафиров М. Един неизвестен ръкопис на Владислав Граматик//Старобълг. лит-ра. София, 1980. Кн. 6. С. 92-98; Христова Б. Владислав Граматик и българска култура през XV в.//Втори междунар. конгрес по българистика: Доклади. София, 1987. [Т.] 11: Стара българска лит-ра. С. 177-185; она же. Опис на ръкописите на Владислав Граматик. Велико Търново, 1996; Райков Б. Сб. на Владислав Граматик от 1456 г.//Palaeobulgarica. 1991. 4. С. 84-95; J. Списи Дuмumpuja Кантакузина и Владислава Граматика. Београд, 1993. С. 23-27; Podskalsky G. Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien und Serbien, 865-1459. Münch., 2000. S. 352-355.

http://pravenc.ru/text/155003.html

Л. оставался в К-поле бóльшую часть следующего года. В апр. 1368 г. он подписал соборное решение об осуждении ереси Прохора Кидониса (RegPatr, N 2541). В ноябре патриарх вернулся на Восток вместе с имп. посольством. Возможно, с одним из 2 визант. посольств (1366 или 1368) связано известное описание св. мест Палестины Акиндина Пердики, входившего в состав миссии (Описание в стихах иерусалимских Господских чудес и достопримечательностей, сост. Ефесским протонотарием Пердикой/Изд., предисл.: А. И. Пападопуло-Керамевс, пер.: Г. С. Дестунис. СПб., 1890. (ППС; Т. 10. Вып. 2 (29)). Более в источниках Л. не упоминается. Судя по всему, он скончался вскоре после возвращения в Палестину. Ист.: Cantacus. Hist. T. 3. P. 29, 90-104, 167, 357; Максим Симский. История Иерусалимских патриархов//Мат-лы для истории Иерусалимской патриархии XVI-XIX вв. СПб., 1904. Ч. 2. С. 34-36. (ППС; Т. 19. Вып. 1 (55)); Miklosich, M ü ller. Vol. 1. P. 417, 423. N 181; Vol. 2. P. 224-230. N 476. Лит.: Муравьев А. Н. История святого града Иерусалима от времен апостольских и до наших. СПб., 1844. Т. 2. С. 244-248; Леонид (Кавелин), архим. Два правосл. слав. паломника XIV в.// Он же. Три статьи к рус. палестиноведению. СПб., 1889. С. 6-8. (ППС; Т. 6. Вып. 1 (16)); Canard M. Une lettre du Sultan Malik Nasir Hasan à Jean VI Cantacuzène (750/1349)//Annales de l " Institut d " Études Orientales. Alger, 1937. Vol. 3. P. 27-52; Wirth P. Der Partiarchat des Gerasimos und der zweite Patriarchat des Lazaros von Jerusalem//BZ. 1961. Bd. 54. S. 319-323; Nicol D. M. The Confessions of a Bogus Patriarch: Paul Tagaris Palaiologos, Orthodox Patriarch of Jerusalem and Catholic Patriarch of Constantinople in the XIVth Century//JEcclH. 1970. Vol. 21. N 4. P. 289-299; Miller T. A New Chronology of Patriarch Lazarus " Persecution by the Mamluks (1349-1367)//OCP. 1975. Vol. 41. Fasc. 2. P. 474-478; Schreiner P. Byzanz und die Mamluken in der 2. Hälfte des 14. Jh.//Der Islam. B., 1979. Bd. 56. S. 296-304; Nasrallah. Histoire. Vol. 3. T. 2. P. 49, 68-69, 71; Лебедев А. П. Ист. очерки состояния Визант.-вост. церкви от кон. XI до сер. XV в. СПб., 1998. С. 278-279; PLP, N 14350; Панченко К. А. Забытая катастрофа: К реконструкции последствий Александрийского крестового похода 1365 г. на Христианском Востоке//Арабы-христиане в истории и лит-ре Ближ. Востока. М., 2013. С. 202-219.

http://pravenc.ru/text/2462525.html

сб. по случай 1100-годишнината от смъртта му. София, 1969. С. 349-367; Неизвестно произведение на старобълг. поезия//Старобългарска лит-ра: Изследвания и мат-ли. София, 1971. Кн. 1. С. 289-322; Търновската книжовна школа и развитието на химничната поезия в старата бълг. лит-ра//Търновска книжовна школа, 1371-1971: Междунар. симпозиум. Вел. Търново, 11-14 окт. 1971 г. София, 1974. С. 277-309; Старобългарски проложни стихове//Лит. история. София, 1977. Т. 1. С. 44-56; Среднебългарски текст на Търновската служба за Петка Епиватска//Изв. на НБКМ. София, 1978. Т. 14. С. 333-348; Служба за успение на Иван Рилски: (Новооткрита най-ранна редакция от XIII в.)//Изследвания върху историята и диалектите на бълг. език: Сб. в памет на К. Мирчев. София, 1979. С. 217-234; Новооткрита поетична творба от XIII в., посветена на Филотея Темнишка: Предв. съобщение//Лит. история. София, 1983. Кн. 10/11. С. 54-59; Песенното творчество на старобългарския книжовник Наум Охридски//Там же. 1984. Кн. 12. С. 3-19; Приносът на Димитър Кантакузин в развитието на химнографския цикъл за Иван Рилски: (Служби за 1.VII)//Старобългарска лит-ра. 1984. Т. 15/16. С. 74-105; Методиевият канон за Димитър Солунски: (Нови данни за историята на текста)//КМС. 1986. Кн. 3. С. 72-78; Мефодий и Наум Охридский и формирование слав. гимнографической традиции//Symposium Methodianum: Beiträge der Intern. Tagung in Regensburg (17-24 April 1985) zum Gedenken an den 1100. Todestag des hl. Method. Neuried, 1988. S. 421-430; Проблеми на старобълг. поезия. София, 2004. Т. 1. Лит.: Попов Г., Грашева Л. С. Кожухаров на 60 години//Старобългаристика. София, 1994. Год. 18. 4. С. 119-124; Райков Б. Със С. Кожухаров на Света гора//Старобългарска лит-ра. София, 1994. Кн. 27/29. С. 3-9; Милтенова А. С. Е. Кожухаров//КМЕ. 1995. Т. 2. С. 364-366; Турилов А. А. С. Кожухаров: Заметки к портрету ученого//АЕ за 2000 г. М., 2001. С. 236-239; Николова С. В памет на С. Кожухаров// Кожухаров С. Проблеми на старобълг. поезия. София, 2004. Т. 1. С.

http://pravenc.ru/text/1841670.html

Когда секция духовных композиторов Драмосоюза была закрыта, Е. практически лишился средств к существованию. Архивные документы Е. по Драмосоюзу в полной мере отражают отчаянную борьбу этой сильной, несмирившейся личности. Арх.: РГАЛИ. Ф. 675. Оп. 2. 226: Личное дело по Драмосоюзу. Л. 1-1 об. Лит.: Панов С. Е. Церковно-певч. дело: Хроника//РМГ. 1905. 16-17. Стб. 478-479; он же. Рус. певч. празднество в г. Нарве и Гунгербурге//ХРД. 1913. 8. С. 123; Отчет о состоянии Тамбовского епарх. жен. уч-ща в учеб.-воспитательном отношении за 1904-1905 учеб. г.//Тамбовские ЕВ. 1906. 10. С. 164-165; [В. Д.] Церковно-певч. дело: Хроника: Тамбов//РМГ. 1907. 14. стб. 410-414; Корреспонденции...: Тамбов//Муз. труженик. 1907. 17. С. 14; Местная хроника//Тамбовский край. 1907. 9. С. 3; 46. С. 3; 60. С. 2; 156. С. 3; 216. С. 3; 1908. 242. С. 3; 256. С. 2; 280. С. 3; 297. С. 5; 300. С. 3; 301. С. 3; 326. С. 3; 338. С. 3; 386. С. 2; 389. С. 3; 427. С. 3; 436. С. 3; 1909. 426. С. 3; 513. С. 2-3; 528. С. 4; 532. С. 3; 544. С. 3; 556. С. 1-2; 583. С. 2; 600. С. 2-3; 617. С. 2; 691. С. 3; 1910. 823. С. 2; 826. С. 3; 836. С. 2; Бебутов П. Г. Музыка в провинции: Тамбов//РМГ. 1909. 15. Стб. 407; 34-35. Стб. 598-599; Корреспонденции...: Тифлис//ХРД. 1911. 4. С. 101-103; Фуга [Дановский В. И.]. Корреспонденции...: Тифлис//Там же. 1911. 4. С. 105-106; 1912. 4. с. 83; 1915. 3. С. 75-76; Дановский В. И. Отчет о деятельности Тифлисского церк.-певч. об-ва (1909-1912). Тифлис, 1913. С. 15-17, 35-36; Лебедев В. В. Ист. записка о Тамбовском епарх. жен. уч-ще за 50 лет его существования. Тамбов, 1914. С. XI; Товарищеское хоровое изд-во в Петрограде//ХРД. 1915. 10. С. 102; Миловский Ф., свящ. Корреспонденции. Н. Новг. 13 марта//Там же. 1916. 3. С. 79; Кириллова Е. Г. Богослужебные циклы тамбовских авторов кон. XIX - нач. XX в.//Из наследия отеч. композиторов XX в.: Мат-лы творческих собраний молодых исследователей в Союзе моск. композиторов. М., 2004. Вып. 1. С. 25-39. Т. М. Зацепина Рубрики: Ключевые слова: ДАНОВСКИЙ Виктор Игнатьевич (1878 - 1963, Тбилиси), хоровой дирижер, регент, преподаватель, муз. критик, композитор, общественный деятель ДРАГОМИРОВ [Драгомиров-Толстяков, настоящая фамилия Толстяков] Павел Нилович (1880 - 1938), хоровой дирижер, регент, композитор, педагог ИВАНОВ Федор Алексеевич (сер. 50-х гг. XIX в. - 1920), регент, хоровой дирижер, содержатель духовно-певч. капеллы, композитор, преподаватель пения АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог

http://pravenc.ru/text/189921.html

Соч.: Апокрифният Апокалипсис на Йоан Богослов по препис 639 от Синодалната сбирка в Москва//Palaeobulgarica. 1994. Год. 18. 4. С. 64-74 (совм. с Л. Тасевой); Преводачески особености в Книга на прор. Иезекиил по ръкопис F.I.461 от РНБ//Там же. 1995. Год. 19. 4. С. 40-52 (совм. с Л. Тасевой); Двата старобълг. превода на Псевдо-Методиевото Откровение//КМС. 1995. Кн. 10. С. 22-45 (совм. с Л. Тасевой); Древнеболг. перевод Апокрифического апокалипсиса Иоанна Богослова//Slavia. Praha, 1996. Ro. 65. Seš. 3. S. 281-293 (совм. с Л. Тасевой); Композиция на неделните служби в Солунския Октоих//Palaeobulgarica. 1997. Год. 21. 4. С. 37-71; Ранната слав. текстова традиция на Книгата на прор. Иезекиил//Там же. 1998. Год. 22. 2. С. 26-39 (совм. с Л. Тасевой); Среднобългарският превод на Псевдо-Методиевото Откровение//Търновска книжовна школа. Велико Търново, 1999. Т. 6. С. 281-294 (совм. с Л. Тасевой); Праздничные и воскресные блаженны в визант. и слав. богослужении VIII-XIII вв.//Palaeobulgarica. 2001. Год. 25. 3. С. 31-60 (совм. с А. Пентковским); Текстовая традиция чтений из Кн. прор. Иезекииля на Богородичные праздники//Език и история на бълг. средновек. текстове: Сб. в чест на проф. Е. Дограмаджиева. София, 2001. С. 65-80. (КМС; 14) (совм. с Л. Тасевой); За два Октоиха от Библиотеката на Хърватската акад. на науките и изкуствата//Българи и хървати през вековете: Мат-ли конф. София, 20-22 мая 2001 г. София, 2003. С. 66-76; Солунският Октоих в контекста на южнослав. октоиси до XIV в. София, 2004. (КМС; 16); Божието име Адонаи в книжнината на православните славяни през Средновековието//Jews and Slavs. Jerusalem; Sofia, 2005. Vol. 15. P. 297-312 (совм. с Л. Тасевой); Старата латинска заемка скриня//Acta Palaeoslavica. Sofia, 2005. Vol. 2. P. 148-156; За датата на Успението на цар Петър и за култа към него//Тангра: Сб. в чест на 70-годишнината на акад. В. Гюзелев. София, 2006. С. 543-557 (совм. с И. Билярски); Январская служба св. Афанасию Александрийскому в ранней слав. книжности//Многократните преводи в южнослав. средновековие. София, 2006. С. 91-110; Календарът на миней Григ. 1/5 от ОГНБ (втори Добрианов миней)//Християнска агиология и народни вярвания: Сб. в чест на проф. Е. Коцева. София, 2008. С. 83-104; Оригинална славянска творба ли е Службата за св. Михаил Воин?//XXXIV научна конф. на XL семинар за македонски jaзuk, лит-ра и култура. Ckonje, 2008. С. 183-196; The Unedited Oktoechos Canons for Prophets and Martyrs in the Byzantine and Slavonic Tradition//Bsl. 2008. T. 66. N 1/2. P. 139-166 (совм. с D. Getov); Анонимният Канон за архангел Михаил с предполагаем непреводен произход//Црквене cmyдuje. 2009. Год. 5. Бр. 6. С. 203-214; Съставът на киевските печатни минеи в светлината на вековната слав. ръкописна традиция//Старобългарска лит-ра. 2009. Кн. 40/41: Юбилеен сб. в чест на 60-годишнината на проф. К. Станчев и А. Наумов. С. 53-63; Южнославянската литургическа книжнина през XIII в.//ЗРВИ. 2009. 46. С. 351-364.

http://pravenc.ru/text/1238015.html

L " ancien art chrétien de Syrie. P., 1936). М. поддерживал контакты с серб. и рус. учеными. Так, в сопровождении Д. Бошковича он посещал Сербию, вел переписку с Кондаковым, Ф. И. Успенским , Н. П. Лихачёвым, Д. В. Айналовым , В. Н. Бенешевичем, А. И. Некрасовым . Научная деятельность М. была высоко оценена. Так, он являлся кавалером ордена Почетного легиона (16 авг. 1920), членом Академии надписей и изящной словесности (1929), доктором honoris causa Белградского ун-та, членом-корреспондентом РАН и Королевской академии в Белграде, почетным членом Румынской и Афинской академий, Папской римской археологической академии. Основные труды: Le Monastère de Daphni: Histoire, architecture, mosaïques. P., 1899. (Monuments de l " art byzantin; 1); La collection chrétienne et byzantine des hautes études. P., 1903; Recueil des inscriptions chrétiennes de l " Athos/Collab. J. Pargoire et L. Petit. P., 1904; L " art byzantin//Histoire de l " Art/Ed. A. Michel. P., 1905. Vol. 1. P. 127-301; L " art chrétien d " Orient, du milieu du XIIe au milieu du XVIe siècle//Ibid. 1908. Vol. 3. P. 927-962; Monuments byzantins de Mistra: Matériaux pour l " étude de l " architecture et de la peinture en Grèce aux XIVe et XVe siècles. P., 1910. (Monuments d " art byzantin; 2); Monuments de l " Athos. P., 1927. Vol. 1: Les peintures. (Monuments de l " art byzantin; 5); Byzantine Painting at Trebizond/Collab. D. T. Rice. L., 1936; Broderies religieuses de style byzantin/Collab. H. des Ylouses. P., 1939-1947. 2 vol. (BEHER; 55); La Dalmatique du Vatican: Les élus, images et croyances. P., 1945. (BEHER; 60). Список статей см. на сайте www.inha.ft; Письма Г. Милле к Н. П. Кондакову/Публ.: И. Л. Кызласова//Мир рус. византинистики: Мат-лы архивов С.-Петербурга. СПб., 2004. С. 616-640. Лит.: Grabar A. Nécrologie//RES. 1953. T. 30. P. 320-322; idem. G. Millet (1867-1953)//Annuaire de l " École Pratique des Hautes Études. Sec. des sciences religieuses, 1954/1955. P., 1954. P. 11-20; idem. e. a. Catalogue des négatifs de la Collection chrétienne et byzantine fondée par G.

http://pravenc.ru/text/2563214.html

В историю И. вошел также как иконописец-бессребреник. В Свенском мон-ре «безвозмездно и собственным коштом» поновлял иконы и стенопись, в Киеве выделялись средства только на материалы. И. жертвовал большие суммы на восстановление Софийского собора (о чем в 1851 была сделана памятная надпись (не сохр.) вязью на средней арке, примыкающей к главному куполу) и брался производить работы, как отмечал Лебединцев, «из благого усердия, не требуя определенной платы, а хозяйственным образом и со значительным сбережением церковной суммы (для сравнения, из соборной кружки поступило - 98 р. 54 к., вклад Иринарха - 524 р. 47 к.)» ( Лебединцев. 1878. 12. С. 508, 520). Ист.: РГАДА. Ф. 1200. Д. 1824. Рапорты и отношения казначея Свенского мон-ря Смарагда еп. Орловскому и Севскому Никодиму и игум. Венедикту. 1839 г.; ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 2 (мон.). Д. 536; Оп. 1 (общемон.). Д. 721; 723; 944. Лит.: Лебединцев П. Г., прот. Возобновление Киево-Софийского собора в 1843-1853 гг.//ТКДА. 1878. 8. С. 366-403; 12. С. 495-526; он же. Возобновление стенной живописи в Великой ц. Киево-Печерской лавры в 1840-1843 гг.//ЧИОНЛ. 1888. Кн. 2. Отд. 1. С. 34-42; Павлуцкий Г. Г. Медведовский Николаевский мон-рь Чигиринского уезда// Он же. Деревянные и каменные храмы. К., 1905. С. 37-41. (Древности Украины; 1); Вздорнов Г. В. История открытия и изучения рус. средневек. живописи, XIX в. М., 1986. С. 28-35; Лесков Н. С. Мелочи архиерейской жизни//Собр. соч.: В 12 т. М., 1989. Т. 6. С. 237-239; Злотникова И. В. Страницы истории иконописания на Брянщине кон. XVIII - нач. XX вв.//Религия, умонастроения, идеология в истории: Межвуз. сб. науч. тр. Брянск, 1996. С. 100-106; Комова М. А. Иером. Иринарх - орловский иконописец//Сб. Орловского церковного ист.-археол. об-ва. Орел, 1999. Вып. 1(4). С. 91-99; она же. Орловский иером. Иринарх - изограф Киевского митр. Филарета//Орловские ЕВ. 2000. 12(35). С. 39-40; она же. Иконописец-праведник глазами Н. С. Лескова: (На примере жизни иером. Иринарха и Никиты Рачейскова)//Проблемы мировоззрения и творчества Н. С. Лескова: Сб. ст. междунар. науч. конф. Орел, 16-19 марта 2005 г. Орел, 2006. С. 95-110; она же. Монастырский мемориальный портрет Киево-Печерской Лавры в круге традиции польского сарматского искусства: (На примере произведений орловского иером. Иринарха)//Досужий мир: Отдых как форма культурного диалога: Мат-лы II Всерос. конф. проекта «Noblesse oblige». Орел, 25-27 мая 2005 г. Орел, 2006. Вып. 3. С. 239-252; Лonyxiha О. В. Дiяльhicmь та xyдoжhiй напрям лаврськоï ikohonuchoï мaйcmephi в XIX - поч. ХХ ст.//Лаврський альманах. К., 1999. Вип. 2. С. 11-12; Зеленина Я. Э. Портреты-иконы: историческое и сакральное в искусстве XVIII - нач. XX в.// Она же. От портрета к иконе: Очерки рус. иконографии XVIII - нач. XX в. М., 2009. С. 119. Ил. 192-195.

http://pravenc.ru/text/673969.html

Догматы, как истины, созерцаемые верой и рассматриваемые по частям, называются членами веры ρθρα τς πιςεως. В состав откровения, между членами веры, некоторые созерцательные истины – такого рода, что они явлены были разуму и прежде положительного откровения. Апостол говорит о язычниках, что Бог им явил нечто о Себе самом: το γνωςον του Θεου φανερον εςιν εν αυτοις и показывает то, что открыто было язычнику, – невидимая бо Его от создания мира, твореньми помышляема, видима суть, и присносущая сила Его и Божество ( Рим. 1:19, 20 ). При другом случае он оправдывает мысль о Творце и Промыслителя мира словами языческой мудрости: яко же нецыи от ваших книжник рекоша: того бо и род есмы. ( Деян. 17:28 ) 20 . Наставления о таких созерцательных истинах откровение повторяло потому, что разум, как известно и по опыту, по испорченности своей худо понимает их. Понеже в премудрости Божией не разум мир премудростию Бога, благоволил Бог буйством проповеди спасти верующих (Кор. 1:21). Если же естественно, чтобы откровение повторяло для немощного человека наставления природы о созерцательных истинах религии: то ещё более сообразно со свойством откровения Всеблагого Бога научать человека истинам, которых разум сам по себе не знает, как наприм. о тайне восстановления человека падшего ( 1Тим. 3:16 , Кор. 1:18, Кол. 4:3 , Ефес. 5:32 . Мат. 13:11). Настоящее расстройство духа человеческого так велико, что для него необходима особенная помощь Божия; а Бог так велик, так необъятен для ума человеческого, что и явление Его в природе представляет уму нашему много непонятного. Всё земное знание наше, даже при свете христианского откровения, есть только знание частное; полное же знание впереди, в будущей жизни ( 1Кор. 13:9, 13 ). Если Безпредельный Бог , по безпредельной благости Своей, благоволил сообщить людям такие наставления о Себе Самом, которых сам по себе человек никогда не мог узнать и уяснить себе: это есть дело Его благости и человеку остаётся принимать такие наставления с благоговейной благодарностью. Таким образом в откровении различаются созерцательные истины двоякого рода, – истинны естественные или убеждения разума и догматы собственно откровенные или тайны веры. Первые называются смешанными догматами, так как заимствуются из слова Божия и разума, последние чистыми, как принадлежащие одному откровению. § 4. б) По важности их в составе откровения и для нас

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вот что зна­чит: " осуществление ожидаемого " . Итак, если (вера) есть уверенность в предметах невидимых, то как вы хотите увидеть их, чтобы отпасть от веры и праведности, - так как " праведный верою жив будет " ? Если вы хотите увидеть их, то вы уже не верующие. Вы трудились, говорит, вы подвизались; и я говорю это; но потерпите; в этом и состоит вера; не ищите всего здесь. 3. Это сказано евреям, но увещание относится и ко многим из собравшихся здесь. Как и каким образом? К малодушным, к нетерпеливым. Когда они видят, что злые счастливы в делах своих, а они сами несчастливы, то унывают и скорбят, желая наказания и отмщения тем, или ожи­дая себе наград за труды свои. " Еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит " , - говорил тогда Павел. Скажем это и мы малодушным. Наказание непременно будет, непременно придёт; воскресение и всё с ним связанное уже при дверях. Откуда, скажешь, это видно? Не говорю - из пророков, потому что у меня речь не к христианам только; но хотя бы то был язычник, я смело обращаюсь и к нему, предлагаю доказа­тельства и ему, и научу его; а как - послушай. Многое предсказал Христос. Если бы это не сбылось, то ты мог бы не веровать и тому; если же всё это сбылось, то почему ты сомне­ваешься в остальном? Труднее было поверить, пока ничего не сбылось, нежели не верить, когда всё сбылось. Но лучше поясню мысль свою примером. Христос предсказал, что И ерусалим будет взят и подвергнется такому разрушению, какого не было никогда, и что он более уже не будет восстановлен; - и предсказание оправдалось самым делом (Лук. 19:44). Пред­сказал, что будет великая скорбь ( Мат. 24:21), - и сбылось. Предсказал, что проповедь распространится, как посеянное горчичное зерно, - и мы видим, что с каждым днём она более и более распространяется по вселенной (Лук. 13:19). Предсказал, что оставившие отца, или мать, или братьев, или сестёр, будут иметь и отцов и матерей, - и это, как видим, исполняется на деле ( Мат. 19:29). Предсказал: " В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир " (Иоан. 16:33), т.е. никто не преодолеет вас, - и это, как видим сбылось на деле. Предсказал, что " … создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее " , и при том гонимой, и что никто не истребит проповеди ( Мат. 16:18), - и  об (исполнении) этого предсказания свидетельствуют события. Такие предсказания тогда были весьма невероятны. Почему? По­тому, что все они состояли в словах, а доказательств сказанному ещё не было представлено. Теперь же всё это тем больше заслуживает веры.                         

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010