Многие священники называют мат молитвой диаволу. Чем опасен мат в нашей речи? Режиссер Никита Михалков, например, считает, что в кино его запрещать нельзя, без него русский человек вроде как не русский человек. Как Вам кажется? Митрополит Иларион : Я разделяю очень многие мнения Никиты Михалкова, в том числе те, которые он высказывает в своей передаче " Бесогон " , но вот с этим мнением согласиться никак не могу, ибо считаю, что мат не украшает ни произведения искусства, ни литературные произведения, ни человека, который произносит матерные слова. Особенно меня шокирует, когда ругаются матом женщины. Иногда просто идешь по улице, навстречу идут две женщины и разговаривают между собой матом. В этом мне видится что-то очень неправильное. Думаю, что те меры, которые государство приняло в последние годы, и те меры, которые средства массовой информации принимают для того, чтобы очистить информационное пространство от так называемой ненормативной лексики и от матерной ругани, стали приносить свои плоды. Я очень высоко оцениваю то, что в этом направлении делается. Из Евангелия мы знаем, как Спаситель говорил о том, что человек оскверняется только в случае, если он говорит, чего не должно. Фарисеи считали, что человек оскверняется, когда он прикасается к чему-то нечистому, а Иисус Христос указывал, что источник скверны лежит внутри человека. И Он говорил, что " не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека " (Мф. 15:11). Именно этим принципом руководствуемся мы, христиане, в том числе и в отношении к явлениям такого рода, как матерная брань. Слово человека всегда должно нести позитивный заряд, оно должно быть продуманным, взвешенным и чистым от всякого рода скверны. Это то, к чему мы всегда призываем наших прихожан. Я очень рад, что на общегосударственном уровне сейчас проводится линия на искоренение этого пагубного явления, которое отравляет жизнь очень многим людям. Е. Грачева : Владыка, на днях в Россию из Ирака вернулись пятеро детей с территорий, освобожденных от террористов, родители которых в свое время присягнули террористам ИГИЛ. Дети чудом выжили и в итоге остались сиротами. Еще около 20 детей ждут депортацию в Россию. А по данным правозащитников таких маленьких россиян может быть в Ираке несколько сотен. Рамзан Кадыров уже призвал жителей Чеченской республики усыновлять таких детей. А что могла бы сделать Церковь, чтобы и малолетних адаптировать к нормальной жизни, и их новым семьям помочь? Потому что многие россияне высказывают опасения, что мы возвращаем в Россию будущих террористов.

http://religare.ru/2_113420.html

Лит.: Фортунатов Ф. Н. Воспоминания вологжанина о преосв. архиеп. Иринее, пребывавшем на покое в Спасо-Прилуцком Вологодском мон-ре, с присовокуплением извлечений из писем архиепископа//Вологодские ЕВ. 1868. 10. С. 272-279; 12. С. 313-319; 13. С. 347-353; 14. С. 374-384; 15. С. 400-408; 16. С. 423-433; 19. С. 536-539; 20. С. 560-586; 21. С. 597-611; 22. С. 635-641; 23. С. 652-660; 24. С. 677-690; Архиеп. Ириней (Нестерович): Мат-лы для биографии//Пензенские ЕВ. 1869. 19. С. 604-611; 20. С. 635-641; 21. С. 669-673; 22. С. 689-696; 1870. 2. С. 60-66; Пимен (Мясников), архим. Воспоминания. М., 1877. С. 98, 345; Стогов Э. И. Бунт Иркутского архиеп. Иринея//РС. 1878. Т. 23. 9. С. 99-117; Розанов А. И., свящ. Ириней, еп. Пензенский//Там же. 1879. Т. 24. 1. C. 159-163; Мешков Г. И. Амвросий (Орнатский), еп. Пензенский и Саранский//Там же. Т. 25. 8. С. 730; Ириней (Нестерович), архиеп. Иркутский, 1805-1864 гг.: Подлинное дело о т. н. «бунте» его в Сибири в 1831 г.//Там же. 1882. Т. 35. 9. С. 561-586; Т. 36. 10. С. 95-118; Мерцалов А. Е. Отъезд архиеп. Иринея из Вологды: 25 мая 1848 г.//Там же. 1883. Т. 37. 1. С. 175-176; Ириней (Нестерович), архиеп. Иркутский, в 1830-1831 гг.//Там же. Т. 39. 9. С. 559-582; Попов Н. Ириней (Нестерович) в Вологде//Там же. С. 583; Мацеевич Л. С. Кишинёвские предания о Пушкине//Отзывы о Пушкине с юга России: В восп. 50-летия со дня смерти поэта 29 янв. 1887 г. Од., 1887. С. 57-83; Архиеп. Иркутский Ириней (Нестерович): Мат-лы для его биографии/Предисл.: И. А. Вахрамеев. М., 1892; Головщиков К. Д. Иркутский архиеп. Ириней: Биобиблиогр. очерк. Ярославль, 1893. Иркутск, 1894; Титов А. А. Архиеп. Ириней (Нестерович). М., 1905; Ясинский И. И. Помрачение высокопреосв. Иринея//ИВ. 1911. Т. 126. 11. С. 530-551; Титов Ф. И. Киевская академия в эпоху реформ (1796-1819 гг.). К., 1912. Вып. 3; Лесков Н. С. СС: В 11 т. М., 1957. Т. 6. С. 342-344, 346-347, 350, 657; Боннер А. Следы б-ки Нестеровича в Иркутске//Кодры. 1971. 11. С. 148-152; Наумова О. Е. Иркутская епархия, XVIII - 1-я пол. XIX в. Иркутск, 1996; Дворжанский А. И. История Пензенской епархии. Книга первая: Ист. очерк. Пенза, 1999. С. 59-70; Новиков А. П., Барзилов С. И. Святители земли Русской. Саратов, 2000. С. 244-297; Туманик Е. Н. «Бунт» архиеп. Иринея: Причины и тайные пружины//Пробл. истории, рус. книжности, культуры и общественного сознания: Сб. науч. тр. Новосиб., 2000. С. 399-405; Андрушко В. О., Дopohiha Т. О. Нестерович I. Г., чернече iм " я akaдeмiя в iмehax, XVII-XVIII ст. К., 2001. С. 391-392.

http://pravenc.ru/text/674019.html

1907. Т. 1. 1. С. 1-59; К моей учено-лит. биографии и мат-лы для характеристики беспринципной критики//БВ. 1907. Т. 2. 6. С. 401-425; Предстоящий Всероссийский Собор с т. зр. древних Соборов//ДЧ. 1907. 3. С. 336-359; Слепые вожди: Четыре момента в ист. жизни Церкви. М., 1907; Уроки и примеры из истории древних Соборов - применительно к предстоящему Всерос. Собору с т. зр. древних Соборов//ДЧ. 1907. 1. С. 21-62 (отд. отт. М., 1907); Церковная историография в главных ее представителях с IV до XX в. СПб.; М., 1998, 19932, 20013; История Константинопольских Соборов IX в. СПб., 20012; Братья Господни: Исслед. по истории Древней Церкви. СПб., 20042; История греко-восточной Церкви под властью турок. СПб., 20042, 2012. 2 т.; Споры об апостольском символе. История догматов: Церк.-ист. повествования. СПб., 2004; Церковно-исторические повествования из давних времен христ. Церкви. СПб., 20042; «Великий и в малом…»: Исслед. по истории Рус. Церкви. СПб., 2005, 2008; История Византии. М., 2005; История запрещенных книг на Западе. Итальянское духовенство в одну из средневек. эпох: Исслед. по истории Церкви средних веков и Нового времени. СПб., 2005; К моей учено-лит. биографии и мат-лы для характеристики беспринципной критики. СПб., 2005; Христианский мир и эллино-римская цивилизация: Исслед. по истории древней Церкви. СПб., 2005; Церковная история в свете предания: Исслед. по истории древней Церкви. СПб., 2005; Греческие церк. историки IV, V, VI вв. СПб., 20092. Лит.: Елеонский Н. А. Отчет о докторском диспуте экстраординарного проф. МДА А. П. Лебедева//ЧОЛДП. 1879. Т. 2. 6. Отд. 1. С. 679-708; он же. А. П. Лебедев: Кр. биогр. очерк, список тр. М., 1909; Корсунский И. Н. 25-летие учено-лит. деятельности проф. А. П. Лебедева (1870-1895). Список соч. проф. А. П. Лебедева с отзывами на них//БВ. 1895. 11. С. 259-283; Лебедев//ЭС. 1896. Т. 17. С. 415; Добронравов Н. П. A. M. Иванцов-Платонов и А. П. Лебедев. М., 1899; Андреев И. Д. А. П. Лебедев: Некр.//ЖМНП. 1908. Вып. 9/10. С. 56-73; Глубоковский Н. Н. Памяти покойного проф. А. П. Лебедева: Под первым впечатлением тяжелой утраты. СПб., 1908; Покровский А. И. А. П. Лебедев: Некр.//БВ. 1908. 7/8. С. 577-597; Спасский А. А. Проф. А. П. Лебедев//Памяти почивших наставников: ...МДА ко дню ее 100-летнего юбилея (1814-1914). Серг. П., 1915. С. 357-374; Морозов М. А. А. П. Лебедев (1845-1908): Его жизнь и науч. деятельность// Лебедев А. П. Духовенство древней вселенской Церкви. СПб., 1997. С. 5-21. Рубрики: Ключевые слова: АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик

http://pravenc.ru/text/2463205.html

В лицевых святцах русских святых, выполненных мон. Иулианией (Соколовой) по благословению свт. Афанасия (Сахарова) , еп. Ковровского (Загорск, 1959-1962, частное собрание), М. изображен старцем, в рясе, мантии, голова не покрыта (куколь опущен на плечи), в правой руке держит развернутый свиток. Н. А. Зонтиков Ист.: Опись Павло-Обнорского мон-ря Вологодской епархии 1683 г.//ИИАО. СПб., 1865. Т. 5. Стб. 305-307; Суворов Н. Описание Павло-Обнорского мон-ря Вологодской епархии. Вологда, 1866. С. 26, 46; Мат-лы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губ. Отд. 3-й: Костромская и Плесская десятины. М., 1912. Вып. 5; Часовников Р. Возрождается обитель//Сев. правда. 1999. 10 дек. Лит.: Беляев И. Стат. описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 240-241; Зверинский. Т. 3. С. 90; Церкви Костромской епархии: По данным архива Имп. Археол. комиссии. СПб., 1909. С. 68; Упраздненные мон-ри Костромской епархии. М., 1909. С. 31-32; Старинные волости и станы в Костромской стороне: Мат-лы для ист.-геогр. словаря Костромской губ. М., 1909. С. 41; Краткие стат. сведения о приходских церквях Костромской епархии: Справ. кн. Кострома, 1911. С. 230; Зонтиков Н. А. Макариево-Писемский Спасо-Преображенский монастырь: К 600-летию основания обители. Кострома. 2000; Флеров В. Н. Макариев монастырь на Письме и Макариева пуст.//Буйская земля. Кострома, 2002. С. 53-55; 605 лет со дня основания Макариево-Писемского Спасо-Преображенского женского епарх. мон-ря (1400-2005). Б. м., б. г.; Памятники архитектуры Костромской обл.: Кат. Вып. 10: Буйский р-н и Сусанинский р-н. Кострома, 2008. С. 142-147; Монастыри Костромской епархии. Кострома, 2009. С. 218-241. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) ИАКОВ Железноборовский († 1442), основатель Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мона-ря , прп. (пам. 11 апр., 5 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/2561304.html

В Муроме, 2-м по значимости городе епархии, находился двор Л., упомянутый в сотной грамоте 1573/74 г.: «На посаде… в Успенской улице двор владыки Резансково, а живут на нем десятильники» ( Кучкин В. А. Мат-лы для истории русского города XVI в.: Выпись из писцовых книг г. Мурома 1566 г. и муромская сотная 1573/74 г.//АЕ за 1967 г. М., 1969. С. 308). В Ряжске приказчики по царскому указу выделили место для построения дома для приезжающих владычных десятинников ( Филарет (Гумилевский), архиеп. Рязанские иерархи//ХЧ. 1859. 5. С. 369; Мат-лы для истории Рязанской епархии//Рязанские ЕВ. 1879. Приб. 11. С. 281). Л. сохранял связи с обителью, где был пострижен. Во вкладной книге Иосифова мон-ря говорится о его вкладе в обитель в размере 1240 р. ( Титов А. А. Вкладные и записные книги Иосифова Волоколамского монастыря XVI в. и упраздненные монастыри и пустыни в Ярославской епархии. М., 1906. С. 65). Это был самый значительный из денежных вкладов, когда-либо сделанных волоколамскими пострижениками. Имя Л. было внесено в Кормовую книгу мон-ря ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 399). По благословению Рязанского владыки был переписан комплект богослужебных Миней, содержащих в т. ч. службы «новым чудотворцам»; Минеи иерарх пожаловал затем Иосифову мон-рю ( Иосиф [Левицкий]. 1882. С. 14-15; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 2001. Т. 2. С. 417-419). Ему же скорее всего принадлежит еще один книжный вклад в монастырскую б-ку: «Канунник в осминку… прислал владыка Резанской» (КЦДР. 1991. С. 93). Б. М. Клосс атрибутирует Л. сборник РГБ. Вол. 523, в который помещено произведение рязанской литературы XVI в.- «Повесть о Николе Зарайском». Сборник можно датировать 1573 г., временем архиерейской хиротонии Л. В рукописном сборнике РГБ. Вол. 566 1-й пол. XVI в. с материалами к Стоглавому Собору 1551 г. имеется запись старца Евфимия (Туркова): «Сий соборник владыки Леонида Рязанского и Муромского, переделан лета 7084-го месяца июня 2 дня» ( Иосиф [Левицкий]. 1882. С. 217); очевидно, рукопись с текстами, в к-рых обсуждался вопрос о монастырском землевладении (в т. ч. «Собрание некоего старца» Вассиана (Патрикеева) ), была отреставрирована по распоряжению Л. в 1576 г.

http://pravenc.ru/text/2463443.html

дискриминаций. Был также одобрен «Регламент Всеправославных предсоборных совещаний», выработанный Межправославной подготовительной комиссией 1986 г. Совещание составило повестку дня IV Всеправославного предсоборного совещания, к-рому предстоит изучить и принять решения по 4 связанным между собой темам: правосл. диаспора, автокефалия и способ ее провозглашения, автономия и способ ее провозглашения, диптихи. Когда по этим темам будет достигнуто единое мнение, должно собраться IV Всеправославное предсоборное совещание, после него уже можно планировать созыв Св. и Великого Собора Восточной Православной Церкви. Тематика предстоящего IV Всеправославного совещания изучалась на заседаниях Межправославной комиссии 10-17 нояб. 1990 г., 7-13 нояб. 1993 г., 1-2 марта 1999 г., на конференции канонистов 9-14 апр. 1995 г. 21 янв. 2004 г. на встрече с Папой и Патриархом Александрийским и всей Африки Петром VII Патриарх Московский и всея Руси Алексий II подчеркнул важность проведения В. С. и выразил пожелание его скорейшего созыва. Арх.: Архив ОВЦС МП. Переводы мат-лов предварит. Совещаний: Протоколы Подгот. комиссии Св. Правосл. Церквей, собравшейся в Свящ. Великой Ватопедской обители на Св. Горе 8-23 июня 1930 г.: Пер. с греч. К-поль, 1930. (Маш.); Проекты результативных документов Комиссии при Свящ. Синоде РПЦ по разработке каталога тем Всеправосл. Предсобора. М., 1968. (Маш.); На путях к Великому Собору: Докл. Межправосл. подгот. комиссии на 6 тем 1-го этапа. Шамбези, 1971; Межправосл. подгот. комиссия Св. и Великого Собора 16-28 июля 1971 г. Шамбези, 1973; 1-е Всеправосл. предсоборное совещание. Шамбези, 21-28 нояб. 1976 г.: Протоколы-тексты. 1976 г.; Очерк Св. Болгарской Правосл. Церкви: «Православное монашество». Шамбези, 1982; 2-е Всеправосл. предсоборное совещание. Шамбези, 1985; Межправосл. подгот. комиссия 15-23 февр. 1986 г. Шамбези; 3-е Всеправосл. предсоборное совещание: Протоколы и тексты. Шамбези, 28 окт.- 6 нояб. 1986 г.; Межправосл. подгот. комиссия Св. и Великого Собора 10-17 нояб. 1990 г. Шамбези, 1991; Межправосл. подгот. комиссия Св. и Великого Собора, 7-13 нояб. 1993 г. Шамбези, 1994. Лит.: Всеправосл. совещание на о. Родосе: [Подборка мат-лов]//ЖМП. 1961. 11. С. 5-29; 3-е Всеправосл. совещание (Родос, 1-15 нояб. 1964 г.)//Там же. 1964. 12. С. 1-5; Заявление главы делегации РПЦ на Всеправосл. совещании в Женеве//Там же. 1968. 7. С. 7-8; Комиссия по подготовке Всеправосл. Собора продолжает свою работу//ИБ ОВЦС МП. 1999. 3. С. 29-30; Скобей Г. Н. Межправосл. сотрудничество в подготовке Св. и Великого Собора Восточной Правосл. Церкви//ЦиВр. 2002. 2 (19). С. 54-199. Г. Н. Скобей Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ (Суханов Антон Путилин; † 1668), келарь Троице-Сергиевой монастыря, дипломат, писатель, заведовал Московским Печатным двором

http://pravenc.ru/text/155530.html

Катакомбная Церковь в советской России. 1947 Благодатна ли советская Церковь ? Дж. 1948. стр. 22. Икона всех святых в земле российской просиявших. М. 1948. стр. 80. Положение Церкви в советской России. Н-Й. 1951 Краткий Обзор истории русской Церкви от революции до наших дней. Н-Й. 1952. стр. 180. Краткий конспект лекций по психологии. Дж. 1960, стр. 45. Православно-христианское нравственное богословие. Дж. 1966. стр. 148. АНДРОНИК. Архимандрит. «Ельпидинский» 1894–1958 Родился 3 ноября в Петрозаводске в семье священника. Окончил Петрозаводскую семинарию. Поступил добровольцем в Армию в 1914 г. Покинул Россию в 1920 г. Переехал во Францию в 1923. Участвовал в Рус. Студ. Христ. Движении. Окончил Богословский Институт в Париже. Принял монашество 3.11.1925 и посвящен в иеромонаха. Был приходским священником во Франции до 1931 г., уехал в Южную Индию, где 18 лет работал миссионером, помогая Православной Церкви Траванкора. В 1949 г. переехал в Соединенные Штаты, где и умер. Восемнадцать лет в Индии. Буэнос-Айрес, 1959. стр. 357. АНДРОНИКОВ. Константин Есеевич, Князь. 1916 Родился 16 июля в Петрограде. Покинул Россию в 1920 г. Окончил Сорбонну в 1941 г. и Православный Богословский институт в 1944. Главный переводчик при французском министерстве Иностранных Дел. Перевел на французский язык богословские труды о. Сергия Булгакова . Le sens des fetes. P. 1970. 309 pp. Les Notes apologetlques. Гот. К печати.» АНИЧКОВ. Евгений Васильевич. 1861–1938 Преподавал в Петербургском университете. Профессор университета в Скоплье. Статьи по литературе, фольклору и религии. Новая русская поэзия. Б. 1923. стр. 142. 2-ое изд. 1972. Мат. Биб. I.Бл. 1931. Мат. Биб. II. Бл. 1941. АНТОНИЙ. Митрополит Киевский и Галицкий. «Алексей Павлович Храповицкий». 1863–1936 Родился 17 марта. Сын помещика Новгородской губернии. Окончил Петербургскую Духовную Академию и в том же году постригся в монашество 1885. Ректор Московской Духовной Академии, 1890–189. Ректор Казанской Академии, 1894–1900. Епископ Уфимский 1900–1902, Волынский 1902–1914, архиепископ Харьковский 1914–1917. Митрополит Киевский 1917. Один из трех кандидатов на избрание в патриархи на Соборе 1917–1918 г. Покинул Россию в 1920 г. Возглавлял Русскую Зарубежную Церковь «Синодальную» 1921–1936. Умер 8 августа в Белграде.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

«Католикон» (1460), соч. Иоанна Бальба Генуэзского, состоящее из лат. грамматики и словаря (373 стр. in folio, каждая в 2 столбца), - первое самостоятельное издание Г. после разрыва с Фустом и Шеффером. «Католикон» издан самым мелким из шрифтов (размер 11 пунктов); известно более 100 экз. К группе изданий малого объема, уступающих полнообъемным в типографском отношении, относятся календари - «Турецкий» (1454), «Кровопускательный и слабительный» (1456) и др., а также «Provinciale Romanum» (1456) - список епископств католич. Церкви. К. Вемер и др. считают, что эти издания были изготовлены не Г., а неким «неизвестным печатником». Из-за анонимности изданий, традиционно связываемых с именем Г., а также притязаний Нидерландов на изобретение книгопечатания возник «гутенберговский вопрос», к-рый в наст. время сводится в основном к проблемам атрибуции, локализации и датировки приписываемых Г. изданий. Лит.: Zedler G. Gutenberg-Forschungen. Lpz., 1901; idem. Die älteste Gutenbergtype. Mainz, 1902; idem. Die sogenannte Gutenbergbibel sowie die mit der 42-zeiligen Bibeltype ausgeführten kleineren Drücke. Mainz, 1929; Киселев Н. П. Изобретение книгопечатания и первые типографии в Европе//Ист. журнал. 1940. 9. С. 77-89; Schneider H. Der Text der Gutenbergbibel: Zu ihrem 500-jährigen Jubiläum untersucht. Bonn, 1954; Люблинский В. С. На заре книгопечатания. Л., 1955; Ruppel A. Johannes Gutenberg: Sein Leben und sein Werk. Nieuwkoop, 19673; Lülfing H. Johannes Gutenberg und das Buchwesens des 14. und 15. Jh. Lpz., 1969; Варбанец Н. В. Йоханн Гутенберг и начало книгопечатания в Европе: Опыт нового прочтения мат-ла. М., 1980; Немировский Е. Л. Иоганн Гутенберг, ок. 1399-1468. М., 1989; он же. Изобретение Иоганна Гутенберга: Из истории книгопечатания: Техн. аспекты. М., 2000; он же. Иоганн Гутенберг, ок. 1399-1468: Источниковедение и историография. Истоки. Жизнь и деятельность. Издания. М., 2001; Долгодрова Т. А. 42-строчная Библия Гутенберга из РГБ как выдающийся памятник печати//Книга: Исслед. и мат-лы. М., 1996. Вып. 73. С. 125-140.

http://pravenc.ru/text/168436.html

Лит.: Манифест по поводу рождения наследника великого князя Алексея Николаевича 11 августа 1904 г. СПб., 1904; Его императорское высочество наследник цесаревич и великий князь Алексей Николаевич. СПб., 1911; Детство наследника цесаревича Алексея Николаевича. М., 1913; Ильменский А. Его императорское высочество наследник цесаревич и великий князь Алексей Николаевич, 1904-1914: К десятилетию со дня рождения. СПб., 1914; Под благодатным небом. Серг. П., 1914; Жильяр П. Трагическая судьба русской императорской фамилии. Ревель, 1921; он же. Император Николай II и его семья. Вена, 1921. М., 1991р; он же. Тринадцать лет при Русском Дворе. П., 1978; он же. Трагическая судьба Николая II и царской семьи. М., 1992; Gibbes C. Tutor to the Tsarevitch: Comp. from the papers of Charles Sydney Gibbes (adopted father): Illustrations, documents and textes. L., 1975; Светлый отрок: Сб. ст. о царевиче-мученике Алексее и других царственных мучениках. М., 1990; Eug é nie de Gr è ce. Le Tsarevitch: Enfant martyr. P., 1990; Непеин И. Цесаревич Алексей и его письма//Отечество: Краевед. альманах. М., 1992. Вып. 3. С. 207-231; Бернс Б. Алексей: Последний царевич: Пер. с англ. СПб., 1993; Галанина Н. В. Госпиталь Зимнего дворца. Записки сестры милосердия//Наше наследие. 1993. 28. С. 69-79; О ходе воспитания и занятий наследника престола Алексея//Педагогика. 1995. 3. С. 107-108; Определения Священного Синода//ЖМП. 1998. 4. С. 10; К проблеме «екатеринбургских останков»: [Мат-лы]//Там же. С. 30-49; Боханов А. Н. Николай II. М., 1998; Хереш Э. Цесаревич Алексей: «Почему я не могу быть таким, как другие дети...». Р.-н/Д., 1998; Цесаревич: Документы. Воспоминания. Фотографии/Сост., предисл.- О. Барковец, А. Крылов. М., 1998; Тайны Коптяковской дороги: Дело веры: Мат-лы к рассмотрению вопроса о так называемых Екатеринбургских останках, предположительно принадлежащих к членам царской семьи и верным слугам их. М., 1998; Канонизация святых в XX в./Комиссия Священного Синода Русской Православной Церкви по канонизации святых. М.,1999.

http://pravenc.ru/text/64616.html

Лит.: Полемика П. П. Мироносицкого и Н. Ч. Зайончковского: Нахимов Н. К истолкованию некоторых священных церковнославянских текстов//ПрибЦВед. 1911. 51/52. С. 2287-2291; Мироносицкий П. П. Тропари 4й песни пасхального канона: По поводу предложенного г. Н. Нахимовым нового перевода тропаря «Мужеский убо пол…»//Там же. 1912. 3. С. 113-117; он же. Ясное и сокровенное в богослужебных песнопениях: Заметки по поводу кн. Н. Нахимова «Молитвы и песнопения правосл. молитвослова…»//Там же. 1913. 2. С. 90-99; 3. С. 142-149; он же. Несколько примечаний к антикритике г. Нахимова//Там же. 12. С. 588-589; он же. Ясное и сокровенное в богослужебных песнопениях: [Заметки по поводу кн. Н. Нахимова «Молитвы и песнопения правосл. молитвослова (для мирян) с пер. на рус. яз., объяснениями и примеч.». СПб., 1912.] СПб., 1913; Милевский О. Н. Двадцатипятилетие Рижской Александровской гимназии. Рига, 1893; М. А., свящ. [Рец. на:] Молитвы и песнопения Правосл. Молитвослова (для мирян), с переводом на рус. яз., объяснениями и примеч. Николая Нахимова. СПб., 1912//Богосл. библиогр. листок. К., 1913. 2. С. 55-58; Падение царского режима: Стеногр. отчеты допросов и показаний, данных в 1917 г. в Чрезвычайной следств. комис. Временного правительства. Л., 1926. Т. 4. С. 222-227 [показание С. П. Белецкого]; Жевахов Н. Д. Воспоминания. М., 1993. Т. 1; Кирьянов Ю. И. Переписка правых и другие мат-лы об их деятельности в 1914-1917 гг.//ВИ. 1996. 7. С. 106-129; он же. Переписка и другие документы правых 1911-1913 гг.//Там же. 1998. 10. С. 94-110; 1999. 11. С. 102-130; он же. Власть и крайне правые партии: Запись беседы Дворцового коменданта В. А. Дедюлина (1908 г.) и Записка члена Совета министра внутренних дел Н. Ч. Зайончковского (1913 г.)//ИА. 2000. 1. С. 85-108; Толстой И. И. Воспоминания министра народного просвещения, 31 окт. 1905 г.- 24 апр. 1906 г. М., 1997 (указ.); Правые партии: Док-ты и мат-лы 1905-1917 гг. М., 1998. 2 т. (указ.); Балашов Н., прот. На пути к литургическому возрождению. М., 2001 (указ.); Кравецкий А. Г., Плетнева А. А. История церковнославянского языка в России (кон. XIX-XX в.). М., 2001. С. 81, 92, 125-139, 219, 275-292; Локшин А. «Еврейское царство на Святой Земле?»: Реакция РППИО на Декларацию Бальфура//Лехаим. М., 2006. 12(176). С. 22-27.

http://pravenc.ru/text/182487.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010