ЧЛЕН II. О СОВЕРШЕНИИ ГОСПОДОМ ИИСУСОМ ХРИСТОМ НАШЕГО СПАСЕНИЯ ИЛИ О ТАИНСТВЕ ИСКУПЛЕНИЯ § 143. Каким образом Господь Иисус совершил наше спасение? Пришедши на землю, чтобы спасти нас (Мат. 18, 11), Господь Иисус сам благоволил называть свой великий подвиг, чрез который Он, действительно, спас нас, служением человеческому роду: Сын человеческий не прииде, говорил Он, да послужат ему, но послужити, и дати душу свою избавление за многих (Мат. 20, 28; Марк. 10, 45 ). В чем состояло это служение Его, – показывает самое Его имя Мессии или Христа, помазанника, – имя, которое издревле в Церкви Божией давалось только лицам, помазанным от Духа Святого: пророкам ( 3Цар. 19, 16 ), первосвященникам ( Исх. 30, 30 ), царям ( 1Цар. 10, 1; 16, 13 ), и которое, в преимущественном смысле, усвоено Ему, нашему Господу, как помазанному, по человечеству, от Бога елеем радости паче причастник своих ( Ис. 61, 1 ; Пс. 44, 8 ; Лук. 4, 18–20 ; Деян. 10, 38 ) 311 , и как совместившему в одном Лице своем, в превосходнейшей степени, все три означенные вида помазания, и пророческого, и первосвященнического, и царского 312 . Он спас нас: а) как пророк, давши нам свет и разум, да познаем Бога истиннаго, и да будем во истиннем Сыне его Иисусе Христе ( 1Иоан. 5, 20 ); б) как первосвященник, принесши самого Себя в жертву за грехи мipa, и таким образом удовлетворив за нас Правде Божией; в) как царь, разрушив державу смерти и ада, и приявши от Отца всяку власть на небеси и на земли (Мат. 28, 18), да даст нам живот вечный ( Иоан. 17, 2 ). Т. е. Господь Иисус совершил наше спасение чрез тройственное свое служение человеческому роду: пророческое, первосвященническое и царское. 311 «Он по причине помазания от Св. Духа назван Христом. Но помазан Он не как Бог, а как человек. Если же Он помазан, как человек: то по воплощении Он и назван Христом» (Феодорит. кратк. Изл. Бож. догм, гл. 11, в Хр. Чт. 1844. IV, 314). «Мы говорим, что Слово тогда получило название Христа Иисуса, когда Оно стало плотию. Поскольку Господь помазан от Бога и Отца елеем радости, или Духом: то посему самому и называется Христом. А что помазание совершилось над человечеством, в этом не усомнится никто из правомыслящих (Кирилл алекс. в письме к цариц., у Дамаск. Точн. Изл. пр. верьг, IV, гл. 6, стр. 29). «Мы утверждаем. что Сын Божий – Слово Божие стал Христом (помазанником), как скоро вселялся в утробу святой Приснодевы, стал плотию без изменения Божества, и плоть помазана была Божеством» (Дамаск., там же). См. такую же мысль у св. Кирилла иерусалимского (поуч. тайновод. III, п. 2, стр. 450) и св. Григория Богослова (слов. о Богосл. IV, в Тв. св. Отц. III, 101).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Литература Веселов Е. , свящ. Ложные пророчества о будущем в свете Христовой истины: православная оценка эсхатологических доктрин баптистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня и свидетелей Иеговы. М.: Изд-во «У Никитских ворот», 2019. Давыденко О., прот. Догматическое богословие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. Доброцветов П. К. Священное Писание как предмет созерцания у прп. Максима Исповедника //Экзегетика и герменевтика Священного Писания : Сб. мат-лов I и II Богословских научных конференций, проходивших в МДА 27.10.2005 и 22–23.11.2006. Кафедра библеистики Московской православной духовной академии, 2007. Вып. 1. С. 62–75. Доброцветов П. К. Таинственное присутствие Христа в святых по апостольскому и святоотеческому учению//Материалы кафедры богословия: 2010–2011 годы. Сергиев Посад: Московская Православная Духовная Академия, 2011. С. 228–282. Доброцветов П. К. Учение о ступенях последовательного развития греха, добродетели и богопознания в экзегетическом произведении прп. Максима Исповедника «Вопросы и затруднения»//Экзегетика и герменевтика Священного Писания : Сб. мат-лов I и II Богословских научных конференций, проходивших в МДА 27.10.2005 и 22–23.11.2006. Кафедра библеистики Московской православной духовной академии, 2007. Вып. 1. С. 76–85. Дробот В. Г. Учение Жана Кальвина о Евхаристии в контексте межпротестантской полемики 50–60-х годов XVI столетия: Дис. канд. богословия. М.: ПСГТУ, 2014. Иванов М. В. Источники богословия российского баптизма//Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2011. 3/4. С. 242–246. Конь Р. М. Несостоятельность сектантского герменевтического принципа «Писание изъясняет само себя» (на примере баптизма)//Вопросы богословия. 2019. 1. С. 140–157. Конь Р. М. Православная миссия среди сект. Часть I//БВ. 2018. 29. 2. С. 203–232. Конь Р. М. Православная миссия среди сект. Часть II//БВ. 2018. Т. 30. 3. С. 185–204. Конь Р. М. Представление баптистов о благодати//Сретенский сборник. Научные труды преподавателей СДС. Вып. 3/Сретенская духовная семинария; Под. общ. ред. архим. Тихона (Шевкунова). М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2012. С. 81–94.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/otli...

Разделы портала «Азбука веры» Что нужно читать, либо делать, что бы исповедатся? И есть смысл просить прощения лично в молитве? 350 15.11.2022 Церковь Теперь подробно: Я новенький в вере так сказать (подросток) и хотел исповедать грех который я хотел уже тогда присечь (мат), подошёл я значит исповедаться  но меня спросили “Как готовился?” я не знал что сказать и  мне сказали что мол надо читать духовную литературу, и всё в таком духе (Так как я мальчик не скандальный я промолчал, подумав может Бог сказал через него что рано ещё.) Я не спорю, рано ещё как, но ведь когда-нибудь да придётся). И из этого вытекает вопрос: Что делать что бы исповедаться правильно? И почему если я хочу проститься с каким-то грехом, я должен подготавливаться к этому как к экзамену? 6 Ответов Начинать воцерковление в юном возрасте вовсе не “слишком рано”, а как раз. Так было и у меня. Перед исповедью стоит почитать литературу, связанную с этим Таинством, чтобы понимать, что нужно говорить По-видимому посчитали, что Вы готовитесь к Причастию, потому спросили о подготовке. Причастие требует молитвенной подготовки по особым текстам, в том числе перед Причастием необходима ещё исповедь. Но для самой исповеди готовиться не нужно. Подойдя к священнику скажите ему: “я не Причащаюсь, хочу только исповедываться”. В храмах продают небольшие недорогие книжки — “В помощь кающимся/подготовка к исповеди”. В них перечислены разного типа грехи. Просмотрите и отметьте их под карандаш.  И потом священнику на исповеди назовете, в том числе и сквернословие (мат). Бог Вам в помощь! Наверное, священник предполагал, что Вы планируете причащаться, об этом и спросил. Надо было ответить, что Вы желаете только исповедоваться без причастия. Подготовка к исповеди предполагает: заранее продумать свои грехи, внутренне раскаяться в них, попросить у Бога помощи, чтобы с ними побороться. Идите в следующий раз на исповедь к другому священнику, который не будет “давить” на вас подобным образом. Просто скажите ему, что на вашей совести лежат грехи, и вы хотели бы освободиться от них через исповедь. Объясните, что вы находитесь только на пути к Богу, и еще многого не знаете, но это для вас очень важно. Не пытайтесь употреблять в процессе исповеди каких-то “правильных” церковно-славянских выражений, которые якобы придают речи особенное благочестие, а на самом деле чаще всего только затуманивают смысл. Расскажите все, как есть, как чувствуете, ясным и понятным, вежливым русским языком.

http://azbyka.ru/vopros/chto-nuzhno-chit...

Разделы портала «Азбука веры» В Евангелие от Марка (гл.11:12–14) сказано о смоковнице, на которой Господь не нашёл плодов “… ибо ещё не время было собирания смокв”. Если было не время, то почему Господь хотел от неё плода? И почему (или за что?) Он её проклял? И далее (гл.11:20–22) Пётр указывает на эту смоковницу Христу и говорит, что она засохла. А Христос отвечает Петру совсем не о смоковнице, а о вере, молитве, прощении (Гл.11:22–26). Как это связано: ответ Христа и вопрос Петра о смоковнице? Похожие вопросы 6 Ответов Господь использовал смоковницу лишь как наглядное пособие для проповеди. В Библейской пророческой традиции дерево (плодоносное, или наоборот, бесплодное) часто употребляется ка образ человека или народа — благочестивого, или, наоборот, нечестивого. Например, о праведнике сказано, что «И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет» ( Пс.1:3 ) У пророка Исайи народ с упреком сравнивается с виноградником: «Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды?» ( Ис.5:4 ) У пророка Иезекииля народы также сравниваются с деревьями «И узнают все дерева полевые, что Я, Господь, высокое дерево понижаю, низкое дерево повышаю, зеленеющее дерево иссушаю, а сухое дерево делаю цветущим: Я, Господь, сказал, и сделаю. ( Иез.17:24 ) Святой Иоанн Креститель сравнивает грешников с бесплодными деревьями, которым грозит быть срубленными: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мат.3:10) Таким образом чудо о смоковнице — это грозное знамение, которое было вполне понятно современникам Иисуса. Религиозные вожди народа сделались бесплодным деревом, над которым нависло осуждение. Интересный поучительный эпизод о нашем человеческом состоянии.  Мне страшно от этого. Я бесплоден перед Богом, не имею ещё плодов от добрых дел. На земле мои дела пронизаны тщеславием, в них нет добра.

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-gospod-p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Литургические груз. памятники Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение. Тифлис, 1908 Лопарёв. Каталог алекс. патриархов Лопарёв Хр. [Каталог патриархов Александрийской Церкви]//Порфирий (Успенский), еп. Александрийская Патриархия: Сб. мат-лов, исслед. и записок. СПб., 1898. Т. 1. С. I-CXXVII Лопухин. Толковая Библия Толковая Библия: В 11 т./Под ред. А. П. Лопухина, Н. Н. Глубоковского. СПб., 1904-1911. Стокгольм, 1987р. 11 т. в 3 пер. Лосский В. Лосский В. Н. МАК Материалы по археологии Кавказа. М., 1888-1914. 14 вып. Макарий. Макарий (Булгаков), митр. Малиновский. Догмат. богословие Малиновский Н. П., свящ. Православное догматическое богословие. Х.; Ставрополь; Серг. П., 1895-1909. Ч. 1-4 Мансветов. Устав Мансветов И. Д. Устав Иерусалимский и его судьба на Востоке и в землях славянских//ПрТСО. 1884. Ч. 34. С. 466-564 Мануил. Мануил (Лемешевский), митр. МАР Материалы по археологии России, изданные Императорской Археологической комиссией. СПб., 1866-1918. 1-37 Маркелов. Святые Др. Руси Маркелов Г. В. Святые Древней Руси. СПб., 1998. Т. 1: Святые Древней Руси в прорисях и переводах с икон XV-XIX вв.: Атлас; Т. 2: Свод описаний; [Т. 3]: Прориси и переводы с икон из собрания Пушкинского Дома Мартиролог «Бутово» Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД «Объект Бутово» 08.08.1937 - 19.10.1938. М., 1997 Мастера художники XVII в. Мастера художники золотого и серебряного дела, алмазники и сусальники, работавшие при Патриаршем дворе в XVII в. М., 1914 МДИР Материалы для истории раскола за первое время его существования/Изд.: Н. И. Субботин. М., 1875-1895. 9 т. Меликишвили. К истории Меликишвили Г. П. К истории Древней Грузии. Тбилиси, 1959 (на груз. яз.) Менабде. Очаги Менабде Л. В. Очаги древнегрузинской литературы. Тбилиси, 1962, 1980. 2 т. (на груз. яз.) Мерчуле. Житие Георгий Мерчуле. Житие св. Григория Хандзтийского//ТРАГФ.

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=12

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_24336.html 26 декабря 2005 Рудольф Колчанов Дата значения не имеет Как появился праздник Рождества Источник:  http://www.ruskur.ru Русский курьер Привычный в наши дни красный костюм Санта-Клауса появился только в 1931 году благодаря художнику, который создал знаменитую рекламную картинку для " Кока-колы " . Европа опять в рождественском сиянии. Дома и целые улицы опутаны гирляндами многоцветных лампочек, елочные базары придают городам колорит хвойных перелесков Сам вопрос: " Что же празднуется? " , звучит просто кощунственно – конечно, Рождество Христово. Между тем взглянем в историю. В 274 году римский император Аврелиан, возведя культ персидского бога света Митры в государственную религию, объявил 25 декабря, предполагаемую дату зимнего солнцеворота, " Днем рождения непобедимого солнца " . Христиане категорически отвергали поклонение Митре, но, благоразумно оценив соотношение сил, в конфликт не вступили, назвав 25 декабря " Днем рождения Бога " , без уточнений, о ком идет речь. Кстати, в Польше Рождество называется и поныне этим термином. В ГУ веке новой государственной религией в Римской империи стало христианство, и в следующем столетии папа Лев I с триумфом провозгласил: " Мы празднуем 25 декабря не рождение солнца, а рождение Того, кто создал солнце " . Похожий плавный переход из праздника в праздник произошел и при христианизации в X веке ряда северных народов. По существу для праздника Рождества сам факт конкретной даты рождения Христа не играет никакой роли. Тем более согласно Библии нельзя утверждать, что Он родился зимой. В Священном Писании слово " рождество " упоминается единственный раз. " Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что она имеет во чреве от Духа святого " (Мат. 1: 18). В Евангелии от Луки (2: 8, 10-11) содержатся дополнительные сведения: " В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего...

http://religare.ru/2_24336_1_21.html

А.В. Попов Поучение в Неделю Сыропустную Сегодняшнее воскресенье, братие, называется «прощенным» или «прощальным». Такое наименование получило оно потому, что у православных христиан существует добрый обычай испрашивать в этот день за вечернею друг у друга прощение в обидах и оскорблениях. Делается это затем, что предстоящим постом мы приступаем к таинству покаяния и испрашиваем у Господа прощения себе грехов, а оно будет дано нам лишь в том случае, если мы сами простим друг другу согрешения: аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец, ваш небесный, аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш небесный отпустит вам согрешений ваших, – читалось в сегодняшнем евангелии ( Матф.6:14–15 ). Но говорят: чрезвычайно трудно бывает прощать обиды, забывать оскорбления. Быть может, для самолюбивой природы нашей и действительно трудно прощать обиды, хотя простить, по изречению св. отцев, легче, чем мстить (свят. Тих. Зад. «Сокр. дух.», II, 140; то же и у св. И. Злат.). Но ведь и все доброе в нас совершается не легко, а с трудом, принуждением и усилием: царствие небесное нудится, и нуждницы восхищают е (Мат.11:12). Посему не будем смущаться трудностью подвига сего, а лучше поищем средств к совершению оного. Св. Церковь предлагает нам немало средств к тому; из них мы остановимся на одном, которое наиболее отвечает предстоящему времени покаяния. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего: в зрении (сознании) наших грехов заключается источник прощения грехов ближним, их неосуждения. «Представь, – говорит современный нам великий пастырь, знаток сердца человеческого о. Иоанн Кронштадтский , – представь множество своих грехов и живо вообрази, как на тебе терпит их Владыка живота твоего, тогда как ты не хочешь и малого простить ближнему твоему, вздохни, поплачь о своем безумии, – и вот теснота внутри исчезнет как дым, мысли прояснятся, сердце успокоится, и ты чрез это приучишь себя к незлобию, как будто не ты слышал укоризны и обиды, а кто-либо совсем другой, или тень твоя» (Уроки благод. жизни, 149 стр.). Кто сознает свою греховность, кто по собственному опыту знает слабость человеческой природы, её удобопреклонность к злу, такой человек скорее и ближнему простит, и извинит его прегрешения и удержится от высокомерного осуждения чужих грехов: вспомним, что даже книжники и фарисеи, приведшие ко Христу женщину, взятую в прелюбодеянии, принуждены были уйти, когда совесть их заговорила и стала обличать их в собственных грехах ( Иоан.8:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Вопрос: ...Вы сами то читаете, что пишите? Душа " бессмертна " , но можно ее погубить согласно Мат. 10:28 - это как? Числа 23:10 или Судей 16:30 где говориться о смерти души? Надеюсь, Вы найдете вразумительный ответ и осмелитесь ответить хотя бы по почте. Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:   Словом душа в славянской и русской Синодальной Библии переведено еврейское нефеш (в греческой Библии –психе ; в Вульгате – анима). Все эти слова этимологически близки, поскольку связывают жизнь человека с образом дыхания. Слово «душа» в Священном Писании употребляется в нескольких значениях: 1. Как духовное начало, богоподобная сущность. В этом значении понятие это синонимично понятию дух (евр. руах): «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его»; Еккл.12:7). В том же значении, в каком понятие дух употребляется в процитированном стихе, понятие душа, используется в 48-м псалме: «Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня» (Пс.48:16).  Душа неразрушима и бессмертна: «Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (Пс.15:10-11). В этом же значении говорит Господь Иисус Христос: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф.10:28). Люди могут убить тело, но не могут, если бы даже захотели, умерщвлять душу, лишить ее жизни. Господь же может ее погубить в геенне, т.е. поместить в место вечных мук. Когда в новозаветных священных книгах говорится об избавлении души от смерти, то имеется ввиду не физическая смерть, не уничтожение души, а потеря вечной жизни, томление в аде. Только жизнь с Богом может быть названа жизнью в точном значении этого слова. «И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая» (Откр.20:14).   2. Слово душа в Библии нередко означает орган чувств. В этом значении оно тождественно понятию сердце.

http://pravoslavie.ru/6572.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Деяния Деяния. М.; Пг., 1918. 11 т. М., 1994-2000р Джавахишвили. История народа Джавахишвили И. А. История грузинского народа. Тбилиси, 1960-1967. 4 т. (на груз. яз.) Джанашиа. Труды Джанашиа С. Н. Труды. Тбилиси, 1949-1988. Т. 1-6 ДИИВЕ Древнейшие источники по истории Восточной Европы: Мат-лы и исслед./Ин-т рос. истории РАН. М., 1993-. Димитрий (Самбикин). Месяцеслов Димитрий (Самбикин), архиеп. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых. Вып. 1-4: Сент.-Дек. Каменец-Подольск, 1892-1895; Вып. 5-12: Янв.-Авг. Тверь, 1897-19022 ДК Духовна култура. София, 1920/1921-. Дмитревский И. Изъяснение литургии Дмитревский И. И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии: Основано на Свящ. Писании, Правилах Вселенских и Поместных Соборов и на писании св. отцов Церкви. М., 1804, 18942, 1993р Дмитриевский. Описание Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. T. 1: Tupik£. К., 1895; T. 2: EÙcolÒgia. 1901; T. 3: Tupik£. П., 1917 ДНР Древняя и новая Россия. СПб., 1875-1881 Доброклонский. Руководство Доброклонский А. П. Руководство по истории Русской Церкви. Рязань, 1890-1893. 4 т.; М., 1999р. 1 т. Добротолюбие Добротолюбие: В рус. пер.: В 5 т./Пер.: свт. Феофан Затворник. М., 1898-1900, 1992р Догмат. богословие Православное догматическое богословие. Чернигов, 18652. 2 т. Догматическое богословие Догматическое богословие//Он же. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 200-287 Достопамятные сказания Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Серг. П., 1993р ДРВ Древняя российская вивлиофика. СПб., 1773-1775. 10 ч.; 1788-17912. 20 ч.; переизд.: Мышкин, 1894-1906. Т. 1-5. Продолж.: СПб., 1786-1801; переизд.: ДРВ. Мышкин, 1894-1906. Т. 6-7 ДРВМ Древняя Русь: Вопр. медиевистики/РАЕН. М., 2000-. Др.-груз. лит. История древнегрузинской литературы.

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=6

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Еванг. Остр. Евангелие-апракос Остромирово, 1056-1057 гг. ГПБ. F. n. I. 5: Ркп. Изд.: Остромирово Евангелие, 1056-1057: Факс. воспроизв. Л., 1988 Евгений. Словарь Евгений (Болховитинов), митр. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. СПб., 1827. М., 1995п Евсеева. Афонская книга Евсеева Л. М. Афонская книга образцов XV в.: О методе работы и моделях средневекового художника. М., 1998 ЕжБК Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского ин-та: Мат-лы. М., 1996-. ЕжегИИИ Ежегодник Института истории искусств. М., 1948-1961. Т. 2-11 ЕИзв Епархиальные известия [требует геогр. определителя, напр.: Черниговские и т. д.] Ерминия ДФ Ерминия, или Наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом, 1701-1733/Пер.: еп. Порфирий [Успенский]//ТКДА. 1867. 7; 1868. 2, 3, 6, 12. Отд. отт.: К., 1868. М., 1993р Ефрем Мцире. Сведения Ефрем Мцире. Сведения об обращении грузин - о том, в каких источниках об этом упоминается/Ред.: Т. М. Брегадзе. Тбилиси, 1959 (на груз. яз.) Ефрем Сирин, прп. Творения Ефрем Сирин, прп. Творения: В 8 т. Серг. П., 1895-1914. М., 1993-1995р ЖЗЛ Жизнь замечательных людей: Сер. М., 1933-. Жития Полное жизнеописание святых Груз. Церкви. СПб., 1871-1873. 3 т. Жития Жития святых, чтимых Православною Церковью. СПб., 19003. 12 кн. М., 2000р. 6 т. Жития Жизнеописание святых, прославляемых Православной Грузинской Церковью, составленное на основании древних и современных сведений. Тифлис, 1850 Жития подвижниц Жития святых подвижниц Восточной Церкви. СПб., 18852. М., 1994р ЖМВД Журнал Министерства внутренних дел. СПб., 1829-1861 ЖМНП Журнал Министерства народного просвещения. СПб.; Пг., 1803-1829, 1834-1917 ЖМП Журнал Московской Патриархии. М., 1931-1935, 1943-. ЖМП, 1931-1935 Журнал Московской Патриархии в 1931-1935 гг. М., 2001 ЖНИР Жития новомучеников и исповедников российских ХХ в./Сост.: игум.

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=7

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010