Причины и итоги движения Многие историки обращались к изучению народных волнений в Прибалтийском крае в связи с переходом крестьян в православие и давали им различные, часто противоположные оценки. Они оправдывали или осуждали политику русского правительства и действия отдельных его должностных лиц в зависимости от того, с каких позиций выступал тот или иной исследователь, представлял ли он местных помещиков-дворян и лютеранскую Церковь, являлся ли русским патриотом, защищавшим интересы страны, или старался выразить настроения местной национальной интеллигенции. Немецко-балтийско-лютеранские историки объясняли движение присоединения крестьян к православной Церкви миссионерской деятельностью православного духовенства. Эстонские историки считали причиной перехода в православие бедственное положение крестьянина, к их числу принадлежал и Х. Круус. «Но хозяйственные беды, которые хотя и были важной движущей силой в проявлениях недовольства среди крестьян и требовании улучшения своего положения,— писал он,— были далеко не единственным фактором, оказывавшим влияние на духовную жизнь крестьян. В формировании направления брожения существенным моментом была некая «внешнеполитическая ориентация» крестьянина, корни которой уходили в далекое прошлое, которая и теперь диктовалась складывающимися обстоятельствами» . Х. Круус видел суть этой «ориентации» в том, что эстонский крестьянин на протяжении всей истории с XIII по XIX в. должен был искать помощи, чтобы преодолеть гнет немецких помещиков и лютеранской Церкви. «К ним обоим, к помещику и пастору, крестьянин относился враждебно и с недоверием. Это отношение особенно ярко выступает в течение всего периода брожения 40-х гг., являясь в нем влиятельным фактором» . Х. Круус изучал эти события и собрал статистические данные о количестве принявших православие к концу 1848 г. по всем уездам и волостям Южной Эстляндии. Он проанализировал и оценил достоверность различных источников (документы волостных судов, сведения, предоставленные русскими священниками и собранные пастором Кеусслером на конец 1847 г., и др.) о количестве принявших православие. Он сравнивал полученные данные с количеством населения в волостях по переписи 1850 г., не делая поправок на увеличение количества населения за два года, во-первых, потому что оно было незначительным и, во-вторых, потому что отсутствовали сведения о передвижении населения, числе рождений и смертей.

http://sedmitza.ru/lib/text/430286/

В притворе Ивановской церкви устраивались весы, на которых определялось количество всех привозимых сюда товаров. Как плата за право торговли на Ивановской земле, так и весчие пошлины поступали в компанейскую казну при данной церкви. Из этой казны и назначался определенный денежный оброк всему Ивановскому причту. Из тех же весчих пошлин назначалось содержание и церкви Спаса в г. Торжке, также почему-то покровительствуемой князем. Подлинность приведенной грамоты Голубинский отвергает на том основании, что князь Всеволод здесь титулируется «великим князем», «самодержцем», владычествующим «всею Русскою землею», а Юрьевский игумен – «архимандритом». Но все это позднейшие несообразные поправки – не более. Напротив, грамота в целом и в деталях так последовательна и передает о таком единственном в своем роде учреждении, что самая эта единичность, а не шаблонность, говорит против подозрений здесь фальсификации. Это убедительно доказывает проф. И.И. Малышевский . Грамота, учреждающая Ивановское купечество, скорее всего могла принадлежать именно кн. Всеволоду (Гавриилу) Мстиславичу. Как позднейшие западнорусские церковные братства сложились под влиянием западного Магдебургского права и цеховых учреждений, так и в Ивановской ассоциации новгородских купцов можно находить подражание известным им балтийско-немецким гильдам, которые также группировались около храмов, и имели своими почетными председателями герцогов и князей. Сам князь Всеволод поставлен был судьбой в весьма близкие отношения к одному из таких учреждений. Его родная сестра Ингибиорга была замужем за герцогом Шлезвигским Канутом Лавардом, который был президентом шлезвигской гильдии св. Канута. Всеволод не только мог быть знаком издали со своим зятем и покровительствуемым им учреждением, но по обычаю, как старший брат Ингибиорги, мог провожать ее к жениху в самую Данию, и, ознакомившись на месте с гильдией св. Канута, по ее примеру учредить такую же ассоциацию в своем торговом Новгороде под патронатом Иоанна Предтечи, храм которому он соорудил на собственные средства.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Обширного кладбища вокруг церкви не было, хотя во время земляных работ в 1996 г. вокрут церкви было обнаружено многочисленное скопление человеческих останков - возможно, это были захоронения петровского времени. После революции из Успенской церкви, как и из многих других воронежских храмов, были изъяты церковные ценности, а в 20-х г.г. прошлого века храмовый клир перешел в обновленческий раскол. В 1932 г. в Успенский храм архиепископ Захария (Лобов) перенес кафедру. В 1940 г. храм был закрыт. Во время Великой Отечественной войны здание пострадало: сгорела кровля трапезной и нескольких куполов, в арке и в боковых стенах нефа появились трещины. Часть одной из стен отклонилась от оси из-за распора свода. После окончания Великой Отечественной войны пустующую церковь передали областному архиву под хранилище документов. Архив провел ремонт: покрыл тесом трапезную, оштукатурил стены изнутри, уничтожив при этом росписи. В начале 1950-х г.г. годов весь двор церкви был занят огородами, была разобрана кирпичная подпорная стенка, предохранявшая от разлива реки. Внутри церкви были устроены высокие металлические стеллажи для архивных папок, небольшой уголок выгородили для читального зала. В 1956 г. в стенах трапезной снова появились трещины. В 1967 г., выстроив новое помещение, архив покинул Успенскую церковь. В 1969 г. горисполком передал ее краеведческому музею под экспозицию по истории военно-морского флота. Московский архитектор Б. Л. Альтшуллер выполнил проектные работы, и в 1970 г. началась реставрация, которая не смогла улучшить состояния храма: заполнение чаши построенного вблизи водохранилища грозило полным разрушением храма. Церковь была подтоплена и перешла в аварийное состояние. При этом никакие защитные меры для предотвращения подтопления церкви не были осуществлены. В 1973 г. еще продолжали подновлять кирпичную кладку, а храм уже окружала вода. Был разработан проект подъема пола церкви на 2-3 метра и подведения под нее бетонного фундамента с гидроизоляцией. Кардинально ситуацию изменил лишь юбилей военно-морского флота. В честь празднования 300-летия военного флота в начале 90-х г.г. прошлого века удалось произвести гидроизоляцию храма и восстановить его. Храм встретил трехсотлетие русского военно-морского флота в 1996 г. Тогда же он был передан Воронежской епархии.

http://sobory.ru/article/?object=00818

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Как смиренные иноки покоряли Арктику. Удивительная история монастырского флота Соловков 7 мин., 22.08.2023 За два века до Петра I на холодных и пустынных берегах Соловецких островов стоял… русский флот. Морское дело, которым государство займется серьезно лишь столетия спустя, было уже прекрасно освоено молитвенниками-монахами! Монастыри издревле были не только духовными центрами. Обители, основанные на окраинах государства, в пустынных, незаселенных местностях, становились центрами колонизации и хозяйственного освоения территории. Для Русского Севера таким духовным, экономическим, политическим центром стал Соловецкий Спасо-Преоб­раженский монастырь. Основанный в 30-х годах XV века преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими в буквальном смысле на краю света, средь моря, в суровых природных условиях, монастырь через полтора столетия обладал прекрасно устроенным хозяйством, которое в последующие века продолжало развиваться. Русский флот… до Петра I Считается, что российский морской флот создал Петр Великий. Это, безусловно, справедливо для военно-морского флота, для флота в общегосударственном масштабе. Но испокон веку на берегах Белого моря жили люди, чья жизнь была связана с морем. И конечно, у них были морские суда, чтобы выходить в море на промыслы и т. д. А самый крупный северный монастырь, Соловецкий Спасо-Преображенский, уже в конце XVI и в XVII веке обладал своим достаточно большим по тем временам морским флотом, который с течением времени постепенно увеличивался. В середине XIX века у Соловецкого монастыря были даже свои пароходы, которые могли поднимать на борт до нескольких сот паломников. Причем, если первый пароход «Вера» был переделан из старого голландского судна, то второй, «Надежда», деревянный, был построен в самом монастыре силами обители. Морской монастырь Соловецкий монастырь — единственный действительно морской монастырь в России. Вся жизнь его была связана с морем. Постепенно монастырь и его владения росли. Вскоре после рождения обители все шесть островов Соловецкого архипелага отошли к ней. Появляются и расширяются владения монастыря в Поморье: земельные угодья, тони (места лова рыбы) и соляные варницы. Соловецкий монастырь был одним из основных производителей соли на Русском Севере. Возникают так называемые «службы» (малые хозяйства) монастыря: в Вологде, в Холмогорах, в Каргополе, в Москве.

http://foma.ru/kak-smirennyie-inoki-poko...

В 1902 году уже шло рытьё котлована, закладывался фундамент, зимой добрались до устройства цоколя из финского гранита. Однако официальная закладка храма состоялась годом позже, 8 мая 1903 года, в присутствии императора Николая II. Государь лично посадил на газоне близ будущего храма дуб. Строители планировали, что освящение готового храма состоится в 1905 году. На этом торжестве мог бы присутствовать и отец Иоанн Кронштадтский, но, к сожалению, строительство затянулось, и великий молитвенник при жизни не дождался его окончания, завершив свой земной путь в 1908 году. Причины тому понятны - 1904 и 1905 годы выдались тяжёлыми и для всей страны, и для военно-морского флота, и тяжелейшее поражение в Цусимском сражении с потерей значительной части флота произвели тягчайшее впечатление на русское общество. Впервые в Новое время европейская монархия проиграла войну азиатской державе. На фоне военного поражения грянула первая русская революция, ставшая крупнейшим общественным потрясением десятилетия. Лишь в 1906 году работы ускорились, и уже осенью главный купол испытывали на прочность. Годом позже собор был практически готов, однако предстояла ещё его внутренняя отделка. Детальные интерьерные чертежи получили одобрение (с некоторыми замечаниями) императора 19 августа 1908 года, а следующим летом Николай II лично приехал инспектировать ход отделочных работ. В отделке собора решили использовать полудрагоценные камни - яшму, орлец, ляпис-лазурь, - их обработка затянулась. Завершить внутреннее оформление, а также установить мраморный иконостас и напрестольную сень удалось лишь в 1912 году. Освятили Морской Никольский собор в Кронштадте 10 июня 1913 года - за год до вступления России в роковую войну. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2015 г. Морской Никольский собор в Кронштадте - уникальный пример храмового зодчества России начала XX в., памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он был заложен по указу императора Николая II в 1903 г. в честь 200-летия Российского флота. Собор начали строить в 1902 г. по проекту В.А. Косякова и окончили в 1913 г. Храм был призван стать главным православным символом флота Российской Империи.

http://sobory.ru/article/?object=00138

По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл и почетные гости прошли на площадь перед собором, где состоялась торжественная церемония встречи гюйса с крейсера «Варяг». Крейсер «Варяг» в одном из первых сражений Русско-японской войны 1904-1905 годов принял неравный бой у корейского порта Чемульпо (ныне Инчхон) и получил серьезные повреждения. По решению командира крейсер был затоплен. В 1905 году японцы подняли крейсер со дна моря; впоследствии реликвии с «Варяга» попали в музей в Корее. 11 ноября 2010 года в посольстве России в Сеуле в присутствии Президента РФ Д.А. Медведева носовой флаг (гюйс) крейсера «Варяг» был передан властями южнокорейского города Инчхон на постоянное хранение в Россию. После церемонии передачи флаг был поднят на борт современного российского ракетного крейсера «Варяг» — флагмана Тихоокеанского флота, прибывшего в порт Инчхон двумя днями ранее. До завершения ремонтно-восстановительных работ в Морском соборе Кронштадта реликвия будет храниться в Военно-морском музее Санкт-Петербурга. Предстоятель Русской Церкви выступил с краткой речью: Мы участвуем в событии, которые будет золотыми буквами вписано в историю нашего Военно-морского флота и всего Отечества. Благодаря усилиям Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева , благодаря доброй воле руководства Корейской Республики на кронштадтскую землю возвращается великая святыня русского Военно-морского флота, символ мужества наших воинов, символ их нравственной доблести, любви к Отечеству, способности жертвовать собой ради Родины. Гюйс крейсера «Варяг» будет пребывать на нашей земле как великая память о подвиге наших моряков и как священный призыв к молодому поколению, несмотря ни на какие соблазны века сего, хранить в уме и в сердце священные ценности нашей духовной традиции, среди которых одна из величайших — любовь к своему Отечеству, любовь к своему народу, способность жертвовать собой ради других. Мы внесем сейчас под своды главного храма Военно-морского флота России — возрождающегося Свято-Никольского собора в Кронштадте — эту священную реликвию. Церковь всегда будет молиться, чтобы память героев «Варяга», а вместе с ней и память всех военных моряков России, погибших при защите Отечества, сохранялась в сердце народа, в его благодарной памяти.

http://patriarchia.ru/db/text/1322979.ht...

«воин-христианин должен надеяться на помощь Божию и никогда не предаваться унынию»; в свободное время следует посещать церковь , очищая свою совесть церковным покаянием; читать духовные книги и воинский устав Всего же, Сборник поучений Г. И. Мансветова включал в себя 24 адаптированных к воинскому быту и служебным обязанностям воина положений, в том числе касающихся статуса воина, причин войны, обязанностей военнослужащих на поле битвы и в мирное время, во время несения службы и вне службы, по отношению к своему духовному облику и в отношении товарищей по службе, о значимости военной присяги, воинских знамен, боевого оружия, музыкальных труб и др. Наряду с отмеченным сборником христианских поучений Г. И. Мансветовым были подготовлены следующие труды: «Военные песни для российских ратоборцев на случай войны с оттоманской Портой» (указанный сборник военных песен до наших дней не сохранился); «Краткое изъяснение литургии»; «Обязанности домашнего общества по разуму исполнителей слова божия древних христиан»; «Училище благочестия, или примеры христианских добродетелей, выбранные из житий святых» (данное содержание выдержало более 15 изданий) 8 . Хорошо зная, исходя из личного опыта, условия многогранной деятельности военного духовенства и понимая спектр существующих проблем, обер-священник армии и флота Г. И. Мансветов вникал в различные стороны службы и быта полкового духовенства. Участвуя непосредственно в решении вопроса воспитания детей полкового духовенства за счет казенных средств, руководитель военно-духовного ведомства лично вникал в учебно-воспитательный процесс Училища сирот (впоследствии Патриотического института), созданного «по благотворной мысли» императрицы Елизаветы Алексеевны 29 декабря 1812 г. Данное училище было создано при Обществе придворных дам, а его воспитанницами являлись девочки-сироты, дочери погибших в Отечественной войне штаб- и обер-офицеров. 28 октября 1828 г. обер-священник армии и флота Г. И. Мансветов лично освятил церковь Захария и Елизаветы, перенесенную в новые помещения Патриотического института 9 . Предметом особого попечения обер-священника армии и флота являлись вопросы повышения денежного довольствия пастырей военного ведомства, включая вопросы их пенсий и пособий. Благодаря усилиям протоиерея Г. И. Мансветова произошло «увеличение окладов жалования священнослужителям военного ведомства указом 6 декабря 1829 года, причем штатным протоиереям положено 223 руб. 5 коп. и квартирных 171 руб. 60 коп., священникам 205 руб. 70 коп. и квартирных 114 руб. 30 коп., дьяконам 128 руб. 70 коп. и квартирных 85 руб. и причетникам 75 руб. 15 коп.» 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

в Кронштадте (Якорная пл., 1), главный храм Российского флота, выдающийся памятник архитектуры визант. стиля. Идея строительства в Кронштадте храма-памятника «чинам флота, погибшим при исполнении служебного долга», была связана с 200-летием русского флота. 15 окт. 1896 г. главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал Н. И. Казнаков представил управляющему Морским мин-вом предварительные план и смету на сооружение каменного собора, которому следовало стать «не только местом молитвы, но и памятником, ибо Кронштадт есть колыбель русского флота». Их составил гражданский инженер В. П. Шаверновский. 9 дек. идея строительства была одобрена имп. Николаем II, 11 дек. было утверждено предложение Казнакова отвести под собор место на Якорной пл., где ранее находился склад старых якорей. 17 марта 1897 г. последовало Высочайшее разрешение на сбор пожертвований на строительство. Морское ведомство постановило ежегодно отчислять на сооружение собора 1/4 процента от жалованья, столовых денег и морского довольствия. Конкурсы на проект собора 1897 и 1898 гг. оказались безуспешны, хотя был премирован проект В. В. Суслова. Казнаков обратился с просьбой о составлении проекта к проф. А. О. Томишко, и один из его вариантов был Высочайше утвержден. Однако по инициативе ген.-адмирала вел. кн. Алексея Михайловича и адмирала С. О. Макарова, главного командира Кронштадтского порта, проект Томишко 5 июня 1900 г. оставлен императором «без исполнения». Морской технический комитет 7 окт. 1900 г. единогласно остановился на кандидатуре архит. проф. Василия А. Косякова. В Морском мин-ве был высоко оценен и его проект Николаевского собора в Либаве (1899, ныне Лиепая, Латвия). Начальник Главного управления кораблестроения и снабжения контр-адмирал В. П. Верховский удостоверил, что Косяков в Либаве «отнесся к делу весьма доброжелательно и делает все от него зависящее, чтобы удешевить постройку» ( Исакова, Шкаровский. 2004. С. 159). Собор явился наиболее значимой работой Косякова (проектные чертежи зодчего находятся в Гос. архитектурно-строительной академии, С.-Петербург). В отделке и расчетах принимали участие братья Косякова - Владимир и Георгий. 16 апр. 1901 г. один из вариантов эскизного проекта был утвержден комитетом.

http://pravenc.ru/text/2566176.html

Также безотлагательно и исчерпывающе отныне и впредь в адрес синодального чина – обер-священника армии и флота, стали поступать все требуемые сведения, включая различные списки, аттестаты, рапорта и т. д. Знаменательным является момент создания в 1800 году специального военно-духовного органа, под руководством особого духовного сановника – обер-священника армии и флота. В немалой степени этому историческому событию способствовала «общая ментальность Павла I, входящая в контраст с вольтерианской порой царствования его матери», что и оказалось решающим обстоятельством в пользу дальнейшего благоустройства церкви. Будучи, по определению А. В. Карташова, «в своих теократических воззрениях генерально клерикальным», император Павел I охотно шёл многим пожеланиям не только представителям монашествующих, но и высокопоставленным чинам белого духовенства. Исключительно важное значение для учреждения независимости от епархиального ведомства отдельного военно-духовного правления армии и флота сыграли сложившиеся особо доверительные отношения между будущим руководителем военного и морского духовенства П. Я. Озерецковским и Павлом I. Указом Павла I от 4 (15) апреля 1800 года должность обер-полевого священника сделана постоянной и ему поручено «главное начальство» над полковыми священниками. Назначение на должность обер-священника армии и флота молодого (32-летнего) протоиерея нельзя считать случайным историческим событием. Прежде всего следует отметить высочайшую богословскую подготовку и широкую эрудицию отца Павла. Родился он в 1758 году в селе Озерецковском, находящимся в 22-х километрах от города Дмитрова Московской губернии, где его отец служил священником (впоследствии игумен Лукиановской пустыни Суздальской епархии – Макарий, умерший 3 июня 1798 года). Образование получил в духовной семинарии Троице-Сергиевой лавры. После блестящего окончания семинарского курса был назначен профессором философии и префектом в Переяславскую семинарию. После её упразднения в 1788 году был переведён на ту же должность в Коломенскую духовную семинарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Познание Родины XIX Международные Ушаковские сборы. Второй этап 06.07.2023 395 Время на чтение 8 минут Фото: Предоставлены автором Международной историко-литературной встречей «Росс непобедимый» в Шолоховском Центре Союза писателей России, посвящённой 90-летию со дня рождения учёного, писателя, инициатора и организатора Ушаковского движения Валерия Николаевича Ганичева, стартуют Ушаковские сборы… Идея Валерия Николаевича продолжает жить в своём воплощении – ежегодные уроки познания Родины. « Особенно близко воспринял образ адмирала Ушакова молодой преподаватель истории, выпускник Киевского государственного университета Валерий Ганичев, который приехал по распределению в город Николаев на Украине. Это Новороссия была. И он увидел совершенно потрясающий масштаб работы по освоению этого края в XVIII веке, созданию нашего Черноморского флота… Поскольку Ушаков был командиром Черноморского флота и служил в Николаеве, то там он [отец – от ред.] впервые начал об этом писать…» – рассказывала дочь Валерия Ганичева Марина, открывая молодёжный форум на Комсомольском проспекте, 13. Имя великого русского флотоводца Фёдора Фёдоровича Ушакова объединяет юных ушаковцев из регионов России, Украины, Донецкой и Луганской Народных Республик... Ребята отправились из Москвы в городок писателей Переделкино, отслужили молебен святому праведному воину Феодору перед иконой с частицей мощей святого праведника. XIX Международные Ушаковские сборы по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла открываются литературно-историческим фестивалем «Поём тебе, моя Россия», посвящённым святому праведному воину Феодору (Ушакову), адмиралу флота Российского... Ребят приветствовали легендарные Адмирал Игорь Владимирович Касатонов и председатель Союза писателей России Николай Иванов, поэты Константин Скворцов и Геннадий Иванов, композитор Владимир Комаров-Елецкий, скульптор, автор памятников адмиралу Ушакову в разных странах мира Николай Кузнецов-Муромский, Алина Свиридович читала « Балладу о кораблях русского флота » Юрия Адрианова, большого друга В.Н.Ганичева:

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/06/po...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010