Современнику, обращающемуся в художественному миру православного Средневековья, открывается, казалось бы, потрясающее противоречие: искусство Византии, являя собой постижение высшей Истины, «выражение невыразимого», развивается вместе с тем в рамках строгих, неизменных в веках правил, — в рамках канона, словно свидетельствующего об отсутствии динамики. Культура Византии являла собой иной по сравнению с западноевропейским тип развития — не линейно-прогрессистский, линейно-эволюционный, а целостно-углубленный , не изменяющий стремлению к духовному идеалу, являющий собой «динамику в статике». Создание церковного художественного мира имело не эстетический, а духовно-аскетический смысл, т. е. было путем ко спасению, способом Богообщения, формой выражения вечных истин о Вселенной и человеке. Созидание красоты являлось приобщением к высшей Красоте. Именно жесткость канона византийского искусства, «запрещавшего произвольное самовыражение», обеспечивает его «неизменно высокое художественное качество» . В основе свода правил канона «лежали риторические конструкции, пронизывавшие в Византии сферы словесности, художественной культуры и даже феномены религиозной жизни. Риторика, ее схемы, постоянство ее структуры для средневекового искусства Греции стали тем же, чем для древнегреческой культуры был ордер, — системой воспроизведения правильного построения мира» . Итак, функция канона состояла в обеспечении неизменно высокой художественности, служащей постижению и воспроизведению божественного замысла о мире. Но тогда в чем же заключалось при этом самовыражение мастера? Для византийца благодатное устройство мира было чаемой реальностью, целью при одновременном понимании невозможности воплощения идеала в дольнем мире, земном бытии. Его усилия были сосредоточены на обустройстве собственной души, ее преображении во имя совершенствования мира. В этом состоит сущность православного мироотношения, выраженная в России через многие века прп. Серафимом Саровским, видевшим в стяжании благодати главную цель жизни христианина: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Для византийца благодатное устройство мира было искомой реальностью.

http://bogoslov.ru/article/6195674

Один из великолепнейших храмов города, в первое время уступавший в великолепии только Воскресенскому собору, сначала военный морской – он указывает собой начало морского величия России под покровом великого святителя, потому что, несомненно, и здесь, как и во всем, наше отечество обязано всем благословению Божию и предстательству святых угодников. С этим сознанием, очевидно, строился этот великолепный храм. Побуждаемая сознанием этого императрица прибыла на торжество освящения его и возвеличила его. То же общее русское православное сознание побуждало и впоследствии все успехи русского флота, прежде всего, и торжественнее всего ознаменовывать в этом храме благодарением Богу, Его Матери и Его великому Угоднику. Так, в 1770 году, дважды – 28 мая и 14 сентября, – в присутствии императрицы, столица благодарственным молебном в этом соборе радостно торжествовала победы своего молодого флота: 28 мая – пленение им морского флота нескольких городов в Морее, а 14 сентября – истребление им всего турецкого флота при Чесме 24 июля. Поэтому же, наконец, в этом же соборе покровителя русского флота установлено торжественное благодарственное молебствие по поводу этой последней победы 24 июля, и при этом указом 1777 года высочайше повелено к обычному царскому многолетию прибавлять возглашение вечной памяти государю императору Петру I, как «основателю русского флота и виновнику морских побед». В храме хранится великое множество святынь: старинные иконы византийской традиции, частицы мощей святых, среди которых и частица мощей святителя Николая. В советские годы собор не закрывался, а с 1941 по 1999 годы был кафедральным. Особенно почиталась в прошлые времена населением тогдашней столицы, преимущественно лицами, готовящимися к супружескому союзу, икона святителя Николая, так называемого «обручника», в Троицко-Петровском соборе на Петербургской стороне. И название это, и особенное благоговение к ней, главным образом, лиц бракосочетающихся объясняется тем, вероятно, что святитель на ней изображен внутри обручального кольца (или, выражаясь точнее, ободка в виде кольца). Образ помещался в соборе с правой стороны у правого клироса, меж дверью и окном, в особом позлащенном киоте, на возвышении, и был украшен серебряной ризой с позлащенным венцом и изображениями по углам Иоанна Воина, Обретения главы Иоанна Предтечи, святой Анны пророчицы и преподобной Феодосии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

18      ноября вице-адмирал П. С. Нахимов, подкрепленный эскадрой контр-адмирала Новосильцева, разгромил турецкий флот в Синопской гавани. Император Николай писал в рескрипте Нахимову: «Победа под Синопом являет вновь, что Черноморский флот наш достойно выполняет свое назначение. С искренней радостью поручаю сказать храбрым морякам нашим, что я благодарю их за подвиги, совершенные для славы и для чести русского флота. Я с удовольствием вижу, что Чесма не забывается в нашем флоте и что правнуки достойны своих прадедов». Государь еще отдельно писал Нахимову: «Истреблением турецкой эскадры при Синопе вы украсили летопись русского флота новой победой, которая навсегда останется памятной в морской истории. Статут военного ордена св. великомученика и победоносца Георгия указывает награду за ваш подвиг. Исполняя с истинной радостью постановление статута, жалуем вас кавалером св. Георгия второй степени большого креста». Нахимов скромно ответил: «Михаил Петрович Лазарев – вот кто сделал все-с», – разумея под этим блестящее состояние Черноморского флота, до которого довел его этот выдающийся адмирал. Синопская победа еще более растравила враждебное к нам чувство западных держав. Английский парламент и газеты заговорили, что Россию следует отбросить за Урал. 22 декабря англо-французский флот без объявления нам войны вступил в Черное море. На наш запрос о побуждениях к этому из Лондона и Парижа последовали ответы, что делается это для прикрытия турецкого флота и прекращения свободного плавания русского флота. Император Николай отозвал наших послов из Парижа и Лондона. Наполеон же послал Государю дерзкое письмо и посмел напечатать его в газетах раньше, чем оно дошло по адресу. В нем он требовал очищения Дунайских княжеств и заключал угрозой за поражение турецкого флота. Государь в ответном письме от 4(16) января 1854 г. высказался так: «Когда Ваше Величество, не довольствуясь быть зрителем или даже посредником, пожелали быть вооруженным пособником врагов моих, тогда было бы прямее и достойнее Вас предварить меня о том откровенно, объявив мне войну. Я не отступаю ни пред какою угрозою. Доверяю Богу и моему праву, и Россия, ручаюсь в том, явится в 1854 г. такою же, какою была в 1812 г.».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Петром Алексеевичем был создан прекрасно сбалансированный состав флота, состоящий из гребного, линейного и транспортного. Совместные операции флота и сухопутных сил были всегда основательно продуманы и прекрасно подготовлены. Государь точно определял состав и характер флотов противника, географические особенности театра военных действий. Так было и на Азовском море, и на Балтике. Петр Великий не просто выдающийся флотоводец, он единственный в истории из прославленных флотоводцев, которому пришлось самомусоздать военно-морской флот, создать управление флотом, все его структуры и военно-морские базы. А затем во главе этого молодого флота одержать славные победы. Для современной армии и флота необходима была промышленность, способная обеспечить русскую армию и флот всем необходимым. В России в царствование государя Петра Алексеевича созданы металлургическая промышленность, железоделательные заводы, были разведаны богатые месторождения руд, изготавливались порох, парусина, пенька, канаты. На десяти судостроительных верфях строились военные корабли и суда торгового флота. Под Нарвой в 1700 году русская армия потеряла все 254 орудия. Приходилось снимать колокола, чтобы лить пушки. К 1725 году в России было 16 000 орудий. Половина этих пушек была отлита на новых заводах, построенных н%а Урале тульскими кузнецами Демидовыми. С тех пор Урал стал «русской кузницей». Первая победа Русского военно-морского флота была одержана при Гангуте 7 июля 1702 года. 9 сентября Санкт-Петербург встречал победителей. В Неву вошли расцвеченные флагами три галеры. За ними шли захваченные шведские корабли. Командирская галера Петра замыкала парад кораблей. По улицам молодого города несли шведские знамена и штандарты, другие трофеи, взятые у врага. На Триумфальной арке был изображен орел, который держит в лапах слона. Надпись гласила: «Русский орел мух не ловит». Шведский флагман, фрегат, взятый на абордаж, носил имя «Элефант», т.е. «Слон». Через 56 лет после Гангута Русский флот одержал славную победу при Чесме. Эскадра адмирала Г. А. Спиридова сожгла и полностью уничтожила весь турецкий флот.

http://radonezh.ru/2022/06/10/gosudar-im...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Господь явил нам чудо» После ракетного удара по штабу Черноморского флота чудом уцелела деревянная икона святого праведного Феодора Ушакова 25.09.2023 736 В пятницу, 22 сентября, был нанесен ракетный удар по Севастополю. Оказалось повреждено историческое здание штаба Черноморского флота, один военный, по данным Минобороны, пропал без вести. После губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что в штабе Черноморского флота уцелела деревянная икона причисленного к лику святых русского флотоводца Феодора Ушакова. Он назвал чудом то, что деревянная рама полностью сгорела, а образ святого уцелел, и не тронут огнем. Также губернатор предложил 15 октября, в день памяти святого, совершить крестный ход с чудотворной иконой по всем населенным пунктам Севастополя, сообщает РИА Новости . В свою очередь благочинный Севастопольского округа Симферопольской и Крымской епархии Русской Церкви протоиерей Сергий Халюта заявил РИА Новости, что спасение иконы это «чудо и милость Божия». «С одной стороны это было потрясение, когда в штаб Черноморского флота попали вражеские ракеты, с другой стороны, мы увидели милость Божию, Господь явил нам чудо. Господь сохранил человеческие жизни и святыню: в пожарище не сгорела икона, написанная на холсте, наклеенном на листе фанеры, при том, что киот – рама, в которой находилась икона – сгорел дотла, а икон, сохранилась и не имеет повреждений», - сказал отец Сергий. Он добавил, что под завалом «тоже в неповрежденном виде» была также найдена лампада, которая висела перед сохранившимся образом. «Это не просто икона, там есть частица мощей святого Федора Ушакова, то есть он там тоже присутствует. Икона была написана в то время, когда Черноморским флотом командовал Владимир Комоедов, и была освящена ныне Патриархом, а тогда митрополитом Кириллом, который и принес частицу мощей Федора Ушакова для этой иконы», - рассказал священник. Спасение иконы после ракетного удара ВСУ по штабу Черноморского флота в Севастополе - чудо, посланное православным для утешения в нелегкое для страны время. Такое мнение в беседе с РИА Новости Крым выразил представитель Симферопольской и Крымской епархии отец Алексий Астапов.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/25/go...

Появление должности флотских обер–иеромонахов и их назначение. Первые обер–иеромонахи флота и место их служения. Характер их должности. Последующие обер–иеромонахи флота. Появление должности обер–полевых священников армии. Учреждение и назначение этой должности. Первые обер–полевые священники и порядок их назначения. Обер–полевые священники в царствование императора Павла I. Выдававшиеся обер–иеромонахам флота и обер–полевым священникам армии инструкции. Общее содержание этих инструкций и частные их наставления. Общая инструкция обер–полевым священникам армии; права и обязанности их по этой инструкции. Подчиненность обер–иеромонахов флота и обер–полевых священников в порядке службы. Помощники их в деле надзора и наблюдения за духовенством. Производство письменной части при них. Содержание обер–иеромонахов флота и обер–полевых священников армии. Преимущества их службы. Суждения об этой должности. Появление флотского духовенства в России находится с появлением у нас морской силы и в особенности с образованием морского флота. Именным указом императора Петра I-ro от 8 апреля 1719 г. повелено: «в корабельном флоте на каждом корабле иметь по одному иеромонаху, которых брать из Александро–Невского монастыря». В морском уставе 13 января 1720г. в реестр морских чинов положено на каждом корабле, без различия его ранга, вместе с прочими чинами быть и одному священнику, которого обязанности в том же уставе изложены таким образом: «На котором корабле определена будет церковь , тогда священник должен оную в добром порядке иметь и в воскресные и в праздничные дни, ежели жестокая погода не помешает, литургию оправлять. Также поучение словесное, или на письме читать, в наставление людям, а в прочие дни молитвы положенные. Посещать и утешать больных и иметь попечение, дабы без причастия кто не умер, и подавать ведение капитану, в каком их обрящет». Для исправления подобных обязанностей на кораблях обыкновенно назначались иеромонахи, но при недостатках их иногда и белые священники, особенно вдовые и не имеющие семейств. Поступив на корабли, эти иеромонахи и священники естественно отдалялись первые от надзора монастырского, последние–епархиального начальства; поэтому для наблюдения за правильным и неопустительным отправлением ими своих обязанностей, равно и за благоповедением их во время службы на флоте определялись особые иеромонахи, носившие название «начальных священников», или обыкновенно «обер–иеромонахов».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Мы учились на подвигах отцов Памятник Пересвету в п.Борисоглебский рядом с Борисо-Глебским монастырём. «Вот вам, дети мои, оружие нетленное, да будет оно вам вместо щитов и шлемов бранных. Мужайтесь, яко доблии воины Христовы! Приспело время вашей купли!». Такими словами провожал преподобный Сергий Радонежский монахов-воинов Александра Пересвета и Андрея Ослябю на Куликовскую битву, возложив на них схимническое облачение, заменившее воинские доспехи. Сегодня наши святые воины снова в боевом строю: ко Дню защитника Отечества их имена присвоены большим десантным кораблям Тихоокеанского флота ВМФ РФ. Помощник главнокомандующего ВМФ, начальник службы информации и общественных связей ВМФ Игорь Дыгало отвечает на вопросы корреспондента Православие.Ru . — Пожалуйста, несколько слов о назначении кораблей, названных в честь Пересвета и Осляби. — Это боевые корабли, предназначенные для высадки десанта — морской пехоты, а также техники. Недавно в ходе учений Тихоокеанского флота они отрабатывали высадку в довольно сложных условиях. — Каково, по Вашему мнению, значение присвоения имен святых русских героев нашим кораблям для поднятия духа команд? — За последние годы у нас появляется все больше кораблей, носящих имена славных сынов нашего Отечества, например, прославленных флотоводцев. На Северном флоте у нас есть корабль «Георгий Победоносец». Но это событие особенное, как в плане нравственно-патриотического воспитания людей, так и для всего Флота и страны в целом. Эту мысль просил меня передать наш Главнокомандующий ВМФ. Замечательно, что наши матросы могут теперь на вопрос: «с какого ты корабля?» отвечать не безлико: «с БДК-101» (большой десантный корабль), а «с корабля «Пересвет», «с корабля Ослябя». На флот приходят ребята со всех уголков России, и они потом будут рассказывать своим детям о том, как они служили на этих кораблях. Возьмем самое простое — у матроса будет дембельский альбом с памятными фотографиями о службе на большом десантном корабле «Пересвет», «Ослябя». — Планируется ли на кораблях ВМФ организация воспитательной работы с участием Русской Православной Церкви?

http://pravoslavie.ru/464.html

Как видно из записки вице-адмирала Крейца (Ворон. акты, кн. 2, стр. 13–15) в ночь, под первый день Пасхи, на кораблях палили из пушек и освещали корабли фонарями. Накануне праздника, Государем был издан указ о торжественной встрече на кораблях светлого праздника. Именно: до полночи корабли украшались флагами и вымпелами, и везде по ним были поставлены фонари. По освещении же кораблей в полночь перед благовестом в Соборе к заутрени, за час начиналась пальба из пушек, сначала с корабля Его Царского Величества. А вице-адмирал Крейц должен был накрепко надсматривать за стрельбой с царского корабля и не стрелял бы сам (и другим не дозволял) до тех пор, покамест из Его Царского Величества корабля из нижней и верхней палубы выстрелят кругом, и после гораздо бы поноровя стрелял бы, и считал бы всякий выстрел от 56 до 60 выстрелов. После выстрелов из государева корабля производилась стрельба попеременно на всех кораблях и судах, стоявших вниз по реке. Выстрелы подразделялись на три приема: в 1-й производилась редкая стрельба с дворца и царского корабля (Эт-Эзер), во второй, который был спустя четверть часа после 1-го, стрельба производилась и на всех других кораблях поочередно с небольшими промежутками, в 3-й (вероятно пред самим благовестом к заутрени) выстрелили залпом из всех пушек. Стрельбой с царского корабля заправлял Александр Данилович Меншиков. Утреню на Пасху, Государь изволил слушать в церкви Успения Пресвятой Богородицы (Ворон. акты 2, кн 1., стр. 4). Как бы в награду за богатые пожертвования из бедной Епархии, Государь, время от времени, жертвовал Святителю разные угодья, целые вотчины и нередко без прошения со стороны Преосвященного. Так, кроме Боршевского Троицкого монастыря с угодьями (1682 г.), данного на содержание Архиерейского дома, впоследствии, были пожертвованы Святителю Карочунский монастырь, Елецкие две мельницы и другие угодья вниз по Дону до пределов Белгородской митрополии 17 (т. е., до Дивногородского монастыря), впоследствии, отписаны были некоторые угодья и от Белградской митрополии (например, Острогожская мельница), a 29 апреля 1699 года, Государь дал грамоту, в которой изъяснял, что, так как «Белгородская и Рязанская Епархии не скудны, а Воронежская недостаточна, а притом, некоторые города поудалели, то приписать еще к Воронежской Епархии от Рязанской, города Усмань, да Острожки, Белоколоцк и Демшинск, а от Белгородской город Острогожск с уездами» (Опис.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

По освещении же кораблей в полночь, за час до благовеста в соборе к заутрене, начиналась пальба из пушек, сначала с корабля Его Царского Величества. А вице-адмирал Крейц должен был строго наблюдать за стрельбой с царского корабля и не стрелять (и другим не дозволять) до тех пор, пока из корабля Его Царского Величества с нижней и верхней палубы выстрелят кругом, и после этого уже стрелять, сделав до 60 выстрелов. После выстрелов из государева корабля производилась стрельба попеременно на всех кораблях и судах, стоявших вниз по реке. Выстрелы подразделялись на три приема: в первый производилась редкая стрельба с дворца и царского корабля, во второй, который был спустя четверть часа после 1-го, стрельба производилась и на всех других кораблях поочередно с небольшими промежутками, в третий (вероятно, пред самым благовестом к заутрене) выстрелили залпом из всех пушек. Стрельбою с царского корабля командовал Александр Данилович Меньшиков. Утреню на Пасху Государь изволил слушать в церкви Успения Пресвятой Богородицы. Как бы в награду за богатые пожертвования из бедной епархии Государь время от времени жертвовал святителю разные угодья, целые вотчины, и нередко без прошения со стороны Преосшевского Троицкого монастыря с угодьями (1682 г.), данного на содержание Архиерейского дома, впоследствии были пожертвованы святителю Карочунский монастырь, две мельницы и другие угодья вниз по Дону до пределов Белгородской митрополии, а 29 апреля 1699 года Государь дал грамоту, в которой изъяснял, что так как " Белгородская и Рязанская епархии не скудны, а Воронежская недостаточна, то приписать еще к Воронежской епархии от Рязанской города Усмань, да Острожки, Белоко- лоцк и Демшинск, а от Белгородской город Острогожск с уездами " . Сверх того пожаловал в вотчину Воронежскому епископу село Мокрый Бое- рак с приселками. И святитель царские щедроты принимал с благодарностью как залог благоволения к нему Помазанника Господня, но не прилагал своего сердца к богатству, употребляя его или на созидание и украшение храмов Божиих, или же жертвуя на нужды государственные. Так, кроме вышеуказанных пожертвований, святитель и впоследствии не раз жертвовал Государю келейные свои деньги: в 1702 году святитель пожертвовал 1000 рублей, а в 1703 также 1000 рублей. Однажды святитель, вручая Петру одно из своих пожертвований, сказал: " Всякий сын Отечества должен посвящать остатки от издержек своих казне государственной; прими

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2147...

17 января 1992 г. постановлением правительства Андреевский флаг был возвращен в качестве официального Военно-Морскому флоту России. Освящение Андреевского флага произошло 15 февраля того же года в праздник Сретения Господня в верхнем храме Богоявления Господня Николо-Богоявленского кафедрального Морского собора Санкт-Петербурга (что подчеркивало статус города как морской столицы России). Настоятель собора протоиерей Богдан Сойко в присутствии матросов, старшин, мичманов, офицеров и адмиралов освятил флаг Санкт-Петербургской военно-морской базы и вручил его командующему базой вице-адмиралу В.Е. Селиванову, который передал его почетному караулу, выстроенному у входа в собор. Ныне этот освященный флаг в дни праздников реет в северной столице над главным Адмиралтейством. Первый на Военно-Морском флоте России официальный подъем Андреевского флага состоялся на входящем в состав Балтийского флота эскадренном миноносце «Беспокойный», освященном 29 февраля 1992 г. настоятелем Николо-Богоявленского собора о. Богданом Сойко. 26 июля 1992 г. в день Военно-Морского флота на всех боевых кораблях в последний раз были подняты и спущены флаги СССР. Вместо них под гимн Российской Федерации были подняты Андреевские флаги. В октябре 1996 г., в день празднования 300-летия Российского флота, Андреевские флаги развивались над Москвой и Санкт-Петербургом, поднятые в небо на аэростатах. 4 января 2001 г. вступил в силу федеральный закон «О знамени Вооруженных сил Российской Федерации, знамени Военно-Морского флота Российской Федерации...», закрепивший официальный статус Андреевского флага. В последнее время обсуждается вопрос о создании на Российском флоте института корабельных священников, и возможно вскоре над морями и океанами снова зазвучат слова: «С нами Бог и Андреевский флаг».   Храмы святого апостола Андрея В XVIII - XIX веках на Северо-Западе России было построено несколько андреевских храмов. Так в 1717 - 1718 годах в первой и главной базе русского военно-морского флота Кронштадте по личному указанию Петра Великого был возведен деревянный Андреевский собор. Средства на строительство выделил генерал-губернатор Санкт-Петербурга и Кронштадта Александр Данилович Меньшиков, избравший место для храма вблизи своего дворца. 13 июля 1718 г. состоялось торжественное освящение храма в присутствии императора, и в 1720 г. Андреевская церковь стала главным храмом остова Котлин и всего побережья Финского залива, а ее настоятель — «заказчиком духовных дел» (благочинным). Уже в 1721 г. по Высочайшему повелению церковь была наименована собором.

http://bogoslov.ru/article/564114

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010