в связи с решением ростовского тысяцкого Георгия оковать раку прп. Феодосия. Согласно «Слову о поковании раце преподобнаго отца нашего Феодосия Печерьского» (в КПП), для этих целей было выделено 500 гривен серебром и 50 гривен золотом. Под 1128 г. Лаврентьевская летопись сообщает: «Преяша церковь Дмитрия печеряне, и нарекоша ю Петра, съ грехом великим и неправо» (Там же. Стб. 299). Исследователи по-разному интерпретируют это известие. П. Г. Лебединцев , М. Д. Присёлков , Я. Н. Щапов относят его на счет Димитриевского мон-ря, основанного кн. Изяславом, но Голубинский, Д. Н. Слюсарёв, М. К. Каргер полагают, что речь идет о ц. св. Димитрия, располагавшейся рядом с Киево-Печерским мон-рем. Мнение о поглощении Печерской обителью Димитриевского мон-ря представляется более аргументированным. Оно основывается на свидетельстве статьи 1158 г. Ипатьевской летописи о крупных пожертвованиях в пользу Киево-Печерского мон-ря, сделанных кн. Ярополком Изяславичем и его дочерью, вдовой минского кн. Глеба Всеславича. После 1128 г. сведения о Димитриевском мон-ре в источниках отсутствуют. В списке печерских игуменов («О игуменех печерских отъ начала бывших») в качестве преемников Тимофея названы Пимен и Акиндин. Однако источник этих сведений неизвестен. С 1168 г. в летописи упоминается игум. Поликарп, исполнявший важные поручения киевских князей (под 1170, 1171), а также участвовавший в торжественной встрече в Киеве смоленского кн. Романа Ростиславича (под 1174). После кончины игумена летом 1182 г. в обители произошли волнения: братия не могла выбрать нового настоятеля. Только после общего молебна в Успенском соборе было принято единодушное решение: «Послемся к Васильеви попови на Щьковицю, абы былъ намъ игоуменъ и оуправитель стадоу черноризиць Федосьева манастыря Печерьского» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 627). Василий был удивлен решением печерян, считая себя недостойным такой чести, но в итоге согласился. Пострижение и поставление было совершено в Киево-Печерском мон-ре митр. Никифором с участием епископов Лаврентия Туровского и Николая Полоцкого.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

И тацми свадами ратолюбець окаанный Едигй время себ злаго начинаниа готовляше сии. Яко же и уловилъ, окаанный, да яко же раскол бывшей межи князема, и начашася воевать Русь и Литва. И Быша по три лта воюючися. 536 И на Плаву приходиша противу соб, тогда же и татарове приидоша къ Плав в помощь Руси. Старци же сего не похвалиша, глаголюще: «Добра ли се будеть дума юных наших бояръ, иже приведоша половець на помощь? 537 Не сихъ ради преже Киеву и Чернигову бды прилучишася, иже имюще брань межи собою, подимающе половци на помощь, наважаху братъ на брата, да и первое наимуюче ихъ, сребро издааше из земля своея. А половци, исмотривше рускый наряд, по сем самим сдолша. Да не будуть ли си на пакость земли нашей на прочая дни, егда измаильте, усмотривша нашея земля, на ны приидуть? Яко же не бысть ся!» Князи же, истомивше воя, перемирие взяша, а гнву межи има не легчае бывшу, – а томлениа многа подъяша обои. Не бяшеть бо в то время на Москв бояръ старых, но юнии свщавахуть о всемъ: тмъ и многа в нихъ не в чинъ строениа бывахуть. Едигй же, радуяся погуб и крови человчьстй, до конца сваживая, посылаше к Васильеви помощь мала, нкыа краеземныя татары, – именем токмо словущу помощь! Вдый бо, яко ближика си суть, не зло хотять къ брани, но того ради посылаше, да не въскор устраають мира, к сему же да еще видять татарове наряд руский. Татарове же познаша, яко Русь не желателни суть на кровопролитье, но суть миролюбци, ожидающе правды, та вся послаша къ Едигеви. Едигй же слышавъ, готовляшеся на Русь. А в то время прислася великий князь Светригайло Олгердовичь 538 на Москву к великому князю Василью Дмитреевичю, хотя с ним съ единаго на Витовта. Свтригаилъ же ляхъ б врою, но устроенъ къ брани муж храбръ, добль сый на ополчение. Того ради и призваша его на Москву и вдаша ему гради мнози, мало не половину великаго княжениа Московскаго. Даша ему и многославный Володимерь, еже есть столъ земля Русскыа и град пречистые Богоматери, в ней князи велиции рустии первосдание и столъ земля Русскыя приемлють; иже «великий князь всеа»... наименовается, ту бо первую честь приемлеть. В нем же – и чюднаа великая православная съборная церкви Пречистыа Богоматери, еже есть похвала и слава по всей вселеннй живущим христианом, источникъ и корень нашего благочестиа; Золотоверха же именуема: пять бо верховъ златых имя есть. В ней же – чюдотворная икона Пречистыа, 539 иже ркы цлебъ точащи, поганыя устрашая. И таковаго града не помиловавше москвичи, вдаша въ одержание ляховъ!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С момента, когда послы Биргера пришли в Новгород, он получает от Василия-Варлаама эпитет «безбожный», который мгновенно переходит на всех, кто нападает с запада на русские земли, — просто «безбожные», безбожные римляне, безбожные немцы и, наконец, безбожные латиняне . Этот эпитет агиограф заимствовал из летописи, или, напротив, он мог повлиять на переписчика летописи (в Тихановском списке (XVII век) Первой Псковской летописи встречается эпитет «безбожные немцы», хотя отсутствует в других опубликованных А.Н. Насоновым псковских летописях, равно как и в других списках этой редакции ). Впоследствии в житии постоянно поминаются «безбожные и поганые немцы», «погании латына», «окаяннии немцы», «злодеи», равно как и «безбожные и поганые татары» и «окаянныи злоимянитыи царь Батыи» (в этом житие принципиально расходится с первоначальной редакцией, где «царь Батый» подан как человек, подивившийся силе и славе Александра, отпустивший его «с великой честью» ). Использование данных эпитетов применительно к католикам со стороны Василия-Варлаама было нормой, что, впрочем, позволяет достаточно точно датировать время окончательной адаптации жития к антилатинской пропаганде — между 1547 и 1555 годами, т. е. незадолго до начала Ливонской войны . Именно в эти годы складываются и определенные принципы составления богослужебных текстов святым, чей жизненный путь пересекался с латинским миром . К началу XVII века Александр Невский уже прочно ассоциировался с антилатинской тематикой в самых резких ее формах .   Источники и литература   Охотникова В.И. Повесть о житии Александра Невского//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. I. (XI – первая половина XIV в.). Л., 1987. С. 357.   Гумилев Л.Н. Александр Невский и восточное христианство//Колпица. Князь Александр Невский. Материалы научно-практических конференций 1989 и 1994 гг./Отв. ред. Ю.К. Бегунов и А.Н. Кирпичников. СПб., 1995. С. 73-78.   Кривошеев Ю.В., Соколов Р.А. Политика Александра Невского в балтийско-скандинавском регионе//Труды кафедры истории России с древнейших времен до ХХ века/Отв.

http://bogoslov.ru/article/6170599

Это очень важные выводы, но они не противоречат предположению о захвате города князем-христианином. Строительство св. Владимиром храма в городе не обязательно было связано с его крещением. В разных летописях и житиях он назван по-разному. В Начальном своде и Лаврентьевско-Троицкой редакции «Повести временных лет» он остается безымянным. Во всех списках Ипатьевской редакции «Повести временных лет» церковь посвящена Иоанну Предтече, а в ЖВ – св. Василию. Либо уверенности в том, как назывался на самом деле храм, не было, либо Владимир построил их несколько. В связи с этим можно высказать предположение, что сейсмическая волна октябрьского землетрясения 989 г. дошла и до Крыма. Следов таких катастрофических последствий, как в Константинополе, не видно, но часть крупных построек могла прийти в аварийное состояние. В качестве архонта св. Владимир мог принять участие в работах по разборке старых храмов и возведению новых. Захват Херсонеса очень хорошо вписывается в общую направленность военно-политической деятельности св. Владимира во второй половине 980-х гг. С одной стороны, это было продолжение Волжско-Каспийского направления его отца. Владимир сначала пошел на вятичей, бывших данников хазар, когда-то покоренных Святославом. Затем он двинулся на Волжскую Болгарию. Цель этих действий была одна – обеспечить бесперебойную торговлю по Балтийско-Волжскому пути. В то время устье Волги фактически контролировал ширван-шах Мухаммед, который помог разгромленным во времена Святослава хазарам вернуться на прежнее место. Болгары-мусульмане были его единоверцами, и это могло способствовать сложению совершенно нежелательного для Руси альянса. Победа над Волжской Болгарией и заключенный с ней мир способствовали дальнейшим успехам св. Владимира. В следующем году он ходил на хазар, и ему удалось опять поставить под контроль устье Волги. Святослав во время своего похода на Северный Кавказ на ясов и касогов захватил и Таманский полуостров. 667 Если Тмуторокань был во времена Ярополка потерян, то Владимиру пришлось возвращать и этот город. В результате одержанных побед ему удалось полностью установить контроль над всеми ответвлениями Волжского пути (см.: Гл. 2. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Объем восточной торговли неуклонно падал не только из-за военно-политических обстоятельств на Балтийско-Волжском пути, но и в силу внутреннего положения в странах Арабского халифата. Фактически он распался на ряд самостоятельных владений, которые сами продолжали дробиться. Успехи византийских императоров в войнах с арабами и возвращение ими целого ряда территорий было как раз обусловлено этими процессами. К концу 980-х гг. на грани развала была Среднеазиатская держава Саманидов, из которой поступал основной объем серебряных дирхемов. 668 В этих обстоятельствах все больше увеличивалось значение торговых связей с Византией. В VIII в. все крымские владения Византии, побережье Меотиды (Азовского моря), Таманский полуостров и Зихия к югу от него были под властью хазарского каганата. Херсонес, видимо, никогда не подчинялся хазарам. В 830 г. каган обратился к императору Феофилу с просьбой помочь в строительстве крепости на Дону, того самого Саркела (Белой Вежи), который был впоследствии захвачен Святославом. Тогда же была основана Херсонская фема в Крыму, которую еще называли Климаты. 669 В нее входило и Готское княжество со столицей в Доросе (Мангуп). Готская епархия, как и Херсонская, существовала с IV в., и обе сохранялись даже под властью хазар. Восточный Крым, видимо, оставался в составе каганата вплоть до походов Святослава, когда князю, судя по всему, удалось захватить Боспор (хазарский Керц, русский Корчев). Но во времена Иоанна Цимисхия в Боспоре уже упоминается стратиг Империи. 670 На Крымской стороне Керченского пролива утвердилась Византия. Херсонская фема была объектом интересов русских князей уже в первой половине X в. В договоре Игоря с греками 944 г. есть статья «О Корсуньсц и стран ». Она содержит запрет русским князьям под каким-либо предлогом воевать на территории фемы. В обмен императоры обещают князю военную помощь: «Аще просить вой от насъ князь рускый, дамы ему, елико будеть треб , и да воюеть». В договоре не сказано, против кого эта помощь оказывается, но ясно, что это могли быть какие-то общие враги, вероятнее всего, хазары.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

далее... Говоря о государственном гимне, будет лицемерием заявлять, что он безоговорочно принят православным сознанием. Однако следует с пониманием отнестись к предложению президента России Владимира Путина касательно музыки Александрова, так как она действительно признана большинством нашего народа. Но принципиальным является вопрос о новом тексте гимна, который должен олицетворять суть " русской идеи " , отображать наше национальное самосознание, стержнем которого является православная вера. далее... Собор духовенства Черногорско-Приморской митрополии, состоявшийся 16 декабря в Цетинье, констатировал, что официальные власти Черногории систематически вносят раздор в Церковь. Нападение на Влашскую церковь при попустительстве властей явилось логическим продолжением ряда скандальных манифестаций раскольников в нескольких населенных пунктах Черногории. Митрополит Амфилохий заметил, что республика " под прикрытием демократии и реформ превратилась в последний оазис необольшевизма на Балканах " . далее... Герб как эмблема государства выражает его национальную идею, то есть осмысленное народом историческое предназначение. Две увенчанные головы орла символизируют единство духовной и светской власти, власти патриарха и царя над русской землей. Наверху в центре располагается третий венец, знаменующий собой власть Бога над Россией. далее... Наибольшее напряжение идеологического и геополитического, а также военно-стратегического характера наблюдается как и триста лет назад по Балтийско-Черноморской дуге, где части исторического государства Российского, теперь независимые государства Белоруссия, Украина, Молдавия, Грузия, становятся объектом колоссальных политических усилий Запада, стремящегося путем различных геополитических комбинаций вовлечь их в свою орбиту, не допустить приход к власти в этих государствах пророссийских элит и не позволить России с помощью существующих (СНГ) или новых механизмов связать геополитическое пространство прежде всего в военно-стратегической области.

http://pravoslavie.ru/5091.html

Костромин, Константин Александрович., свящ. Динамика межконфессионального конфликта на Руси в XI–XII веках//Церковь. Богословие. История. Материалы Всероссийской научно-богословской конференции (Екатеринбург, 12 февраля 2013 г.). Екатеринбург, 2014. С. 81–89. Костромин, Константин Александрович., прот. «Страдание священномученика Исидора» как исторический источник и литературный памятник конца XV — середины XVI века//Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. Альманах, вып. 8. Санкт-Петербург; Казань, 2017. С. 149–163. DOI: 10.24411/2618-9674-2017-00012 Костромин, Константин Александрович, прот. Антилатинская полемика в древнерусском богослужении//Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2018. Вып. 1 (9). С. 298–320. DOI: 10.24411/2618-9674-2018-00019 Костромин, Константин Александрович, прот. Св. Александр Невский и латинский Запад глазами древнерусских агиографов//Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2020. No 1 (12). С. 124–130. DOI: 10.24411/2618-9674-2020-10010 Кривошеев, Юрий Владимирович, Соколов, Роман Александрович. Политика Александра Невского в балтийско-скандинавском регионе//Труды кафедры истории России с древнейших времен до ХХ века. Санкт-Петербург, 2012. Т. 3. С. 265–295. Лосева, Ольга Викторовна. Кантарские преподобномученики//Православная энциклопедия. Т. 30. Москва, 2012. С. 507–508. Охотникова, Валентина Ильинична. Псковская агиография XIV–XVII вв.: исследования и тексты: в 2-х т. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2007. Т. 1: Жития князей Всеволода-Гавриила и Тимофея-Довмонта. 576 с. Пападакис, Аристидис, Мейендорф, Иоанн, прот. Христианский Восток и возвышение папства. Церковь в 1071–1453 гг. Москва: Издательство ПСТГУ, 2010. 629 с. Подскалски, Герхард. теолошка у Бyrapckoj и Cpбuju (865–1459). Београд: Православни богословски факултет, Институт за теолошка 2010. 686 с. Ранне, Александр Игоревич, прот. Святой благоверный великий князь Александр Невский и его время//Ученые записки Новгородского государственного университета. 2022. No 3(42). С. 261–267. DOI: 10.34680/2411-7951.2022.3(42).261-267.

http://bogoslov.ru/article/6193711

Священная книга не сгорела, и варвары приступили к крещению. 492 Высказывалось предположение, что Фотий и Игнатий крестили некую Приазовскую Русь. 493 В основном эти гипотезы были вызваны к жизни тем, что в русских летописях ничего не говорилось о Руси до прихода Рюрика. Из Бертинских анналов мы знаем, что уже в 839 г. послы «кагана народа Рос», возвращавшиеся от императора Феофила, отца Михаила, появились при дворе императора Священной Римской империи Людовика Благочестивого. Они оказались «свеонами» (шведами), 494 и это серьезно обеспокоило императора: северные земли постоянно грабили викинги, поднимавшиеся по рекам до Парижа и Гамбурга. В 815–842 гг. русы напали на Амастриду на южном побережье Черного моря, но это упоминание есть только в житии св. Георгия Амастридского. 495 В это время в Византии уже постоянно жили скандинавы. 496 Например, Евдокия, любовница императора Михаила III и жена императора Василия Македонянина, была дочерью некоего Ингера. Данные археологии показывают, что с конца VIII в. существовал Волжско-Балтийский путь, по которому в страны арабского Востока через Каспийское море везли с Севера рабов и меха, а в обратном направлении ввозили серебро. 497 Тогда в Поволховье, в Поволжье и в верховьях Днепра обосновались первые группы скандинавов-русов. В эту эпоху возникли крупные протогородские центры: в середине VIII в. Ладога близ впадения Волхова в Ладожское озеро, а в самом начале IX в. Гнездово на Днепре близ Смоленска и Тимерево близ Ярославля на Волге. 498 Если не Киев, который в середине IX в. еще не был значительным поселением, то Гнездово вполне могло быть тем центром, откуда был организован поход Руси на Константинополь в 860 г. 499 В 860-е гг. всю экономическую зону Балтийско-Волжского пути охватывают военные столкновения. Период нестабильности, по данным археологии и нумизматики, продолжался приблизительно до 880 г., когда и появился на Руси Рюрик, отец Игоря. Рассказ Начального свода об изгнании варягов и междоусобице, предшествовавших его призванию – воспоминание об этих событиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  Hinterberger M. A Neglected Tool of Orthodox Propaganda? P. 139–141 ; Лосева О. В. Кантарские преподобномученики//Православная энциклопедия. Т. 30. М., 2012. С. 507–508.   Hinterberger M. A Neglected Tool of Orthodox Propaganda? P. 141–143.   Mitrea M. Remarks on the Literary Representations of the “Other” in Late Byzantine Hagiography//Byzantine Heritages in South-Eastern Europe in the Middle Ages and Early Modern Period. Heidelberg, 2022. рр. 406–410.   Афиногенова О. Н. Савва Новый//Православная энциклопедия. Т. 61. М., 2021. С. 63.   Hinterberger M. A Neglected Tool of Orthodox Propaganda? P. 143–145.   Beck H.-G. Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich. S. 699–700.   Beck H.–G. Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich. S. 793–796.  Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV — XVI в). Ч. 3. Библиографические дополнения. Приложение. СПб..: Дмитрий Буланин, 2012. С. 635–738.   Подскалски Г. теолошка у Бyrapckoj и Cpбuju (865–1459). Београд, 2010. С. 359–360.   Рансимен С. Великая Церковь в пленении. История греческой церкви от падения Константинополя в 1453 г. до 1821 г. СПб., 2006. С. 234–235.   Подскалски Г. теолошка у Бyrapckoj и Cpбuju. С. 433, 484.  Мы не рассматриваем в качестве самостоятельного агиографического произведения Повесть о Довмонте-Тимофее Псковском, в которой есть несколько антилатинских эпитетов, поскольку она, составленная в 1340-е годы, формировалась в связи с составлением псковских летописей, а в проложной редакции антилатинская тематика отсутствует ( Охотникова В. И. Псковская агиография XIV–XVII вв.: исследования и тексты: в 2-х т. СПб., 2007. Т. 1: Жития князей Всеволода-Гавриила и Тимофея-Довмонта. С. 412–413, 417, 426, 461 и др.).   Кривошеев Ю. В., Соколов Р. А. Политика Александра Невского в балтийско-скандинавском регионе//Труды кафедры истории России с древнейших времен до ХХ века. СПб., 2012. С. 275–282; Ранне А., прот. Святой благоверный великий князь Александр Невский и его время//Ученые записки Новгородского государственного университета. 2022. No 3(42). С. 261–267.

http://bogoslov.ru/article/6193711

С революциями и предательством народа чужебесными элитами потребно стало латать распавшееся российское сознание служением России из-за бугра, в колее «изгнания-послания». Чем с другом Александром Раром гневим официоз наших стран гражданства, считающих таких как мы истовых «русопятых» – нечто в роде «сумы перемётной» – в смысле верноподданнической неблагонадёжности. « Оставайся русским богатырем на славу!» – юбилейно благословляет он меня из Берлина. О том же молит Казанскую икону Божией Матери и мощи св. Федора Ушакова в Казанском храме Питера наша русская великая духовная сподвижница Ольга Сокурова – обо мне, родившемся в праздник Казанской и находящемся «под особым покровом Заступницы Усердной». В унисон с моей жизнеактивностью, старшая дочь Анна (дитя от первого брака) врачует чёрного ворона со сломанным крылом, а брат Аркадий (мы с ним названы тургеневскими именами из «Отцов и детей»), вместе с заслуженной актрисой Валентиной Кособуцкой – такого же бедолагу сердобольно подкармливают по сей день, мясцом, крупкой выходя на карк пернатого, единодушно названного «Укором» – поскольку увечный подолгу смотрел с укоризной вдогонку проходящим мимо. Блокадник делится последним с миром в нужде. И кису пригрели они, назвав на французский манер (в честь моей резиденции) Люси ( Lucy). В атмосфере духовной безотцовщины и отец мой Александр, выходит, «естественно» беспризорничал, пока не был усыновлен в балтийско-белорусском семействе Ильи Вертлиба. Поскольку отец не имел на руках свидетельства о рождении, ему лишь при выходе на пенсию узаконили условную дату дня рождения анкетной фиксацией: взяли ровно полугодовое среднеарифметическое – 15 июня. Домочадцам запомнилось, как он самозабвенно играл на фаготе. Позже я узнал, что так называют не только музыкальный инструмент, но и демона ветра. Для семьи он и был виртуозом вихря-проказника, на сквозняке перекрёстков Питера подрабатывающего с лабухами на пропитание нам. Но перед войной он выучился на военврача, пройдя ускоренную медподготовку в Омске и в Военно-медицинской академии в Ленинграде.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/11/me...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010