После известных событий 1917 года прадед с семьёй вынужден был покинуть Петроград. Для того чтобы о. Димитрий мог спокойно и беспрепятственно покинуть охваченный революционным движением город, матросы, которые «уважали и ценили его, как человека дорого и отзывчивого к их нуждам», выдали ему удостоверение, которое явилось фактически охранной грамотой для всей семьи на пути следования на Алтай. Но события в России всё дальше вытесняли семью на Восток. На некоторое время семья священника с тремя малолетними детьми и младшим братомосела во Владивостоке. Для того чтобы прокормить близких прадедушке пришлось поработать учителем труда в местной гимназии. «Но, части Красной армии подходили к Владивостоку. Начавшаяся спешная эвакуация белых из Владивостока всей тяжестью легла на плечи легендарного адмирала Георгия Карловича Старка. 23 октября 1922 г. он увел за границу свою эскадру. Всего ушло 30 кораблей: канонерская лодка «Маньчжур», вспомогательные транспорты, пароходы, военные буксиры, посыльные суда, катера. Все это были суда, давно отслужившие свой срок и мало пригодные для морского перехода. На них находились более 9 тыс. чел.» . Среди этих людей был и протоиерей Димитрий с семейством. «В конце ноября 1922 г. в порту Гензан сделали короткую остановку. Отобрав более или менее пригодные к плаванию суда, Старк вышел в море, взяв курс на Шанхай. Морской переход на старых кораблях был тяжелым. Из-за штормовой погоды жертвами налетевшего тайфуна стали «Аякс» и «Лейтенант Дыдымов». Флотилия Старка пришла в Гэндзан (Япония), а затем в Шанхай, где высадила гражданских лиц, а затем на Филиппины» . В Шанхае семья Андреевых нашла своё прибежище. Постепенно они адаптировались в новой среде. Материальным подспорьем служила небольшая переплётная мастерская, и благодаря художественному вкусу ее хозяина и хорошим кожаным переплётам его многочисленными клиентами были китайцы, англичане, французы и немцы. Ещё одной заботой о. Димитрия было Русское морское училище в Шанхае. «Инициаторами создания училища стали архиепископ Шанхайский и Пекинский Симон и генерал-майор по Адмиралтейству А.И. Исаков. Впоследствии был образован комитет по созданию училища при Русском народном религиозном комитете. Возглавил его старший лейтенант В.А. Буцкой, вице-председателем стал генерал-майор А.И. Исаков, «правителем дел» — лейтенант С.Ц. Гедройц, казначеем — протоиерей отец Дмитрий (Андреев)» .

http://pravoslavie.ru/52378.html

Родился он в купеческой семье в городе Бийске на Алтае 29 октября 1884 года. Юношей он поступает в Барнаульскую семинарию, которую заканчивает, приняв сан пресвитера. Матушка его, Андреева Антонина Ивановна, была дочерью военного офицера. Когда Дмитрию Васильевичу был 21 год, в Санкт-Петербурге был заложен корабль, на котором он в дальнейшем будет ходить походы в составе духовенства Балтийского флота.Наверное, о. Димитрий и не предполагал, что ему придётся участвовать в качестве капеллана в Первой мировой войне. Труд священника кажется скромным и незаметным по сравнению с ратным трудом воина, но труд этот весьма важный и необходимый. Вот как говорит о морском духовенстве протоирей А.Смирнов своём труде «История Флотского духовенства»: «Флотское духовенство отличалось во многом от приходского и, прежде всего, тем, что оно не только выполняло возложенные на него обязанности, но ивыделялось своими внутренними достоинствами. На флот запрашивались образованные по тому времени иеромонахи, которые, помимо образованности, отличались своими нравственными качествами. Правительство в разное время и в разной степени стремилось возвысить нравственное значение флотского духовенства и принимало меры к тому, чтобы на корабли назначались наиболее достойные священнослужители» . Формально священник на корабле находился на офицерском положении. В конце XIX и в начале XX веков в официальном отношении священник приравнивался к штаб-офицерскому чину и пользовался теми привилегиями, которые были соединены с этим чином, например: приставать на катере к правому трапу, садиться на более удобное место в вельботе или катере и прочее. Исключительная привилегия и почет оказывались священнику, когда он шел со Св. Дарами приобщать больного в лазарет или съезжал на берег с этой же целью: тогда обыкновенно выстраивался почетный караул . Обер-иеромонаху на корабле выделялась особая каюта, а рядовому иеромонаху – особая монашеская каюта на офицерской палубе. Иногда иеромонаху выделялся юнга. К XIX в. сложилась практика ставить на довольствие корабельного священника за счет офицеров. Для приготовления постной пищи в офицерском камбузе для иеромонаха был выделен отдельный котел. Священник обедал вместе с офицерами в кают-компании, предварительно благословив еду .

http://pravoslavie.ru/52378.html

Конечно, судовой священник разделял с командой не только невзгоды, но и радости, как то: двунадесятые и великие церковные праздники, и особый праздник для всей команды – День рождения корабля. На линкоре «Андрей Первозванный» этот праздник отмечался 30 ноября, по старому стилю в день памяти св. ап. Андрея. О. Дмитрий так описывал это торжество: «Наш судовой праздник прошел торжественно и благолепно. С вечера было отслужено Всенощное бдение, а утром – Божественная Литургия и молебен св. Апостолу у его св. иконы, дара св. горы Афон. Присутствующий на богослужении Начальник Бригады кораблей по окончании службы поблагодарил священника за проповедь, а команду за прекрасное церковное пение. После официального завтрака у команды и гостей были развлечения, которые продолжались до 8 часов вечера. На эти несколько часов наш корабль потерял свой угрюмый вид и оживился, превратившись в целый город веселья. На палубе, убранной флагами, везде расставлены столы с прохладительными напитками и сладостями, а в казематах идет спектакль под руководством офицера, причем играют сами же матросы, трещит кинематограф, поют песни и играет хор балалаечников. Все офицеры во главе с командиром везде принимают участие, что особенно оживляет праздник и делает его семейным. Музыка, танцы и множество детей, гуляющих по кораблю, на миг заставляют даже забыть, что мы отделены стальной броней от береговой жизни. В 8 часов гости уехали, и корабль заснул. Все принимали в празднике участие, и он был всецело общий» . Во внимание к усердным трудам 29 мая 1916 года о. Димитрий был награждён золотым крестом, который по благословению отца протопресвитера военного и морского духовенства Георгия Шавельского за богослужением вручил ему начальник 2-ой бригады линейных кораблей. На кресте была надпись: «Доброму Пастырю Отцу Димитрию АНДРЕЕВУ от прихода судовой церкви линейного корабля “Андрей Первозванный”» (9-я и 10-я страницы дополнения к вахтенному журналу Копия этого документа находится в нашем домашнем архиве.

http://pravoslavie.ru/52378.html

Материалы к жизнеописанию первого и последнего священника линейного корабля Балтийского флота протоиерея Димитрия Васильевича Андреева (1884–1938) Источник: Богослов.Ru Рубеж конца XVIII – начала XIX веков стал временем, когда военное духовенство стало считаться сословно оформившимся. Одним из его представителей был ревностный пастырь, первый и последний священник линейного корабля Балтийского флота «Андрей Первозванный» протоиерей Дмитрий Васильевич Андреев. Его жизненный путь описан в публикуемой статье правнуком о. Димитрия, диаконом Андреем Балахниным. Русское духовенство с древних времён сопровождало русское воинство в военных походах. Но как институт военное духовенство стало формироваться в XVIII веке. По Уставу морской службы с 1720 года на каждый корабль назначался иеромонах (иногда назначались бессемейные священники из белого духовенства), а во главе морского духовенства ставился обер-иеромонах флота. Рубеж конца XVIII – начала XIX веков стал тем временем, когда в светских, церковных и военных кругах стали вслух говорить о военном духовенстве как сословно оформившемся. Наступил тот момент, когда централизация разрозненных усилий по духовно-нравственному воспитанию войска оказалась возможной, а военное духовенство осознало свою корпоративность . Первый обер-священник армии и флота России был назначен 9 апреля 1800 года, им стал протоиерей Пётр Яковлевич Озерецковский. Таким образом, состоялось отделение в управлении военного духовенства от епархиального. Обер-священники по своим полномочиям были фактически уравнены с епархиальными архиереями: им была предоставлена дисциплинарная власть над военными священниками, а также право назначать и увольнять священно- и церковнослужителей военного ведомства без особого разрешения Синода . Институт военного и морского духовенства существовал в России до 16 января 1918 года, когда он был ликвидирован приказом Народного комиссариата по военным делам. Из армии было уволено 3700 священников. Одним из скромных, но ревностных пастырей, опекавших русских моряков в походах, был первый и последний священник линейного корабля Балтийского флота «Андрей Первозванный» протоиерей Дмитрий Васильевич Андреев.

http://pravoslavie.ru/52378.html

Яко же и нын въ дни наша случися. Боголюбивому и православному самодръжцу великому князю Василью Дмитриевичю, столь русскиа хоругви дръжащу, и христиане благоденьствовахуть в дръжав его, и земля Русскиа миром украшаема в сихъ доброх исполнився благоцветяше. Лукавии же измаилтяне не можаху завистию зрти толика посщениа человеколюбца Бога на христоименитых людехъ. Завистию поджигаеми бывахуть, не тръпяхуть зрти исполнениа земля Русскиа и благовременьства христианьска, многажды покушашеся приити разорити таковыа красоты величества и славу отторгнути христоименитых людей; того ради съ князми нашими лукавенъ миръ съставиша. Ограждениемъ же пречистыя Богоматере недоволни бывахуть приити на ны. Егда же възбраннаа Воевода наша избавляша нас, тогда многых злых обычаи грховных оставляти обещаваемся и пакы забытн от правды заблужаем, връху власть прегршений наших обртаемся. Того ради господу Богу наказующу нас и посщающу жезлом безакониа наша, по пророку. Безаконии бо агаряне волчески всегда подкрадают нас, злохитрено мирують с нами. Да нколи князи наши, надющися цлыя любви от них, бестражии будуть, да они, губително время обртше, мсто злаго желаниа получать. К Васильеви же к великому князю паче всих князей злоковарную любовь показаша. Въ время нкто в них, Едигей именем, князь сый измаилтескъ, преболии всх князей ордынских, иже все царство единъ держаше и по своей воли царя поставляше, его же хотяше, сий же лукавый Едигей много любовь злохитреную стяжа к Васильеви, и честью высокою обложи его, и дары многыми почиташе и, над всми еще сими и сына его соб именоваше любимаго, и нкая многа общавая ему, и бывающая от Василиа послы с честию отпущаше, и миръ глубокъ злохитро поставляше к Васильеви. Въ дни же тыи Васильеви, великому князю, ключися нкий гнвъ имти съ тестем своим Витовтом, великим князем, нких ради земскых вещей, яко же обычай б землям, ибо тогда Витовту владющу всею землею Киевскою и Литовскою. 535 Великий же князь Василий бывшая обиды от Витовта вся повда Едигеви, любве ради. То же слышавъ, враждолюбителю сый, Едигй, паче же кровожелательный зврю, обрадовася сердцемъ, болми на гнвъ поостри ихъ: посылаше Васильеви силу многу на помощь, общаваа ему: «Да и прочии увдять любовь нашу с тобою и кротци ти будуть, яко мн царствомъ помогающу тоб, и того ради убоятся тя». Такоже и к Витовту кратка и лестна нкая посылаше словеса, втаи держати повел, друга его соб именоваше. И тако съплетаа, вражду положи межи има, стно помышляа, да они, рать счинивше, воя си погубять. Аще ли не ключится брань межи има, да поне збираючися, и воюючися, и разно расходячеся, всяко трудни будуть.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Припев: Святый благоверный княже Андрее, моли Бога о нас. Похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую презрев,/утвердился еси в любви Иисусове, блаженне княже Андрее,/тако и нам в тоежде помощник буди.  Припев: Святый благоверный княже Андрее, моли Бога о нас. Сему вси возлюбленнии поревнуем князю Андрею Смоленскому,/устраняюще себе от всех земных похотей, гнева и ярости, в ярости бо душа погибает,/тем бо на Небо к Богу взыдем.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Прилежную молитву сотвори за ны к Богу, святе княже Андрее,/пречестное постное течение совершити желаем и страсти Христовы, и Воскресение видети,/твоими молитвами да приимем простыню от всех грехов,/святе Андрее, княже Смоленский, Богоблаженне.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Мати Богу, Ты Едина в женах Пренепорочная Дево,/молюся Ти:/ныне возведи от рова грехов моих, Пречистая,/и умоли Твоего Сына,/яко да помилует мя окаяннаго.  Песнь 5 Ирмос: Вскую мя отринул еси/от лица Твоего, Свете незаходимый,/и покрыла мя есть чуждая тьма окаяннаго,/но обрати мя и к свету заповедей Твоих/пути моя направи, молюся.  Припев: Святый благоверный княже Андрее, моли Бога о нас. Невещественным житием возсияв паче солнца,/богатство тлеемое расточил еси убогим, по глаголу Псалмопевца, правдою обогатився./Темже во Царствии Христове с лики святых веселишися.  Припев: Святый благоверный княже Андрее, моли Бога о нас. Пощением изрядно страсти плотския умертвил еси, святе княже Андрее,/терпением бо твоим в меру возраста совершеннаго разума житие достиже,/в немже ныне Христу предстоя, о нас всегда молися.  Припев: Святый благоверный княже Андрее, моли Бога о нас. Душе моя, почто не ревнуеши святых житию, но во гресех все житие изнурила еси?/воспряни и припади ко Творцу твоему, в покаянии вопиющи:/Боже, мольбами угодника Твоего, святаго князя Андрея, очисти души и телеса наша. 

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-blago...

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Любовию совершающия твою память в песнех,/от обильна дара Учителя твоего, Христа, Андрее пребогате,/духовнаго веселия водами исполняя не престай молитвами твоими.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Поем велие и страшное Твое таинство,/премирных бо утаився чиноначалий,/на Тя присно Сый сниде, яко дождь на руно, Всепетая,/на спасение наше и обновление.  Песнь 5 Ирмос: Просветивый сиянием/пришествия Твоего, Христе,/и осветивый Крестом Твоим мира концы,/сердца просвети светом Твоего Богоразумия/православно поющих Тя.  Припев: Святый апостоле Андрее, моли Бога о нас. Восприял еси, Егоже вожделел еси, Андрее апостоле,/в нетленных с Ним обитав селениих,/трудов твоих снопы пожав достойно,/темже тя песньми славим.  Припев: Святый апостоле Андрее, моли Бога о нас. Возлюбил еси Владыку/и Того во след быстро потекл еси, стопами Его к жизни наставляемь/и страстей Того нелживо, пречестне Андрее, даже до смерти подражая.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Напряг тя, яко стрелу сильну, блаженне, испусти в весь мир Господь,/ураняя демоны и злочестием уязвленныя человеки врачуя.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Веселятся Небесныя силы, зряще Тя,/радуются с ними и человеческая собрания,/Рождеством бо Твоим соединишася, Дево Богородице, Тя достойно славяще.  Песнь 6 Ирмос: Обыде нас последняя бездна,/несть избавляя,/вменихомся, яко овцы заколения,/спаси люди Твоя, Боже наш,/Ты бо крепость немощствующих и исправление.  Припев: Святый апостоле Андрее, моли Бога о нас. Море житейское преплавая в ладии телесней,/всяческая правящаго, Христа, обрел еси кормчия, всеблаженне,/и к Нему, радуяся, пристал еси, Андрее всечестне.  Припев: Святый апостоле Андрее, моли Бога о нас. Духи словом прогоняются,/недузи бегают, душевных же страстей множество далече от недужных отгоняются/данною тебе от Бога, Андрее, благодатию. 

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-svjat...

И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Владычице Дево Чистая,/Препрославленная Мати Марие,/молися Сыну Твоему прилежно/избавитися от всякия нужды и напасти,/и всякаго злаго обстояния/Тебе, Госпоже, блажащим, поющим и превозносящим во вся веки.  Песнь 9 Ирмос: Ужасеся о сем Небо/и земли удивишася концы,/яко Бог явися человеком плотски,/и чрево Твое бысть пространнейшее Небес./Тем Тя, Богородицу,/Ангелов и человек чиноначалия величают.  Припев: Святый благоверный княже Андрее, моли Бога о нас. Крилома духовныма ум твой вперив к Сиону Вышнему, егоже и наследовал еси,/бысть единокровник с лики святых, всегда веселящихся и поющих в светлости неизреченней Господеви:/егоже моли о творящих память твою, да достойно тебе величаем.  Припев: Святый благоверный княже Андрее, моли Бога о нас. Всезритель Бог, видев твое усердие, святе княже Андрее, и совершенную веру к Нему,/прослави тя славою вечною, облагодетельствовав тя чудесы,/егоже моли к пользе ущедрити ны, Богомудре, да тебе, достойно воспевающе, величаем.  Припев: Святый благоверный княже Андрее, моли Бога о нас. Спаси молитвами твоими, святе княже Андрее, верою творящих память твою/и от всех бед сохрани град Переяславль, и всякий град, и страну,/и храм твой невредимы от нахождения иноверных и междоусобныя брани, и от всякаго зла,/тебе воспевающих и величающих.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Вышняго Иерусалима и быв гражданин Небеснаго Царствия,/со Ангелы предстоя во Славе неизреченней,/тоя же славы яко щедрый отец молитвами твоими, святе Андрее, княже Смоленский, общники нас сотвори,/Христу Богу моляся, да достойно тя величаем.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Марие Пречистая Владычице, омраченную мою душу и сердце просвети,/и жизни вечныя сподоби мя, Госпоже,/не поминающи безчисленных моих зол/и молящи Сына Твоего и Бога нашего за мя, окаяннаго.  Светилен Треблаженне княже Андрее,/предстоя со Ангелы Христову ныне Престолу и Света оттуду исполняяся,/миру мир исходатайствуй и нам спасение,/благочестно и благоприятно память твою совершающим, и в скорбех к тебе притекающим. 

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-blago...

Припев: Святый апостоле Андрее, моли Бога о нас. Поискал еси Христа, истинно Живота,/и, взыскав, первый обрел еси,/обрет же, тайне приял еси,/и прием Сего в самом давшем, и был еси сокровище жизни нетленныя.  Припев: Святый апостоле Андрее, моли Бога о нас. Глаголы твоих Божественных гремений излияшася в мире/и от краев до краев земли проидоша,/окружиша бо, якоже колесо, и явишася твоя молния,/яко глаголет Давид, вселенней.  Припев: Святый апостоле Андрее, моли Бога о нас. Поминай нас, Христов учениче, совершающих твою память и чтущих мощи твоя,/молися присно прилежно о пастве,/еяже был еси изначала хранитель и спасение.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Троичен: Отца и Сына и Духа – Бога,/Нераздельную Троицу, Триипостасное Царство прославим согласно, вернии,/безпрестанными Богословии, Сию верно песнословяще.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Родила еси Свет, не ведущи како,/всесветлый свещниче Солнца светоносящая,/и была еси невещественнаго Света новое приятелище,/точащее всей земли Богознания зари.  Песнь 6 Ирмос: Пророка Иону подражая, вопию:/живот мой, Блаже, свободи из тли/и спаси мя, Спасе мира, зовуща: слава Тебе.  Припев: Святый апостоле Андрее, моли Бога о нас. Иже из Вифсаиды изводимый,/нас праздновати созывает,/торжество свое предложив нам изрядства борений своих.  Припев: Святый апостоле Андрее, моли Бога о нас. Художеством рыбарь, верою же ученик,/яко глубину испытуя сердца верных,/удицу низпущает слова и уловляет нас.  Припев: Святый апостоле Андрее, моли Бога о нас. Любве Христовы в сердцы твоем огнь обнося, учениче, вопиял еси языком:/пламень ваш угасе, истинно явльшуся Христу.  Припев: Святый апостоле Андрее, моли Бога о нас. Солию ум осоливше Христовою./яди ваша усладиша вам догматы небесныя и нетленныя сладости.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-svjat...

Сего же старци не похвалиша, глаголюще: «Можеть ли се добро быти, его же въ дни наша нсть бывало, ни от древних слышано, иже толико градовъ дати пришелцю-князю в землю нашу, наипаче же и стол Русскыя земля, многославный Володимерь, мати градом?!» Свтригаилъ же, лях гордый, никоея же пути сътвори таковй велечюднй церкви Пречистыа Богоматери. Тм же и бды многы постигоша нас: храбри, паче женъ, явишася и страшливе дтищь обртошася: отъя бо ся крпкаго крпость, – по пророку, – и стрлы младенець язвы Быша им, 540 и лысты мужественыя на бгъ токмо силу показаша. Сице же третьему лту исходящу нестроениа Руси съ Литвою, приидоша обои, Русь и Литва, къ Угр. Постоаша немного дний и умиришася, взяша миръ, яко же исперва, великий князь Василей съ тестем своим с великим княземъ Витовтом, и разидошася кождо въ свояси. Татарове же недалече кочеваша, да како же узрша, яко вои разидошася, трудни сущи, вся та повдаша Едигеви. Зломысленый же Едигй, иже иногда завыйся отцомъ Васильеви, яд же аспиденъ подъ устнами его скрывая, ношаше, ненавидя любляше, на любимаго, еже именоваше сына соб Василья, время похыщы вмсто добра съ губительствомъ неусыпно грядяше воемъ русскымъ, только ни разшедшемся, трудным сущем. Разумти же убо нам лпо есть на семь и памятовати, хотящим по сих любовь имти съ иноплеменники. Едигй же, началною лестью еще крадый, посылаеть преди к Васильеви, река сице: «Вдый буде, Василие, – се идет царь на Витовта да мстить, колико есть сътворилъ земли твоей. Ты же въздажь честь цареви, аще не сам, да сынъ твой посли к цареви, или брата, аще ли то единаго отъ велможь посли, ничто же бояся». Тако бо кровожелателный Едигей окрадая, да ни мала воя съберуть противу ему, и в тот чинъ сам неусыпно приближашеся. Послу же Едигеву на Москву пришедшу, таковая изрекшу, князь же и вси людие в недоумнии бывше, не бяшеть бо правыя всти, или будеть или не будеть. Тм же ни воя збирахуть и отпустиша къ Едигеви единаго от велмож, Юрья именем, давше ему дружину: да аще будеть рать, въскор да отсылаеть. Едигй же ятъ Юрья и скоре идяше.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010