Учение Христово сохраняется в Церкви от святых апостолов до наших дней. Высшей властью на земле в православной Церкви является власть вселенского собора, т. е. собрания пастырей и учителей Церкви по возможности со всей вселенной. В этом отличие православной Церкви от католической, где высший авторитет принадлежит римскому папе, и от протестантизма, где отдельные протестантские церкви признают авторитет основателей того или другого протестантского исповедания. На этом мы закончим объяснение девятого члена Символа Веры . В заключение приведем прекрасные слова о Церкви святого Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского, жившего в 4 веке. «Невозможно, – пишет он, – переплыть море без корабля. А святая Христова Церковь в мире то же, что корабль в море. Господин этого духовного корабля Сам Всемогущий Бог Отец. Кормчий – Единородный Сын Его; благоприятный ветер – Дух Святой; подчиненные управители этого корабля – апостолы и преемники их, пастыри и учители церковные; плывущие на этом корабле – все право-верующие христиане. Дно и основание этого корабля есть правая вера в Святую Троицу: бока корабля, передняя часть его и кормило (руль) означают правые догматы (учение) веры, заповеди Божии, предания Церкви, правила апостолов и вселенских соборов. Мачта – святой крест Христов, которым и в Церкви все скрепляется и утверждается; паруса – любовь; якорь – надежда. Этот духовный корабль, Церковь , из разных стран перевозит через житейское море всех правоверующих и истинных христиан в Небесное Царство и, хотя обуревается многими ветрами и волнами (мучений и гонений), но никогда не подвергается крушению. Сколько врагов и гонителей ни восставало на святую Церковь, она никогда не была побеждена, потому что утверждается словом Господним «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Итак, читая Символ Веры , будем от всего сердца говорить: «верую во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь », и постараемся подтвердить нашу веру христианской жизнью. Вопросы: Что есть Церковь ?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Святой Ириней Лионский следующим образом пишет о единстве Церкви: « Церковь , хотя и рассеяна по всей вселенной до пределов земли, получила от апостолов и их учеников веру... эту проповедь и эту веру... Церковь , хотя и рассеянная по всему миру, тщательно сохраняет, как если бы она жила в одном доме, и верует подобно им, как имеющая одну душу и одно сердце, и согласно с этим проповедует и учит... как имеющая одни уста. И хотя языки в мире не одинаковы, но сила Предания одна и та же. И ни Церкви, основанные в германских странах, иначе уверовали и иначе передают веру, ни Церковь в Иверии, ни у кельтов, ни на Востоке, ни в Египте, ни в Ливии, ни основанные посреди земли, но как солнце, создание Божие, во всем мире одно и то же, так и проповедь истины повсюду светит и освещает всех людей, желающих прийти к познанию истины». О важности Церкви в жизни каждого христианина прекрасно пишет св. Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский, живший в IV веке и окончивший свою земную жизнь у нас в Грузии: «Невозможно переплыть море без корабля. А святая Христова Церковь в мире то же, что корабль в море. Господин этого духовного корабля Сам Всемогущий Бог Отец. Кормчий – Единородный Сын Его; благоприятный ветер – Дух Святой; подчиненные управители этого корабля – апостолы и преемники их, пастыри и учители церковные; плывущие на этом корабле – все правоверующие христиане. Дно и основание этого корабля есть правая вера в Святую Троицу; бока корабля, передняя часть его и кормило означают правые догматы веры, заповеди Божии, предания Церкви, правила апостолов и Вселенских соборов». Мы часто задаем себе вопрос: что сделала Церковь для нашего народа в прошлом, совершает ли она свою спасительную миссию сегодня и какова ее роль в будущем? Если мы объективно, реально не исследуем роли и значения Церкви в прошлом, мы не сможем ясно увидеть ее настоящего и будущего. Церковь – это источник свежей и прохладной воды, который всегда необходим человеку, пока человечество будет существовать. Что нам дала Церковь в прошлом? Многое из того, чем гордится наш народ в области искусства, литературы, архитектуры, – было создано на фундаменте христианской духовности и цивилизации.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если же та будет веровать и учить так же, как и о. миссионер, то над нами умные люди только посмеются и, чтобы не оскорбить нас, из вежливости припишут нам самый безобидный признак – назовут нас близорукими. Видим мы, что есть полнота иерархии и таинств, должны верить, что там и Церковь . Этак мы, пожалуй, и всех бессловесных животных назовём людьми. Мы видим, что у человека два глаза, видим и у животных тоже два глаза – значит, – они люди! Такой здравой логики придерживается наш почтенный о. миссионер; перед таким его здравомыслием мы, конечно, не можем не преклоняться. Нет, о. миссионер, не в обиду будь вам сказано, вы не продумали хорошенько того, что наговорили. Я исправлю вашу ошибку и скажу, что св. Церковь имеет только один существенный признак – веру во св. Евангелие, а другие указанные ваши два признака несущественны. Поэтому, хотя наша св. Церковь и оставалась без епископов, но всегда пребывала верна учению евангельскому, следовательно, и неодолённой от врат адовых. Что, действительно, и без епископов Церковь Христова остаётся неодолённой от врат адовых, в этой мысли утверждает нас и св. Иоанн Златоуст следующими словами: „Невозможно переплыть море без корабля, а корабль этот означает единую святую соборную апостольскую Церковь; господин сего духовного корабля Сам Всемогущий Бог Отец; кормчий Единородный Сын Его; благоприятный ветер – Дух Святый; подчинённые правители корабля-Церкви: Апостолы и их преемники пастыри и учители церковные; плывущие на сём корабле – все правоверующие христиане; дно и основание сего корабля есть правая вера во Святую Троицу; бока корабля, передняя часть его и кормило – означают правые догматы веры, заповеди Божии, предания Церкви, правила апостольские и вселенских соборов и вообще постановления церковные; мачта – святой крест Христов, которым всё в Церкви скрепляется и утверждается; паруса – любовь; якорь – надежда. Духовный сей корабль Церкви из разных мест и стран перевозит через житейское море всех правоверующих и истинных христиан в небесный Иерусалим, и, хотя обуревается многими ветрами и волнами, но никогда не подвергается крушению.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На самом же деле и в жизни каждого из нас, и в судьбе целых стран и народов все зависит от воли Того, Кому, собственно, все принадлежит по определению. И, в конечном итоге, все происходящее с нами — есть, не что иное, как уроки воспитания от нашего Небесного Отца. И никакие манипуляции с шампанскими винами не могут повлиять на Божественные решения, упраздняя необходимость постоянног о личного разговора, молитвенного общения человека со своим Отцом. И от того, что кто-то продолжает делать вид, что Его нет, и потому не слушается своего Отца, ситуация не улучшится и наказание будет повторяться вновь и вновь. И так, до тех пор, пока не вразумимся и не изменимся. Потому как, если Родитель не заботится о воспитании своих неразумных чад, то это уже не Отец, а чужой дядя. Так называемое, «крещение» корабля стало возможным в России, лишь как результат богоборческих усилий XX века. Поскольку понятие «крещение», может быть совершено лишь над человеком и в отношении бездушного предмета, пусть даже и корабля, христианином воспринимается как кощунство. Но на сегодня, этот, близкий к языческому ритуал, с теми или иными вариациями, проводится во всем мире. В Русском Императорском флоте, был свой, освященный вековой историей, особый обряд спуска нового корабля на воду. Прежде всего, служился торжественный водосвятный молебен. Кораблю вручалась главная корабельная икона — Небесного Заступника данного судна. Затем сам корабль и поднятые на нем Андреевский флаг и гюйс окроплялись святой водой, и под звуки Государственного гимна и артиллерийского салюта обрубались последние державы. Торжество заканчивалось общим парадным завтраком. Позже, по завершении достройки корабля освящался Престол корабельной церкви. В день памяти Небесного покровителя данного корабля служилась Божественная Литургия, и весь экипаж от командира до последнего юнги причащался из Чаши святых Христовых Тайн. Что же касается различных примет, магических знаний и возможности предвидеть судьбу человека, то всякий служитель оккультных наук, если он будет до конца честен, должен будет признать, что христианин к этой сфере, отношения не имеет никакого. Это сфера власти над людьми гордыми и неверующими. Но, как известно, «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Пет. 5, 5). Или, как замечали древние, «желающего идти — судьба ведет, не желающего — тащит», и, во всех случаях, предначертанная ему «планида» совершится неумолимо.

http://pravmir.ru/neugasimaya-lampada-ku...

Восьмое. Истощив все доказательства «от Писания», защитники поповцев последнего времени говорят, что небытие епископа у них, в продолжение 180 лет, не есть ересь, а историческое событие, допущенное Богом по Его неизреченному промыслу. «Но при всём том, – оправдываются они, – церковь наша неизменно сохранила чистоту евангельского учения, и её можно сравнить с кораблём, охраняемым непосредственно всемогущей силой Божией». Эту свою неправую мысль они тщатся подтвердить свидетельством, взятым из книги, составленной, как значится на её обёртке, священником – магистром богословия Григорием Дьяченко : «Уроки и примеры христианской веры», именно следующими её словами: «Невозможно переплыть море без корабля, – говорит святой Златоуст, – а корабль сей означает Единую Святую Соборную Апостольскую Церковь ; господин сего духовного корабля сам всемогущий Бог Отец; кормчий – единородный Сын Его; благоприятный ветер – Дух Святый; подчинённые правители корабля-церкви – апостолы и их преемники: пастыри и учители церковные; плывущие на сем корабле – все правоверующие христиане; дно и основание корабля есть правая вера в Святую Троицу; бока корабля, передняя часть его и кормило означают правые догматы веры, заповеди Божии, предания церкви, правила апостольские и вселенских соборов и вообще постановления церковные; мачта – святый крест Христов, которым всё в церкви скрепляется и утверждается; паруса – любовь; якорь – надежда. Духовный сей корабль церкви из разных мест и стран перевозит через житейское море всех правоверующих и истинных христиан в небесный Иерусалим и, хотя обуревается многими ветрами и волнами, но никогда не подвергается искушению. Сколько врагов и гонителей ни восставали на святую церковь, она никогда не была побеждена, потому что утверждается словом Господним: созижду Церковь Мою, и врата адова не одолютъ ей (Мф., зачало 67)» (святой Иоанн Златоуст . Беседа 4-я на слова пророка Исаии: «видхъ Господа» [ Ис.6:1 ]. – «Уроки и примеры христианской веры», с.421 по изданию 1894 года).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Икона «О Тебе радуется...» Церковь Торжествующая 14 Сеятель (Притча) Шел сеятель с зернами в поле и сеял, И ветер те зерна по полю развеял: Одни при дороге упали; порой Их топчет прохожий небрежной ногой. И птиц, из окрестных степей пролетая, На них нападает голодная стая. Другие на камень бесплодный легли И вскоре без влаги и корня взошли, И в пламенный полдень дневное светило Былинку палящим лучом иссушило. Средь терния пало иное зерно – И в тернии диком заглохло оно. Напрасно шел дождь и с прохладной зарей Поля освежились небесной росой: Один за другими проходят года, От зерен тех нет и не будет плода. Но в добрую землю упавшее семя, Как жатвы настанет урочное время, Готовя стократно умноженный плод, Высоко, и быстро, и сильно растет, И блещет красою, и жизнию дышит. Имеющий уши, чтоб слышать, да слышит 15 . А. Жемчужников Святой корабль не тонет ( Церковь – вечна) Невозможно переплыть море без корабля. А Святая Христова Церковь в мире – то же, что корабль в море. Господин этого духовного корабля – Сам Всемогущий Бог Отец. Кормчий – Единородный Сын Его; благоприятный ветер – Дух Святой; подчиненные правители этого корабля – Апостолы и преемники их: пастыри и учители церковные. Плывущие на этом корабле – все правоверующие христиане. Дно и основание этого корабля есть правая вера во Святую Троицу; бока корабля, передняя часть его и кормило означают правые догматы веры, заповеди Божии, предания Церкви, правила Апостолов и Вселенских Соборов. Мачта – святой крест Христов, которым в Церкви все скрепляется и утверждается; паруса – любовь; якорь – надежда. Этот духовный корабль – Церковь – из разных стран перевозит через житейское море всех правоверующих и истинных христиан в Небесное Царство и, хотя обуревается многими ветрами и волнами (мучений и гонений), никогда не подвергнется крушению. Сколько врагов и гонителей ни восставало на Святую Церковь , она никогда не была побеждена, потому что утверждается словом Господним: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

И по сем во вторый день корабленицы на верху седяще корабля, узревше издалеча, аки подобие человека, паче меры быстрейшим шествием, аки птица скоропарящая, или стрела стреленная от лука пресилных мышцей, прямо стремлением к кораблю грядущи. Они же зряще сия и дивляхуся, мневше первее, яко зверя морскаго человекообразна, или приведение. Егда же близ корабля быв видимое, и постизая корабль нача вопити велегласно: “Ждите, рече, Господа ради, ждите мене грешнаго!” Корабленицы же, слышавше глас человечь и ужасшеся о преславном сем видении, и текше внутрь корабля и возвестиша сие епископу. Епископ скрейше изыде со всеми сущими с ним в вышняя корабля, видети преславное, и узрев старца онаго к кораблю текуща, его же на острове молитвам учаше, на дарованной его ризе плавание оно дивне творяще: пол ея на море послав и седяше на ней, и пол ея держаше вместо паруса простерту. И егда к кораблю приплыв, и взыде на корабль. Епископ же Августин видев сие преславное видение, радости и ужаса исполнився и, воззрев на небо, рече: “Благодарю Ти, Господи мой царю, прежде бо Тя слышах по волнам морским пешя ходяща, ныне же вижю угодника Твоего преестественным плаванием на великом сем мори плавающа, вместо ветра и навклира Тебе Христе, и Духа Святаго наставника с собою имуща”. И по сем паде пред ногами старца, со всеми сущими его. Старец же, воздвизая его, от простоты и незлобия нрава, глаголаше ему: “Восстани, о епископе, молю ти ся, забых молитвы оны, тобою изученные, и молю ти ся ныне, паки изучи ми их, яко же лепо”. Епископ же Августин со страхом и рыданием слезным рече ему: “Прости мя, преподобный и пречестный авва, яко много согреших к тебе, зазрех твоему неискуству, в пустыни сокровенному от вселенныя безценному сокровищу, емуже не бе достоин весь мир; несмь бо есмь достоин на святое лице твое зрети, нежели тя, ангела Божия, учити”. Старец же ко епископу глаголаше: “Никако же престану моляся ти, ниже к собе возвращуся, дондеже молитвы благочинием изучиши”. Августин же устыдеся святости старца, и послушанием ему преклонися паки учя его обычным молитвам. Старец же вытвердив молитвы, изыде из корабля, и сяде паки на ризу свою, возвратился в пустыню, плавая морем со скорейшим стремлением по первому обычаю. Епископ же отплыв ко своей епископии во Ипон град, аки обогащен и одарен от Бога мздою, зрением преестественнаго чудо действа и видением плотнаго ангела, исповедая всем на пользу».

http://sueverie.net/tri-starca-troe-vas-...

Однако подлинный «бум» христианского строительного искусства начался не после миланского эдикта, а после 381 года, когда было окончательно побеждено арианство. Именно в конце IV века, при императоре Феодосии, сооружение базилик приобрело массовый характер, «их начали строить во всех городах всех провинций, иногда группами по две или несколько, если речь шла о епископских кафедрах, местах паломничества, монастырях или наиболее важных городах». Базилики строились в Италии, Галлии, Египте, Сирии, Палестине, Месопотамии, Малой Азии, на берегах Эгейского моря. Форма базилики соответствует восприятию храма как корабля – Ноева ковчега, в котором христиане обретают спасение, двигаясь по волнам житейского моря к гавани Царства Небесного. Об этом говорится в «Апостольских постановлениях» (IV в.): Когда же соберешь Церковь Божию, то, словно кормчий великого корабля, со всем знанием приказывай составлять собрания, повелевая диаконам, как бы матросам, чтобы назначали места братьям, как бы гребцам, со всем тщанием и степенностью. Прежде всего, здание да будет продолговато, обращено на восток, с притворами по обеим сторонам к востоку, подобное кораблю. В середине да будет поставлен престол епископа, а по обеим сторонам его пусть сидит пресвитерство и стоят проворные и легко одетые диаконы, ибо они уподобляются матросам и надсмотрщикам над гребцами по бокам корабля; а по их распоряжению в другой части здания пусть сядет народ со всем безмолвием и благочинием, а женщины – отдельно, и они пусть сядут, соблюдая молчание. Как и у корабля, у храма есть своя носовая часть (восточная апсида) и своя корма (западная часть). Символика корабля сохранилась и получила развитие в позднейших купольных храмах, где сферический купол символизирует парус, надутый ветром. Однако пропорции базилики более соответствовали образу корабля и идее движения вперед по прямой. В купольных храмах и архитектурные формы, и в особенности программа стенных росписей воспроизводят, скорее, идею кругового движения: взор зрителя не столько устремляется вперед, к алтарю, сколько движется по кругу от одного священного изображения к другому.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Иоанн сжалился над сетовавшими. Пришедши с помощью своего ученика на передний край (Rand, ξοχ) корабля 1515 , он горячо молился об утонувшем юноше. По молитве его тотчас поднялось волнение морское, которое едва не потопило корабля. Одна волна, шедшая с правой стороны корабля, выбросила юношу здравым и невредимым на корабль 1516 . Видевшие это чудо, все поклонились Иоанну и прославляли Бога, которому он служил. С Иоанна сняли цепи; с этого времени св. благовестники были в покое великом 1517 . После этого корабль пристал к небольшому селению ( κμη), которое называлось Катакия 1518 . Некоторые сошли с корабля на землю и оставались здесь до солнечного захода. По возвращении их на корабль, снова все отправились в путь. В пятом 1519 часу ночи поднялась такая сильная буря на море, что корабль находился в великой опасности. Протикторы снова обратились за помощью к Иоанну 1520 . По молитве Апостола прекратилось волнение морское и стала на море тишина великая. Через три дня корабль подошел к острову 1521 и остановился в одном местечке 1522 . Здесь жил иудей Мареон 1523 , который много восставал против благовестников учения Христова в Ефесе 1524 . Увидев на корабле Иоанна и Прохора, он начал громко (magna voce) порицать (schimpfen) их, называя чародеями. Скоро Мареон вооружил против них все население того места. Жители этого селения, собравшись около корабля, хотели сжечь его; только благодаря настоятельным просьбам посланных царя, собравшиеся оставили свое злое намерение. Много помогло им в этом случае и письменное повеление царя относительно Иоанна, показанное им народу. По наветам Мареона и его сограждан, Иоанна снова заковали в цепи и стали давать прежнюю пишу 1525 . Через два дня корабль пришел в Тривлию 1526 и остановился здесь. Один из протикторов так опасно заболел 1527 , что корабль не мог продолжать свое плавание. Семь дней оставались они в этом месте 1528 . На восьмой день, когда посланные царя недоумевали, оставить ли им больного здесь или еще помедлить, Иоанн послал Прохора к болящему со словами: „именем Иисуса Христа пусть придет болящий ко мне“.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Фома. Но сектанты говорят, что наших архиереев нельзя признать ставленниками Христа. Они – вельможи, а не такие пастыри и учителя, которые поставлены были апостолами. Пётр. Да, но ведь они и должны быть вельможами – такими же, какими были первосвященники иудейские. Сан их высокий, и обязанности весьма важные и тяжелые. Первые пастыри до четвёртого столетия находились в уничижении оттого, что цари были язычники и гонителями христианства, а теперь какой православный царь допустит, чтобы архипастыри народа бедствовали? При всём том, они вельможи только по внешности, а посмотрели бы, какую они жизнь ведут: жизнь их замкнутая, монашеская служба церковная почти ежедневно, народ всякий – знатные и простые бедняки с просьбами и за советами идут к ним с утра до ночи, пост и молитва своим чередом, мирских удовольствий – никаких. Смотря на их подвиги, нельзя не признать, что они действительно званные от Бога и благодати Божией исполненные. Правда, бывают и исключения – но где же их нет, и какая семья бывает без урода. К тому же таких пастырей Церковь и не терпит, но лишает их сана, а иногда извергает из общества верующих. Священник. Спасибо, Пётр, за здравое суждение, с коим я совершенно согласен и в подтверждение его многое мог бы сказать и от себя. Но я за лучшее считаю предложить вам послушать, как рассуждает о Церкви более меня авторитетный учитель, именно святой Иоанн Златоуст . Святой Иоанн Златоуст так рассуждает о Церкви: «Невозможно переплыть море без корабля. А Святая Христова Церковь в мире то же, что корабль в море. Господин сего духовного корабля – Сам Всемогущий Бог Отец, Кормчий – Единородный Сын Его, благоприятный ветер – Дух Святой, подчинённые правители этого корабля – апостолы и преемники их – пастыри церковные, плывущие на сём корабле – все право верующие христиане. Дно и основание сего корабля есть правая вера во Святую Троицу; бока корабля, передняя часть его и кормило означают правые догматы веры, заповеди Божии, предания Церкви, правила апостолов и Вселенских Соборов; мачта – святой Крест Христов, которым всё в Церкви скрепляется и утверждается; паруса – любовь; якорь – надежда. Духовный сей корабль – Церковь из разных стран имеет перевозить через житейское море всех право верующих и истинных христиан в Небесный Иерусалим и хотя обуревается многими ветрами и волнами (лжеучений и гонений), но никогда не подвергается крушению. Сколько врагов и гонителей ни восставало на Святую Церковь, она никогда не была побеждена, потому что утверждается словом Господним». «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф.16:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010