Узнав, что народ собрался по случаю храмового праздника слушать проповедь отца Матвея, император Павел сошел с лошади, отдал ее полицейскому чиновнику, а сам вошел в церковь и остановился у дверей, за народом, облокотясь на одного из мужиков. Отец Матвей вышел и начал говорить проповедь , причем государя он не видал и не мог видеть за толпой. Предметом проповеди была жизнь празднуемого святого Иоанна Воина. Проповедник говорил о долге воинов: не жалеть своей жизни, сражаясь за веру и царя, о проистекающей отсюда обязанности царей любить своих подданных, дорожить ими и радоваться об их благосостоянии. Проповедь эта так тронула государя, что глаза его наполнились слезами. Дослушав до конца, он вышел из церкви, и когда полицейский чиновник подвел ему лошадь, сказал: – Ты верно будешь сегодня на водке у отца Матвея. Скажи ему мое спасибо. По возвращении во дворец, Павел послал за митрополитом Платоном и сказал ему: – Ты меня учил Закону Божию и помазывал на царство, но от тебя я не слыхал такого наставления как сегодня от отца Матвея. Привези его сейчас ко мне с проповедью. Когда вошел отец Матвей, государь подошел к нему под благословение, а когда тот не хотел дать ему поцеловать руки, Павел сказал ему: – Я у тебя целую руку как у служителя алтаря, а ты у меня как у Помазанника Божия. Если ты не дашь мне своей, то я не дам тебе моей руки. Отец Матвей исполнил желание Государя, который заставил его вновь прочесть перед ним свою проповедь и просил его подарить ему, говоря, что, вставши с постели и помолившись Богу, прочтет ее, прежде чем начнет заниматься делом. С тех пор на столике пред постелью императора Павла всегда клали вместе с молитвенником и эту проповедь. Архимандрит Григорий не отрицает посещения императором Павлом церкви Иоанна Воина (по преданию ее посещали все русские государи от Петра I до Александра I), не отрицает также и различных подробностей приведенного сейчас рассказа генерала Кутлубицкого, но утверждает, что подробности эти нужно приспособлять к дворцовой петербургской церкви, куда отец Матвей был внезапно вызван из Москвы через курьера для произнесения проповеди пред императором Павлом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

– Я сейчас приду… – говорит он, закуривая. – А ты тут пока, чем так стоять и считать ворон, принес бы на чем сесть, да подмети. Матвей остается один. Воздух сер и неласков, но тих. Из-за разбросанных по берегу изб приветливо выглядывает белая церковь. Около ее золотых крестов, не переставая, кружатся галки. В сторону от села, где берег обрывается и становится крутым, над самой кручей стоит спутанная лошадь неподвижно, как каменная, – должно быть, спит или задумалась. Матвей стоит тоже неподвижно, как статуя, и терпеливо ждет. Задумчиво-сонный вид реки, круженье галок и лошадь нагоняют на него дремоту. Проходит час, другой, а Сережки всё нет. Давно уже река подметена и принесен ящик, чтоб сидеть, а пьянчуга не показывается. Матвей ждет и только позевывает. Чувство скуки ему незнакомо. Прикажут ему стоять на реке день, месяц, год, и он будет стоять. Наконец Сережка показывается из-за изб. Он идет вразвалку, еле ступая. Идти далеко, лень, и он спускается не по дороге, а выбирает короткий путь, сверху вниз по прямой линии, и при этом вязнет в снегу, цепляется за кусты, ползет на спине – и всё это медленно, с остановками. – Ты что же это? – набрасывается он на Матвея. – Что без дела стоишь? Когда же колоть лед? Матвей крестится, берет в обе руки лом и начинает колоть лед, строго придерживаясь начерченной окружности. Сережка садится на ящик и следит за тяжелыми, неуклюжими движениями своего помощника. – Легче у краев! Легче! – командует он. – Не умеешь, так не берись, а коли взялся, так делай. Ты! Наверху собирается толпа. Сережка, при виде зрителей, еще больше волнуется. – Возьму и не стану делать… – говорит он, закуривая вонючую папиросу и сплевывая. – Погляжу, как вы без меня тут. В прошлом годе в Костюкове Степка Гульков взялся по-моему Иордань строить. И что ж? Смех один вышел. Костюковские к нам же и пришли – видимо-невидимо! Изо всех деревень народу навалило. – Потому окроме нас нигде настоящей Иордани… – Работай, некогда разговаривать… Да, дед… Во всей губернии другой такой Иордани не найдешь. Солдаты сказывают, поди-ка поищи, в городах даже хуже. Легче, легче!

http://azbyka.ru/fiction/dushechka-sborn...

Сразу же после начала в 1894 году служения в Казанском храме отец Николай стал принимать де­ятельные меры по воспитанию прихожан в духе Православной Церкви и нравственности, по искоре­нению пороков и христианскому и всяческому просвещению. Первым из прихожан, с кем подружился отец Николай на месте своего служения, был кре­стьянин из деревни Никифоровской Матвей Андрее­вич Ловягин. Он сразу же произвел на отца Николая впечатление человека умного, серьезного, честного и хозяйственного. Все годы Матвей Андреевич был представителем при церковном старосте, два года перед своей кончиной исполнял обязанности старо­сты в имении Морозова. Он пользовался уважением в округе, был вполне обеспечен, у него была неболь­шая пасека, сад, он выстроил себе новый дом, кото­рый своим размером, железной крышей и затейли­выми украшениями резко выделялся среди других деревенских построек. У них с супругой был один сын, который служил в артели в Одессе и по своему материальному положению был вполне благополу­чен. Одна беда была в семье – это запои не только главы семьи, но и его супруги, которую спаивали соседки-шинкарки . Борясь с этим и спасая жену от шинкарок, Матвей Андреевич, бывало, запирал ее в подвале и держал до тех пор, пока она не приходила в трезвое состояние. И сам Матвей Андреевич, когда у него начинался запой, терял всякий человеческий облик, становясь колобродом, не разбирающим ни места, ни общества, ни времени. Тогда его обступа­ли многочисленные «друзья», которые охотно за его счет упивались. В последние годы перед его кончи­ной эти запои становились всё чаще, и, несмотря на все усилия и с его стороны, и со стороны отца Нико­лая, шинкари, ревниво стерегшие свою жертву и не выпускавшие ее из своих цепких рук, не давали даже самой возможности ему протрезвиться и опом­ниться. В конце концов скончалась супруга Матвея Андреевича, а затем при трагических обстоятель­ствах скончался он сам. Намереваясь протрезвить­ся и хоть как-то прийти в себя, он пошел на речку, которая из-за ранних холодов стала уже покрываться льдом, простудился, серьезно заболел и попал в боль­ницу и 5 октября 1910 года в больнице скончался.

http://fond.ru/kalendar/700/nikolay/

«Ты меня так же любишь! – говорила она. – Так же любишь!», и теплые ручьи слез договаривали за нее прочее. Все воинство пребывало в тишине и в молчании. Государь был тронут сердечно, взял Алексея за руку и подвел его к боярину. «Вот, – сказала Наталья, – вот – супруг мой! Прости его, родитель мой, и люби так, как меня любишь!» Боярин Матвей поднял голову, посмотрел на Алексея и подал ему дрожащую руку свою. Молодой человек хотел броситься перед ним на колени, но старец прижал его к своему сердцу вместе с милою дочерью… Царь. Они достойны друг друга и будут твоим утешением в старости. «Она дочь моя, – сказал боярин Матвей прерывающимся голосом, – он сын мой… Господи! Дай мне умереть в их объятиях!» Старец снова прижал их к своему сердцу. Читатель вообразит себе все последующее. – Старушку няню привезли в город, боярин Матвей простил ее и, призвав к себе того священника, который венчал Алексея и Наталью, хотел, чтобы он снова благословил их в его присутствии. Супруги жили счастливо и пользовались особенною царскою милостию. Алексей оказал важные услуги отечеству и государю, услуги, о которых упоминается в разных исторических рукописях. Благодетельный боярин Матвей дожил до самой глубокой старости и веселился своею дочерью, своим зятем и прекрасными детьми их. Смерть явилась ему в виде юнейшего и любезнейшего внука его, он хотел обнять милого отрока – и скончался. – Больше я ничего не слыхал от бабушки моего дедушки, но за несколько лет перед сим, прогуливаясь осенью по берегу Москвы-реки, близ темной сосновой рощи, нашел надгробный камень, заросший зеленым мохом и разломленный рукою времени, – с великим трудом мог я прочитать на нем следующую надпись: «Здесь погребен Алексей Любославский с своею супругою». Старые люди сказывали мне, что на сем месте была некогда церковь – вероятно, самая та, где венчались наши любовники и где они захотели лежать и по смерти своей. 1792 Примечания Подкапок – головной убор. Чепчиками (франц.). – Ред. Галло-альбионские наряды – наряды по французским и английским модам. Дванадесятый праздник – один из двенадцати важнейших праздников, признаваемых православной церковью. В истине сего уверял меня не один старый человек. (Прим. автора) Зефирова любовница – роза. … в уголке трапезы… – в первой, входной части церкви. Карамзин хочет показать исключительную скромность своей героини. Клоб – клуб. Часы прохлады – то есть отдыха. …хоронили золото… – вели обрядовые игры под песню «Уж я золото хороню». Например, «Прости господи» и прочее тому подобное, что можно еще слышать и от нынешних нянюшек. (Прим. автора)

http://azbyka.ru/fiction/natalja-bojarsk...

Отец Макарий (в миру Матвей) родился в Рузе в 1750 году в купеческой семье Кузьмы и Евдокии Брюшковых. Мальчиком его отправили учиться торговле в Москву, однако Матвей не полюбил коммерческого дела, а стал искать возможности уйти в монастырь. В 1767 году юноша приехал в Санаксарскую обитель под духовное руководство к старцу Феодору (Ушакову) – родственнику знаменитого адмирала. В этой обители Матвей познакомился с будущим архимандритом Феофаном Новоезерским. Вместе они пережили несправедливую ссылку своего духовника старца Феодора на Соловки и захват города бандами Пугачева. В 1776 году Матвей Брюшков перешел в Островскую Введенскую пустынь во Владимирской губернии. Настоятель этого монастыря старец Клеопа постриг послушника Матвея в иноческий чин с новым именем Макарий. В 1781 году епископ Феофилакт Переяславский обратил внимание на пришедшую в почти полное запустение Николо-Пешношскую обитель. Иерарх вызвал из Введенской островной пустыни двенадцать монахов, чтобы они возродили здесь иноческую жизнь. Казначеем восстанавливаемого монастыря был назначен о. Макарий Брюшков – к тому времени уже иеромонах. Увидев руины некогда славного монастыря на Пешноше, Макарий пришел в уныние, хотел уйти подвизаться в другое место, но колебавшемуся иноку во сне явились преподобные Сергий Радонежский и Мефодий Пешношский, укрепляя его такими словами: «Не отходи отсюда; и здесь будет во всем изобилие». Предсказание это сбылось – остаток жизни архимандрит Макарий посвятил возрождению Пешношской обители, которая благодаря его трудам из руин стала центром иночества и «училищем благочестия». Калайдович писал: «Он решился жить только на Пешноше и только для Пешноши». В этой обители старец скончался в 1811 году. В 1848 году на средства местной помещицы Елизаветы Петровны Арсеньевой Дмитрие-Солунский храм на кладбище был расширен. Были возведены два придела: в честь Нерукотворного образа Спасителя и иконы Божией Матери Утоли моя печали. Другим чтимым в Рузе образом Богоматери до революции была «Скоропослушница». Упоминание об этом встречается в книге о. Олега Пэнэжко: «30 декабря 1894 года в Рузе открыто отделение епархиального Кирилло-Мефодиевского братства во имя чтимой в городе иконы Божией Матери Скоропослушница». Председателем отделения братства стал священник кладбищенской церкви Димитрия Солунского С.Сокольский. Кирилло-Мефодиевское братство – это общественная организация, созданная в 1884 году и действовавшая на территории Московской губернии. В ее задачи входило народное просвещение и строительство церковно-приходских школ. В частности, при поддержке Кирилло-Мефодиевского братства в Рузском уезде были построены школы в Шилово, Спасском, Козлово.

http://sobory.ru/article/?object=00985

В 1809 году Матвей Семенов перешел в богословский класс Архангельской духовной семинарии и одновременно стал учителем французского языка в низших ее классах. В 1811 году он окончил семинарию. 25 января 1812 по инициативе епископа Парфения Матвей Семенов определен учителем греческого языка и всеобщей истории Архангельского уездного духовного училища. Одновременно он исполнял обязанности иподьякона при архиерейских служениях. 26 сентября 1813 года в дополнение к учительской должности Семенов был определен инспектором Архангельских училищ. С ноября 1814 года ему было поручено также преподавать священную историю, географию и катехизис. 14 июля 1816 года Матвей Семенов перемещен на должность профессора греческого и французского языков Архангельской духовной семинарии. Находясь постоянно при владыке Парфении, он должен был произносить проповеди своего сочинения, в чем достиг совершенства. 24 сентября 1817 года на М. Семенова была возложена хлопотная и ответственная должность эконома семинарии, а 29 июня 1819 года он определен секретарем Библейского общества. Все должности будущий архипастырь исполнял «с неутомимою деятельностью, полною отчетливостию и с совершенным усердием». 25 июля 1820 года в Архангельском монастыре во имя Архангела Михаила ректором духовной семинарии архимандритом Павлом (Моревым) Матвей Семенов был пострижен в монашество и наречен Игнатием, в память священномученика Игнатия Богоносца . 1 августа инок Игнатий произведен в иеродиакона, 15 августа – во иеромонаха. Преосвященный Иосиф (Величковский) с благословения Св. Синода 3 февраля 1821 года возвел Игнатия в сан игумена и назначил настоятелем Николаевского третьеклассного монастыря 1 . Прекрасное знание Игнатием греческого языка стало известно в северной столице и первого марта 1821 года он был перемещен на должность бакалавра греческого языка Петербургской духовной академии, куда прибыл 11 апреля. 12 июля того же года Игнатий выдержал экзамен и вскоре был утвержден в степени магистра богословия, а 26 июля занял в академии кафедру богословских наук Одновременно он был назначен библиотекарем академии, где проводил все свободное время и привел книжное собрание в образцовый порядок 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

541. Петра и Павла, при Киевском полку. Полк поместился в Александровских казармах в 1910 году. 542. Космы и Дамиана, во дворе Солдатенковской больницы, на Ходынском поле. Больница открыта 23 декабря 1910 г. 543. Кирилла и Мефодия. Церковь – школа, близ Даниловского кладбища. Построена в 1911 году. 544. Димитрия Солунского, на Благуше. Освящена 29 июня 1911 года. Приделы: 1) Петра Митрополита, 2) Анны Праведной успения. 545. Иоасафа Белгородского , при кельях наместника, в Чудовом монастыре. 546. Алексея Митрополита, в Ольгинском приюте, на Преображенской улице. Освящена 28 сентября 1911 года. 547. Великомученика Георгия. Деревянная церковь Сумского полка, на Хамовнической площади. 548. Покрова Пресвятой Богородицы, во дворе Обители Милосердия, на Б. Ордынке. Построена архитектором Щусевым. Закладка была 22 мая 1908 года, освящение 8 апреля 1912 г. 549. Филиппа Митрополита, при Казанском железнодорожном техническом училище, Красносельская, 67. Освящена 27 мая 1912 года. 550. Праведной Елизаветы, в Елизаветинской гимназии. Земляной Вал, Б. Казенный переулок. Построена в 1912 году. 551. Всех Скорбящих Радости, при Братстве во имя Царицы Небесной, на Зубовском бульваре. Освящена 13 ноября 1912 года. 552. Воскресения Словущего, в Тарасовской богадельне, на Шаболовке. Освящена 25 октября 1912 года. Приделы: 1) Стефана Первомученика, 2) Иоакима и Анны. 553. Марии Магдалины, в приюте слепых детей, на 1-й Мещанской. Освящена 14 ноября 1912 года. 554. Иерусалимской Божией Матери, за Покровской и Спасской заставами, близ городских боен. Построена в 1912 году. Приделы: 1) Космы и Дамиана, 2) Великомученика Георгия и Андрея Боголюбского. Митрополит Макарий 555. Трифона Мученика, при Убежище слепых мужчин, у Серпуховской заставы. Построена гг. Брашниными, освящена 3 ноября 1913 года. 556. Казанской Божией Матери, при железнодорожном училище, на Пантелеевской улице. Освящена в декабре 1913 года. 557. Воскресения Словущего, что у Сокольничьей заставы. Строилась прихожанами с 1909 года по проекту архитектора П. А. Толстых. Председателем строительного комитета состоял священник И. И. Кедров. Освящена 22 декабря 1913 года. Приделы: 1) Всех Скорбящих Радости, 2) Петра и Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

—9— Кесарийской, на Тверской, церкви. – На его место, по представлению Преосвященного Ректора Академии, резолюцией Его Высокопреосвященства от 8-го января 1912 года назначен кандидат Московской Духовной Академии выпуска 1911 года Николай Иванович Сомов. И. д. помощника библиотекаря Академии Николай Иванович Боткин резолюцией Его высокопреосвященства от 8 октября 1911 года уволен, согласно его прошению, от занимаемой им должности. – На его место Советом Академии избран и резолюцией Его Высокопреосвященства от 5 ноября 1911 года утвержден в должности помощника библиотекаря Академии (по освобождении, указом Святейшего Синода от 28 ноября 1911 года за 14710, от прежде данного назначения на должности преподавателя гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей в Томской духовной семинарии) кандидат Московской Духовной Академии выпуска 1911 года иеромонах Игнатий (Садковский) . Помощник секретаря Совета и Правления Академии, кандидат богословия, Титулярный Советник Николай Георгиевич Шафранов резолюцией Его Высокопреосвященства от 15 сентября 1912 года уволен, согласно его прошению, с 1-го сентября, от занимаемой им при Академии должности, за поступлением в число слушателей Педагогического Института имени П. Г. Шелапутина в Москве. Из двух профессорских стипендиатов Академии выпуска минувшего 1911 года один – иеромонах Пантелеимон (Успенский) – предназначен Советом к оставлению на службе при Академии, другой – Алексей Александрович Сперанский – обращен в ведение Учебного Комитета при Свя- —10— тейшем Синоде. – На 1912–1913 учебный год Советом Академии, с утверждения Его Высокопреосвященства, оставлены при Академии в звании профессорских стипендиатов, для усовершенствования в избранной Советом отрасли наук, в частности и для приготовления к занятию преподавательской должности в Академии, окончившие в отчетном году академический курс по первому разряду кандидаты богословия: Василий Николаевич Муратов и Александр Алексеевич Мигулин. Перемещены и вновь приняты на службу при Академии: а) преподаватель Донской духовной семинарии, магистр богословия, Статский Советник Николай Васильевич Лысогорский, б) преподаватель Московской духовной семинарии, кандидат богословия, священник Илья Васильевич Гумилевский, в-д) кандидаты Московской Духовной Академии выпуска 1911 года – священник Иоанн Михайлович Смирнов и Николай Дмитриевич Протасов и выпуска 1912 года иеромонах Варфоломей (Ремов) (первый – доцентом, остальные четверо – в звании и. д. доцента Академии).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Справка: По соглашению с Преосвященным Ректором Академии, сверхштатный заслуженный ординарный профессор М.Д. Муратов читает в текущем 2-м полугодии 1911–1912 учебного года студентам IV курса Академии по второй кафедре Священного Писания Нового Завета одну лекцию в неделю – по пятницам. Определили: Принять к сведению. II. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1912 г. Февр. 8. В Совет Московской Духовной Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 7 февраля за 1872: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: представление Вашего Преосвященства, от 21 Января сего года за 29, по ходатайству Совета Московской духовной академии об утверждении экстраординарных профессоров означенной академии Сергея Соболевского, по кафедре греческого языка, и Михаила Богословского, по кафедре русской гражданской истории, – в звании ординарных профессоров, а магистров богословия, и. д. доцента по 1-й кафедре Священного Писания Ветхого Завета, священника Димитрия Рождественского и доцента по 2-й кафедре Священного Писания Нового Завета, священника Владимира Страхова – в звании экстра- —104— ординарных профессоров. Приказали: Согласно ходатайству Вашего Преосвященства и избранию Совета Московской духовной академии, Святейший Синод, на основании § 12 Уст. дух. акад., определяет: утвердить экстраординарных профессоров Московской духовной академии: Сергея Соболевского, по кафедре греческого языка, и Михаила Богословского , по кафедре русской гражданской истории, в звании ординарных профессоров означенной академии, а и. д. доцента по 1-й кафедре Священного Писания Ветхого Завета, священника Димитрия Рождественского и доцента по 2-й кафедре Священного Писания Нового Завета, священника Владимира Страхова – в звании экстраординарных профессоров, с 11 Января 1912 года – дня избрания поименованных лиц в эти звания академическим Советом: о чём уведомить Ваше Преосвященство указом». Определили: Об утверждении, с 11 января 1912 года, экстраординарных профессоров С.И. Соболевского и М. М. Богословского в звании ординарных профессоров, а и. д. доцента священника Д. В. Рождественского и доцента священника В.Н. Страхова – в звании экстраординарных профессоров Академии внести в формулярные о службе их списки и сообщить Правлению Академии – для зависящих распоряжений; относительно же профессоров Соболевского и Богословского, состоящих на службе при Императорском Московском Университете, – и Совету оного.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Назначенное ему служение при выполнении всех связанных с ним обязанностей и при переживании всего, что причиняли ему условия и обстоятельства жизни на новом месте, было для него крестом, и крестом тяжелым. Веря, что крест посылается лишь Богом, Старец все терпел, пребывая на кресте, предавшись воле Божией и не прибегая к человеческим средствам. Пройдены были им степени восхождения во Иерусалим». «Летопись Скита» отмечает служения старца Варсонофия в начале 1912 года: «1912 г., Января 17. Сегодня в день памяти игумена Антония обедня в Скиту была своя. Панихиду служил о. Игумен соборне. Бдение накануне было в монастыре. 1912 г., Января 19. Преподобного Макария Египетского и память старца о. Макария. Перед обедней была панихида по старце иеросхимонахе Макарии, а после обедни – соборный молебен. Литургию служил о. игумен Варсонофий соборне. 1912 г., Января 25. Память старца о. Анатолия. Литургию и панихиду служил о. игумен Варсонофий соборне. Накануне было свое бдение. 1912 г., Января 26. В 8 ч. утра был отслужен о. игуменом Варсонофием соборне молебен по случаю тезоименитства о. Настоятеля архимандрита Ксенофонта. После молебна братии был предложен чай в трапезе. 1912 г., Февраля 17. После преждеосвященной Литургии о. игуменом Варсонофием была отслужена соборне панихида по Святейшем Патриархе Гермогене, по случаю 300-летия со дня кончины. 1912 г., Февраля 20. Святого Льва Катанского. В 8 ч. утра скитоначальником соборне была отслужена панихида по старце иеросхимонахе Льве, а после Преждеосвященной Литургии был отслужен соборный молебен святому Льву Катанскому. Накануне было свое бдение». Приближалась Пасха – Праздник Праздников. Отец Варсонофий, уже отчисленный из Скита, телеграфировал своему новому начальнику, митрополиту Московскому Макарию : «Прошу у Вашего Преосвященства милости разрешить мне провести в Оптиной Страстную и первые 3 – 4 дня Пасхи, чтобы встретить Великий Праздник в родной семье иноков и некоторых мирян, духовных детей моих». Владыка это разрешил. – Итак, – говорит о. Варсонофий на беседе с духовными чадами, – слава Тебе, Господи! Праздник будем встречать вместе, а на 3-й или 4-й день выеду. Некоторые в Оптиной порадуются моему отъезду, те, которым я неприятен. Но не нам их судить. Господь рассудит всех. К Нему, Всеблагому, будем прибегать во всех скорбях и напастях. Возложим на Него все упование, будем держаться за Господа и не отпадем от Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010