Вновь загорелся, считавшийся давно потухшим, костер самосжигателей. У бегунов явились мученики, святые страстотерпцы Матвей Ухинов и с ним вольную страсть приявше. В семействе крестьян Ухиновных бегунство нашло последователей, преданных ему до фанатизма. Но особенных религиозным исступлением отличался молодой, едва достигший совершеннолетия, Матвей Игнатьев Ухинов, крестьянин деревни Щепиновой, Волосовского прихода. Он был человек грамотный, любил читать и умел писать. Какого рода чтение было особенно по душе ему и имело влияние на склад его религиозных убеждений, показывают сделанные им выписки из послания Авраамия к благочестивой княгине, из повести протопопа Аввакума, слова преподобного Ефрема об антихристе, слова Ипполита и т. п. Давно ли Ухинов усвоил бегунские убеждения – неизвестно. В 1859 году он был у исповеди и причастия. Но в том же году он уже открыто заявил свое расположение к бегунству, так что миссионер поместил его в ведомость о пристанодержателях за 1859 год и при этом сделал отметку, что Матвея Ухинова и его двоюродного брата Михаила Ухинова «начали оглашать в пристанодержательстве с июля 1859 года. Может быть, знакомы они были со странниками и прежде, но это не было известно до сего времени. В собеседованиях с ними обнаруживается, что они в весьма близких сношениях со странниками». Несмотря на свою молодость, Матвей Ухинов слыл за упорного старовера и ревностного приверженца бегунства. Он ходил не только к соседям-односелянам, но и в окрестные деревни читать крестьянам книги и притом убеждать из в истине учения, исповедуемого бегунами. Когда он перекрестился, – не знаем; известно только, что в перекрещении он принял имя Максима. Судя по обнаружившейся в его последующей деятельности фанатической преданности бегунским убеждениям, нельзя предполагать, что Матвей Игнатьев принял перекрещение, спокойно живя в своем доме и занимаясь хозяйственными делами. Вероятно, чтобы креститься и притом быть достойным крещения, вследствие длительного бегства из мира, – он, 12 марта 1860 года, скрылся из дома.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/strannik...

Иосиф, встав, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет. Но сначала, прежде отшествия своего туда, он исполнил в храме Соломоновом все, что определено было по закону Господню, ибо дни очищения Пречистой и Пренепорочной Богоматери уже наступили, и в том храме сретили Господа нашего старец Симеон и Анна пророчица. Потом, исполнив все, что определено было в законе, Иосиф пошел в Назарет, в дом свой. Ибо так говорит святой Лука: «И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свои Назарет» (Лк. 2:39). Отсюда явно, что они не тотчас направились из Вифлеема к Египту, но сначала пошли в храм Господень, затем в Назарет и, наконец, в Египет. О том свидетельствует и святой Феофилакт в толковании на Евангелиста Матвея, когда пишет так: «Вопрос: Как это говорит Евангелист Лука, что Господь удалился в Назарет по прошествии 40 дней по рождении Своем и после сретения Своего старцем Симеоном? А здесь святой Матвей говорит, что он пришел в Назарет уже по возвращении из Египта? Ответ: Знай, что Евангелист Лука упоминает о том, о чем умолчал Евангелист Матвей, именно — что Господь (говорит Лука) по рождестве Своем пошел в Назарет. А Матвей говорит о том, что случилось уже после того, именно: как наш Господь бежал в Египет и как, по возвращении оттуда, снова пошел в Назарет. Вообще Евангелисты не противоречат друг другу, но только Лука говорит об удалении Христа из Вифлеема в Назарет, а Матвей повествует о Его возвращении в Назарет из Египта». Итак, по выходе из храма Господня, святые путники сначала отправились в Назарет и немедленно сделали распоряжение относительно своего дома, а затем, захвативши все нужное для путешествия, поспешно, ночью (чтобы ближайшие соседи не узнали этого) направились по дороге к Египту. При этом они взяли с собою, для услужения, и Иакова, старшего сына Иосифова, названною впоследствии братом Господним, что видно из церковного песнопения на 23-е октября, где поется так: «брат показался еси, ученик, и самовидец божественных тайн, бегаяй с ним, и во Египте быв со Иосифом» [ 1 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Тот же приговор и над убитыми – Кузьминым, Щепилой, Ипполитом Муравьевым-Апостолом: «четвертовать»; но так как нельзя четвертовать и вешать мертвых, то «по оглашению приговора, поставя на могиле их, вместо крестов, виселицы, – прибить на оных имена их к посрамлению вечному». Свалят всех, как собак, в одну общую яму, могилу бескрестную, должно быть, там, в Белой Церкви, близ высот Устимовских. «Белая Церковь» – имя вещее. Да, будет, будет над ними Церковь Белая! Помню свидание мое с императором Николаем Павловичем. Он обещал нас всех помиловать, обнимал меня, целовал, плакал: «Я, может быть, не менее вас достоин жалости. Je ne suis qu un pauvre diable».. Бедный диавол, самый бедный из диаволов! Прости ему Господь: он сам не знает, что делает. Завтра казнь. Расстреляют ли, повесят, мне все равно – только бы скорей. Приму смерть, как лучший дар Божий. Брат Матвей мне завидует: говорит, что смерть была бы для него блаженством. Только о самоубийстве и думает. Хочет уморить себя голодом. Я ему пишу, заклинаю памятью покойной матушки не посягать на свою жизнь: «Душа, бежавшая с своего места прежде времени, получит гнусную обитель и с теми, кого любила, разлучена будет навеки». Пишу, а сам думаю: со сломанной ногой нельзя ходить – со сломанной душой нельзя жить. Брат Матвей не хочет жить, а Бестужев – умирать. 23 года – почти ребенок. Смертного приговора не ждал, до последней минуты надеялся. Тоскует, ужасается. Вот и сейчас слышу: мечется по камере, бьется, как птица в клетке. Не могу я этого вынести! Брат Матвей и Бестужев – противоположные крайности. Один слишком тяжел, другой слишком легок: как две чаши весов, а я между ними – как стрелка вечнодрожащая. Брат Матвей совсем не верил в чудо, Бестужев совсем верил, а я полуверил. Может быть, оттого и погиб. Видел во сне Ипполита и маменьку. Такая радость, какой никогда наяву не бывает. Оба говорили, что я – глупенький, не знаю чего-то главного. Сижу в 12-м номере Кронверкской куртины, а рядом со мной, в 11-ый, перевели Валериана Михайловича Голицына из Алексеевского равелина. Когда казематы наполнились так, что не хватало места, перегородили их, наподобие клеток, деревянными стенами. Бревна из сырого леса рассохлись; между ними – щели. В одну из таких щелей переговариваемся с Голицыным. Люблю его. Он все понимает: тоже друг Чаадаева. Жаль, что записывать некогда. Говорили о Сыне и Духе, о Земле Пречистой Матери. И так же, как во сне, я чувствовал, что не знаю чего-то главного.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

Но замечательно, что таким тупоумным во все управление Святителя оказался только один, сын священника Кудинского Федора Сидорова Шастина Матвей, который поступил в монгольскую школу при самом основании ее в 1725 г. при архимандрите Платковском, и по декабрь 1729 г. не выучил Псалтыри. Когда отец подал просьбу о его исключении и когда учитель Норицын заверил, что Матвей в школьном обучении словесном весьма туп и к тому немощей и учится с великою трудностию, то Святитель приказал отпустить его и дать ему пашпорт, заменявший нынешнее свидетельство, который написан был в следующей форме: «По указу Преосвящейнейшаго Иннокентия, Епископа Иркутскаго и Нерчинскаго, а по доношению Кудинской слободы священника Федора Сидорова, и по помете на оном доношении Его архиерейства, и по допросу школьнаго русской грамоты учителя Лалетина Ивана Павлова, оной священнический сын Матвей от школьного учения уволен, так как поступил в школу в 725 году Октября дня, и оказался весьма туп и немощен. Того ради и отпускается в дом ко отцу своему, и впредь его в школу архиерейскую не требовать. И дан ему сей пашпорт из Иркутскаго архиерейскаго       приказа по приказанию Его архиерейства во свидетельство, 1730 года Генваря 23 дня». В самом деле, до того был туп Матвей Сидоров, что в течение четырех лет не выучился подписать свое имя; в получении пашпорта за него по просьбе его расписался иркутский житель Иван Лисицын. В особенности как много Преосвященный Иннокентий имел попечения о недопущении упадка монгольской школы, это свидетельствует Его письмо к Лангу, которое печатаем буквально, в опровержение печатных же диких возгласов против неусыпной и в этом отношении деятельности угодника Божия 110 . «Благородный господин, господин Лаврентий Лаврентиевич (так именовал Святитель Лоренца Ланга)! мой всегдашний друг! В нынешнем 729 году февраля 28 дня подал нам мунгальской школы (которая заведена по указу Его Императорскаго Величества в Иркутском Вознесенском монастыре) учитель, некрещеной лама Лапсан доношеиие, и объявлял, что де он учит собранных детей во оной мунгальскаго языка школе, а книг де у него мунгальских малое число, а которыя есть, и те де иные ученики изучили, уже де учить стает не по чему, и опасается, чтоб во учении той школы не учинилось остановки, и ему то не причлось в вину.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ростовой образ прп. Макария Калязинского на фоне монастыря. Происходит из домовой Троицкой церкви в здании Министерства двора в Петербурге. Иконописец М. Былинин (1792 г.) ЖМП 6 июнь 2021 /  16 июля 2021 г. 17:00 Небесный заступник Тверской земли К 500-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ОБРЕТЕНИЯ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО МАКАРИЯ КАЛЯЗИНСКОГО  В середине XV века великий старец Митрофан Бывальцев, вернувшись на родину после девятилетнего пребывания на Афоне, по свидетельству Иосифа Волоцкого, признался, что напрасно он предпринял столько трудов, чтобы попасть на Святую Гору, ведь все то же самое можно было найти в Калязинском монастыре. Калязинский Троицкий Макарьев монастырь был самой большой обителью на Тверской земле. В разное время сюда приезжали помолиться Иван Грозный, Борис Годунов, царь Михаил Федорович, юный Петр I. А основал знаменитый монастырь в дремучих лесах под Тверью святой Макарий Калязинский.  PDF-bepcuя. Из бояр в игумены Макарий Калязинский, в миру Матвей, происходил из рода кашинских бояр Кожиных. Он родился в ноябре 1401 года в имении отца, Василия Ананьевича, в селе Гридково (позднее Кожино). Согласно хранившейся в семье грамоте, дед Матвея, родоначальник фамилии Кожиных, был выходцем из Швеции — Юрий Бахты-Франц1. Переселившись в конце XIV столетия в Россию на службу к великому Московскому князю Василию Дмитриевичу, он после крещения принял имя Анания и получил в кормление село Гридково. В семье Кожиных кроме Матвея было еще два сына, Александр и Григорий, и дочь Ксения. Все трудились во славу Божию. Александр стал родоначальником дворян Кожиных. Григорий, в постриге Геннадий, был архимандритом Тверского Отроча монастыря и несколько лет занимал Тверскую кафедру. Сын Ксении и дмитровского боярина Ивана Гавренева Паисий основал Угличский Покровский монастырь, был причислен к лику святых в конце XVI века. Матвей с детства тяготел к иноческой жизни, но по настоянию родителей женился на своей сверстнице Елене Яхонтовой. Как свидетельствует преподобный Иосиф Волоцкий, Матвей уговаривал жену «отоврещися мира и облещися во иноческый образъ»2. Молодые договорились в случае смерти одного из них оставшемуся в другой брак не вступать и уйти в монастырь. Через три года после свадьбы Матвей теряет супругу.

http://e-vestnik.ru/history/nebesnyy_zas...

Рассматривая ссылку федосеевцев на изречение Ипполитова слова: «во днех онех», антихристовых, «не имать явитися честное тело и кровь, служба угаснет, чтение писаний не услышится», – Матвей Андреев говорил: «виждь, тогда не имать явитись, егда начнет царствовать полчетверта лета антихрист последний, о коих летех мнози святии отцы написаша – святый Иоанн Богослов в Откровении, и святый Ефрем Сирин , и вышеписанный святый Ипполит, папа Римский и прочии святии». Из этих слов явствует, что Матвей Андреев признавал бытие антихриста чувственного и учил, что антихрист еще не явился, а когда явится, то царствовать будет только три с половиною года. Но явление «последнего отступления» признавал и Матвей Андреев, по подобию послания 1710 года, видя доказательство этого в «никонианстве» и федосеевщине. «По всему убо хощет уподобитися льстец Сыну Божию: лев – Христос, лев и антихрист; явися Христос агнец, явится и антихрист агнец, внутрь сый волк; посла Христос апостолы во вся языки, подобне и той послет ложные пророки, ложные апостолы, и прочих лукавых человек, – прелесть, развращение, злосоветие, напоследок хотящее быть». Приводя эти слова Ипполитова слова, Матвей Андреев заключал: «вы же, возлюбленные, не дремлите, рассмотряйте, и примечайте ныне, понеже явились таковые человецы ныне... якобы истинные христиане, и святых апостол, и блаженного Ипполита, и прочих святых отец, речение сбылося на сих человецех» 84 . Таким образом, и поповцы – в решении вопроса об антихристе запутались не менее беспоповцев: каким образом понятия «отступление» и «человек греха», мыслимые у апостола как понятия безраздельные, явились у поповцев, указывающими на события разновременные, – остается совершенно непонятным. Во всяком случае, теперь вполне понятны те отрывочные замечания о раскольническом учении об антихристе, которые встречаются в памятниках рассматриваемого нами периода времени. Так, в сочинении иеросхимонаха Иоанна «Сказание о обращении раскольников заволжских», которое «быст в лето 1703», говорится: «Печать антихристова», по учению раскольников, «се есть: еже ныне новые веры учители и человецы на лице своем полагают крест, по новому же, первыми тремя персты, щепотью, и вместо осмиконечного креста делают ныне четвероконечный крыж латинский и поклоняются ему».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Сообщая всё, изложенное выше керженским отцам, посланные псковичами просили прислать им проповедника для противодействия распространению нового учения 19 . Принесённое известие обеспокоило и керженских отцов; они обсудили дело соборне с участием братии и скитских пустынножителей «от малыя овчарни малого стада Христовых словесных овец, от различных страх собравшихся» в присутствии Семёна Васильева и Степана Савельева. Составили послание от имени священников Досифея, Иосифа, Макария, иноков-схимников Онуфрия и Арсения, иноков Паисия, Пахомия и прочих отцов 20 ... и отправили его «во Псков, и в уезды, и на Дерев, и заграницу» 21 . В нём они убеждали паству крепко держаться веры отцов, которую те так твёрдо отстаивали; «Правоверным, – писали они, – гораздо любо, что Русская земля освятилася кровию мученическою этих новых страдальцев, исповедников Христовых» 22 . Приступая к изложению учения Феодосия, керженцы в общих чертах напомнили о никоновом отступлении, о пришествии антихриста, о зверином числе, о новых страдальцах; в изложении своём они приближаются к сочинениям протопопа Аввакума и заимствуют из них. Послание было направлено в 1710 г. По-видимому, керженские отцы этим и ограничились в начале, так как проповедь посланного ими миссионера началась лишь через пять лет, в 1715 году 23 . Этот миссионер и был священноиерей Матвей Андреев; он сам именует себя странствующим, что на современном языке должно значить миссионерствующий. Сын священника Андрея, он был крещён священником Гавриилом 24 , поставленным «в благочестии», который служил и крестил «по благочестивым, по старым книгам». В 1703 году, 21 ноября Матвей Андреев был поставлен в священники в церковь св. Николая Чудотворца в село Раменье Пошехонского уезда Ярославской губернии 25 святителем Дмитрием Ростовским 26 . Пробыв три года при церкви, и, следовательно, в 1706 году, Матвей, «ревнуя о благочестии, и по вере истинной, и по святой церкви, оставил мир, дом, честь, славу и пошел в пустынные скиты, на Керженец, к благочестивым отцам, инокам; и наставник инок схимник Онуфрий и отец священноинок Досифей, и схимник Арсений, и прочие отцы» 27 приняли его вторым чином, т. е. через миропомазание после проклятия им ересей в 1708 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Святопочивший старец иеросхимонах Макарий (в миру Матвей Терентьевич Шаров) происходил из богатой мещанской семьи г. Ефремова Тульской губернии. Матушка его отличалась особенным благочестием, всегда ходила с четками в руках и воспитывала детей своих в страхе Божием 517 . Следуя примеру своих родителей, Матвей Терентьевич был также набожным, смиренным, вел воздержанную жизнь: он не ел скоромного, читал духовные книги, удалялся от мирской суеты, усердно посещал храм Божий и часто молился Богу дома. Все это, хотя и кратко сказанное, довольно ясно обрисовывает жизнь подвижника до поступления его в Глинскую пустынь. III При столь ревностном направлении к богоугождению Матвей Терентьевич казался человеком не от мира сего. Нетрудно было видеть его предназначение для иной жизни, жизни уединенной, монашеской. Двадцати шести лет, в 1882 году, он окончательно решился оставить мир и поступить в Глинскую пустынь под руководство незабвенного аввы Филарета – мужа, известного святостью жизни и способного учеников своих благонадежно вести в Царствие Небесное по узкому пути смирения, терпения и послушания. Такое духовное окормление игумена Филарета прекрасно определил один из достойных учеников его, архимандрит Макарий (Глухарев) 518 , впоследствии великий миссионер, по всей справедливости названный апостолом Алтая. В одном из своих писем про Глинскую пустынь он говорит так: «Это школа Христова; это одна из светлых точек на земном мире, в которую дабы войти, надлежит умалиться до Христова младенчества» 519 . Вот в этой-то великой школе благочестия и привел Бог Матвею Терентьевичу подвизаться для спасения своей души. Первоначально его назначили трудиться на монастырской пасеке, куда часто приходил отец настоятель, присматривался ко вновь поступившему и отечески учил его монашеской жизни. Много мудрости и духовного опыта заключалось в наставлениях богомудрого аввы. Окрыленный утешениями и молитвами святого старца, брат Матвей усугублял усердие к прохождению своего послушания и угождения Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Пимен Желтухин и в этом году к пустыни приписан Преображенский м-рь, находившийся в гор. Данилове. В 1640 г. пустынь опустела, так как затворник Капитон был взят в Ярославль, а иноки, не желавшие оставить учение Капитона, разошлись, поэтому в запустелый м-рь переведены иноки Преображенского м-ря из Данилова. Упразднена в 1764 г. За алтарем Троицкой церкви погребен Илия юродивый, над могилою которого поставлена часовня с гробницею; местные жители поминают блаженн. Илию и берут землю с его могилы. По описи 1687 г. в собор. церкви св. Троицы находилась чудотвор. икона Казанской Бож. Матери. “Ист. Рос. Иер.», VI, 438; Крылов, “Ист. стат. обозр. Яросл. епар.», 49; Строев, “Спис. иер. и наст.», 372, 34 и 887 (строит. Варлаам, 1657 г.); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 111, 240; “Ярослав. губ. вед.», 1852 г., 17, 18, 26, 28, 30, 32, 40–43 (грамоты); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», I, 201 (сказано в 1721 г. «Троиц. Колесникова пустыня; в дворцовом Вел. Государя селе Даниловском той же Колесниковой пустыни церковь Пресв. Богородицы»); VIII, 1728 г., 508 (дело о производстве иером. Иоасафа в игумена; сказано, что построена в 1625 г.); “Опис. Моск. архива Мин. Юстиции», II, книги дозорн., переписн. и проч., 74 (по описи 1687 г. был строитель старец Матвей и 23 монаха), 78 и 84 (в 1691 г. здесь были: игум. Иоасаф, строит. старец Матвей, казначей, 2 черн. священника, 6 старцев, 13 рядов. братии, 7 братии больничной; в 1693 г. показаны: строит. старец Матвей, казначей, черный поп, келарь, 3 старца, 6 рядов. старцев и больничной братии 2 старца, а в 1694 г. показан игум. Игнатий, строитель старец Матвей, казначей и разной братии 13 челов.). 1230. Троицкая – Перемиловская, мужская пустынь, ныне погост Перемиловская Пустынь, Владимирской губ., Муромского у., в 20 вер. к сев.-вост. от Мурома, при рч. Поповке, близ правого берега р. Оки. О ней известно только, что она в 1724 г. была приписана к Борисоглебскому м-рю в Муром. у. и упразднена в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», V, 479 (Перемиловский), 480 (Перемышльский); Ратшин, 46; “Ежегодник Влад.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

П.В. Долгоруков Пушкины Предок их Григорий Александрович, по прозвищу пушка, жил во второй половине четырнадцатого века; и был потомком Радши в седьмом колене (см. во второй части Российской родословной книги, статью о графах Бутурлиных). отцовский ОТ РАДШИ КОЛЕНО VII: Григорий Александрович пушка КОЛЕНО VIII: Александр Григорьевич Никита Григорьевич Василий Григорьевич улита Фёдор Григорьевич товарок, боярин, родоначальник угасшей фамилии Товарковых Константин Григорьевич Андрей Григорьевич Иван Григорьевич КОЛЕНО IX: Василий Александрович Матвей Александрович Иван Никитич курч, родоначальник угасшей фамилии Курчевых Никита Никитич Василий Никитич Полуехт Никитич Григорий Никитич Тимофей Никитич Иван Никитич булыга Константин Никитич Михайло Никитич рожон, родоначальник Рожновых Григорий Васильевич Тимофей Васильевич Гавриил Константинович КОЛЕНО X: Василий Васильевич Игнатий Васильевич Михайло Васильевич Василий Константинович Михайло Тимофеевич муса, родоначальник Мусиных-Пушкиных Иван Тимофеевич кологрив, родоначальник Кологривовых и Андрей Тимофеевич Истома Тимофеевич Алексей Тимофеевич Степан Тимофеевич Каур Тимофеевич Василий Тимофеевич слепец Иван Гаврилович КОЛЕНО XI: Василий Васильевич Иван Васильевич Захарий Васильевич Алексей Игнатьевич шарап, родоначальник угасшей фамилии Шараповых Алексей Игнатьевич бояринец, родоначальник угасшей фамилии Боярцовых Фёдор Истомич Дмитрий Истомич тригуб Александр Истомич Леонтий Алексеевич Василий Алексеевич Иван Алексеевич бобрище, родоначальник Бобрищевых-Пушкиных Матвей Алексеевич Фёдор Степанович шаферик, родоначальник Шафериковых-Пушкиных Иван Степанович Матвей Степанович Иван Каурович Фёдор Иванович Иван Иванович Семён Иванович Михайло Иванович КОЛЕНО XIII: Фёдор Васильевич Владимир Васильевич Матвей Васильевич Михайло Фёдорович Григорий Иванович Елизарий Александрович Тимофей Александрович Фёдор Александрович Иван Александрович Андрей Александрович Семён Михайлович Степан Михайлович КОЛЕНО XIII: Иван Владимирович Замыцкий, родоначальник Замыцких и угасшей фамилии Застолбских

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010