сведений. 11 греч. рукописей, содержащих текст «Видения», датируемых временем не ранее XIII в., атрибутируют его Д. ( Des Places. 1955. P. 78-80). После 1-го издания греч. текста В. Н. Бенешевича «Видение» было издано с учетом большего числа рукописей (Ibid. P. 169-179). Дмитриевский опубликовал слав. перевод по неисправной Кормчей Соловецкой б-ки (495 (476)) 1519 г. с вариантами из Кормчей Киевского Церковно-археологического музея (138) XV-XVI вв. ( Дмитриевский. 1907. С. 440-448). В слав. переводе («По вопросамъ и по отвтамъ бесда св. Дiaдoxa omkpobehie»), изданном Дмитриевским, произведение причисляется к подлинным сочинениям Д., в то время как Попов считал его «несомненно подложным» и имел намерение исследовать его во 2-м, неосуществленном томе своей работы о Д. ( Попов. 1903. С. VIII). Иером. (ныне епископ) Марк (Головков) в канд. диссертации перевел «Видение» на рус. язык. Большинство рукописей, содержащих «Оглашение», приписывают его прп. Симеону Новому Богослову, и только малая часть рукописной традиции говорит об авторстве Д. Архиеп. Василий (Кривошеин) ( Krivocheine. 1954. P. 298-328) и митр. Каллист (Уэр) склоняются к авторству прп. Симеона, последний не учитывает этого сочинения при изложении богословия Д. ( Kallistos (Ware). 1981. S. 617-620). Текст «Оглашения» известен в греч. оригинале только с 1952 г., когда Э. Де Плас опубликовал его с переводом на франц. язык в сб. «Mélanges Jules Lebreton» (=RSR. 1952. Vol. 40. P. 129-138). Новое изд.: Œuvres spirituelles. P. 180-183. Игум. Дионисий (Шленов), С. С. Ким Славянские переводы «Беседа» Д. «по вопросам и ответам откръвения» («Видение») была переведена в 1-й четв. XIII в. на Афоне (вероятно, при участии рус. книжников) в составе Кормчей серб. редакции (гл. 60), через посредство к-рой в посл. трети столетия вошла в рус. редакцию этого канонического сборника ( Щапов Я. Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI-XIII вв. М., 1978. С. 170). «Слово на Вознесение Христово» было переведено не позднее 1-й пол.

http://pravenc.ru/text/171909.html

Священный Синод Румынской Церкви состоит из всех архиереев. В отсутствие Патриарха в Синоде его функции переходят к митрополиту наиболее крупной (после Валахии, которой управляет сам Патриарх) церковной области – Молдовы и Сучавы, в случае отсутствия Патриарха и всех митрополитов функции председателя осуществляет старейший по хиротонии епископ. Священный Синод Иерархии Элладской Церкви, в который входят только епархиальные архиереи, является коллегиальным носителем высшей церковной власти. Если проводить аналогию со структурой Русской Православной Церкви, то Священный Собор Иерархии соответствует Архиерейскому Собору. Органом церковного управления является Постоянный Священный Синод, члены которого переизбираются раз в год, так что все архиереи Элладской Церкви с определенной периодичностью участвуют в его работе. Постоянный Священный Синод состоит из двенадцати архиереев, его возглавляет Архиепископ Афинский. Функции и круг полномочий Постоянного Священного Синода идентичны полномочиям Священного Синода Русской Православной Церкви, однако его члены собираются гораздо чаще своих русских собратьев – два раза в месяц. В Святейший Синод Албанской Церкви входят все правящие епископы, а также титулярный викарный епископ Аполлонийский. Членами Церковного народного собрания Православной Церкви Финляндии являются все три ее архиерея, шесть клириков и шесть мирян. Синоды Грузинской, Болгарской, Польской, Чешской, Американской и Японской Церквей состоят из всех епархиальных архиереев, каждый из которых обладает правом решающего голоса. В ведении Синода Русской Православной Церкви находится руководство Синодальными учреждениями. Каждое такое учреждение ведает кругом общецерковных дел, входящих в его компетенцию, и координирует деятельность соответствующих учреждений в епархиях. В настоящее время Синодальными учреждениями Русской Православной Церкви являются: Отдел внешних церковных связей; Издательский Совет; Учебный комитет; Отдел катехизации и религиозного образования; Отдел благотворительности и социального служения; Миссионерский отдел; Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями; Отдел по делам молодежи; Церковно–научный центр «Православная энциклопедия»; Комиссия по канонизации святых; Богословская комиссия; Комиссия по делам монастырей; Богослужебная комиссия; Библейская комиссия; Комиссия по экономическим и гуманитарным вопросам; Синодальная библиотека. Возглавляют их лица, назначаемые Священным Синодом. В структуру Московского Патриархата на правах Синодального учреждения входит Управление делами Московской Патриархии. Синодальные учреждения являются органами исполнительной власти Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода. Они обладают правом полномочно представлять Патриарха Московского и всея Руси и Священный Синод в сферах своей деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Следует отметить, что деятельность Синодов иных Поместных Православных Церквей может строиться по другим принципам и они обладают разными полномочиями. Число членов Синода также бывает различно, однако в него всегда входит Первоиерарх Поместной Церкви, являющийся председателем этого коллегиального органа. Священный Синод Константинопольского Патриархата имеет постоянный состав. Патриарх и члены Синода традиционно являются гражданами Турции, поэтому в Синоде не представлены другие епархии и диаспоры, входящие в юрисдикцию Патриархата, например, Американская, Австралийская и др. Синод имеет своего секретаря, но одновременно в него входит архиграмматевс (от греч. ρχι. – главный, γραμματες – секретарь) – Генеральный секретарь Константинопольской Патриархии, должность которого соответствует Управляющему делами Московской Патриархии. Членами Священного Синода Александрийской Церкви являются все правящие епархиальные архиереи, имеющие сан митрополита (в настоящее время их пятнадцать), а Председателем Синода – Блаженнейший Патриарх. Синод собирается два раза в год. Члены Священного Синода Иерусалимской Церкви, как и всё монашествующее духовенство Иерусалимского Патриархата, состоят в братстве Святого Гроба. Как правило, все они являются этническими греками. Помимо греческого подданства, многие из них имеют гражданство Иордании. В Синод входит от пятнадцати до семнадцати членов, большая часть из них архиереи, как правило, титулярные, а также несколько наиболее известных архимандритов, постоянно проживающих в Иерусалиме. Право избрания кандидата на Патриарший престол принадлежит Священному Синоду, однако избранник должен быть утвержден государственными властями Иордании, Израиля и Национальной Палестинской Автономии. В Священный Синод Сербской Церкви, кроме Святейшего Патриарха, входят четыре архиерея. Членом Сербского Синода не могут быть викарные епископы. Через каждые два года происходит ротация двух епископов – «синодалов», которых сменяет следующая пара по старшинству хиротонии. Священный Архиерейский Собор составляют все епархиальные архиереи под председательством Патриарха, и его решения признаются действительными, если при их принятии на заседании Собора присутствуют более половины епархиальных архиереев.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Часто сразу после чтения Евангелия произносится возглас: «Яко да под державою Твоею...» – и звучит «Херувимская песнь». Когда Божественную литургию служит Патриарх, омовение рук совершает не только Предстоятель, но и все остальные сослужащие архиереи по старшинству хиротонии, и каждый из них по умовении рук благословляет народ. При этом часто умовение рук происходит не в царских вратах, как практикуется в России, а на солее. Во время пения «Херувимской» архиерей читает молитву, а затем сам совершает каждение, держа в правой руке кадило, а в левой – жезл (жезл, как правило, бывает без сулка). Великий вход совершается не как в России – только по солее, но духовенство с Чашей обходит весь храм но периметру. Старший служащий диакон идет с дискосом, произнося во время этого шествия: «Всех вас – православных христиан, да помянет Господь Бог во Царствии своем...», причем этот возглас может повторяться дважды. На Литургии, совершаемой в иерусалимском Храме Гроба Господня, это поминовение звучит так: «Всех вас, православных христиан, поклонников и служителей Святого Гроба Господня, да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков». Если служит Патриарх, то он, принимая Чашу в царских вратах, поминает других Предстоятелей Поместных Церквей по диптиху. Затем передает дискос старшему епископу со словами: «Помяни мя, брат». В свою очередь старший епископ поминает Патриарха. Если служат два архиерея, один из которых является представителем другой Поместной Церкви, то во вторую очередь дискос передается ему и он поминает своего Патриарха. Священнослужитель с дискосом в руках совершает поминовение живущих, с Чашей – умерших. При этом часто называются имена, перечисление которых может занять довольно продолжительное время. Во время возгласа: «В первых помяни, Господи» – Патриарх обычно поминает всех сослужащих ему епископов. В ответ ту же молитву с поминовением Предстоятеля возглашают все служащие священники одновременно, а не только лицо, возглавляющее пресвитерский чин.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Четырехугольник всегда прочитывается как земная фигура ( четыре стороны света, четыре стихии и проч.) И здесь красный нижний квадрат означает землю. В четыре конца земли проповедуется евангелие Царства и в четырех углах квадрата изображаются символы евангелистов: Ангел- евангелист Матфей телец- Лука лев- Марк орел Иоанн Синий круг. Обозначает небесную сферу, мир бесплотных сил или ангельских чинов, как их именует Дионисий Ареопогит. нередко этот небесный свод изображается как бы затканный ангельскими головками. Все. что изображено вокруг Христа- изображение небесной иерархии- подножие престола с колесами и даже сам престол тоже не что иное как изображение различных небесных сил: престолы.силы и т .д. Фигура Самого Христа, окруженного изображением красного ромба, в отличие от нижнего красного квадрата, этот верхний красный ромб обозначает огонь, сходящий с небес, огненную природу божества. " Ибо Господь, Бог твой, есть огонь поядающий Втор.4,24) неопалимую купину (Исх.3.2.) Обычно спаситель облачен в одежды двух цветов- красный хитон и синий гиматий- единение двух природ божественной и человеческой, иногда- в одеждах золотого цвета, что обозначает сияние его Славы. Правой рукой господь благословляет, левой придерживает Книгу. Книга.Образ книги раскрывается здесь и как Книги жизни, в которой вписаны имена спасенных и Книги Откровения, написанной внутри и извне, запечатанной семью печатями, открыть и прочесть которую никто не может, кроме Агнца, это и Книга Нового завета, которую в мир принес Христос спаситель, и то Его сокровенное учение, которое " горько во чреве и сладко в устах " . И символ Самого Господа Иисуса Христа, который естьСлово Божие, пришедшее в мир. " Спас в Силах " _ своего рода точка отсчета в храме, становится центром не только иконостаса. Как от камня, брошенного в воду расходятся круги, так и образы святых, предстоящих Христу образуют деисусный чин, являясь образом Церкви небесной так и мы, стоящие во Храме, все вместе. обращенные ко Христу " единомыслие исповем " , образуем Церковь земную.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=5&iid=11...

1 . Опоздание без уважительной причины на прием является нарушением этикета, однако опоздание на прием с рассадкой более серьезный промах, чем опоздание на фуршет. В любом случае оно может быть расценено остальными присутствующими как знак неуважения. Первыми на прием должны приходить лица, имеющие низшие иерархические степени; они же обязаны последними покидать зал, где происходила трапеза. Чрезмерно задерживаться на приеме также неприлично. 2 . Садиться за стол в отсутствие главного гостя недопустимо. Если рядом находится дама, то сначала нужно помочь ей занять место и только после этого садиться самому. Правила вежливости требуют оказывать внимание соседу, а тем более соседке по столу, однако знакомиться за столом не принято. Также не принято раньше времени вставать и выходить из–за стола на званом обеде. 3 . Полотняная салфетка, подаваемая за столом, в развернутом виде кладется на колени, а по окончании трапезы небрежно оставляется на столе. В некоторых странах считают, что если гость аккуратно сложил или свернул салфетку, то этим он выразил пожелание быть еще раз приглашенным к этому столу, что является нарушением правил вежливости, принятых на официальных приемах. Салфетку нельзя заправлять за ворот рясы, ею не следует вытирать лицо и руки, а можно лишь промокнуть губы. 4 . Столовый прибор каждого гостя обычно состоит из двух тарелок: верхняя меняется перед каждым блюдом, нижняя остается до конца трапезы. С левой стороны ставится еще одна небольшая тарелочка для хлеба. Ножи и ложка лежат с правой стороны, а вилки – с левой стороны. При подаче каждого блюда вилка и нож берутся с внешней стороны по отношению к тарелке с поданным кушаньем. Для закуски используются самые крайние нож и вилка, которые по размерам меньше других. Нож и вилка для рыбного блюда также отличаются внешним видом: нож имеет тупое лезвие, а вилка шире обычной, предназначенной для мяса. Десертные нож, вилка и ложка, имеющие небольшие размеры, как правило, кладутся отдельно за тарелкой, перпендикулярно остальным приборам.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Аминь ( евр. истинно, верно, да будет; греч. Αμν) – слово, означающее: несомненно, воистину, бесспорно, или просто – да. Сказать А. – значит заявить, что то, что сказано, признано верным, дабы скрепить данное утверждение или выразить участие в произнесенной молитве. Анаволий ( греч. ναβλαιον – одеяние, риза) – белое одеяние, крестильная рубашка, надеваемая на новокрещеного в знамение его духовной чистоты и радости, как вышедшего из «бани пакибытия». В древности, принявшие Крещение не снимали А. до восьмого дня после совершения над ними таинства. Аналав ( греч. νλαβος, от αναλαμβνω – воспринимать) – принадлежность облачения схимонаха, четырехугольный плат со шнурами, пришитыми по углам, объемлет плечи монаха, украшен крестами. А. – то же, что параман монаха малой схимы. Аналой ( греч. ναλγιον, откуда слав, аналогий, налой) – подставка для возложения богослужебных книг или икон. В православных храмах наиболее распространены следующие виды А.: 1. Легкий раскладной 4–ножный А. с прикрепленной сверху материей, используемый для возложения книг, читаемых во время службы. На такой А. обычно возлагается специальный покров под цвет богослужебных облачений. 2. Массивный деревянный А. в виде тумбы с наклонным верхом, используемый для возложения так называемых аналойных икон (праздничной или храмовой). В греческой традиции такие А. обычно помещаются недалеко от иконостаса, в стороне от центральной оси храма, и нередко имеют надстроенные сверху резные кивории. В современной русской традиции такие А. обычно стоят посреди храма. Более легкие переносные А. такого типа, обтянутые тканью, нередко используются для чтения Евангелия во время Божественной литургии и для возложения креста и Евангелия при совершении исповеди. 3. Массивный А. в виде деревянного многостороннего столпа, который стоит на клиросе и на который ставят певческие книги. 4. А. на тонкой высокой ножке, который устанавливается в алтаре по левую руку от св. престола и обычно служит для возложения на него Служебника служащим священником (при архиерейской службе такой А. не используется, поскольку книги для архиерея традиционно держит один из иподиаконов).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Вечером мы сидели с Евгением Никифоровым на берегу Мертвого моря и любовались закатом и быстрым наступлением ночи. Горы Хеврона на Израйльской стороне медленно меняли окраску по мере приближения солнца к их вершинам. Самые разные оттенки голубого и сиреневого гасли вместе с солнечным светом, превращая нежные пастельные тона в сплошную черную массу. Острые и пологие гребни были хорошо видны на фоне чернеющего неба. Золотые всполохи солнечных лучей быстро становились серебряными и на глазах потухали. Земля по ту сторону Мертвого моря при свете дня не имела никаких признаков жизни. И вдруг в темноте то в одном, то в другом месте начали вспыхивать огоньки, пока длинная цепочка огней не покрыла прибрежную полосу.  Очень скоро длинная мерцающая гирлянда протянулась во весь горизонт. Утро оказалось еще более замечательным. Если вечером горы постепенно темнели, то утром восходящее солнце меняло их окраску, словно закрашивало широкими мазками. Горная гряда с быстро меняющимися оттенками нежных цветов была похожа на Кимерийские пейзажи Макса Волошина. После полудня направились в Вифару за Иорданом. Осмотрев место крещения Спасителя с обнаруженными 20 лет назад фундаментами трех церквей, приступили к съемкам. В одной из групп оказался польский журналист, депутат Сейма Евгений Чиквин. Мы сняли его на фоне Иордана. Евгений – известный православный политический деятель. Он, как никто, много сделал в Польше для Православной Церкви. После поспешили к зданию конференц-зала, где прошла встреча с организаторами нашей поездки. Здесь были и Министр по туризму, и политические деятели, и священник – представитель Православной Церкви в Иордании, также наш архиепископ Марк (Головко). Они говорили о необходимости ознакомления русских христиан со святыми местами Иордании.  Инициатором напоминания миру о том, что Иордания – часть Святой Земли явился сам король Абдала Второй. Он предоставил в бессрочную безвозмездную аренду землю возле Иордана для постройки христианских церквей и монастырей. В то время, как на израильской стороне в зону пограничного отчуждения попало множество монастырей, из которых  изгнаны монахи, и куда запрещен въезд, на иорданской стороне один за другим возводятся христианские обители. В их числе и русский странноприимный дом с храмом. За последние годы построены современные гостиницы, разработаны интересные маршруты с множеством Библейских мест, подготовлены гиды, прекрасно говорящие по-русски. Многие из них закончили ВУЗы в России. В течение десяти дней наша делегация смогла убедиться в доброжелательности и профессионализме всех без исключения гидов, работавших с нашими группами. В короткой дискуссии наметили конкретные пути по организации паломничества наших православных людей. А представителям прессы и телекомпаний пожелали создать объективные талантливые репортажи о Святой Земле Иордании.

http://radonezh.ru/analytics/strana-kres...

Например, вы купили продукты на сумму 2 тысячи рублей, оплатили на кассе. И банк с вашей покупки перечисляет в Фонд около 30 рублей своей полученной комиссии, что равно стоимости одного кирпича, закладываемого в стену храма. То есть каждый человек, пользующийся такой карточкой, по сути, ежедневно совершает благое дело, помогая по кирпичику созидать стены московских святынь. И чем больше держателей карт «Дар Святыне», чем чаще они пользуются этой картой — тем больше сумма комиссии, которую Банк Москвы направляет в Фонд. Надо отметить, что банковские карточки давно стали неотъемлемой частью повседневной жизни людей. Большинство горожан уже получают заработную плату на карты, рассчитываются картой в магазинах, кафе, АЗС, покупают железнодорожные и авиабилеты, оплачивают товары и услуги в интернете и так далее. При этом в большинстве случаев комиссию от этих операций в виде дохода получает банк, который выпустил карту. А в нашем случае эта комиссия перечисляется Банком Москвы в Фонд от имени держателя карты. — Ваше Высокопреосвященство, расскажите, пожалуйста, как можно получить эту карту? — Во всех отделениях Банка Москвы в московском регионе. На сайте банка www.bm.ru опубликована вся информация по проекту. Также в ближайшее время во всех наших строящихся храмах появятся плакаты и небольшие информационные листовки о «Даре Святыне». Мы надеемся, что наша реклама привлечет больше людей, готовых вместе с нами укреплять духовные основы современного общества и созидать культурное наследие нашего народа. Построим храмы всем миром! С архиепископом Егорьевским Марком (Головковым) беседовали сотрудники Пресс-службы Фонда поддержки строительства храмов города Москвы http://www.pravoslavie.ru/put/73188.htm Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В Новочебоксарске подростки жестоко избили шестиклассника В России есть дом для жестоких убийц: они там хвастаются делами

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Следует отметить, что в вопросах переписки форма писем часто не менее важна, чем само содержание. Говоря о общем стиле переписки, можно порекомендовать взять за образец письма и обращения иерархов Русской Православной Церкви, опубликованные в разные годы в «Журнале Московской Патриархии». Независимо от отношения к адресату, необходимо придерживаться в тексте письма предписанных форм вежливости, которые обеспечивают уважение служебного положения отправителя и адресата и всякое изменение которых может быть понято как преднамеренное игнорирование этикета или недостаточное проявление уважения. Особенно важно соблюдать протокол международной служебной переписки – здесь важно оказать адресатам корреспонденции знаки уважения, на которые они имеют право, при соблюдении в то же время соотношения рангов между отправителем и адресатом; принятый протокол строится таким образом, чтобы отношения между Церквами, государствами и их представителями основывались на равенстве, уважении и взаимной корректности. Так, при упоминании в письме какого–либо духовного лица, особенно архиерея, не следует использовать местоимение третьего лица – «он»: лучше заменять его кратким титулом: «Его Преосвященство» (это относится и к устной речи). То же следует сказать и об указательных местоимениях, которые при обращении к иерархам заменяются титулованием, что подчеркивает ваше уважение к адресату (например, вместо: прошу Вас – прошу Ваше Святейшество); в некоторых странах (например, во Франции) только так можно обращаться к высоким духовным особам. При составлении официальных и частных писем определенную трудность представляет составление адрес–титула, т. е. первого предложения письменного обращения, и комплимента – фразы, завершающей текст. Наиболее распространенная форма адреса при составлении письма на имя Святейшего Патриарха: «Ваше Святейшество, Святейший Владыко и милостивый отец!» Эпистолярное наследие, оставленное нам выдающимися деятелями Русской Православной Церкви за всю ее многовековую историю, являет большое разнообразие форм адресования, а также комплиментов, завершающих письменные обращения. Думается, примеры этих форм, употреблявшихся в наиболее близких нам по времени ΧΙΧ-ΧΧ веках, могут быть полезны и ныне. Знание и употребление в письменном общении членов Церкви таких оборотов значительно обогащает лексику, раскрывает богатство и глубину родного языка, а главное, служит выражением христианской любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010