В титуле Предстоятеля Кипрской Церкви нашли отражение события церковной истории VII–VIII веков. Во 2-й половине VII века, при императоре Юстиниане, православная община древнего Кипра во главе с Предстоятелем Архиепископом Иоанном, спасаясь от завоевателей–арабов, покинула остров и переселилась в провинцию Геллеспонт (старинное название района Дарданелл), в основанный императором город Юстинианополь (Новая Юстиниана). Трулльский собор своим 39-м каноном сохранил за этой общиной права Автокефальной Церкви и даровал ее Первоиерарху титул Архиепископа города Новой Юстинианы. В 747 году киприоты вернулись на остров, но память о пребывании в Геллеспонте сохранилась и в народе, и в церковной терминологии: официальный титул Блаженнейшего Архиепископа Новой Юстинианы и всего Кипра Предстоятели Кипрской Церкви сохраняют до настоящего времени. Элладская Церковь – единственная Поместная Православная Церковь , во главе которой находится не Предстоятель, а Священный Синод Иерархии – аналог нашего Архиерейского Собора. Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады является лишь председателем Синода. Эта ситуация схожа с той, в которой находилась Русская Православная Церковь в «синодальный период», однако Архиепископ Афинский вправе представлять свою Церковь во внешних контактах. Синодальная система управления возникла в Элладской Церкви в XIX веке, когда она была выведена в 1834 году из под юрисдикции Константинопольского Патриархата при греческом короле немецкого происхождения католике Оттоне I. Его советники (протестанты по вероисповеданию) воссоздали в Греции ту же модель сосуществования Церкви и государства, которая к тому времени уже была до некоторой степени опробована в России: король считался главой Церкви, а в состав Синода входил его чиновник, по полномочиям соответствующий русскому обер–прокурору Святейшего Синода. В 1850 году Константинопольской Патриархией был издан Томос о даровании Элладской Церкви автокефалии, что только способствовало окончательному утверждению синодальной системы в Греции (законом от 9 июля 1852 года), заложенной в основу жизни Элладской Церкви с самого момента ее образования и существующей до сих пор: за Литургией после слов «В первых помяни, Господи» в Элладской Церкви поминается Священный Синод Иерархии, в то время как в других Церквах – их Предстоятели (однако первоначально установленная здесь синодальная система в дальнейшем эволюционировала в сторону усиления значения первоиерарха).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Во время богослужения все архиереи употребляют богато украшенный посох, именуемый жезлом, который является символом духовной власти над паствой. Только Патриарх имеет право входить с жезлом в алтарь храма. Остальные епископы перед царскими вратами отдают жезл иподиакону – посошнику, стоящему за богослужением справа от царских врат. Согласно Уставу Русской Православной Церкви, принятому в 2000 году Юбилейным Архиерейским Собором, епископом может стать мужчина православного исповедания в возрасте не моложе 30 лет из монашествующих или не состоящих в браке лиц белого духовенства с обязательным пострижением в монашество. Традиция избирать епископов из лиц монашеского чина сложилась на Руси уже в домонгольский период. Эта каноническая норма сохраняется в Русской Православной Церкви и доныне, хотя в ряде Поместных Православных Церквей, например, в Грузинской, монашество не считается обязательным условием поставления на архиерейское служение. В Константинопольской Церкви, напротив, лицо, принявшее монашество, не может стать архиереем: там принято положение, согласно которому человек, отрекшийся от мира и принесший обет послушания, не может руководить другими людьми. Все иерархи Константинопольской Церкви являются не мантийными, а рясофорными монахами. Епископами Русской Православной Церкви могут стать также принявшие монашество овдовевшие или разведенные лица. Избираемый кандидат должен соответствовать высокому званию епископа по нравственным качествам и иметь богословское образование. На епархиального архиерея возлагается широкий круг обязанностей. Он рукополагает и назначает клириков на место их служения, назначает сотрудников епархиальных учреждений и благословляет монашеские постриги. Без его согласия ни одно решение органов епархиального управления не может быть проведено в жизнь. В своей деятельности епископ подотчетен Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси. Правящие епископы на местах являются полномочными представителями Русской Православной Церкви перед органами государственной власти и управления.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

«Когда подобный выпендреж с таинством венчания имел место в Нижнем Новгороде, то храм просто снесли. Не придётся ли то же самое делать и с Большим Вознесением? Настоятель храма – секретарь патриарха Кирилла протопресвитер Владимир Диваков. Ни секунды не сомневаюсь, что патриарх был в курсе намеченного спектакля. И благословил его – как ранее он благословил " венчание " Пугачевой с Киркоровым (по его жесткому требованию тогда ещё игумен Марк Головков совершил его в Иерусалиме). Как же повезло Волкову с его отставкой! Ему не придется искать оправданий. Ждем апологетического креативчика от Легойды», – иронизирует протодиакон Кураев. Протоиерей Андрей Ткачёв в беседе с корреспондентом телеканала Царьград отметил, что Собчак ранее отличилась антицерковными выпадами: «Она одевалась в священнические одежды, клеила бороду, что-то такое изображала. Это такой стиль жизни, поиск дешёвой популярности». В интервью Царьграду публицист Егор Холмогоров признался, что ему идея катафалка кажется вульгарной: «Но, как я понимаю, Собчак не боится вульгарности, лишь бы заставить о себе как можно громче говорить». Высказался Холмогоров и о венчании парочки, напомнив, что Собчак «накануне вбросила тему, что намеревается венчаться, то венчание является гораздо более логичным символическим обязательством жизни до гроба, чем всякие катафалки и прочая хорор-эстетика. Судя по её трактовке венчания (зайти в церковь в короне, так Собчак описывала действо, судя по сообщениям СМИ - ред.) речь явно не идёт о том, что она намерена так всерьёз подчеркнуть свою приверженность к православной вере. Хотя показателен тот факт, что в этом случае даже такого типа человек всё равно всё-таки вынужден в этой ситуации обратиться к православной Церкви. Грубо говоря, потому что ей хочется всё-таки, чтобы это воспринималось большинством общества как действительный обряд. А если она устроит у каких-нибудь сектантов или где-нибудь ещё, я думаю, что это не будет воспринято соответствующим образом. Канонических причин ей отказать, как я понимаю, вроде бы нет, она в Православии крещённая, до этого ни с кем не венчалась и так далее. Понятно, что это тоже часть шоу...».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/09/14/ra...

Марк (Головков), архимандрит, заместителя председателя ОВЦС МП Неделя о слепорожденном. Обращение к читателям газеты " Коммерсантъ " в Неделю о расслабленном (газета " Коммерсантъ " от 3 июня 2000 г.) Ганьковский Сергей, священник Вход Господень в Иерусалим [проповедь 12 апреля 1998 г.] Лекарство от греха [проповедь в неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, 21 мая 2000 г.] Мария Египетская [проповедь 16 апреля 2000 г.] Смиренная блудница [проповедь в неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, 28 мая 2000 г.] Я был слеп, а теперь вижу [проповедь в неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, 16 мая 1999 г.] Путь на небо [проповедь в день Вознесения Господня, 8 июня 2000 г.] Вознесение Господне [проповедь в день Вознесения Господня, 28 мая 1998 г.] Тихон (Шевкунов), архимандрит, наместник московского Сретенского монастыря Проповедь после панихиды на Радоницу (памяти архимандрита Антипы) (23 апреля 2001 г.) Неделя 6-я по Пасхе, о слепом Проповедь от 15/28 мая 1995 г. Захаров Валерий, протоиерей Неделя о самаряныне [проповедь, 2000 год] 13.05.01 Беременность, воспитание, игра и игрушки В статье рассматриваются актуальные вопросы воспитания младенцев и отроков. Советы беременным. Как быть с детьми в Храме. О выборе игр и игрушек для детей. О современных игрушках, компьютерных играх, о требованиях к игрушкам и о многом другом. [ далее > > ] 12.05.01 Маршал Жуков. Сокровенная жизнь души [из книги М.Г. Жуковой, дочери полководца] " В руке Господа власть над землею, и человека потребного Он вовремя воздвигнет на ней " (Сирах, 10, 4). В одной из своих проповедей архимандрит Кирилл говорит: " Надо отдать должное руководству страны, которое воздвигло такого гениального полководца, как Жуков. В прежние времена Господь воздвигал для России Суворова, Кутузова. В наше время Георгий Жуков - это была милость Божия. Мы обязаны ему спасением " . [ далее > > ] 09.05.01 Промысел Божий и Великая Отечественная война [Протоиерей Василий Швец] Церковь благословила Отечественную войну русского народа, и Благословение это было утверждено на Небе.

http://zavet.ru/bhr0104.htm

Недопустимо, чтобы то, что создавалось на протяжении 150 лет на Святой Земле - монастыри, храмы, паломнические дома, закрывались перед паломниками из России, Украины, Беларуси, которые сегодня во множестве посещают Святую Землю, подытожил свои слова Патриарх. Православие 2000 ПО СЛОВАМ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА, НЕОБХОДИМА ПОМОЩЬ ГОСУДАРСТВА ДЛЯ РЕАБИЛИТАЦИИ ВОЗВРАЩАЮЩИХСЯ ИЗ ТОТАЛИТАРНЫХ СЕКТ Говоря о проблеме тоталитарных сект, Патриарх отметил, что даже для тех, кто уже возвращается из таких сект к нормальной жизни, остается множество проблем. Помимо нарушения сознания и психики люди во время пребывания в сектах часто отдают им все свое имущества, включая свои квартиры. Нужна помощь государства для их реабилитации, в частности, для прописки. Во время встречи с представителями православных школ Патриархом был поднят вопрос о том, как воспрепятствовать дальнейшему развитию и функционированию школы академика Щетинина, которая, по словам некоторых руководителей епархиальных отделов, " прикрывается Православием " . Святейший Патриарх подтвердил, что эта школа представляет по своей сути тоталитарную секту, которая пытается повлиять на сознание тех, кто в ней учится. Православие 2000 ПАТРИАРХ ПОДДЕРЖАЛ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКУЮ ОПЕРАЦИЮ В ЧЕЧНЕ Россия " имеет дело с международным терроризмом, с ним нужно кончать, иначе не будет покоя на нашей земле " , заявил 30 января в беседе с журналистами Святейший Патриарх Алексий. Он также напомнил, что Русская Православная Церковь потеряла в Чечне трех священников. Что же касается призывов соблюдать права мирных жителей, то, как заметил Патриарх, люди " нередко забывают, что в Москве, Волгодонске и Буйнакске, где террористы взрывали жилые дома, гибли такие же мирные люди " . Предстоятель Церкви выразил соболезнования людям, чьи родные и близкие погибли в боях на Северном Кавказе или оказались в заложниках. Росбизнесконсалтинг/Православие 2000 У МИТРОПОЛИТА КИРИЛЛА ПОЯВИЛСЯ НОВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ Новым заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии назначен игумен Марк (Головков). Он известен многим православным людям, побывавшим в Иерусалиме, не только как деятельный и отзывчивый сотрудник Русской Духовной миссии, как специалист по восточным языкам и серьезный ученый, но и как строгий монах. Можно предположить, что долгая аскетическая жизнь на Святой Земле достаточно подготовила отца Марка к тяготам нового послушания. Православие 2000

http://pravoslavie.ru/news/index06.htm

Ниже приведены примеры адрес–титулов и комплиментов, используемых при переписке. Церковная переписка (примеры) Официальные бланки Каждое официальное письмо начинается с бланка, на котором оно написано. В настоящее время бланки церковных организаций и учреждений отличаются значительным разнообразием, что в ряде случаев не соответствует православной традиции. Допускается два варианта бланков: один строго официальный, другой более личного характера (для личных обращений, поздравлений, посланий руководителя официальной организации). Обычно бланк начинается с указания на юрисдикционную принадлежность религиозной организации. Для канонических подразделений и учреждений Русской Православной Церкви таким указанием будут слова: «Русская Православная Церковь » (разумеется, нельзя использовать сокращение РПЦ). К сожалению, в настоящее время одних этих слов недостаточно, поскольку имеются различные раскольнические организации, самочинно усваивающие себе это наименование; по этой причине после названия «Русская Православная Церковь » необходимо добавлять слова: «Московский Патриархат» (при указании юрисдикционной принадлежности можно ограничиться этими двумя словами, поскольку «Московский Патриархат» – другое официальное наименование Русской Православной Церкви). Наиболее распространенной ошибкой является использование названия «Московская Патриархия» вместо правильного: «Московский Патриархат». Но если последнее является синонимом названия «Русская Православная Церковь », то Московская Патриархия – одно из учреждений Русской Православной Церкви, объединяющая в себе структуры, непосредственно руководимые Патриархом Московским и всея Руси – Управление делами (на правах Синодального учреждения), канцелярия и др. На епархиальных бланках далее указываются сан и титул Управляющего епархией (традиционно – без имени), должность (если архиерей является руководителем Синодального учреждения), затем адрес (чаще с указанием телефона и адреса электронной почты). На бланках монастырей после указания на юрисдикционную принадлежность должно следовать указание на епархию или на то, что данный монастырь является ставропигиальным, а затем – полное название монастыря и контактная информация. Аналогичный вид имеют бланки храмов (в них можно опускать указание на юрисдикционную принадлежность приходов и начинать бланк с указания епархии).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

— Обращаются ли в школу с заказами представители Русской Православной Зарубежной Церкви ? — Два года назад встал вопрос о создании иконостаса для кафедрального Успенского собора РПЦЗ в Лондоне. Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк , который является правящим архиереем в Англии, вместе с благотворителем храма, выбирали исполнителей и остановились на Иконописной школе. Год ушел на создание проекта иконостаса и его утверждение. С лета до начала осени прошлого года иконостас был написан. Осенью 2009 года Первоиерарх РПЦЗ митрополит Иларион в сослужении владыки Марка, архиепископа Сурожского Елисея и его викария архиепископа Керченского Анатолия освятили иконостас. На освящении присутствовали и представители нашей иконописной школы. Особенность этого иконостаса в том, что в местном ряду находятся иконы святых, наиболее почитаемых в Русском Зарубежье — Царственных страстотерпцев, преподобного Серафима Саровского, праведного Иоанна Кронштадтского. Кроме того, у нас была специально написана икона святых, прославленных уже Русской Зарубежной Церковью — святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского и святителя Ионы Ханькоуского, который у нас пока известен очень немного. Этот подвижник скончался в молодые годы в эмиграции в Китае. Освящение иконостаса стало заметным событием церковной жизни Православной Англии и Русской Зарубежной Церкви в целом. Обычно в этой стране приспосабливают для совершения православных богослужений пустующие англиканские храмы, а лондонский приход в честь Успения Пресвятой Богородицы находится в новом, специально выстроенном здании, архитектура которого напоминает древние церкви Псковщины, а теперь вдобавок в нем есть настоящий иконостас. Работы мастеров иконописной школы украшают храмы за пределами Отечества не только по линии Зарубежной Церкви. Недавно у нас была закончена работа над иконостасом для храма святой великомученицы Екатерины в Риме. Проект выполнил наш преподаватель — Солдатов Александр Николаевич. Это каменный резной иконстас. Местный ряд выполнен фресковой живописью нашими мастерами-преподавателями. Иконы второго ряда, Царские и диаконские двери, храмовой образ святой великомученицы Екатерины с житием выполнены иконописцами мастерской при школе. Кроме того, специально для храма была создана и особенная икона — Собора всех Римских святых. Рим — город имеющий множество небесных покровителей, ради поклонения которым туда приезжает множество паломников из России, и этот образ для них очень значим.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1211154...

Первенствующим епископом Русской Православной Церкви является ее Предстоятель, носящий титул – Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Патриарх подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам. Его имя возносится за богослужениями во всех храмах Русской Православной Церкви по следующей формуле: «О Великом Господине и Отце нашем (имя), Святейшем Патриархе Московском и всея Руси». Кандидат в Патриархи должен быть архиереем Русской Православной Церкви, обладать высшим богословским образованием, достаточным опытом епархиального управления, отличаться приверженностью к каноническому правопорядку, пользоваться доброй репутацией и доверием иерархов, клира и народа, «иметь доброе свидетельство от внешних» ( 1Тим. 3,7 ), быть не моложе 40 лет. Сан Патриарха является пожизненным. На Патриарха возложен широкий круг обязанностей, связанных с попечением о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской Православной Церкви. Патриарх и епархиальные архиереи имеют штамп и круглую печать с именем и титулом. Согласно п. IV.9 Устава Русской Православной Церкви, Патриарх Московский и всея Руси является епархиальным архиереем Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области. В управлении этой епархией Святейшему Патриарху помогает Патриарший Наместник на правах епархиального архиерея, с титулом митрополита Крутицкого и Коломенского. Территориальные границы управления, осуществляемого Патриаршим Наместником, определяются Патриархом Московским и всея Руси (в настоящее время митрополит Крутицкий и Коломенский управляет храмами и монастырями Московской области за вычетом ставропигиальных). Патриарх Московский и всея Руси является также Священноархимандритом Свято–Троицкой Сергиевой Лавры, ряда других монастырей, имеющих особое историческое значение, и управляет всеми церковными ставропигиями 3 (слово ставропигия образовано от греч. σταυρς – крест и πγνυμι – водружать: крест, устанавливаемый Патриархом при основании храма или монастыря в любой епархии, означает их включение в Патриаршую юрисдикцию).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

По его словам, у каждой турфирмы, работавшей все эти годы с паломниками, наладились связи с принимающей стороной. Например, для туров в Афон " Музинидис-Тур " приобретает пакеты на чартерные авиарейсы в Салоники, куда нет регулярного рейса из Москвы. Есть у компании и договоренность о скидках при получении виз, трансфере от Салоников до Афона, оформлении проживания в кельях Афонского монастыря, где цены составляют от €10 до €200 с сутки (в зависимости от кельи). " Если государство начнет вынуждать нас снижать цены, – сказал Георгий Музинидис, – то это будет уже рэкет. Конкурировать с такой мощной организацией, как церковь, мы можем только в условиях свободного рынка, при отсутствии протекционизма со стороны государства " . ЦЕНА ПАЛОМНИЧЕСТВА Иерархи РПЦ понимают уязвимость своей позиции с точки зрения бизнеса и заранее готовят аргументы перед рассмотрением законодательных поправок в Госдуме. Заместитель председателя ОВЦС викарный епископ (помощник патриарха) Марк Головков уже заявил, что " туризм – это желание посмотреть другие страны, получить новые впечатления, а паломничество – проявление религиозной жизни " : " Туризм с его агрессивным подходом, где главным мерилом являются деньги, пытается распространить свои интересы на паломничество. Иногда турфирмы для большей привлекательности используют слово " паломничество " , чтобы заинтересовать верующих " . Гендиректор паломнического центра Московского патриархата РПЦ Сергей Житенев развил эту мысль епископа Марка, пояснив корреспонденту " Денег " , что турфирмы часто путают паломничество с религиозным туризмом: " Специалистам уже давно ясно, что религиозный туризм – это вид познавательного туризма, связанного с тем, что люди приезжают в те или иные места и знакомятся с религиозной традицией той религии, святыню которой они посещают. Они обращают внимание на историю, на архитектуру, на какие-то легенды или апокрифы, которые связаны с этим местом или с конкретной святыней. Но они не молятся, понимаете? А паломники поклоняются святыне, молятся святыне, живут у святыни и трудятся у святыни " .

http://religare.ru/2_11912.html

При совместном служении Первоиерархов Поместных Церквей их старшинство определяется по диптиху. Титулы Первоиерархов Восточных Православных Церквей могут казаться нашим современникам чрезмерно пышными и пространными, однако надо помнить, что они складывались в глубокой древности и несут на себе отпечаток событий церковной истории. Диптих возглавляет Предстоятель Константинопольской Поместной Православной Церкви, носящий титул: Святейший Архиепископ Константинополя – Нового Рима и Вселенский Патриарх. В юрисдикции Константинопольского Патриархата находится Автономная Православная Церковь Финляндии, которую возглавляет Архиепископ Карельский и всея Финляндии. Предстоятелями древних апостольских кафедр являются: Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки; Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии и всего Востока; Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всея Палестины. В Иерусалимский Патриархат входит на правах автономии Синайская Архиепископия, имеющая своего Предстоятеля с титулом Архиепископа Синайского, Фаранского и Раифского. Пятое место в диптихе с XVI века занимает Первоиерарх Русской Православной Церкви – Патриарх Московский и всея Руси. За ним следует Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский. Титул Католикоса грузинские Первосвятители носят с V века, получив его от кириархальной Антиохийской Церкви: так именовались Первоиерархи Поместных Церквей, территориально находившихся за восточными границами Византийской империи. Самостоятельные церковные структуры в Южной Европе образовались еще в раннем Средневековье, однако окончательно их канонический статус был признан Вселенской Церковью лишь в XIX – XX веках. В диптих входят: Первоиерарх Сербской Поместной Православной Церкви – Святейший Патриарх Сербский, Архиепископ Печский, Митрополит Белградо–Карловацкий; Румынской Церкви – Блаженнейший Патриарх, Архиепископ Бухарестский, Митрополит Мунтенский и Добруджийский; Святейший Патриарх Болгарский.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010