Серафима, может быть, и не в том объеме, в котором он предполагал, увенчались успехом: Епископу МАНУИЛУ дана была виза на въезд в город Ленинград и Лугу. Вечером в пятницу 14/27 апреля он поездом отбыл из Москвы в Ленинград. Отметим интересный дорожный сюрприз. В одном и том же поезде, но только в разных вагонах, ехали три человека: митрополит Серафим (Чичагов) , епископ Мануил и обновленческий митрополит Александр (Введенский). Каково же было удивление Преосвященного Мануила, когда он, выйдя на перрон, встретился своим взором с А. Введенским , который слегка улыбнулся ему и сделал небольшой поклон. Встреча поистине была оригинальной и знаменательной! Где-то, немного позади их, важно шествовал митр. Серафим. Епископ МАНУИЛ, как и в первый свой приезд, был встречен с колокольным звоном. На привокзальной площади его ожидали представители духовенства и церковных советов православных храмов. Как в жизни все меняется! – Когда-то Преосвященный МАНУИЛ приезжал в Ленинград с большими полномочиями в качестве управляющего митрополией, полный энергии и сил на борьбу с обновленчеством, а теперь прибыл он в этот (родной ему) город как странник, всего на несколько дней, и не с тем, чтобы вести энергичную борьбу с иосифлянским расколом, а только проститься с паствой и засвидетельствовать пред ней, где есть истина. Других полномочий он не имел. Борец Православия стал только свидетелем Истины. Следует, однако, сказать, что с этой именно миссией и ожидал его истомленный смутами народ. Церковная обстановка требовала не острой полемики и не грозных обличений, а авторитетного свидетельства человека, боровшегося за чистоту Православия и ничем не погрешившего против нее. А это уже предрешало успех скромной, но ответственной миссии епископа МАНУИЛА. Приезд в город Епископа не был тайным. Народная молва быстро оповестила друг друга о его прибытии, и многие представители церкви явились к нему на квартиру в Воронцовское подворье, где он остановился. Среди явившихся были и представители из Преображенского собора, что на Спасской улице.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Гряди же, родная скорей, И там, пред престолом Владыки, Молись за своих сыновей. Козлов А. Н. 17 октября святитель получил от своего брата Павла телеграмму, в которой сообщалось о кончине матери. Он был тогда в Кеми. Горько оплакал исповедник кончину родительницы, но предав себя всецело воле Божией, утвердил свои стопы на спасительном пути. Соловки (1924–1928 гг.) Соловецкий монастырь расположен среди Белого моря на Соловецком острове в пределах Архангельской области. К моменту приезда туда Епископа МАНУИЛА он уже был закрыт. Братии как таковой не было. Здесь жили люди вольного поселения, разные научные сотрудники и люди, которые чем-то погрешили против гражданских законов. Проще сказать, в обители преподобных Зосимы и Савватия жили ссыльные. Среди них было много духовных и светских лиц, посвятивших свою жизнь Церкви. Вот сюда-то в октябре 1924 года и прибыл на жительство Епископ МАНУИЛ. Поселился он в монастырской келии с весьма скромной обстановкой: кровать, стол, стул – и больше ничего. На душе было горестно. Но горесть уменьшалась тем, что всем живущим в обители дозволялось свободное общение друг с другом. Сразу же завязалось знакомство с духовными лицами, с теми, которых он знал хорошо на материке, а также которые известны были ему по церковной деятельности. Одним из таких знакомых был Архиепископ Верейский ИЛАРИОН (Троицкий) . Это был иерарх великого духа, твердо стоявший за чистоту Православия. С ним-то и соединил свою дружбу Епископ МАНУИЛ. Впоследствии к ним примкнули и другие архиереи (архиепископ Прокопий Титов и архиепископ Амвросий Полянский). Жизнь на Соловках не была красной. Но она и не была слишком тяжелой. Были возможности наряду с физическим трудом заниматься и своими личными делами, и церковными, и даже совершать в праздничные дни богослужения в монастырских храмах и справлять свои именины с вкусно приготовленными пирогами. Сразу же по прибытии в монастырь Епископ МАНУИЛ поставил себе девиз – «Не терять времени». И он действительно не терял его не только в Соловках, но и в последующие дни своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1152 г. началась Греко-венгерская война, которая имела своей целью для Византии захват областей между реками Дунаем и Савой и выход на Германо-венгерскую границу. Воспользовавшись династическими спорами, василевс объявил войну венграм и дал приказ войскам наступать. В 1153 г. василевс дошел до Галича и через три дня взял город штурмом. В это время его полководец Константин Ангел отбил нападение Сербского жупана и дал знать царю, что следует возвращаться, поскольку враги в подчиненной ему области становились все активнее. Тем не менее император не спеша прошелся по Сербии, разрушая крепости и города, попавшиеся ему на пути, и возвратился к Константину. Множество пленных сербов он приказал поселить возле Сердики, в Болгарии. Ввиду приближения зимы василевс вернулся в Константинополь 579 . На следующем этапе, в 1154 г., византийцы продолжали успешно наступать на венгров вплоть до 1156 г., после чего заключили далеко не безвыгодный для себя мир 580 . В конце лета 1158 г. Мануил I вновь направился в Сербию и возле города Наиса организовал лагерь своей армии. Здесь он узнал, что к сербам идет на подкрепление венгерская армия, а поэтому решил выдвинуться против нового противника и разгромить его до подхода союзника. Приблизившись к реке Саве, он перешел оттуда к реке Дрине, которая отделяет Боснию от Сербии, где авангардные части византийцев встретились с венграми и вступили в бой. Узнав об этом, василевс тут же направил подкрепления под командованием протосеваста Иоанна, и его войска одержали блестящую победу. Затем император продолжил маневр и возле реки Тары столкнулся с сильной армией сербов под командованием их жупана. Прекрасный полководец, Мануил I пошел на воинскую хитрость: зная о том, что римский обычай – трубить перед отбоем войску, известен неприятелю, он отдал соответствующий приказ, как будто византийцы собрались отходить ко сну. А сам приказал командирам полков выделить отборных воинов и, вооружив, приготовить к бою 581 . На рассвете царь во главе колонны своих воинов выступил из лагеря, часть из которых переодел фуражирами. Разведчики донесли, что неподалеку располагается все вражеское войско, значительно усиленное венгерской конницей. Но, обманувшись царской хитростью, враги попали в засаду и потерпели поражение. А заодно василевс, что называется, вытащил из объятий смерти солдат из полков Михаила Врана, которым угрожала серьезная опасность от врагов – она попали в засаду. Увидав, что его войско утомилось, император взял с собой только полки Иоанна Дуки и Иоанна Кантакузена и вместе с ними продолжил преследование. В завязавшемся бое, где василевс по обыкновению бился в первых рядах и сразился в поединке с архижупаном, Мануил I едва не погиб – удар вражеского меча пришелся в его шлем. Но, лично сразив в бою почти 40 вражеских воинов (!), царь одержал полную победу, результатом которой стали мирные инициативы сербов. Заключив соответствующий договор, Мануил I с честью и славой вернулся в Константинополь 582 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Надежды страдальцев оправдались. Благословенный день приближался. 10/2 3 февраля 1928 года еп. Мануил прибыл из северной обители в Москву. О его приезде быстро узнали вожди иосифлянского раскола, с таким нетерпением ожидавшие его возвращения. Они глубоко были уверены в том, что еп. Мануил пойдет вместе с ними и своим авторитетом поддержит их оппозицию против митр. Сергия. Но в этом была их основная ошибка. Прошло ровно два дня с того момента, когда Преосвященный МАНУИЛ временно поселился в Московском Даниловом монастыре в ожидании дальнейшего определения своей судьбы, а к нему уже спешил из Моденского монастыря иеромонах, посланный митрополитом Иосифом. Было раннее пасмурное утро, когда гость с особым поручением явился в Данилов монастырь к Епископу МАНУИЛУ. После краткой беседы с Преосвященным гость и Владыка направились на окраину города, где остановился посланец митрополита Иосифа. Почти целый час, пересаживаясь с трамвая на трамвай, добирались они к месту своего назначения. Но вот путь окончен. Они вошли в небольшой убогий домик с покосившимися окнами и, помолившись, сели. Иеромонах отрекомендовал себя, кто он есть и приступил к разговору. «Владыко, – начал он свою беседу, – я прибыл к Вам по поручению митр. Иосифа. Вам, очевидно, уже известны церковные события, возникшие в Ленинграде, и кто в них принял участие? Так вот, митр. Иосиф просит Вас войти с ним в тесный контакт и возглавить порвавших молитвенное общение с митр. Сергием в Москве и на юге России. От Вас требуется теперь согласие. Если согласитесь, то он приглашает Вас к себе в Моденский монастырь, где в тот же день возведет Вас в митрополиты. – Ну что Вам стоит согласиться? – настаивал иеромонах. «Вы – авторитет, Вы чистейший кристалл! За Вами пойдет не только простой народ, но и весь российский епископат! Подумайте, какое вы сделаете большое дело! Ну, согласитесь же, Владыко!» Речь иеромонаха явно содержала в себе духовную приманку, и, будь человек, с которым велась беседа, склонен к мирской славе, он легко бы мог быть пойманным этой приманкой. Но в том-то и состояла вся великость борца за Православие, что он не прельщался земной, скоропреходящей славой. Не белый клобук считал он для себя ценным, а ту Истину, за которую он боролся и страдал.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

С 2 февраля 1924 года по апрель 1928 года – епархией не управлял. С 25 апреля 1928 года – епископ Серпуховский, вик. Московской епархии. С октября 1929 года – епископ Серпуховский и Каширский, вик. той же епархии. С 31 января 1930 года епархией не управлял. С ноября 1944 года по I/14 февраля 1945 года был в распоряжении Тамбовского архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) . С I/14 февраля 1945 года – епископ Чкаловский. В июле 1945 года получил титул «Чкаловский и Бузулукский». 21 апреля 1946 года на Пасху возведен в сан архиепископа. С 5 сентября 1948 года по II декабря 1955 года епархией не управлял. Пребывал в Явасе, Мордовской АССР. 21 декабря 1955 года назначен врем. управляющим Чебоксарско – Чувашской епархией. 7 февраля 1956 года утвержден архиепископом Чебоксарским и Чувашским. 22 февраля 1958 года «во внимание к продолжительному и усердному служению Святой Церкви удостоен права ношения Креста на клобуке». 10/23 сентября 1958 года исполнилось 35 лет служения в епископском сане. 22 марта 1960 года назначен архиепископом Куйбышевским и Сызранским. 25 февраля 1962 года возведен в сан митрополита. 25 ноября 1965 года уволен на покой, согласно прошению, по болезни с правом служения и с пребыванием в г. Куйбышеве. 14 декабря 1965 года во внимание к более 40-летнему служению церкви Христовой в епископском сане награжден правом ношения двух панагий. МИТРОПОЛИТ МАНУИЛ И ЕГО БОРЬБА С ОБНОВЛЕНЧЕСКИМ И ИОСИФЛЯНСКИМ РАСКОЛАМ (Составил Преосвящ. Иоанн, епископ Сызранский) Когда корабль Русской Православной Церкви встретил на своем пути ураган раскольнического ветра, вздымавший многотонные волны человеческого суемудрия, готовые потопить палубу церковного корабля, тогда Промыслу Божиему угодно было воздвигнуть мудрых и стойких мужей, сумевших укротить словом Божиим разыгравшуюся бурю. Одним из таких мужей и явился в эти опасные для Русской Церкви дни митрополит Мануил, бывший тогда еще епископом. Деятельность его в борьбе с обновленческим расколом началась с момента посвящения его во епископа (10/23 сентября 1923 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Они говорили патриарху: «Что это значит, святейший пастырь, что ты вверился волку? Разве не знаешь, что за это нехорошо посматривает на тебя паства? Расторгни гибельную связь». Но Косьма ни на что не обращал внимания. Он пренебрегал укоризнами, не хотел покидать Нифонта, что ни вышло бы из этого. Вскоре скандал разросся до грандиозных размеров. Чтобы положить конец народному говору, император Мануил приказал схватить и снова заключить Нифонта в тюрьму. Патриарх так был поражен этим, что в первую минуту беспрекословно повиновался царю. Но когда стражники увели Нифонта, Косьма почувствовал себя глубоко потрясенным разлукой со своим другом. Он устремился вслед за арестованным и не помня себя хотел отнять его силой у конвойных. Понятно, что победа осталась не на стороне патриарха… Тогда Косьма пошел по стопам Нифонта и вызвался лучше разделить с ним темничное заключение, чем лишиться сообщества своего друга. Историк замечает, что эта выходка патриарха «произвела в Церкви волнение». Это и понятно. Но на этом не кончилась история Косьмы. Для прекращения церковных смут император Мануил собрал собор в Константинополе, на котором присутствовал и Косьма. Император обратился к членам собора, епископам, с вопросом: как они смотрят на Нифонта? Ответ получился единодушный: все они объявили его нечестивцем. Тогда Мануил обратился с тем же вопросом к самому патриарху: «А ты, владыко, как думаешь об этом человеке?». Косьма в ответ произнес длинное похвальное слово Нифонту, открыто называл его мужем неподражаемо добродетельным. Выслушав эту речь, собор вскричал: «Косьма недостоин оставаться патриархом!». Мануил согласился с этим, патриарх был низвержен . 392 Оставляя залу соборных заседаний, патриарх бросил порицание на собравшихся: он назвал себя Лотом, которому пришлось жить среди Содома… 393 Мы не будем распространяться о том, каким влиянием мог пользоваться в Церкви!? акой нерассудительный архипастырь, как Косьма – дело понятное и без комментария . 394 Переходим к истории патриарха Николая Музалона, преемника Косьмина (1147–1151).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Наступил 1922 год. Над Русской Православной Церковью нависли грозные тучи. В Петрограде образовалось беззаконное ВЦУ (Высшее Церковное Управление), появился обновленческий раскол. Его возглавил А. И. Введенский , бывший друг о. МАНУИЛА в делах милосердия. Оружие раскола было направлено против внутренних нравственно-догматических устоёв Христовой Церкви, против Православия. Началась борьба. Борьба неравная и, самое главное, нечестная. Защитники Православия оборонялись и наступали на своих неприятелей только духовным оружием, а обновленцы – физическим. Со святительского престола был удален митрополит Петроградский Вениамин. Не устоял под натиском ВЦУ и епископ Ямбургский Алексий (Симанский), снявший запрещение с А. И. Введенского , наложенное митрополитом Вениамином. Один за другим переходили храмы Петрограда во власть обновленцев. Волнение и скорби православных были неописуемы. Что делать? Как устоять? Иеромонах МАНУИЛ выступил тогда, как один из защитников Православия. Он провел ряд бесед о сущности обновленческого движения и, в частности, 9 июля н. ст. 1922 года предполагал провести беседу в церкви ст. Поповка о женатом и монашествующем епископате (из практики древней и современной христианских церквей), по поводу намеченной ВЦУ практики женатого епископата. Но все эти беседы были каплей в море и не могли приостановить обновленческого движения. Вожди раскола явились и к нему. Они предложили о. МАНУИЛУ присоединиться к ним, обещая за это самый лучший храм в Петрограде, а в дальнейшем сан митрополита Петроградского. Но тот, кому Истина Христова была дороже всех земных благ, решительно отказался. Но дело этим не кончилось. Иеромонах МАНУИЛ 16 июня 1922 года оказался за решеткой. Господь не оставил своего исповедника без утешения. В одну из июньских ночей видит о. МАНУИЛ во сне, как к нему в камеру на Шпалерке пришел святитель-мученик митрополит Петроградский Вениамин и спросил его: – Скажи мне, что нового? Он рассказал ему о новых церковных делах, и тот горько начал плакать. И когда в горести своей плакал, то всею тяжестию своего тела незаметно навалился на о. МАНУИЛА, так что последний стал тоже страдать и плакать вместе с ним о людских грехах. И когда страдалец проснулся, то уразумел в этих слезах свою немощь. А спустя несколько дней такая навалилась на него тяжесть, что он ясно уразумел слова святителя и его слезы 113 .

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

– Сию минуту я работал на кухне господина моего. Мне было приказано принести к моему господину вот эту пищу в горшке. Взяв горшок, я отправился к господину моему, но, сделав несколько шагов по лестнице, ведущей в горницу, в которой обедал мой господин, я неожиданно увидал какого-то воина, сидевшего на коне и сиявшего несказанным светом; он взял меня вместе с этим горшком и поставил меня здесь перед вами, не знаю уже каким образом. Услыхав это, все бывшие там, а особенно родители Георгия, воздали усердное благодарение Богу и Его святому угоднику великомученику Георгию. Когда затем все начали вкушать пищу из того горшка, то случилось новое чудо: сколько вкушали из горшка, столько в него снова прибавлялось; хотя горшок был настолько мал, что содержимое его мог съесть и один человек, обедавших было весьма много, но все ели до сытости, хваля Бога и говоря: – Вот святой великомученик Георгий на праздник свой прислал нам от болгар хорошую пищу! Затем горшок тот был передан вместе со многими дарами и приношениями в храм святого великомученика и хранился там среди священных сосудов, в воспоминание славного чуда, совершенного святым великомучеником Георгиям с. 53–60]. Святой Георгий освобождает Мануила от разбойников В честь славного великомученика Георгия жители Лидии, расположенной в Пафлагонии, построили храм. Среди прихожан этого храма были два человека – отец и сын, особо почитавшие память святого Георгия. Отец носил имя Лев, а сына звали Мануилом. Благочестивый юноша заботился не только о церкви святого Георгия, но и неустанно посещал храмы, посвященные другим святым, надеясь на их помощь и предстательство. Мануил каждый год ходил на престольный праздник в церковь Архистратига Божиего Михаила в Хонех и относил туда деньги, пожертвованные верующими для этого храма. Однажды Мануил собрал больше литры золота и отправился в Хони. Его путь пролегал через фрему Анатоликон. Но к вечеру юноша не смог добраться до деревни, где обычно останавливался. Когда наступила ночь, в темноте он увидел горящий костер. Мануил свернул с дороги и пошел к огню. У костра он увидел пещеру. В пещере жил с женой и сыном разбойник, часто убивавший путешественников, но Мануил не знал об этом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

1402–1421 Правление Мехмеда I в турецком султанате. Его правление пришлось на период Гражданской войны и восстаний в султанате. Византия получила временную передышку. Турки  возвращают по договору Солунь (Фессалоника). Возвращение летом из Европы Мануила. Бывший император Иоанн VII получил во владение о. Лемнос и Солунь. 1403–1416 Мануил II потихоньку отвоевывает у турок территорию Греции. Безуспешная осада турками Константинополя. Восстановление стены, преграждаюшей перешеек Истм. 1421–1451 Правление в султанате Мурада II. Новые усиление Турецкого султаната. Осада турками Константинополя. Первое применение турками артиллерии при осаде города. Мануила разбил паралич. Фактически власть перешла к его сыну Иоанну VIII. 1422.08 Попытка турок взять штурмом ворота святого Романа была успешно отбита. Восстание в Азии вынудило Мурада отвлечься от осады Константинополя. Султан напал на Грецию, разрушил стену на Истме. Солунь была продана Венеции, сил оборонять ее у византийцев не было. Мануил II одал города на берегу Черного моря туркам, согласился платить дань. Подписание мира между Венецией и султанатом. Окончательно Мануил отошел от дел империи. 1425.07.21 Смерть Мануила II. Правителем империи стал  Иоанн VIII . Мануил II запретил Иоанну искать помощи на Западе, так как убедился в вероломстве правителей на Западе. 1428–1432 Иоанн отвоевывает почти всю Морею, только Аргос, Навплий, Кротон и Модон остаются у Венеции. Девятая с 1348 эпидемия чумы в Византии. 1437–1439 Посольство Иоанна и Константинопольского патриарха В Италию. Попытка объединить две церкви. Начал работу  Ферраро-Флорентийский собор  — церковный собор, состоявшийся в 1438–1439 гг. в итальянских городах Феррара и Флоренция с участием высшего православного и католического духовенства.  1439.07.05 Подписание Флорентийской унии католиками и православными на Ферраро-Флорентинском соборе. Многие Православные Церкви не признали эту унию. Новый крестовый поход на турок. 1444.11.10 Под Варной турки разбили крестоносцев.

http://azbyka.ru/shemy/kratkaja-istorija...

название урочища «Гадючье» начинает вытесняться топонимом «Церковщина». В 1900 г. Братский настоятель епископ Димитрий (Ковальницкий), впоследствии архиеп. Херсонский (†1913), решил построить в «Церковщине» скит для престарелой братии и открыть при нем монастырское кладбище. 13 июня 1900 г. здесь состоялась закладка храма (он располагался на древнем церковище). Его строительство осуществлялось по проекту и под руководством епархиального архитектора Евгения Ермакова, к середине ноября был окончен корпус здания без куполов. В нач. 1901 г. на должность строителя скита был избран насельник Киевского Свято-Троицкого Ионинского монастыря иеромонах Мануил (Ковш) (1850†1920). Летом была окончена отделка храма (без иконостаса, утвари, колоколов) и дома на 8 келий. Ниже устья урочища было развернуто строительство каменного здания, объединявшего св. врата, келью привратника и гостиницу. В кон. 1901 г. вышла в свет брошюра свящ. Иоанна Троицкого «Скит Пречистыя» (официальное название скита), которая стала своеобразным печатным органом «Церковщины», выдержав несколько переизданий (1905, 1908, 1909, 1913) с дополнениями (отражали текущие мероприятия по благоустройству урочища). Весной 1902 г. о. Мануил перешел в скит на постоянное жительство. Вместе с ним в «Церковщине» поселились 8 чел. братии и 2 сторожа. Насельники скита приступили к расчистке и укреплению пещер (состояние которых к нач. ХХ в. ухудшилось). Тогда же еп. Димитрий был переведен в Тамбов, и деятельная опека Киево-Братского монастыря над «Церковщиной» прекратилась: братии скита перестали выдавать денежное пособие и продукты. Тем не менее, 11 июня 1902 г. состоялось освящение храма Рождества Пресвятой Богородицы, в том же году была окончена гостиница. Бедственное положение скита побудило о. Мануила нанести в 1903 г. визит в Тамбов к епископу Димитрию, в Кронштадт – к [ http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/ св. прав. Иоанну и в Гефсиманский скит Свято-Троице-Сергиевой Лавры – к прп. Варнаве (Меркулову); все они убеждали гостя потерпеть временные лишения и не покидать «Церковщину». Вернувшись, иеромонах Мануил нашел кладовые скита опечатанными: священноначалие Братского монастыря полагало, что строитель уехал навсегда. В этих обстоятельствах о. Мануил стал готовиться к новому отъезду (в Чернигов, куда его приглашал еп. Антоний), но, увидев во сне своего учителя прп. Иону Киевского (†1902), который обещал помощь, – решил остаться; вскоре начали поступать пожертвования, которых хватало на текущие расходы; впоследствии подобные видения и пророчества прп. Ионы о помощи повторялись неоднократно. В 1904 г. в скиту был построен еще один дом. Это позволило перераспределить использование помещений и увеличить число гостиничных комнат.

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Рожд...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010