Преосвященный скептически отнесся к совершившемуся факту, и сказал своему помощнику: – Посмотрим, что там за явления появились. А Вам советую не очень-то разглашать о виденном. Мне кажется, у Вас просто в глазах почудилось. И не думай о каком-то прославлении. С великою скорбью вышел о. МАНУИЛ от своего начальника. «Неужели святыня не будет прославлена и не исполнится его желание?» – едва удерживаясь от слез, говорил сам себе иеромонах-миссионер. – Нет, сего не должно быть! ПРЕЧИСТАЯ помоги! Несколько дней он был в подавленном настроении. Работа никакая не клеилась. Сон исчез. В ушах неумолимо звучали слова епископа: «И не думай о каком-то прославлении». Как долго точила бы скорбь ревнителя славы БОГОМАТЕРИ, если бы не пришло утешение ему свыше. В минуты внутреннего переживания за судьбу монастырской святыни 9 августа вдруг слышит он голос ПРЕЧИСТОЙ: – Дерзай, МАНУИЛ, дерзай МАНУИЛ, все твои дела увенчаются успехом 74 . Ободрился о. МАНУИЛ и снова обратился к преосвященному Киприану с просьбой посодействовать ему прославить икону БОГОМАТЕРИ. Но сколько ни упрашивал он своего начальника, так и не убедил и не склонил его к признанию, что АБАЛАКСКАЯ икона действительно обновилась. Епископ продолжал упорствовать и коснеть в своем мнении. И не только упорствовать, но и вооружаться против святыни. 14 сентября вечером он прислал указ на имя Семипалатинского губернатора, которым наложил запрет на икону 75 , чтобы перед Ней не совершать никаких молебнов. Сердце о. МАНУИЛА дрогнуло. Весь в горячих слезах он повергся ниц перед АБАЛАКСКИМ ликом БОГОМАТЕРИ и умолял Заступницу защитить от нападок жестоковыйного епископа. И когда он вышел из храма, преисполненный внутренними переживаниями, и был уже в поле недалеко от своего стана, неожиданно услышал голос: «Дерзай, МАНУИЛ, Я Твоя порука!» Встрепенулся подвижник, понял, что Божия Матерь призывает его к мужеству, опустился на колени и слезно благодарил ПРЕЧИСТУЮ за Ее утешение. И с этого момента он не иначе называл Божию Матерь как только «РОДИМАЯ МАТУШКА». Таковы скорби. Они завершились утешением. 7 июля 1914 года икона АБАЛАКСКАЯ была прославлена. Часовня, где находилась святыня, была открыта и перед образом торжественно совершен молебен преосвященным Омским Андроником в сослужении епископа Киприана и множества духовенства 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Зимой воду брали из проруби, а до проруби 117 ступеней под откос, часто покрытые льдом. Надо было умудриться пройти эти 117 ступеней туда и обратно, да еще с ведрами, наполненными водой, и чтобы не упасть. Отец МАНУИЛ ходил, носил ведра с водой и, конечно, не раз падал. А однажды совсем провалился в воду. Благо, что увидели монахи утопающего, а то не миновать бы беды. Быстро вытащили. Это случилось в ноябре 1918 года. В том же году 7 ноября некий рабочий Петр Боровой покушался убить его. Господь сохранил 99 . 10 декабря умер его отец Виктор Густавович, принесенный из тюрьмы. Горько оплакал Отец МАНУИЛ кончину своего родителя, а затем, как любящий сын, приступил к служению Божественной литургии о упокоении усопшего. 40 дней подряд совершал он обедни и, когда окончил сорокоуст, в первую же ночь явился ему отец и поблагодарил сына за молитву. 31 декабря во время вскрытия мощей преподобного АФАНАСИЯ отец МАНУИЛ был чудесно спасен от расправы и расстрела хулителей. В Муромской обители иеромонах МАНУИЛ пробыл до января 1919 года. Монастырь опустел, и он вынужден был покориться воле Божией и возвратиться к пастырской деятельности в многолюдный Петроград, где установилось уже новое Правительство, и город перешел во власть Советов. Пастырское служение в Петрограде (1919–1923 гг.) Петроград встретил северного подвижника не ласково. Духовной академии уже не было. Профессора принимали зачеты, экзамены и сочинения от студентов частным образом у себя на квартирах. Пришлось остановиться на жительство в доме своих родителей и искать себе место служения. Первые месяцы изредка служил в Александро-Невской Лавре. А в марте (с 5 числа) он поступил на Высшие Библиотечные Курсы при Институте по внешкольному образованию, что на Надеждинской улице, 35 100 . Но все это не могло удовлетворить духовные потребности отца МАНУИЛА. Душа его тосковала по церковной службе, о приходской жизни. В канун праздника Благовещения 24 марта 1919 года он молился за всенощной в храме на Афонском подворье. Торжественно совершалась служба, а отец МАНУИЛ, обливаясь горячими слезами, умолял Царицу Небесную послать ему прихожан и церковь вручить ему 101 . Молитва его была услышана. Другой человек, ревнитель благочестия, любитель-псаломщик Спасской домовой церкви Владимир Борисович в праздник Благовещения после обедни пришел в Знаменский храм, чтобы отслужить молебен Божией Матери и просить у Нее хорошего священника. Отстояв молебен, он обратился к батюшке:

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В сем монастыре ещё есть другая икона чудотворная же, называемая грузинская. О сем образе повествуется следующее: «в лето 7130/1622 Богу попустившу прииде в Иверскую страну или Грузинскую землю Персидский Царь Аббас-Шах, и поплени страну ту и грады их. В то время этот Царь обрете у Митрополита, сущего там, многоцелебную ризу Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и по возвращении от победы посла ю в Москву к Великому Государю и Царю и Великому Князю Михаилу Феодоровичу и Отцу Его Великому Государю Филарету Никитичу Московскому вместо Великого дара. В то же время Персяне с другими утварями взяли и эту икону; ибо была обложена серебром и золотом и отнесли в свою землю не ради поклонения, но да продадут ту Русским купцам. У Персян тогда же купил сию икону за цену Ярославского купца Георгия Лыткина приставник Стефан сын Лазарев, бывший в Персии для купечества. Григорий Лыткин, приняв этот образ с великой радостью по случившемуся прежде получения образа явлению во сне, положил перенести оный образ в Двинскую область в Чёрную гору; и в лето 7137/1629, Августа 22 дня при Благоверном Государе и Великом Князе Михаиле Феодоровиче, всея России Самодержце, по благословению Святейшего Патриарха Филарета Никитича Московского и при Киприане, Митрополите Новгородском, и при Игумене Макарии Черногорского монастыря, в этот Черногорский монастырь ту Св. икону принёс, названную по имени страны той Грузинской и поставил во храм честной её Похвалы, при том и праздник сотворил. Этот благочестивый муж явление то почтя за чудо, и другие видя и слыша чудеса от того образа, возымел большую веру к этой святой обители. После и церковь прекрасную воздвигнул во славу Богоматери, и, украсив ю, обе Пречистой Богородицы чудотворных иконы в ней поставил; сверх многих утварей даровал одних книг церковных и поучительных 147. Список с образа сего находится в Москве у Варварских ворот; а снимал оный Московский серебряник Гавриил Евдокимов в 7162/1654 году, когда привезён был из монастыря образ этот в Москву для обложения новым окладом». См. Пролог месяца Августа 22 день.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Кевис – ученик Сократа или другой, живший позже. Одному из них приписывается диалог «Картина», пользовавшийся популярностью, прекрасно написанный. Диалог этот изображает аллегорически два пути человеческой жизни – добродетельный и порочный, и когда молодые люди рассматривают картину, то к ним подходит старик и объясняет что только мудрость и добродетель делают человека счастливым. В своих сочинениях М.Грек указывает на историю астрологии, которую он выводит от Зороастра и «древних волхвов, бывших у персян», у которых заимствовали ее ассирияне (халдеи) и египтяне, а у последних уже греки 1211 . Первые, по замечанию Максима, звездам приписывали только побудительную силу относительно человека, тогда как греки стали учить о влиянии стечения планет и звезд на его судьбу, причем рождение под той или другой планетой или звездой заняло главное место в этом учении. На Запад звездочетство занесли аравитяне, от которых его заимствовали «латыны зловерные и немцы прегордые» 1212 . Обличения М.Грека, направленные против звездочетства, основываются на священном писании, отцах церкви, философах, исторических примерах и случаях из обыденной жизни. Места, заимствованные Максимом из священного писания состоят из выражений, в которых указывается на непосредственное участие воли божией в судьбе человека 1213 . «Правое и нелестное мудрование и учение есть то, – говорит М.Грек, – которое показывает сам праведный Судия и промышленник всех вместе тварей своих, кого возвышает, а кого смиряет судьбами неизглаголанными, который сам знает, а не баснословимое счастье и круг зодийский или схождение звезд и планет» 1214 . Слова священного писания Максим подтверждает примерами: с одной стороны он указывает, на Давида, Гедеона, Езекию, всегда прибегавших к Богу, а не к звездочетцам, на Саула, Давида и Иеровоама, помазанных на царство по повелению же Бога, на Манассию, заслужившего благоволение от Бога за покаяние, на Давида, избавленного от поисков Саула, на Иосифа и Моисея, прославленных в Египте, с другой стороны он приводит в пример Саула, который погиб со всем своим домом за сношение с волшебницей, на Соломона, царство которого за его идолослужение было отдано Иеровоаму, а за беззаконие последнего Ваас овладел престолом самарийским, убив его сына Навата и погубив весь род его, «по божию прогневанию».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Относительно колеса счастья Максим замечает: «Довольно обличает некоторый мудрец, ему же имя Исиод, но еще более известные отроковицы, которые считаются всякой премудрости подательницами. Спрошенные Исиодом, почему некоторые из людей славны и пресловуты суть, другие же бесчестны и неимениты, отвечали ему, не колесом счастья, ниже схождением планет, но волею великого Зевса, т. е. неизглаголанными божиими судьбами бывает им то или другое назначение» 1221 . Приверженцы астрологии говорили, что никто из известных в древности царей и полководцев не совершал своих предприятий без советов предсказателей, а потому считали последних необходимыми в государственных делах. Против этого М.Грек возражает примерами. Сципиона Африканского, сумевшего, при всех удачах Аннибала, перейти в Африку и уничтожить Карфаген (причем Максим замечает: «не вся ли сия доблестным мудрованием души совершил, уразумев благополучное время, т. е. пребывание Аннибала в Италии»), на Юлия Цезаря, Александра Македонского, Фемистокла (о котором «где у Фукидида написано, что звездозрительными гаданиями действовал на персян»), на Константина Вел. (на которого указывали противники Максима), Димитрия Донского, который победил Мамая не звездными гаданиями, но ревностью божественной изострив себя и щитом веры оградився», и вообще указывает на русских князей, действовавших против татар 1222 . Борьба с магометанским миром, очевидно, близко принималась Максимом, так как единственные примеры взяты им из русской истории. С другой стороны, Максим представляет примеры неисполнившихся предсказаний астрологов, каковы предвещания Амвросия Розады о Людовике Моро и Валента относительно Константинополя (Валента спрашивал Константин Вел. о продолжительности существования своей столицы 1223 , и указывает на изгнание астрологов из Италии римскими императорами и на положительные запрещения против них византийских градских законов 1224 . Третий способ возражений М.Грека против звездочетства состоит в нравственно-богословских доводах. Здесь Максим последовательно проводит следующую мысль: если человек находится под исключительным влиянием звезд, то, значит, он не свободен, и в таком случае не должен отвечать за свои поступки, а потому не нужен суд и наказания за уклонения от закона и правды. Сверх того, если звезды могут побуждать человека к дурным поступкам, то, значит, они злы по своему существу, а в таком случае зло следует приписать Творцу, создавшему их злыми, что противно истинному богословскому учению. Притом Творец не может уже требовать ответственности от человека за его дела, если только последний подлежит влиянию звезд и не действует по собственной воле 1225 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

– ... В 1924 г. епископ Мануил (Лемешевский) , духовный отец владыки Иоанна, прибыл в Москву для беседы с Тучковым о делах Петроградской епархии. «... С такими архиереями, как вы, не разговаривают, таких архиереев к стенке ставят», – перебил его на первом же слове Тучков. – Вы это сознательно говорите? – спросил его епископ Мануил. – Да. – В таком случае мне с вами не о чём разговаривать, – сказал епископ Мануил и вышел из кабинета. Перейдя через дорогу, он прошёл затем в Наркомат юстиции, который помещался тогда с другой стороны Лубянки, и принёс им официальную жалобу на ГПУ. Красиков, работник Наркомата, заведовавший церковными делами, внимательно выслушал владыку, поблагодарил за то, что он обратился в Наркомат, и обещал принять меры. В тот же день епископ Мануил вернулся в Ленинград. А через день-другой арест в Петрограде епископа Мануила и около сотни человек, которым приписали участие в тайной организации. Епископ Мануил получил три года Соловков 377 . Но «от Тучкова до Крючкова» прошло 70 лет; настали иные времена, иные нравы... ... В своё время ГДР была занесена в книгу рекордов Гиннеса: там каждый четвёртый «сознательный гражданин» работал на «штази». Дело доходило до того, что муж следил за женой, а жена следила за мужем 378 . А в «закрытой» и «гэбизированной» Куйбышевской области (епархии), возможно, каждый второй батюшка должен был «косить под придурка». Вот уж поистине – «наш дом – дурдом». Но как бы то ни было, наступали другие времена. «Про это» уже можно было говорить... Ну, а если студент или батюшка «шибко умный» и «прикинуться дурачком» не получается? – Вы же советский человек, – говорил с напором сотрудник КГБ, – а значит, должны нам помочь. И что ты ему скажешь? Если не советский, то какой? Антисоветский? А это уже семь лет лагерей и пять ссылки. Советский же человек обязан сотрудничать с нашими доблестными органами – это ясно как день. Между тем никакой закон не обязывал нас быть «советскими людьми». Гражданами СССР – другое дело. Гражданами СССР все мы являлись в силу самого факта рождения на территории этой страны. Однако никакой закон не обязывал всех граждан СССР верить в коммунизм или строить его, сотрудничать с органами или соответствовать какому-то мифическому облику. Граждане СССР были обязаны соблюдать писаные законы, а не идеологические установки.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Беседы в нем начинаются с недели всех святых и продолжаются до Пятидесятницы». Наш ученый автор приводит некоторые выдержки из этих проповедей и в заключение говорит: «Проповеди Германа, как заметно, отличаются простотой слога ». 455 Последнее замечание, конечно, клонится к похвале проповедника. Вторым преемником Германа был патриарх Мануил II Харитопул (1243–1255). 456 Мануил не тотчас был избран по смерти предшествующего патриарха. Это произошло по следующему случаю: «Император Иоанн Ватац, не спешивший в подобных делах, не мог найти в скорости человека, достойного этого места, или, лучше, такого, который мог бы ему понравиться, потому что обладающие верховной властью обыкновенно в подобных обстоятельствах соображаются со своим расположением к лицам, чтобы не иметь в этих людях противников своим желаниям. Таким образом, времени прошло не мало, а все еще не было архипастыря» (вдовство Церкви продолжалось более 3–х лет ). 457 Если император Иоанн ничего так не желал, как того, чтобы избран был в патриархи человек покорный, то, понятно, в лице патриарха Мануила император, очевидно, нашел, чего искал. Действительно, Георгий Акрополит описывает нового патриарха, Мануила, в чертах весьма бледных. Он пишет: «Кормилом патриаршества начал править Мануил, муж благочестивый, святой жизни, хотя он и имел жену, и настолько не знакомый с науками, что, случалось, не понимал того, что читал ». 458 В приведенной характеристике могут возбуждать недоумение слова: «хотя он и имел жену». Это выражение нужно понимать так, что Мануил был выбран в патриархи из женатых, но что он оставил свою жену по избрании в патриархи . 459 Из слов Акрополита, в которых он высказывает суждение о Мануиле, не следует, однако же, заключать, что патриарх был много ниже своего призвания. Исторические документы свидетельствуют, что Мануил обнаруживал и известного рода церковную деятельность и не был лишен даже политического влияния. О церковной деятельности Мануила свидетельствуют некоторые дошедшие до нас определения, составившиеся на соборах при этом патриархе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

В 1390 году, когда Иоанн VII при посредстве султана Баязида I (1389–1402) сверг своего деда Иоанна V, Мануил вернулся в Константинополь, сослал племянника и вернул отца на трон. После этого он был вызван к султану и находился при нем как вассал во время его походов против Сулеймана Паши. Когда Иоанн V умер в феврале 1391 года, Мануил бежал из ставки султана в Константинополь и годом спустя был коронован патриархом Антонием IV. Под давлением Баязида Мануил согласился выделить в Константинополе квартал для турецких торговцев, которым управлял мусульманский судья (кади). Мануилу удалось восстановить контроль над Фессалониками и частью Македонии, но султан подступил к столице и осадил ее. Это была самая продолжительная в истории Константинополя осада: она продолжалась с 1394 по 1402 годы. За помощью в борьбе против турок Мануил обращался к Римскому папе, правителям Венгрии, Франции, Венеции, Англии, Арагона, Московского княжества и даже к Тамерлану. Некоторые европейские правители откликнулись и отправили свои войска, но те потерпели сокрушительное поражение в сражении у Никополя 25 сентября 1396 года. Помощь пришла с неожиданной стороны: Баязид разбили в 1402 году монголы. Турки должны были вернуть византийцам Фессалоники, Халкидики, Афон и ряд островов, а сын Баязида Сулейман поклялся стать вассалом императора. Это было последним политическим успехом Византийской империи. Когда Мануил находился в Анкаре, в лагере Баязида, он познакомился там с известным кади, которого называет мударрисом. С октября по декабрь 1391 года они не раз беседовали о вере. Следствием этих бесед стали «Двадцать шесть диалогов с персом». Треть диалогов – полемические: они содержат критику ислама; две трети – апологетические: они защищают христианское вероучение. Именно в контексте этих бесед прозвучала знаменитая фраза, которую пять веков спустя повторил папа Римский Бенедикт XVI, вызвав волну мусульманского возмущения и насилия по всему миру. Кстати, именно в это последнее столетие существования Византии, когда особенно ощущался натиск мусульман и стали частыми поражения от них, возникает большое количество богословских трудов, посвященных опровержению ислама: это и многотомные сочинения Иоанна VI Кантакузина, и письма из турецкого плена святого Григория Паламы, и диалоги Мануила II, а также противомусульманские сочинения Макария Макреса, Иосифа Вриенния, святого Симеона Фессалоникийского и других. Сочинения эти очень высокого уровня. Проигрывая мусульманам в военно-политическом отношении, византийцы побеждали их в богословском.

http://pravoslavie.ru/1224.html

Мануил финансировал множество строительных программ. Искусство и науки процветали во время его царствования. По декрету императора на Афоне был основан монастырь св. Пантелеимона для русских монахов. Мануил активно интересовался богословием, но этот интерес сочетался у него с верой в магию, астрологию, колдовство. Можно много говорить о различных проектах Мануила, из них нас интересуют прежде всего связанные с Церковью. Интересно, например, его предложение папе соединить их власть в Риме и таким образом восстановить Империю во всей ее полноте. Однако план этот сорвался, ибо цели двух сторон были полностью противоположны: Мануил надеялся с помощью папства установить господство над Западом, а затем и над самим папством - а папы надеялись с помощью Мануила установить господство над Византийской Церковью, а затем и над Византийской империей. Папа Адриан IV прямо заявлял, что хочет вернуть себе Восточную Церковь, и сравнивал ее с потерянной драхмой, с заблудшей овцой и с мертвым Лазарем. Вскоре после провала этого плана Мануил официально вновь предложил уже следующему папе, Александру III, осуществить союз Церквей, если папа вернет ему венец Римской империи, который сегодня в нарушение всех прав находится в руках германского короля Фридриха Барбароссы. Александр, однако, отказался. В 1160-е гг. Мануил созвал собор в Константинополе для завершения раскола. Император приложил все усилия для того, чтобы заставить патриарха пойти на уступки. Сохранилась «Беседа на соборе Мануила и патриарха Луки». Это очень интересный документ. Патриарх говорил, что от латинян «смердит нечестием» и что он предпочел бы даже агарянское иго латинскому. Меньше чем через полвека справедливость этих слов подтвердится. Очевидно, что патриарх Лука выражал общее народное мнение. В конце концов Мануилу пришлось сдаться и заявить, что отныне он будет чуждаться латинских догм как змеиного яда. В результате и этот собор закончился ничем. Интересен и другой план Мануила - женить венгерского наследника Белу, принятого в православие в Константинополе и получившего имя Алексия, на своей сестре Феодоре и сделать его наследником престола, объединив таким образом Империю с Венгерским королевством. Возможно, это был самый дальновидный из всех планов Мануила. Однако когда у него наконец родился сын и наследник Алексий II, и этот план был оставлен. Феодора приняла монашеский постриг. Бела-Алексий обиделся и обратил свои взгляды на Запад. Возможно, это было величайшей ошибкой Мануила за все его правление...

http://sedmitza.ru/lib/text/434805/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНУИЛ, ГЕОРГИЙ, ПЕТР, ЛЕОНТИЙ, СИОНИЙ, ГАВРИИЛ, ИОАНН, ЛЕОНТ, ПАРОД И ДРУГИЕ 377 МУЧЕНИКОВ предыдущая статья МАНУИЛ, ГЕОРГИЙ, ПЕТР, ЛЕОНТИЙ, СИОНИЙ, ГАВРИИЛ, ИОАНН, ЛЕОНТ, ПАРОД И ДРУГИЕ 377 МУЧЕНИКОВ [Греч. Μανουλ, Γεργιος, Πτρος, Λων, Σινιος, Γαβριλ, Ιωννης, Λων, Προδος κα τεροι τριακσιοι βδομκοντα πτ μρτυρες] († вскоре после 813), мученики (пам. 22 янв.; пам. визант. 22 и 23 янв.), пострадавшие в Болгарии во время войны с Византией (809-816). Войско болг. хана Крума после долгой осады захватило Адрианополь (813). Согласно хронике Продолжателя Феофана, все жители города во главе с Адрианопольским митр. Мануилом были переселены в Болгарию, где большинство вынуждено было остаться и после мирного договора 816 г., не имевшего статьи об обмене пленными. «Этот удивительный архиерей и его народ хранили на чужбине незыблемой христианскую веру и обратили к истинной Христовой вере многих болгар (этот народ еще не был обращен к благочестию) и повсюду сеяли семена христианского учения, отвращая скифов от варварских заблуждений и приводя их к свету богопознания. По этой причине воспылал на них гневом наследник Крума Мутрагон (Омуртаг.- Авт.) и, когда его попытка заставить их отречься от Христа не увенчалась успехом, предал после долгих пыток святейшего Мануила и многих уличенных вместе с ним мученической смерти» ( Theoph. Contin. V 4). Мануил занимал Адрианопольскую кафедру долгие годы, впервые он упоминается в источниках в 787 г. как участник VII Вселенского Собора ( Mansi. T. 13. Col. 384). Согласно Синаксарю К-польской ц. (архетип кон. Х в.), в плен было уведено 40 тыс. чел. Из текста сказания следует, что 4 архиерея и др. христиане были казнены не одновременно, а в Синаксарях под датой 22 янв. объединены разные события, происшедшие в 813-816 гг. В сказании сообщается, что через нек-рое время после смерти хана Крума (апр. 814) был казнен митр. Мануил: его распилили надвое и отрубили руки.

http://pravenc.ru/text/2561912.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010