Естественно, получив единодержавную власть в таких выгодных условиях, василевс не думал почивать на лаврах. В течение 30 дней после смерти Uoahha II Комнина он отдавал последние почести покойному отцу, наводил порядок в Киликии, а заодно сооружал монастырь на месте смерти императора. Рассказывают, что, проходя из Армении через город Хоны, Мануил Комнин получил благословение от местного архиерея Никиты, слывшего прозорливцем. Когда клирики спросили того, способен ли юный царь удержать власть в своих руках, Никита ответил, что василевс управится со всеми: Римским государством, братом Исааком и с врагами, поскольку так предустановлено Богом 451 . Это показалось современникам маловероятным, но Мануил Комнин, казалось, вообще не ощущал никакой опасности и принял верховную власть как должное. Его совершенно не волновало, что старший брат Исаак находится в Константинополе и может, используя отсутствие императора, заявить собственные права на царскую власть. Наверное, Мануил I искреннее удивился, если бы узнал, что естественные, с его точки зрения, поступки квалифицируются окружающими как героизм. В это время к нему прибыла делегация из Антиохии – прослышав о кончине грозного царя, латиняне решили высказать претензии «юнцу», у которого еще даже не начала пробиваться борода. Они потребовали от нового василевса римлян вернуть те земли, которые, по их мнению, принадлежат Антиохийскому княжеству. Увы, их ждало разочарование: нисколько не смущаясь, Мануил I ответил им, что не только «спорные» земли, но и Антиохия является собственностью Византии, а сами крестоносцы – клятвопреступники, нарушившие ленную присягу. В будущем времени, пообещал царь, он непременно накажет латинян за это преступление, а сейчас повелевает им отречься от каких-либо претензий к Римской империи. «То, что перешло в мои руки от отца, я должен преувеличивать, а не уменьшать», – закончил он эту запоминающуюся речь 452 . Выдворив ошеломленное посольство, Комнин торжественно перенес гроб с телом отца на корабль, отплывавший в столицу, а сам с армией демонстративно, не выставив даже боевого охранения, прошел через занятые турками территории, чем поверг сельджуков в шок. Потрясенные такой храбростью и уверенностью в собственных силах, они не посмели напасть на римлян. А византийская армия вскоре вступила на родные земли и беспрепятственно дошла до столицы. Предваряя его прибытие, верный Иоанн Аксух заранее прибыл в Константинополь и приказал арестовать брата императора Исаака Комнина и его дядю – уже известного нам Исаака. Помимо этого, он договорился со столичным клиром, оставшимся временно без патриарха (это значительно облегчило ход переговоров), пообещав от имени царя увеличить государственные средства, выделяемые на его содержание 453 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После двух неудачных нападений ему удалось 17 сентября 1390 г. войти в Константинополь, изгнать соперника и восстановить на престоле себя и своего отца 1281 . Однако теперь в Константинополе понимали, что императорский венец может носить лишь тот, кто беспрекословно подчинялся воле султана и исполнял все требования. В то время как Иоанн V осуществлял свою призрачную власть в Константинополе, Мануил пребывал при дворе султана, как покорный вассал снося все унижения. Хотя и он, и его отец сопровождали со своими войсками уже Мурада I, однако тогда они на стороне султана воевали с сельджуками. Теперь же Мануил на стороне Баязида был вынужден выступить против византийской Филадельфии и помогать своими войсками султану в завоевании последнего византийского города в Малой Азии 1282 . Не менее жестоким было унижение, которое постигло примерно в то же время старого императора в Константинополе: новые укрепления, которые он приказал возвести, осознавая грозящую столице опасность, он был вынужден вновь разрушить по приказу Баязида 1283 . 16 февраля 1391 г. Иоанн V завершил свой исполненный страданий жизненный путь 1284 . По получении известий о смерти своего отца Мануил ускользнул из Брусы и поспешил в Константинополь для того, чтобы упредить своего амбициозного племянника Иоанна VII и обеспечить за собой владение императорским престолом. Мануил II (1391–1425) был просвещенным, многосторонне одаренным правителем. Он имел вкус к искусствам и науке, охотно и хорошо писал. С человеческой точки зрения он был одной из наиболее симпатичных фигур эпохи заката Византии. Несмотря на свое унизительное положение при дворе султана, которое возложила на него судьба, его поведение внушало уважение даже туркам. Говорят, что Баязид сказал о нем: «Если бы кто-то не знал, что он император, то уже по его виду понял бы, кто он такой» 1285 . В качестве правителя он вступил в Город на Босфоре в один из наиболее мрачных моментов византийской истории. Императорский город был теперь тождественен Империи, ибо за исключением Морей византийцы более ничем не владели на континенте, кроме собственной древней столицы, которая лишь крепости своих стен была обязана тому, что, окруженная турецкими владениями, еще могла влачить свое существование 1286 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Здесь хитрый диавольский план», говорил он, выявляя эти причины. Он указал на гордость, как на одну из причин пагубного разделения. Гордость, возникшую в сердцах некоторых людей, которые во времена обновленчества устояли в истине, а потом пошли по пути «лукавствующей ревности о Господе», то есть вообразили, что они всегда и во всем правы и никогда не ошибаются. Насколько серьезно относился епископ Мануил к этому расколу, какую большую опасность для Церкви видел в нем и как близко принимал все это к своему сердцу можно видеть из того, что он счел нужным возложить на себя особый пост, по средам и пятницам до девяти часов вечера не принимать никакой пищи до тех пор, пока отколовшиеся начнут возвращаться к православию. В своих обращениях к народу он советовал ленинградцам, каждому по мере его сил, также возложить на себя какое-либо дополнительное воздержанье, чтобы тем самым принять деятельное участие в ликвидации этого церковного бедствия. Пять дней неутомимого труда епископа Мануила в Ленинграде приостановили распространение иосифлянского раскола. Опасность предотвращена, и поток церковной жизни потек обычным руслом под руководством Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия. После укрощения бури митр. Серафим сказал: «Теперь я могу спокойно работать и служить». Так благодаря духовной энергии и мужеству епископа Мануила свет Православия продолжал светиться ярким лучем чистой веры. После короткой, но крайне напряженной деятельности в Ленинграде, епископ Мануил продолжал борьбу с иосифлянским расколом на новом месте своего служения, недалеко от Москвы, в небольшом городе Серпухове. Там его еще не знали, а иосифлянские епископы пользовались авторитетом и почти половина храмов находилась в расколе. Начало служения в Серпухове имело свои особые трудности. Там многие иосифляне, особенно из мирян, были настроены так агрессивно, что православному епископу было небезопасно появляться на улицах города. Будучи возбуждены до фанатизма, они обливали его потоками ругательств, насмешек и угроз, а иные даже держали наготове камни за пазухой.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

1996. Σ. 19. Σημ. 30). Получив в наследство 2/3 от двух серебряных талантов, отдал их своему духовному отцу (L " éloge. § 37-38). Затем возвратился на Афон, где продолжил подвижнические труды, придавая большое значение безмолвию. В Похвальном слове содержится разд. «О священном безмолвии», в котором достаточно полно изложено исихастское учение (L " éloge. § 40-42; ср.: Συγγρμματα. 1996. Σ. 149). В годы жизни на Афоне в послушании у старца Давида М. М., ведя суровую жизнь подвижника-исихаста, достиг высоких степеней совершенства монашеской жизни и сподобился видения Божественного Света (L " éloge. § 42-45). Прп. Макарий Махрис. Икона из иконостаса парекклесиона св. Саввы мон-ря Ватопед. Мастер иеродиак. Илия Прп. Макарий Махрис. Икона из иконостаса парекклесиона св. Саввы мон-ря Ватопед. Мастер иеродиак. Илия В кон. 1421 - нач. 1422 г. старец Давид скончался. Узнав об этом, имп. Мануил II пригласил М. М. в К-поль. Несмотря на то что М. М. стремился к отшельнической жизни, он принял приглашение императора. Приехав в К-поль, он поселился в мон-ре Харсианит, где в то время подвизался известный богослов Иосиф Вриенний . По-видимому, М. М. познакомился с ним еще в первое посещение К-поля, а теперь они стали близкими друзьями (L " éloge. § 46-50). Имп. Мануил II предложил М. М. стать игуменом Студийского монастыря , однако святой отверг его предложение и вновь отправился на Св. Гору, где «обходил каливы отшельников близ [вершины] Афона» (L " éloge. § 51). Однако наслаждаться безмолвием пустыни «вкупе с Илией и Елисеем» (Там же) М. М. пришлось недолго. Мануил II направил ему письмо, в к-ром призывал как можно скорее явиться в К-поль. Отправившись в столицу по морю, М. М. прибыл туда между 1 окт. и 3 нояб. 1422 г. (Συγγρμματα. 1996. Σ. 21). Однако Мануил II, которого постиг удар, повлекший за собой паралич, уже не управлял империей (L " éloge. § 56). Пробыв несколько месяцев в монастыре Харсианит, М. М. по предложению Георгия Сфрандзи (Συγγρμματα. 1996. Σ. 21) был назначен игуменом монастыря Пантократора (L " éloge.

http://pravenc.ru/text/2561444.html

Этого благочестивого юношу затем император Мануил, как сокровище, передал своему сыну – императору Иоанну. Этот юноша, тогда носивший то же имя, что император, затем должен быть стать великим борцом за Православие – Св. Марком Ефесским 40 . Проведя около 3 лет в монашеском затворе, монах Матфей, некогда великий император Мануил II Палеолог, преставился ко Господу. После бурного и тяжелого царствования отошел он в тихое, безмятежное, присно-радостное Царство Небесное. Скончался он в 1425 г. в возрасте 75 лет, и был похоронен в Монастыре Пантократора в Константинополе. Благодарная память о сем добром и доблестном царе выразилась в составлении ему службы; возможно, что один из имеющихся двух канонов был составлен св. Марком Ефесским . Всякий ознакомившийся с личностью и с писаниями императора Мануила, не может не чувствовать преклонения перед сим истинно христианским и святым Царем. Историк Успенский так пишет о нем: «34 года провел он на престоле. При воцарении он застал Константинополь изнемогавшим от турецкой осады, при смерти оставил его на краю гибели. Он видел в промежутке лучшия времена и был их достоин. Благожелательный и прямодушный, Мануил II пользовался уважением: образованный монарх и сам писатель, ценил просвещение, притом основанное на классических авторах... переносил удары судьбы с достоинством, а постоянное безденежье – с шутками. Как государь он видел свое безсилье... Он умело вел кормило правления среди бурь долгое время и не без успеха, а когда выпустил его из рук в деле Мустафы, последовала катастрофа. Проведя столько времени в путешествиях, он узнал Запад и не делал себе иллюзий на счет Западной помощи; он понял, что Запад на Востоке разрушал, а не строил. Несмотря на тяжкия времена, он не насиловал совести своих подданных в угоду латинству, то же советовал и своим сыновьям» 41 . Mgr. Jugie так пишет об императоре Мануиле: «В галлерее императоров, которые чередовались на троне Византии, одной из самых значительных и располагающих к себе личностей, безспорно, был Мануил Палеолог».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Виктор Тархов рассказал, что доволен тем, во что претворилась его идея, и поблагодарил всех причастных: Николая Куклева, Геннадия Точилкина, автора эскиза Олега Будникова, Александра Колычева, отцов Иоанна Мохова и Виктора Ушатова, сообщает сайт Niasam.ru . «Здесь изображены духовный сын и духовный отец, митрополит Мануил, который начал свою архиерейскую деятельность с санкт-петербургской кафедры. Его духовный сын Иоанн окончил эту же кафедру. Когда Мануил принял кафедру, в Санкт-Петербурге оставалось всего четыре православных храма. Остальные были обновленческими. А на момент, когда он закончил там работу, напротив, осталось всего три-четыре обновленческих храма, а остальные опять были от Русской Православной Церкви. Обновленцев Мануил заставлял исповедоваться в православном храме и покрикивал: " Не слышу, громче! " - чтобы вся паства слышала. Мануилу, на мой взгляд, этого простить по сей день не могут. Хотя при его скромных физических габаритах – худенький, небольшого роста – это был каменный или железобетонный столп, хребет так хребет! Никогда не гнулся. Кстати, надо упомянуть, что он около 20 лет в три захода отсидел в советских тюрьмах. Его всегда помещали в камеру к уголовникам, мол, те его научат. А уголовники уважали его, называли Батя. Из алюминиевых ложек уголовники сделали митрополиту «панагирь», который, кстати, хранится в музее самарской духовной семинарии по сей день. И Мануил считал этот алюминиевый «панагирь» своей самой большой наградой. Чем прославились митрополиты? Сохранили самарцам веру, пройдя через те времена, в том числе хрущевские, когда храмы разрушались. Они их сохранили и передали нынешнему поколению на блюдечке с голубой каемочкой. Не помнить этот духовный подвиг – просто кощунство» , - заключил Виктор Тархов. Отметим , что идея установки памятника владыке Иоанну обсуждалась уже на протяжении нескольких лет. При этом уже давно был готов сам памятник, выполненный в свое время известным русским скульптором Вячеславом Клыковым незадолго до смерти. В ноябре 2013 г., однако, в противовес решению прежнего главы города В.А.Тархова, мэр Самары Дмитрий Азаров отменил постановление об установке памятника митрополиту Иоанну (Снычеву), что вызвало недоумение со стороны представителей православной общественности.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/10/18/vl...

   Наконец, в самом конце правления Иоанна V против него поднял восстание его внук. В 1390 г. Иоанн Младший захватил Константинополь и правил там, но только несколько месяцев, под именем Иоанна VII. Новые документы из архивов Венеции показывают, что восстание Иоанна в 1390 г. было организовано султаном Баязидом. Венецианский сенат, как всегда хорошо осведомленный о ситуации в Константинополе благодаря своим купцам, судя по всему, считал вполне вероятным, что Баязид в этой ситуации будет на византийском троне. Как бы там ни было, инструкции венецианским послам, отправленным в Константинополь в 1390 г., звучали так: “Если вы найдете сына Мурада [Баязида] в Константинополе, вы должны постараться добиться от него снятия секвестра с венецианских кораблей.” Благодаря деятельному Мануилу, Иоанн V был восстановлен на престоле. Он, однако, умер в начале 1391 г. после продолжительного, бурного и несчастного царствования. Императором сделался его сын Мануил.    Новый император незадолго до своего вступления на престол женился на Елене, дочери владетеля северной Македонии Константина Драгоша (Драгаса), славянке, или, как сказал К. Иречек: “единственной сербке, которая стала византийской императрицей.” Последняя дала Мануилу шесть сыновей, из которых двое сделались последними византийскими императорами: Иоанн VIII и Константин XI, часто носящий славянскую фамилию своего деда по матери Драгоша (Драгаса). Отсюда видно, что два последних Палеолога на императорском троне были полу славянами. Изображение Елены, прозванной Палеологиней, дошло до нас на прекрасной миниатюре одной из ценных рукописей Лувра в Париже. На миниатюре император Мануил, его жена Елена и трое его сыновей коронуются Девой Марией. Рукопись является одной из жемчужин Лувра. Она содержит сочинения св. Дионисия Ареопагита и была послана в Париж Мануилом через несколько лет после его возвращения в Константинополь из Парижа. Другой портрет Елены сохранился на свинцовой печати, или моливдовуле.    Красивый, благородный, прекрасно образованный и одаренный литературным талантом Мануил еще с юных лет, при жизни отца, остро почувствовал весь ужас положения империи и всю унизительную тяжесть грядущего для него государственного наследства. Получив от отца в управление Фессалонику, он вошел в сношения с населением македонского города, захваченного войсками султана Мурада, в целях избиения турецкого гарнизона и освобождения города от турецкого ига. Султан узнал об этом и собрался жестоко наказать правителя Фессалоники. Не будучи в состоянии оказать сопротивление надвигавшейся грозе, Мануил, после бесполезной попытки найти убежище у испуганного отца, направился прямо в резиденцию Мурада и принес ему раскаяние в своем поступке.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Проявляя не только храбрость, но и милость, Мануил I по прибытии в Константинополь освободил дядю и брата из-под стражи, пригласил к себе и отпустил на свободу. Заплатив солдатам жалованье и распустив затем войско по домам, василевс выдал константинопольцам подарки по случаю своего воцарения и озадачился личностью будущего «Вселенского» патриарха. Незадолго перед этим скончался столичный архиерей Лев Стипп (1134–1143), и Мануил I повелел возвести в патриаршее достоинство Михаила Куркуаса (1143–1146), настоятеля монастыря Оксией. Интересно, что с точки зрения византийской политической традиции Мануил I, как еще не венчанный царь, не считался полноправным Римским самодержцем. Тем не менее вначале произошло поставление патриарха, выбранного Комнином, а затем венчание архиереем императора 454 . В Константинополе царь предал земле тело своего отца, которого похоронили в монастыре Вседержителя близ могилы императрицы св. Ирины – после смерти любящие сердца вновь соединились. В январе 1146 г. император наконец-то венчался браком с Ириной, своей суженой германской принцессой, выполнив до конца волю покойного отца. Бедной девушке можно было только посочувствовать: с 1142 г. она жила в Константинополе, совершенно не зная, как сложится ее судьба. Мануил I был холоден к ней, да и вообще не спешил обречь себя на супружество. Но обстоятельства объективно призывали его наладить с Западом дружеские отношения – в первую очередь с Германией против сицилийских норманнов. Подумав, василевс возобновил разговоры о своей женитьбе с Ириной, и вот теперь брак состоялся 455 . Отдав первые мирные распоряжения, император показал всем, что его угрозы – не пустой звук. И уже вскоре направил сухопутную армию и флотилию против Антиохии: забирать обратно римские земли, узурпированные крестоносцами. Армией командовали братья Андроник и Иоанн Контостефаны и этнический турок Просуха, в юности перешедший на византийскую службу, а флотом – Дмитрий Врана. Войдя в пределы Киликии, византийцы отобрали крепости, ранее самовольно занятые латинянами, а в сражении у стен Антиохии, которое опрометчиво им дал Раймунд де Пуатье, нанесли крестоносцам сокрушительное поражение. Но город являлся сильной крепостью, которую с налета взять было невозможно, а потому византийцы вновь вернулись в Киликию. Тем временем римский флот беспрепятственно разграбил окрестные приморские земли, взяв множество пленных, в том числе – сборщика государственных податей Антиохийского княжества. Затем византийские моряки отплыли на остров Кипр 456 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополит Серафим говорил речь, что ему тяжело расставаться с духовным миром, но что Господь его наказывает за его грехи: «Прости меня, я с некоторыми поступал несправедливо, я так бы хотел умереть в духовном сане и прошу помощи Преп. СЕРАФИМА Саровского , который однажды спас меня при открытии мощей от смерти. Я призываю Его святое имя, прошу и ваших молитв о себе. Я сознаю, что в тягость народу, но пожалейте мою старость, мою болезнь и помолитесь за меня». Не совсем теплое отношение сложилось у епископа МАНУИЛА к тогдашнему архиепископу Хутынскому Алексию (Симанскому). Надо сказать, что последнего епископ МАНУИЛ просто недолюбливал за его официальность и, конечно, опасался его назначения в Ленинград. Весной 1933 года святитель был у митрополита СЕРГИЯ. Последний заявил ему, что Симанский никогда не будет назначен в Ленинград. И он был успокоен таким ответом. Но спустя некоторое время все вдруг изменилось. Митрополит Серафим был уволен на покой, а вместо него назначен Алексий (Симанский) в сане митрополита. Значит, что-то произошло непредвиденное 141 . Епископ МАНУИЛ БЫЛ ГЛУБОКО опечален не за себя, конечно, а за народ. Последнего ему было очень жаль. В разговорах с близкими Епископ МАНУИЛ высказал тогда, что цель назначения митрополитом Ленинградским Алексия Симанского – опустошить душу народа. – Этот человек, – говорил святитель, – официальный, он ив прежнее время был официален... Он будет далее от народа и более недоступен, чем митрополит Серафим Чичагов . Народ ожидал назначения в Ленинград епископа МАНУИЛА, и, когда узнали, что митрополитом будет АЛЕКСИЙ, многие председатели приходских Советов были настолько встревожены за участь своих церквей, боясь обновленчества, что ушли от встречи. Встреча была очень сухая. Схимонах же Варнава сказал о нем: «Он сам чувствует, что не на месте». Но если сам святитель не совсем тепло относился к митрополиту Алексию, то последний к епископу МАНУИЛУ относился не только холодно, но временами даже враждебно. Такое отношение сложилось, конечно, под влиянием разных поддельных писем, ходивших по Ленинграду от имени епископа МАНУИЛА, в которых составители старались наговорить всякую нелепость на последнего и представить его пред митрополитом, как человека, подрывающего его (митрополита) авторитет 142 .

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Димитрия, пожертвованные его ктиторами, должны признаваться неотчуждаемыми, а сам монастырь должен остаться под властью и руководством местного епископа. А если кто- либо пожелает построить новый храм и присоединить его к патриаршей ставропигии, то должен сделать это на собственные средства, но нельзя с этой целью отнимать владения у монастыря, так как они должны составлять всегдашнюю его собственность. 141 1 Таким образом, патриарх Мануил своей грамотой, составленной в духе церковных канонов, защищал церковные привилегии от притязаний мирян. Наконец, известно, что патриарх Мануил широко пользовался правом печалования за преследуемых и несправедливо осуждённых и имел большое влияние на императора Иоанна Ватаци. А всё это едва ли было бы возможно при недостаточной образованности патриарха – вроде той, о которой упоминает Георгий Акрополит. Патриарх Арсений Авториан, дважды занимавший патриарший престол (1255–1260, 1261–1267), был до избрания на кафедру монахом обители у озера Аполлониады в Вифинии. Относительно его образования историками сообщаются неодинаковые сведения. Так, Георгий Акрополит говорит, что Арсений «имел познание в немногих науках, так как он прошёл только грамматическое образование». 142 Феодор же Скутариот в своих дополнениях к «Летописи» Акрополита рассказывает, что Арсений, будучи сыном судьи вила Алексея Авториана, занимавшего должность в Константинополе до завоевания его латинянами, в молодости постригся в монашество в монастыре на о. Оксии и потом здесь был игуменом. Когда император Иоанн Дука Ватаци и патриарх Мануил II избирали послов для отправления к римскому папе Иннокентию IV, то вместе с архиереями Кизическим и Сардским предполагали послать и игумена Арсения. Но он отказался от этой миссии, а потом сложил с себя и звание игумена Оксийского монастыря и удалился в монастырь близ Аполлониадского озера, где и посвятил себя суровым аскетическим подвигам. Патриарх Мануил II склонял Арсения возвратиться на Оксию, а когда он отказался, сказал ему: «Патриаршества ищешь?» – Царь Феодор II Ласкарис, узнав, что Арсений живёт близ Аполлониадского озера, немедленно послал за ним, когда возник вопрос об избрании преемника скончавшемуся патриарху Мануилу, «потому что Арсений, – говорит Скутариот, – имел познание в науках, прошёл грамматическое образование и изучил общие науки ( τ γκκλια μαθματα), так что понимал всё, что читал, и не затруднялся в грамматических тонкостях, – от юности избрал монашескую жизнь и был многими засвидетельствован в своих добродетелях».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010