В существе своем сказанное слово Епископа МАНУИЛА отвечало на два вопроса: 1) имели ли иосифляне достаточное основание к отходу от Заместителя и каковы подлинные причины раскола; и 2) за кем необходимо следовать, чтобы идти правильным путем спасения. На оба эти вопроса даны четкие и ясные ответы: достаточного основания к отходу иосифляне не имеют и что основной причиной разделения является гордость и отсутствие любви, следовать же необходимо только за теми пастырями и архиереями, которые находятся в полном послушании Высшей Церковной Власти. Характерно, что в беседе, как и в письмах, Епископ выставлял свой личный авторитет, но авторитет не самопревозношения или тщеславия, а духовного отца, неизменно стоящего в Христовой истине. Начало противодействия иосифлянскому расколу было положено. В сердца верующих были посеяны добрые семена, которые не замедлили дать благие плоды. 16/29 апреля Епископ МАНУИЛ вместе с митр. Серафимом (Чичаговым) совершил в Троицком соборе, что на Измайловском проспекте, литургию. После службы ему было дозволено говорить поучение. Как и в прошлой своей беседе, так и теперь Епископ МАНУИЛ сосредоточил все свое внимание на церковных событиях текущего дня. Он подробно изложил свой взгляд на эти события и дал им надлежащую оценку 127 . Многое из того, что говорил или изъяснял Епископ МАНУИЛ, люди либо впервые слышали, либо понимали и оценивали иначе. Так, например, они по-иному смотрели на запрещение, наложенное митр. Сергием и Синодом на ушедших в разделение священнослужителей. Им казалось, что оно не имеет канонической силы. Теперь же это запрещение поставлено в тесную взаимосвязь с запрещением, незаконно снятым епископом Алексием с протоиерея А. Введенского . Это уже другая трактовка событий, ясно говорящая о неверном и даже преступном действии запрещенных пастырей и архипастырей. По-иному освещена личность митрополита СЕРГИЯ и его каноническое достоинство. На митр. СЕРГИЯ смотрели как на личность, зазнавшуюся и оторванную от истинных источников Церкви; теперь было показано, что он гораздо смиреннее митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Основываясь на сочинениях Иосифа Вриенния 6 и прежде всего его работе «Сорок девять глав» 7 , созданной на Крите и представляющей сокращенное собрание его миссионерских проповедей 8 , хотелось бы в данной статье проанализировать структуру общественных проблем, волновавших философа, понимание им причин тех бедствий, что обрушились на империю, и, наконец, его концепцию спасения «ромейского рода» от гибели. Будучи константинопольцем по рождению, Иосиф Вриенний получил прекрасное образование. Его наставником был известный педагог и ученый Феодор Мелитиниот 9 . Подчеркивая в своем послании снисходительность, приязнь и попечительство Феодора Мелитиниота, Иосиф благодарит его за то, что великий сакелларий, архидиакон и учитель богословия сильно его любил, руководил им с великим искусством и возвеличил его 10 . Особо подчеркивается Мелитиниотова «величайшая репутация в обучении всему человеческому и божественному» 11 . После отъезда на Крит Иосифу так и не довелось больше увидеть учителя. Феодор Мелитиниот скончался 8 марта 1393 г. (по другим данным – перед 1400 г.). Позже Вриенний стал преемником Мелитиниота в патриаршей академии. По мнению Р. Вальтера, Феодор Мелитиниот входил в круг антилатинян и паламитов, ибо подписал в 1368 г. томос против Прохора Кидона. В «мусеях», «театрах», вулевтириях, посредством переписки, в богословских диспутах Иосиф Вриенний общался с такими современниками, как Димитрий Кидон, Никита Мирсиниот, архимандрит (позже патриарх) Евфимий, Иоанн Оловол, Николай Кавасила , Максим Хрисоверг, Антоний IV, Матфей I, Евфимий II, Иосиф II, Мануил Поф, Мануил Оловол, Антоний (митрополит Ираклии), Фотий (митрополит Киева и всея Руси), Димитрий Скаран, Мануил Калека, Нил Дамила, Иосиф Филагрий (Филагрис), Иосиф Владинтер, Иоанн Хортазмен, патриарх Иерусалима Дорофей I, патриарх Александрии Марк, Иоанн Сириан, Мануил II Палеолог. Среди адресатов Иосифа Вриенния нужно назвать еще Алексея (письма 17–19, 21, 22, 24), Георгия (20) и Макария с Кипра (11) 12 . Незадолго до 1379 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vriennij...

Вот в такую-то обитель и прибыл на буксире 98 по научной командировке студент 3-го курса Петроградской духовной академии иеромонах МАНУИЛ. Его потянула сюда не одна только научная работа. Он искал себе уединения и молитвенного подвига в тихой малолюдной обители, каковой и был Муромский монастырь. Суровый климат его не пугал. К нему он закалил себя еще в безбрежных степях Казахстана на берегу Иртыша в Заречной Слободке, где наряду с холодом часто господствовала лихорадка. Ветры и снежные бураны ему тоже не помеха. Они пробуждали в нем только мужество и еще больше закаляли его волю. Пусть завывают себе вьюги, ему не страшно. Под их песни хорошо творить Иисусову молитву и возносить хвалебное пение Богу. Климат суровый, но сердце горячее. Оно жаждало подвигов именно среди сурового климата. И вот это место – Муромская обитель... Отец МАНУИЛ не любил терять время и находиться в праздности. С первых же дней приезда в северную обитель он сразу же приступил к выполнению своих обязанностей, возложенных на него Академией и правящим Олонецким епископом. Время распределялось очень аккуратно. Утром молитвенное правило, затем литургия, подкрепление себя скудной пищей, небольшое монастырское послушание, а потом работа с книгами и рукописями в монастырском архиве и библиотеке; вечером церковная молитва , трапеза, снова работа с книгами и рукописями, молитва и сон. Редко когда отводил несколько минут на прогулку после праведных трудов, чтобы подышать свежим воздухом и подкрепить свои силы. Работал он в архивах и других монастырей Олонецкой епархии, выискивая, как неутомимая пчелка, духовный нектар, залежавшийся в обителях. В Муромском монастыре братия очень любила его за его кротость, трудолюбие и духовную настроенность. И несмотря на то, что ему было тогда 35 лет, вся братия: старцы и юные – чистосердечно приносили ему свое покаяние и получали от него мудрые советы. Отец МАНУИЛ как-то не выделял себя из числа монастырской братии и наравне с нею разделял физический труд. Он колол дрова, очищал в зимнее время монастырский двор от снега, ходил к озеру за водой и т. п. Последнее послушание было трудным и даже опасным.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНУИЛ III ВЕЛИКИЙ КОМНИН (16.12.1364 - ок. 5.03.1417, Трапезунд, ныне Трабзон, Турция), император Трапезундской империи (с 20 марта 1390). М. В. К.- младший сын имп. Алексея III Великого Комнина и Феодоры Кантакузины; стал наследником престола в 1377 г., после смерти его старшего брата Василия. В период правления М. В. К. Трапезунд был вынужден лавировать между державами Османов и Тамерлана, попадая от них в зависимость. М. В. К. был свидетелем борьбы огромных сил мусульм. мира, повлиять на ход к-рой он был не в состоянии. В кон. XIV в. давление на Трапезунд оказывал османский султан Баязид I, к-рый в 1398-1400 гг. провел кампанию в Вост. Анатолии, расширяя свои владения. Он захватил Амис (Самсун), Севастию (Сивас) и ряд др. крепостей, вплотную приблизившись к границам Трапезунда. В 1396/97 г. войско туркменского правителя Сулейман-бека ибн Хаджи Амира захватило Керасунт, прежде принадлежавший Трапезунду. М. В. К. поддерживал тесный союз с палеологовской Византийской империей, а также с эмиром Эрзинджана Мутаххартаном, стремясь тем самым нейтрализовать османскую угрозу. Имп. Мануил III Великий Комнин. Серебряный аспр. Аверс. Реверс. 1390–1417 гг. Имп. Мануил III Великий Комнин. Серебряный аспр. Аверс. Реверс. 1390–1417 гг. Важнейшим партнером Трапезунда на Западе являлась Венеция, чьи купцы пользовались значительными привилегиями в трапезундской торговле. В 1391 г. М. подтвердил договор с Венецией, заключенный еще в 1319 г. В 1396 г. М. В. К. подписал «Золотую буллу», к-рая позволяла венецианцам вести торговлю в Трапезунде без пошлин, иметь свою церковь, банк и юридическую контору. В 1416 г., когда в Трапезунде сломались городские часы, М. В. К. отправил механизм в Венецию для ремонта. В это же время отношения с генуэзцами были враждебны. В 1416 г. они даже готовились к войне с Трапезундом, хотя о дальнейшем развитии этого конфликта сведений нет. Вероятно, уже в 90-х гг. XIV в.

http://pravenc.ru/text/2561900.html

Умоли милосердие Божие о гресех наших и обеты наша ко исправлению приими, да восхвалим Рождество Христа Бога нашего, и Пречистую Матерь Его, и Тебе, Честнейший служителю Его, Святый Ангеле ныне и в бесконечные веки. Аминь». Вместе с ним молилась и паства. «Светоносный Ангеле Господень, церкви Кадашевския Хранителю! Не остави нас грех ради наших. Не попусти скорби коснуться недостойных сердец наших. Виждь желание, стремление душ наших ко исправлению. Принеси покаяние наше ко Престолу Господню. Соделай чистыми души наша ко служению Богу и не отыми от нас сокровище и утешение наше – старца нашего Епископа МАНУИЛА. Умоли Господа и Матерь Его Святую, да мир и благословение ниспослет Он на главу его. Вся потребная телу его, вся хотения души его честныя исполни ему. Огради сенью крил Твоих всех служащих во святем и всечестнем храме сем и нас, непотребных да выну хвалу возносим Богу нашему, Пречистой Матери Его и всем святым с тобой, Ангеле Святый. Аминь». Но как ни горячей была молитва архипастыря и паствы, а воле Божией угодно было послать новое испытание и любящему, и любимым. 20 декабря 1933 года Епископ МАНУИЛ был отрешен от паствы и отправлен в далекую, холодную и суровую Сибирь в Мариинск, Новосибирской области. Годы ссылок и скитании (1933–1944 гг.) В Мариинских лагерях епископ МАНУИЛ пробыл до весны 1936 года. Это была тяжелая ссылка в условиях сибирского климата. Но и здесь он не упал духом, хотя временами и приходилось испытывать невыносимое внутреннее томление. Среди невзгод и изнурительного физического труда он находил еще возможность заниматься литературной деятельностью. В период 1935–1936 гг. епископ МАНУИЛ написал заметки о «Методах научно-исследовательской работы» (по линии историко-литературоведческой) и собирал материал по вопросам «Особенности творчества в научно-исследовательской работе» и др. В суровых условиях Сибири святитель не раз был утешаем небесными явлениями. В марте 1934 года во сне явился митр. Московский ФИЛАРЕТ (Дроздов) с ликом печальным, прискорбным и совершенно молчаливым. Это было тогда, когда у епископа МАНУИЛА болело сердце 143 .

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Афанасия, которое находится в той же книге Калокерини (5-го июля). Годы подвижничества св. Афанасия на Камине поставлены по Истории Афона преосвящ. Порфирия. Ч. III, ст. 68, 69. Изд. 1877 г. 4 Время жизни пр. Михаила. В конце жития пр. Михаила говорится, что он отрекся от мира восемнадцати лет и подвизался в продолжении пятидесяти лет. Так как из предков пр. Михаила, в мире Мануила, нет никого, кто бы назывался Мануилом, как видно из начала жития, так как в то время было уже в обычае давать младенцам имена святых, во дни которых они родились, а в то время единственно и весьма чтим был (по древним святцам) мученик с именем Мануил, пострадавший с Савелом и Исмаилом при императоре Иулиане в 362 году 17-го июня; то весьма вероятно, что Мануил родился или 17-го июня, или около сего дня. Есть в славянских святцах другой мученик Мануил 27 марта, но в греческих месяцесловах, он называется Еммануил. А что Мануил с Савелом и Исмаилом особенно чтились Греческой церковью, видно из того, что этой дружине построен был в Константинополе храм императором Феодосием Великим спустя 30 лет по кончине их, а патриархом Германом, в первой половине VIII века (+ 740 г.), написан канон, по времени один из первых канонов святым. Если преп. Михаил родился около 17-го июня, то во время пострижения было ему действительно, по житию, 18 лет, может быть, с немногими днями более или менее, ибо он пострижен в июне или около июня 912 года, спустя недолго после смерти императора Льва VI, который скончался 11-го мая 912 года, и, следовательно, год рождения преподобного безошибочно можно полагать 894-й, а не 893-й или 895-й. С большей точностью определяется год кончины преподобного. Он пострижен летом в 912 году, подвизался 50 лет, скончался 12-го июля, как последнее видно из греческого синаксаря и из 8-й песни канона; следовательно, кончина его последовала в 962 году. В частных хронологических показаниях встречается одно недоразумение: ученик преподобного монах Феофан, дивно исцеленный им, служил ему 40 лет до самой смерти его.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

устав, представляющий по своему содержанию важный и интересный памятник в группе византийских ктиторских Типиков. При монастыре император основал и школу. Двор императора был приютом для образованных клириков и монахов, с которыми басилевс часто вёл беседы по богословским вопросам, живо интересуясь преимущественно проблемами христианской аскетики. Третий из Комнинов, Мануил Комнин (1143–1180), был одним из наиболее образованных византийских басилевсов. Он тщательно изучил Св. Писание, был хорошо знаком со святоотеческой литературой и любил вести богословские и философские беседы с учёными представителями знания. Историк Иоанн Киннам говорит (Р. 281), что «Мануил, хотя и не получил полного диалектического образования, но природной мудростью и глубиной понимания превосходил всех вообще людей своего времени. И никто не отрицал в нём этого, – не только из тех, которые стояли близко ко двору и к царской фамилии (ибо таких можно было бы подозревать в лести), но и из людей, ему неизвестных. Если он принимался объяснять что-нибудь, то раскрывал вопрос с большим искусством, ясностью и простотой выражения, из какой бы части философии не был взят вопрос, из естественных ли наук, или из богословских, равно и из других, потому что император изучил и божественное, и светское учение, много мог говорить и о Марсе, и о Меркурии, – хотя почти никогда не отрывался и от воинских занятий». Когда в Византии возник богословский спор по поводу слов «Отец Мой болий Мене есть» (Ин. XIV, 28), то в нём принял .участие и Мануил, причём во время прений обнаружилось, что «царь лучше понимает смысл Св. Писания», чем другие византийские богословы (Киннам, 283). Мануил участвовал и в других богословских спорах его времени – об Евхаристии, как жертве, и о боге Магомета, обнаружив правильные и глубокие познания в области христианского учения. По поводу этих богословских споров историк Никита Хониат высказывает (I, 271 и сл.) не вполне одобрительное суждение об императоре Мануиле. Для большей части ромейских басилевсов, – говорит он, – решительно невыносимо только повелевать, ходить в золотых одеждах, пользоваться общественным достоянием как своим, раздавать его, как и кому угодно, и обращаться с людьми свободными как с рабами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Летом 1923 года о. МАНУИЛ возвратился к своей пастве. Со всем братством он в августе перешел к Космо-Дамианской церкви, готовясь к великому сужению Церкви. Ему все яснее и яснее открывал Господь о его епископстве. Так, еще 17 апреля того же года он видел во сне, облаченным себя в голубую мантию, и она настолько была тяжела, что он не удержался от ее тяжести на ногах и упал на колени и в таком положении пополз к алтарю церковному 115 . 6 августа о. МАНУИЛ побывал в Николо-Столпенской пустыни. Утром он беседовал со схимником Михаилом. Последний открыто возвестил ему о предстоящем его епископском служении и предупредил, чтобы от сана он не отказывался 116 . Петроград по-прежнему волновался от обновленческого раскола. Православных святителей там уже не было. В июле Святейший послал туда Архиепископа Гурия (Степанова) , настоятеля Спасского монастыря. Тот прибыл в Петроград и, «убоялся зело» обновленцев, на другой день бежал в Псково-Печерский монастырь. Патриарх скорбел и недоумевал, кого же послать туда епископом. Архиереи буквально отказывались ехать в Петроград. Да, скорбные думы у Святейшего... Но вот и вестник неба. Из Петрограда в Москву к Патриарху прибыл по поручению православного духовенства и народа протоиерей Александр Дернов. Он сразу же завел речь со Святейшим о епископе. – Кого же назначить? – спросил Патриарх протоиерея. – Никто ведь из Москвы к вам не едет. – Поставьте епископом о. МАНУИЛА, – ответил тот, – и народ будет доволен, и Вы будете довольны. Святейший согласился. Но повелел о. Александру предварительно переговорить с местным духовенством о кандидате. Отец А. Дернов уехал. Духовенство было быстро созвано и высказано мнение Патриарха. Появились протесты против единоличной кандидатуры. Собрание предложило трех кандидатов: иеромонаха МАНУИЛА, о. Варлаама Сацердатского и архимандрита Серафима Протопопова. Постановление духовенства было послано Святейшему. 2/15 сентября Патриарх Тихон наложил резолюцию: «Назначается викарием Петроградской епархии и Епископом г. Луги иеромонах МАНУИЛ, которому предлагается в срочном порядке выехать в Москву для рукоположения».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Но как отнеслись к этому «Торжеству» главари обновленчества? Они отнеслись самым отрицательным образом. Если они до этого дня смотрели на «Торжество» как на пустую забаву епископа Мануила и убеждены были в полном провале этого «Торжества», то теперь стали смотреть совершенно иначе. Теперь стали смотреть на «Торжество», как на свидетельство мощи Православия, как на силу, противостоять которой было уже невозможно. Оценив перевес силы в Православии, главари раскола прибегнули к самым низким мероприятиям. Они стали возводить всевозможную клевету на Патриарха Тихона, на епископа Мануила и на обратившееся из обновленчества духовенство, пачкая их гнусной грязью и помоями. Центром, откуда исходила вся обновленческая грязь, являлись: Спасская церковь , что на Сенной площади, ее возглавлял прот. Александр Боярский и церковь Захарьевская, что на Захарьевской улице, которую возглавлял прот. А.Введенский . После «Торжества Православия», главари обновленчества А.Введенский , А.Боярский и др.часто беседовали между собой и говорили друг другу: «Если бы мы знали, что епископ Мануил будет иметь такую духовную силу, то мы бы его никогда не допустили в Петроград. Да, просчитались мы на этот раз!”. Действительно обновленцы просчитались, не обнаружив в малом сосуде Божием небесной красоты, а Господь скрыл в немощи человека Свою Божественную силу. Переход Лавры из раскола воистину был торжеством Православия. С этого момента произошел перелом в самом обновленческом обществе Петрограда и многие потянулись к Православию. Многие увидели, что Православие быстрыми темпами одерживает победу, да и сами православные ободрились, почувствовав под собой твердую основу веры. Москва, а за нею и другие города великой России, услышав о победе Православия в Петрограде и, воодушевленные мужеством защитника веры, воспрянули от оцепеневшего малодушия и выдвинули своих борцов против обновленческого раскола. Так велико было значение обращения Лавры. Одержав великую победу над обновленчеством, епископ Мануил не приостановил своей деятельности, а простер ее и дальше. Вслед за Лаврой им был присоединен к Православию ряд приходов и монастырей. К концу его деятельности в Петрограде из 115 обновленческих церквей перешло в Православие 83 прихода, а остальные 32 в силу сложившихся обстоятельств вынужденно остались в обновленчестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Не хочу примешивать своего раздражения, но меня он однажды зверски обидел. В швеции насели на меня журналисты, стали спрашивать — тогда же, когда спрашивали и о Дудко, — чтó я думаю о преподавании Закона Божия в школах. Я сказал, что мой отец был законоучителем, и говорил, что, когда Закон Божий стоит в обязательной программе, он нивелируется в ряду других предметов. Воспитание, прежде всего, должно быть в семье, — школа же должна воспитывать не столько уроками Закона Божия, сколько общим духом. А Василий после этого разразился статьей: что, вот мол, такой сякой архиепископ Питирим считает, что учить вере не нужно. Митрополит Мануил (Лемешевский) и митрополит Иоанн (Снычев)  Митрополит Мануил, безусловно, был подвижник, но в нем было сильно развито то, что в аскетике называется «самоцен». Это перешло и к Иоанну. Был такой случай. умер, кажется, архиепископ Гурий и начались перемещения по архиерейским кафедрам. Митрополит Мануил был тогда в Саратове и послал телеграмму на имя Патриарха: «видел в сонном видении, что меня назначают на Ленинградскую кафедру». А в тот же день ему уже была отправлена телеграмма, извещавшая о назначении его в Чебоксары, так что, можно сказать, эти две телеграммы встретились в дороге. В Патриархии потом шутили: «Безумне! Не веси, яко в сию же нощь будеши в Чебоксарах!» У меня отношения с ним были хорошие, но в последний год своей жизни он устроил мне небольшой «скандал». «Что вы — говорит, — меня в календаре таким страшным напечатали?». А он и вправду был страшный: аскет, но уж очень изможденный. Я отговариваюсь: «Простите уж: фотографию такую прислали!» — а он не отступает. Хотелось мне ему сказать «неча на зеркало пенять..», но промолчал — и, слава Богу, правильно сделал. Так что, насчет моих с ним отношений душа моя спокойна. Снычева же в Патриархии просто не воспринимали всерьез. В семинарии у него было прозвище «Ванька–хлыст», данное ему за его экзальтированность. Такой же был наш Дмитрий Дудко. Но нельзя отрицать, что оба они — и Мануил, и Иоанн — были люди искренние.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010