Несколько позднее Мануил через своего посланца формально предложил папе Александру III соединение церквей, если только папа возвратит ему корону Римской империи, которой не по праву владеет германский государь Фридрих; в случае, если бы для достижения этого плана папе понадобились деньги и военные силы, то Мануил доставит их ему в изобилии. Но Александр III, дела которого в Италии несколько поправились, ответил на это предложение Мануила отказом. Созванный в столице императором собор должен был, уничтожив разного рода неудовольствия между латинянами и греками, изыскать те или иные способы к соединению церквей. Мануил употреблял все старания, чтобы склонить патриарха к уступкам. До нас дошел “Разговор” на соборе Мануила с патриархом, очень интересный для характеристики воззрений обоих высоких участников собора. В этом “Разговоре” патриарх дает папе название “воняющего нечестием” и предпочитает иго агарян (т.е. мусульман) игу латинян. Последнее выражение патриарха, отражавшее, очевидно, определенное церковное и общественное настроение эпохи, будет не раз повторяться в будущем, например, в XV веке, в момент уже падения Византии. Мануил должен был уступить и объявил, что он будет удаляться от латинян, “как от змеиного яда.” 327 Соборные рассуждения, таким образом, ни к какому соглашению не привели. Было даже решено порвать всякую связь с папой и его единомышленниками. Итак, Мануил, как в своей светской, внешней политике, так и в церковной, потерпел полную неудачу. Причина последней заключается в том, что политика императора в обеих областях была лишь личной его политикой, не имевшей под собой никакой серьезной реальной почвы: восстановление единой империи было уже давно невозможно; униатские стремления Мануила не находили никакого отклика в народных массах империи. В последнее смутное пятилетие правления Комнинов (1180–1185), особенно при Андронике I, церковные интересы были поглощены сложными условиями внешней и внутренней жизни, о которых мы уже знаем. Во всяком случае, Андроник, как противник латинофильства своих предшественников, не мог быть, насколько, конечно, можно судить на основании его бурного и краткого царствования, сторонником унии с западной церковью. Во внутренней же церковной жизни он, во имя достижения своих личных планов, сурово расправился с Константинопольским патриархом и не допускал споров по вопросам веры. 328 Приписываемый часто Андронику “Диалог против иудеев” принадлежит более позднему времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Мануил I прослыл покровителем византийских интеллектуалов (Иоанна Киннама, Михаила Италика, Иоанна Цеца, Михаила Глики и др.), выполнявших его заказы. Император любил устраивать пышные приемы, празднества, турниры по западно-европейскому образцу (его первая жена Берта Зульцбахская – свояченица германского императора Конрада III Гогенштауфена, второй раз он был женат на Марии Антиохийской, сестре принца Боэмунда III). Он интересовался астрономией и астрологией, считал себя знатоком догматики и нередко принимал участие в дискуссиях по различным богословским проблемам. По заказу Мануила I были построены Влахернский дворец в Константинополе и вифлеемский храм, в котором католический епископ Иерусалима приказал установить портреты византийского императора. Помимо этого, Мануил I воздвиг для себя двухкупольную усыпальницу по типу храмов монастыря Пантократора. В годы его правления появился любовно-авантюрный роман. В речах, адресованных Мануилу I, Евстафий Солунский изображал императора благородным воином, в числе противников которого были черное духовенство и горожане. Михаил Италик в речи, произнесенной при коронации императора, сравнил его с Солнцем в центре Вселенной. Иоанн Каматир посвятил Мануилу свои астрологические поэмы. Поэт Феодор Продром уподобил императора Дигенису Акриту. Более объективную характеристику Мануилу I дал Никита Хониат , отметивший его стремление к самоуправству и поощрению злоупотреблений. По мнению историка, внутренняя политика императора привела к ослаблению Византии. Мануил II Палеолог (годы правления 13911425) византийский император, которого Димитрий Кидонис назвал «философом на троне». Он короновался, когда Византия стала данником Османской империи. Мануил II стремился упрочить положение своего государства посредством династических браков: он женил четырех сыновей Uoahha VIII на принцессах из других стран и сам женился на сербской принцессе Елене, что помогло ему объединить всю Морею и продлить существование Византии. Чтобы добиться помощи против турецкого вторжения, император отправил посольство на Русь (1393 г.) в составе вифлеемского архиепископа Михаила и придворного чиновника Аарона с посланиями константинопольского патриарха Антония великому князю московскому Василию I (13711425), митрополиту Киевской и всея Руси Киприану, епископу новгородскому Иоанну и архиепископу суздальскому Ефросинию. С этой же целью в 13911403 гг. Мануил I посетил Италию (Падую, Венецию, Милан, Геную, Флоренцию), Францию (Париж), Англию (Лондон), встретился с королем Франции Карлом VI, с английским королем Генрихом IV и другими правителями. Однако на помощь Византии никто не пришел, а сам император не сумел воспользоваться передышкой после разгрома армии турецкого султана Баязета Тимуром под Анкарой в 1402 г. Его правление осложнилось также усилившимися раздорами между православной, латинофильской и туркофильской партиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Императору Мануилу было ясно, что с турками он не сможет заключить прочного мира. Для Баязида, не обладавшего никакой культурой фанатика, не было ничего священного: едиственной его целью было уничтожить Византию. Император Мануил делал попытки создать добрые отношения с турецкими властями; в добром настроении, Баязид требовал, чтобы Мануил участвовал с ним в попойках, принимавших самый отвратительный характер (о чем горько жаловался император Мануил в одном письме к другу); но когда был в дурном настроении, легко мог убить Мануила. Однажды он отдал приказ казнить всех Палеологов, которых держал в руках, и только сын Хаиррадана-Паши, того самого, который в течение четырех лет осаждал Солунь, задержал исполнение приказа: гнев султана сменился на милость, и он разрешил императору Мануилу вернуться в Константинополь. Совершенно отчаявшись создать добрые отношения с Востоком, император Мануил и обратился к Западу с целью создания единого христианского фронта против турок. Разскажем несколько подробнее о путешествии императора Мануила в Западные страны. Эта страница в истории жизни сего достойного царя представляется более отрадной, чем прочия. Император Мануил прежде всего прибыл в Венецию, где ему была устроена торжественная встреча. Дож, на украшенной золотой скульптурой галере, в сопровождении иных галер, вышел на встречу императорской галере (обычно это делалось раз в год, в день празднования обновления «брачных уз» Венеции с Адриатическим морем). Сенат и народ встретили императора с радостью и почетом. Императору был отведен один из лучших дворцев и дан банкет в честь его прибытия. Он имел возможность изложить бедствия Византии собранию Сената, выслушавшего Императора с глубоким сочувствием и давшего ему наилучшия обещания. Роскошная была встреча и в Падове, где, хотя торжество происходило в 1 час дня, город был освещен факелами. Император был встречен факелоносцами при звуках фанфар. Герцор Миланский Иоанн Галеас Висконти обещал прибыть лично со своим войском для защиты Константинополя и снабдил Императора Мануила эскортом и лошадьми для дальнейшего путешествия во Францию.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Тогда митр. Серафим обратился к митрополиту Сергию с просьбой дозволить епископу Мануилу приехать в Ленинград и успокоить иосифлян. Просьба митр. Серафима была удовлетворена, и епископ Мануил снова явился, как луч света, в Ленинграде со словом мира и любви. В течение пяти дней он посетил несколько храмов г. Ленинграда, совершая богослужения утром и вечером и предупреждая верующих от новой опасности. Еще до этого у него завязалась обширная переписка с ленинградцами, среди которых были люди, имевшие большое влияние на других. И письма этого периода, а потом и беседы, которые проводил епископ Мануил в разных храмах, отличались глубоким чувством душевной скорби и волнения, так как сам он до глубины души был потрясен всем происходившим. «Мне думается, что мы вступили в тот период жизни, который можно было бы считать по силе переживаний «трясовичным недугом», писал он, имея в виду слова молитв об исцелении от злых сил». «Вы, пользуясь случаем, прислали мне свою лепту. Спасибо вам сердечное за нее. Но знайте, что я предпочел бы быть всеми оставленным в материальной поддержке, впасть в нужду, терпеть невзгоды вещественные, чем получать деньги от тех, кто уже не со мной. Мне не нужно ваших денег. Дайте мне ваши опустошенные сердца... Знайте, что на вас всех лежит священная обязанность умолять ваших архипастырей и пастырей подчиниться законному постановлению Синода о запрещении в священнослужении всех тех, кто уклонился в иосифлянский раскол. Вы должны умолять, слезно умолять их»... Многие из отклонившихся были ранее лично известны епископу Мануилу как люди честные, стойкие, не побежденные волной обновленческого раскола, и поэтому он страдал не только за Церковь , ими раздираемую, но и за них самих. Разъясняя ошибки этих людей, епископ Мануил не унижал их, не умалял их прежних заслуг, не воспламенялся раздражением против них, но с трогательным волнением разбирал причины, толкнувшие их на ложный духовный путь, корни которого гораздо серьезней и глубже корней обновленчества и поэтому таят в себе особенно большую опасность для Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Все они (отъезжающие) ограничились тогда статьей одного церковника (имя неизвестно) под заглавием «Различие между обновленчеством и православием », удовлетворявшей их как материал, дающий возможность при спорах ссылаться на приводимые им тексты и справки посланий против обновленцев 124 . С горечью в сердце Епископ МАНУИЛ 13 декабря 1926 года вторично обратился с письмом к архипастырям и высказал все наболевшее. Так полностью и не смог осуществить свои планы, полезные для Церкви, святитель. Впрочем и то, что он сделал, имело немаловажное значение для дальнейшей борьбы с обновленчеством. В 1927 году, когда возникло иосифлянство, он вместе с другими иерархами выступил против раскола и высказал свою солидарность с политикой Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. СЕРГИЯ. Много полезного сделал святитель и для православного духовенства, находившегося вместе с ним в Соловках. Он узнавал, кто из священнослужителей нуждался в материальной помощи, и через письменные обращения к своей пастве находил добрых людей, которые присылали таковым все необходимое для их горькой жизни. Словом, чем мог и как мог, Епископ МАНУИЛ облегчал печальную участь соловчан из духовенства. Свою духовную жизнь он поддерживал постоянно напоминанием себе о том, выполнил ли он то, что заповедал ему СПАСИТЕЛЬ мира, и постоянной готовностью ко всему худшему. В свободные от дел часы и когда ему никто не препятствовал, святитель посещал монастырское кладбище и там совершал отпевание безродных и бездомных. В октябре 1927 года он был утешен явлением ему матери из загробного мира. В ноябре 1927 года еп. МАНУИЛ был уже назначен к отправке на материк, как получивший помилование, но какие-то непредвиденные обстоятельства задержали его, и он вторично оказался на Соловках, где просидел целый месяц, а в декабре отправлен на Кемский остров. Перед отъездом на Кемский остров Епископ МАНУИЛ передал на хранение схиархимандриту Феофану, последнему настоятелю Соловецкого монастыря, рукописи, написанные им, под названием «новый Соловецкий Патерик». Архимандрит, страха ради иудейского, рукописи эти сжег, причинив тем самым неисцелимую скорбь святителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

1 -го октября 1913 года в день праздника Покрова Божией Матери он впервые совершил поездку в местечко, называемое Каштак, расположенное недалеко от Семипалатинска. И когда осматривал местность будущей обители, был ему внутренний голос: «Со многими скорбями взойдешь в место сие, но трудами оно и молитвами впоследствии прославится » 79 . Место было уединенное, оно как раз соответствовало целям иноческой жизни. Осенью 1914 года отец МАНУИЛ вместе со своим келейником Георгием вторично прибыл в Каштак на избранное им место для запечатления на нем молитвами святителя АЛЕКСИЯ будущих границ монастырской ограды. Они протянули веревку и любовались заходом солнца. Вдруг келейник вскрикнул: – Отец МАНУИЛ, отец МАНУИЛ! Батюшка! Видите ли Вы собак? Смотрите, они повисли на веревке! – А потом, словно придя в себя от видения, вновь воскликнул: – То не собаки, а нечистая сила облепила веревку. – Быть на сем месте св. обители, – решили старец и ученик, – раз уж нынче злая сила так мешает устроению монастыря 80 . И когда они на следующий год измеряли вновь место, подошел к ним местный житель – инородец и сказал: – Здесь русска церковь буде. Бим-бом, бим-бом сильно звонил, народ многа, белы дома. А я слышал, видел сам... давно было. Радость посетила сердце о. МАНУИЛА. Господь устами иноверца указал на будущую обитель, и вера крепкая утвердилась в его сердце 81 . В мае 1916 года он написал доклад Преосвященному Киприану и приложил 19 вопросов. Епископ как в деле прославления иконы Божией Матери, так и в устроении обители на Каштаке проявил косность. Отец МАНУИЛ был крайне огорчен 82 . – Матерь Божия, – молился он в скорби, – Ты Сама устрой все во благо. И видит Батюшка в легком сне расставленные на Каштаке ульи и роение пчел 83 . Очнулся от сна и уразумел, что Сама ПРЕЧИСТАЯ поможет ему осуществить задуманное. В день памяти святителя АЛЕКСИЯ (20 мая 1916 года) был получен большой денежный вклад для устроения обители на Каштаке 84 . Так завершились удачно все его хлопоты о монастыре святителя АЛЕКСИЯ.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

– Новый путь открывается тебе. Гляди на тяжелый крест, но не ищи ни славы, ни наград, а только правды Божией 52 . С этого момента иеродиакон МАНУИЛ стал готовиться к отъезду к иноверцам, чтобы возвестить им слово Божие и привесть их к познанию Христовой истины. Было послано прошение в Святейший Синод о разрешении ему вступить в одну из православных Миссий. И тем временем, пока его прошение рассматривалось в Синоде, он 28 апреля 1912 года посетил своих родителей и получил их благословение и икону 53 . Тогда же он побывал и у Марии Адольфовны Карель. Простившись с родными, о. МАНУИЛ возвратился к себе в обитель, но не с тем, чтобы жить уже в ней, а чтобы навсегда покинуть ее. Он нужен был, как ученый и усердный монах, для служения Церкви в отдаленных краях России в качестве миссионера. Более месяца томительно ожидал иеродиакон ответа из Синода на свое прошение. Указ последовал только 8-го июня 1912 года, а 10-го июня получена телеграмма из Омска о назначении его в Киргизскую Миссию 54 . 23 июня о. МАНУИЛ простился окончательно с Николо-Столпенскою обителью и выехал в Петербург, где подготовил себя к поездке в Семипалатинск 55 . Монастырское начальство охарактеризовало его так: «Качеств весьма хороших, к послушанию способен, и усерден» 56 . Когда все было готово, иеродиакон МАНУИЛ для подкрепления своих духовных сил 6-го июля вместе со своим келейником Егорушкой совершил путешествие в Троице-Сергиеву Лавру к преподобному. Это было первое в его жизни путешествие на богомолье 57 . Какую-то часть пути они шли пешком и в ночное время чудесно нашли на дороге посох. Горячо помолясь, два странника у мощей преподобного СЕРГИЯ и, получив его благословение, направили свои стопы в Сибирь в город Семипалатинск, где ожидали их великие трудности, скорби и утешения. Киргизская миссия (1912–1916 гг.) Центральный стан Киргизской Духовной Миссии находился в Заречной Слободке, расположенной на левом берегу реки Иртыша вниз по течению в 3-х километрах от города Семипалатинска. Начальником Миссии был тогда преосвященный Киприан (Комаровский), епископ Семипалатинский, вик. Омской епархии. Это был человек с весьма сложным характером, причем неискренний и мстительный 58 . Дела Миссии он запустил совершенно. В течение 11 лет Преосвященный прожил в Семипалатинске почти в полной бездеятельности в вопросах отрезвления народа, миссионерства, проповеди слова Божия мусульманам. Запущено было им и канцелярское письмоводство Миссии 59 .

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Вскоре после этого случая Мануил очень тяжело занемог. Конечно заболел, ведь закон Божией справедливости в отношении чад Господних не перестает действовать в этом мире. Господь ещё в Ветхом Завете сказал: «Тот, кто прикасается к вам (то есть к верующим людям-А.Ф.), зеницы ока Моего касается» (Зах.2:8). То есть те, кто обижают верующего и служащего Богу человека, те обижают самого Бога, те раздражают зеницу ока Его. И поэтому наместник Мануил, избив ни в чем не повинного монаха Исайю, сам после этого очень тяжело заболел и был при смерти. Он отправился просить прощения у отшельника, понимая что Бог наказывает его именно за это преступление. В свою очередь, сам затворник, оправившись от побоев, имел видение. Господь ему открыл, что поношение которое он претерпел от наместника Кипра, попущено было для большой славы Божией. Попущено это было для того, чтобы сама Пресвятая Богородица пришла в чудотворной древней иконе, написанной святым Лукой, на остров Кипр и пребывала там, где Исаия подвизается. Такое было открыто Исайе. И когда Мануил пришел к нему просить прощения, Исаия говорит: «Ты получишь исцеление и прощение, если поедешь в Константинополь к императору, и попросишь у него для Кипра икону Божией Матери Милостивую, которая находится у него в покоях». Заунывал Мануил, как он, провинциальный наместник, поедет в Константинополь к самому императору с такой дерзкой просьбой — просить чудотворную икону, которая находится в царских чертогах. Но делать было нечего, он получил исцеление и отправился в Константинополь. Долгое время пребывал Мануил в Царьграде. Он бывал в императорском дворце, но никак не решался заговорить с императором Алексием об иконе. Он боялся, он не верил, он не мог представить как это он скажет императору, как с такой дерзкой просьбой обратиться, и что тот ему ответит? Возможно пошлет его на казнь за дерзость. А в это время на горе Киккос Исайя начал строить храм. Храм специально для этой чудотворной иконы. Он возводил стены для церкви и твердо верил, знал, что икона Пресвятой Богородицы обязательно будет здесь. Он уповал, что сама Божия Матерь доставит на Кипр Свой чудотворный образ.

http://pravoslavie.ru/117500.html

Он, как пишет далее тот же автор, обладал всеми добрыми качествами от природы: красотой телесной и душевной. Он отличался умом и большой добротой сердца. Смирение и благочестие наполняют его сочинения. Немецкий историк византийской литературы Крумбахер так пишет об императоре Мануиле: «Из современных источников явствует с достоверностью, что Мануил не только был всецело располагающей к себе личностью, но обладал также и моральными и интеллектуальными преимуществами, которые ему, в несколько менее несчастную эпоху, несомненно обезпечили бы значительные успехи» 42 . В одной из стихир из службы императору Мануилу читаем: «Сохранив достоинство твоея души; ум – вождем, чрез разновидные испытания, терпеливно явив, в высшая, елико можно, проник еси: разумно бо лучшему сообразуяся, знал еси разум покоряти Духу и естество победити лучшим. Отсюда царей явился еси верх, страж и хранитель царства и вождь, правило добродетелей непоколебимейшее. И ныне на небесех, зерцалом разрешившимся, Чудне, духовне созерцаеши Святую Троицу, моляся непрестанно о верою и любовию чтущих Тя» 43 . Приступим к нашей основной задаче: познакомить русского читателя с творениями сего замечательного царя, который, как говорит Крумбахер, стоял на высоте своего времени, и как ученый, и как оратор, и по писаниям которого видна его высокая культура, и в области словесности, и в области богословия 44 . Мгр. Пти говорит, что император Мануил был: «один из самых, замечательных писателей последних времен византийской империи»... «Многие из его трудов совершенно замечательны и достойны наилучших времен греческой культуры» 45 . Мгр. Жюжи отмечает, что император Мануил был одарен во всех областях словесности: «Как полемик и богослов, он равняется с Юстинианом; как священный оратор, он может спорить о пальме с Львом Мудрым; но в том, в чем, думаю, у него нет соперника среди его коллег, так это – в любви к старине» 46 . Среди богословов и духовных писателей, послуживших своими дарованиями благу Церкви, не малое место принадлежит порфироносцам, украшавшим византийский престол. Начал эту славную традицию Св. император Константин Великий , произнесший 4 богословских слова 47 , передаваемых Евсевием Кесарийским . Этой славной традиции последовали императрица Евдокия 48 , Св. Юстиниан Великий 49 , Лев Мудрый ( Философ ) 50 , Константин VI Порфирогенет 51 , Роман I 52 , Василий Порфирогенет 53 , Анна Комнен, дочь императора Алексея Комнена 54 , Андроник Комнен 55 . Ряд императоров, отойдя от мирской жизни и оставив престол, подвизались в монашестве, оставив нам свои духовные творения: Феодор II Дука Ласкарий, имп. Никейский 56 , Матфей Кантакузен 57 , Иоанн Кантазен 58 и, наконец, имп. Мануил II Палеолог 59 . Среди этой плеяды царей-богословов особо выдающееся место занимает император Мануил Палеолог, потрудившийся во всех областях духовной культуры. Мы познакомим читателя с тремя обликами его творчества: духовно-наставнического, проповеднического и молитвенного.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Со 2 февраля 1924 года по апрель 1928 года владыка епархией не управлял. С 1924 по 1928 годы он находился в заключении на Соловецком острове. Его ближайшим другом в то время стал священномученик Иларион (Троицкий) . С 25 апреля 1928 года владыка стал епископом Серпуховским, викарием Московской епархии, а с октября 1929 года по 31 января 1930 года носил титул епископа Серпуховского и Каширского . В 1932 году епископа Мануила вновь арестовали и сослали в Сибирь. В 1939 году его опять арестовали и сослали в лагеря Канска. Осенью 1944 года его наконец освободили. С ноября 1944 года по 1 февраля 1945 года владыка находился в распоряжении Тамбовского архиепископа святителя Луки (Войно-Ясенецкого). 1 февраля 1945 года епископ Мануил был определен на Чкаловску кафедру. 21 апреля 1946 года на Пасху возведен в сан архиепископа. С 5 сентября 1948 года по 11 декабря 1955 года владыка епархией не управлял . В 1948 году его вновь арестовали и сослали сроком на 10 лет в Потемские лагеря (Явасе) Мордовской АССР . В 1955 году его освободили, а в 1956 году – реабилитировали. 21 декабря 1955 года владыка Мануил был назначен временно управляющим Чебоксарско-Чувашской епархией, а 7 февраля 1956 года его утвердили архиепископом Чебоксарским и Чувашским. 22 февраля 1958 года «во внимание к продолжительному и усердному служению святой Церкви удостоен права ношения креста на клобуке». 22 марта 1960 года владыка Мануил был назначен архиепископом Куйбышевским и Сызранским, управляющим приходами Ульяновской епархии . В своем архипастырском послании к духовенству и мирянам Ульяновской епархии владыка Мануил писал: «Глубоко верю в то, что духовенство и приходские активы верующих помогут мне беспристрастно разрешать наболевшие нужды и нестроения в приходах епархии… Всех вас паки и паки усердно прошу молитв ваших о мне грешном, да сохранит Всемилостивый мои слабые телесные силы для служения Церкви Христовой и да подаст мне мудрость и “право править слово истины”» . Митрополит Мануил личность в истории Церкви довольно спорная, и многие относятся к нему с долей скепсиса.

http://pravoslavie.ru/31380.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010