Проявляя не только храбрость, но и милость, Мануил I по прибытии в Константинополь освободил дядю и брата из-под стражи, пригласил к себе и отпустил на свободу. Заплатив солдатам жалованье и распустив затем войско по домам, василевс выдал константинопольцам подарки по случаю своего воцарения и озадачился личностью будущего «Вселенского» патриарха. Незадолго перед этим скончался столичный архиерей Лев Стипп (1134–1143), и Мануил I повелел возвести в патриаршее достоинство Михаила Куркуаса (1143–1146), настоятеля монастыря Оксией. Интересно, что с точки зрения византийской политической традиции Мануил I, как еще не венчанный царь, не считался полноправным Римским самодержцем. Тем не менее вначале произошло поставление патриарха, выбранного Комнином, а затем венчание архиереем императора 454 . В Константинополе царь предал земле тело своего отца, которого похоронили в монастыре Вседержителя близ могилы императрицы св. Ирины – после смерти любящие сердца вновь соединились. В январе 1146 г. император наконец-то венчался браком с Ириной, своей суженой германской принцессой, выполнив до конца волю покойного отца. Бедной девушке можно было только посочувствовать: с 1142 г. она жила в Константинополе, совершенно не зная, как сложится ее судьба. Мануил I был холоден к ней, да и вообще не спешил обречь себя на супружество. Но обстоятельства объективно призывали его наладить с Западом дружеские отношения – в первую очередь с Германией против сицилийских норманнов. Подумав, василевс возобновил разговоры о своей женитьбе с Ириной, и вот теперь брак состоялся 455 . Отдав первые мирные распоряжения, император показал всем, что его угрозы – не пустой звук. И уже вскоре направил сухопутную армию и флотилию против Антиохии: забирать обратно римские земли, узурпированные крестоносцами. Армией командовали братья Андроник и Иоанн Контостефаны и этнический турок Просуха, в юности перешедший на византийскую службу, а флотом – Дмитрий Врана. Войдя в пределы Киликии, византийцы отобрали крепости, ранее самовольно занятые латинянами, а в сражении у стен Антиохии, которое опрометчиво им дал Раймунд де Пуатье, нанесли крестоносцам сокрушительное поражение. Но город являлся сильной крепостью, которую с налета взять было невозможно, а потому византийцы вновь вернулись в Киликию. Тем временем римский флот беспрепятственно разграбил окрестные приморские земли, взяв множество пленных, в том числе – сборщика государственных податей Антиохийского княжества. Затем византийские моряки отплыли на остров Кипр 456 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополит Серафим говорил речь, что ему тяжело расставаться с духовным миром, но что Господь его наказывает за его грехи: «Прости меня, я с некоторыми поступал несправедливо, я так бы хотел умереть в духовном сане и прошу помощи Преп. СЕРАФИМА Саровского , который однажды спас меня при открытии мощей от смерти. Я призываю Его святое имя, прошу и ваших молитв о себе. Я сознаю, что в тягость народу, но пожалейте мою старость, мою болезнь и помолитесь за меня». Не совсем теплое отношение сложилось у епископа МАНУИЛА к тогдашнему архиепископу Хутынскому Алексию (Симанскому). Надо сказать, что последнего епископ МАНУИЛ просто недолюбливал за его официальность и, конечно, опасался его назначения в Ленинград. Весной 1933 года святитель был у митрополита СЕРГИЯ. Последний заявил ему, что Симанский никогда не будет назначен в Ленинград. И он был успокоен таким ответом. Но спустя некоторое время все вдруг изменилось. Митрополит Серафим был уволен на покой, а вместо него назначен Алексий (Симанский) в сане митрополита. Значит, что-то произошло непредвиденное 141 . Епископ МАНУИЛ БЫЛ ГЛУБОКО опечален не за себя, конечно, а за народ. Последнего ему было очень жаль. В разговорах с близкими Епископ МАНУИЛ высказал тогда, что цель назначения митрополитом Ленинградским Алексия Симанского – опустошить душу народа. – Этот человек, – говорил святитель, – официальный, он ив прежнее время был официален... Он будет далее от народа и более недоступен, чем митрополит Серафим Чичагов . Народ ожидал назначения в Ленинград епископа МАНУИЛА, и, когда узнали, что митрополитом будет АЛЕКСИЙ, многие председатели приходских Советов были настолько встревожены за участь своих церквей, боясь обновленчества, что ушли от встречи. Встреча была очень сухая. Схимонах же Варнава сказал о нем: «Он сам чувствует, что не на месте». Но если сам святитель не совсем тепло относился к митрополиту Алексию, то последний к епископу МАНУИЛУ относился не только холодно, но временами даже враждебно. Такое отношение сложилось, конечно, под влиянием разных поддельных писем, ходивших по Ленинграду от имени епископа МАНУИЛА, в которых составители старались наговорить всякую нелепость на последнего и представить его пред митрополитом, как человека, подрывающего его (митрополита) авторитет 142 .

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Димитрия, пожертвованные его ктиторами, должны признаваться неотчуждаемыми, а сам монастырь должен остаться под властью и руководством местного епископа. А если кто- либо пожелает построить новый храм и присоединить его к патриаршей ставропигии, то должен сделать это на собственные средства, но нельзя с этой целью отнимать владения у монастыря, так как они должны составлять всегдашнюю его собственность. 141 1 Таким образом, патриарх Мануил своей грамотой, составленной в духе церковных канонов, защищал церковные привилегии от притязаний мирян. Наконец, известно, что патриарх Мануил широко пользовался правом печалования за преследуемых и несправедливо осуждённых и имел большое влияние на императора Иоанна Ватаци. А всё это едва ли было бы возможно при недостаточной образованности патриарха – вроде той, о которой упоминает Георгий Акрополит. Патриарх Арсений Авториан, дважды занимавший патриарший престол (1255–1260, 1261–1267), был до избрания на кафедру монахом обители у озера Аполлониады в Вифинии. Относительно его образования историками сообщаются неодинаковые сведения. Так, Георгий Акрополит говорит, что Арсений «имел познание в немногих науках, так как он прошёл только грамматическое образование». 142 Феодор же Скутариот в своих дополнениях к «Летописи» Акрополита рассказывает, что Арсений, будучи сыном судьи вила Алексея Авториана, занимавшего должность в Константинополе до завоевания его латинянами, в молодости постригся в монашество в монастыре на о. Оксии и потом здесь был игуменом. Когда император Иоанн Дука Ватаци и патриарх Мануил II избирали послов для отправления к римскому папе Иннокентию IV, то вместе с архиереями Кизическим и Сардским предполагали послать и игумена Арсения. Но он отказался от этой миссии, а потом сложил с себя и звание игумена Оксийского монастыря и удалился в монастырь близ Аполлониадского озера, где и посвятил себя суровым аскетическим подвигам. Патриарх Мануил II склонял Арсения возвратиться на Оксию, а когда он отказался, сказал ему: «Патриаршества ищешь?» – Царь Феодор II Ласкарис, узнав, что Арсений живёт близ Аполлониадского озера, немедленно послал за ним, когда возник вопрос об избрании преемника скончавшемуся патриарху Мануилу, «потому что Арсений, – говорит Скутариот, – имел познание в науках, прошёл грамматическое образование и изучил общие науки ( τ γκκλια μαθματα), так что понимал всё, что читал, и не затруднялся в грамматических тонкостях, – от юности избрал монашескую жизнь и был многими засвидетельствован в своих добродетелях».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

В существе своем сказанное слово Епископа МАНУИЛА отвечало на два вопроса: 1) имели ли иосифляне достаточное основание к отходу от Заместителя и каковы подлинные причины раскола; и 2) за кем необходимо следовать, чтобы идти правильным путем спасения. На оба эти вопроса даны четкие и ясные ответы: достаточного основания к отходу иосифляне не имеют и что основной причиной разделения является гордость и отсутствие любви, следовать же необходимо только за теми пастырями и архиереями, которые находятся в полном послушании Высшей Церковной Власти. Характерно, что в беседе, как и в письмах, Епископ выставлял свой личный авторитет, но авторитет не самопревозношения или тщеславия, а духовного отца, неизменно стоящего в Христовой истине. Начало противодействия иосифлянскому расколу было положено. В сердца верующих были посеяны добрые семена, которые не замедлили дать благие плоды. 16/29 апреля Епископ МАНУИЛ вместе с митр. Серафимом (Чичаговым) совершил в Троицком соборе, что на Измайловском проспекте, литургию. После службы ему было дозволено говорить поучение. Как и в прошлой своей беседе, так и теперь Епископ МАНУИЛ сосредоточил все свое внимание на церковных событиях текущего дня. Он подробно изложил свой взгляд на эти события и дал им надлежащую оценку 127 . Многое из того, что говорил или изъяснял Епископ МАНУИЛ, люди либо впервые слышали, либо понимали и оценивали иначе. Так, например, они по-иному смотрели на запрещение, наложенное митр. Сергием и Синодом на ушедших в разделение священнослужителей. Им казалось, что оно не имеет канонической силы. Теперь же это запрещение поставлено в тесную взаимосвязь с запрещением, незаконно снятым епископом Алексием с протоиерея А. Введенского . Это уже другая трактовка событий, ясно говорящая о неверном и даже преступном действии запрещенных пастырей и архипастырей. По-иному освещена личность митрополита СЕРГИЯ и его каноническое достоинство. На митр. СЕРГИЯ смотрели как на личность, зазнавшуюся и оторванную от истинных источников Церкви; теперь было показано, что он гораздо смиреннее митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Вот в такую-то обитель и прибыл на буксире 98 по научной командировке студент 3-го курса Петроградской духовной академии иеромонах МАНУИЛ. Его потянула сюда не одна только научная работа. Он искал себе уединения и молитвенного подвига в тихой малолюдной обители, каковой и был Муромский монастырь. Суровый климат его не пугал. К нему он закалил себя еще в безбрежных степях Казахстана на берегу Иртыша в Заречной Слободке, где наряду с холодом часто господствовала лихорадка. Ветры и снежные бураны ему тоже не помеха. Они пробуждали в нем только мужество и еще больше закаляли его волю. Пусть завывают себе вьюги, ему не страшно. Под их песни хорошо творить Иисусову молитву и возносить хвалебное пение Богу. Климат суровый, но сердце горячее. Оно жаждало подвигов именно среди сурового климата. И вот это место – Муромская обитель... Отец МАНУИЛ не любил терять время и находиться в праздности. С первых же дней приезда в северную обитель он сразу же приступил к выполнению своих обязанностей, возложенных на него Академией и правящим Олонецким епископом. Время распределялось очень аккуратно. Утром молитвенное правило, затем литургия, подкрепление себя скудной пищей, небольшое монастырское послушание, а потом работа с книгами и рукописями в монастырском архиве и библиотеке; вечером церковная молитва , трапеза, снова работа с книгами и рукописями, молитва и сон. Редко когда отводил несколько минут на прогулку после праведных трудов, чтобы подышать свежим воздухом и подкрепить свои силы. Работал он в архивах и других монастырей Олонецкой епархии, выискивая, как неутомимая пчелка, духовный нектар, залежавшийся в обителях. В Муромском монастыре братия очень любила его за его кротость, трудолюбие и духовную настроенность. И несмотря на то, что ему было тогда 35 лет, вся братия: старцы и юные – чистосердечно приносили ему свое покаяние и получали от него мудрые советы. Отец МАНУИЛ как-то не выделял себя из числа монастырской братии и наравне с нею разделял физический труд. Он колол дрова, очищал в зимнее время монастырский двор от снега, ходил к озеру за водой и т. п. Последнее послушание было трудным и даже опасным.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНУИЛ III ВЕЛИКИЙ КОМНИН (16.12.1364 - ок. 5.03.1417, Трапезунд, ныне Трабзон, Турция), император Трапезундской империи (с 20 марта 1390). М. В. К.- младший сын имп. Алексея III Великого Комнина и Феодоры Кантакузины; стал наследником престола в 1377 г., после смерти его старшего брата Василия. В период правления М. В. К. Трапезунд был вынужден лавировать между державами Османов и Тамерлана, попадая от них в зависимость. М. В. К. был свидетелем борьбы огромных сил мусульм. мира, повлиять на ход к-рой он был не в состоянии. В кон. XIV в. давление на Трапезунд оказывал османский султан Баязид I, к-рый в 1398-1400 гг. провел кампанию в Вост. Анатолии, расширяя свои владения. Он захватил Амис (Самсун), Севастию (Сивас) и ряд др. крепостей, вплотную приблизившись к границам Трапезунда. В 1396/97 г. войско туркменского правителя Сулейман-бека ибн Хаджи Амира захватило Керасунт, прежде принадлежавший Трапезунду. М. В. К. поддерживал тесный союз с палеологовской Византийской империей, а также с эмиром Эрзинджана Мутаххартаном, стремясь тем самым нейтрализовать османскую угрозу. Имп. Мануил III Великий Комнин. Серебряный аспр. Аверс. Реверс. 1390–1417 гг. Имп. Мануил III Великий Комнин. Серебряный аспр. Аверс. Реверс. 1390–1417 гг. Важнейшим партнером Трапезунда на Западе являлась Венеция, чьи купцы пользовались значительными привилегиями в трапезундской торговле. В 1391 г. М. подтвердил договор с Венецией, заключенный еще в 1319 г. В 1396 г. М. В. К. подписал «Золотую буллу», к-рая позволяла венецианцам вести торговлю в Трапезунде без пошлин, иметь свою церковь, банк и юридическую контору. В 1416 г., когда в Трапезунде сломались городские часы, М. В. К. отправил механизм в Венецию для ремонта. В это же время отношения с генуэзцами были враждебны. В 1416 г. они даже готовились к войне с Трапезундом, хотя о дальнейшем развитии этого конфликта сведений нет. Вероятно, уже в 90-х гг. XIV в.

http://pravenc.ru/text/2561900.html

Умоли милосердие Божие о гресех наших и обеты наша ко исправлению приими, да восхвалим Рождество Христа Бога нашего, и Пречистую Матерь Его, и Тебе, Честнейший служителю Его, Святый Ангеле ныне и в бесконечные веки. Аминь». Вместе с ним молилась и паства. «Светоносный Ангеле Господень, церкви Кадашевския Хранителю! Не остави нас грех ради наших. Не попусти скорби коснуться недостойных сердец наших. Виждь желание, стремление душ наших ко исправлению. Принеси покаяние наше ко Престолу Господню. Соделай чистыми души наша ко служению Богу и не отыми от нас сокровище и утешение наше – старца нашего Епископа МАНУИЛА. Умоли Господа и Матерь Его Святую, да мир и благословение ниспослет Он на главу его. Вся потребная телу его, вся хотения души его честныя исполни ему. Огради сенью крил Твоих всех служащих во святем и всечестнем храме сем и нас, непотребных да выну хвалу возносим Богу нашему, Пречистой Матери Его и всем святым с тобой, Ангеле Святый. Аминь». Но как ни горячей была молитва архипастыря и паствы, а воле Божией угодно было послать новое испытание и любящему, и любимым. 20 декабря 1933 года Епископ МАНУИЛ был отрешен от паствы и отправлен в далекую, холодную и суровую Сибирь в Мариинск, Новосибирской области. Годы ссылок и скитании (1933–1944 гг.) В Мариинских лагерях епископ МАНУИЛ пробыл до весны 1936 года. Это была тяжелая ссылка в условиях сибирского климата. Но и здесь он не упал духом, хотя временами и приходилось испытывать невыносимое внутреннее томление. Среди невзгод и изнурительного физического труда он находил еще возможность заниматься литературной деятельностью. В период 1935–1936 гг. епископ МАНУИЛ написал заметки о «Методах научно-исследовательской работы» (по линии историко-литературоведческой) и собирал материал по вопросам «Особенности творчества в научно-исследовательской работе» и др. В суровых условиях Сибири святитель не раз был утешаем небесными явлениями. В марте 1934 года во сне явился митр. Московский ФИЛАРЕТ (Дроздов) с ликом печальным, прискорбным и совершенно молчаливым. Это было тогда, когда у епископа МАНУИЛА болело сердце 143 .

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Афанасия, которое находится в той же книге Калокерини (5-го июля). Годы подвижничества св. Афанасия на Камине поставлены по Истории Афона преосвящ. Порфирия. Ч. III, ст. 68, 69. Изд. 1877 г. 4 Время жизни пр. Михаила. В конце жития пр. Михаила говорится, что он отрекся от мира восемнадцати лет и подвизался в продолжении пятидесяти лет. Так как из предков пр. Михаила, в мире Мануила, нет никого, кто бы назывался Мануилом, как видно из начала жития, так как в то время было уже в обычае давать младенцам имена святых, во дни которых они родились, а в то время единственно и весьма чтим был (по древним святцам) мученик с именем Мануил, пострадавший с Савелом и Исмаилом при императоре Иулиане в 362 году 17-го июня; то весьма вероятно, что Мануил родился или 17-го июня, или около сего дня. Есть в славянских святцах другой мученик Мануил 27 марта, но в греческих месяцесловах, он называется Еммануил. А что Мануил с Савелом и Исмаилом особенно чтились Греческой церковью, видно из того, что этой дружине построен был в Константинополе храм императором Феодосием Великим спустя 30 лет по кончине их, а патриархом Германом, в первой половине VIII века (+ 740 г.), написан канон, по времени один из первых канонов святым. Если преп. Михаил родился около 17-го июня, то во время пострижения было ему действительно, по житию, 18 лет, может быть, с немногими днями более или менее, ибо он пострижен в июне или около июня 912 года, спустя недолго после смерти императора Льва VI, который скончался 11-го мая 912 года, и, следовательно, год рождения преподобного безошибочно можно полагать 894-й, а не 893-й или 895-й. С большей точностью определяется год кончины преподобного. Он пострижен летом в 912 году, подвизался 50 лет, скончался 12-го июля, как последнее видно из греческого синаксаря и из 8-й песни канона; следовательно, кончина его последовала в 962 году. В частных хронологических показаниях встречается одно недоразумение: ученик преподобного монах Феофан, дивно исцеленный им, служил ему 40 лет до самой смерти его.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

(Красная газета, 1924, 5 февраля, вечерний выпуск, с. 2.) В конце января епископ Мануил прибыл в Москву и явился к Тучкову для переговоров о делах Ленинградской епархии. – С такими архиереями, как вы, не разговаривают, таких архиереев к стенке ставят, – перебил его на первом же слове Тучков. – Вы это сознательно говорите? – спросил его епископ Мануил. -Да. – В таком случае, мне с вами не о чем разговаривать, – сказал епископ Мануил и вышел из кабинета. Перейдя через дорогу, он прошел затем в Наркомат юстиции, который помещался тогда с другой стороны Лубянки, и принес официальную жалобу на ГПУ. Красиков, работник Наркомата, заведовавший церковными делами, внимательно выслушал владыку, успокоил, поблагодарил за то, что тот обратился в Наркомат, и обещал принять меры. В тот же день епископ Мануил вернулся в Ленинград. Через два дня в Ленинград выехал также Тучков. 2 февраля 1924 г. им был арестован епископ Мануил и около сотни человек, которым приписывалось участие в тайной организации. Большинство своих однодельцев епископ Мануил не знал даже по имени. Через некоторое время епископ Мануил был приговорен к трем годам высылки и отправлен на Соловки. Все “дело” было, разумеется, гнусной провокацией типа “дела врачей”. Обновленческий Синод обратился к Ленинградской епархии по этому поводу со специальным воззванием, которое зачитывалось во всех обновленческих храмах. Приводим его здесь полностью: “Послание Священного Синода духовенству Ленинградской епархии. Отцы и братия! Кончилась церковная “мануиловщина”. То, чем влияли на сознание маловерующих людей: окропление храмов, покаяния архиереев и священнослужителей перед толпой народа, переосвяшение антиминсов и священных сосудов, сжигание Святых Даров и др. – все оказалось лишь ширмой, средством, чтобы эксплуатировать религиозное чувство верующих, организовать совершенно нецерковные выступления, мешая дело человеческое с делом Божиим. Горькое чувство охватывает и тех, кто в простоте сердца доверился им, и тех, кто напрасно пытался остановить их. Они увлекли за собою часть наших братии, а теперь, как, например, епископ Мануил, публично признают свои ошибки (?). Сколько опять слез и мук из-за прошлой уверенности в непогрешимости, из-за их епископского самоутверждения, вопреки предостерегающим голосам епископов Церкви Российской и многих-многих пастырей!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несмотря на блестящие успехи на латинском Востоке и в Венгрии, изоляция Византийской империи сказывалась все сильнее, и к концу 70-х гг. положение Мануила стало весьма шатким. Надежды на совместные с Римом действия оказались обманчивыми: для церковного объединения отсутствовали предпосылки с обеих сторон, причем повсюду – в Венеции, в Далмации, в Венгрии – византийскому императору противодействовала именно клерикальная партия 897 . Подозрительность по отношению к схизматикам-грекам была на Западе неискоренимой, так же, как в Византии отвращение к латинянам. Никита Хониат передает общее настроение византийцев, когда говорит: «Проклятые латиняне... жаждут наших богатств и желают уничтожить наш род... Между нами и ими утвердилась бездна раздора, и мы несоединимы с ними образом мыслей и диаметрально противоположны» 898 . Неистощимый в нахождении новых способов и средств, Мануил богатыми субсидиями оказал помощь союзу ломбардских городов в их борьбе с Фридрихом Барбароссой. Однако и это оружие было отнято у него вследствие венецианского договора (1177), который прекратил войну императора Фридриха I с Ломбардской лигой и привел к его примирению с папой. После завершения западной схизмы, которой с большой ловкостью умел пользоваться Мануил, исчезли последние предпосылки для сотрудничества между Византией и папством 899 . Как Мануил в любом враге Барбароссы видел своего друга, так и Фридрих I искал связей с противниками византийского императора. С 1173 г. он вступил в контакт с иконийским султаном Кылыч-Арсланом. Выдающееся положение, которое создал себе Мануил на латинском Востоке, обеспечивало Византии надежные позиции и по отношению к Иконийскому султанату. При помощи ловкой игры на противоречиях между сельджукидскими правителями и некоторых военных успехов в Малой Азии император смог увеличить свое превосходство. В 1162 г. султан Кылыч-Арслан провел три месяца в Константинополе и обязался поставлять войска и передать несколько городов Византии 900 . Впрочем, эти обязательства остались невыполненными, и пока Мануил был занят в Венгрии и на Западе, Кылыч-Арслан смог укрепить свою власть в Малой Азии. Поддержка немецкого императора утвердила его в намерении защищаться, и в 1175 г. между Византией и Иконием произошел разрыв. В следующем году византийский император двинулся против Икония с большими силами. Однако в горных проходах Фригии при Мириокефале 17 сентября 1176 г. византийская армия была окружена и разбита турками 901 . Сам Мануил сравнил это поражение с катастрофой, которая постигла Византию за 105 лет до этого при Манцикерте 902 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010