[греч. Κωνσταντνος Ακροπολτης] (между 1250 и 1255 - до мая 1324), визант. гос. деятель, писатель. К. А., старший сын историка Георгия Акрополита , получил блестящее образование у ритора Мануила Оловола и патриарха К-польского Григория II Кипрского . В 1275/76 г. женился на представительнице знатного рода Торников Марии Комнине Торникине, имел с ней в браке 3 дочерей и 2 сыновей. Одна из дочерей К. А., Феодора, вышла замуж за полководца Алексея Филантропена, другая - за Михаила Комнина, сына трапезундского имп. Иоанна II Великого Комнина . В отличие от отца К. А. в 1274 г., после заключения Лионской унии, занял антиуниат. позицию и был отдален от двора, хотя прежде имп. Михаил VIII Палеолог благоволил к нему. Об осуждении К. А. унии Церквей можно судить по ремаркам в Житии Иоанна Дамаскина (BHG, N 885), в к-рых автор уподобляет униатов иконоборцам VIII в. (PG. 140. Col. 837). Однако через неск. лет положение К. А. упрочилось, в 1282-1294 гг. он был логофетом геникона. Вторая опала К. А.- в сер. 90-х гг. XIII в.- связана с поддержкой восстания Алексея Филантропена. В 1305/06-1321 гг. К. А. был великим логофетом. Как и отец, он был ктитором монастыря Воскресения Христова в К-поле, пришедшего в упадок в годы латинского владычества. Важный источник для реконструкции биографии К. А.- коллекция писем, к-рая включает 196 посланий (письма 195 и 196 добавлены к основному корпусу позднее: Costantino Acropolita. Epistole. 1991. P. 101). Среди корреспондентов К. А.- патриарх Григорий II Кипрский, ученые Никифор Хумн, Георгий Пахимер, Иосиф Ракендит, Феодор Иртакин, Мануил Мосхопул, Мануил Оловол, Феодора Раулена. Письма К. А. содержат ценные сведения о лит. вкусах эпохи: в 90-м послании он жестко критиковал сатирический диалог XII в. «Тимарион» за неподобающий стиль и богохульное содержание (Ibid. P. 180-182). Изображение К. А. и его жены сохранилось на иконе Богородицы «Одигитрия», созданной по их заказу и хранящейся ныне в Гос. Третьяковской галерее в Москве ( Nicol. 1965. P. 252. Fig. 1-3).

http://pravenc.ru/text/2057058.html

Через год в назначенный день Зосима ждал преподобную на берегу Иордана. Когда она приблизилась, он с ужасом осознал, что не позаботился о лодке и пустынница не сможет переправиться к нему. Однако подвижница перекрестила воду и пошла по ней, как по земле. С великим благоговением причастившись Св. Христовых Таин, она вновь попросила Зосиму прийти в указанное место через год. Затем она так же осенила реку крестным знамением, как по суше, перешла на др. берег и скрылась в пустыне. Зосима же стал укорять себя, что до сих пор не узнал имени преподобной. Встреча прп. Зосимы и прп. Марии Египетской. Смерть прп. Марии. Роспись часовни Пресв. Троицы в Люблине, Польша. XV в. Встреча прп. Зосимы и прп. Марии Египетской. Смерть прп. Марии. Роспись часовни Пресв. Троицы в Люблине, Польша. XV в. В следующем году он пришел в пустыню и нашел тело усопшей отшельницы. На земле в изголовье покойной было начертано ее имя - «смиренная Мария», а также день и час ее кончины - сразу после причастия, т. е. год назад. Зосима попробовал выкопать могилу, но земля была очень сухая и твердая. Вдруг из пустыни вышел огромный лев и стал лизать ноги преподобной. Тогда Зосима обратился к зверю с просьбой вырыть когтями яму, что лев и сделал, а затем скрылся в пустыне. После погребения подвижницы старец вернулся в обитель и рассказал игумену и братии о своей встрече. Иноки стали отмечать память преподобной и записали предание о ней. Зосима же прожил долго и мирно скончался в 100-летнем возрасте. Данное Житие вошло в Минологий (Четьи-Минеи) Симеона Метафраста практически без обработки; впосл. получило широкое распространение на православном Востоке и имеет 5 греч. переработок. Мн. визант. авторы посвящали М. Е. свои произведения. Протасинкриту Евфимию принадлежит Похвальное слово в ее честь (BHG, N 1044е), коммеркиарий Иоанн и Максим Плануд составили ее Жития в стихах (BHG, N 1043, 1044аа), Никифор Просух и Максим (Мануил) Оловол посвятили ей гимны (BHG, N 1044, 1044b), имп. Мануил II Палеолог написал речь (BHG, N 1044с).

http://pravenc.ru/text/2562136.html

Мануил Фил (ок. 12751345) – уроженец города Эфеса на юго-востоке Малой Азии, поэт и государственный деятель, посетивший с дипломатическими миссиями Русь и страны Востока. Он автор многочисленных поэм о животных, эпиграмм и экфрасисов, описывающих произведения архитектуры, живописи и прикладного искусства. В эпиграммах, обращенных к императору, поэт заимствует у Феодора Продрома мотив попрошайничества: его хитон «поистрепался, продырявился» и «нуждаясь страшно в одеянии», он припадает к «державному повелителю». В поэме «О свойствах животных», посвящённой императору Михаилу VIII Палеологу, Мануил Фил рассказывает о повадках птиц и животных, о различных парадоксальных ситуациях, возникающих с ними. Среди персонажей его поэмы находятся как реальные обитатели животного мира, так и мифические (единорог, онокентавр или ослокентавр, катоблен, живущий в «земле Ливийской» и «весьма похожий на быка свирепого»). Мануил Оловол (XIII в.) – высокообразованный человек, которого называли «ритором риторов». Сначала он был тайным секретарем при дворе Михаила VIII Палеолога. В 60-х годах Мануил Оловол был назначен патриархом Германом ритором специальных школ, открытых при крупнейших столичных храмах. Он преподавал грамматику, логику и риторику, изучая со своими учениками помимо богословских сочинений «Органон» Аристотеля. Будучи приверженцем Uoahha IV Ласкариса, Мануил Оловол впал в немилость. Ему отрезали нос и губы и сослали в Никею в Иакинфовский монастырь, но вскоре он был освобожден по ходатайству патриарха Германа. В вопросе об унии с западной церковью Оловол сначала поддержал Михаила VIII, затем стал ярым противником объединения, что явилось причиной нового заключения. По приказу императора его связали веревками вместе с другими оппозиционерами, обвешали овечьими кишками и водили по городу, подвергая издевательствам толпы. Мануил Оловол был освобожден лишь после смерти Михаила VIII в 1282 г. Основные труды ученого были связаны с его преподавательской деятельностью. Он составил схолии к сборникам стихов античных поэтов, перевел на латинский язык и написал комментарии к одной из частей «Органона» Аристотеля «Первая и Вторая аналитика», прокомментировал перевод Боэция (высокопоставленного придворного чиновника остготского короля Теодориха) о диалектике и силлогизмах. Мануилу Оловолу принадлежит похвальное слово императору Михаилу VIII Палеологу, в котором он прославлял императора за возрождение высшей школы в Константинополе и за включение в ее программу грамматики, поэзии и метрики стиха. О трагической судьбе Оловола рассказал в своем сочинении историк Георгий Пахимер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

485 г.), Дамаский (глава школы после ее закрытия Юстинианом I в 529 г.) и его ученик Симпликий, в Александрии – Аммоний (ученик Прокла) и его ученики и последователи (Асклепий, Иоанн Филопон, Олимпиодор, Давид, Илья) распространяли неоплатонизм, систематизировали и интерпретировали Аристотеля и Платона. Позже влияние школ неоплатоников можно обнаружить в сочинениях Псевдо-Дионисия, Иоанн Скифопольского, Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина . В Константинополе как философы выделяются в IX в. Лев Математик и в Х в. ипат философов Константин. В этот период логика Аристотеля была пересмотрена Фотием, который критиковал метафизику и политику Платона, тогда как Арефа Кесарийский комментировал логику Аристотеля, занимался активной перепиской рукописей Платона. В XI в. ипатом философов был Михаил Пселл . Его последователь Иоанн Итал использовал философский анализ для решения богословских вопросов. Ученик Итала, Евстратий Никейский, сотрудничал с Михаилом Эфесским и пользовался покровительством Анны Комниной. Его работы стали открытием мыслей Аристотеля для латинского Запада. После падения Константинополя в 1204 г. и в эпоху Палеологов продолжение философской традиции можно видет в сочинениях Георгия Пахимера, Софония, Льва Магентика, Феодора Метохита, которые занимались перепиской Аристотеля, читали редкие рукописи неоплатоников и критиковали Никифора Хумна, который нападал на психологию неоплатоников. Сочинения западных философов (Боэция, Аврелия Августина , Ансельма Кентерберийского, Фомы Аквинского) переводили на греческий Мануил Оловол, Максим (Михаил) Плануд, а в XIV в. – Прохор и Димитрий Кидонисы. В финальной фазе византийской Ф. в XV в. особо выделяются Георгий Гемиист Плифон, Георгий (Геннадий) Схоларий и Виссарион Никейский. Они оказали большое влияние на Ф. итальянского Возрождения. В качестве письменных источников особенно значимо современное издание Philisophi Byzantini в Corpus philosophorum Medii Aevi. Филосторгий (ок. 368 – после 425 г.) – жил в Константинополе, писатель, автор истории Церкви с 315 по 425 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Григория Паламы - напр., св. Николаем Кавасилой, Феофаном Никейским, Геннадием Схоларием. Многие др. правосл. авторы, начиная со свт. Нила Кавасилы и Каллиста Ангеликуда, взялись за перо для опровержения томизма, пользуясь исключительно переводами К. Именно К. сыграл определяющую роль в обращении многих знатных византийцев в католичество. Если в XIII в. лишь двое (Николай из Отранто и Мануил (Максим) Оловол) знали лат. литературу и склонялись к католич. богословию, а в XIV в. - всего лишь четверо (Максим Плануд, Варлаам Калабрийский, Димитрий и Прохор Кидонисы; первые 3 перешли в католичество), то в XV в. таких людей насчитывалось уже 11. Всего же греч. интеллектуалов, посещавших в XIV-XV вв. Италию и писавших трактаты о разделении Церквей, Дж. Монфазани насчитывает 43 ( Monfasani J. The Pro-Latin Apologetics of the Greek Émigrés to Quattrocento Italy//Byzantine Theology and Its Philosophical Background/Ed. A. Rigo. Turnhout, 2012. P. 160-186. (Byzantios: Studies in Byzantine History and Civilization; 4); здесь: p. 161-162, 182-186). Помимо христианских авторов среди учеников К. был и Георгий Гемист Плифон, ставший затем платонизирующим язычником. Он заимствовал у К. некоторые положения томистского учения, в частности аксиоматическую богословскую эпистемологию Фомы и К., приспособив их к своим целям ( Demetracopoulos J. Georgios Gemistos-Plethon " s Dependence on Thomas Aquinas " Summa contra gentiles and Summa theologiae//Archive for Medieval Philosophy and Culture. 2006. Vol. 12. P. 276-341; здесь: 324-329). В «Законах» Плифон использовал также утверждение прав человеческого разума в исследовании божественных вещей, имеющееся в Апологии 2. Критика паламизма (см.: Russell N. Palamism and the Circle of Demetrios Cydones//Porphyrogenita: Essays on the History and Literature of Byzantium and the Latin East in Honour of Julian Chrysostomides/Ed. Ch. Dendrinos et al. Ashgate, 2003. P. 153-174). Отрицательное отношение к невежественным монахам-исихастам проскальзывает во многих письмах К.

http://pravenc.ru/text/1684325.html

Максим Оловол (Мануил) – родился в конце первой половины XIII в. Про- тосинкелл, ученый ритор, учитель в высшей школе Константинополя, «дидаскал логической науки», превосходный врач, автор писем (не изданы). Максим Плануд (ок. 1255–1305 гг.) – в монашестве Михаил (с 1283 г), философ, превосходный переводчик с латыни, составитель обширного сборника греческих эпиграмм, научный последователь Георгия Пахимера. Преподавал литературу, риторику, метрику, математику, астрономию, а возможно, медицину и латынь в монастырях Хора и Акаталепта в Константинополе, писал пересказы работ античных авторов, таких как Диофант Александрийский, создал трактат «Стоихиоис» («Элементы») и, что особенно важно, учебник арифметики, где использовал арабские цифры. Малакатарий – дословно с греч. «разминатель кожи», византийский ремесленник, который готовил высшие сорта кожи и продавал ее тем, кто делал обувь. Малая Азия – часть света, огромный полуостров, омываемый с севера Черным морем, с запада – Эгейским, а с юга – Средиземным морями; в настоящее время почти целиком занят Турцией. Римляне, достигшие М. А. во II в. до н. э., разделили ее на несколько провинций (Азия, Вифиния, Понт, Ликия, Памфилия, Киликия, Каппадокия, Галатия). Со времени разделения Империи (395 г.) М. А. входила в состав Восточной Римской империи (Византии). В византийскую эпоху М. А., – ядровые земли ромеев, – играла важную роль не только из-за поставок продовольствия и полезных ископаемых, но также благодаря своему богатому греческому культурному наследию, влияние которого ощущалось в кругах интеллектуалов Константинополя. Во второй половине VII – IX вв. М. А. подвергалась нападениям арабов, в XI в. ее большая часть была захвачена сельджуками, а с конца XIII в. постепенно покорена турками-османами. Малх Филадельфиец – родился в V в. в палестинской Филадельфии; автор всемирной хроники «О событиях или делах ромейских» в семи книгах, где описывалась история Империи в 306–480 гг. Дошла только во фрагментах. См.: историки Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Основателем его стал в середине III в. перс (вавилонянин) Мани (ок. 215– 277 гг.). Манихейство получило в дальнейшем широкое распространение от Рима до Китая, будучи заимствовано некоторыми другими еретическими течениями в Византии и за ее пределами, к примеру, мессалианами, павликианами, богомилами. Просуществовало до XII в. В основе учения Мани лежало представление о том, что человек произошел в момент борьбы бога света и бога мрака и поэтому объединяет в себе два начала – доброе и злое. Душа его взята из царства света, а тело из царства тьмы и зла. Мир является ареной борьбы светлого и темного начал, а человек должен всячески содействовать добру, ведя высоконравственный образ жизни аскета, вплоть до отказа от брака и деторождения. М. употребляли только растительную пищу, отвергали крещение и многие другие христианские таинства и обряды. Тем не менее вера в нематериального Бога, противопоставлявшегося материальному миру, вера в загробную жизнь и воздаяние после смерти, на том свете, сближала манихейство с христианством и позволяли ему оказывать большое влияние. С самого начала М. подвергались гонениям со стороны официальной Церкви и государства, но особенно в VI в., в правление византийских императоров Юстина I и Юстининана I (518–565 гг.). Манкип – лат. термин; 1) в Риме означал откупщика определенной статьи государственного дохода, в том числе, хлебопекарни, которая сдавалась на откуп М.; 2) в Византии – пекарь, булочник. Синоним – артопой. Мантия – от греч. «мантион», покрывало, плащ; длинная накидка с застежкой или завязкой на вороте. У монахов покрывала рясу и подрясник. У женщин иногда состояла из полукруглого куска материи, украшенного по краю кистями или шитьем. Мануил Калека – византийский ритор, богослов, монах – доминиканец (ум. 1410 г.). Автор 89 писем. Мануил Мосхопул – известный грамматик, учитель риторики, высокоодаренный математик. Его деятельность протекала в Константинополе на рубеже XIII-XIV вв. Мануил Оловол – ритор, врач, императорский секретарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1997. P. 159-170). Последний раз в Византии титул «Нового Константина» использовал придворный ритор Мануил Оловол в энкомиях в честь имп. Михаила VIII Палеолога (1259-1282), отвоевавшего К-поль у латинян в 1261 г. и тем самым в буквальном смысле воссоздавшего империю К. ( Manuelis Holoboli Orationes/Ed. M. Treu. Potsdam, 1906-1907; Macrides R. J. From the Komnenoi to the Palaiologoi: Imperial Models in Decline and Exile//New Constantines. 1997. P. 270-272). По мере развития христ. культуры и в Византии, и в Зап. Европе наряду с «политической» традицией культа К. постепенно начала формироваться и традиция его церковного почитания. Эта эволюция форм почитания К. от общественно-политической к церковной является ярким показателем сложного процесса христианизации позднеантичного и средневек. мира, постепенного роста влияния в нем христ. вероучения и традиций, их все более глубокого проникновения в сферы общественных взглядов и отношений, в психологию древнего общества и человека. Крещение имп. Константина Великого. Роспись капеллы Сан-Сильвестро в базилике Санти-Куатро-Коронати, Рим. 1247 г. Крещение имп. Константина Великого. Роспись капеллы Сан-Сильвестро в базилике Санти-Куатро-Коронати, Рим. 1247 г. В сер. IV - сер. V в. развивается легендарная история обретения Древа Св. Креста Господня в Иерусалиме (см. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня ). В ней на 1-м плане - факт присутствия св. Елены на месте раскопок на Голгофе, а самому событию придается все более провиденциальный смысл. Обретение Св. Креста Господня матерью К. и установление почитания св. мест Палестины начинают восприниматься как одни из главных символов торжества христианства в мире. Одновременно в процессе развития образа К. как христианина важнейшее место занимает тема почитания им креста как знака новой веры. В трудах церковных историков этой эпохи (Руфин Аквилейский, Сократ Схоластик, Созомен, Феодорит Кирский) особо подчеркиваются неск. связанных с этим эпизодов: видение К. Креста на небе перед битвой с Максенцием, обретение Св. Креста Господня в Иерусалиме и почитание частиц этой реликвии К., а также новое явление Св. Креста в небе над Иерусалимом ок. 351 г. при имп. Констанции II. В эпоху имп. Ираклия (610-641) произошло очевидное для всех современников символическое воспроизведение событий Крестовоздвижения при К. и Елене, когда во время византийско-персид. войны Животворящее Древо было захвачено персами и затем возвращено христианам. Ираклий, в 630 г. лично перевозивший святыню в Иерусалим, несомненно воспринимал К. как образец.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

Церковь святых Петра и Марка во Влахернах (81) - см. ст. Влахерны . Церковь святых Петра и Павла близ дворца Гормизда (82) - см. Сергия и Вакха храм в Константинополе (Кючюк-Аясофья-джами). Церковь святых Петра и Павла при Орфанотрофии (83) (ν τ ρφανοτροφε - сиротском доме) ( Janin. 1969. P. 399-400) (развалины орфанотрофия на территории совр. парка Гюльхане - Иванов. 2011. С. 162-164), обычно упоминаемая в источниках как ц. св. Павла, основана имп. Юстином II в 70-х гг. VI в. Возможно, реставрировалась при императорах Романе III Аргире (1028-1034) и Алексее I Комнине (1081-1118), к-рые проводили строительные работы в орфанотрофии, а также при Андронике II Палеологе (1282-1328). В правление последнего ритор Мануил Оловол организовал при церкви школу грамматики. В последний раз храм упоминается в рукописи XIV в. В церкви совершалось значительное число синаксисов: мученикам Трофиму, Савватию и Доримедонту (19 сент.); освящению церкви и апостолам Петру и Павлу и целому ряду святых (29 окт.); прп. Нилу, мощи которого вместе с мощами его сына прп. Феодула и др. отшельников имп. Юстин II поместил под алтарем этой церкви (12 нояб.); сщмч. Зотику Сиропитателю (31 дек.), апостолам Петру и Павлу (29 июня), 12 апостолам (30 июня) и мч. Иусту (14 июля). Церковь св. Полиевкта (84) - см. Полиевкта храм в Константинополе . Ворота Эдикарнапы. Гравюра. 1840 г. Ворота Эдикарнапы. Гравюра. 1840 г. Церковь св. Романа (85) ( Janin. 1969. P. 448-449), во имя Романа , мч. Антиохийского, находилась в квартале Элевиха близ ворот св. Романа (см.: Иванов. 2011. С. 543). Псевдо-Кодин приводит легендарные сведения, согласно к-рым церковь была основана имп. равноап. Еленой, поместившей здесь перенесенные из Иерусалима мощи Даниила и др. пророков, а также вмч. Никиты . Русские паломники XIII-XV вв. оставили противоречивые сведения об имеющихся в церкви мощах, однако все они сходятся в указании на мощи прор. Даниила (согласно анонимному паломнику XV в., в честь пророка именовалась и сама церковь; он считал, что св. мощи принадлежат Роману Сладкопевцу). Синаксарь К-польской ц. упоминает о мощах вмч. Никиты и пророков Даниила и Аввакума . Не согласуется с др. источниками сообщение из Patria CP о том, что при имп. Льве V Армянине (813-820) здесь занимались гимнографическим творчеством прп. Феодор Студит и его брат Иосиф (впосл. архиепископ Фессалоникийский). По данным хронистов, церковь полностью отреставрировал имп. Василий I Македонянин. Вероятно, об этом храме идет речь в соч. «О церемониях» имп. Константина VII Багрянородного (сер. X в.), согласно к-рой в Неделю ваий сюда торжественно прибывал префект города. В 1400-1401 гг. храм упоминается в 2 постановлениях патриарха Матфея I. В церкви отмечали 4 синаксиса: в честь ее освящения (28 окт.), вмч. Никиты (15 сент.), мч. Романа (18 нояб.) и прор. Аввакума (2 дек.).

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Впрочем, довольно об этом. Теперь время начать обещанный рассказ. Был день собрания в священных царских палатах, и на священное собрание явились иеромонахи, священники и монахи, сколько находилось их в городе. Пришел и патриарх, и весь собор. Предметом рассуждения был тот, занимавший всех мир. Когда все уселись и двое приверженцев царя – архидиакон Мелитиниот и протапостоларий Киприй удостоены были чести занять места,– ритор Оловол стоял и ожидал от царя позволения сесть. Так как ему не было указано кресло, то он вышел в другую комнату и сел. Потом когда начали рассуждать и стали искать ритора, считая полезным его присутствие, он позван был и, чувствуя нанесенное себе бесчестие, предстал пред царя не с видом кротости,– на вопросы не отвечал; и между тем, как царь надеялся найти в нем поддержку своих мнений, тот совершенно изменил прежний образ мыслей и объявлял царю противное, утверждая, что никогда не согласится на предложенное требование. Царем вдруг овладела ярость, и он разразился криком: ты всегда неприязнен царю и постоянно меняешься в своих мыслях – не по другой какой причине, а только по своей ко мне ненависти, которая написана у тебя на носу 103 , напоминающем тебе о понесенном наказании. Выведенный из себя непомерною страстью честолюбия и раздраженный вместе мыслию о своем унижении, ритор высказал действительную причину испытанного им наказания: причина состояла в том, говорил Оловол, что он был предан малолетнему царю Иоанну. Едва он произнес это, как приверженцы царя, желая показать наперерыв друг перед другом свое к нему усердие, бросились,– кто откуда – на ритора и хотели растерзать его. Но царь, как бы по человеколюбию, воспретил это, отложивши свое мщение, как после оказалось, до более удобного времени. Подпавши гневу царя, ритор прибег в церковь и искал в ней спасения: но царь, взяв его оттуда, сослал в Никею и, как бы желая ему добра, отправил в монастырь Иакинфа. Не прошло еще и года после того, как поднятый вопрос о соединении всколебал души восточных христиан. Царь, пользуясь нисколько неприличными ему доносами, услышал уже, что ритор отказывается принять предписанное соглашение и, находя в этом удобный случай – его наказать, а нас убедить, что он стоит такого наказания,– дает приказ привести его в город в оковах, и сперва подвергает жестоким и бесчеловечным пыткам, а потом устрояет следующий новый 104 триумф. Он велел надеть на шеи длинные веревки сперва ему, за ним второму – Иаситу Мелию, и так далее подряд до десяти человек, а на конце всех – племяннице его, как будто за чародейство; потом первых двух велел обвешать овечьими внутренностями со всеми находившимися в них нечистотами,– за то, будто они не покорны царю, а ритора сверх того приказал постоянно бить по устам овечьими печенями, и в такой торжественной процессии водить их по всему городу, около же церкви подвергать их еще большему бесчестью, угрожая чрез это духовным лицам и наводя на них страх.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010