В 1390 году, когда Иоанн VII при посредстве султана Баязида I (1389–1402) сверг своего деда Иоанна V, Мануил вернулся в Константинополь, сослал племянника и вернул отца на трон. После этого он был вызван к султану и находился при нем как вассал во время его походов против Сулеймана Паши. Когда Иоанн V умер в феврале 1391 года, Мануил бежал из ставки султана в Константинополь и годом спустя был коронован патриархом Антонием IV. Под давлением Баязида Мануил согласился выделить в Константинополе квартал для турецких торговцев, которым управлял мусульманский судья (кади). Мануилу удалось восстановить контроль над Фессалониками и частью Македонии, но султан подступил к столице и осадил ее. Это была самая продолжительная в истории Константинополя осада: она продолжалась с 1394 по 1402 годы. За помощью в борьбе против турок Мануил обращался к Римскому папе, правителям Венгрии, Франции, Венеции, Англии, Арагона, Московского княжества и даже к Тамерлану. Некоторые европейские правители откликнулись и отправили свои войска, но те потерпели сокрушительное поражение в сражении у Никополя 25 сентября 1396 года. Помощь пришла с неожиданной стороны: Баязид разбили в 1402 году монголы. Турки должны были вернуть византийцам Фессалоники, Халкидики, Афон и ряд островов, а сын Баязида Сулейман поклялся стать вассалом императора. Это было последним политическим успехом Византийской империи. Когда Мануил находился в Анкаре, в лагере Баязида, он познакомился там с известным кади, которого называет мударрисом. С октября по декабрь 1391 года они не раз беседовали о вере. Следствием этих бесед стали «Двадцать шесть диалогов с персом». Треть диалогов – полемические: они содержат критику ислама; две трети – апологетические: они защищают христианское вероучение. Именно в контексте этих бесед прозвучала знаменитая фраза, которую пять веков спустя повторил папа Римский Бенедикт XVI, вызвав волну мусульманского возмущения и насилия по всему миру. Кстати, именно в это последнее столетие существования Византии, когда особенно ощущался натиск мусульман и стали частыми поражения от них, возникает большое количество богословских трудов, посвященных опровержению ислама: это и многотомные сочинения Иоанна VI Кантакузина, и письма из турецкого плена святого Григория Паламы, и диалоги Мануила II, а также противомусульманские сочинения Макария Макреса, Иосифа Вриенния, святого Симеона Фессалоникийского и других. Сочинения эти очень высокого уровня. Проигрывая мусульманам в военно-политическом отношении, византийцы побеждали их в богословском.

http://pravoslavie.ru/1224.html

Мануил финансировал множество строительных программ. Искусство и науки процветали во время его царствования. По декрету императора на Афоне был основан монастырь св. Пантелеимона для русских монахов. Мануил активно интересовался богословием, но этот интерес сочетался у него с верой в магию, астрологию, колдовство. Можно много говорить о различных проектах Мануила, из них нас интересуют прежде всего связанные с Церковью. Интересно, например, его предложение папе соединить их власть в Риме и таким образом восстановить Империю во всей ее полноте. Однако план этот сорвался, ибо цели двух сторон были полностью противоположны: Мануил надеялся с помощью папства установить господство над Западом, а затем и над самим папством - а папы надеялись с помощью Мануила установить господство над Византийской Церковью, а затем и над Византийской империей. Папа Адриан IV прямо заявлял, что хочет вернуть себе Восточную Церковь, и сравнивал ее с потерянной драхмой, с заблудшей овцой и с мертвым Лазарем. Вскоре после провала этого плана Мануил официально вновь предложил уже следующему папе, Александру III, осуществить союз Церквей, если папа вернет ему венец Римской империи, который сегодня в нарушение всех прав находится в руках германского короля Фридриха Барбароссы. Александр, однако, отказался. В 1160-е гг. Мануил созвал собор в Константинополе для завершения раскола. Император приложил все усилия для того, чтобы заставить патриарха пойти на уступки. Сохранилась «Беседа на соборе Мануила и патриарха Луки». Это очень интересный документ. Патриарх говорил, что от латинян «смердит нечестием» и что он предпочел бы даже агарянское иго латинскому. Меньше чем через полвека справедливость этих слов подтвердится. Очевидно, что патриарх Лука выражал общее народное мнение. В конце концов Мануилу пришлось сдаться и заявить, что отныне он будет чуждаться латинских догм как змеиного яда. В результате и этот собор закончился ничем. Интересен и другой план Мануила - женить венгерского наследника Белу, принятого в православие в Константинополе и получившего имя Алексия, на своей сестре Феодоре и сделать его наследником престола, объединив таким образом Империю с Венгерским королевством. Возможно, это был самый дальновидный из всех планов Мануила. Однако когда у него наконец родился сын и наследник Алексий II, и этот план был оставлен. Феодора приняла монашеский постриг. Бела-Алексий обиделся и обратил свои взгляды на Запад. Возможно, это было величайшей ошибкой Мануила за все его правление...

http://sedmitza.ru/lib/text/434805/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНУИЛ, ГЕОРГИЙ, ПЕТР, ЛЕОНТИЙ, СИОНИЙ, ГАВРИИЛ, ИОАНН, ЛЕОНТ, ПАРОД И ДРУГИЕ 377 МУЧЕНИКОВ предыдущая статья МАНУИЛ, ГЕОРГИЙ, ПЕТР, ЛЕОНТИЙ, СИОНИЙ, ГАВРИИЛ, ИОАНН, ЛЕОНТ, ПАРОД И ДРУГИЕ 377 МУЧЕНИКОВ [Греч. Μανουλ, Γεργιος, Πτρος, Λων, Σινιος, Γαβριλ, Ιωννης, Λων, Προδος κα τεροι τριακσιοι βδομκοντα πτ μρτυρες] († вскоре после 813), мученики (пам. 22 янв.; пам. визант. 22 и 23 янв.), пострадавшие в Болгарии во время войны с Византией (809-816). Войско болг. хана Крума после долгой осады захватило Адрианополь (813). Согласно хронике Продолжателя Феофана, все жители города во главе с Адрианопольским митр. Мануилом были переселены в Болгарию, где большинство вынуждено было остаться и после мирного договора 816 г., не имевшего статьи об обмене пленными. «Этот удивительный архиерей и его народ хранили на чужбине незыблемой христианскую веру и обратили к истинной Христовой вере многих болгар (этот народ еще не был обращен к благочестию) и повсюду сеяли семена христианского учения, отвращая скифов от варварских заблуждений и приводя их к свету богопознания. По этой причине воспылал на них гневом наследник Крума Мутрагон (Омуртаг.- Авт.) и, когда его попытка заставить их отречься от Христа не увенчалась успехом, предал после долгих пыток святейшего Мануила и многих уличенных вместе с ним мученической смерти» ( Theoph. Contin. V 4). Мануил занимал Адрианопольскую кафедру долгие годы, впервые он упоминается в источниках в 787 г. как участник VII Вселенского Собора ( Mansi. T. 13. Col. 384). Согласно Синаксарю К-польской ц. (архетип кон. Х в.), в плен было уведено 40 тыс. чел. Из текста сказания следует, что 4 архиерея и др. христиане были казнены не одновременно, а в Синаксарях под датой 22 янв. объединены разные события, происшедшие в 813-816 гг. В сказании сообщается, что через нек-рое время после смерти хана Крума (апр. 814) был казнен митр. Мануил: его распилили надвое и отрубили руки.

http://pravenc.ru/text/2561912.html

Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ 336–338, 1017 Лука, блж. 124 Лукасюк. обн. протоиерей Ярославской епархии 286 Луначарский А. В., нарком просвещения 349 Лысенко Василий, обн. протоиерей см. Васлий (Лысенко), обн. епископ Львов Владимир Николаевич, обер-прокурор Св. Синода при Временном правительстве (1917 г.) 25, 190, 246, 247, 988 Любимов К., обн. священник Ярославской епархии 243 Любимов Николай Александрович, протопресвитер 214, 1007 Лютер Мартин, деятель Реформации в Германии 287 Ляде см. Серафим (Ляде), обн. митрополит Ляпунов С. М.. композитор, церковный староста, осуждённый по петроградскому процессу 251 Майков А. Н., русский поэт 393 Макарий (Булгаков) , митрополит 178 Макарий (Быстров), обн. архиепископ 499, 813 Макарий (Знаменский), епископ 256, 813 Макарий (Ильинский), митрополит 58 Макарий (Невский) , митрополит, свт. 188, 189, 308 Макарий (Опоцкий), обн. епископ 628, 813–814 Макарий (Павлов), обн. епископ 89, 815 Макарий (Телегин), иеромонах, прпмч. 1007 Макарий (Торопов), обн. архиепископ 275, 308, 309, 415, 421, 471, 653, 816 Макарий Сталинский см. Макарий (Быстров), обн. архиепископ Макарий митрополит, Экзарх Московской Патриархии в США см. Макарий (Ильинский), митрополит Макарий, Пятигорский см. Макарий (Павлов), обн. епископ Макарий, епископ Васильсурский см. Макарий (Знаменский), епископ Макарий, митрополит Московский см. Макарий (Невский), митрополит, свт. Маккиавели Николо, итальянский политический мыслитель, историк 540 Максим (Светич), обн. архиепископ 817 Максим, митрополит Пловдиевский 491 Мануил (Лемешевский) , митрополит 14, 51, 58, 337–340, 527, 607, 609–612,677 Мануил, Высокопреосвященный см. Мануил (Лемешевский) , митрополит Мануил, епископ см. Мануил (Лемешевский) , митрополит Мария (Скобцева), монахиня 18 Маркин, осужденный по петрофадскому процессу 251 Марков Стефан, протоиерей 577 Маркс Карл, основоположник научного коммунизма 124 Марьянович Ч., авт. соч. 68, 98 Масальская А. С., историк 16 Матфей (Бережной), обн. епископ 484, 817–818

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

При Спасском приходе, куда он был назначен настоятелем, существовала столовая для бедных, устроенная еще по благословению о. ИОАННА Кронштадтского . Ее то и использовал для благотворительных целей отец МАНУИЛ. Ежедневно в столовую приходило не менее 100 человек нуждающихся, и питались от трапезы прихода. Бывали случаи, когда в церковной кладовой накануне ничего не оставалось. Тогда совершалась молитва с народом. И неожиданно являлись благотворители, привозили продукты, хлеб, дрова и т. п. И снова сокровищница церковная наполнялась всем необходимым. Многим нравилось, что при Спасской церкви устраивались поминальные обеды с литией, и это еще больше располагало людей к благотворительности. Сам отец МАНУИЛ не обременял общину. Он трудился в библиотеках и часть своего жалования употреблял на бедных. Благотворительная деятельность иеромонаха МАНУИЛА еще более увеличилась, когда его старанием при Спасской церкви в марте 1920 года было основано братство. В субботу крестопоклонной недели Великого Поста для этой цели им было посвящено 14 человек сестер. Служение бедным совершалось с усердием. Ежедневно рано утром приходили «братцы» и «сестры» в церковь , укрепляли себя молитвой и уходили на работу, получив при этом особое поручение от «старца». В храме был упразднен тарелочный сбор, что дало возможность увеличить церковный доход от добровольного пожертвования. Отец МАНУИЛ наладил обязательное посещение больных в больницах и помощь им. Целые палаты голодающих больных, лежавших в биржевой больнице, жили исключительно на средства отца МАНУИЛА и его братства. Сам благотворитель тайно посещал больных, помогал им своим трудом, посылал дрова и спешил особенно к тем, кто более всего находился в нужде, и некому было помочь. Где только он ни побывал: и на чердаках, и в подвалах, и в захолустных домах – там, где люди терпели крайнюю нищету, голод, недостатки, где ожидали его прихода, ожидали как кормителя и утешителя, как вестника Неба. Великое дело совершал отец Мануил вместе со своим братством. Оно всецело отвечало Евангельскому Духу и своим направлением воскрешало жизнь первохристиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Кузнецов В. А. 168 Куркутэ – архонт пачинакитов 170 Куруп (Абд-эль-Азиз) – критский эмир 229 Кутригур – легендарный царь гуннов 83 Кылич-Арслан II – иконийский султан 264, 265, 270 Кылич-Арслан IV (Рукн ад-Дин) – иконийский султан 312 Лазарь (Сот, Сотас?) – куманский племенной вождь (?) 259 Лев I – византийский император (457–474) 46, 48, 52, 56, 142 Лев II – византийский император (474) 142 Лев III Исавр – византийский император (717–741) 122, 124, 125 Лев IV Хазарин – византийский император (775–780) 125, 126, 193 Лев V Армянин – византийский император (813–820) 107, 182 Лев VI – византийский император (886–912) 139, 142, 176, 185 Лев – византийский полководец 222 Лев Ватац 271 Лев Диакон – византийский историк 165, 189, 190, 216, 224, 234 Лемерль П. 148 Леон – епископ 270 Леонтий – византийский император (695–698) 193 Леонтий Кесарио-Каппадокийский – епископ, участник I Вселенского Собора 17 Леос (Леой) – один из афинских героев-эпонимов; для прекращения поветрия принес в жертву богам своих трех дочерей 20 Либерий – епископ Римский 37 Литаврин Г. Г. 261 Лиэй – одно из имен бога Диониса 34 Людовик де Блуа – граф Фландрии 291, 292 Мавр – патрикий 120 Мавр Бесс – патрикий, военачальник 121 Маврикий – византийский император (582–602) 94, 95, 97, 100, 103–106, 111, 112, 114 Македоний – епископ Константинопольский, ересиарх 37 Максим – узурпатор 61 Максим Исповедник – византийский богослов, борец с монофелитством, преподобный (ок. 580–662) 115 Максимин – византийский придворный 42 Малапецис (Малапетци?) – стратиг крепости Отранто 247 Малх Филадельфийский – византийский историк 46, 139 Манойлович Г. 148 Мануил I Комнин – византийский император (1143–1180) 252, 257–267, 269–273, 279, 281 Мануил – сын Андроника I 280 Мануил Комнин – византийский посол 266–268 Мануил Ласкарь – византийский полководец 308 Мануил Эротик – византийский полководец 266 Маргарита Венгерская – дочь Белы III и супруга Исаака II Ангела 274, 301 Марин – знатный апсилиец 124, 125 Мария – супруга Иоанна Цимисхия 196, 220

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но старец отвечал ему: — Если хочешь получить прощение, то сделай именно это; исполняя приказанное, ты будешь иметь помощницей Богородицу, ибо так мне открыто. Тогда Мануил дал обещание содействовать перенесению образа, но просил старца отправиться вместе с ним в Царьград. Исаия изъявил согласие, и оба они прибыли в Византию. Мануил долго не осмеливался говорить императору о цели своего приезда и объяснял это старцу тем, что он боится утруждать царя своей просьбой и выжидает для этого удобного случая. Старец тогда решил возвратиться на о. Кипр. Перед отъездом он снова просил Мануила скорее исполнить открытое ему веление Божие. Возвратясь в свое уединение, старец предался великой скорби о своем безуспешном путешествии. Но однажды во сне он услышал утешительные слова: — Не скорби, старец! Источающая благодать чудотворная икона Богородицы скоро приидет к тебе, как знает Господь и как угодно Пресвятой Владычице. Ободренный этим откровением, Исаия принялся за постройку храма во имя Пресвятой Троицы на средства, данные ему Мануилом. В это время у императора заболела очень опасной болезнью единственная и горячо любимая им дочь. Недуг царевны был подобен той болезни, которой подвергся Мануил. Когда последнему сообщили о болезни царевны, Мануил увидел в этом обстоятельстве удобный случай для осуществления своего обещания. Между тем врачи отчаялись в спасении царской дочери, и царь предался неутешной печали и плачу. Мануил, посетив дворец и увидя плачущего царя, и сам залился слезами. Тогда царь сказал своему правителю: — Неужели никто не может утешить меня и указать врачевство для моей дочери? Правитель решил изложить свою просьбу о перенесении иконы и сказал царю: — Государь! Я страдал такой же болезнью на острове Кипре, и если бы не помог мне Господь ради молитв подвижника Исаии, то я давно бы умер. И этот старец Исаия заповедал мне возвестить, чтобы ты перенес находящуюся в чертогах твоих икону Богоматери на остров Кипр, в обитель старца, как это было открыто в видении. Если ты не сделаешь этого, то дочь твоя не исцелится. Старец сам приходил со мной, чтобы при моем посредстве объявить тебе волю Божию, но я, не находя удобного случая, не осмеливался говорить об этом твоему величеству; подвижник уже возвратился на остров, но перед своим уходом отсюда завещал мне сказать тебе все. Ты же делай по твоему изволению.

http://pravicon.com/info-1296

В этот же день в субботу в 5 часов вечера перед всенощной о. МАНУИЛУ была объявлена резолюция Святейшего. На следующий день он выехал в Москву и по приезде (4 сентября) после обеда по данному обещанию посетил с. Коломенское, поклонился Державному лику Богоматери, отслужил молебен и сделал вклад денежный на помин. 5/18 сентября был на приеме у Патриарха, который объявил ему Божию волю. На следующий день о. МАНУИЛ совершил поездку в Гефсиманию, Троице-Сергиеву Лавру и посетил другие подмосковные святыни. В Гефсимании он переночевал, исповедовался у духовника и, получив душевное облегчение, приготовился к несению грядущего креста 117 . 8/21 сентября Епископом Федором возведен в Даниловом монастыре во архимандрита. 9/22 сентября в Михайловской церкви Донского монастыря состоялось его наречение во епископа Лужского в присутствии 17 членов Патриаршего Синода и других архиереев, всего было 30 человек: (митрополитов, архиепископов и епископов). 10/23 сентября в церкви Димитрия Солунского в Благушах, что близ Семеновской заставы, архимандрит МАНУИЛ был хиротонисан во епископа. Хиротонию совершали: Святейший Патриарх ТИХОН, архиепископ ИЛАРИОН Верейский, архиепископ СЕБАСТИАН Костромский и епископ ИЕРОФЕЙ (Афонин). Патриарх Тихон, вручая архипастырский жезл новопоставленному епископу, напутствовал его такими пророческими словами: «Посылаю тебя на страдания, ибо кресты и скорби ждут тебя на новом поприще твоего служения, но мужайся и верни мне епархию»... То, что сказал ему Патриарх было не ново для него. Об этом Епископ МАНУИЛ знал и раньше. Еще в ноябре 1922 года некий еврей, обладавший даром ясновидения, сказал ему: «Вы священник, просто батюшка. Осенью будущего года вы получите большое повышение. Не знаю, как это называется у вас». – Епископом, – подсказал ему о. МАНУИЛ. – Да, да, епископом. Вы получите изменение жизни, но это будет недолго. Через несколько времени вы сядете за решетку, а потом вас ушлют на север, в холодные места. Но к этому он себя уже подготовил. А теперь, взявши в руки архипастырский жезл, надо идти выполнять волю Божию, и все, что будет от него зависеть, все сделать, чтобы спасти Православие.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Мануил начал свою карьеру в К-поле при дворе имп. Льва VI Мудрого (886-912), ок. 909 г. получил чин спафарокандидата и в дальнейшем мог рассчитывать на выгодный брак и блестящую карьеру военного или политика. Родители уже начали подыскивать для Мануила невесту из благородных семей. Однако, согласно Житию, большое впечатление на Мануила произвела смерть имп. Льва VI (11 мая 912), свидетелем к-рой он стал. Мануил убедился в тщетности мирского удела любого человека, даже императора. Размышляя об этом, он раскрыл Псалтирь и прочел стих: «На Господа уповаю; как же вы говорите душе моей: «улетай на гору вашу, как птица»» (Пс 10. 1). Наконец Мануил принял решение оставить столицу и под предлогом поездки на родину в сопровождении слуг отправился искать место для уединения. Он прибыл в местность на р. Галл близ горы Кимин (юго-зап. районы Вифинии), отослал к отцу большинство своих приближенных и отправился в с. Керсина у подножия горы. Там он нашел небольшую общину отшельников (лавру), которую возглавлял мон. Иоанн Элатит, и поселился рядом с ними. Мануил опасался, что его слуги донесут отцу весть о его поступке, и умолял мон. Иоанна совершить постриг и принять его в общину иноков. На 4-й день пребывания в мон-ре Мануил был пострижен с именем Михаил. В Житии большое внимание уделяется отношениям М. М. с семьей после его ухода в мон-рь. Весть о решении М. М. потрясла его семью и домочадцев. Евдоким кричал в исступлении, что лишился опоры дома в старости; Анастасо, услышав весть, упала и лежала как мертвая, а очнувшись, стала рвать на себе волосы. Евдоким приказал высечь слуг М. М. за то, что они не забрали его из мон-ря силой; затем, собрав свою дружину, отправился за сыном. Он осыпал упреками мон. Иоанна за безрассудное пострижение его юного, неразумного сына; узнав, что игумен постриг М. М. по его горячему желанию, Евдоким забрал сына домой. Появление М. М. дома в черных монашеских одеждах стало новым потрясением для семьи. Родители уговаривали его надеть светские одежды; получив отказ, не решались переодеть его насильно, т. к. были благочестивы и богобоязненны. Через нек-рое время, видя тщетность своих усилий, они с гневом прогнали сына, и М. М. вернулся в мон-рь.

http://pravenc.ru/text/2563750.html

ЦАРСТВО ГРЕЧЕСКОЕ После той брани пришлось греческому царю Мануилу прибыть из Рима в Галлиполи, куда с востока пришел царь Сулейман, старший сын царя Баязида, и тут царь греческий Мануил договорился жить с ним в дружбе и любви, как отец с сыном. Тогда Сулейман и Солунь возвратил грекам. Сулейман тот во всем был благоразумен, только к вину был пристрастен, из-за чего в скором времени и погубил жизнь свою и царство. Прибыл царь греческий Мануил в Царьград, и ему, словно отцу, повиновался царь Иоанн, племянник его, хотя и подстрекали его некие, но не захотел поднять он руки на блаженного Мануила и уехал в Солунь, которую тот дал ему в управление. Распространились тогда греческие владения даже до Визы и выше по берегу Черного моря, на окрестности Силимврии, на Ахайю и Солунь. Царь же Мануил сел на престоле своем, благодаря Бога, проводящего сквозь огонь и воду. Потом же царь Мануил послал к великому князю Василию Дмитриевичу, прося у него за себя дочь его Анну, которую тот отпустил с великой честью. И устроен был царем Мануилом многодневный брачный пир, любочестный и всенародный, в царствующем граде и для своих и для приехавших – пиршество великое, и обильные трапезы, и обед пышный. И послов отпустил с большими дарами и с подарками. Царствовал же Мануил тридцать три года, и родила ему Анна-царица шесть сыновей: Калуяна, Андроника, Федора, Константина, Димитрия и Фому. ... ГЛАВА 204 ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕНИЕ СЕРБСКОЕ После Анкарской битвы, в которой Тимур победил, и пленил, и увел с собою царя Баязида, и все принадлежащее ему захватил, и сестру Стефанову, великого князя сербского, бывшую за Баязидом. Князь же великий Стефан посылает к Тимуру послов и выводит ее из плена, сам же с братом своим Буком приходит в царствующий град и там от царя Мануила – еще был он в живых – удостаивается сана деспота, и многие почести воздал ему царь и отпустил его. Пришел же Стефан с братом своим в город свой Новоброд, город серебряный, а по правде сказать – золотой. После убийства царя Баязида освободилась Сербская земля от ярма и подчинения басурманам, и с той поры деспот Стефан стал милостью Божьей самодержавным господином всей земли Сербской. И, обойдя землю отечества своего, иных смирил, иных себе подчинил, а те города и селения, которые в прежние времена были отторгнуты от Сербской земли, себе возвратил. Приступив, возвратил и Белград, который прежде отторгли угры, и с миром получил его от Угорской земли. Этот Белград, хотя и лежит в пределах сербских, но словно бы на сердце и на плечах земли Угорской. Также и остальные города свои вернул, которые были дерзко захвачены турками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010