Необходимо отметить, что Мануил сначала нажаловался в Совет по многим вопросам, в том числе по вопросу домов и транспорта. Однако когда приехал из Москвы (видимо в Совете поддержали меня, помогли ему уяснить ряд вопросов), Мануил стал неузнаваемый. Он согласился со многими моими предложениями по наведению порядка со строениями и транспорту в церкви. Мануил заявил о своем согласии сдать в госдоход свободный дом – особняк в г. Ульяновске, ул. Бебеля, 25, стоимостью около 200 тыс[яч] рублей и автомашину ЗИМ. Решены и такие вопросы, как назначение священников в с. Кивать, кладбищенскую церковь г. Ульяновска и другие. В заключение всего хочу еще раз напомнить Совету, что Куйбышевскую епархию необходимо обязательно упразднить. Мануила и особенно секретаря Савина от руководства отстранить, как особо активных лиц, борющихся за укрепление церкви. Они по многим вопросам ломятся, как говорят, в закрытую дверь, а клевещат на уполномоченного» . Вполне ясно, по какой причине после посещения Совета в Москве архиепископ Мануил стал сговорчивым. Кошман требовал закрытия не только Куйбышевской, но и ряда других епархий. Возможно, он и добился бы своей цели, но владыка был мудрее уполномоченного. Он уступил и смирился с грабежом, но теперь его было не в чем обвинить в Совете, не было повода для закрытия епархий. 25 февраля 1962 года владыка Мануил был возведен в сан митрополита. А вот Кошман так и не успокоился. Он продолжал слать в Москву истеричные указания к действиям, что, разумеется, сильно раздражало начальство. Наконец, после очередного «поучения» начальству, осенью 1962 года Кошман был снят с должности уполномоченного, а его место занял С. Агафонов. Он оказался ничем не лучше предыдущего уполномоченного и также жестоко боролся против Церкви. После каждой поездки в Ульяновск владыка Манул заболевал и по нескольку дней не мог встать с кровати и даже говорить с кем-нибудь. Чтобы не связываться с ульяновскими безбожниками, народ стал ездить в Куйбышев – там верующие венчались, крестили своих детей, причащались. Тем не менее, вскоре это стало известно куйбышевскому уполномоченному, и он стал высылать в Ульяновск списки побывавших в Куйбышеве верующих из Ульяновской области. Агафонов пытался зацепиться хотя бы за что-нибудь, чтобы архиепископа Мануила лишили регистрации. Так он усмотрел нарушение законодательства в письме владыки, разосланном им всем настоятелям приходов. В этом письме владыка запрашивал о состоянии антиминсов, о национальности прихожан (что расценивалось уполномоченным как вмешательство в политические дела), о количестве крестин, погребений и браков, о сумме прихода и расхода храмов, о сумме, внесенной в фонд мира и т.д. Все это вымотало владыку, он был уже не в силах пережить еще одного уполномоченного, и в 1965 году вышел на покой. За ним сохранялось право служения в Куйбышеве, а 14 декабря 1965 года, во внимание к более чем 40-летнему служению Церкви в архиерейском сане, митрополит Мануил был награжден правом ношения двух панагий.

http://pravoslavie.ru/31380.html

Но увы, и теперь он не нашел поддержки. В просьбе было отказано. «Поезжайте в Тамбов, – заявил Местоблюститель. – Вам необходимо ознакомиться с современным положением Церкви. Пусть Преосвященный Лука займется с Вами этим делом. Вот Вам указ». Святитель смиренно повиновался. Такова, видимо, воля Божия о нем – терпеть не только от внешних, но и от своих. И Епископ МАНУИЛ, повинуясь воле Божией, направил свои стопы в Тамбов, под молитвенный покров святителя Питирима, Тамбовского чудотворца. Жизнь в Тамбове (1944–1945 гг.) В конце ноября 1944 года Епископ МАНУИЛ прибыл в город Тамбов. Поселился он на частной квартире по ул. Карла Маркса, 69, у некоей рабы Божией Анастасии Адриановны Гавриловой. Преосвященный Лука принял его радушно и дозволил ему совершать службы в кафедральном соборе не только в праздники, но и на буднях. А временами они встречались друг с другом и беседовали о разных церковных делах. В первые же дни своего пребывания в Тамбове Епископ МАНУИЛ тщательно изучил житие Тамбовского святителя ПИТИРИМА и составил для себя небольшую брошюру под названием «Черты деятельного благочестия по житию св. ПИТИРИМА Тамбовского». В ней он отразил внешнее и внутреннее благочестие святителя, отметил загробное его представительство и выделил знаменательные даты его жизни. Все это говорило за то, что Епископ МАНУИЛ стремился извлечь душевную пользу в любых обстоятельствах жизни и в какой-то мере подражать подвигам святых. Тамбовчане быстро полюбили Преосвященного за его благоговейное богослужение, за его молитвенное настроение, которым он буквально возбуждал к молитве присутствовавших за его церковной службой. Внешне он был строг, а внутренне ласков. Нравилось прихожанам, что он учил и старых и молодых, как правильно надо совершать крестное знамение. Всякий раз, когда оканчивалась служба, верующие с любовью, получив от него благословение, провожали Владыку до дома. Но недолго наслаждались тамбовчане теплым общением с пребывающим под началом Тамбовского архиерея святителем. В январе 1945 года его вызвали в Москву на Поместный Собор. На дворе стояла нестерпимая стужа. А метели так и завывали. Дороги все были занесены. На вокзал пришлось добираться на санях, закутавшись в овчинный тулуп. Ввиду заносов, Епископ МАНУИЛ запоздал в Москву к назначенному времени. Избрание и интронизация Патриарха совершилась без него. Он успел только к молебну.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

115 В религиозном отношении он представляет ту же смесь добра и зла. Мануил глубоко привязан к вере и Церкви, он смиренно преклоняет свою буйную голову перед святостью Церкви, но это не мешает ему в го же время быть жалким, но убежденным суевером. В качестве факта, доказывающего благочестие Мануила, историк Киннам описывает поведение императора при перенесении в Византию одной, впрочем, весьма подозрительной, священной реликвии. Этот историк рассказывает: «Мануил с большим торжеством перенес в Византию священный, издавна лежавший в Эфесе камень и присоединил его к другим священным памятникам столицы. Что это был за камень, – говорит историк, – открывается из следующего рассказа. Когда Христос умер и положен был на камень, то Богородица, припав к нему, горько плакала. Эти слезы, упав тогда на камень, остаются и доныне неизгладимыми. Взяв этот камень, Мария Магдалина плыла на нем прямо в Рим, чтобы, явившись перед лицом императора Тиверия, обвинить перед ним Пилата и иудеев – убийц Христа. Но каким-то образом занесенная в Эфесскую гавань, она оставила камень здесь. С того времени до настоящего камень оставался в Эфесе. Этот-то камень перенесен был теперь со светлым торжеством. В торжественной процессии участвовал весь сенат, все духовенство и монашество столицы, участвовал и царь Мануил· Мануил, – отмечает с особенным ударением историк, – даже поддерживал камень своим плечом», а по другому сказанию: «Царь возложил камень себе на хребет», «ибо в подобных случаях – продолжает Киннам, – Мануил смирялся более, чем сколько нужно, и к таким предметам обыкновенно приступал с уничижением». 116 Но, по–видимому, преданный христианской религии, Мануил в то же время является человеком, насквозь пропитанным суевериями. Он вопрошает у гадателей, сколь долго продолжится ряд царей из фамилии Комниных; получает ответ, что греческое слово ιμα определяет продолжительность царствования его фамилии; отсюда 0Н заключает, что после того, как царствовали уже Комнины с именами, начинающимися с буквы а (альфа) – Алексей, ι (йота) – Иоанн, и буквы μ (ми) – он сам, Мануил, еще остается царствовать одному с именем, имеющим начальную букву а (альфа); беспокоится, кто это будет царствовать после него, так как у него сначала не было детей мужского пола; недоверчиво смотрит на родственников с именами, начинающимися этой подозрительной буквой альфа; называет потом сына своего Алексеем, чтобы в исполнение предречения именно его сын – Алексей – с начальной буквой альфа в имени, царствовал после него; советуется со звездочетами во время беременности своей жены 117 и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Под давлением Баязида Мануил согласился выделить в Константинополе квартал для турецких торговцев, которым управлял мусульманский судья (кади). Однако Мануилу удалось восстановить контроль над Фессалониками и частью Македонии. Тогда султан завоевал Болгарию, приступил к столице империи и держал самую продолжительную в истории Константинополя осаду с 1394 по 1402 год. За помощью против турков Мануил обращался к Римскому папе, правителям Венгрии, Франции, Венеции, Англии, Арагона, Московского княжества и даже к Тамерлану. Откликнулся венгерский король Сигизмунд: он отправился в поход против турок, который закончился полным поражением венгров 25 сентября 1396 года в сражении у Никополя. В 1399 году французский полководец Букико прорвал турецкую блокаду Константинополя и прибыл к осажденным с 1200 воинами. С 1400 по 1403 год Мануил объезжал европейские столицы, пытаясь убедить королей составить союз против турок. Однако помощь пришла совсем с неожиданной стороны – от Тамерлана, чей опустошительный набег на Русь за несколько лет до этого был остановлен чудом Владимирской иконы Богородицы. В 1402 году, потерпев сокрушительное поражение от монголов, турки вынуждены были вернуть византийцам Фессалоники, Халкидики, Афон и ряд островов, а сын Баязида Сулейман поклялся стать вассалом императора. Это было последним политическим успехом Византийской империи. В 1413 году Мануил помог следующему султану Мехмету I (1413–1421) в войне с его братом Мусой, благодаря чему Мехмет поддерживал мир с Византией во все время своего правления. В 1421 году Мануил посадил на трон своего сына Иоанна VIII, а сам ушел в монастырь Перивлептос, где принял постриг с именем Матфей. Из-за недальновидных политических шагов Иоанна VIII султан Мурад II (1421–1451) в 1422 году предпринял осаду Константинополя, к счастью, неудачную. 21 июля 1425 года после продолжительной болезни Мануил-Матфей умер и был похоронен в монастырской церкви Вседержителя. Стойкость, смелость, честность и верность истине не погубили Мануила II Палеолога, но, напротив, помогли стать последним ярким императором Византии.

http://religare.ru/2_33125.html

Образование Мануил Евгеник начал у своего отца. Лишившись его на 13-м году жизни, Мануил продолжил образование под рук. Иоанна Хортазмена и Георгия Гемиста Плифона. Поскольку в рукописи Dujev gr. 16 сохранились 3 записанные лично М. Е. эпитафии Иосифу Вриеннию и в заглавии одной из них последний назван «учителем», не приходится сомневаться, что Мануил учился и у Вриенния. После завершения образования Мануил взял на себя руководство школой, к-рую ранее возглавлял его отец. Его учениками были Георгий Схоларий, Феодор Агаллиан (буд. митр. Мидийский Феофан) и младший брат Мануила Иоанн Евгеник. Тогда же он входит в круг приближенных имп. Мануила II. В 1416 г. Мануил являлся «ритором нотариев»; примерно в то же время прислуживал чтецом в храме. В возрасте 25 лет, т. е. в 1419 г., Мануил принял решение стать монахом и осуществил его вскоре после июня 1420 г. на о-ве Антигона (вероятно, в мон-ре Преображения), приняв в монашестве имя Марк. Вместе с ним там же постригся его ровесник и друг Дорофей, сын великого сакеллария Вальсамона. Духовным наставником Марка в монастыре стал мон. Симеон. Незадолго до начала осады К-поля султаном Мурадом II в июне 1422 г. М. Е. вместе с Симеоном вернулся в столицу, где надолго (до 1437) поселился в Манганском мон-ре св. Георгия. По всей видимости, именно там он написал большую часть своих гимнографических произведений. В это же время М. Е. становится духовным наставником буд. К-польского патриарха Дионисия I , к-рого он впосл. рукоположил во диакона и во пресвитера. Когда наметился совместный Собор в Италии, на к-ром должно было обсуждаться соединение лат. и греч. Церквей, стало ясно, что вост. патриархи не смогут прибыть туда лично, и было решено, что М. Е. и митр. Ираклии Фракийской Антоний будут на Соборе местоблюстителями Александрийского патриарха. Поскольку образованность М. Е. делала его в перспективе одним из главных действующих лиц Собора, он после кончины Эфесского митр. Иоасафа в 1437 г. был рукоположен во епископа и поставлен на освободившийся престол, возглавив т. о. третью по значению епархию в К-польском Патриархате. С теми же целями были поставлены митрополитами Никеи и Сард Виссарион и Дионисий, к-рые вместе с М. Е. были назначены «представителями» (πρκριτοι) греч. делегации на Соборе. Тогда же император велел М. Е. и Георгию Схоларию подготовиться чтением богословской лит-ры, обратив особое внимание на произведения Нила Кавасилы . Уже после прибытия визант. делегации в Феррару местоблюстительские обязанности были перераспределены, и М. Е. было поручено вместе с Исидором , митр. Киевским, представлять Антиохийского патриарха.

http://pravenc.ru/text/2562254.html

В 1138 г. император предпринял поход в Киликию, где разбил отделившегося от Империи армянского правителя Льва I, после чего подошел к стенам Антиохии. Правивший тогда в княжестве Раймунд Антиохийский спешно признал себя его вассалом. Однако срочные дела потребовали отбытия императора в столицу, и он не успел закрепить свои военные и дипломатические успехи в Северной Сирии. В1142 г. он вернулся в Сирию и на сей раз потребовал безоговорочной сдачи Антиохии. Этого было бы не миновать, но в начале 1143 г. Иоанн Добрый случайно погиб на охоте. 7. Императором стал его сын Мануил I (1143-1180) - еще один выдающийся представитель этой талантливой семьи. Мануил был известен западными вкусами, которые, возможно, он усвоил от своей матери-венгерки. Он обладал блестящим умом, его также отличало превосходное образование и интерес к культуре, науке и богословию. Император страстно увлекался медициной и слыл неплохим доктором, во всяком случае, он сам лечил всех своих заболевших гостей. Мануил был великолепным рыцарем, непобедимым на турнирах, - но при этом как полководец куда менее одаренным, чем его предшественники: он был тактиком, но не стратегом. Император постоянно был преисполнен самых хитроумных и далеко идущих планов; его дипломатия считалась необычайно дорогой, он разбрасывался, принимая участие во всем и стараясь влиять на каждое событие в мире. В междуусобной борьбе русских князей, кстати, он поддерживал Юрия Долгорукого против Изяслава Киевского. При нем Империя, несомненно, была самым важным государством мира и единственной сверхдержавой. Но, увы, в отличие от своих практичных деда и отца, Мануил не был реалистом, он слишком много хотел - и полностью истощил ресурсы Империи. Обе его жены были западного происхождения: после смерти Ирины он женился вторым браком на красавице Марии Антиохийской, племяннице короля Иерусалимского Балдуина III. Мануил окружил себя западными людьми, что не слишком нравилось византийцам. В погоне за западными амбициями, мечтая о восстановлении Западной Римской империи, Мануил не обращал достаточного внимания на войну с турками, в результате чего не закрепил должным образом завоеваний своих деда и отца.

http://sedmitza.ru/lib/text/434805/

Преосвященный скептически отнесся к совершившемуся факту, и сказал своему помощнику: – Посмотрим, что там за явления появились. А Вам советую не очень-то разглашать о виденном. Мне кажется, у Вас просто в глазах почудилось. И не думай о каком-то прославлении. С великою скорбью вышел о. МАНУИЛ от своего начальника. «Неужели святыня не будет прославлена и не исполнится его желание?» – едва удерживаясь от слез, говорил сам себе иеромонах-миссионер. – Нет, сего не должно быть! ПРЕЧИСТАЯ помоги! Несколько дней он был в подавленном настроении. Работа никакая не клеилась. Сон исчез. В ушах неумолимо звучали слова епископа: «И не думай о каком-то прославлении». Как долго точила бы скорбь ревнителя славы БОГОМАТЕРИ, если бы не пришло утешение ему свыше. В минуты внутреннего переживания за судьбу монастырской святыни 9 августа вдруг слышит он голос ПРЕЧИСТОЙ: – Дерзай, МАНУИЛ, дерзай МАНУИЛ, все твои дела увенчаются успехом 74 . Ободрился о. МАНУИЛ и снова обратился к преосвященному Киприану с просьбой посодействовать ему прославить икону БОГОМАТЕРИ. Но сколько ни упрашивал он своего начальника, так и не убедил и не склонил его к признанию, что АБАЛАКСКАЯ икона действительно обновилась. Епископ продолжал упорствовать и коснеть в своем мнении. И не только упорствовать, но и вооружаться против святыни. 14 сентября вечером он прислал указ на имя Семипалатинского губернатора, которым наложил запрет на икону 75 , чтобы перед Ней не совершать никаких молебнов. Сердце о. МАНУИЛА дрогнуло. Весь в горячих слезах он повергся ниц перед АБАЛАКСКИМ ликом БОГОМАТЕРИ и умолял Заступницу защитить от нападок жестоковыйного епископа. И когда он вышел из храма, преисполненный внутренними переживаниями, и был уже в поле недалеко от своего стана, неожиданно услышал голос: «Дерзай, МАНУИЛ, Я Твоя порука!» Встрепенулся подвижник, понял, что Божия Матерь призывает его к мужеству, опустился на колени и слезно благодарил ПРЕЧИСТУЮ за Ее утешение. И с этого момента он не иначе называл Божию Матерь как только «РОДИМАЯ МАТУШКА». Таковы скорби. Они завершились утешением. 7 июля 1914 года икона АБАЛАКСКАЯ была прославлена. Часовня, где находилась святыня, была открыта и перед образом торжественно совершен молебен преосвященным Омским Андроником в сослужении епископа Киприана и множества духовенства 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Зимой воду брали из проруби, а до проруби 117 ступеней под откос, часто покрытые льдом. Надо было умудриться пройти эти 117 ступеней туда и обратно, да еще с ведрами, наполненными водой, и чтобы не упасть. Отец МАНУИЛ ходил, носил ведра с водой и, конечно, не раз падал. А однажды совсем провалился в воду. Благо, что увидели монахи утопающего, а то не миновать бы беды. Быстро вытащили. Это случилось в ноябре 1918 года. В том же году 7 ноября некий рабочий Петр Боровой покушался убить его. Господь сохранил 99 . 10 декабря умер его отец Виктор Густавович, принесенный из тюрьмы. Горько оплакал Отец МАНУИЛ кончину своего родителя, а затем, как любящий сын, приступил к служению Божественной литургии о упокоении усопшего. 40 дней подряд совершал он обедни и, когда окончил сорокоуст, в первую же ночь явился ему отец и поблагодарил сына за молитву. 31 декабря во время вскрытия мощей преподобного АФАНАСИЯ отец МАНУИЛ был чудесно спасен от расправы и расстрела хулителей. В Муромской обители иеромонах МАНУИЛ пробыл до января 1919 года. Монастырь опустел, и он вынужден был покориться воле Божией и возвратиться к пастырской деятельности в многолюдный Петроград, где установилось уже новое Правительство, и город перешел во власть Советов. Пастырское служение в Петрограде (1919–1923 гг.) Петроград встретил северного подвижника не ласково. Духовной академии уже не было. Профессора принимали зачеты, экзамены и сочинения от студентов частным образом у себя на квартирах. Пришлось остановиться на жительство в доме своих родителей и искать себе место служения. Первые месяцы изредка служил в Александро-Невской Лавре. А в марте (с 5 числа) он поступил на Высшие Библиотечные Курсы при Институте по внешкольному образованию, что на Надеждинской улице, 35 100 . Но все это не могло удовлетворить духовные потребности отца МАНУИЛА. Душа его тосковала по церковной службе, о приходской жизни. В канун праздника Благовещения 24 марта 1919 года он молился за всенощной в храме на Афонском подворье. Торжественно совершалась служба, а отец МАНУИЛ, обливаясь горячими слезами, умолял Царицу Небесную послать ему прихожан и церковь вручить ему 101 . Молитва его была услышана. Другой человек, ревнитель благочестия, любитель-псаломщик Спасской домовой церкви Владимир Борисович в праздник Благовещения после обедни пришел в Знаменский храм, чтобы отслужить молебен Божией Матери и просить у Нее хорошего священника. Отстояв молебен, он обратился к батюшке:

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

– ... В 1924 г. епископ Мануил (Лемешевский) , духовный отец владыки Иоанна, прибыл в Москву для беседы с Тучковым о делах Петроградской епархии. «... С такими архиереями, как вы, не разговаривают, таких архиереев к стенке ставят», – перебил его на первом же слове Тучков. – Вы это сознательно говорите? – спросил его епископ Мануил. – Да. – В таком случае мне с вами не о чём разговаривать, – сказал епископ Мануил и вышел из кабинета. Перейдя через дорогу, он прошёл затем в Наркомат юстиции, который помещался тогда с другой стороны Лубянки, и принёс им официальную жалобу на ГПУ. Красиков, работник Наркомата, заведовавший церковными делами, внимательно выслушал владыку, поблагодарил за то, что он обратился в Наркомат, и обещал принять меры. В тот же день епископ Мануил вернулся в Ленинград. А через день-другой арест в Петрограде епископа Мануила и около сотни человек, которым приписали участие в тайной организации. Епископ Мануил получил три года Соловков 377 . Но «от Тучкова до Крючкова» прошло 70 лет; настали иные времена, иные нравы... ... В своё время ГДР была занесена в книгу рекордов Гиннеса: там каждый четвёртый «сознательный гражданин» работал на «штази». Дело доходило до того, что муж следил за женой, а жена следила за мужем 378 . А в «закрытой» и «гэбизированной» Куйбышевской области (епархии), возможно, каждый второй батюшка должен был «косить под придурка». Вот уж поистине – «наш дом – дурдом». Но как бы то ни было, наступали другие времена. «Про это» уже можно было говорить... Ну, а если студент или батюшка «шибко умный» и «прикинуться дурачком» не получается? – Вы же советский человек, – говорил с напором сотрудник КГБ, – а значит, должны нам помочь. И что ты ему скажешь? Если не советский, то какой? Антисоветский? А это уже семь лет лагерей и пять ссылки. Советский же человек обязан сотрудничать с нашими доблестными органами – это ясно как день. Между тем никакой закон не обязывал нас быть «советскими людьми». Гражданами СССР – другое дело. Гражданами СССР все мы являлись в силу самого факта рождения на территории этой страны. Однако никакой закон не обязывал всех граждан СССР верить в коммунизм или строить его, сотрудничать с органами или соответствовать какому-то мифическому облику. Граждане СССР были обязаны соблюдать писаные законы, а не идеологические установки.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Беседы в нем начинаются с недели всех святых и продолжаются до Пятидесятницы». Наш ученый автор приводит некоторые выдержки из этих проповедей и в заключение говорит: «Проповеди Германа, как заметно, отличаются простотой слога ». 455 Последнее замечание, конечно, клонится к похвале проповедника. Вторым преемником Германа был патриарх Мануил II Харитопул (1243–1255). 456 Мануил не тотчас был избран по смерти предшествующего патриарха. Это произошло по следующему случаю: «Император Иоанн Ватац, не спешивший в подобных делах, не мог найти в скорости человека, достойного этого места, или, лучше, такого, который мог бы ему понравиться, потому что обладающие верховной властью обыкновенно в подобных обстоятельствах соображаются со своим расположением к лицам, чтобы не иметь в этих людях противников своим желаниям. Таким образом, времени прошло не мало, а все еще не было архипастыря» (вдовство Церкви продолжалось более 3–х лет ). 457 Если император Иоанн ничего так не желал, как того, чтобы избран был в патриархи человек покорный, то, понятно, в лице патриарха Мануила император, очевидно, нашел, чего искал. Действительно, Георгий Акрополит описывает нового патриарха, Мануила, в чертах весьма бледных. Он пишет: «Кормилом патриаршества начал править Мануил, муж благочестивый, святой жизни, хотя он и имел жену, и настолько не знакомый с науками, что, случалось, не понимал того, что читал ». 458 В приведенной характеристике могут возбуждать недоумение слова: «хотя он и имел жену». Это выражение нужно понимать так, что Мануил был выбран в патриархи из женатых, но что он оставил свою жену по избрании в патриархи . 459 Из слов Акрополита, в которых он высказывает суждение о Мануиле, не следует, однако же, заключать, что патриарх был много ниже своего призвания. Исторические документы свидетельствуют, что Мануил обнаруживал и известного рода церковную деятельность и не был лишен даже политического влияния. О церковной деятельности Мануила свидетельствуют некоторые дошедшие до нас определения, составившиеся на соборах при этом патриархе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010