Из других нотариев, действовавших в Фессалоникской митрополии, известны эконом церкви Св. Димитрия («мегалонаит») и табулярий Михаил Сарантин, который, «подтверждая, подписал» купчую 1326 г. из архива Ивирского монастыря, писанную по его поручению рукой клирика Иоанна Анастасопула, 711 который сам спустя много лет (в 134И г.), уже будучи π τν γοντων Фессалоникской митрополии, табулярием и диаконом, пишет и подписывает акт на продажу зевгилатия (формуляр акта почти буквально совпадает с формуляром документа, совершенного Михаилом Сарантином); 712 Никита Сотириот, клирик и табулярий (в этом качестве он в 1349 г. пишет и подписывает купчую из Ксиропотамского монастыря 713 ), сделавший карьеру при дворе императрицы Анны Савойской во время ее пребывания в Фессалонике и позднее – в годы правления в Фессалонике сначала деспота, а потом императора Мануила II Палеолога, при которых Никита становится протонотарием императорского дворца и вселенским судьей Фессалоники, сохраняя за собой и должность табулярия, т. е. право составлять и скреплять своей подписью частные акты, 714 имея в качестве своего помощника писца клирика Иоанна Сгуропула (так, по его поручению Иоанн Сгуропул написал в 1373 г. купчую Дохиарского монастыря, проявив при этом немало умения и ловкости, чтобы облечь непростой правовой случай в соответствующую документальную форму, а также мировую 1374 г. из Лавры); 715 канстрисий Великой церкви (т. е. Св. Софии Фессалоникской), диакон и табулярий Иоанн Оловол, который, «написав, подписал» дарственную 1374 г. из Хиландарского монастыря (Константин Ласкарь дарит русскому монастырю Св. Пантелеймона деревню Вресницу близ Струмицы). 716 Можно было бы подумать, что в XV в. табулярии Фессалоники куда-то исчезают (так, купчая 1402 г. из архива афонского монастыря Св. Павла составлена и подписана протопапасом и дикеем Андроником, а дарственная 1405 г. – оттуда же – скреплена подписью митрополита Фессалоники Гавриила и т. д. 717 ), если бы дарственная 1471 г. из Лавры не была снова подписана сакеллиу, табулярием и пресвитером Михаилом (впрочем, составлен ли документ в Фессалонике, еще неизвестно). 718

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поскольку же некоторые из митрополитов готийских, получив на время с экзаршескою властью сказанную патриаршую область, вблизи патриарших храмов, и даже внутри их, поставили другие жертвенники в противность священным канонам, водрузив их в свое имя, и совершили дело, заслуживающее низложения (потому что никакого права не имеют в патриарших храмах ставить свои жертвенники, как обещаются пред лицом церкви в своих исповеданиях): то мерность наша повелевает и эти все считать патриаршими и поминать в них только патриарха. А поскольку и о некоторых имуществах (κτημτων) тамошних храмов сведала мерность наша, что они удерживаются некоторыми, под предлогом, что они куплены от не коих зкзархов, то на митрополита возлагается обязанность позаботиться и употребить усилие о возвращении их церквам, потому что в продавшие не имели никакого права сделать это. Посему удерживающие что бы то ни было, и кто бы они не были, должны под угрозою страшного отлучения отдать и возвратить их святым храмам. А относительно дохода с сказанной области мерность наша надеется на митрополита, в как на нашего монаха (калогера), и как на человека совестливого, что всь доход без остатка будет присылать в патриаршую келию. Для того и дается ему настоящая указная грамота мерности нашей, в удостоверение 32 . Затем, в одной патриаршей грамоте, октября 1399 года, упоминается прежде бывший великий хартофилакс Иоанн Оловол, «ныне священнейший митрополит Готии»; скончался он в 1410 году 33 . После него не находим письменных документов о митрополитах готских до второй половины XVI века. Что же касается политического состояния Готии,то они находясь в тесных торговых и политических связях с Генуэзцами, имела и собственных властителей, кои имели титул Κρος Γοτθας, или Αυθντης πλεως θεοδωρος κι Παραθαλασσι (повелитель Готии, вдадтель города Феодора и Приморья). Феодори, по всей вероятности, есть Майкуп, в котором находим и последних князей страны, во второй половине XV века, или как некоторые полагают, ныне Инкерман, могший быть некоторое время резиденцией их 34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

1 января сего года Иосиф рукополагается в епископа и возводится на патриарший престол. 2 февраля, в праздник Сретенья, Михаил освобождается от отлучения, наложенного Арсением. Сын Марфы, царской сестры, Тарханиот, женится на дочери Иоанна, сына западного деспота Михаила. Восточные границы империи опустошаются персами. Секта арсениан более и более усиливается. Карл, брат французского короля Людовика Святого, победив Конрада и выдав свою дочь за сына Балдуина, бежавшего из Константинополя, военными своими приготовлениями очень озабочивает Палеолога. Волнения умов, возбуждаемых Иакинфом и пантепоптскими монахами, державшимися стороны Арсения. Король Сицилии Карл вооружает флот, с намереньем возвратить Константинополь, и заставляет царя приготовлять средства для защиты города. В этом году прославился воинскими своими подвигами брат царя, Иоанн Деспот. Племянник царя, великий коноставл Тарханиот призывает в восточную империю тохарцев, а сам уходит к тестю своему Иоанну. Царь отправляет послов к французскому королю, Людовику Святому. Иоанн Дукс, осажденный Иоанном Деспотом в Патрах, тайно уходит из крепости и потом разбивает Деспота. Филантропин, при помощи Иоанна Деспота, одерживает победу над латинским флотом и овладевает им. Посольство Михаила Палеолога к паннонскому царю, для испрошения у него дочери в замужество старшему его сыну Андронику. Бракосочетание Андроника с дочерью паннонского царя Анною совершается в храме св. Софии самим патриархом Иосифом. Иоанн Деспот, брать царя, возвращается в состояние частного человека и снимает с себя знаки деспотского достоинства. Путешествие патриарха Иосифа на восток – с целью остановить там распространение арсенианства. Феальд (Григорий), живя в Сирии и слыша, что Михаил Палеолог желает мира великих церквей, вступает с ним в сношение по этому предмету. Мария, дочь царской сестры Евлогии, выходит замуж за болгарского царя Константина. Феальд восходит на папский престол под именем Григория X. Григорий Х присылает в Константинополь послов для примирения церквей. Царь принуждает греческое духовенство к принятию условий мира. За упорное противление принять мир, Иоанн Векк подвергается тюремному заключению. Несогласные на мир излагают причины своего несогласия на бумаге и бумагу подают царю. Арсений умирает в ссылке 30 сентября. Оловол за несогласие принять мир переносит поносное наказание. Диррахий погибает от землетрясения. Предназначенное сватовство царя с правителем Сербии расстраивается. Андроник делается товарищем царя по управлению и коронуется вместе с Анною. Царь вступает в родственный союз с Ногаем, тохарским вождем, выдав за него незаконнорожденную дочь Евфросинию. Папа, по просьбе константинопольского посольства, удерживает короля сицилийского от похода на Константинополь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Путем преступления достигает он престола. Он приказывает ослепить вверенного его попечению малолетнего императора Иоанна, сына Феодора Ватаца, и тем отделывается от этого своего соперника-дитяти. Это преступление тем менее рекомендует нравственный характер Михаила Палеолога, чем изобретательнее оно было. Решено было сделать неспособным к царствованию Иоанна – и для этого избирается ослепление его путем медленного разрушения его зрения. «Ему испорчены глаза, – пишет историк Пахимер, – не раскаленным железом вдруг, а какой-то накаляемой и обращаемой перед глазами побрякушкой, так что зрение дитяти сперва ослабевало, а потом мало-помалу совершенно погасло». Затем ослепленный венценосец был заключен в крепость под стражу. «А те клятвы, – замечает историк, – какие давал Михаил Палеолог касательно охранения жизни Иоанна, были проглочены царем как огурец». Царственный отрок Иоанн был не единственной жертвой жестокой души Михаила – много потерпели от него и приверженцы Иоанна. «Одних из них он выгнал со службы, других подверг наказаниям» 146 . Особенно много претерпел ритор по имени Оловол: ему отрезают нос и губы и постригают в монахи. Впоследствии Оловолу пришлось перенести еще многие поругания от жестокости тирана. Разгневавшись однажды на Оловола, Михаил приказал «обвешать его овечьими внутренностями со всеми находящимися в них нечистотами, приказал не переставая бить его по устам овечьей печенью и в таком виде водить его вместе с некоторыми другими лицами по улицам Византии» 147 . Михаил Палеолог вообще был человеком, умевшим чисто иезуитским способом успокаивать свою грешную совесть. С такой священной вещью, как клятва, он обходился своеобразно. Расскажем один случай. Сын его Андроник, посланный с войском против сербов, склонил сербского вождя Котаницу сдаться, причем дал клятвенное обещание, что он не потерпит от царя ничего дурного. Михаил Палеолог, однако же, задумал ослепить Котаницу. «Ведь не я клялся, – рассуждал он, – а мой сын без моего соизволения». Узнав о намерении отца, Андроник явился к нему с ходатайством за несчастного Котаницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

6. Никита: жил в VIII веке. После него – два архиепископа, неизвестных по имени. Один из них был на двух поместных сборах при патриархе Иоанне VIII Ксифилине в 1066 и 1067 г., а другой – на соборе 1143 г. 7. Константин: был на двух соборах: на соборе 1147 г., где подписал приговор о лишении сана патриарха Космы II Аттика, зараженного ересью богомилов, и на соборе 1156 г., на котором состоялось определение о лишении престола антиохийского патриарха. 8. Арсений. – В XIII в. готфская архиепископия была переименована в митрополию. 9. Софроний митрополит: заседал в синоде в 1292 г., на котором были читаны царские уложения. 442 10. Феодосий: разбирал около 1385 г., недоразумение: к готфской или херсонисской епархии принадлежал Кинсанус. 443 11. Антоний: продолжал в 1386 и 1389 г. тоже разбирательство. 444 12. Иоанн Оловолос или Оловол, из великих хартофилаксов, занимал готфскую митрополию в 1399–1410 г. 13. Дамиан, митрополит всей Готфии: возобновил в 1428 г. Партенитский храм, построенный св. Иоанном, архиеп. готфским. 445 14. Константий. О нем свидетельствует каменная с греческой надписью плита, найденная под развалинами церкви селения Бияссал, при р. Каче. Вот ее содержание: «Воздвигнут от основания и покрыт святый и чтимый храм честнейшего и славнейшего пророка, предтечи, крестителя Иоанна смиренною рукою Константия, архиерея и настоятеля Готфии, старанием, помощью и иждивением господина Бината Темирского на память его и родителей его, лета 7096 (т.е. в 1588 г. по Р. Хр.), в ноябре месяце.» 446 15. Анфим митрополит: прибыл в Крым в 1639 г. За ним следует пять митрополитов, о которых упомянуто только время прибытие в Крым, именно: 16) Давид: 12 октября 1652 г., 17) Мефодий: 15 ноября 1673 г., 18) Неофит: 13 мая 1680 г., 19) Макарий: 21 июня 1707 г. и 20) Парфений: 23 декабря 1710 г. Он, по некоторым сведениям, первый подписался o Gotfias kai Kafa и жил до 1721 г. 447 21. Гедеон прибыл в Крым 25 ноября 1725 г. По ходатайству константинопольского патриарха Серафима, оп получил (1759 г.) от турецкого султана Мустафы грамоту, состоявшую из 39 пунктов.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

В Константинополе, как видно из самого этого прения, было иначе. Итак, вышеприведенное правило собора, бывшего в храме Премудрости, ничего не говорит против возведения монашествующих в сан епископский, – оно имеет в виду только архиереев, принимающих обеты и звания иноческие . В таком смысле изъяснили его и толкователи правил церковных: Зонара и Вальсамон . Последний из сих толкователей, кроме изъяснения , входит еще в рассмотрение некоторых вопросов, соприкосновенных с этим правилом. Он приводит вопрос: может ли епископ, поставленный из монахов, действовать епископская по принятии великой схимы? И другой вопрос: может ли священнодействовать священник, постригшийся в монашество? – Первый вопрос он разрешает отрицательно, на том основании, что «возложение великого ангельского образа и есть собственно пострижение; а малый образ есть залог оного, совершенного. Итак, если малый образ полагает предел архиерейству , то тем паче должно оставить его в бездействии совершенное пострижение». – Последний вопрос разрешает утвердительно на том основании, что священники не суть учители, и потому на них сила правила не простирается 23 . В XV столетии один из греков, принявших унию флорентийскую, в своих возражениях против Марка ефесского , старался уверить, что правило это не соблюдается в церкви греческой. Он писал: «правило это нарушили, когда дело шло об угровлахийском Анфиме: он, приняв на себя ангельский образ, с разрешения собора, снова действовал архиерейская. Готфийский Оловол то же сделал при конце жизни, но считался архиереем, и как архиерей был отпеваем в обители человеколюбца Христа, в присутствии и святейшего патриарха кир Матфея († 1415) и архиереев серрского , веррийского и других» 24 . Однако же , самые отступления от этого правила в известных случаях, допускаемые не иначе, как с разрешения собора, или патриарха , не указывают ли на то, что вообще оно удерживалось в практике церковной? Как видно, это правило удерживается в церкви греческой и в настоящее время. Это доказывают вопросы, встречающиеся в греческой кормчей ( Πηδλιον), при объяснении сего правила. Так здесь разрешается вопрос: может ли епископ, сделавшись монахом, совершать, по крайней мере, действия, предоставленные пресвитерам, – и разрешается в отрицательном смысле 25 . § III.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Историк, кроме того, похваляет этого государя за то, что он любил науки и благодетельствовал всем ученым. 150 Но к концу, если можно так выразиться, никейского заточения византийских императоров, с перенесением во второй половине XIII в. столицы в Константинополь, 151 императоры являют собой большей частью печальные примеры нравственной испорченности, нравственного расслабления. Михаил Палеолог (1261 –1282), заставивший латинян покинуть Константинополь и занявший опять трон Константина Великого , далеко не был любителем добродетели. Путем преступления достигает он престола. Он приказывает ослепить вверенного его попечению малолетнего императора Иоанна, сына Феодора Ватаца, и тем отделывается от этого своего соперника–дитяти. Это преступление тем менее рекомендует нравственный характер Михаила Палеолога, чем изобретательнее оно было. Решено было сделать неспособным к царствованию Иоанна – и для этого избирается ослепление его путем медленного разрушения его зрения. «Ему испорчены глаза, – пишет историк Пахимер, – не раскаленным железом вдруг, а какой-то накаляемой и обращаемой перед глазами побрякушкой, так что зрение дитяти сперва ослабевало, а потом мало–помалу совершенно погасло». Затем ослепленный венценосец был заключен в крепость под стражу. «А те клятвы, – замечает историк, – какие давал Михаил Палеолог касательно охранения жизни Иоанна, были проглочены царем как огурец». Царственный отрок Иоанн был не единственной жертвой жестокой души Михаила – много потерпели от него и приверженцы Иоанна. «Одних из них он выгнал со службы, других подверг наказаниям». 152 Особенно много претерпел ритор по имени Оловол: ему отрезают нос и губы и постригают в монахи. Впоследствии Оловолу пришлось перенести еще многие поругания от жестокости тирана. Разгневавшись однажды на Оловола, Михаил приказал «обвешать его овечьими внутренностями со всеми находящимися в них нечистотами, приказал не переставая бить его по устам овечьей печенью и в таком виде водить его вместе с некоторыми другими лицами по улицам Византия».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

именования: мон-рь Агрос, прп. Феофана, а также мон-рь Исаака, названный так по мирскому имени преподобного), и начал строительство храма. В период настоятельства Феофана в мон-ре существовал скрипторий. В 815 г. он, как соратник прп. Феодора Студита, стал одним из лидеров сопротивления иконоборческой политике императора, за что был арестован и сослан на о-в Самофракия, где умер в 817 г. В 821 г. мощи прп. Феофана были перенесены в ц. св. Прокопия в Иерии (ныне Фенербахче в черте Стамбула), в 12 милях от Мегас-Агроса, а на следующий год - в саму обитель. В нач. Х в. магистр Лев Катакила принял в мон-ре постриг с именем Игнатий. В переписке с ним находился Николай I Мистик , патриарх К-польский (901-907, 912-925); тема переписки - конфликт с экзархом одной из соседних обителей. В XI в. попавший в опалу магистр Никита вступил в Мегас-Агрос и построил здесь храм. В XIII в. сюда вступил Михаил Оловол. Между 1272 и 1283 гг. в соответствии с имп. хрисовулом мон-рь перешел во владение патриарха Александрийского Афанасия III (II) , находившегося в изгнании из-за политики мамлюков, правивших в Египте. Обитель принадлежала ему до 1304/05 г. В б-ке мон-ря было не менее 35 рукописей, из к-рых сохранились две: Праксапостол и агиографическо-гомилетический сборник (Paris. gr. 216 и 1538; обе Х в.). От мон-ря Мегас-Агрос сохранились подпорные стены, ворота (превращены в жилой дом) и нижние части храма, тип к-рого - сложный вписанный крест с нартексом ( Mango, Š ev enko. 1973. P. 259-267). Полукруглые ниши во внешних стенах пастофориев храма указывают на его связь с группой аналогичных храмов на сев.-вост. берегу Мраморного м. (близ Бостанджыка, Якаджыка, в Наалы-Чифтлике и на Йиланджа-Байыре) и на вероятную датировку XII в. II. Пелекитский мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи. Находился к востоку от Полихния, за устьем р. Риндак. Основан не позднее 1-й пол. VIII в. Ок. 763 г. в связи со св. Стефаном Новым упоминается прп. Феостирикт, священник и игумен этой обители, пострадавший за почитание икон от стратига фемы Фракисий Лаханодраконта, к-рый сжег мон-рь, а 38 монахов предал мучениям близ Эфеса.

http://pravenc.ru/text/2578317.html

Но если с нашей стороны вы видите только отречение от прибавления к символу, поколику, то есть, не хорошо и вообще небезопасно налагать руку на скрепленные определения, хотя бы кто и утверждал, что это не противно истине; то справедливо ли приписывать нам подобное? Кто из нас дерзнул когда-нибудь произносить исповедание так, как ты говоришь,– с прибавлением? И так дело, конечно, похвальное и полезное, что ты так хлопочешь об установлении мира между церквами, стараясь мудро устранить соблазн от итальянцев: но если бы причина соблазна была в нас, и ты мог бы справедливо укорить нас, то мы тотчас приняли бы твою укоризну: теперь же, так как он вырос на земле итальянской,– тебе, как лицу духовному и посланнику мира, необходимо обратить внимание на Италию, и изгнать из ней грех нововведения в символе». Так говорили предстоятели церкви и обнаружили столько духа, что решились ничего не слушать, какова ни будет в этом отношении воля царя, и сколь ни велики были бы его угрозы. Но царь не опускал из виду однажды принятой цели: охотно ли стремился он к ней, или по принуждению,– это от иерархов скрывалось; а нам открываемы были и выставлялись на вид только ужасы войны и льющаяся кровь. Намерение царя казалось неизменным, кто бы что ни говорил. (12) Вот в один день съехались к нему и патриарх, и архиереи, и некоторые из клира: державный завел речь об этом самом предмете и говорил с жаром, воображая, по обыкновению, ужасы и представляя тогдашние обстоятельства до крайности опасными. Были и общники его мнений, например, архидиакон Мелитиниот, протапостоларий Георгий Кипрский, и третий, хотя не столько, как эти, преданный ему, но говоривший слегка,– ритор церкви Оловол. Справляясь с историческими их записями, царь указывал на Иоанна Дуку, на бывших при нем архиереев и на патриарха их Мануила,– как отправлявшимся в посольство архиереям внушалось тогда совершать литургию вместе с латинянами и упоминать имя папы, если только этот пошлет помощь находившимся в то время в городе. Для подтверждения принесена была памятная книга церкви ( τEQ o( κωδκιον), и царь тогдашние обстоятельства сравнивал с нынешними.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Созвав патриарха и синод, император держал речь, указывая на внешнюю опасность, на необходимость примирения с латинской Церковью. Он предъявлял соборный акт времен царя Ватаци, по которому латиняне не обвинялись в ереси из-за Filioquë он указывал, что и прежде греки совершали вместе с латинянами таинство евхаристии, высказал мнение, что переменить обряд означает не более, как греку заговорить по-латыни. Чем противно православию поминание имени папы за обедней? Ведь сам Бог называл Авраама отцом. Если же допустить апелляцию к папе, то разве опасно ездить к нему за море? Аргументы царя поддерживали архидиакон Мелитиниот, Григорий Кипрский и «ритор Церкви» Оловол. Патриарх ожидал, как выскажется ученнейший хартофилакс Векк. Тот молчал, боясь царя, пока патриарх не заставил его говорить угрозою отлучения. Тогда Векк заявил, что для него душа дороже тела. Бывают люди, которые называются еретиками, но не еретики; наоборот, существуют еретики, да не называются таковыми. К числу последних принадлежат латины. Выслушав это, царь немедленно ушел и приказал синоду судить Векка, назначив обвинителем Хумна. На заседание синода явились Хумн, старый вельможа историк Акрополит и другие сановники. Векк заявил, что Хумн – подставное лицо, а с царем он не в силах судиться. Патриарх не разрешал судить Векка. Видя это, Акрополит ушел со словами: «Всех вас Векк водит за нос, и не знаю, что делать». Векк ходил к царю, умоляя не гневаться, предлагал отправиться в ссылку, но царь не сказал ему ни слова; тогда Векк надел черные одежды и с домочадцами укрылся в св. Софии. Царь поспешил прислать ему грамоту за печатью, что ему бояться нечего, но, когда Векк вышел из Софии, его схватили и посадили во Влахернскую тюрьму (Анемовы башни, сохранившиеся до сих пор), охранявшуюся «кельтами», носившими секиры (бывшая варяжская дружина). Вслед за тем царь со своими учеными Мелитиниотом и Григорием Кипрским составили «том», в котором на основании исторических справок и документов оправдывали латинян, и послали патриарху. Последний созвал своих ученых, к оппозиции примкнули многие, даже упомянутая царская сестра Евлогия. Составление ответа было поручено Иову Иаситу, которому помогал и историк Пахимер. Ответ обсудили по пунктам и отослали царю, который положил его под сукно. Документ этот дошел до нас в Мюнхенской рукописи. Тон его резкий: с еретиками и безбожниками нельзя иметь общения, их нужно жалеть; если же их гложет язва кощунства, то пусть они убираются из синагоги Израиля, а нас оставят искать вечного спасения. Палеолог решил использовать авторитет заключенного Векка. Ему были доставлены выписки из отцов Церкви, свидетельствовавших более или менее в пользу латинян. Векк как «правдивый ученый» пошел на соглашение, и царь его освободил, прислав ему еще книг, между прочим, сочинения никейского богослова Никифора Влеммида, который был сторонником примирительной формулы об исхождении Св. Духа «от отца через сына» и склонялся к «спасительной экономии» в делах вероучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010