90-летие явления иконы Божией Матери «Державная». В память о многих сотнях новомучеников и исповедников Российских, о тысячах и тысячах невинно убиенных в годы богоборческой власти из Соловецкого монастыря в Москву, на Бутовский полигон принесен поклонный крест. 90-летие восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви . 2 октября 2007 Предстоятель Русской Церкви выступил на очередной сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы. в Страсбурге, напомнив в своем выступлении о том, что именно христианство лежит в основе всей европейской культуры и «именно в рамках христианской системы ценностей было сформировано представление о высоком достоинстве человека и об условиях его реализации». 24–29 июня 2008 года в Храме Христа Спасителя прошел Архиерейский Собор , прославивший в лике общецерковных святых святителя Шанхайского и Сан-Францисского Иоанна (Максимовича) . Среди принятых Собором документов: Определение «О единстве Церкви», определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» , «Положение о церковном суде», «Послание Освященного Архиерейского Собора клиру, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви» , определения «О деятельности Преосвященного Диомида, епископа Анадырского и Чукотского» и «О внесении поправок в устав Русской Православной Церкви». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 22 февраля, 2019 5 декабря, 2018 5 декабря, 2014 5 декабря, 2013 5 декабря, 2013 5 декабря, 2013 17 мая, 2013 5 декабря, 2012 5 декабря, 2012 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/sluzhenie-patriarxa-al...

Храм Николая Чудотворца (Лион) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм святителя Николая Чудотворца (фр. Eglise russe de Saint-Nicolas) — православный храм в Лионе, находящийся в юрисдикции Западно-Европейской епархии неканонической РПЦЗ Агафангела (Пашковского). Содержание История [ править править код ] После революции 1917 года большое количество русских эмигрантов обосновалось во Франции, в том числе в Лионе. В 1924 году в город прибыл из России генерал Павел Максимович-Васильковский, который устроил в своей квартире православную церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, где богослужения стал совершать священник Андрей Мишин. Вскоре в Лионе возникла община, которая сняла в центре города зал и установила в нём походный иконостас. В 1926 году после раскола русской православной эмиграции в Западной Европе на «евлогиан» и «карловчан», Покровский храм остался в ведении, митрополита Евлогия (Георгиевского). Вместе с тем, часть русских лионцев пожелала и далее оставаться в юрисдикции Архиерейского Синода под председательством митрополита Антония (Храповицкого) . Поначалу они думали выстроить отдельный каменный храм во имя священномученика Иринея Лионского в память русских воинов, «погибших на бранных полях, приявших лютые муки в годы лихолетья, затерянных на чуждых кладбищах», однако средств на это не хватило. После долгих поисков был найден большой, вместительный деревянный барак на улице Барабан, и 11 мая 1928 года был официально основан новый русский православный храм, посвящённый святителю Николаю Чудотворцу в воспоминание царя Николая II. Решением Архиерейского Синода РПЦЗ из Югославии был направлен в Лион священник Виктор Пушкин. Иконостас написала прихожанка Людмила Галич. С приходом к власти во Франции в мае 1936 года левацкого «Народного Фронта» русским белым эмигрантам стало особенно тяжело. Был распущен ряд русских белоэмигрантских организаций, оказывалось содействие советской контрразведке в поимке и депортации деятелей Белого движения. Неоднократно протопресвитер Виктор Пушкин получал анонимные угрозы: «Сбреем тебе бороду», «Сожжём твою церковь» и в ночь на 13 июня 1937 года храм, со всем имуществом, сгорел дотла.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Николая_Ч...

Святые царственные страстотерпцы Предисловие Святитель Иоанн Максимович , известный горячей любовью к Царской Семье и оставивший слово в ее память, о котором иначе как о «жгущем сердца» не скажешь, неразрывно связывал возрождение России с народным покаянием в цареубийстве. Хорошо помнится в связи с этим один эпизод, бывший еще до прославления Царственных Мучеников в 2000 году, но незадолго. Как-то, во время передачи в прямом эфире, позвонила одна женшина на радио «Радонеж» и – по поводу покаяния – стала упрекать комментатора Виктора Александровича Саулкина: «Это что же? Всем собраться на Красной площади и встать на колени?» . Виктор Александрович доброжелательно и спокойно отвечал: «Ну что Вы? Разве в этом дело? Важно то, что происходит в наших сердцах» . Прошло почти 20 лет. При дверях 100-летие мученической кончины Царской Семьи. Что же происходит в наших сердцах? Однако к «горестным заметам» мы обратимся не сразу. Малоизвестный исторический факт Пётр Мультатули Цареубийство готовилось заранее, и одной из составляющих его подготовки была дезинформация, а также создание почвы для последующей дезинформации. Об этом интересно рассказывается в недавно вышедшей книге историка Петра Мультатули «Император Николай II . Екатеринбургская Голгофа», в основном касательно московской газеты «Новое слово», воспроизводившей разные слухи. Так, 19 июня газета пишет о предстоящей высылке Романовых за границу. П.В. Мультатули замечает: « Эти слухи должны были успокоить немцев. Но одновременно им было сообщено, что в целях спасения Государя будут неоднократно распускаться слух о его убийстве, которому верить не надо » (Указ соч. стр. 148). Дьявольская продуманность, иначе не скажешь: после цареубийства будут считать, что верить этому нельзя... И, действительно, слухи распускались, о них писалось, затем публиковались опровержения. О распускании большевиками слухов насчет расстрела Царя пишет также историк Г. Зайцев в книге «Романовы в Екатеринбурге: 78 дней». Г.Зайцев видит в этом еще одну мотивацию, не противоречащую указанной Мультатули. Проверяласьнародная реакция на слух о расстреле Царя. Народ безмолствовал – Семью можно было спокойно расстреливать. И, действительно, расстрел бывшего Государя был воспринят сверхбезразлично. Не раз уже приводилось свидетельство Марины Цветаевой о том, как известие о расстреле Царя было принято москвичами: «Стоим, ждем трамвая. Дождь. И дерзкий мальчишеский петушиный выкрик: «Расстрел Николая Романова! Расстрел Николая Романова! Николай Романов расстрелян рабочим Белобородовым!» Смотрю на людей, тоже ждущих трамвая, и тоже (то же!) слышащих. Рабочие, рваная интеллигенция, солдаты, женщины с детьми. Ничего. Хоть бы кто! Хоть бы что! Покупают газету, проглядывают мельком, снова отводят глаз – куда? Да так, в пустоту» . Это наши, не столь уж давние, предки.

http://pravoslavie.ru/114416.html

Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья. Начало Второй мировой войны В издательстве Сретенского монастыря вышла в свет книга «Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья», составленная протоиереем Петром Перекрестовым, ключарем кафедрального собора в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» (Сан-Франциско). Книга посвящена видному иерарху русского рассеяния архиепископу Иоанну (Максимовичу; 1896–1966). Общецерковное прославление святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского в лике святых (память 19 июня/2 июля) совершилось на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2008 года. Предлагаем нашим читателям познакомиться с отрывками из этой книги. Падут от страны твоея тысяща, и тма  одесную тебе, к тебе же не приближится. Пс 90, 7 Святитель Иоанн позднее в своей жизни напишет следующее: «Годы нашего епископского служения в многоплеменном граде, не напрасно сравниваемые с Вавилоном, проходили во время тяжелых испытаний во всем мире. Наш град явился одним из первых мест военных действий, а затем переносил многие лишения, хотя далеко не в такой степени, как в странах Европы» . 15 июля 1937 года японское правительство направило ультиматум китайскому правительству Чан Кай Ши, требуя «независимости» для внутренней Монголии и провинции Хубэй. Началась война. Первые бомбы упали на Шанхай 14 августа 1937 года, в тот момент, когда владыка Иоанн служил чин малого освящения воды в день праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Китайская авиация, в свою очередь, атаковала японский крейсер, пришвартованный у острова Хуанпу. Японцы, преследуя два китайских самолета, сбросили бомбы на территорию французской концессии. Однако сильнее всего военные действия отразились на китайской части города, а не на тех кварталах, где проживали иностранцы. По словам одного из западных журналистов, «после японских бомбардировок в окрестностях города все было разрушено, сожжено и стерто с лица земли» . Русское население столкнулось с огромными материальными трудностями, но убитых и раненых среди русских было немного. Владыка писал: «Население русское пострадало главным образом материально. Потерь жизни всего несколько, раненых тоже немного. Господь явно проявил Свою милость». Но добавлял при этом: «В имущественном же отношении многие живущие в местах нынешних военных действий пострадали значительно» . Беженцев расселили по русским семьям и, насколько это было возможно, старались прокормить. У архиепископа Виталия, жившего в Соединенных Штатах, владыка помимо молитв просил помощи: «Посему, кроме молитв о нас, какие необходимы всегда и всякому, мы нуждаемся в помощи прежде всего материальной. Русским же, кажется, ехать некуда и остается положиться на волю Божью, Который может сохранить и наказать на всяком месте» .

http://pravoslavie.ru/4487.html

Антоний, митрополит Тобольский и Сибирский (Стаховский Андрей) Родился в Малороссии. Образование получил в Киевской духовной академии. По окончании курса был первым профессором Черниговского коллегиума. С 1701 года – проповедник Черниговской кафедры. Время пострижения в монашество и рукоположения неизвестно. Был близким и доверенным лицом архиепископа Черниговского Иоанна (Максимовича ; впоследствии митрополит Тобольский и всея Сибири (память 10/23 июня). В истории основания и устройства Черниговской духовной семинарии имя о. Антония было столь же славно, как и имя святителя Иоанна. Это был самый способный, самый деятельный и самый верный сотрудник святителя. В 1700 году был назначен наместником Черниговского Борисоглебского монастыря. В 1709 году Антоний возведен в сан архимандрита и определен настоятелем Новгородского Северского Спасо-Преображенского монастыря. 20 сентября 1713 года в Московском Успенском соборе хиротонисан во епископа Черниговского с возведением в сан архиепископа. В декабре 1721 года переведен в Тобольск с возведением в сан митрополита. Скончался 27 марта 1740 года. Митрополит Антоний много потрудился в Сибири над обращением инородцев в христианство . Положение инородцев в то время было самое печальное. Представителю духовной власти приходилось бороться со многими злоупотреблениями, часто не встречая со стороны гражданских властей ни содействия, ни сочувствия. Кроме миссионерской деятельности митрополит Антоний много заботился о постройке православных храмов, преимущественно каменных. Он был основателем первого духовного училища в Тобольске. По благословению владыки Антония и под его руководством в 1716 году был сделан перевод с латинского языка «Истории» Тита Ливия. Труды: Зерцало от Божественного Писания. – 1705. Сказание о Священном Писании . – 1705. Грамоты и письма Антония//Описание Черниговской епархии и кафедр Черниговского монастыря. – Чернигов, 1861. – С. 62–67. Литература: Абрамов Н. А. Антоний Стаховский. – 1862 и//Странник. – СПб., 1863, 1, январь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Тщанием прихожан восстановлена плита над могилой Ивана Максимовича Затрапезнова, а в память о былом значении храма в жизни Ярославской Большой мануфактуры 29 июня 2003 был проведен крестный ход вокруг бывшей территории ЯБМ - с тех пор на престольный праздник первоверховных апостолов Петра и Павла он совершается ежегодно. Т.А. Рутман. Храмы и святыни Ярославля: История и современность. С. 511-515. Место, на котором вырос Петропавловский храм в Ярославле, издревле считалось святым. Каменной церкви, появившейся здесь, предстояло превратиться в доминанту и паркового ансамбля, и промышленного района. Её заказчик считал храм своего рода духовным памятником Петру Великому. Возле современного Петропавловского храма протекает Зеленцовский ручей, который также называют Купальнишным. Считается, что поклонение божествам на этом месте совершалось с древних времён. Так, в языческую эпоху именно здесь находилось капище Купалы. Подобные сооружения часто устраивали в местностях, богатых водой, к числу которых относится и этот район на юго-западе современного Ярославля. Освоение Закоторосльной части началось в конце XV века. Именно тогда здесь был основан Николо-Сковородский мужской монастырь, возле которого, как гласит предание, бил святой источник. Обитель являлась своего рода юго-западным форпостом Ярославля. Возле монастыря возникла слобода, чьи жители занимались обработкой шкур скота. В 1609 году польские отряды добрались до Ярославля, сожгли Николо-Сковородскую обитель и утопили монахов в водоёме. Разрушения в этой части города были настолько велики, что впоследствии так и не удалось точно определить, где же стоял прежний монастырь. Есть предположение, что монастырь находился в непосредственной близости от нынешней Петропавловской церкви, на территории стадиона в одноимённом парке. Можно с большой долей вероятности утверждать, что Петропавловский храм поднялся на намоленном месте. В начале XVIII века ярославский купец, давний знакомый и почитатель Петра I, Иван Максимович Затрапезнов ходатайствовал перед самодержцем " о насаждении в Ярославле полотняной промышленности " .

http://sobory.ru/article/?object=00583

Несмотря на то, что приходы Русской Православной Церкви Заграницей разбросаны по всему миру, многие ее клирики и чада знакомы друг с другом. Б о льшая часть духовенства Зарубежной Церкви с высшим богословским образованием училась в Свято-Троицкой семинарии в Джорданвиле – впоследствии мы стали священниками в разных странах, но у нас общая alma mater, одни и те же наставники, одно восприятие богослужения, один «почаевский» дух, как любит говорить мой духовный отец. Благодаря этому мы фактически составляем одну большую семью. Это чувство родства многие ощущали во время прославления владыки Иоанна. Церковная семья прославляла не просто всем известного аскета, иерарха, учителя, архипастыря, богослова и молитвенника, но и знакомого, близкого, дорогого нам «своего» человека. Многие из собравшихся в Сан-Франциско в эти дни лично знали владыку Иоанна – либо по Китаю и Филиппинам, либо по Сербии и Западной Европе, либо по последним годам его служения в Сан-Франциско, другие знали о нем от своих родителей и наставников. Все мы в каком-то смысле прославляли своего духовного отца – или, если так можно выразиться, духовного дедушку. Курская Коренная икона Богородицы Церковная семья прославляла не просто всем известного аскета, архипастыря, богослова, но и близкого, дорогого нам человека В четверг вечером, 30 июня, состоялись встречи трех чудотворных икон – Одигитрии русского зарубежья, Курско-Коренной, Монреальской Иверской-Мироточивой (ее из Монреаля в Калифорнию привез брат Иосиф Муньос-Кортес) и местной, Владимирской Харбинской; было совершенно заупокойное богослужение, парастас, по приснопамятному архиепископу Иоанну. На парастасе пело два мужских хора, а кондак «Со святыми упокой» и «Вечная память» были пропеты всеми молящимися. В пятницу, 1 июля, в кафедральном соборе сонмом духовенства была совершена заупокойная литургия с поминовением приснопамятного архиепископа Иоанна, рукоположивших его архипастырей, его родителей и сродников (на торжество в Сан-Франциско прибыло несколько человек из рода Максимовичей) – к Святой Чаше на этой литургии приступило более 500 человек. В течение всего четверга и пятницы в усыпальнице непрестанно совершались панихиды – священники из разных стран (в том числе и из России) и городов со своими прихожанами-паломниками молились у гробницы архиепископа Иоанна и клали записочки с прошениями под его митру. Почти круглосуточно принимались Исповеди, чтобы каждый желающий имел возможность причаститься в день прославления.

http://pravoslavie.ru/122136.html

Тобольская семинария.      Окончив духовную академию со степенью магистра богословия в 1915 году, Николай был направлен преподавать в духовно-учебных заведениях, а также проповедником в Обоянский монастырь Курской епархии. Источники ясно не говорят о том, как долго Николай здесь оставался, но точно известно, что в 1916 году он принимал участие в торжествах прославления святителя Иоанна (Максимовича), митрополита Тобольского († 1715; память 10/23 июня). Возможно, он покинул Обоянь в октябре 1919 года, когда епископ Курский и Обоянский Феофан (Гаврилов) увозил чудотворную Курскую-Коренную икону Пресвятой Богородицы за границу, чтобы спасти святыню от большевиков. Епископ Феофан поехал через Белгород в сопровождении нескольких братьев из Обоянского монастыря. Очевидно, среди них был и Николай. То, что епископ Феофан позднее поехал в Лондон с Курской-Коренной иконой для хиротонии отца Николая во епископа, вероятно, как раз и подтверждает их встречу в 1919 году. Прибыв в Югославию (тогда называвшуюся Королевством сербов, хорватов и словенцев), Николай был посвящен в пресвитера и назначен служить в различных приходах Сербии. Уже в сане архимандрита, отец Николай начал преподавать в Битольской сербской православной семинарии в Македонии. Трое из его коллег по этой семинарии позднее были причислены к лику святых. Это святитель Николай Жичский (Велимирович), святитель Иоанн Шанхайский (Максимович) и преподобный Иустин Челийский (Попович). Отец Николай славился своей заботой о студентах и был любим ими. В Битоле он пользовался величайшим уважением как сотрудников семинарии, так и слушателей. В 1928 году отца Николая назначили служить на приход Русской Православной Церкви Заграницей в Лондоне. Православные богослужения возобновились в Лондоне с XVIII века, когда там была основана церковь при посольстве. В 1919 году был учрежден приход в честь Успения Пресвятой Богородицы. Община насчитывала около 400 членов и состояла не только из русских эмигрантов – значительная часть прихожан были детьми, рожденными в смешанных браках, которые жили в России, но потом вернулись в Англию уже со своими женами и детьми.

http://pravoslavie.ru/64819.html

Память сердца Тунисцы приняли русских очень хорошо. Уже сам приход такого количества кораблей был большим событием для Бизерты. Город был маленький, его европейской части едва исполнилось 25 лет. Русских уважали за порядочность, добросовестность, скромность и неприхотливость. Анастасия Ширинская: “Пациенты в больницах просили русскую сиделку, наших женщин с удовольствием брали в гувернантки. Мой отец отвечал за качество работ на нескольких городских стройках. В конце двадцатых годов мы уже не были в Тунисе иностранцами. Наши работали в аптеках, магазинах, на электростанции, в кинотеатре. Первые женщины-врачи здесь были русские! И эмигрантов они лечили бесплатно”. В 1936 году было получено разрешение на строительство храма в Бизерте. А в 1939-м он уже построен и освящен в честь святого Александра Невского. Деньги на строительство собрали эмигранты. Архитектор Михаил Козмин был тоже из тех, кто эвакуировался с Русской эскадрой. Храм стал еще и памятником последним кораблям Российского Императорского Флота. Внутри – мраморная доска с их названиями, Царские Врата и в наши дни завешены Андреевским флагом. Этот небольшой белый храм стал первой православной церковью на тунисской земле. Второй храм, в столице, был заложен уже после Второй мировой войны, в 1953 году. В его основание помещена частица мощей священномученика Киприана Карфагенского, проповедовавшего христианство на тунисской земле в III веке и очень почитаемого в этих местах. Здесь установлен иконостас с крейсера “Кагул” и иконы с “Георгия Победоносца”. 10 июня 1956 года состоялось торжественное освящение, которое совершил Преосвященный Иоанн (Максимович), архиепископ Бельгийский (ранее Шанхайский), причисленный ныне Русской Зарубежной Церковью к лику святых. Два православных храма белели под высокими пальмами Африки – такие уютные, такие русские. И никто тогда не мог предвидеть, что вскоре они останутся без прихожан… Испытание верности В 1956 году Тунис получил независимость. Национальное самосознание достигло такого подъема, что всем иностранцам пришлось несладко. Страну спешно покидали не только французы, но и русские, большинство которых имели французские паспорта. Русская колония резко сократилась. В Бизерте остались только две семьи, в Тунисе – несколько пожилых людей. Церкви опустели. Их последний настоятель покинул страну в 1962 году. Служили теперь только по большим праздникам – на Пасху и Рождество, священники бывали лишь “наездами”. Храмы постепенно ветшали, ремонтировать их было некому и не на что.

http://foma.ru/xraniteli-pravoslaviya-v-...

23 июня 1875 г., " согласно желания всех граждан города Липецка и вследствие просьбы липецких купцов Василия Хренникова, Василия Заболотского и Степана Шелихова в память чудесного избавления Государя Императора Александра Николаевича от угрожавшего ему 25 мая 1867 г. выстрела в Париже " , с разрешения Святейшего Синода, при Древне Успенском храме был открыт самостоятельный штат священнослужителей без прихода. Причт храма должен был существовать на проценты с пожертвованного капитала и доходов от принадлежавшей храму земли. Справедливости ради стоит отметить, что о Древне-Успенском храме проявляли заботу многие горожане. Так, например, в 1901 г. на средства старосты храма Дмитрия Максимовича Милованова при западном входе был устроен " стеклянный фонарь-тамбур ажурной чугунной конструкции " со стеклянной крышей " на рамочном железе " и тремя дверями столярной работы, в котором могло поместиться до 10 человек. Кровлю тамбура венчал чугунный крест. Остатки чугунного кружева, украшавшего вход в храм, были найдены в 1980-е гг. во время работ по благоустройству территории церкви, проводившихся на общественных началах клубом добровольных реставраторов " Русь " . Эти находки позднее экспонировались в музейной экспозиции " Мир металла " . В 1908 г. на средства неизвестного благотворителя в Никольском приделе был устроен деревянный пол из сосновых досок, положенных " без перерубов на имеющийся каменный холодный пол " . На старых фотографиях Древне-Успенской церкви видна стоящая отдельно от храма и расположенная выше неё по склону красивая деревянная колокольня. Она имела высоту 6,3 метра, а построена была в 1885 г. Возможно, колокольня поставлена была на месте старой звонницы, которую князь Кугушев упоминал как существовавшую ещё в 1803 г. Но, скорее всего, прежняя колокольня стояла на берегу Петровского пруда, ведь, по свидетельству Кугушева, в середине колокольни был устроен колодезь. В настоящее времени сохранились остатки бутового фундамента колокольни, расположенные к северу от церкви, несколько выше по склону. В нём видны места, где стояли деревянные столбы, составлявшие основу конструкции колокольни. Звонница была восьмигранной, с перилами и четырьмя высокими щипцами над проёмами звонов, гранёным куполом и небольшим шпилем с венчающим его крестом. Ширина каждой грани колокольни составляла 2,25 аршина. Нижняя часть колокольни была обшита тёсом, а верхняя – украшена накладной и пропильной деревянной резьбой.

http://sobory.ru/article/?object=00984

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010