Святитель Гавриил Имеретинский и его проповеди (версия для печати)/Православие.Ru Святитель Гавриил Имеретинский и его проповеди Православие.Ru , 17 августа 2010 г. Святитель Гавриил Имеретинский Среди новопрославленных святых Грузинской Православной Церкви есть и имя святителя Гавриила (Кикодзе). Он жил в то время, когда Грузия входила в состав Российской империи, получил образование в Санкт-Петербурге, писал как на грузинском, так и на русском языках, но самое главное – явил своей жизнью пример истинного пастыря Церкви Христовой и оставил по себе добрую память на многие поколения. Епископ Гавриил был причислен к лику святых решением Священного Синода Грузинской Православной Церкви от 18 сентября 1995 года. День памяти его – 25 января/7 февраля. Святитель Гавриил особенно был знаменит своими проповедями, которые по праву можно назвать выдающимся вкладом православной Грузии в духовную сокровищницу Вселенской Православной Церкви. Святитель Гавриил Имеретинский Святитель Гавриил (в миру Кикодзе Герасим Максимович) родился 15 ноября 1825 года в селе Бахви Озургетского уезда Кутаисской губернии в семье священника. Начальное образование получил в семье, от отца. После окончания Тбилисского духовного училища (1839) учился в Тбилисской, с 1842 года – в Псковской, а в 1844–1845 годах – в Санкт-Петербургской духовных семинариях. В 1849 году закончил Санкт-Петербургскую духовную академию. Во время обучения женился и принял священный сан. В 1849–1858 годах служил инспектором Тбилисской духовной семинарии, а также помощником ректора семинарии. Преподавал физику и математику. Семейную трагедию (за короткое время погибли его жена и все трое детей) он воспринял как Божий знак и принял монашеский постриг в Давидо-Гареджийском монастыре 6 октября 1856 года с именем Гавриил. Полтора года спустя святитель был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Давидо-Гареджийской обители. Затем в 1858 году был хиротонисан во епископа Горийского, а 2 июня 1860 года был назначен на Имеретинскую кафедру, которую занимал до своей кончины, то есть более 35 лет. В дополнение к этому служению 30 мая 1869 года святителю была поручена забота об Абхазской епархии, которой он управлял до 1886 года.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

На Соборе в Карфагене (16 июня 404) было решено ходатайствовать перед имп. Гонорием о защите кафолического духовенства от донатистов и о применении к ним карательных законов против еретиков. Участники Собора послали к имп. двору Эводия, еп. Узалиса , и Теазия, еп. Мемброны (Мемблоны) , которые должны были подробно описать насилия, творимые африканскими раскольниками . Тогда же в Италию отправились епископы Максимиан, Сервус Деи и другие епископы, пострадавшие от донатистов. По словам блж. Августина, вид Максимиана, покрытого шрамами, произвел глубокое впечатление на императора, который издал указы против раскольников . Начиная с февраля  405 года были изданы т. н. эдикт о единстве Церкви  и несколько дополняющих его декретов. Схизма донатистов была приравнена к ереси; раскольникам было запрещено устраивать собрания, у них следовало конфисковать молитвенные здания, ограничить их гражданские права. Впоследствии император велел африканским должностным лицам карать всех представлявших угрозу кафолической Церкви (ноябрь 408 ) и разрешил неограниченно применять силу против еретиков (август  410 ). В то же время шла подготовка к дебатам между кафолическими и донатистскими епископами, которые состоялись в июне 411 года в Карфагене и завершились полным запретом донатизма. На собрании присутствовал Донатиан , донатистский еп. Багаи; о Максимиане в документах не упоминается (вероятно, к этому времени он скончался). Сведений о почитании еп. Максимиана до XVI века нет. Кард. Цезарь Бароний внес его память в Римский Мартиролог под 3 октября как исповедника, пострадавшего от донатистов, на основании свидетельства Августина . Имя епископа Максимиана упоминается в списке древних африканских святых в докладе епископа Нафанаила (Львова) представителю Архиерейского Синода в Европе и Африке архиепископу Брюссельскому и Западно-Европейскому Иоанну (Максимовичу) о прославляемых и непрославляемых в Русской Церкви древних святых Северной Африки (22 декабря 1953 года) . День памяти в докладе указан также 3 октября.

http://drevo-info.ru/articles/13680701.h...

Погребен преосвященный Иоанн Максимович подле Софийского собора с северной стороны близ дверей, в пределе во имя преподобных Антония и Феодосия печерских . Лет чрез 30 после смерти Иоанна, при митрополите Антонии Нарожницком, этот придел, по тесноте своей и ветхости потолка был разобран. Таким образом гроб святителя Иоанна остался под открытым небом. Жителям Тобольска, благоговевшим к его памяти, это было неприятно; потому преемник Антония II, митрополит Сильвестр, в 1751 г., на собранные деньги на месте существовавшего прежде предела выстроил новый каменный, только не во имя преподобных Антония и Феодосия, а во имя святителя Иоанна Златоустог о, – ангела митрополита Иоанна Максимовича, притом так, что гроб Иоанна вошел в алтарь оного. – По выстройке придела, над гробом митрополита Иоанна, прошло около 60 лет. Но в 1806 или 1807 г. при архиепископе Тобольском Амвросие Келембете на северной стороне собора сделалась трещина от фундамента до сводов, притом над тем самым местом, где была могила преосвященного Иоанна. В 1826 г. архиепископ Евгений, чтобы предотвратить опасность, грозившую всему собору, решился исправить повреждение. Но поскольку ни заделать трещину, ни даже осмотреть в глубине её фундамент собора нельзя было, не тронув гроба Иоанна Максимовича: то оный 26 и 27 сентября 1826 г. перенесен был в новый склеп, устроенный в том пределе и также в алтаре, только на левой стороне. Над прежним местом погребения митрополита Иоанна, на правой стене придельного алтаря святитель изображен во весь рост в белом клобуке и голубой с источниками мантии, а над новой могилой, около левой стены алтаря, находится мраморный памятник, устроенный бывшим золотопромышленником купцом Н. Ф. Мясниковым. Им же в пределе в недавнее время переделан иконостас. В самой церкви на левой стене висит довольно большая икона с изображением Иоанна Златоустог о и Тимофея епископа Прусского, написанная в 1810 г. тобольским купцом А. Гневышевым и некоторыми другими гражданами также из благоговения к митрополиту Иоанну: Златоустый, как выше замечено, ангел сего митрополита, и память священномученика Тимофея празднуется церковью 10 июня, в день кончины Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Торжества в память 900-летия крещения Руси служили хорошим поводом к новому переводу, по мнению еп. Феофана (письмо Елагину от 1 июня 1887 г.): «К юбилею приготовить одну какую-нибудь, например, Октоих или Цветник, Минею праздничную или еще что. Ныне – завтра надо же это сделать. Почему не приурочить этого к такому событию?» Еще через два года святитель возвращается к тому же вопросу (письмо от 16 августа 1889 г.): «Для начала определения переводить богослужебные книги достаточно одного напоминания о необходимости сего, потому что все знают и чувствуют сию необходимость. Не достает толчка» 34 . Указанные общеизвестные недостатки богослужебных книг, оставленных нам справщиками второй половины XVII в., и необходимость их исправления почти не интересовали русскую церковную иерархию в XVIII в. и первой половине XIX в. или же в лучшем случае в силу общего церковно-политического курса (например, в протасовскую эпоху) не встречали с ее стороны никакого другого к себе отношения, кроме вынужденного молчания. «Усвоенная церковной властью и односторонне понятая обязанность прежде всего охранять неприкосновенность церковно-богослужебных книг заставила ее довольно равнодушно относиться к вопросу, насколько понятен для верующих самый текст» 35 . Конечно, могут быть указаны некоторые факты заботы Св. Синода о богослужебном тексте, но они имели весьма второстепенное значение. Например, при Петре Великом, когда были еще живы некоторые справщики конца XVII в., обнаружилось расхождение между текстами книг московского и киевского издания. Из Синодального Архива за 1724–1725 гг. 36 видно, что справщики Московского Печатного Двора: монах Феолог, Алексей Барсов, Андрей Иванов, Иоанн Максимович и Иоасаф Кречетовский занимались сличением текстов Триоди Цветной этих изданий и обнаружили разночтения, весьма несущественные. Например: «Что Тя наречем, о Обрадованная» (Киевская) – «Что Тя наречем, о Благодатная» (Московская). «Людие превозносите Господа во вся веки» (Киевская) – «Людие превозносите во вся веки» (Московская).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Sove/pro...

в вечную славу и в память вечную зачавших оныя исперва, ибо желаем да во здравости и благоугождении и благополучии... совершенная лета поживеши и сподобишися на небе во святых Богоопределенном лике стати пред Господем 963 ...» Ободренный Димитрий продолжал работать по-прежнему. 964 В феврале 1696 года, одновременно с кончиной царя Иоанна (29 января), и Феодосия Углицкого епископа Черниговского (5 февраля), 965 в Киев был отправлен из Москвы справщик Карион Истомин ради духовных треб, и с книгами от патриарха Адриана. 966 Вероятно, чрез него Димитрий получил и письмо от патриарха: «Благословихом православнаго исповедания книгу Церкви Святыя Восточныя мудрования, зовему Катехизис, типографиею издати, яже новопреведеся с еллиногреческаго диалекта на наш славеннороссийский... юже напечатану наша мерность в любви нашей архипастырской, тебе (Димитрию) послахом. 967 Одновременно с этим в 1696 и 1697 печатается старое сочинение Димитрия «Руно орошенное». Следующий 1697 год был годом неожиданных событий в жизни Димитрия. В ночь с субботы на воскресенье, 17 января, скончался старый друг Димитрия, Иннокентий Монастырский и похоронен 18 968 в Кирилловском монастыре, а по нем игуменом Кирилловским избран сам Димитрий. В то же время епископом Черниговским избран Иоанн Максимович , известный виршеплет, человек, к которому Димитрий относился не особенно сочувственно. Больной Адриан поставил его в Москве 10 января. 7 февраля в субботу скончался и настоятель Киевопечерской Лавры Мелетий Вуяхевич. Недолго и Димитрий был настоятелем Кирилловским. Не знаем в силу каких причин, он 10 июня был назначен на упразднившееся место Максимовича – архимандритом Елецким, и в воскресенье 20-го и поставлен в архимандриты Максимовичем же в Елецкой церкви Успения Божией Матери. 969 В том же июне при приеме монастыря Димитрий составил опись монастырской казны. 970 Тогда же, вероятно, Димитрий с братией подал прошение гетману и полковнику черниговскому Лизогубу о притеснении «онисовцев» черниговскими людьми и о вдирательстве Шабельника, завладевшего монастырским сенокосом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Вскоре после окончания школы будущий святитель принял иноческий постриг в Киево-Печерской Лавре с именем Феодосий (в честь основателя Лавры). Этого подвижника он считал, наряду с преподобным Антонием Печерским, своим особым Небесным покровителем. Молодой инок, стремясь к уединению, покинул Киев и поселился в отдаленном Крупицком Батуринском монастыре Черниговской епархии, славившемся строгой иноческой жизнью. Там он был посвящен в сан иеромонаха. В 1662 году за свою духовную мудрость и строгую подвижническую жизнь Феодосий был назначен игуменом в Корсунский монастырь Киевской епархии, а в 1664 году – настоятелем древнего Киево-Выдубицкого монастыря. Своими духовными дарованиями и незаурядностью игумен Феодосий снискал особое расположение Преосвященного архиепископа Черниговского Лазаря (Барановича). В 1688 году игумен Феодосий был назначен священно-архимандритом и настоятелем Черниговского Елецкого монастыря. Опытный в делах организации монашеской жизни, он много сделал для духовного укрепления монастыря. По ходатайству Преосвященного Лазаря в 1692 году архимандрит Феодосий был хиротонисан во епископа на Черниговскую кафедру, с возведением в сан архиепископа, и временно управлял Черниговской епархией совместно с Преосвященным Лазарем. По преставлении Преосвященного Лазаря (†3 сентября 1693) святитель Феодосий недолго управлял Черниговской епархией. После его кончины (†5 февраля 1696) на Черниговскую кафедру был назначен святитель Иоанн Максимович ;(† 1715, память 10 июня), его ученик и преемник, которому святитель Феодосий особо покровительствовал в архипастырском окормлении чад Русской Церкви не только в Чернигове, но и в Сибири в его трудном миссионерском подвиге. О необычайной скромности святителя Феодосия как особом благодатном даровании свидетельствовала вся его подвижническая жизнь и сокровенная помощь тем, кто возносил ему молитвы. Прославление святителя Феодосия совершилось 9 сентября 1896 года. Читать далее Источник: Минея. - М. : Издат. совет Русской Православной Церкви, 2002-. 12 том./Сентябрь. А. - 2003. – 924 с. ISBN 5-94625-051-5

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Чернигове в 1714 году Святитель впервые издал и свой главный труд, написанный на латинском языке. (Особенностью выпускников Киевской школы было то, что свои сочинения они писали на классической латыни. Профессор И. А. Максимович в 1888 году перевел « Илиотропион » на современный русский язык и издал вначале по частям в «Черниговских епархиальных ведомостях», затем отдельной книгой – Киев, 1896. Сокращенный вариант опубликован в «Журнале Московской Патриархии» 1976, 5, 6.) С именем святителя Иоанна связан также «Латино-греко-российский лексикон». Известна связь святителя Иоанна со Святой Горой Афон. Он принимал особенно горячее участие в судьбе русских насельников Святой Горы, оказывая им существенную материальную помощь в те тяжелые годы. Сохранилась его архиерейская грамота в Русском Пантелеимоновом монастыре, свидетельствующая об его отношении к святогорцам. 14 августа 1711 года святитель Иоанн по возведении в сан митрополита прибыл на кафедру Тобольскую и всея Сибири. Святитель неустанно заботился о просвещении своей епархии. Там он продолжил дело, начатое в Чернигове: усовершенствовал школу, открытую его предшественником, знаменитым миссионером святым митрополитом Филофеем (Лещинским; † 1727; память 10 июня – Собор Сибирских святых), продолжил апостольскую проповедь среди язычников Сибири, обратив ко Христу многие тысячи людей. В 1714 году святитель Иоанн отправил в Пекин миссию во главе с архимандритом Иларионом (Лежайским). В Тобольске он вновь приступил к издательскому делу, использовав созданную им в Чернигове типографию. К тому времени относится издание митрополитом Иоанном «Илиотропиона» на славяно-русском языке (1714), чтобы его понимали и сибиряки. О жизни Святителя в Сибири летописец говорит: «Выл тих, скромен, благорассудлив, о бедных сострадателен, милостив». Часто он помогал людям. Тайно, а иногда в одежде простого инока, приносил в дома нуждавшихся щедрую милостыню со словами: «Пришлите во Имя Иисуса Христа». Его дом в Тобольске всегда был открыт для всех нуждавшихся в помощи и слове утешения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Против раскольников принимались очень суровые меры, но они только увеличивали их славу и делали из них мучеников за правую веру. Против раскола писали многие духовные писатели и в том числе митр. Димитрий Ростовский . Многие раскольники, ввиду распространившегося учения о скором наступлении царства Антихриста, сами себя сжигали. Распространение христианства на Востоке продолжалось во все царствование. В Казанском крае много потрудился митр. Тихон, открывший инородческие школы. Обращенные, число которых достигло 50 тысяч, были главным образом из язычников, а не из магометан. Просвещение калмыков, начавшееся в конце 17 века, было задержано рядом восстаний, которые превратились в священную войну. В Сибири распространение православия пошло очень успешно, благодаря трудам митр. Филофея (Лещинского). Он привез с собой из Киева проповедников, объезжал свою епархию, строил храмы и отправил миссионеров в Монголию. В 1711 году он, по болезни, должен был временно отказаться от кафедры, и его дело продолжил митрополит Иоанн (Максимович) , переведенный из Чернигова, который проявил много рвения по устроению обширной области. За свою подвижническую жизнь и труды по просвещению края, митр. Иоанн был причислен к лику святых (память 10 июня). После его кончины, митр. Филофей вновь воспринял епархию и обратил ко Христу часть когулов и татар. Их дело продолжал еп. Иннокентий Иркутский. Отдельные миссионеры достигли крайнего севера и Камчатки, просветителем которой является архим. Мартиниан. По ходатайству митр. Филофея, в 1715 году в Пекин была послана православная миссия для обслуживания живших там пленных казаков. Церковь при преемниках Петра I Великого, отношения церкви и государства после 1725 года Положение Церкви при преемниках Петра Великого оставалось очень тяжелым. Государственная власть распоряжалась полновластно в церковных делах, архиереи увольнялись, судились и ссылались по чисто политическим причинам, особенно в царствование Анны Иоанновны (1730–1740), в правление Бирона. Только один Феофан Прокопович , который с 1725 года и до самой смерти занимал митрополичью кафедру в Новгороде, оставался все время у власти и был первенствующим членом Синода. Его значение было настолько велико, что он мог сравнить себя с патриархами. Жил он как богатый вельможа, окруженный пышным двором, собрал несметные богатства и обширную библиотеку.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Парма (шт. Огайо) выполнены прот. Феодором Юревичем между 1993 и 2003 гг. Композиция «Собор американских святых» (1,8×2,4 м; согласно авторской подписи, окончена 21 июня 2001) расположена в юж. части зап. стены в 1-м ярусе росписей. 12 святых (в т. ч. также святители архиеп. Иоанн (Максимович) и еп. Николай (Велимирович)) стоят в 2 ряда, И.- вверху 2-й слева. Новый извод иконографии Собора - «Богородица с Младенцем на престоле, с американскими чудотворцами» - был создан прот. Феодором Юревичем в 2002 г. по заказу Свящ. Синода Православной Церкви в Америке для подношения митр. Феодосию (Лазору) в память 25-летия его служения предстоятелем. Богоматерь с Младенцем восседает в центре в окружении 13 святых (расположены в 2 ряда), прп. Герман и мч. Петр изображены впереди коленопреклоненными. И. в традиц. облачении, с крестом в руке представлен в верхнем ряду 2-м слева. На иконе «Собор американских святых», написанной Алексеем и Аленой Гомартели в 2011 г. для иконостаса церкви миссии прав. Алексия Товта в Анкоридже, под покровом Пресв. Богородицы представлено уже 16 чудотворцев (кроме упомянутых - священноисп. Варнава (Настич), сщмч. Василий Мартиш, прав. Ольга (Мишель)). В руках у мучеников - кресты, св. основатели храмов держат их модели. Пейзаж символизирует природу Сев. Америки; особенностью иконографии является изображение детей-алеутов в местных одеждах, укрывшихся в мантии прп. Германа. И.- преподобномученик, крайний слева в 1-м ряду. Наибольшее число святых включено в состав Собора на иконе 2011 г. (выполнена теми же авторами по заказу частных лиц для ц. Благовещения Богородицы г. Мейнард (шт. Массачусетс)). В целом иконография аналогична, но святые предстоят образу Божией Матери «Знамение», в группу добавлен сщмч. Серафим (Самойлович), архиеп. Угличский (в 1902-1908 служил в Алеутско-Аляскинской епархии). В храмовых росписях (преимущественно на зап. стене) получил распространение особый вариант иконографии Собора, называемый «Стена святых» (Wall of Saints). В отличие от иконописных изводов, где амер.

http://pravenc.ru/text/1237735.html

 Интересно заметить, что, согласно церковному календарю, день памяти этого святого англичанина, апостола языческой Европы, совпадает с датой битвы при Ватерлоо – 5/18 июня.  Примечательно, что из примерно 1000 приходов Уэльса половина начинается с «Ллан», что означает «дом», то есть первоначально «келья, домик, место отшельнической жизни святого».  Это не преувеличение – говорить о границе между Англией и Корнуоллом (хотя, на самом деле, конечно, ее нет: Корнуолл является частью Англии.  – Примеч. пер. ); до сих пор многие жители Корнуолла, когда собираются поехать в Девон, говорят, что едут в Англию.  До сих пор словом «православный» злоупотребляют многие так называемые «церкви», вводя наивных людей в большое заблуждение. При встрече с тем, кто называет себя православным клириком, иногда необходимо спросить у него, кто его правящий архиерей, чтобы выяснить, действительно ли он православный.  Праздник урожая – традиционный; отмечается в конце сентября или начале октября; церкви украшают снопами, караваями хлеба, плодами.  – Примеч. пер.   «Lammas»  (от староанглийского «loaf-mass» – «праздник хлебов») – это праздник первых плодов, первого урожая. Ошибка Хокера была в том, что он использовал новый календарь. Если бы он использовал старый календарь, то в Англии XIX века праздник урожая выпадал бы на 13 августа. В современном Православии праздник «Lammas», когда освящаются первые плоды урожая, выпадает на 19 августа, то есть на праздник Преображения Господня.  Примерно 50 лет назад святой архиепископ ходил по улицам Лондона. Мы говорим о прославленном не так давно святителе и чудотворце Иоанне (Максимовиче; 1896–1966), чья епархия простиралась до наших островов. Какой сильной должна быть его молитва, если мы теперь призываем его в своих! скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Helen 30 марта 2018, 14:51 Прекрасная статья! И так кстати сегодня в контексте действий политиков. Своего рода - " наш ответ Чемберлену " ) Вся Русская православная церковь празднует с прошлого года повсеместно память святого Патрика.

http://pravoslavie.ru/63445.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010