Одну неправославную женщину святитель Феодосий учил принимать благословение по православному: «как тебе не стыдно: ты не умеешь подойти к благословению!» Больной, находившейся в Киеве и мысленно на одре болезни призывавшей Святителя, явился он во сне и сказал: «успокойся» и совершенно прекратил её нравственные страдания. Все эти слова святителя Феодосия были сказаны людям в сонном состоянии их, но были понятны уму, сохранились в благодарном сердце, запечатлелись в памяти, пересказаны ими и сопровождались чудесными исцелениями. За всех, удостоившихся слышать от святителя такие слова, одна верующая душа говорит в слух всех: «всеведующий и всевидящий Господь свидетель, что показание мое истинно.» В Указе Святейшего Правительствующего Синода от 25 июня – 5 июля 1896 г. за 1816 о прославлении и открытии мощей святителя Федосия изъяснено следующее: Память Преосвященного Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского, со дня его преставления, последовавшего 5 Февраля 1696 года благоговейно чтима была в православном народе русском, стекавшемся во множестве из разных местностей Российской Империи в Черниговский Борисоглебский собор к могиле иерарха для принесения молитв о упокоении души его с упованием на молитвенное ходатайство его пред Богом. К почитанию святителя влекли верующих и воспоминания о высокой подвижнической жизни его и чудодейственные исцеления от различных недугов, совершавшиеся при его гробе. Ряд чудесных проявлений благодати Божией от мощей святителя Феодосия Углицкого открылся исцелением от тяжкой болезни преемника его по Черниговской кафедре архиепископа Иоанна Максимовича , впоследствии митрополита Тобольского. Благодарный за свое исцеление архиепископ Иоанн составил в честь святителя Феодосия «похвалу», в которой называет его «земным ангелом и святым, пребывающим в Серафимской пастве». По распоряжению же архиепископа Иоанна, устроена была в фундаменте Борисоглебского соборного храма над гробом святителя Феодосия каменная пещера, в которую около 200 лет стекаются за благословением и дарами духовными усердные почитатели святителя Феодосия. И Господь Бог , дивный и славный во святых Своих, неоскудеваемо творил и ныне творит чудеса и являет Свои благодеяния, предстательством святителя Феодосия с верою притекающим к его гробнице в тяжких неизлечимых болезнях, в трудных обстоятельствах жизни, в душевных скорбях и нуждах житейских. Уверенность в святости сего святителя чрез совершавшиеся у гроба его чудесные исцеления в православном народе возрастала и утверждалась всё более и более.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В ансамбль Иоаннопредтеченской церкви входила и изящная 45-метровая шестиярусная колокольня, четыре верхних яруса которой прорезаны арками звона. В некоторых деталях оформления, да и в самом облике колокольни заметно существенное влияние пышного «нарышкинского» барокко, гармонично сочетающегося с узорочьем ярославской архитектуры. Широкий карниз третьего яруса, проемы арок и декоративные башенки, щедро украшенные ковровым белокаменным узором, гармонично перекликались с архитектурой и декоративной отделкой храма. Известный архитектор А.М. Горностаев писал о ней: «Ее изысканный нежный силуэт как нельзя более подходит к величественным соборным массам храма». С самого начала существования храма при нем была организована богадельня, что было принято в те времена. 40 человек бедных и убогих находили в ней пристанище. В 1879 году по желанию прихожан было открыто приходское попечительство, в деятельность которого входила выдача денежных пособий бедным прихожанам, преимущественно вдовам и сиротам. Его же усилиями в 1885 году была устроена одноклассная церковно-приходская школа. В 1896 году здание школы было расширено, и школа была преобразована в двухклассную женскую. При ней был открыт приют для девочек, женская мастерская – белошвейная и прачечная. Позже был выстроен новый двухэтажный дом, в котором разместился приют для 35 девочек и школа для 200 обучающихся. В.В. Верещагин. Паперть церкви Иоанна Предтечи в Толчкове. 1888 г. В 1891 году при церкви был образован женский благотворительный кружок, усилиями которого открылась школа грамоты при фабрике Ярославской большой мануфактуры, где обучалось 400 девочек. 17 мая 1892 года при храме было сформировано общество трезвости, для которого был выделен специальный дом с залом для чтения, с библиотекой и чайной. С 1898 года при настоятеле Феодоре Успенском начинается издание уникального ежемесячного журнала «Приходская жизнь», едва ли не единственного журнала такого рода, издаваемого в провинции. Интересно, что журнал с тем же названием, да наверно и с такими же задачами, продолжил свою жизнь в далекой Америке, в Вашингтоне, при приходе Иоанна Предтечи, основанном в 1949 году святителем Иоанном (Максимовичем,1966; память 19 июня), архиепископом Шанхайским и Сан-Францисским. Рождение прихода пришлось на праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя. Позже, в 1958 году, был построен и храм в честь этого праздника, выполненный в ярославском стиле XVII века, наверно единственный такой на американском континенте.

http://pravoslavie.ru/4446.html

В свободное время прп. Иов любил заниматься садоводством и развел в Почаеве прекрасный сад.  В 1620 г. он принимал участие в Киевском Соборе, осудившем унию и постановившем твердо стоять за Православие. Под постановлением этим есть подпись: «Иоанн Железо игумен Почаевский».  Скончался прп. Иов 28 октября 1651 г. Мощи его были открыты в 1659 г. после трехкратного его явления митрополиту Киевскому Дионисию. Вскоре после этого в обитель приехала на богомолье Ева Домашевская. Ночью она увидела, что в Троицкой церкви сияет свет, и услышала пение. Служанка ее, девица Анна, пошла узнать, какое служение совершается, и, к своему ужасу, увидела, что церковные двери открыты, а посреди церкви, между двумя ангелами, молится в необычайно светлом одеянии прп. Иов. Обратившись к девице, он приказал ей позвать игумена Досифея, в это время безнадежно больного, и дал ей для него плат, омоченный в миро. Больной, получив этот плат, помазался им и получил исцеление.  В 1675 г. татары осадили Почаевский монастырь. На третий день осады во время чтения акафиста над монастырем явилась Сама Царица Небесная. Татары пробовали пускать стрелы в небесное явление, но стрелы возвращались назад и поражали их самих. Тогда татары бежали.  В 1721 г. Почаевским монастырем завладели униаты. Чудотворную икону Божией Матери они чтили, но доступ к мощам преподобного для верующих закрыли. Однако же через 20 лет чудеса преподобного заставили их допустить к ним верующих.  В 1831 г. униаты были воссоединены с Православной Церковью. Мощи преподобного были вновь торжественно открыты, а Почаевский монастырь объявлен лаврой Святитель Серапион, Митрополит Сарский и Подонский (+ 1652) Память его празднуется 2 мая в день преставления и 23 июня вместе с Собором Тверских святых Святитель Серапион родился в городе  Кашине в семье соборного протоиерея Саввы Максимовича Сысоева. О начальном периоде его жизни известий нет, иноческий постриг он принял в  Калязине монастыре; за благочестивую жизнь был удостоен сана архимандрита в  Спасо-Андрониковом монастыре, а в 1634 г. был переведен во Владимирский Рождественский. С 1 января 1643 г. хиротонисан в  митрополита Сарского и Подонского. В 1652 г. в глубокой старости святитель Серапион ушел на покой в обитель, в которой начал монашеский путь, здесь он преставился и погребен. С правой стороны гробницы, устроенной из белого камня, поставлен образ его во весь рост, в полном архиерейском облачении. По преданию, портрет этот устроен иждивением петербургского купца, бывшего в болезни, во время которой явился ему святитель и повелел запечатлеть свой образ. В 1779 г. образ этот был доставлен в монастырь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

В Париже диспетчер железнодорожной станции задерживал отправление поезда до прибытия «Русского Архиепископа» 2 июля, ПРАВМИР. Православная Церковь празднует память святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского. Святитель Иоанн родился 4/17 июня 1896 г. на юге России в селе Адамовка Харьковской губернии. При святом крещении он был наречен Михаилом. С детства он отличался глубокой религиозностью, праведная жизнь ребенка произвела глубокое впечатление на его французскую гувернантку-католичку, и в результате она приняла православие. В годину гонений Михаил оказался в Белграде, где поступил в университет на богословский факультет. В 1926 г. митрополитом Антонием (Храповицким) он был пострижен в монахи, приняв имя Иоанна в честь своего предка свт. Иоанна (Максимовича) Тобольского. В 1934 г. иеромонах Иоанн был возведен в сан епископа, после чего отбыл в Шанхай. Молодой владыка любил посещать больных и делал это ежедневно, принимая исповедь и приобщая их Святых Тайн. Если состояние больного становилось критическим, Владыка приходил к нему в любой час дня или ночи и долго молился у его постели. Известны многочисленные случаи исцеления безнадежно больных по молитвам святителя Иоанна. С приходом коммунистов к власти русские в Китае снова вынуждены были бежать, большинство – через Филиппины. В 1949 г. на острове Тубабао в лагере Международной организации беженцев проживало примерно 5 тысяч русских из Китая. Остров находился на пути сезонных тайфунов, которые проносятся над этим сектором Тихого океана. Однако в течение всех 27 месяцев существования лагеря ему только раз угрожал тайфун, но и тогда он изменил курс и обошел остров стороной. Когда один русский в разговоре с филиппинцами упомянул о своем страхе перед тайфунами, те сказали, что причин для беспокойства нет, поскольку «ваш святой человек благословляет ваш лагерь каждую ночь со всех четырех сторон». Когда же лагерь был эвакуирован, страшный тайфун обрушился на остров и полностью уничтожил все строения. Святитель Иоанн сам ездил в Вашингтон, чтобы договориться о переселении обездоленных русских людей в Америку. В американские законы были внесены поправки и большая часть лагеря, около 3 тысяч человек, перебрались в США, остальные в Австралию.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pamy...

Среди французских преподобных выделяются святые Геновефа и Клотуальд, сокращенно называемый Клод. Преподобная Геновефа, родившаяся в 423-м и преставившаяся в 512 году, с детских лет отличалась набожностью и всю жизнь провела в молитве и крайнем воздержании. В детстве ее призвание провидел св. Герман Оксерский и благословил ее посвятить себя Богу. Духовно она была связана с преподобным Симеоном Столпником, знавшим о ней. Много чудес было совершено ею при жизни, из которых особенно славно спасение ее молитвами Парижа от Аттилы. Память о том чуде не только хранится в предании, но и отмечена колонной, сооруженной на месте, до коего дошел Аттила. Она считается покровительницей Парижа и Франции, и ни уничтожение ее мощей в революцию, ни борьба против веры не смогли прекратить этого почитания. Преподобный Клотуальд был родом из королевской семьи, погибшей во время междоусобиц. Выросши и поняв нищету земной славы, он не захотел домогаться своих прав, принял монашество и проводил строжайшую подвижническую жизнь. Некоторое время пребывал в полном уединении, потом у него образовался монастырь, церковь которого по сей день хранит его мощи. Преставился он в середине VI века. Бабкой преподобного Клотуальда была святая Клотильда, королева Франции, воспитавшая своего внука. Для Франции она имеет то же значение, что [для Руси] св. Ольга и для Чехии св. Людмила, а для Римской империи св. Елена. Благодаря ей ее муж Кловис [Хлодвиг] I окрестился, затем окончательно утвердился в Православии. Она своею жизнью, наставлениями и молитвами проповедовала и утверждала христианство во Франции. После смерти супруга проводила жизнь свою в воздержании и заботах об оказавшихся в бедствиях. Предупрежденная свыше о своей кончине за тридцать дней, она мирно преставилась 3 июня 533 года. Мощи ее хранились и обносились с крестным ходом до Французской революции, когда были сожжены, и [теперь] хранятся лишь их частицы. В утверждении христианства во Франции, проповеданном там еще во дни апостолов, много потрудилось святителей последующих веков, одновременно боровшихся и с проникавшими туда ересями. Особенно прославился святой Мартин, епископ Турский. Житие его имеется в русских Четьях-Минеях, хотя помещено 12 октября, а не 11 ноября, когда он преставился и когда совершается его память. Учителем его был также всюду чтимый св. Иларий Пуатьерский [Пуатевенский, Пиктавийский].

http://foma.ru/svyatitel-ioann-maksimovi...

гавриил Скачать epub pdf Среди новопрославленных святых Грузинской Православной Церкви есть и имя святителя Гавриила (Кикодзе) . Он жил в то время, когда Грузия входила в состав Российской империи, получил образование в Санкт-Петербурге, писал как на грузинском, так и на русском языках, но самое главное – явил своей жизнью пример истинного пастыря Церкви Христовой и оставил по себе добрую память на многие поколения. Епископ Гавриил был причислен к лику святых решением Священного Синода Грузинской Православной Церкви от 18 сентября 1995 года. День памяти его – 25 января/7 февраля. Святитель Гавриил особенно был знаменит своими проповедями, которые по праву можно назвать выдающимся вкладом православной Грузии в духовную сокровищницу Вселенской Православной Церкви. Святитель Гавриил (в миру Кикодзе Герасим Максимович) родился 15 ноября 1825 года в селе Бахви Озургетского уезда Кутаисской губернии в семье священника. Начальное образование получил в семье, от отца. После окончания Тбилисского духовного училища (1839) учился в Тбилисской, с 1842 года – в Псковской, а в 1844–1845 годах – в Санкт-Петербургской духовных семинариях. В 1849 году закончил Санкт-Петербургскую духовную академию. Во время обучения женился и принял священный сан. В 1849–1858 годах служил инспектором Тбилисской духовной семинарии, а также помощником ректора семинарии. Преподавал физику и математику. Семейную трагедию (за короткое время погибли его жена и все трое детей) он воспринял как Божий знак и принял монашеский постриг в Давидо-Гареджийском монастыре 6 октября 1856 года с именем Гавриил. Полтора года спустя святитель был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Давидо-Гареджийской обители. Затем в 1858 году был хиротонисан во епископа Горийского, а 2 июня 1860 года был назначен на Имеретинскую кафедру, которую занимал до своей кончины, то есть более 35 лет. В дополнение к этому служению 30 мая 1869 года святителю была поручена забота об Абхазской епархии, которой он управлял до 1886 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Kikodz...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Гавриил Имеретинский (Кикодзе), свт. - житие Гавриил (Кикодзе) (1825 - 1896), епископ Имеретинский, святитель. Память 25 января (Груз.), 13 декабря (Груз.) В миру Кикодзе Герасим Максимович, родился 15 ноября 1825 года в селе Бахви Озургетского уезда Кутаисской губернии в семье священника, происходившего из дворян Гурийской области. В 1840-1845 годах он учился в Тифлисской, а затем в Псковской и Петербургской духовных семинариях. Затем он поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1849 году со степенью кандидата богословия. В том же году он женился и вернулся в Грузию, где он был назначен исполняющим обязанности инспектора Тифлисской духовной семинарии, в которой преподавал богословские и физико-математические науки. В 1850 году он был удостоен степени магистра богословия за сочинение на тему: " Рассуждения о том, что религиозное, нравственное и гражданское состояние народов, современных явлений Мессии доказывают необходимость Его пришествия на землю " и был назначен инспектором той же семинарии. В 1854 году он был рукоположен во диакона, и в том же году 8 ноября - во священника. В 1856 его постигло страшное горе: от эпидемии умерли жена и пятеро детей. После этой трагедии, по благословению экзарха Исидора он принял монашеский постриг в монастыре Давид-Гареджи 6 октября 1856 года с именем Гавриила. 6 января 1858 года он был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Давидо-Гареджийской обители. 6 декабря того же года был хиротонисан во епископа Горийского, викария Грузинского Экзархата и вместе с тем назначен членом Грузино-Имеретинской Синодальной Конторы и настоятелем Шуамтского монастыря в Кахетии. 2 июня 1860 года был назначен на Имеретинскую кафедру, на которой состоял до дня своей кончины, т.е. более 35 лет. Вдобавок к этому служению, 30 мая 1869 года ему было поручено управление Абхазской епархией, которой он управлял до 1886 года. Святой Гавриил неустанно добивался укрепления веры в своей пастве, постоянно объезжал деревни и сёла, проповедовал и всесторонне помогал нуждающимся. Самое сильное влияние на паству оказывала сама личность епископа, его личный пример. За его самоотверженную миссионерскую деятельность его назвали " апостолом Абхазии " . Он как простой миссионер лично изъездил всю свою область, большей частью верхом, в сопровождении только келейника или еще одного монаха. Биографы называют его " мужем великого разума " , живым образцом кротости, простоты, смирения, отцом вдов и сирот, беспощадным карателем зла и неправды, обличителем лжи и тьмы, восстановителем и вносителем света истины повсюду, куда только мог проникнуть его голос и где только позволяли ему силы. Он был известен и как талантливый проповедник и оратор. Его проповеди еще в 1867 году были переведены на английский и французский языки. Изданы они были в 3-х томах: два грузинских и один русский.

http://pravicon.com/info-3618

Схимонах Петр (Память 2 июня). I. Схимонах Петр родился в селе Городне, Медынского уезда, Калужской губернии, в 1820 году, и назван в святом крещении Петром в честь св. Петра, митрополита Московского чудотворца, и впоследствии всегда день своего ангела праздновал 24 августа. У родителей его, псаломщика Павла Максимовича и жены его Параскевы Дмитриевны Шанских, всех детей было четверо: два сына и две дочери; по времени рождения Петр Павлович был третьим дитятей. В детстве Петр Павлович был бойким, веселым и смышленым мальчиком, но, в то же время, и кротким, и послушным. И за послушание был любим родителями. Благоговейные к святому храму и трудолюбивые родители сами обучали деток грамоте. Отец приучил сам мальчика петь по обиходу, и потом сынок подпевал отцу на клиросе за службами и читал. О матери Петр Павлович вспоминал с особой любовью и говаривал впоследствии детям своим, что она была: трудолюбива, тиха, скромна; жили супруги согласно, и часто мать по вечерам долго молилась на коленях; ставила с собою деток на молитву. И нередко бывало, что бойкий мальчик стоит, стоит, да и подбежит, и вспрыгнет на коленопреклоненную мать, и опять должен становиться на молитву... Подготовленный дома, мальчик был отвезен в Калугу в духовное училище, но проучился только один год. В это время умер его отец. Мать выхлопотала место сыну и стала жить с ним. И Петру Павловичу в юные годы пришлось стать поддержкой и опорой осиротелой семьи, и этот долг сыновней любви он свято выполнил, и мать жила с ним до самой своей смерти. Умерла же она в глубокой старости, от холеры, когда гостила у своей дочери в селе Хрусталях. Мать и трое сирот были на попечении Петра Павловича. В Городне он служил псаломщиком до совершеннолетия своей старшей сестры, Марии. Честно трудилась бедная семья в полевых работах и тем снискивала себе пропитание, главным образом. Но не чуждался Петр Павлович и всякого труда, как бы тяжел он ни был, только бы что-либо заработать для семьи. Так, мимо его дома проезжали в то время длинные вереницы возов, и ямщики, так как тут был колодец, с охотою останавливались, чтобы попоить лошадей. Петр Павлович всегда спешил со своими услугами и часто, несмотря на сильные морозы, сам наливал воду, за что и получал копеечки. И эти копеечки были немалым подспорьем в скудном обиходе. Первые годы на своей службе он все-таки был еще совершенным мальчиком, и вот, от этой-то поры у него остались такие, между прочим, воспоминания.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Строительство часовни было неразрывно связано со строительством каменного храма в честь святителя Николая Чудотворца, которое было начато 5 июня в 1838 году тщанием прихожан при настоятеле священнике Николае Михайловиче Виноградском и окончательно завершено в 1855 году при священнике Василии Николаевиче Виноградском. Деревянный Никольский храм, который стоял в Крюково с XV века и периодически поновлялся, был разобран после завершения строительства каменного храма. На месте святого алтаря был воздвигнут кирпичный столб в ознаменование святости места и в память о нем. К концу 19 века памятный столб пришел в ветхое состояние. Духовенство Никольского храма: священник Алексей Скворцов, диакон Гавриил Любимов вместе с церковным старостой временным серпуховским купцом Федором Максимовичем Кочетковым и крюковским крестьянином Никитой Ильичем Башмачковым (в архивах сохранилось несколько вариантов фамилии) обращаются с прошением к Преосвященнейшему Виссариону, епископу Дмитровскому, Викарию Московской епархии о разрешении построить вместо порушившегося столпа часовню. Текст прошения приводим полностью. «В нашем селе Крюкове Серпуховского уезда в 1855 году деревянная Николаевская церковь с разрешения начальства сломана и на место деревянной построена каменная. На месте, где находился престол в старой деревянной Николаевской церкви, поставлен кирпичный столп, который от давности времени покачнулся и близок к совершенному разрушению. Крестьянин села Крюкова Никита Ильин Башмачников по своему усердию вместо кирпичного столпа, от давности времени покачнувшегося и близкого к совершенному разрушению, стоящего вместо престола старой деревянной Николаевской церкви, желает построить шестигранную кирпичную часовню под железной крышей, на оной с крестом, железными дверьми, внутри четырех квадратных аршин. Снаружи оной часовни будут прибиты четыре цинковые иконы: Спасителя, Божией Матери, пророка Илии, Распятие Господа нашего Иисуса Христа. Эта часовня кроме охранения святости места, на котором находился престол старой Николаевской деревянной церкви, весьма полезна для нашей Николаевской церкви и в том отношении, что в оную могут быть помещены иконы старого иконостаса деревянной Николаевской церкви с 1855 г. хранящиеся под кровлей церкви в особом помещении. Посему всепокорнейшее просим Вас, Ваше Преосвященство, дозволить крестьянину села Крюкова Никите Ильину Башмачникову по его усердию исполнить свое желание построить часовню. 1891 года апреля 1 дня».

http://sobory.ru/article/?object=10649

Закрыть Святой Иоанн Кронштадтский Мы пока не осознаем, сколь многим современная Русская Церковь обязана этому пастырю 14.06.2023 2657 Время на чтение 11 минут Память 14 июня Есть в Православной Церкви подвижники особого типа - священнослужители, служившие Божественную Литургию ежедневно на протяжении многих лет и даже до смерти. Эти святые в особый лик не выделены, но подвиги их, как правило, уникальны, труды их редкостно самоотверженны, чудеса, ими творимые, кажутся невероятными, а Богослужение, по воспоминаниям счастливых участников - радостное, пасхальное. Мы все знаем имена этих подвижников, но редко задумываемся над тем, что послужило основой такого подвига. Что вдохновляло преподобных Феодосия Печерского, Сергия Радонежского, святителя Иова Московского, блаженного Иоанна Максимовича и Иоанна Кронштадтского? Конечно же, ежедневно совершаемая Божественная Литургия, ежедневная встреча с Господом в таинстве Святого Причащения. Это - непрекращающаяся Пасха. Путь к такому подвигу у каждого из них был недолгим, но тернистым. И если преподобные Сергий и Феодосий шли классической тропой иноков, то блаженный Иоанн Максимович и святой праведный Иоанн Кронштадтский к сугубо монашеской аскезе добавили еще один древний иноческий труд - попечение о ближнем. Известно, что святой праведный Иоанн Кронштадский монашеского пострига не принимал, но жил по-монашески и показал замечательный пример того, как можно и нужно спасаться священнику в миру. Он родился в благочестивой семье 19 октября 1829 года в глухой русской провинции. «За слабостью здоровья», как записали в метрической книге, был крещен в доме в день своего рождения и наречён в честь преподобного Иоанна Рыльского. Отец его был дьячком, и род отца насчитывал много поколений священнослужителей. С раннего детства ему привили любовь к Богослужению и усердной молитве. Первенец всем радовал родителей до 6-ти лет, а в шесть началось огорчение - мальчику совершенно не давалась грамота. Он много молился, но результат был неутешительным.

http://ruskline.ru/analitika/2017/04/01/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010