Любовь к отеческим гробам Почему к гробам, а не к чему-то живому и бодрому? Почему к пепелищу, а не к сияющим дворцам, шумным площадям и магистралям? 7 июня, 2014 Почему к гробам, а не к чему-то живому и бодрому? Почему к пепелищу, а не к сияющим дворцам, шумным площадям и магистралям? Ровно за три недели до начала Великой Отечественной Войны, 19 мая (1 июня) 1941 года, в далеком Шанхае святитель Иоанн (Максимович) обратился к своей пастве с таким указом: «Мы видим часто стремление сродников умершего как можно богаче провести похороны и устроить могилу. Большие средства тратятся иногда на роскошные памятники… Иные хотят объявлениями через печать выразить свое почтение умершему и свое сочувствие его родственникам, хотя самый такой способ выявления своих чувств показывает их неглубокость, а подчас и лживость, так как искренно скорбящий не будет выставлять свою скорбь напоказ, выразить же свое сочувствие можно сделать гораздо теплее лично. Но что бы мы из всего того ни сделали, умерший не получит от того никакой пользы. Мертвому телу одинаково лежать в бедном или богатом гробе, роскошной или скромной могиле. Не обоняет оно принесенных цветов, не нужны ему притворные выражения скорби. Тело предается тлению, душа живет, но не испытывает больше ощущений, воспринимаемых через телесные органы. Другая жизнь настала для нее, и другое нужно ей оказать. Вот то нужное ей и должны мы делать, если действительно любим усопшего и желаем принести ему свои дары! Что же именно доставит отраду душе умершего? Прежде всего – искренние молитвы о нем, как молитвы личные и домашние, так и в особенности молитвы церковные, соединенные с Бескровной Жертвой, т.е. поминовение на литургии…» По мере того, как год за годом все меньше и меньше остается на земле участников и современников той войны, мы обнаруживаем, что память о ней (слава Богу!) не исчезает и не размывается в нашем сознании, общенародном и личном, а напротив, усиливается и обостряется. И поневоле требуется прибавить нечто очень важное ко всему тому, что вкратце суммирует в своем указе свт. Иоанн.

http://pravmir.ru/lyubov-k-otecheskim-gr...

О том, что владыка Иоанн был выдающимся, одаренным богословом, совсем не отмечено в нашей церковной прессе. Очевидно, облик его как святителя-чудотворца и миссионера затмил его как большого богослова, к сожалению, не имевшего достаточно времени, чтобы оставить более значительный вклад в богословскую литературу. Но и того, что у нас осталось, и хотя бы того, что помещено в этом томе, нам достаточно, чтобы убедиться в том, какое высокое место он занимает среди истинных православных богословов ХХ-го века. Точность догматического изложения, ясность мысли и глубинное проникновение в дух литургического богословия у владыки Иоанна на таком высоком уровне, что вряд ли в наши дни найдутся иные, превзошедшие его. А то, что он не ценится как богослов и не упоминается в современной богословской литературе, то это только отражает несозвучность его проповеди экуменическим учениям богословского научного мира нашего времени. Владыка Иоанн жил чистым Православием и, несомненно, рано или поздно будет причислен к лику святых. Тогда обратят на него внимание и увидят, что он, во всех отношениях, смело может быть назван святым Отцом Святой Православной Апостольской Церкви наравне со святыми Вселенскими Отцами древних времен. Да послужат наши издательские труды к славе богоносного Отца нашего святителя Иоанна (Максимовича) II-ro. 16/29 июня 1978 г. Память преп. Тихона, Калужского чудотворца. Иеромонах Серафим (Роуз) , игумен Герман (Подмошенский), Свято-Германовская пустынь. Как св. Православная Церковь чтила и чтит Божию Матерь 30 «Достойно есть величати Тя, Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». 22 июня 1931 года в Белграде было совершено торжественное освящение храма-часовни в честь Иверской чудотворной иконы Божией Матери, построенного на кладбище, отведенном для русских. Освящение совершал Патриарх Сербский Варнава в сослужении митрополита Киевского и Галицкого Антония и епископа Лондонского Николая. Какое замечательное сочетание имен! Восток (Иверия – Грузия) и столица запада Лондон, иерарх священной купели русского народа, Патриарх, коего некогда назывался Патриархом «и всех северных стран», и Первоиерарх южных славян – все это соединяется для торжества в честь Честнейшей Херувим.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

По возвращении крестного хода в церковь «окончен был молебен (мученикам) и провозглашены обычные многолетия», – стр. 100 fin. – 101. 595 Случалось нам встречать заверение, будто тело митрополита Иоанна Максимовича сохраняется нетленным и будто таковым оно найдено в 1826-м году архиепископом Тобольским Евгением, который по одному случаю досматривал гроб Иоанна. Но архиепископ Евгений в письме к архиепископу Ярославскому Аврамию от 19-го Июня 1826-го года пишет о том, что нашел но досмотру гроба: «мантия и ряса целы совершенно или от холоду, ибо склеп извнутри весь во льду, равно и гроб, или от массивности сих материи, но тела одни кости целы, впрочем все распались и все черны и отчасти плесневы», см. письмо в Мартовской книжке Русской Старины 1886-го года (чacmь XLIX), стр. 591 fin. 596 Преосв. Димитрий, ссылаясь на 20-й Вологодских Епархиальных Ведомостей 1871-го года, которого мы не имеем под руками, говорит: «Близ села Ульяновского, названного по имени Иулиании, находится Ульяновский Сольвычегодский монастырь, в храме которого на память о благочестивой Иулиании устроен придел св. мученицы Иулиании». Но возбуждает наши недоумения этот Ульяновский Сольвычегодский монастырь, о котором никто не говорит (а если полагать, что тут разумеется закрытая Ульяновская пустыня, основанная св. Стефаном Пермским и находившаяся не в Сольвычегодском, а в Устьсысольском уезде, – Ист. Uep. VI, 467 , то будет возбуждать недоумения праведная Иулиания). 597 В 1745–46-м году Переяславская Консистория доносила св. Синоду, что мощи Корнилия, скончавшегося в 7201-м (1693) году, были на вскрытии, но что потом по приказу присланного из св. Синода иеромонаха Овсянникова скрыты, – что над мощами его поставлена каменная гробница и в 1714-м году написан его образ, – что есть тропарь и кондак ему (которые и приложены к донесению) и что поются над ним панихиды, см. хранящееся в архиве св. Синода дело 1744-го года о мощах «освидетельствованных, л. 403 и об.. Под донесением нет даты, но оно подписано архимандритом Данилова монастыря Антонием Платковским, а он был Даниловским архимандритом с 27-го Декабря 1744-го года по 15-е Июня 1746-го года. Под иеромонахом Овсянниковым разумеется иеромонах Варлаам Овсянников, который при учреждении св. Синода сделан был его асессором и обер-секретарем, а в 1723-м году подпал суду, так что его приезд в Переяславль должен быть полагаем между 1721–1728-м годами, см. о нем в сочинении Чистовича: Феофан Прокопович и его время, стр. 97, 168 и другие. Чтобы тропарь и кондак Корнилию были написаны св. Димитрием Ростовским и чтобы Димитрий свидетельствовал его мощи, этого не говорится в донесении Консистории.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

•  Создание Четий-Миней было одним из главнейших трудов свт. Димитрия, с этой работой связано явление ему некоторых святых, о которых он писал. Так, в случае явления в сновидении мученика Ореста, врача (+ 304), святитель думал, что это Орест из пяточисленных, т. е. мученик Орест, память которого празднуется 13 дек. вместе с другими мучениками III—IV вв, число которых пять, — мученики Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест. Святитель Иоанн, митрополит Тобольский и Сибирский (+ 1716) Память его празднуется 10 июня в день преставления и в тот же день вместе с Собором Сибирских святых Святитель Иоанн Тобольский родился в городе Нежине Черниговской губернии, в дворянской семье Максимовичей. Образование он получил в  Киевской академии, где малороссийские дворяне и священнослужители воспитывали своих сыновей, и по окончании курса остался в ней профессором. Постриг он принял в Киево-Печерской лавре и был назначен проповедником. В 1695 г. архиепископ Черниговский Феодосий (память его 5 февр.), предчувствуя приближающуюся свою кончину, вызвал его в Чернигов и назначил архимандритом  Елецкого монастыря, так как он желал видеть его своим заместителем. В следующем же году святитель Феодосий скончался, и святитель Иоанн вступил на  Черниговскую кафедру. Но вскоре он опасно заболел горячкой. В самый разгар болезни явился ему святитель Феодосий и сказал: «Служи завтра — и будешь здоров!» К изумлению окружающих, больной архиепископ велел отслужить в покоях своих вечерню и прочитать для него правило, а наутро приготовить все для его служения в соборе.  И на другой день совершенно здоровый святитель совершил Божественную литургию. В благодарность своему исцелителю архиепископ Иоанн устроил над гробом святителя Феодосия пещеру, поместил над входом его изображение, а под ним написал составленную им ему «Похвалу» в стихах. В Чернигове святитель Иоанн стяжал, подобно предшественнику своему, любовь всей паствы. Он основал  первую в России семинарию. Но в 1712 г. он был назначен на  Сибирскую кафедру в Тобольск, с возведением в сан митрополита. В Сибири ждал его тяжелый крест. Он оказался единственным епископом в огромном крае, который был к тому же глубоко запущен в духовно-нравственном отношении и требовал усиленных трудов. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Святитель Иоанн, митрополит Тобольский Память 10/23 июня Святитель Иоанн, митрополит Тобольский Святитель Иоанн родился в 1651 году в городе Нежине недалеко от Чернигова в знатной и благочестивой семье Максимовичей. С детства он любил бывать в церкви и читать Священное Писание. По окончании Киевской духовной академии он восемь лет преподавал в ней латынь. Частые посещения пещер питали его стремление к иноческой жизни. Именно в Киево-Печерской обители он и принял монашество. Святой Иоанн обладал талантами писателя и проповедника. Он опубликовал несколько книг духовных поучений, написанных прекрасным, понятным для всех языком. Одно из наиболее замечательных его произведений называлось «Илиотропион» («Подсолнечник»). В нем святитель говорит о том, что душа должна постоянно обращаться к Богу, как подсолнух поворачивается к солнцу. В 1677 году его литературная деятельность была прервана угрозой вторжения турок в Малороссию. Он спешно направился в Москву просить помощи у царя Феодора, и в Киев были направлены войска. Святителя Иоанна назначили игуменом Свенского монастыря, который находился рядом с Брянском и служил прибежищем для монахов Киево-Печерской лавры. Пастырская заботливость и многочисленные дары, которыми он славился на протяжении 20 лет, привлекли внимание Черниговского архиепископа Феодосия. Он назначил Иоанна наместником одного из монастырей города, намереваясь впоследствии сделать своим преемником по кафедре. Спустя год, в 1696 году, святитель Феодосий умер, и его первым посмертным чудом стало исцеление Иоанна от смертельно опасной горячки. Усопший архиепископ явился Иоанну и повелел готовиться к совершению Божественной литургии на следующий день. Святой подчинился и во время Евхаристии был совершенно исцелен. 10 января 1697 года по просьбе народа он был поставлен епископом Черниговским. В своей епархии святитель основал первую в России семинарию. Когда через несколько лет митрополит Филофей Тобольский и Сибирский (память 31 мая) принял схиму и оставил кафедру, святитель Иоанн был назначен на его место. Он прибыл в Сибирь в 1711 году и, встав во главе огромной епархии, множество жителей которой оставались еще язычниками, принялся за тяжелые пастырские труды. Он возложил на бывшего митрополита Филофея проповедь Евангелия среди языческих племен и организовал русскую миссию в Пекине (1714).

http://pravoslavie.ru/62351.html

Христос говорит: «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит…» (Ин.14,12),вся история христианства свидетельствует об этом. Не так давно мы праздновали память преподобного Варлаама Хутынского, чудотворца (+1192), ему посвящен придел в храме «Всех скорбящих Радосте» на Ордынке. Он поминается всегда в первую пятницу Петровского поста, и вот почему. Пришлось преподобному быть как-то у Новгородского архиепископа и при прощании тот велел Варлааму придти через неделю, на что инок ответил: «Если Бог благословит, я приеду к твоей святыне на санях в пяток первой недели поста святых апостолов Петра и Павла». Подивился архиерей такому ответу, но он разумел и святость Варлаама… И действительно, в ночь на первую пятницу поста (лето на дворе!) выпал глубокий снег, а в сам пяток целый день стоял сильный мороз. Приехав, как и обещался, на санях к архиерею, Варлаам застал его в расстроенных чувствах: архипастырь скорбел о том, что неожиданный мороз уничтожит урожай хлеба. Но преподобный успокоил его и сказал: «Не печалься, владыка; не скорбеть, а благодарить Господа нужно. Если бы Господь не послал этого снега и мороза, то был бы голод по всей стране, которым Господь хотел наказать нас за грехи наши, но по молитвам Богородицы и Святых умилосердился и послал мороз, чтобы перемерли черви, подтачивавшие корни хлебов. Наутро же опять наступит тепло, снег растает и напоит землю. По милости Господа, будет плодородие». Так все и было: на следующий день потеплело, архиерею, по его просьбе, принесли с поля ржаных колосьев с корнями, на которых оказалось множество вымерших червей. И был в тот год невиданный урожай… А вот наш современник, святой чудотворец Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский, чья память празднуется 2 июля н.с., перед Косинской - Моденской иконой. После того, как он вынужден был с паствою своею покинуть Китай - когда власть перешла к коммунистам, путь к свободе пролегал через Филиппинский архипелаг. Это был 1949 год, пять тысяч русских были расселены на острове Тубабао в лагере Международной организации беженцев, где жили они в палатках, в примитивнейших условиях и под постоянной угрозой сезонных тайфунов.

http://ruskline.ru/analitika/2023/07/02/...

Память его совершается 30 марта (день его блаженной кончины) и 30 июня (день торжественного в Иркутске прославления Святителя, как угодника Божия). 3. Святитель Иоанн, Митрополит Тобольский и всея Сибири Вместе со Святителями Иркутскими Иннокентием и Софронием вся православная Сибирь глубоко чтит и память прославленного Церковью Митрополита Тобольского и всея Сибири Иоанна (Максимовича) . Житие Святителя Иоанна во многом сходно с житием Святителя Иннокентия. Родители его – дворяне, проживавшие в южно-русских областях, люди были небедные и щедро давали на построение храмов, украшение их и на другие церковные нужды. Родился Святитель в г. Нежине Черниговской области в 1651 г., при крещении назван Иоанном. Благочестивые его родители старались дать своему старшему сыну лучшее по тому времени образование. После домашнего, чисто церковного воспитания, они отдали его а Киевскую Коллегию (потом Академию), где и получил он общее и высшее богословское образование. Отличаясь хорошими способностями, юноша Иоанн прекрасно окончил Коллегию, и по окончании курса оставлен был здесь же в звании преподавателя. Как воспитанник и преподаватель Коллегии, будущий Святитель близко стоял к братии Киевских обителей и к жизни особенно иноков Киево-Печерской Лавры. С детства, воспитанный в благочестивой семье, " он находил большое утешение в обществе монастырских подвижников, и в душе его появилось стремление работать для Православной Церкви в иноческом звании, и в 1676 г., имея от роду 25 лет, в Киево-Печерской Лавре он принял иноческий постриг, но имя Иоанна сохранил и в монашестве. Новопостриженный инок за свое благочестие и за высокое образование скоро был рукоположен в иеродиакона, а потом и во иеромонаха. Скоро у молодого образованного иеромонаха обнаружился и проповеднический талант, а за свое красноречие и вдумчивое отношение к проповедуемым Евангельским истинам отец Иоанн получил в Лавре звание проповедника. Весь досуг свой он употреблял на тщательное изучение Слова Божия, на знакомство с книгами богословского содержания, святоотеческими; а для внутреннего самовоспитания беседовал с опытными и духовными иноками, подвижниками Лавры и других монастырей. Кроткий, общительный со всеми, неустанный посетитель служб церковных, отец Иоанн за свои высокие нравственные качества пользовался большою любовью иноков Лавры и, как выдающийся по образованию и подвижнической жизни, он братией Лавры единодушно был избран на почетную должность эконома Киево-Печерской Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iz-duh...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Онуфрий Курский, сщмч. - житие Священномученик Онуфрий, архиепископ Курский (1889 - 1938), в миру Антон Максимович Гагалюк, родился в местечке Посад-Ополе (Люблинская губерния, ныне на территории Польши) в семье лесничего. В юности, во время тяжёлой болезни, молодому семинаристу явился преп. Онуфрий Великий и исцелил его. Антон Гагалюк окончил Петербургскую Духовную Академию, принял постриг и священный сан, в 1915 г. назначен преподавателем Пастырско-миссионерской семинарии при Григориево-Бизюковском монастыре Херсонской епархии. После революции служил в Бориславле, позднее - в Кривом Роге. В 1923 г. посвящён во епископа Елизаветградского, викария Одесско-Херсонской епархии. После первой архиерейской литургии арестован. Находился в тюрьмах Елизаветграда, Одессы, Кривого Рога, Харькова; вёл миссионерскую работу среди уголовников. После освобождения на правах ссыльного жил в Харькове, по благословению св. Тихона, Патриарха Московского, управляя оттуда Одесской епархией. Боролся с обновленчеством, написал большое количество богословских, апологетических и исторических статей, неустанно проповедовал. С 1926 по 1928 г. находился в ссылке в глухом селе на Урале, потом год содержался в Тобольске и Сургуте. В заключении написал шестьдесят богословских статей. В 1929 г., после освобождения, признал церковную власть митрополита Сергия (Страгородского) и его Синода, назначен на кафедру в Старый Оскол. Несмотря на стеснения, Онуфрий много проповедует, активно борется с обновленчеством, добивается открытия храмов. В 1933 г. был под арестом, в том же году назначен епископом Белгородским, викарием Курской епархии, а вскоре - епископом Курским. В 1934 г. возведён в сан архиепископа. В 1935 г. приговорён к десяти годам концлагеря. В заключении работал в Средне-Бельском совхозе Дальневосточного лагеря. В марте 1938 г. арестован в концлагере и приговорён к казни. Расстрелян 1 июня 1938 г. (возможно, в Благовещенске). В Харьковской епархии имя Онуфрия окружено широчайшим народным почитанием. Память празднуется 19 мая/1 июня. Литература: Прот. М. Польский. Новые мученики российские. Jordanville, 1957. [Далее - Польский. Мученики]. Т. 2. С. 122 - 123; I. Andreyev. catacomb saints. Lives of the new martyrs. Platina, California, 1982. P. 385- 403. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917 - 1943/Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. [Далее - Акты Тихона]. С. 444, 446, 876, 913, 927, 930, 947, 985 - 986. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Онуфрий Курский, сщмч. " .

http://pravicon.com/info-3101

День памяти святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского торжественно отметили на родине святого в Донецкой епархии 7 июля 2009 г. 10:33 В 10 километрах от Успенской Святогорской Лавры в живописном месте находится село Адамовка — бывшее имение знаменитого дворянского рода Максимовичей. Именно здесь родился и воспитывался будущий святитель Иоанн, в Святом Крещении названный Михаилом. С детства мальчик отличался глубокой религиозностью, по ночам подолгу стоял на молитве, собирал иконы и церковные книги. Стоявший недалеко от имения Максимовичей Святогорский монастырь с многими пещерами, схимниками, скитами, многолюдной братией произвел сильное впечатление на отрока, ставшего впоследствии великим святителем и чудотворцем. Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, проходившего в Москве 24-27 июня 2008 года, святитель Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн (Максимович) был прославлен в лике святых. Память его совершается 19 июня (2 июля по н. ст.). Еще в 2007 г. в селе Адамовка святогорскими монахами была совершена закладка и начато строительство церкви и скита в честь святителя Иоанна на месте его родительского дома. 2 июля в храме состоялись торжества по случаю престольного праздника. Строящийся храм по проекту будет двухэтажным. На верхнем этаже находится храм в честь святителя Иоанна Сан-Францисского, нижний храм — в честь Архистратига Михаила — небесного покровителя свт. Иоанна. В этом лаврском скиту строится целый комплекс: трапезная, братский корпус, гостиница для паломников на 150 мест. В престольный праздник в верхнем храме служение водосвятного молебна с акафистом свт. Иоанну возглавил наместник Свято-Успенской Святогорской Лавры епископ Святогорский Арсений . Его Преосвященству сослужили братия Лавры в священном сане и другие представители прибывшего на праздник духовенства. На аналой была положена икона свт. Иоанна с частицей его святых мощей, привезенная из Америки и подаренная Лавре духовником Оптиной Пустыни схиигуменом Илием (Ноздриным). По окончании молебна был совершен Крестный ход вокруг храма. По материалам сайта «Донбасс Православный» Патриархия.ru Календарь ← 7 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/687846.htm...

Усердный труженик, «пожив богоугодно, преставился в старости глубокой, в 1688 году месяца ианнуария 2 дня, положен есть в храме Успения Пресвятой Богородицы, под формою своею. Сия четши глаголи: сотвори ему, Господи, вечную память». Так говорит помянник елецкий 31 . На его место определён преподобный Феодосий Углицкий. Новый настоятель представил гетману, что «Елецкая обитель скудна запасами хлебными и особенно дровами, так что жить с братией трудно, а помочь не чем, так во владении архимандрии мало подданных» – и Мазепа дал село Мощонку 32 . В обители целы служебные Минеи, с надписью на каждой из 12: «12 месячных миней старанием боголюбиваго архимандрита елецкаго Феодосия Углицкаго куплены року 1692». Цел также восьмиконечный крест с надписью о пожертвовании его в 1691 году князем Яковом Никитичем Одоевским. Феодосий и тогда, как был (с 1693 года) в сане архиепископа, продолжал управлять елецкой обителью. Менее чем за год до кончины своей (5 февраля 1696 года) Феодосий посвятил в елецкого архимандрита Иоанна Максимовича 33 , который успел только выпросить утверждение по жертвованию Полуботка, отдавшего мельницу монастырю, как избран в Черниговского епископа. Июня 20 дня 1697 года посвящён был в архимандрита преосвященным Иоанном в самой Елецкой обители Димитрий Савич Туптало, – так записал он сам в своём дневнике. В Елецкой обители есть записка его о приёме монастыря: «Року 1697 месяца июня принявши архимандрию Елецкую Черниговскую, здевидалисмо скриньку скарбцовую, зличили в ней талеров битих сто, 1000 золотых чехами, а остаток чехов велелисмо о.Геннадию шафару взяти для шафованья на монастырский расход» 34 . Для благосостояния обители архимандрит Димитрий, с дозволения гетмана, устроил мельницу близ села Копачёва 35 . Он обратил особенное внимание на улучшение быта монастырских поселян. По его просьбе, гетман издал два универсала, в первом строго подтвердил, «дабы въезжающие полковые люди не вымогали никоим образом денег у жителей монастырских, не делали им никаких убытков; козаки, живущие в сёлах монастырских, купленных или иначе как приобретённых, не смели бы занимать грунтов и извлекать из них доходы; казаки, живущие в тех сёлах, которые никогда не несут военной службы, были бы помощниками тяглым людям в кормлении компанейцев и пехотного товарищества; компанейское и пехотное товарищество, имеющее постой в сёлах монастырских, довольствовалось бы тем, что установлено, не делая убытков по своему произволу» 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010