Иоанн, митрополит Тобольский (Память 10 июня). Великий подвижник благочестия, святитель Иоанн, по фамилии Максимович, митрополит Тобольский и всей Сибири, родился в Малороссии от благочестивых родителей; богословское образование получил в Киевской академии. В 1677 году Турецкий султан вздумал завоевать Малороссию, и уже город Чигирин взят был турецкими полчищами. В это тяжелое для Малой России время гетман и народ решились искать зашиты у Московского царя. В числе послов по этому делу к царю Феодору Алексеевичу был и иеромонах Иоанн Максимович . Государю очень понравился молодой, образованный и благочестивый иеромонах. Феодор Алексеевич изъявил готовность исполнить просьбу Малороссиян и, в то же время, повелел определить отца Иоанна архимандритом в Брянский Свенский Успенский монастырь (в нынеш. Орловской губ.). Впоследствии, по ходатайству гетмана Ивана Мазепы, архимандрит Иоанн 10 января 1697 г. хиротонисан в епископа Черниговского. В Чернигове ученый архипастырь основал славяно-латинскую школу. В 1711 году преосвященный Иоанн назначен митрополитом в Тобольск, куда и прибыл в том же году 11 августа, при известном своей жестокостью, корыстолюбием и печальной кончиной сибирском губернаторе, князе М. П. Гагарине. По прибытии в Тобольск, архипастырь обратил особенное внимание на местную школу славяно-латинскую, основанную его предместником митрополитом Филофеем; он ввел в ней иконописание. Но, как на содержание школы от казны ничего не отпускалось, то митрополит Иоанн сверх сбора денег и хлеба с монастырских вотчин, много жертвовал на учеников и учебные пособия из своих собственных средств. К ученикам митрополит Иоанн всегда относился с отеческой любовью и неусыпно заботился об их нуждах. В то время, состоявший на покое, предместник Иоанна, митрополит Филофей, уже принявший схиму с именем Феодора, проповедовал веру Христову среди язычествующих сибирских Вогулов, которых крестил до 40000 душ. Митрополит Иоанн, принимая деятельное участие молитвами, советами и материальной помощью в трудах архиерея-миссионера, вместе с тем, озабочен был снаряжением по Высочайшему повелению духовной миссии в Пекин, где была уже православная церковь , но чувствовался крайний недостаток в священнослужителях, а к тому же, и китайский император желал иметь в своей столице русскую православную миссию. По указанию митрополита Иоанна начальником пекинской миссии назначен был эконом Тобольского архиерейского дома Илларион Лежайский, посвященный в архимандриты и пожалованный митрой. Затем, прочие лица, составлявшие миссию, были: иеромонах Лаврентий, иеродиакон Филимон, три причетника и четыре служителя. Напутствованная молитвами и благословением святителя Иоанна, миссия отправилась в путь 16 января 1715 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1709 году, тяжело заболев, митрополит Филофей принял схиму с именем Феодор и удалился в обновлённый им Тюменский Троицкий монастырь. «Известно тебе буди, – писал он монаху Иоасафу, строителю Усть-Киренского Троицкого монастыря, – что аз по воли Божии, оставя архиерейство, восприях схиму и хощу быти на обещании в Киево-Печерском монастырей. Однако до приезда в Тобольск своего преемника, то есть до середины 1711 года, он продолжал управлять епархией. А с прибытием на кафедру святителя Иоанна (Максимовича ; † 1715, память 10/23 июня), Промысл Божий уготовал схимитрополиту Феодору иной путь: Господь возбудил в нём «древнее его желание – идти с проповедью Евангелия к сибирским народам». Почувствовав себя лучше, он изложил митрополиту Иоанну своё намерение «распространять Православие обращением остяцких народов, в идолопоклонстве заблудившихся». За годы благодатного святительства в Тобольске святого Иоанна (Максимовича) схимитрополит Феодор предпринял шесть благовестнических путешествий по северо-западным районам Сибири и привёл к Церкви тысячи язычников и магометан. Свидетель его славных трудов, воспитанник Киево-Могилянской академии Григорий Новицкий, постоянно сопутствовал великому подвижнику и записывал свои наблюдения. «Удивлению достойная воспомянух ихже и самовидец бых», – пишет Г. Новицкий в предисловии к своему труду. Главной темой «Краткого описания о народе остяцком...» является история обращения этого народа в христианскую веру. Схимитрополита Феодора автор «Описания» называет проповедником, учителем и трудолюбцем. 60-летний подвижник зимой и летом отправлялся по рекам со словом благовестия к сибирским народам и, укрепляемый Божественною благодатью, превозмогал умножаемые старостью труды и болезни. Добрым словом вразумления он отвращал язычников от почитания кумиров. Возмущения язычников он укрощал «тишайшеми словесы», и ежедневная терпеливая проповедь ревностного митрополита смягчала их сердца. В начале 1715 года митрополит Филофей получает новый указ Петра 1 (от 6 декабря 1714 года), в котором ему предписывается «ехать во всю землю Вогульскую и Остяцкую и во все уезды и в татары, и в тунгусы, и в якуты» и всех иноземцев «Божией помощью и своими трудами приводить в христианскую веру». Апостольской ревностью схимника-митрополита множество язычников и магометан было обращено в Православие.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Варлаам, святитель, архиепископ Тобольский и Сибирский (Петров) († 1802, память 10/23 июня в Соборе Сибирских святых) Родился преосвященный Варлаам в 1728 году в г. Москве. Отец его сначала служил синодальным иподиаконом, ставшим впоследствии священником Косьмо-Дамиановской церкви Москвы. Знаменитый митрополит Новгородский и Олонецкий Гавриил (Петров; 1730–1801) был его младшим братом. Под руководством схимонаха Досифея проходил послушание в Александро-Невской лавре. Там же был пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. С 1764 года – игумен Спасо-Елеазарова монастыря Псковской епархии. В 1768 году возведен в сан архимандрита Новоторжского Борисоглебского монастыря Тверской епархии. 5 октября 1768 года хиротонисан во епископа Тобольского и Сибирского. 6 ноября 1792 года возведен в сан архиепископа. Скончался 27 декабря 1802 года. Погребен в Тобольском кафедральном соборе, в Златоустовском приделе, рядом с митрополитом Тобольским Иоанном (Максимовичем ; память 10/23 июня). Преосвященный Варлаам чтил память Тобольского святителя Иоанна и старался подражать ему в христианских подвигах. Он постоянно и ревностно заботился о спасении душ вверенной ему паствы. Любвеобильный, кроткий, для всех доступный и снисходительный, он был особенно сострадателен и добр к бедным и несчастным. Каждую субботу в архиерейский дом собирались нищие, которым по распоряжению архиепископа эконом раздавал подаяние; посылалась милостыня в остроги и богадельни. По словам его биографа, вся жизнь архиепископа Варлаама в том и состояла, чтобы раздавать то, что принадлежало его достоянию. Мягкий, ласковый со всеми, он был строг только к самому себе. Он спал на голых досках, большую часть ночи и утра проводил в молитве. Келейная жизнь его, которую он скрывал от других, была полна духовных подвигов. Его заботами основан Абалакский Знаменский мужской монастырь близ Тобольска, где находилась чудотворная икона Знамения Божией Матери. Для постоянного и торжественного прославления этой иконы и был основан монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть «Под сенью Брасовских аллей» О Великокняжеских Михайловских Днях на Брянщине 14-16 Июня 13.06.2019 993 Время на чтение 5 минут С 14 по 16 июня 2019 года в посёлке Локоть Брасовского района Брянской области проходит праздник «Под сенью Брасовских аллей», посвящённый Дому Романовых. По результатам независимого экспертного отбора праздник входит в топ-200 лучших событийных проектов России. Ему присвоен статус «Национального события 2019 года». Дорогие Друзья! Дамы и Господа! Рада приветствовать Вас на открытии Выставочно-музейного историко-культурного центра имени Великого Князя-Мученика Михаила Александровича. К моему глубокому сожалению, по причине заранее запланированных в Москве мероприятий Благотворительного фонда имени Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны и по состоянию здоровья я не смогла приехать в Брасово-Локоть на сегодняшнее торжество. Поэтому обращаюсь к Вам заочно. В современной России общенародная память о Великом Князе Михаиле - Пермском Страдальце - с каждым годом множится и ширится. Во многом вижу заслугу в том местных крестьян, церковных, культурных, общественных деятелей, рабочих, военных, учителей и молодёжи Священной Брянской Руси. Очевидно, есть в этом процессе и вклад выходцев с Брянщины. Те самые Иваны да Марьи, помнящие свое родство с Отечественной духовной историей, которые трудятся на ответственных постах в Столицах, которые знамениты художественным и литературным творчеством, блистают на сценах России и киноэкранах, дорожат не только собственной нынешней знаменитостью, но и свидетельствуют, что они помнят и великих брянских предков - Благоверного Князя Давида Черниговского и Князя-Мученика Игоря Ольговича Киевского, Преподобных Князей Николу Святошу и Олега Брянского, героя Куликовской Битвы - Преподобного богатыря Александра Пересвета, Святителя Иоанна (Максимовича), Тобольского и всея Сибири Чудотворца, Преподобного Зосиму (Верховского) и Святителя Феодосия Углицкого - в общем, весь многочисленный Собор Брянских Святых.

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/14/...

Продолжая просветительскую, миссионерскую деятельность в Сибири, святитель путешествовал по краю, отыскивал способных к миссионерству священников, заботился об открытии новых храмов. Заранее чувствуя близость смерти, митрополит стал к ней готовиться: исповедовался и причастился. 9 июня 1715 года он в последний раз служил литургию и в этот день в своих покоях дал обед для городского духовенства и нищих. Гостям своим за столом он прислуживал сам. После трапезы, простившись со всеми, он ушел во внутренние комнаты своих апартаментов и заперся в них. Утром 10 июня его нашли в закрытой комнате: митрополит, уже почивший, стоял на коленях. Первоначально останки святителя находились в Успенском соборе, в приделе Антония и Феодосия Киево-Печерских. Через двадцать шесть лет, после перестроек, могила его оказалась под открытым небом. Тогда над его могилой был сооружен придельный храм во имя ангела святителя — Иоанна Златоуста. В 1826 году архиепископ Тобольский Евгений (Казанцев) писал: «Митрополиту Иоанну (Максимовичу) здесь такая велика вера, что многие носятся чудеса, и что даже самый сей придел построен в честь его будто бы исцелившимся от него». Этим же письмом архиепископ Евгений просил разрешения перенести гроб святителя «в виду плохого состояния придела». Спустившись с духовенством в склеп, архиепископ обнаружил останки святителя покоившимися в совершенно целом гробу; клобук и мантия также оказались нетронутыми временем. Со дня успения святителя чудеса, истекавшие от его святых мощей, не прекращали радовать всех с верой притекавших, и до настоящего времени не прекращаются. Соборным тобольским духовенством записано много случаев благодатной помощи святителя Иоанна. Это побудило произвести освидетельствование его останков. 21 января 1916 года по докладу Святейшего Синода святитель Иоанн был причислен к лику угодников Божиих, а его нетленные останки признаны святыми мощами. Свято чтит земная Церковь святителя Иоанна, молитвенно воспоминая память его вкупе со всем Собором Сибирских святых.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Архиепископ Иоанн родился 4/16 июня 1896 г. в селе Адамовка Харьковской губернии. В крещении был наречен Михаилом в честь Архистратига Небесных сил бесплотных.  С детства будущий святитель отличался глубокой религиозностью. Праведная жизнь ребенка произвела столь глубокое впечатление на его гувернантку — француженку, исповедовавшую католицизм, что в результате она приняла Православие. В годину гонений Михаил Максимович оказался в Белграде, где поступил в университет на богословский факультет. В 1926 г. митрополитом Антонием (Храповицким) был пострижен в монахи с именем Иоанн в честь своего предка свт. Иоанна (Максимовича), митрополита Тобольского.  Отец Иоанн постоянно молился, строго постился, каждый день совершал Божественную литургию. Со дня монашеского пострига святитель никогда не ложился — иногда его находили по утрам задремавшим на полу перед иконами.  В 1934 г. иеромонах Иоанн был хиротонисан во епископа, после чего отбыл в Шанхай. По свидетельству митрополита Антония (Храповицкого) епископ Иоанн был «зерцалом аскетической твердости и строгости в наше время всеобщего духовного расслабления».  Молодой владыка любил посещать больных и делал это ежедневно, принимая исповедь и приобщая их Святых Таин. Известны многочисленные случаи исцеления безнадежно больных по молитвам святителя Иоанна.  В 1951 г. архиепископ Иоанн был назначен правящим архиереем Западноевропейского экзархата  Русской Зарубежной Церкви . В Европе, а с 1962 г. в Сан-Франциско его миссионерская деятельность, твердо основанная на жизни в постоянной молитве и чистоте православного учения, принесла обильные плоды.  Владыка Иоанн отошел ко Господу 19 июня/2 июля 1966 г. во время архипастырского посещения г. Сиэтла с чудотворной иконой Божией Матери Курской-Коренной.  Архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн был причислен к лику святых на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Заграницей в 1994 г.  24 июня 2008 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви прославлен к общецерковному почитанию. 

http://patriarchia.ru/db/text/5463057.ht...

В 1706 г. святитель обращается к царю Петру I с просьбой разрешить строительство каменного собора подаянием мирских людей, а кирпич делать ссыльным людям. 14 декабря 1706 г. в Тобольск была послана царская грамота с разрешением «на Тюмени в Спасовом монастыре построить церковь каменную». Указом от 12 июня 1709 г. император Петр повелел отпустить из Тобольской казны на строительство церкви тысячу рублей, кроме листового железа на крышу. Теперь, когда Петром I была пожалована тысяча рублей, стало возможным использовать труд наемных рабочих. Постарался помочь митрополиту губернатор князь Гагарин, которых распорядился отправить стоить монастырь нескольких каменщиков и кирпичников из Верхотурья и Соли Камской. По распоряжению губернатора строительство обеспечивалось так же кузнецами и плотниками. На седьмом году пребывания в Сибири святитель Филофей тяжко заболел. В 1709 г. митрополит Филофей принимает схиму с именем Феодора и удаляется на покой в Троицкий Монастырь. До прибытия 14 августа 1711 г. митрополита Тобольского Иоанна (Максимовича) управлял епархией из нашего монастыря. Схимонах Феодор остается в обители, и строительство собора идет теперь под его непосредственным руководством. 9 декабря 1714 года вышел указ Петра I, запрещавший повсеместно в городах, кроме Санкт-Петербурга каменное строительство. Но в Тюменской обители строительство продолжалось. Собор был освящен 16 июня 1715 г. Двухэтажный, пятиглавый Троицкий собор стал настоящей жемчужиной обители. Внутри храм украшен был великолепными иконостасами, блистающими позолотой и яркостью красок, в живописном стиле. Как видно из «Завещания», собор должен был иметь пять престолов: кроме главного Троицкого, второй – Успения Пресвятой Богородицы (в память его пострижения и воспитания в Киево-Печерской лавре); третий — в честь Преображения Господня (чтобы сохранить старое название монастыря в одном из его престолов); четвертый — на хорах, в память великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского; пятый «южный» в честь преподобных отцов Антония и Феодосия Киево-Печерских. Предполагавшийся четвертый престол устроен не был.

http://sobory.ru/article/?object=00957

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Антоний Тобольский, свт. - житие Святитель Антоний, митрополит Тобольский (Память 10 июня по старому стилю)(Собор Сибирских святых) Никакой другой уголок России не дал Русской Церкви столько угодников Божиих, прославленных в лике святительском или преподобном чине, сколько дала их Малороссия. Украина, крестильная купель России, была и основательницей первой духовной школы, выросшей в первую духовную академию. Не один десяток пастырей и архипастырей, проливших свет Христовой Истины на Русскую землю, вскормила она. Из тех же корней вырос будущий Тобольский преосвященный Антоний (Стаховский). Родился будущий владыка в Малороссии. Богословское образование получил в Киевской духовной академии, здесь же был пострижен в монахи и по окончании академии назначен проповедником при Черниговском кафедральном соборе. В то время Черниговским архиереем был архиепископ Иоанн (Максимович), будущий Сибирский чудотворец. В 1705 году Антония перевели архимандритом в Новгород-Северский монастырь, и 20 сентября 1713 года он был хиротонисан в архиепископа Черниговского. Восемь лет пробыл он в Чернигове, а в 1721 году получил назначение на митрополичью кафедру в Тобольск. Деятельный, благочестивый преосвященный Антоний оставил по себе добрую память в сердцах христиан. Ревностно содействовал он трудившемуся на севере Сибири митрополиту-схимнику Феодору, святителю Филофею, оставившему кафедру по болезни, но Промыслом Божиим восставленному от одра болезни для дел миссионерских. Все свои силы прилагал он к развитию и поощрению миссионерства в Сибири, добиваясь от светских властей назначения благонамеренных попечителей над новообращенными христианами. Святитель Антоний не только содействовал митрополиту Филофею в его миссионерских трудах, но и сам продолжил их. Он направил вдоль Иртыша и Оби иеромонаха Зиновия, в Тюмень, Туринский, Верхотурский и Пелымский уезды — верхотурского заказчика Сильвестра, поручив им утверждать в вере новообращенных и обращать еще не познавших Истинного Бога. На Камчатку святитель послал опытного усердного миссионера, якутского священника Ермолая Иванова. В 1728 году владыка Антоний послал в Китай архимандрита Антония (Платковского), а в 1734 году туда же — иеромонаха Иркутского архиерейского дома Иллариона (Трусова). Дело проповеди христианства в Китае потребовало от него открытия в 1725 году при Вознесенском монастыре в Иркутске специальной русско-монгольской, как ее тогда называли, школы.

http://pravicon.com/info-1794

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Иоанн, митрополит Тобольский и Сибирский (+ 1716) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 10 июня в день преставления и в тот же день вместе с Собором Сибирских святых Святитель Иоанн Тобольский родился в городе Нежине Черниговской губернии, в дворянской семье Максимовичей. Образование он получил в Киевской академии, где малороссийские дворяне и священнослужители воспитывали своих сыновей, и по окончании курса остался в ней профессором. Постриг он принял в Киево-Печерской лавре и был назначен проповедником. В 1695 г. архиепископ Черниговский Феодосий (память его 5 февр.), предчувствуя приближающуюся свою кончину, вызвал его в Чернигов и назначил архимандритом Елецкого монастыря, так как он желал видеть его своим заместителем. В следующем же году святитель Феодосий скончался, и святитель Иоанн вступил на Черниговскую кафедру. Но вскоре он опасно заболел горячкой. В самый разгар болезни явился ему святитель Феодосий и сказал: «Служи завтра — и будешь здоров!» К изумлению окружающих, больной архиепископ велел отслужить в покоях своих вечерню и прочитать для него правило, а наутро приготовить все для его служения в соборе. И на другой день совершенно здоровый святитель совершил Божественную литургию. В благодарность своему исцелителю архиепископ Иоанн устроил над гробом святителя Феодосия пещеру, поместил над входом его изображение, а под ним написал составленную им ему «Похвалу» в стихах. В Чернигове святитель Иоанн стяжал, подобно предшественнику своему, любовь всей паствы. Он основал первую в России семинарию. Но в 1712 г. он был назначен на Сибирскую кафедру в Тобольск, с возведением в сан митрополита. В Сибири ждал его тяжелый крест. Он оказался единственным епископом в огромном крае, который был к тому же глубоко запущен в духовно-нравственном отношении и требовал усиленных трудов.

http://sedmitza.ru/lib/text/437312/

Он его восстановил и благоустроил, но здесь ему пришлось перенести немало незаслуженных огорчений, причем он выказал свою глубокую мудрость и иноческое смирение. В 1656 г. архимандрит Феодосий ездил в Москву с игуменом Димитрием (свт. Димитрий Ростовский; память его 21 сент.) с важным церковным поручением. Такие поручения давались лицам, способным к высшим должностям, чтобы представить их царю и патриарху. В результате этой поездки южная и северная части Русской Церквипосле 200-летнего разделения были воссоединены. А в 1691 г. архимандрит Феодосий — тогда уже настоятель Елецкого Черниговского монастыря — был назначен по просьбе престарелого архиепископа Черниговского Лазаря (Барановича) его помощником и возведен в сан архиепископа. В эту вторую его поездку в Москву Патриарх Адриан, который весьма его уважал, задержал его на два месяца для совместных бесед и сослужения. Архиепископа Лазаря святитель Димитрий Ростовский называл «великим столпом Церкви»; таким образом, Черниговская епархия стала сразу управляться двумя столпами Церкви. Отношения их, полные любви и доверия друг к другу, были отношениями отца и сына. Через 2 года архиепископ Лазарь умер, и святитель Феодосий стал самостоятельным архипастырем Черниговской епархии. Он тщательно подбирал себе сотрудников из лиц духовенства, усилил его пастырскую и просветительскую деятельность, устраивал монастыри, боролся с униатским влиянием и умел успокаивать горячие вспышки своевольных казаков. К бедным он был милосерд и сострадателен. Предчувствуя свою близкую кончину, святитель Феодосий посвятил иеромонаха Иоанна (Максимовича) в сан архимандрита, готовя в нем достойного преемника себе. Скончался святитель Феодосий 5 февраля 1696 г. и был погребен в Черниговском Борисоглебском соборе. Проявления благодати Божией по молитвенному предстательству святителя Феодосия нередко сопровождались явлениями его во сне. Начались они с исцеления преемника его по кафедре — архиепископа Иоанна (память его 10 июня). В самый разгар болезни явился ему святитель Феодосий и сказал: «Служи завтра — и будешь здоров». К изумлению окружающих, преосвященный Иоанн велел отслужить в покоях своих вечерню, прочитать для него правило и наутро приготовить все для его служения в соборе и на другой день, совершенно здоровый, служил Божественную литургию. «Иди в собор, отправь молебен — и будешь здоров», — сказал святитель Феодосий во сне немому. На другой день немой заговорил, а в портрете святителя узнал своего исцелителя. «Прощаю и разрешаю», — сказал он священнику, исповедовавшему ему во сне грехи, и обещал ему исцеление больного сына, и на другой же день младенец выздоровел. «Ты не говела, это нехорошо, — сказал во сне святитель Феодосий больной, молившейся ему Великим постом, — ты недостойна будешь вкусить Пасху. Постарайся причаститься в Великую Субботу». «Не плачь, я умолю Бога, и муж твой выздоровеет», — сказал он другой женщине. И муж ее выздоровел. Одним словом «Успокойся» прекратил он нравственные страдания одной больной.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010