л. 45 об. слышавший прославиша Бога и чюдотворца Макария. Чюдо 29 Волости, нарицаемыя Бережныя Дубровы, человкъ нкий именем Леонтий одержимъ б лютою черною немощию, и вельми ему тяшка бысть сия скорбь. И многое время в той болзни бысть, и многая врачи призывая, ни от кого же помощи себ не обрте. И нцыи сказаша ему в Турчасовском стану нкоторого врача на таковую скорбь. Время же б зимнее. Болный же повел домашним своимъ уготовити лошадь и сани 436 ко сказанному врачу. дущу же ему путем, лежа в санхъ, покровенъ бысть полстию, и слышит гласъ близъ саней, глаголющ: «Леонтие! Что много ищеши себ врачев? Возвратися и прииди л. 46 к намъ в Хергозерскую пустыню помолитися во обитель Макария Желтоводскаго и Унжескаго, и узриши славу Божию, и избавленъ будеши от скорби твоея». Леонтий же скоро открый полсть и вид человека, пошедша от саней его, имуща на себ иноческое одяние, и отшедша мало, и невидимъ бысть. И повел Леонтий скоро обратити лошадь, поеха к дому своему и немедленно повеле себе вести в Хергозерскую пустыню. И тамо прихавъ, и пред образом чюдотворца Макария соверши молебное пние, и облобыза образъ его честный, и бысть здравъ от скорби тоя. И отступи от него черная немощь. И повда во обители, како явися преподобный Макарий ему на пути. И вси прославиша Бога л. 46 об. и чудотворца Макария. Чюдо 30 Града Каргополя посадскаго человка Гавриила Самсонова сына жена его, именемъ Ксения, вельми болвши очима, з годъ времени. И от тоя скорби ослпе и не видящи ничесоже, вождаху бо ея дти, камо же треб. И от многих человкъ слышаша о чудесхъ от образа чюдотворца Макария иже есть на Хергозер. И нача она молитися Господу Богу и Пречистй Его Богоматери, и со многими слезами призывающи на помощь великаго чюдотворца Макария. И общася итти на Хергозеро во святую его обитель и пред чюдотворным его образомъ молебное пние сотворити, дабы даровалъ ей Богъ молитвами чюдотворца Макария свт видти. л. 47 Единою же она в дом своем стоящи в дом своем в сняхъ, и покланяющися святымъ иконамъ, и в молении своем поминающи имя чюдотворца Макариа. И абие внезапу прозр, и вид очима своима все свтло, яко николиже очима побол. И немедленно поиде в Хергозерскую пустыню, и пред образомъ чюдотворца Макария пвши молебное пние, возвратися в домъ свой 437 , славящи Бога и чюдотворца 438 Макариа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Забота об этом и была, действительно, как увидим сейчас, главною целью всей ректорской деятельности преосв. Макария. Поэтому, ректорство преосв. Макария, составившее по справедливости настоящую эпоху в истории С.-Петербургской духовной Академии, было между тем отнюдь не таким реформационным периодом, как, напр., время ректорства преосв. Иоанна (Соколова) . Великая заслуга преосв. Макария состояла в том, что он укрепил, возвысил и одухотворил своим собственным благородным духом раньше заведенные в Академии порядки. Сам преосв. Макарий свидетельствовал, что пред его вступлением в должность ректора Академии, «нравственность воспитанников находилась в отлично-хорошем состоянии». Это достигнуто было трудами самого преосв. Макария. Будучи инспектором Академии, он установил самый строгий, внимательный и вместе благоразумный надзор за поведением студентов. Это нам уже хорошо известно и из документальных данных академического архива и из свидетельств самих учеников преосв. Макария 535 . Сделавшись ректором Академии, преосв. Макарий наблюдал только за тем, чтобы раньше заведенные им порядки поддерживались и не ослабевали. Инспекторами Академии при нем и по его выбору были архимандриты: Иоанн Соколов (1851–1855) и Кирилл Наумов 536 (1855–1857 г.). Они были точными исполнителями распоряжений ректора. Благодаря этому, во все ректорство преосв. Макария прежние порядки касательно дисциплины оставались без изменений. В это время были приняты только меры к тому, чтобы инспекторский надзор за студентами был постоянный и непрерывный. 6 февраля 1851 года академическое Правление, по предложению преосв. Макария, имело рассуждение о том, что для постоянного наблюдения за воспитанниками полезно было бы, если бы они находились под надзором инспектора и его помощников не только в жилых комнатах, во время, свободное от классических занятий, но и в самых классах при слушании наставнических лекций, которые продолжаются шесть часов ежедневно. Правление определило: так как в академическом уставе об этом ничего не сказано, то просит высшее начальство, чтобы впредь инспектору Академии и помощникам его вменено было в обязанность посещать классы во время учебных часов и при чтении лекций наставников, для неопустительного наблюдения за поведением воспитанников, но предварительно испросить на то соизволение Его Высокопреосвященства 537 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

«Желание Ваше посетить Оптину пустынь и воспользоваться наставлением о. Макария я одобряю… Я лично знаю его. Было время, что я, еще будучи послушником в Глинской пустыни, хаживал к нему и к бывшему его св. старцу Афанасию в Площанскую пустынь для назидания души и черты лица его помню, как будто вижу его только теперь… Так явно остался (он. – А. И.) в душе моей однажды и навсегда» 1158 . Послушнице Севского монастыря Варваре Тимковской о. Илиодор писал: «Ты никогда не будешь раскаиваться в том, что избрала в старцы себе Оптинского Макария, который при содействии благодати Божией пользует многих… Ты поручила себя опытному и святому старцу, из назиданий которого ты можешь почерпнуть душевную пользу, как из обильного источника чистую воду. Будь же покорна ему во всем и старайся принимать слова его с доверчивостью дитяти» 1159 . В письме к ее сестре, монахине того же монастыря Серафиме (Тимковской), о. Илиодор называет о. Макария великим старцем 1160 . Однако, пользуясь наставлениями о. Макария (Иванова) , сестры Тимковские 1161 по-прежнему обращались и к о. Илиодору. Сохранившиеся письма о. Макария Оптинского к Тимковским за 1856–1860 гг. 1162 и о. Илиодора к ним же за 1857–1873 гг. 1163 ярко свидетельствуют о том, что Севские инокини подвизались под духовным водительством обоих старцев, что было возможно только благодаря духовному единению этих подвижников и их глубочайшему смирению. После кончины старца Макария о. Илиодор писал Варваре Тимковской: «Поблагодари сестру за присылку описания последних дней отца Макария, о Господе скончавшегося, которого… и жизнь и смерть были одинаково для всех назидательны» 1164 . Но особенно тесно духовно был связан о. Илиодор с преп. Амвросием Оптинским . Известно, что преп. Амвросий почитал высоту и строгость духовной жизни Глинской пустыни, напоминал в своих наставлениях о подвигах Глинских старцев 1165 и направлял туда своих учеников 1166 . Так, за несколько дней до своей кончины о. Амвросий велел поступить в Глинскую пустынь бывшему послушнику Оптиной, который ушел на Афон, но не смог там ужиться и опять просил благословения старца на поступление в какую-либо обитель 1167 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

441 Там же, стр. 26. Сведение о наименовании родителей Макария Торскими взято нами из старинного Волынского предания. 444 В житии св. Макария, составленном Полтавским епископом Гедеоном, и отсюда в житиях Муравьева – монастырь, в который поступил преподобный, называется Овруческим в городе Владимире Волынской епархии. Это – крайняя ошибка. Овручский монастырь существовал в самом городе Овруче и, по историческим сведениям о нем, основан раньше 1498 года. В половине XVII века известен Овручский игумен Феофан Креховецкий, который в 1659 году вместе с Киевским митрополитом Дионисием Балабаном, отправлялся в Почаев на открытие мощей преподобного Иова Почаевского . Около того же времени, по всей вероятности, постригся в сем монастыре и преподобный Макарий (Волынские епархиальные Ведомости, 1867 г. 4, часть неофициальная, стр. 69–70) 445 О нападении татар на Полесье в 1671 году. См. Труды Киевской Духовной Академии, июль 1865 г., стр. 363. 446 Черниговские епархиальные известия 1863 год. Преосвященный Лазарь, по словам Филарета Черниговского , назвал Макария своим, постриженцем в том смысле, что в 1657 году по смерти митрополита Сильвестра ин управлял митрополией и поставил Макария в игумена Овручского. Рукописное житие говорит, что преподобный Макарий посвящен и в иеромонахи, и в архимандрита митрополитом Иосифом; новое издание словаря повторяет это известие. Но тут очевидная ошибка. См. Письма преосвященного Лазаря в Черниговском епархиальном издании, 1863 года. 447 В рукописном и печатном житии Макария сказано, что он определен в Канев за 10 лет до его смерти митрополитом Киприаном. Но первое не точно, если он в том же 1671 году, в коем изгнан из Овруча, и определен в Канев; а житие говорит еще, что в Киеве прожил он будто 2 года, что уже невероятно, по заботливости о нем преосвященного Лазаря, киевского митрополита Киприана в это время вовсе не было, на правом берегу Днепра управлял церквами и монастырями митрополит Иосиф Нелюбович-Тукальский и он-то, конечно, в следствие ходатайства преосвященного Лазаря пред гетманом Дорошенком, и определил Макария в Канев. А Киприан не был ли какой-либо заграничный архипастырь, пребывавший в украйне и припавший участие в судьбе преподобного Макария? В то время не малое число заграничных архипастырей проживало в Украйне. Русские святые, изд. 2, отд. 3, стр. 29–30. Примечание 46.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

44 Там же. 45 Сидоров А.И. Классический труд по православному догматическому богословию//Предисловие к кн.: митр. Московский и Коломенский. Православно-догматическое богословие. М., 1999. С. IV. 46 Титов Ф., свящ. Макарий (Булгаков), митр. Мос­ковский и Коломенский: Историко-биографический очерк. Т. I. К., 1895. С. 399, 401. 47 Рождественский А. Макарий (Булгаков), митрополит Московский: (По воспоминаниям его письмоводителя)//Странник. 1909. 5–6. С. 705. Справка 200-летие со дня рождения митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) С начала года мероприятия, посвященные юбилею митрополита, проходят на его родине, в Белгородской митрополии, где они далеко вышли за рамки церковного торжества. Так, местные власти приняли решение назвать сквер в областном центре в честь автора многотомной «Истории Русской Церкви». В городе также появится памятник воспитателю будущего митрополита священнику Александру Солнцеву, открыты паломнические маршруты по памятным макариевским местам Белгородчины. В селе Суркове Шебекинского района, где родился будущий митрополит, создан духовно-просветительский центр, с храмом во имя священномученика Макария, митрополита Киевского, небесного покровителя владыки Макария. В Белгородской духовной семинарии и на социально-теологическом факультете БелГУ открылись его кабинеты-музеи, а в городе Короче, где будущий владыка обучался в уездном училище, установили памятную доску. Центром торжеств в Белгороде станет православная духовная семинария, здание которой украшает памятник владыке. 9 сентября там отслужат панихиду по иерарху, откроют выставку, проведут круглый стол, посвященные его эпохе и научным трудам. 10 сентября в селе Суркове освятят Макарьевский храм. Там же пройдет I Межрайонный фестиваль православной народной культуры «На земле Макария». Также будут проведены конкурсы литературных произведений и выставки художников. Главные события празднования юбилея состоятся в столице. 7 октября Фонд по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария, после поминальных богослужений в Троице-Сергиевой лавре, проведет в Московской духовной академии конференцию, на которой выступят архиереи епархий, где в свое время служил митрополит. Затем пройдет торжественное гашение юбилейной марки. В фойе конференц-зала академии откроется выставка посвященных ему изобразительных работ. 25 октября в Храме Христа Спасителя состоится научно-практическая конференция, организованная Макариевским фондом и правительством Москвы, а также состоится вручение памятных медалей. К юбилею фонд подготовил специальные издания: трехтомник «Слова и речи митрополита Макария (Булгакова)», а также большой памятный альбом, посвященный жизни и служению митрополита Макария.

http://e-vestnik.ru/history/mitropolit_m...

Благодаря открытым мною неизданным письмам архим. Макария, письмам к нему многих лиц и некоторым официальным документам, я полагаю, составленный мной биографический очерк представит нечто новое и занимательное даже для тех читателей «Христианского Чтения», которые уже знакомы с лнчностию и делом о. Макария. Особую цену я придаю -й главе своей работы, которая сообщает новые данные учено-литературного характера и представит интерес для будущего историка С.-Петербургской академии и пособие для нового «Обзора русской дух. литературы», если архиеп. Филарет черниговский найдет подражателей когда-либо. К. В. Харлампович 2 Вновь найденные письма напечатаны в новом, казанском издании «Писем архим. Макария Глухарева» (1905). Переписка о. Макария (письма его и к нему) хранится в библиотеке казанской д. семинарии. 3 «Воспоминание о покойном архимандрите Макарие Глухареве»(Странник, 1861 г., май, 233, прим.). 5 «Краткие записки из жизни покойного архим. Макария» (напечатаны в Сборник исторических материалов о жизни и деятельности настоятеля болховского Троицкого Оптина монастыря, о. архим. Макария Глухарева. Орел, 1897 г.). 6 Письма к М. Глухареву, студенту петербургской академии, его отца, в числе четырех, напечатаны нами в приложении к статье: «Архим. Макарий Глухарев и его отношения к родным» (Смолен. Епарх. Вед., 1904, 11 «Внутреннего правления дело по запискам инспектора академии архим. Филарета о поведении студентов академии. 15. 1814». Филарета-Амфитеатрова. 13 Филимонов Д. Д. Материалы для биографии основателя алтайской миссии архим. Макария (М. 1892), 6, прим. 14 Почему курс продолжался три года, выяснено у H. A. Чистовича в Истории Спб. дух. академии (1857), 267–271. 15 «Странник», 1860, август, 59. Чистович выражается неопределенно: «Какие-то предубеждения против него, возникшие до окончания им академического курса, были причиной, что он не был оставлен при академии» («Христ. Чтение», 1872, III, 4). 16 Таким М. Глухарев рисуется в воспоминаниях одного его академического товарища («Миссионер», 1874, 6; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Преподобный Макарий Египетский [ 1 ] родился в египетской стране, в селении, носившем название Птинапор [ 2 ]. Они были соименные древним святым праотцам — Аврааму и Сарре, ибо отец преподобного Макария назывался Авраамом (он был пресвитером), мать же Макария носила имя Сарра. Так как супружество родителей Макария было неплодным, то они решили проводить целомудренную жизнь, впрочем, не разлучаясь друг с другом, а проживая вместе. Итак, в течение многих лет жили родители Макария, соединенные духовным сожитием, а не плотским. Они украшали свою жизнь воздержанием и постом, частыми молитвами, неослабным бдением, щедрою раздачею милостыни, странноприимством и многими другими добродетелями. В то время, по Божественному произволению, напали на Египет варвары, которые разграбили все имущество жителей Египта. Вместе с другими и родители Макария лишились всего своего имущества, почему хотели даже удалиться из своего отечества в какую-либо иную страну. Но однажды ночью, когда отец Макария — Авраам спал, явился ему во сне Святой патриарх Авраам, в виде почтенного, убеленного сединами, старца в блестящей одежде. Явившийся Святой патриарх утешал Авраама в его несчастии, повелевая ему уповать на Господа и не отлучаться из пределов египетских, но переселиться в селение Птинапор, находящееся в той же стране. При этом патриарх Авраам предсказал родителю Макария, что Бог скоро благословит его рождением сына, как некогда благословил Он самого патриарха Авраама, когда он был пришельцем в земле Ханаанской, дав ему сына в старости (Быт.21:2). Пробудившись от сна, пресвитер Авраам пересказал бывшее ему видение жене своей Сарре, и они оба воздали хвалу Богу. Немедленно после сего Авраам и Сарра переселились в указанное селение Птинапор, которое находилось в недалеком расстоянии от пустыни Нитрийской. Все это произошло по Божественному произволению, дабы имевший родиться от них сын — преподобный Макарий — сильнее возлюбил пустынническое житие, коему он предался, как мы увидим впоследствии, всей душой. Во время жительства родителей Макария в селении Птинапор, случилось, что отец Макария — Авраам так сильно заболел, что был близок к смерти. Однажды ночью, когда он лежал на одре болезни, он увидел, в сонном видении, будто ангел Господень вышел из алтаря в храме, где служил Авраам, и, приблизившись к нему, сказал:

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

Макария Египетского. В старину, сомнение в аутентичности их не поднималось. Авторство Макария принималось на веру и в полном объеме. Но уже в XVIII в. были высказаны известные сомнения, которые с большими или меньшими оговорками принимались научными авторитетами более позднего времени. На Западе, Oudin  и Semler  первые выразились против аутентичности «Духовных омилий». По мнению этих ученых, «Беседы» предназначены для монахов общежительного монастыря, типа Пахомиевых общежитий, а не для отшельников, населявших египетскую пустыню, среди которых жил Макарий Египетский. Послание св. Макария меньше возбуждает сомнений в своей подлинности. С другой стороны, и в Греции, как свидетельствует проф. Диовуниотис  , в том же XVIII веке тоже возникло сомнение в подлинности произведений преп. Макария. Рукопись (Афинск. Универс. библ. 1267), датируемая 1783 г., и Афонская рукопись (по каталогу Ламброса 6026.), писанная в том же XVIII в., содержат рассуждение некоего пелопонисского дидаскала Неофита, подвергающего все литературное наследие Макария, кроме «Апофтегмат», сомнению в подлинности, по причине якобы мессалианских идей, в них содержащихся. Русская богословская литература сравнительно мало сделала для определения авторства и времени написания «Макариан». Наша библиография может быть сведена к следующим произведениям: 1. Анонимная статья, принадлежащая, как установлено, проф. прот. Г. П. Павскому, «Краткие исторические сведения о св. Макарии Египетском и св. Макарии Александрийском» в «Христ. Чтении» за 1821 г., стр. 3–15. 2. Анонимная статья в «Воскресном Чтении». 3. Иеромонах Григорий (Борисоглебский) напечатал в «Богосл. Вестнике» за 1892 год (ноябрь, стр. 205–224.) свою вступительную лекцию в Моск. Дух. Академии «Возрождение, по учению преп. Макария Египетского». 4. Архим. Палладий: «Новооткрытые сказания о преп. Макарии Великом по коптскому сборнику». 1898 г. 5. Проф. И. В. Попов: «Мистическое оправдание аскетизма в творениях Макария Египетского» в «Бог. Вестн.» за 1904 (ч.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Здесь они проводили жизнь более безмолвную, и их келью так удалены были друг от друга, что ни взор, ни слух не развлекал близким сожитием других братий. У иноков было поставлено правилом не ходить одному в келью другого, чтобы не нарушать безмолвия. Только по субботам и воскресеньям они собирались в храм для общего богослужения. Пустыня келью управлялась пресвитерами, между которыми был особенно известен преподобный Макарий Александрийский. ( < < back) Валент царствовал с 364 по 378 г. ( < < back) Лукий, занявший александрийскую патриаршую кафедру после святого Афанасия Великого. ( < < back) его 18 июля. ( < < back) пресвитер; он разделял с преподобным Макарием бремя управления скитскими иноками. ( < < back) Пахомий Великий — основатель общежительных монастырей в Египте. Скончался в половине IV b. Память его — 15 мая. ( < < back) епископ тмуитский (в Нижнем Египте), один из замечательных церковных деятелей начала V b. Он составил «Монашеские правила». Известны также его «письма к монахам», «житие преподобного Макария египетского» (на коптском языке) и нек. друг. Серапион был ревностным борцом за православие, вследствие чего подвергся даже ссылке. ( < < back) Макарий скончался около 391 года. Место подвигов преподобного Макария доселе называется пустынею Макария и в ней есть монастырь его имени. Мощи преподобного находятся в городе Амальфи в Италии. — Драгоценным наследством опытной мудрости преподобного Макария служат пятьдесят слов, семь наставлений и два послания. Предмет бесед и наставлений преподобного Макария — внутренняя духовная жизнь и преимущественно в том ее виде, как она совершается на пути созерцательного уединения. Несмотря на глубокий и малопонятный предмет, беседы и наставления опытного учителя ясны и вразумительны: духовное, столь мало известное для иных из нас, в устах святого Макария близко к сердцу и уму. То, что было бы темно по возвышенности духовной, у преподобного Макария приближается к разумению сравнениями и образами, которые всегда просты и тем более поразительны. ( < < back) Житие преподобного отца нашего Макария Александрийского чего и называется «Александрийским» или городским. Рождение его относится к 295 году. ( < < back) монастырь был первым общежительным монастырем, находился в Тавенне, в Верхнем (Южном) Египте, к северу от древней столицы его — Фив, на берегу Нила. Основан около 340 года преподобным Пахомием Великим (память его 15 мая), который первый и составил строгий общежительный монастырский устав, быстро распространившийся в христианском мире. Тавеннский монастырь имел такое громадное значение в истории древнехристианского иночества, и успех устава Пахомия был так велик, что еще до его смерти в Тавенне и ее окрестностях собралось около 7000 иноков. И впоследствии Тавенна, — наименование которой, принадлежавшее сначала одному острову, на реке Ниле, после перешло и на береговые окрестные места реки, где поселился Пахомий и его ученики, — славилась своими монастырями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

446 Буганов В.И. К изучению синодика опальных царя Ивана Грозного 1583 г.//Архив русской истории. Научный исторический журнал. М., 1993. Вып. 3. С. 150. 447 [Смирнов С.К.] Церковно-исторический месяцеслов Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М., 1850. С. 15. 456 См.: Макарий, архим. Всероссийский митрополит Макарий (Библиография: XVIII–XIX вв.)//Макарий, архимандрит 1996. С. 281–293; Он же. Всероссийский митрополит Макарий (Библиография: 1902–1980 гг.)//Макарьевские чтения: Почитание святых на Руси. Материалы IV Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (5–7 июня 1996 г.). Можайск, 1996. Вып. 4. Ч. 1. С. 148–168; Он же. Митрополит Макарий (Библиография: 1981–1995 гг.)//Макарьевские чтения: Вехи русской истории в памятниках истории культуры. Материалы V Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 1998. Вып. 5. С. 9–22; Он же. Митрополит Макарий (Библиография: 1996–2000)//Макарьевские чтения: Русские государи – покровители Православия. Материалы VIII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2001. Вып. 8. С. 6–18; Он же. Материалы о митрополите Макарии (Библиография: 2001–2005)//Макарьевские чтения: Преподобный Серафим Саровский и русское старчество XIX в. Материалы XIII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2006. Вып. 13. С. 13–23. 459 Известна точная дата его поставления в архимандриты Лужецкого монастыря (См.: Макарий, архим. Святитель Макарий. С. 86). 460 Макарий, архим. Монастырская реформа Новгородского архиепископа Макария//Макарьевские чтения: Монастыри России. Материалы VII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2000. Вып. 7. С. 5–18. 462 Макарий, архим. Духовный писатель, волоколамский старец Досифей (Топорков)//Макарьевские чтения: Преподобный Серафим Саровский и русское старчество XIX в. Материалы XIII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2006. Вып. 13. С. 163–173.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010