106 Архимандрит Владимир еще во время обучения в Киевской духовной академии всерьез задумывался о том, чтобы стать миссионером. Личностью архимандрита Макария он заинтересовался в середине 50-х годов, спустя несколько лет после кончины старца, служа профессором Орловской духовной семинарии в Болхове; затем изучал принципы и методы миссионерской деятельности апостола Алтая, будучи инспектором Томской духовной семинарии (1858–1861 гг.). Позже, служа инспектором Санкт-Петербургской духовной академии, он еще ближе познакомился с духовным наследием преподобного Макария по его переписке. А став в 1865 году начальником Алтайской миссии, он сделался прямым продолжателем его миссионерских трудов на Алтае. Как отмечал один из исследователей, и архимандрит Владимир, и его предшественник протоиерей Стефан Ландышев, и сменивший его на посту начальника миссии архимандрит Макарий (Невский) «были почитателями и имени, и дела Макария Глухарева» (Архимандрит Макарий Глухарев. Биографический очерк//Письма архимандрита Макария... Казань, 1905. С. 36). 107 Еще за два года до этого, 19 января 1858 года, в день памяти основателя миссии архимандрита Макария, в храме главного стана в Улале одиннадцать девиц и одна вдова из числа обучившихся при миссии грамоте и Закону Божию заявили начальнику миссии протоиерею Стефану Ландышеву о своем искреннем желании посвятить себя иноческой жизни, с тем чтобы помогать миссионерам при обращении из идолопоклонства женщин и девиц, то есть обучать их и «служить в болезнях и многоразличных нуждах сего пола от рождения и до гроба» (Ландышей С, прот. Алтайская духовная миссия. М., 1864. С. 6). Большинство из них были крещеные татарки и калмычки. Объединившись, они жили в одном из домов Улалы, пребывая в посте, молитве и трудах. Сестры находились на положении так называемых «черничек», то есть не составляли официально признанной общины, но жили под руководством начальника миссии. 108 Замысел об учреждении на Алтае общины жен и девиц, живущих в безбрачии и посвятивших себя служению при миссии – помощи в оглашении женщин и девиц, обучению их домашнему хозяйству, а детей их грамоте; лечению и уходу за больными, шитью, приготовлению хлеба и т.д., возник у архимандрита Макария еще в 1833 году. Он приглашал тогда с этой целью на Алтай Е. Ф. Непряхину из Тобольска, княжну Е. П. Трубецкую из Москвы и свою землячку В. И. Верховскую. Е. Ф. Непряхиной он писал: «...может быть, под сие знамя Креста Господня, если бы вы восприняли оное, собралась бы дружина единомысленных девиц и вдов... дружина... мало помалу умножилась бы, получила бы полный вид правильного общежития к содействию миссии Церковной благопотребному» (Письма покойного миссионера архимандрита Макария, бывшего начальником Алтайской духовной миссии. М., 1860. Ч. 1. С. 94–95). Призывая ее к сотрудничеству на протяжении нескольких лет, архимандрит Макарий подробно описывал, чем она могла быть полезна на Алтае.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

При этом мне невольно вспоминается, с каким большим наслаждением слушал я пение некоторых из названных стихотворений о. Макария минувшим летом в родном своем селе Старых Дольцах, в день храмового праздника 8 июля, незадолго пред которым получены были мною сборники сих стихотворений из самых пределов Алтая, из Томска, от Преосвящ. Епископа Макария. Звуки песнопений о. Макария невольно западают в душу – и несомненно оттого, что это облагодатствованные звуки. Душа о. Макария воистину была цевницею духовною, разумною Псалтирью, органом Духа Святого. И в одной из присланных мне в дар Преосвящ. Епископом Макарием брошюр просто и естественно, а в тоже время прекрасно указано неточное начало песнопевного настроения благочестивой души о. Макария, предуготованной в жилище Духа Святого еще во дни раннего его детства. „Кроме доброго книжного научения, – говорится в названной брошюре, – отрок Михаил рано стал читать в храме, во время служения родителя (священника), священные псалмы. Вдохновенные хваления царя Давида и ежедневное чтение Евангелия положили начало благочестию жизни Михаила и так вкоренились в сердце юноши, что он смолоду начал ощущать блаженство непрестанно поучаться в слове Господнем». (Слово в день помин. Архимандрита Макария, Свящ. М. Соколова , стр. 5). И замечательно, что на о. Макария ни естественные, ни словесные, ни другие мирские науки не повлияли в том отношении, чтобы поколебать в нем наклонности сердца, стремления духа, убеждения религии, на что так нередки ныне указания многих и многих, утверждающих, что будто бы религиозные наши верования не могут устоять пред серьезным изучением положительной науки. „Проходя низшую школу в Вязьме, – говорится в названной брошюре, среднюю – в Смоленске, высшую – в Петербурге, о. Макарий с любовию усвоял все разнообразные знания человеческие (между прочим, – прибавим от себя, – временно изучая естественные науки в Казанском Университете). Под руководством естествоиспытателей о. Макарий поучался проникать в тайны Божией мудрости, открытой в видимом мире, и в свое время в разговорах, проповедях и письмах принес эти знания к престолу вечного слова Господа, и многими подобиями и сравнениями уяснял учение слова Божия и возносил умы и сердца слушателей и читателей, возносился и сам от временного к вечному, от ограниченная к безграничному, от прекрасного устроения к Дивному Устроителю и – пел славу Творца.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

19/1 Преподобного Макария Великого, Египетского (390–391). Святителя Марка Евгеника, архиепископа Ефесского (1457). Обретение мощей преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского (1652). Преподобного Макария Римлянина, Новгородского (XVI-XVII). Преподобного Макария, постника Печерского, в Ближних пещерах почивающего (XII). Преподобного Макария, диакона Печерского, в Дальних пещерах почивающего (XIII-XIV). Блаженного Феодора, Христа ради юродивого, Новгородского (1392). Тропарь преподобному Макарию Великому , Египетскому, глас 1 Пустынный житель, и во плоти ангел,/и чудотворец явился еси, Богоносе отче наш Макарие,/постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/исцеляеши недужныя и души верою приходящих ти./Слава Давшему тебе крепость,/слава Венчавшему тя,/слава Действующему тобою всем исцеления. Кондак, глас 4 В дому Господь воздержания воистину тя положи,/якоже звезду непрелестную, световодящу концы,/отче отцев, Макарие преподобне. Ин кондак, глас 1 Блаженную жизнь скончав в житии с мученическими лики,/в земли кротких достойно водворяешися, Богоносне Макарие,/и пустыню, якоже град, населив, благодать приял еси от Бога чудес,/темже тя почитаем. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Макарие,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь преподобному Савве Сторожевскому, Звенигородскому, глас 8 От юности Божественною распаляемь ревностию,/возлюбил еси чистое житие,/презрев мира сего красная и суетная,/последовал еси твоему Богомудрому учителю, преблаженному Сергию,/в труде и бдении, в посте и подвизе:/на Сторожи явлься безмолвия ради и стражи духовныя/недремленным на Божественней стражи пред стоянием/стяжал еси ум, зряй к Богу,/и демонския козни и обстояния прозираяй,/озарение Пресвятаго Духа в себе восприем,/яко звезда пресветлая еси верным./Темже и премудр и светозарен предстоятель/и пастырь стаду твоему явился еси,/светом твоим просвещай и всех,/приходящих к тебе верою, отче наш Савво,/и моли Христа Бога, да спасет души наша. Ин тропарь, глас тойже

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Завершая этот краткий обзор богословских и литературно-переводческих трудов выдающегося миссионера и просветителя, можно привести слова одного из его биографов: «...многосторонняя литературная деятельность архимандрита Макария дополняла его практическую деятельность, или лучше сказать, объединялась с нею в одном стремлении – воплотить на земле идею Царства Божия...» С. 129]. 96 Как сообщает епископ Макарий (Невский) , пожар, «истребив дом начальника миссии с церковью и имуществом, архивом и библиотекой, унес и невозвратимое сокровище, которое хранилось в миссионерском архиве, – это материалы для биографии отца Макария, лежавшие собранными в особом помещении в ожидании благоприятного для издания их времени. Тут находились и автографы отца Макария, его автобиография и полные записки (миссионерский дневник, который просветитель Алтая вел в 1830–1833 гг. – С. Н.), еще не изданные, но приготовленные к тому. Автобиография отца Макария получена от о. Николая Лаврова, а записки привезены были преосвященным Владимиром, бывшим начальником миссии, из Петербурга, где он получил их от г-на Григоровича, заведовавшего Синодальным архивом. Записки, печатавшиеся в сокращении г-ном Григоровичем в «Христианском Чтении» в 1830-х годах, в подлиннике были отданы преосвященному Владимиру с подстрочными примечаниями по местам. Вместе с ними находилась и биография отца Макария, написанная его келейником (А. А. Орловым. – С. Н.)...» (см.: Томские Епархиальные Ведомости. 1895. 11. С. 9). 97 Протоиерей В. Вербицкий называет число, в десять раз меньшее (см.: Памятная книжка Томской губернии... С. 215). 98 Письма Филарета, митрополита Московского, к епископу Дмитровскому Виталию. М„ 1875. С. 70, 71. 99 Оптинский архимандрит Илиодор в 1861 г. рекомендовал своим духовным чадам «читать постоянно... Лествичника, перевод покойного старца Макария» (Илиодор, архим. Письма к Тимковским, Софье Ильиничне (Серафиме) и Варваре Ильиничне (Варваре). Автограф. – 1873. – НИОР РГБ, Ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. Зоб.).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Введение. Часть первая: богословие в теснейшем смысле. I. Учение о Боге в Самом Себе . 1. О Боге едином по существу и существенных свойствах Его. 2. О Боге Троечном в Лицах. II. Об отношении Божием к миру. 1. Учение о творении и промысле. 2. О Боге, как Творце и Промыслителе мира невидимого, т.е. Ангелов добрых и злых. 3. О Боге, как Творце и Промыслителе мира видимого. 4. О Боге, как Творце и Промыслителе рода человеческого, при чем в учении о Боге, как Промыслителе человеческого рода излагалось учение о падении человека, Часть вторая. Учение о Боге, как Искупителе человеков. Предварительные понятия. Учение о лице И. Христа. История нашего Спасителя. Учение о Божием домостроительстве человеческого спасения. Приготовление рода человеческого ко спасению в Христе Иисусе. Учение о трояком служении И. Христа роду человеческому. I. И. Христос, как пророк. II. И. Христос, как первосвященник. III. И. Христос, как царь. 1. управляет Своим благодатным царством, или церковью. 2. является и явится судиею рода человеческого: а) о суде частном б) о суде всеобщем: 1) предварительные обстоятельства сего суда. 2) самый суд 3) его следствия. Из представленного нами сопоставления программ Иннокентия, Димитрия и Макария видно, что 1) программа каждого из названных Архипастырей имела свои существенные характеристические особенности; 2) замечаемое между ними сходство необходимо требовалось самым существом дела, т. е. общностью предмета и, наконец, 3) в частности, что касается собственно взаимного отношения между программами Димитрия и Макария, то Макарий до конца остался верен тем отступлениям от программы своего учителя, какие мы видели в самой первой программе Макария, по которой он преподавал догматическое богословие студентам XV курса С.-Петербургской духовной Академии в 1842–43 учебном году. Весьма важное и существенное различие между программами Димитрия и Макария, как это можно видеть из представленного нами сравнения их, состояло в следующем; 1) у Димитрия догматическое учение о творении и Промысле Божием излагалось вместе и нераздельно, тогда как у Макария оно рассматривалось отдельно, т. е. в различных пунктах·, 2) у Димитрия учение о первоначальном состоянии человека, его падении и первородном грехе стояло во главе трактата о домостроительстве спасения человеческого рода, между тем как у Макария это учение излагалось в конце трактата о Боге, как Промыслителе человеческого рода, и, наконец, 3) у Димитрия учение о мздовоздаянии составляло вторую половину трактата о царстве Божием, учрежденном на земле И. Христом для спасения людей, и озаглавливалось так: «царство славы, или церковь торжествующая», тогда как у Макария это учение составляло вторую половину трактата о царском служении Господа И. Христа и имело такое заглавие: «И. Христос, как Царь, является и явится Судиею рода человеческого». Показанное сейчас различие безусловно исключает всякую мысль о зависимости богословско-догматической программы Макария от таковой же программы Димитрия.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

1398 Перевод II, 3 в Исаиевском корпусе более близок к греческому подлиннику Макария, чем сирийская версия Макария. Возможно, этот греческий текст был включен уже в самое раннее греческое собрание аввы Исаии , выполненное его учениками. 1399 Strothmann 1934, 24; Draguet 1968a (текст, с. 2–8, 14–19), Draguet 1968c (перевод, с. 1–5 и 9–12). 1403 Вопреки утверждению Дэпрэ, что рукопись надписана именем Макария Египетского , хотя именно это надписание следует предполагать на основании греческого оригинала. По-видимому, надписание сохранилось в Sin. Arab. 358. 1404 «Die andere Sammlung der arabischen Übersetzung der Makarios-Schriften unter dem Namen des Symeon...» (Strothmann 1975, 5). 1411 Morocho Gajo – Nieto Ibez 1995: Ms. graec. Y. III. 2 Эскориальской библиотеки на лл. 320r-356v содержит 150 глав Макария. 1418 См. Hemmerdinger-Iliadou 1960, 808–810; Бронзов 1899, 351–355 выдвигает совершенно фантастическое предположение, что Ефрем Сирин самолично побывал в Египте, списал беседы Макариевского корпуса с коптского и заимствовал их «в качестве назидательного “урока”»! 1425 Начало предпоследнего слова типа III Макария параллельно 19-му слову Аскетикона аввы Исаии . Слово удержано немецкими учеными при издании третьего типа (III, 28) с пометкой о сомнительной подлинности. Слово отсутствует в сирийском переводе аввы Исаии . В греческом тексте Исаии нет § 3–5, имеющихся у Макария. Кроме того, § 5 параллелен Макарию II, 38, 5. Слово засвидетельствовано также в коллекции TV Макария (сирийское 9-е письмо Макария Александрийского , арабская беседа 32). 1435 Издания СМ и соответствующая литература указаны на с. 207–218. См. также дополнения на с. 1089–1091. 1439 Синаксарь Давидо-Гареджийской пустыни, написан на Афоне в Ивирском монастыре в 1030 г.; литература: Евсеева 1998, 155, 270. 1442 Лицевой минологий на шести иконах, вторая половина XI-nepbaя половина XII в., Константинополь; пинакотека монастыря св. Екатерины на Синае. Литература: Евсеева 1998, 157, 270. 1446 Grabar 1928, табл. Vc и др.; XIV–XVI вв.: ibid., XXXIVb, LXIIIb, и т. д. (указано на основании: Dujcev 1957, 159).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Нынче, с Божиею помощью, освятил свою церковь и сказал еще проповедь» 818 . Из этого же самого письма преосв. Макария, кроме того, видно, что до нас не дошло около 30 проповедей преосв. Макария, сказанных им летом и осенью 1858 года. «Теперь немного жалею», читаем в этом письме, – «что вот уже до тридцати проповедей сказано мною со дня Троицы, и решительно ни одна не записана, хотя некоторые были очень порядочные. Например, сказанная недавно в Козловском соборе произвела величайшее впечатление. Напечатана только в Христианском Чтении одна речь моя к дворянству, как извещает меня о. Феофан. Прочти и скажи свое мнение». Наконец не сохранилась проповедь, сказанная преосв. Макарием 26 октября 1858 года. «Нынче», – писал он в этот день своему брату, – «служил обедню и сказал проповедь» 819 . Между тем в печатных изданиях нет проповеди преосв. Макария на 26 октября 1858 г. Вообще же нужно сказать, что преосв. Макарий, по собственному его свидетельству, говорил проповеди в Тамбове почти неопустительно при всяком священнослужении. Поэтому, мы не удалимся от истины, если скажем, что до нас сохранилась меньшая часть Тамбовских проповедей преосв. Макария. Не считая необходимым для себя входить в подробный разбор Тамбовских проповедей преосв. Макария со стороны их содержания, мы ограничимся здесь самыми общими замечаниями по этому поводу. Прежде всего, должно признать, что содержание Тамбовских проповедей преосв. Макария зависело главным образом от того места, где он произносил их, и строго сообразовалось с потребностями слушателей, пред которыми они произносились. Преимущественным местом сказывания проповедей преосв. Макария в Тамбове служила Предтеченская церковь архиерейского дома. Здесь было произнесено большинство из сохранившихся Тамбовских проповедей, именно 37 из 56. Затем довольно часто проповедовал преосв. Макарий в Тамбовском кафедральном соборе, около 8 раз за два года. Остальные проповеди были произнесены в разных местах и храмах Тамбовской епархии, при посещении их во время общего обозрения епархий, или же по каким-либо особенным обстоятельствам, имевшим место в жизни самого архипастыря, или же его пасомых.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Его вынесли в соборную Троицкую церковь , самую древнюю в монастыре. Ко времени погребения в Бозе почившего из Орла изволил прибыть Высокопреосвященнейший архиепископ Смарагд. Погребение о. Макария состоялось на 5-й день по его блаженной кончине. Св. литургию и отпевание новопреставленного торжественно совершал Владыка соборно с монастырским и градским духовенством, при стечении множества народа, далеко не вмещавшегося в церкви. К сожалению моему, я в церкви в это время не был, а находился в келлии о. Макария, в чем-то помогал там монастырской братии. Об остальном, т. е. о заупокойном Богослужении, о погребении о. Макария, о торжественном обнесении его священнослужителями, во главе с архиепископом Смарагдом, вокруг св. престола и около всей церкви и о прочем, сюда относящемся, уже пространно изложено в изданной в 1897 году Орловской Ученой Архивной Комиссией отдельной книге о жизни и трудах о. архимандрита Макария «Сборник исторических материалов о жизни и деятельности настоятеля Болховского Троицкого Оптина монастыря, отца архимандрита Макария Глухарева» (стр. 98). Во второй книге, предварительно напечатанной в «Трудах Орловской Ученой Архивной Комиссии» за 1896 год и состав- ленной ее членом, священником-законоучителем Илиею Ливанским, а в 1897 году им же изданной отдельно под заглавием: «Некоторые черты из жизни приснопамятного основателя Алтайской духовной Миссии, архимандрита Макария Глухарева, во время пребывания его в Болховской Оптиной пустыни Орловской епархии» им, при помощи Болховских старожилов, собрано много интересных и назидательных сведений о его подвигах, проповедовании слова Божия, о его благочестивой и молитвенной жизни, о его прозорливости, о его письмах к разным лицам и проч. Вообще много назидательного и поучительного оставлено нам приснопамятным великим старцем священно-архимандритом Макарием.. Вечная ему память!.. Место погребения о. Макария, его портрет. Келейник о. Макария о. иеросхим. Макарий О. Макарий похоронен в притворе Троицкой церкви, на правой стороне, в склепе в роде пещерки.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

«Ответ» м. Макария произвел на Иоанна столь сильное впечатление, что владения митрополичьей кафедры не только остались неприкосновенными, но даже в том же 1551 году царь дал Макарию льготную грамоту на все без исключения владения московского митрополита. Это была первая льготная грамота, данная на все владения митрополита, тогда как прежде льготные грамоты давались только на большие или меньшие части владений митрополита. Лебедев, н. с., в Чтен. общ. люб. дух. пр. 1882 г., ч. 1, о. 1, стр. 34. Противоположного мнения держится г. Жданов (стр. 200, прим.). Едва ли можно с ним согласиться, ибо раз восторжествовала точка зрения м. Макария на церковные имущества, то этим самым уже предрешались другие важные вопросы и прежде всего вопрос финансовый: государственная казна уже не могла рассчитывать теперь на усиление своих средств за счет монастырских имений. Затем, вместе с сохранением за церковными учреждениями их имуществ оставался в силе институт архиерейских служилых людей, которым архиереи давали поместья и проч. Г. Жданов указывает на то, что в вопросах о сугубой аллилуйи и двуперстном крестном знамении Стоглавый собор в своих решениях разошелся с мнениями и. Макария. А эти вопросы, как думает г. Жданов, были немаловажны для тогдашнего сознания и впоследствии стали главнейшими пунктами различия между православными и раскольниками. Отсюда г. Жданов заключает, что влияние м. Макария на определения Стоглавого собора было незначительно. Действительно, указанные вопросы, как увидим в своем месте, были решены несогласно с прежними воззрениями м. Макария. Но при этом не следует забывать, что последний по всей вероятности совершенно добровольно, по убеждению, последовал в этом случае мнению других членов собора, так как никакого антагонизма и вражды между этими последними, с одной стороны, и м. Макарием, с другой, не было, за исключением разве одного Кассиана Рязанского, который и после Стоглавого собора был не в ладах с Макарием (см. Перов «Епархиальные учреждения в русской церкви в XVI и XVII веках», Рязань, 1882 г., стр. 10). Следовательно, если вопросы об аллилуйи и крестном знамении были решены и не сообразно с мнениями м. Макария, то отсюда еще никак не следует, что и другие постановления собора состоялись не в духе убеждений Макария. Наконец, нельзя не заметить, что указанные вопросы действительно были не маловажны для сознания русского общества половины XVI века, о чем нам придется говорить ниже. Однако особенно важного значения эти вопросы тогда не имели: можно сказать, что только со времен патриархов Филарета, Иосифа и в особенности Никона, в эпоху исправления богослужебных книг, эти вопросы получили громадное значение. Вообще мнение г. Жданова о незначительности влияния м. Макария на постановление Стоглавого собора совершенно несостоятельно; оно опровергается всей историей этого собора, нами изложенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

гл. 49.). Филипп Сидский говорит, что Макарий Александрийский был наставником Александр. училища, и это вполне оправдывается тем, чтò говорят Сократ (4, 23) и Созомен об образованности Макария Александр. При том Ираклид (Paradis, с. b.) прямо называет его пресвитером Александрийским; при св. Афанасии во время Тирского Собора видим Макария Александрийского (Сокр. 1, 24. Созомен 2. 22). Итак, после того, как заведовал он училищем александр. с 330 до 340 г., в этом последнем году он перешел в Нитрийскую пустыню, где проводил жизнь строгую и украшен был даром чудотворения. С его именем известны доселе только: а) правило монашеское в 30 гл. на Лат. язык.; б) письмо к инокам; в) слово об исходе души и о состоянии по смерти. Первые два in Benedicti anianensis codice regularum (Patrolog. lat. T. 103.). Последнее сочинение записано учеником Макария. Слова Макария нередко встречаются в слав. ркп. Третий МакарийМакарий Писпир был старше Египетского и Александрийского; он заботился о св. Антонии, когда тот лежал на смертном одре. S. Aegyptii Homiliae atque opuscula ed. a G. Pritio. Lips. 1699. 1744. s. Aegypti epistolae et quaedam alia, cum curis criticis H. Floss Coloniae 1850. На греческом издано 50 бесед. А в араб. ватик. ркп. 1055 года есть 26 бесед св. Макария Египетского ; в этом списке читаются следующие греческ. беседы: 1–5, 7. 8. 10–12. 15. 18. 19. 47. Прочих 11 араб. бесед нет между издан. греческими. Но как на сир. есть и те, которые есть на араб., так и в греческой ркп. есть еще 7 бесед не изданных. Maii Collect. Vet. Auct. T. 4. p. 191. 192. 1833. Romae. Harles ad Fabr. Bibl. grae. T. 8. p. 362. 363. Asseman. В О. T. 3. P. 1 p. 44. 327. Флосс говорит: homilias, quales, hucusque editae sunt, miserrime depravatas ac mutilatas esse. В этом можно согласиться с ним, но во многом другом против него рукописи. Беседу о духовном законе считали беседою прп. Марка Пустынника. Правда еще Фотий, пересматривая рукописи, видел первым между сочинениями прп. Марка сочинение о рае и духовном законе: но а) есть различие между беседою Макария и главами Марка; б) легко могло быть, что Марк, как слушатель Макария, (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010