Только при благоприятных условиях в правление этого визиря, происходившего из христиан, и в практически свободной Пивской области стало возможным в период всеобщего порабощения Балкан воздвигнуть при участии ктиторов и братств монументальную церковь в монастыре Пива. Патриарх Савватий, племянник патриарха Макария, намеревался даже по соображениям безопасности перенести центр Печской Патриархии из Печи в более укрытую Пиву. Поэтому он так всеусердно готовил свою задужбину, но осуществление этой идеи остановила его кончина. Около южных врат монастыря Пива есть плохо сохранившаяся ктиторская композиция, на которой Савватий (Соколович) изображен как ктитор, держащий в руке пивскую церковь и преподносящий ее Пресвятой Богородице. Надпись практически полностью стерта, но можно понять, что Савватий обращается к Богородице с мольбой принять это приношение. Особенно интересна фигура турецкого вельможи, с бородой овальной формы и в тюрбане, расположенная с другой стороны врат. Предполагается, что это изображение великого визиря Мехмед-паши Соколовича. Большое значение имело обновление монастыря между 1790 и 1793 годами, проведенное под руководством архимандрита Арсения (Гаговича). Из этого «общенародного Успенского монастыря» он развернул активную просветительскую и политическую миссию. Он трижды ездил в Россию: в 1786 году из Хиландара, 1803 и 1813 году из Пивы, а также два раза в Иерусалим, Константинополь, Румынию, Сремские Карловцы, Дубровник и Вену. Часто бывал в Сербии. Архимандрит Арсений был активным деятелем освободительной борьбы, принимал участие в подготовке первого сербского восстания в 1804 году, организовывал и направлял освободительное движение и борьбу герцеговинских племен против турок, сотрудничал с вождем восстания Карагеоргием, митрополитом Черногорским Петром I (Петровичем-Негошем), поддерживал связь с российским Синодом, митрополитом Карловацким Стефаном (Стратимировичем), а также вступал в разнообразные дипломатические контакты с русским и французским консулами, военными и т.д.

http://pravoslavie.ru/41599.html

Подробнее... Храм Святого Макария, Патриарха Сербского (Паштан Брдо) [ править править код ] Церковь Святого Макария, Патриарха Сербского строилась с 1973 по 1975 год. Отреставрирована в 1999 году. Кроме церкви, на территории храма был построен дом причта. В 2013 году установлен памятник погибшим бойцам боснийской войны 1990-х гг. Храм является приписным к [церкви Святых апостолов Петра и Павла в Рудо. Паштан брдо – единственное поселение на территории Республики Сербской, в котором был воздвигнут храм, посвященный выдающемуся сербскому патриарху Макарию Соколовичу (†1574). Адрес: Паштан Брдо, Босния и Герцеговина Проезд: Храм расположен в районе горного перевала Рудо – Паштан Брдо – Вишеград. Подробнее... Храм Святого великомученика князя Лазаря (Дони Малован) [ править править код ] Село Дони Малован общины Купрес является самой западной точкой на карте Дабро-Босанкой митрополии. Оно расположено выше села Шуйица и исторического района Дувно (ныне – город Томиславград). Как и все другие села, расположенные на Купреском плато, Дони Малован не обошла боснийская война 1992-1995 гг. – все жители, которые не были убиты членами Совета обороны Хорватии, бежали или были изгнаны. Церковь Святого великомученика князя Лазаря Косовского в селе Дони Малован была построена и освящена в 1971 году. Адрес: Donji Malovan, Босния и Герцеговина Подробнее... Храм Святого Василия Острожского и святого Петра Дабро-Боснийского (Велечево) [ править править код ] Храм расположен и действует при Духовной семинарии св. Петра Дабро-Боснийского в Фоче. Духовная семинария в Фоче является преемницей бывшей Сараевской духовной семинарии, действовавшей до начала Второй мировой войны. Семинария в Велечево открылась в 1995 году, после того как Духовную семинарию Трех Святителей из монастыря Крка пришлось перевести из-за боснийской войны начала 1990-х гг. сначала в Валечево, а затем в Фочу. Адрес: Велечево бб, 73300 Фоча, Босния и Герцеговина Подробнее... Храм Святого Василия Острожского (Восточное Сараево) [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Босния_и_Герце...

- Отдыхай, дорогой друже. Постарайся поспать как можно дольше. И никакой езды верхом целый месяц. Если, конечно, ты хочешь, чтобы всё – со спиной и ногами - было так же, как прежде. А Савва составит мне компанию в библиотеке, где для него, как я полагаю, найдётся немало интересного. На следующее утро, после богослужения и трапезы, Евфимий отвёл Савву в монастырскую библиотеку с ризницей. Где с благоговением показал ему различные реликвии, а также печатные и рукописные книги. Савва с восхищением и трепетом принял в руки  хрустальный крест Святого Саввы XIII века в позолоченном серебряном окладе, украшенном четырьмя рубинами, работы пожаревацкого мастера Нешко Пролимлиевича, прикоснулся к серебряной пятихлебнице, золотым и серебряным потирам, подаркам монастыря Милешево, Евангелию XV века и плащанице Арсения Чарноевича. Тут же хранился редкий и ценный призренский список Душанового Законника XV века, который создан был на основе Законоправила Святителя Саввы. - Ко времени его провозглашения, - говорил Евфтимий, - на Соборе дворян и архиереев в 1349 году в Скопье - это было самое передовое Державное Уложение Европы! Евфтимий подробно рассказал Савве о благотворительности и заботе покойного великого визира Мехмеда паши Соколовича (в Турции известного как Сокол Мехмед паша), который по назначению первым визирем Османской империи, согласно султанского фермана, восстанавливает разорённый турками монастырь Печская Патриаршия, возрождает Сербское Патриаршество и поставляет своего ближайшего родича Макария в патриархи. По всей Сербии начинают восстанавливаться церкви и монастыри, в том числе и Саввин в Герцег-Нови. - Смотри, Савва, ты должен знать о значении, влиянии и вкладе великого визира Мехмеда паши Соколовича на нашем сербском пространстве. Откупившись ежегодной данью в 2000 дукатов, Печская Патриархия окормляла пространство от Коморана до Штипа, от реки Искер в Болгарии до Купе, и от Будимы до Адриатического моря. При этом он отделил Сербский патриархат от Охридского, и греческий клир больше не мог – как раньше – управлять всеми церковными делами в Сербских краях. Это был золотой век культурного и просветительского обновления Сербской Церкви на территориях под османской властью. Это же касается и Дубровника. Мехмед паша неукоснительно защищал их интересы и права на всей территории Османской империи, как на суше, так и в море.

http://ruskline.ru/analitika/2022/03/26/...

57. МЦВ («Московский Церковный Вестник»). 1993. 1. С. 12. 58. «Информационный бюллетень Отдела Внешних Церковных Сношений МосковскогоПатриархата», 3 от 17 фев. 1993 г. С. 2. 59. Там же. С. 3—4. 60. См.Устав Социалистичке Федеративне Республике Югославийе. Београд, 1974. С. 133 -134. 61. См. статью: «Церковь в Югославии». 62. УставСербской Православной Церкви, ст. 58. 63. Там же, ст. 13. 64. Там же, ст. 17. 65. Там же, ст. 23. 66. Там же. ст. 164. 67. Там же, ст. 176. 68. Параллельно «Обществу священников» в 1891 году было организовано и «Обществосвященников монашеского чина» Цели этого Общества указаны в правилах, выработанных его Комитетом. Они таковы: забота об утверждении православной веры и Церкви, о развитии и усовершенствовании церковной письменности, об изыскании мер к более успешному и полезному прохождению пастырями их служения, о поддержании единообразия в богослужебных обрядах, о развитии церковного проповедничества, церковного пения и благолепия в храмах, забота о своем совершенствовании и совершенствовании монастырей по примерам великих подвижников, изыскание средств к улучшению материального состояния монастырей, помощь больным инокам. 69. Смирнов И., свящ. Значение Афона в истории Сербской Церкви. Сергиев Посад, 1911. С. 24. 70. Описание сербских монастырей и церквей с точки зрения архитектурной см. в кн.: П. Покрышкин, Православная церковная архитектура XII —XVIII столетий в нынешнем Сербском королевстве. СПб., 1906. 71. Дучич Н. Историйа Српске Православие Цркве. Београд, 1894. С. 357 —358. 72. Первые сведения о сербских монахах на Афоне, — утверждает свящ. И. Смирнов,— относятся к 1090 г., когда сербы заняли Ксилургийский монастырь, оставленный в 1089 г. русскими иноками, перешедшими в Пантелеимоновский монастырь». (Смирнов И., свящ. Указ. соч. С. 17.) 73. Например, св. мощи первого Патриарха Сербского Иоанникия, венчавшего на царство сербского правителя Стефана Душана. Почивают здесь и св. останки Патриарха Макария Соколовича, обновившего в 1557 г. данный монастырь.

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

Дучич Н. Историйа Српске Православие Цркве. Београд, 1894. С. 357—358. 187 Первые сведения о сербских монахах на Афоне, — утверждает свящ. И. Смирнов, — относятся к 1090 г., когда сербы заняли Ксилургийский монастырь, оставленный в 1089 г. русскими иноками, перешедшими в Пантелеимоновский монастырь». (Смирнов И., свящ. Указ. соч. С. 17.) 188 Например, св. мощи первого Патриарха Сербского Иоанникия, венчавшего на царство сербского правителя Стефана Душана. Почивают здесь и св. останки Патриарха Макария Соколовича, обновившего в 1557 г. данный монастырь. 189 См. ЖМП. 1974. 8. С. 63 — 66. 190 Календар Српске Православие Патрийаршийе. 1969. С. 15. 191 См. там же. С. 21: «Вси снятии угодницы Божий, молитвенницы рода сербского»называются и прославляются в акафисте сербским святым, недавно составленном протоиереем Мирно Павловичем. («Православлье». 1976. 231). 192 Имена сербских святых с краткими житиями некоторых из них см. у проф. Е.Голубинского. Указ. соч. С. 670—673. 193 Данные о количестве духовных школ и учащихся в них приведены по состоянию наначало восьмидесятых годов. 194 См. о церковном просвещении в Уставе Сербской Православной Церкви, ст 225 — 234. 195 В брошюре «Православные и другие Восточные Церкви в Австралии» (1975 г.), редактированной епископом Налом Шсвилом, даются следующие сведения о количестве православных приходов в Австралии и Новой Зеландии различных юрисдикции: 1. Сербской Православной Церкви—12 приходов в Австралии и 1 в Новой Зеландии (13 приходов в Австралии и 1 в Новой Зеландии в 1963 г. отпали от Сербской Православной Церкви и присоединились к «автономной» сербской епархии США и Канады); 2. Румынской Православной Церкви — 3 прихода в Австралии и 1 в Новой Зеландии; 3. Болгарской Православной Церкви — 2 прихода в Австралии; 4. Македонской Православной Церкви — 9 приходов в Австралии. В штате Виктория строится монастырь Македонской Православной Церкви во имя св. Климента Охридского. Приведенные сведения получены епископом Ианом Шевилом преимущественно от священников разных упомянутых юрисдикции. 196

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Из духовной атмосферы исихазма, возникла та Косовская максима, вложенная народным поэтом в уста Св. великомученику Лазару Косовскому « Земное для малого царства, а небесное — присно и во веки». Благодаря такой духовной атмосфере, и Косовская трагедия получила в послекосовских летописях христологический смысл. В этих летописях центром жизни нации становится Небесное царство, мученическая смерть Царя Лазара трактуется через страдания Христа и перекликается с ним, она христоподобна и потому становится предпосылкой для народного воскресения, также как Воскресению Христа предшествовали распятие и смерть. Здесь небесное христоподобное житие и мученичество, стало мерой исторического существования личности и общества, ее внутренней закваской и конечной бессмертной целью. Вероятно, что никогда больше так, как в ту эпоху сербской истории, эсхатологический дух христианства, не был таким сильным источником исторической жизнеспособности, оптимизма и творчества. Никогда идея Нового Израиля, т. е. самосознания народа избранным народом Божиим, не присутствовала в сербах в той мере, как в тот период. Можно сказать, что в тот краткий период послекосовской истории в духовном и культурном смысле был синтезом и самым зрелым плодом всей прежней сербской истории. Особенное отражение это нашло в литературе, архитектуре и живописи того времени. Духовная и культурная направленность той эпохи отразилась и в житии св. Стефана Высокого. Древний летописец говорит о нем, что он хотел, чтобы «жизнь во всей земле его стала воистину Церковью Божией, а не такой как у других народов, скотской и против природы (Божией)». (Архим. Иустин Попович, Жития святых за июль, стр. 450 ). Благодаря такому живому соприкосновению с животворящей силой Святосавского Предания и объединяющему все православные народы в Х1У и XV веках, действию Исихазма (Исихазм стал движением не знающим этнических границ и разделений), этим народам, в особенности балканским, удалось не утратить и сохранить свою религиозно–национальную самостоятельность и ее внутренние критерии, на протяжении пятивекового исламского рабства и угнетения. Этому особенно способствовало богослужения и собирание народа в монастырях и храмах. Одно, между тем, имело далекоидущие последствия, а именно, все меньшее количество образованных людей, приводило к постепенному отрыву от внутреннего ритма духовного предания, к невозможности его целостного обоснования, и к появлению формального отношения к духовному и культурному наследию. Возрождение периода Макария Соколовича, было последней попыткой оживить духовную и культурную жизнь сербского народа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

85 Пешт был в XI-XIII веках крупным торговым центром, в 1541 году был захвачен турками и до 1686 года находился под их владычеством. Пешт, Буда и Обуда были объединены в 1872 году в один город — Будапешт. 86 Беч , древнее название Вены, известное, пожалуй, лишь археологам по одноименному урочищу, до сих пор используется сербами. Словенцы тоже называют Вену по-своему: Дунай. Вена дважды выдержала осаду турок, в 1529 и 1683 годах, и осталась непорабощенной. 87 Визирь (везир) — титул министров и высших сановников в мусульманских странах. Великий визирь был вторым лицом в государстве после султана, его доверенным лицом. Он возглавлял Порту (правительство), председательствовал в диване (государственном совете), был хранителем султанской печати, контролировал все действия главного казначея (башдефтердара), издавал от имени султана фирманы (указы), подписывал договоры, а со второй половины XIV века стал также командующим армией. 88 Из великих турецких визирей самой яркой личностью был серб Мехмед Соколович (1506—1579), о честности и доблести которого сербы хранят много преданий. Ребенком он был уведен турками в рабство, впоследствии поднялся на высшие ступени власти, был губернатором Румелии (османское государство было разделено при Мураде I на две части, или бейлербейлики: Румелию и Анатолию), а с 1555 года 15 лет до самой своей смерти неограниченно правил Османской империей. Великим визирем был при трех султанах: Сулеймане II, Селиме II и Мураде III. Мехмед много сделал для облегчения участи своих порабощенных братьев по крови и для укрепления Православия. В 1557 году он восстановил патриаршество в Сербии, упраздненное турками, патриархию учредил в Пече, а патриархом Сербским назначил Макария, игумена Хиландарского монастыря, который доводился ему родным братом. Великий визирь во спасение своей души построил в своем родном селе Соколовичи задушбину, будучи мусульманином. Он планировал работы по рытью Суэцкого и Волго-Донского каналов. Погиб от руки дервиша. В Стамбуле существовал целый греческий квартал Фанара вокруг резиденции греческого патриарха, откуда и произошло название «греки-фанариоты». Так называли представителей греческого духовенства и представителей олигархии, разбогатевших на турецкой службе и пользовавшихся у турок значительными привилегиями. Грекам-фанариотам были отданы на откуп целиком Румыния с Молдавией, Болгария и Греция, где они веками правили жестоко и бесконтрольно до 20-х годов XIX века. Печально известны они и в других порабощенных странах, в том числе на своей родине, в Греции. Например, великий визирь Ибрахим-паша, грек по происхождению, был причастен к ликвидации Сербской Патриархии около 1525—1528 года.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3742...

Пештбыл в XI–XIII веках крупным торговым центром, в 1541 году был захвачен турками и до 1686 года находился под их владычеством. Пешт, Буда и Обуда были объединены в 1872 году в один город — Будапешт. 80 Беч, древнее название Вены, известное, пожалуй, лишь археологам по одноименному урочищу, до сих пор используется сербами. Словенцы тоже называют Вену по-своему: Дунай. Вена дважды выдержала осаду турок, в 1529 и 1683 годах, и осталась непорабощенной. 81 Визирь(везир) — титул министров и высших сановников в мусульманских странах. Великий визирьбыл вторым лицом в государстве после султана, его доверенным лицом. Он возглавлял Порту (правительство), председательствовал в диване (государственном совете), был хранителем султанской печати, контролировал все действия главного казначея (башдефтердара), издавал от имени султана фирманы (указы), подписывал договоры, а со второй половины XIV века стал также командующим армией. 82 Из великих турецких визирейсамой яркой личностью был серб Мехмед Соколович (1506–1579), о честности и доблести которого сербы хранят много преданий. Ребенком он был уведен турками в рабство, впоследствии поднялся на высшие ступени власти, был губернатором Румелии (османское государство было разделено при Мураде I на две части, или бейлербейлики: Румелию и Анатолию), а с 1555 года 15 лет до самой своей смерти неограниченно правил Османской империей. Великим визирем был при трех султанах: Сулеймане II, Селиме II и Мураде III. Мехмед много сделал для облегчения участи своих порабощенных братьев по крови и для укрепления Православия. В 1557 году он восстановил патриаршество в Сербии, упраздненное турками, патриархию учредил в Пече, а патриархом Сербским назначил Макария, игумена Хиландарского монастыря, который доводился ему родным братом. Великий визирь во спасение своей души построил в своем родном селе Соколовичи задушбину, будучи мусульманином. Он планировал работы по рытью Суэцкого и Волго-Донского каналов. Погиб от руки дервиша. В Стамбуле существовал целый греческий квартал Фанара вокруг резиденции греческого патриарха, откуда и произошло название «греки-фанариоты». Так называли представителей греческого духовенства и представителей олигархии, разбогатевших на турецкой службе и пользовавшихся у турок значительными привилегиями. Грекам-фанариотамбыли отданы на откуп целиком Румыния с Молдавией, Болгария и Греция, где они веками правили жестоко и бесконтрольно до 20-х годов XIX века. Печально известны они и в других порабощенных странах, в том числе на своей родине, в Греции. Например, великий визирь Ибрахим-паша, грек по происхождению, был причастен к ликвидации Сербской Патриархии около 1525–1528 года. 83

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=878...

(Читано в заседаниях Орловского Церковно-Археологического Комитета 3 и 10 февраля 1905 года). Содержание Составитель «Воспоминаний» Прибытие о. архимандрита Макария в Болхов Келлии о. Макария Церк. служения, проповедничество и народное учительство О. Макария. «Умная молитва». Книжки для народа Сближение о. Иоасафа с о. Макарием Образ жизни и церковного служения о. Макария Внебогослужебные занятия о. Макария с народом Обучение о. Макарием детей общему пению церковных песнопений Изучение псалмов на память. «Умная молитва Иисусова ». Руководственные книги Церковная проповедь о. Макария о жизни христианской; внебогослужебная беседа с народом; обличение местных беспорядков в жизни болховичей Руководственные наставления о. Макария о. Иоасафу в чтении и изучении Слова Божия, в «умной молитве» и в соблюдении заповедей Божиих Неимоверная неутомимость о. Макария в подвиге народного учительства и молитвы, его прозорливость. Любовь народа к о. Макарию Отзыв о. Макария об о. Иоасафе и предложение ему быть миссионером Алтая. Личные воспоминания о. Макария об Алтае и алтайцах О. Макарий на празднике в с. Кривчем. близ Болхова. Его упражнение с о. Иоасафом в «умной молитве» Поездка 0. Макария из Болхова в Москву и привоз оттуда в Болхов множества книг Содержание «Лепты» о. Макария Важное религиозно-воспит. значение «Лепты» о. Макария Сношение о. Иоасафа по поводу «Лепты» о. Макария с преосв. Макарием, еписк. Томским Назидательные советы о. Макария о. Иоасафу. «Умная молитва» Видение о. Иоасафом о. Макария во сне О. Макарий исповедует О. Иоасафа и предлагает ему молитвенное правило Орловский архиепископ Смарагд и о. Макарий Загадочные сборы о. Макария в Старый и Горний Иерусалим. Прощание с ним болховичей. Его предсмертная болезнь. Видение г-жи Жедринской. Напутствие о. Макария Посещение болящего о. Макария о. Иоасафом и благословение его оным. Кончина о. Макария в присутствии о. Иоасафа Впечатление кончины о. Макария. Прибытие в Болхов Архиепископа Смарагда на погребение о. Макария. Погребение о. Макария Место погребения о. Макария, его портрет. Келейник о. Макария о. иеросхим. Макарий Преемники о. Макария по настоятельству в Болховском Троицком Оптине монастыре Соврем. состояние Болховского Троицкого монастыря и его главная святыня Личный отзыв о. Иоасафа об о. Макарии Обстоятельства жизни о. Иоасафа по кончине о. Макария  

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

583 . Бронзов А А. Несколько данных для характеристики нравственного мировоззрения преп. Макария Египетского //ХЧ 1900. 2:10. 501–531; 11. 718–751. 584 . Войтенко А. Понятие λογισμς в корпусе «50 Духовных Бесед преподобного Макария Египетского »//АО 1999. 4(22). 103–107. 585 . Григорий (Борисоглебский) , иером. Возрождение, по учению преп. Макария Египетского (пробная лекция 24 апр. 1892 г.)//БВ 1892. 11. 205–224. изд.: Сергиев Посад 1892. 586 . Ермаков С. А. Вопросы жизни в творениях Макария Великого и их современное значение//Verbum. 3 9 .1524). 22–24. 587 . Казанский П. С. Учение о благодати преп. Макария Египетского //Прибавления к творениям святых отцов. 1845. 3. 125–146. 588 . Казанский П. С. Предисловие к творениям преп. Макария Египетского . 1: Жизнь преп. Макария Египетского ; 2: Писания св. Макария//Преп. отца нашего Макария Египетского духовные беседы, послание и слова с присовокуплением сведений о жизни его и писаниях. М. 1852. 4 Сергиев Посад 1904. V-XXII, XXIII-XXVII. 589 . Катанский А. Учение о благодати Божией в творениях пр. Макария Египетского //ХЧ 1901. 2. 137–171. же://[Катанский А.] Учение о благодати Божией в творениях древних св. отцев и учителей церкви до бл. Августина. Историко-догматическое исследование А. Катанского . СПб. 1902. 208–242. 590 . Константин (Зайцев), архим. Преподобный Макарий Великий (Египетский)//Правосл. Путь. 1965. 33–50. 591 . Концевич И. М. Преп. Макарий Великий //Правосл. путь. 1965. 33–50. [Житие по патерикам, выдержки из Духовных бесед]. 592 . Кратиров П. Жизнь человека, его смерть и воскресение (По творениям Преп. Макария Египетского )//ПС 1899. 1:3. 364–369. 593 . Лебедев А. П. Св. Макарий Египетский //Прибавления к творениям святых отцов. 3. 1845. 105–146 (2-я паг.) [Учение св. Макария Египетского о благодати]. 594 . Онуфрий, иерод. Мистика преп. Макария Египетского //Учено-богословские опыты студентов Киевской духовной академии. Киев 1914. 12. 595 . Попов И. В. Мистическое оправдание аскетизма в творениях преп. Макария Египетского //БВ 1904. 3(11). 537–565; 1905. 1(1). 28–59; 2(6). 237–278. изд.: СТСЛ 1905. 101.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010