Духовный светильник Старой Герцеговины Беседа с настоятелем монастыря Пива иеромонахом Никифором иеромонах Никифор Милович / Иеромонах Никифор (Милович) родился в 1976 году в г. Нови Пазар в Сербии. В 2000 году окончил юридический факультет Белградского университета. В 2002 году после окончания школы резервных офицеров при Военно-технической академии в Белграде получил офицерское звание. На Лазареву субботу 2004 года принял монашеский постриг в монастыре великомученика Георгия в Беране (Черногория). На праздник Успения Пресвятой Богородицы в 2005 году рукоположен в сан иеромонаха в монастыре Пива епископом Будимлянско-Никшичским Иоанникием. В октябре 2005 года назначен настоятелем монастыря Пива. Преподает на богословском факультете святителя Василия Острожского в Фоче (Босния и Герцеговина). – Отец Никифор, расскажите, пожалуйста, об истории Пивской обители. – Когда речь заходит о Пивском монастыре, трудно подобрать слова, чтобы выразить то, что представляет собой эта древняя святыня и какое значение она имеет. Монастырь сам свидетельствует о себе своей богатой историей, монументальной архитектурой, древними иконами и фресками старых мастеров, богатой ризницей. Нельзя обойти молчанием и культурно-просветительскую и освободительную миссию, которую осуществлял монастырь во время многовекового рабства под турками. Первоначально задуманный как новый центр восстановленной Сербской Патриархии в XVI веке, он сохранился и остался духовным светильником на широких просторах Старой Герцеговины. Об основании Пивского монастыря говорит пространная надпись над главным входом в наосе церкви, из которой мы узнаем, что сегодняшний храм, посвященный Успению Богородицы, основал Герцеговинский митрополит, а впоследствии Сербский патриарх Савватий (Соколович; 1585–1586). Монастырь воздвигнут на месте, где раньше уже существовала церковь Успения Богородицы. Об этом свидетельствуют и сохранившиеся следы ее, и исторические записи. Пивский монастырь был построен довольно быстро, потому что в 1557 году патриарх Макарий (Соколович; 1557–1571) восстановил Печскую Патриархию с помощью своего родственника великого визиря Мехмед-паши Соколовича.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Белграде открывается выставка икон эпохи возобновления Печской Патриархии (1557-1690 гг.) 08.10.2016 Посетители музея Сербской Православной Церкви в Белграде до середины декабря 2016 года будут иметь счастливую возможность увидеть более ста выставленных в музее икон наиболее значительных сербских иконописцев эпохи возобновления Печской Патриархии (1557-1690 гг.). Иконы являются частью коллекции Музея Сербской Православной Церкви и собраний ризниц крупнейших монастырей монастыря Сербской Православной Церкви, сообщает официальный сайт Сербской Патриархии. Торжественное открытие выставки состоится 10 октября 2016 г. В нем примут участие Святейший Патриарх Сербский Ириней, министр культуры и информации Сербии Владан Вукославлевич, а также члены Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви. До восстановления Печской Патриархии на Балканах независимой церковной организации не было на протяжении целого столетия после исчезновения последнего сербского княжества и окончательного присоединения бывших сербских земель к Османской империи. Мехмед-паша Соколович и его родственник (брат или племянник) Патриарх Макарий (Соколович) сыграли ключевую роль в восстановлении независимой Печской Патриархии. В юрисдикцию Печской Патриархии входили территории от Верхней Венгрии (к северу от Буды) до северных границ современной Албании. В ее составе были области северной Македонии (включая Скадар, Тетово, Скопье, Штип и Кратово), Банат, Бачка и Баранья, Славония, Хорватия и Далмация, а также Брда, Черногория и Приморье, Босния и часть Болгарии (восток страны: Кюстендил, Рильский монастырь и Самоков, а также некоторое время и София). В юрисдикцию Печской Патриархии входили десятки епархий, число которых варьировало на протяжении многих лет - от сорока до пятидесяти. Объединение населенной православными жителями обширной территории на северо-западе Балкан в составе Печской Патриархии замедлили процесс исламизации региона, позволило сохранить православную веру, сохранить национальную идентичность сербского народа.

http://drevo-info.ru/news/21342.html

Грачаница. Монастырь Грачаница. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Монастырь в Грачаницах во имя Успения Пресвятой Богородицы расположен в самом центре Косово и Метохии. Обитель была основана королём Стефаном Милутином в 1315 году на руинах церкви XIII века, которая в свою очередь была построена на фундаменте раннехристианской трёхнефной базилики VI века. Притвор и церковная башня были построены несколько десятилетий спустя, в том числе в целях защиты фресок на западном фасаде. Нартекс был серьёзно повреждён турками в период между 1379 и 1383 годами, но был восстановлен в 1383 году. После битвы на Косовом поле в 1389 году монастырь снова подвергся разграблению. Во время турецкого владычества Грачаница стала важным культурным центром. Во время правления митрополита Никанона (1528-1555) было написано несколько новых икон для алтаря. Кроме того, здесь находилась типография, выпускавшая в большом количестве богослужебную и духовную литературу. Благодаря усилиям патриарха Макария Соколовича в монастыре были проведены крупные реставрационные работы, в том числе написаны новые фрески в монастырской церкви. При патриархе Паисии церковь была покрыта свинцовой кровлей, а в иконостасе водружён массивный крест. Во время Великой Турецкой войны 1683-1699 гг. монастырь снова был разграблен турками, которые таким образом пытались отомстить сербам за поддержку Австрии во время осады Вены в 1683 году. Османы сняли крест, напольные плиты, а также разграбили монастырскую ризницу, устроенную в храме патриархом Арсением III. После этого вандализма обитель прекратила своё существование. Успенская церковь действовала на протяжении многих столетий в качестве приходского храма. Несколько монахинь вернулись сюда только после Второй мировой войны для восстановления здесь, на святом месте, уже женской обители. В 90-х гг ХХ века, во время военных действий, монастырь несколько раз подвергался нападениям албанских экстремистов. В настоящее время он находится под охраной военных сил КФОР. В обители проживают 10 сестёр. 13 июля 2006 года монастырь Грачаница включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

http://sobory.ru/article/?object=34592

Святитель Макарий Соколович (1557–1570) – обновитель Печской патриархии (версия для печати) / Православие.Ru Святитель Макарий Соколович (1557–1570) – обновитель Печской патриархии Православие.Ru , 12 сентября 2009 г. Иеромонах Игнатий (Шестаков) Память 30 августа/12 сентября Свт.Макарий, патриарх Печский С именем святителя Макария Соколовича связан один из важнейших этапов в истории Сербской Православной Церкви, начало которому положило восстановление единства и самостоятельности сербской Печской патриархии. После столетия постепенного распада церковного организма, вызванного в первую очередь угасанием последних очагов самостоятельной сербской государственности, последовал этап возрождения церковного единства Сербской Церкви и роста ее канонической территории. Вот как оценивает период, предшествовавший патриаршеству святителя Макария, историк Д. Слиепчевич: «Временной отрезок от смерти патриарха Арсения II (считается, что он умер в 1463 г.) и до восстановления Печской патриархии в 1557 году, представляет собой самый темный период в истории Сербской Православной Церкви. После падения в 1459 году Деспотовины стремительно теряли самостоятельность и другие сербские земли: Босния попала в турецкие руки в 1463-м, Герцеговина – в 1482-м, а Зета, окруженная со всех сторон, продержалась до 1499 года. Конец XV века, исполненного борьбы за сохранение хотя бы некоторой самостоятельности, принес всем сербским землям турецкое рабство». Одновременно с падением Сербской Деспотовины под натиском турок начался период ослабления сербского церковного единства, сопровождавшийся постепенной эрозией административного организма Печской патриархии и фактической утратой ею самостоятельности. Продолжительное время не проводились архиерейские соборы, епархии, расположенные на юге страны, отошли в подчинение к Охридской архиепископии. Не последнюю роль в восстановлении Печской патриархии в середине XVI века сыграло желание турок наладить хорошие отношения с порабощенными сербами в условиях, когда границы Османской империи в европейской ее части продолжали расширяться.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Святитель Макарий Соколович (1557–1570) – обновитель Печской патриархии Память 30 августа/12 сентября Свт.Макарий, патриарх Печский С именем святителя Макария Соколовича сколовича связан один из важнейших этапов в истории Сербской Православной Церкви, начало которому положило восстановление единства и самостоятельности сербской Печской патриархии. После столетия постепенного распада церковного организма, вызванного в первую очередь угасанием последних очагов самостоятельной сербской государственности, последовал этап возрождения церковного единства Сербской Церкви и роста ее канонической территории. Вот как оценивает период, предшествовавший патриаршеству святителя Макария, историк Д. Слиепчевич: «Временной отрезок от смерти патриарха Арсения II (считается, что он умер в 1463 г.) и до восстановления Печской патриархии в 1557 году, представляет собой самый темный период в истории Сербской Православной Церкви. После падения в 1459 году Деспотовины стремительно теряли самостоятельность и другие сербские земли: Босния попала в турецкие руки в 1463-м, Герцеговина – в 1482-м, а Зета, окруженная со всех сторон, продержалась до 1499 года. Конец XV века, исполненного борьбы за сохранение хотя бы некоторой самостоятельности, принес всем сербским землям турецкое рабство». Одновременно с падением Сербской Деспотовины под натиском турок начался период ослабления сербского церковного единства, сопровождавшийся постепенной эрозией административного организма Печской патриархии и фактической утратой ею самостоятельности. Продолжительное время не проводились архиерейские соборы, епархии, расположенные на юге страны, отошли в подчинение к Охридской архиепископии. Не последнюю роль в восстановлении Печской патриархии в середине XVI века сыграло желание турок наладить хорошие отношения с порабощенными сербами в условиях, когда границы Османской империи в европейской ее части продолжали расширяться. История донесла до нас немного сведений о жизни святителя Макария до его избрания на патриарший престол. Известно, что он был родственником турецкого визиря Мехмед-паши Соколу (или Соколовича), а возможно и его родным братом. Сам Мехмед-паша был по рождению сербом и принадлежал к числу выдающихся деятелей Османской империи. Он начал свою карьеру в корпусе янычар, формировавшихся из обращенных в ислам юношей, отнятых у родителей-христиан. Считается, что Мехмед-паша был родом из окрестностей Вишеграда в восточной Боснии и именно ему приписывают инициативу стоительства знаменитого Вишеградского моста через реку Дрину. Профессор Милеуснич сообщает, что перед тем как он был уведен турками и обращен в магометанство, будущий везирь был чтецом в монастыре Милешево.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Платон Банялучский, сщмч. - житие Платон (Йованович) (1874-1941), епископ Банялукский, священномученик (Сербская Православная Церковь). Память 22 апреля (Серб.) В миру Йованович Миливой, родился 29 сентября 1874 года в Белграде в семье Илии Йовановича и Йелки Соколович. Учился в гимназиях в городах Вранье и Нише, затем поступил в Белградскую семинарию. В семинарии принял монашеский постриг. По окончании семинарии и рукоположении в иеромонаха и направлен в 1896 году Сербским митрополитом Михаилом (Йовановичем) в Московское Сербское подворье. В Москве иеромонах Платон поступил в духовную академию, которую окончил в 1901 году со степенью кандидата богословия. По возвращению из России поставлен вначале старейшиной монастыря Раковица, а вскоре - доцентом в Белграде. Как профессор о. Платон работал в Алексинце и Ягодине, за что и был отличён достоинством архимандрита. Во время Балканских и Первой мировой войн архимандрит Платон был бригадным священником. Очень краткое время был администратором Охридской епархии, а во время оккупации был в Сербии и с помощью своих связей за границей помогал всем несчастным, особенно сиротам и вдовицам. Затем патриарх Варнава (Росич) поставил его управляющим монастырской типографией в Сремских Карловцах и редактором " Вестника Сербской Патриархии " между 1932 и 1938 годами. Кроме этого в 1934-1936 годах о. Платон был старейшиной монастыря Крушедол. В 1934 году архимандрит Платон был избран епископом Моравическим. Хиротонию 4 октября 1936 года в Сремских Карловцах совершили патриарх Варнава, митрополит Загребский Досифей, епископы Бачский Ириней и Сремский Савва, а также русские архиереи - глава Русской Зарубежной Церкви митрополит Анастасий и епископ Бостонский Макарий. 22 июня 1938 года епископ Платон был избран на Охридско-Битольскую кафедру, а 8 декабря 1939 года - перемещен в Баня Луку. С началом немецкой оккупации Югославского королевства начались страдания православных сербов в Боснии. 10 апреля 1941 года новые власти " независимого государства Хорватия " указали ему покинить его епархию, так как он был серб родом из Сербии, на что он ответил твердым отказом и готовностью оставаться со ввереной ему паствой. 4 мая 1941 года ему было вновь приказано немедленно удалиться под страхом ареста, после чего епископ обратился к римо-католическому епископу Гаричу убедить ответсвтенного офицера позволить ему остаться хотя бы на несколько дней чтобы собрать вещи. Гарич успокоил епископа Платона, но в ту же ночь, с 4 на 5 мая, хорватские усташи схватили болящего епископа вместе со священником Душаном Суботичем и вывезли из Бани Луки. За городом их убили, а тела бросили в реку Врбанью. Это было делом рук усташа Асима Челича.

http://pravicon.com/info-3222

Сортировать по Исключить новости Сербские патриархи – от Средневековья в XX век В мае 1919 года в Белграде встретились епископы и провозгласили объединение различных сербских епархий в единую Сербскую Православную Церковь. С этого дня началась новейшая история патриаршества в Сербии. 20 января, 2010 В мае 1919 года в Белграде встретились епископы и провозгласили объединение различных сербских епархий в единую Сербскую Православную Церковь. С этого дня началась новейшая история патриаршества в Сербии. По книге: Скурат К.Е. История Поместных Православных Церквей: Учебное пособие. В 2 т. — М., Русские огни. 1994. http://orthedu.ru/ Зарождение патриаршества в Сербии История патриаршества в Сербии началась в XIV веке. В 1346 году король Сербии Стефан Душан созвал церковный Собор, на котором Сербская Церковь была возведена в ранг Патриархии. Первым Сербским Патриархом был Иоанникий II (1338 —1346 —1354). Патриаршая резиденция помещалась в Печи («Печская Патриархия»). Печскую Патриархию признал Тырновский Патриарх Симеон и Охридский Архиепископ (последний в то время был подданным сербского короля). Константинопольский же Патриарх Каллист не только не признал Сербскую Патриархию, но в 1352 году наложил на нее анафему. Причиной были выставлены те обстоятельства, что Стефан Душан будто бы являлся единомышленником Западной Церкви и что, укрепляя национальную Церковь, изгнал в 1349 году греческих епископов. Только в 1374 году, по настоянию афонского сербского монаха Исайи, Константинопольский Патриарх анафему снял «под одним условием, чтобы, в случае если сербы окрепнут и овладеют опять греческими областями, они не переменили митрополитов, как и повелевают соборные правила». В 1459 году Сербия пала под ударами турок. Турецкое иго для сербского народа было очень тягостным. Замолкли в церквах колокола, сократились школы, сербы как нация были подавляемы. Большинство церквей было обращено в мечети. Верующих насильно заставляли принимать ислам. В подобном положении православные сербы оставались вплоть до второй половины XIX века. В связи с потерей политической самостоятельности прекратила свое существование и Печская Патриархия: она была подчинена архиепископу в Охриде. Ее восстановление состоялось лишь в XVI веке. Патриархом был избран Макарий Соколович (1557 —1571, 1574).

http://pravmir.ru/serbskie-patriarxi-ot-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ Свт. Макарий (Соколович), патриарх Сербский. Роспись нартекса ц. вмч. Димитрия. 1565 г. (Печская Патриархия Косово и Метохия) Свт. Макарий (Соколович), патриарх Сербский. Роспись нартекса ц. вмч. Димитрия. 1565 г. (Печская Патриархия Косово и Метохия) [Серб. Makapuje] (Соколович; † до 23.10.1574, Печский мон-рь), свт., патриарх Печский в 1557-1570/71 гг. (дни памяти - 13 июля, 30 авг.). Был 1-м патриархом после восстановления Печской Патриархии . Судьба М. до избрания патриархом неизвестна; впервые он упоминается уже в сане патриарха в записи от 4 нояб. 1557 г., сделанной на полях Псалтири, изданной в мон-ре Милешева . Возможно, он был настоятелем этого или Хиландарского мон-ря, после хиротонии во епископа сразу поставлен патриархом. Неясна степень его родства с Мехмед-пашой Соколовичем (Соколлу), потурченным сербом, ставшим великим везиром. Нек-рые современники считали их родными братьями, во 2-й пол. XIX в. и 1-й пол. XX в. эта версия преобладала над другими. Но совр. тур. историки утверждают, что Мехмед-паша всех своих близких родственников обратил в ислам. Есть мнение, что М. был племянником везира. Восстановление Печской Патриархии произошло при участии М., но его роль в этом событии также неясна. Он участвовал в определении границ Патриархии, создании патриарших структур (Синод и Архиерейский собор) и учреждении епархий (ок. 40-44 кафедр; во Вршаце и в Ораховице (ныне Сербия), Будиме (ныне Будапешт, Венгрия), Печуе (ныне Печ, Венгрия), Сегедине (ныне Сегед, Венгрия), Темишваре (ныне Тимишоара, Румыния) и Араде (ныне Румыния), Самокове (ныне Болгария), Тетове (ныне Македония) и др.). Титул М. отражал территориальный и этнический состав возглавляемой им Церкви: «Патриарх сербов, болгар, западного Поморья и северных земель» (часто подписывался «отец и учитель сербов и болгар»). Во время правления тур. султана Селима II (1566-1574), обложившего правосл. храмы и мон-ри высокими налогами, М. собирал деньги и предотвратил превращение мн. бедных мон-рей (напр. на Фрушка-Горе) и храмов в мечети и хозяйственные помещения. М. восстановил мон-ри Баньска , Грачаница и мон-рь Печская Патриархия (он представлен на ктиторском портрете на пилястре в вост. части храма).

http://pravenc.ru/text/2561282.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ [серб. Дuohucuje] (Соколович; † 15.04.1570), митр. Новобрдоский (Грачаницкий) (1564-1570). Происходил из серб. семьи Соколовичей, большая часть к-рой в 1-й пол. XVI в. была обращена в ислам и неск. ее представителей достигли высокого положения в османской администрации (паша и везир). Из правосл. части семьи при поддержке родственников-мусульман во 2-й пол. XVI в. вышли неск. иерархов Печской Патриархии . Впервые Д. упоминается как архидиакон в 1561 г., когда сопровождал родственника - патриарха Сербского Макария (Соколовича) - в К-поль. Ок. 1564 г. в монастыре Баня близ г. Прибой был хиротонисан во епископа и назначен на Новобрдоскую кафедру. В период управления заботился об обновлении мон-рей, в особенности мон-ря Печ (см. ст. Печская Патриархия ): в 1568 г. вложил в мон-рь рукопись, в 1568-1569 гг.- позолоченный крест с гравированным орнаментом. В 1564 г. Д. пожертвовал в Печский мон-рь царские врата, но по неизвестной причине они оказались в мон-ре Грачаница . Весьма вероятно, он лично вырезал и расписал их. Обновил припрату собора мон-ря Грачаница, в котором находилась его кафедра. По примеру Д. ктиторами мон-ря стали его родственники - патриархи Макарий (Соколович) и Антоний (Соколович) . В припрате грачаницкого собора изображено отпевание Д., к-рое совершает патриарх Антоний (Соколович) в присутствии монахов и верующих. В припрате находится частично сохранившийся портрет Д. Его посмертный ктиторский портрет хорошо сохранился в припрате собора мон-ря Баня. Лит.: Записи. 1. Бр. 626, 673; 4. Бр. 5617, 6312; Р. Фреска nampujapxa Makapuja како уступа престо своме наследнику Ahmohujy//ГСНД. 1933. Т. 12. С. 277; Шакота М. Ризница ман-ра код Npuбoja. Београд, 1981. С. 19, 70, 99-100; Р. Дuohucujebe царске двери из 1564. Београд, 1982. 14. С. 173-174; С. Црквени beлukoдocmojhuцu из породице као ктитори у дpyroj пол. 16. в.//Календар Српске правосл. nampujapшuje за 2007. г. Београд, 2006. С. 66-68. С. Петкович Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/178408.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковь Будиславского мон-ря в честь Преображения Господня. XIV в. ц. (XIV в.) и жен. мон-рь в честь Преображения Господня, расположенные в 17 км к востоку от г. Печ (Косово и Метохия, Сербия); подворье (метох) мон-ря Печской патриархии Сербской Православной Церкви. Храм имеет в плане крест с легким выносом рукавов, граненую апсиду, купол приподнят на постаменте, в кладке чередуются камень и кирпич; в 1872 г. был пристроен нартекс. Частично сохранившаяся надпись на каменной плите, встроенной в вост. стену апсиды, позволяет приписать ктиторство храма св. кор. Милутину , предание связывает церковь с именем св. Елены Дечанской . в 1568 г. Печским Патриархом Макарием (Соколовичем) здание было отремонтировано, первоначальную роспись заменили новой, о чем говорится в надписи над входом на зап. стене. фрески XVI в. сохранились не полностью, в апсиде представлено Причащение апостолов, ниже - Служба св. отцов, в жертвеннике - Христос во гробе, с ангелами по сторонам, и архидиак. Стефан. В алтаре кроме изображений святителей в рост помещены фигуры святых Даниила Столпника и Параскевы Пятницы. Уникальная деталь росписей - размещение композиции «Сошествие во ад» на сев. стене алтаря. В верхней части наоса представлены композиции Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Распятие, Оплакивание, Жены-мироносицы у гроба Господня; на зап. стене - Успение Богоматери. в нижнем ярусе сохранились поясные изображения святых в медальонах. На зап. стене у входа - архангелы и святые Георгий, Димитрий, Симеон (в миру Стефан Неманя), серб. святители Арсений, Никодим (имя 3-го не сохр.), свт. Николай, архиеп. Мирликийский, Иоанн Предтеча и Богородица, свт. Савва Сербский, апостолы Павел и Петр и Патриарх Макарий, подносящий Христу модель храма и держащий в руке развернутый свиток с молитвой. Роспись выполнена тем же мастером, что работал и в ц. свт. николая, архиеп. Мирликийского, в Дубочице близ г. Плевля (1565). В церкви также сохранились нек-рые фрески и иконы XVII, XVIII и XIX вв., подписанные Максимом Туйковичем, Василием Крстичем Джиновским и его братом Александром. Особую ценность представляет храмовая икона XIV - нач. XV в. В наст. время в Б. 10 насельниц, с июня 1999 г. мон-рь находится под защитой войск KFOR, расположенных на его территории. В июле 1999 г. пропал иером. Стефан (Пурич), служивший в обители; по неподтвержденной информации он был замучен албан. экстремистами и сброшен в колодец. Почитается как новомученик. Лит.: М. Црква у Будисавцима//Старине Косова и Memoxuje. 1961. 1. С. 113-144; Г. Низови портрета српских епископа, архиепископа и nampujapaxa у зидном сликарству (XIII-XVI в.): Сава - Свети Сава//Ucmopuja и Београд, 1979. С. 319-340. Б. Тодич Рубрики: Ключевые слова: ЕЖЕВИЦА муж. мон-рь с ц. во имя свт. Николая Чудотворца Жичской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ)

http://pravenc.ru/text/153575.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010