Статья Е. В. Крушельницкой 1149 дает материал для построения генеалогической схемы преподобного Макария Калязинского (†1483; пам. 17 марта), согласно которой преподобный Паисий Угличский (†1504; пам. 6 июня) приходился преподобному Макарию Калязинскому племянником по материнской линии. Дядя постриг своего племянника в Троицком Калязине монастыре. Здесь же, очевидно, полагал начало своим монашеским подвигам и брат Преподобного – Григорий, принявший монашество с именем Геннадий и ставший позднее Тверским епископом (1461–1477), (см. Таблицу 1). При выяснении степени родства преподобного Иосифа Волоцкого и Митрополита Московского Макария нами были высказаны следующие заключения: «...можно говорить о родственных связях Волоколамского игумена и Всероссийского Митрополита Макария, а связующим звеном в их генеалогии является архимандрит Кассиан. Однако их родственные отношения, заранее можно сказать, были довольно дальними, и сам этот факт остался незафиксированным в истории. Логичнее предположить, что родство шло по материнской линии, то есть Зиновия, бабушка митрополита Макария по материнской линии, была сестрой архимандрита Кассиана и племянницей преподобного Иосифа Волоцкого . Тогда архимандрит Кассиан является внучатым дядей, то есть двоюродным дедом Митрополита Макария, а преподобный Иосиф Волоцкий – брат прадеда Святителя по материнской линии» 1150 (см. Таблицу 2). И в наше время канонизация святых являет примеры семейной святости. В год 600-летия со дня преставления преподобного Сергия были канонизованы его родители – преподобные Кирилл и Мария 1151 . Их внук, племянник преподобного Сергия, – святитель Феодор Ростовский (†1394; пам. 28 нояб.). Духовным другом преподобного Сергия был святитель Алексий, Митрополит Алексий Московский (†1378; пам. 12 февр.). Его сестры, преподобные Иулиания и Евпраксия, ныне прославлены в лике святых Русской Церкви 1152 . Приведенные примеры относятся к святым русским князьям. Степенная книга, памятник исторический мысли времени Митрополита Макария (†1563; пам.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Вассиан нисколько не отказался от своих слов и подтвердил обвинение, хотя и при этом нашел возможным сильно уколоть самого митрополита. – «Аз его знал, говорил Вассиан на соборе о Макарии Калязинском, простой был человек, а будет ся чудотворец, ино как вам любо и с ним, чудотворецъ-ли сей будет, не чудотворецъ-ли». Выражение Вассиана: «как вам любо» прямо било в глаза митрополиту Даниилу, который сам, канонизовал несколько лет тому назад св. Макария. Несмотря на сделанное Вассианом оскорбление, Даниил удержался в пределах умеренности и видимого беспристрастия. На слова Вассиана они заметили: «аще восхощешь судити святых, обрящешь многих и во святых пророцех и во святых апостолех, и во архиереех, и в праведных и в преподобных»... и что для Бога в деле святости важно не телесное благородие, но духовное» 466 . В названии Вассианом Макария простым сельским мужиком никак нельзя видеть указания на его низкое происхождение. Иосиф Волоцкий , лично знавший преп. Макария, в своей повести о нем называет его «сродником большим бояром тверским» и относит его происхождение к потомкам бояр Кожиных 467 . Сам Вассиан, по его собственному заявлению, лично знал преподобного Макария, и потому, понятно, он не мог не знать и о его происхождении. Своим названием Макария сельским мужиком Вассиан хотел сказать только о его необразованности, которая по понятиям приближала его к простому классу общества. Потому самому ответ Даниила, данный им Вассиану по поводу его рассуждения о Макарии, не вполне отвечал цели и не соответствовал настоящему смыслу слов Вассиана, который на все доводы митрополита в пользу святости вновь причисленных к лику святых мужей, заметил с едкой иронией: «ино, господине, ведает Бог да ты и с своими чудотворцы!»... Вассиан допускал несомненно и другие выходки против недавно канонизованных святых Ионы и Макария. Поэтому непреувеличенным кажется обвинение его Даниилом в том, что он называл чудотворцев «смутотворцами», потому что они имели у монастырей села и люди 468 . Скептическое отношение Вассиана к святости м.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Калязин. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Свято-Введенская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью ЦЕРКОВЬ ВВЕДЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ХРАМ,  ул. Полевая, 51 Единственным действующим храмом города Калязин на сегодняшний день является Свято-Введенская церковь. Храм был построен в 1882 году на деньги калязинского купца Ивана Охлобыстина, на месте нынешнего микрорайона Свистуха на правом берегу Жабны. Это небольшая декоративная церковь, в облике которой сочетаются стены из красного кирпича и зелень шатровых покрытий. Праздничный и нарядный вид храму придает лазурь главок и золото крестов. По сей день здесь покоится прах купца Ивана Охлобыстина. Количество алтарей: 1. Чтимые святыни: иконы с частицами мощей преподобного Макария Калязинского, святой благоверной княгини Анны Кашинской Первое время прихожане хоронились вблизи приходского Богоявленского храма. В 1823 г. невдалеке от него была построена новая каменная церковь Введения Пресвятой Богородицы, при которой устроено кладбище. … В настоящее время Введенская кладбищенская церковь - единственная уцелевшая за годы Советской власти городская церковь - выполняет функции городского приходского храма. По материалам сайта города Калязина, официального сайта Тверской епархии, сайта Калязин-Град и издания Кубарев А.Г. Калязинские храмы (Краткий исторический очерк). - Москва. 2007 Престол один Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Приписные часовни: 1) Преп. Макария Калязинского на Монастырском острове, Калязинский р. 2) Казанской иконы Богородицы с.Никитское, Калязинский р. 3) Вмч. Георгия – у Обелиска, г. Калязин, аллея Славы 4) Косьмы и Дамиана, д. Плутково, Калязинский р. Источник: сайт Тверской епархии Выписка из страховой оценки Введенской церкви 10 сентября 1910 г.: Введенская церковь – каменная, внутри оштукатурена, покрыта железом, окрашенным зелёной масляной краской. Длина церкви с колокольней – 11 сажен, наибольшая ширина – 4 сажени, высота 2 1/3 сажен (на полях таблицы надпись красными чернилами: повреждена пожаром 28 июня 1916 г. – А.К.). На церкви одна большая глава, больших окон 10, дверей наружных створчатых обитых железом – 1, внутренних – 2. Иконостас длиной 7 аршин, высотой – 7 аршин (оценён в 500 руб.). Церковь отапливается двумя изразцовыми печами. Колокольня в 2 яруса высотой 5 сажен. Ближайший мещанский дом с западной стороны в 17 саженях. Церковь построена в 1882 г. и хорошо сохранилась. Оценена с иконостасом и колокольней в 5 000 рублей.

http://sobory.ru/article/?object=03077

Дулово. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью 27 апреля 1800 года в селе Дулово на месте старой церкви началось строительство новой с тем же названием - Спасская. В 1802 году освятили первый престол в честь перенесения в 944 году нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа из Эдессы в Царь-град. В 1809 году был освящен второй престол в честь Макария Калязинского. Оба престола освящал священник Антипа Григорьев. Первым настоятелем церкви в Дулове был Гавриил Афанасьев. Спасская церковь имела 36 десятин земли. В 1913 году насчитывалось 1919 прихожан. Деревня Дулово находится в Ручьевском сельском округе. Строительство Спасской церкви началось в конце 18 века: в 1797 г. владелец села Александр Осипович Кожин обратился в Тверскую духовную консисторию с прошением построить каменный, с тёплым приделом храм (на расстоянии в сорок сажень от прежнего деревянного, который затем был разобран и продан в Пустинский монастырь). Строительство велось тщанием вотчинника Кожина, «с употреблением в пособие церковной кошельковой суммы», трудами его крестьян и завершилось в 1807 г. Зимний придел во имя Макария, игумена Калязинского и Чудотворца, освящен в 1809 г.; главный придел – в 1816 г. во имя Нерукотворного Образа Христа Спасителя. На месте прежней деревянной церкви (на кладбище), в память о ней, в 1909 г. выстроили маленькую кирпичную часовню, сохранившуюся до нашего времени. После ареста священника Павла Свистова в 1937 г. церковь была закрыта, а в начале 1940-х гг. – открыта снова. В годы советской власти церковь продолжала работать. В настоящее время действующая Спасская церковь в Дулове является памятником архитектуры конца XVIII - начала XIX вв., построенным в стиле классицизма. Сайт Православные храмы Тверской Земли Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=10221

- Вы - кандидат исторических наук. Обучаетесь сейчас в духовной семинарии. Расскажите о работе по возрождению духовных, культурных, исторических традиций в вашем районе. - О всем не расскажешь... С прошлым веком связана трагическая страница истории Калязинской земли. Калязин называют Китеж-градом или Волжской Атлантидой... В связи со строительством Угличской ГЭС и созданием Угличского водохранилища в конце 30-х годов Троицкий монастырь со всеми храмами был разрушен, а территория затоплена вместе со старой исторической частью города. С берега прекрасно видна затопленная колокольня, которая стала визитной карточкой Калязина. Предпринимаем усилия по сохранению этой святыни. В 2008 году во время пребывания в Калязине юбилейного 10-го Волжского Крестного хода, был открыт памятник святому чудотворцу Макарию Калязинскому - основателю знаменитого Троицкого монастыря, взорванного в 30-е годы. С установкой памятника мы связывали надежды на еще одно событие - возвращение мощей Преподобного Макария из Твери в Калязин. И вот в июне 2012 года в рамках 14 Волжского Крестного хода состоялось возвращение святого преподобного Макария Калязинского из Твери в храм Вознесения Господня города Калязина, на свою историческую родину. С Калязиным связано имя великого, несмотря на свой юный возраст, русского полководца Михаила Васильевича Скопина-Шуйского. Он сумел собрать мощную армию из простых крестьян и посадского населения, в 1609 году им был нанесен первый сокрушительный удар польско-литовским захватчикам. Если бы не было этой победы под его руководством, то могло не быть и второго народного ополчения под руководством Минина и Пожарского. В 2009 году у нас прошли мероприятия по случаю 400-летия начала освобождения Руси от Смуты, на котором мы открыли первый в России памятник незаслуженно забытому военному и государственному деятелю - Михаилу Васильевичу Скопину-Шуйскому. А до этого мы инициировали историко-краеведческое движение «Под княжеским стягом», переросшее в Межрегиональную молодежную патриотическую программу, которую подхватили города Александров, Тверь, Ярославль, Ростов Великий, Торжок, Углич, Сергиев-Посад, Дмитров и другие.

http://ruskline.ru/analitika/2017/10/11/...

Количество иноков невелико. Управляет архимандрит. Тверской Успенский Отрочь монастырь. Этот второклассный общежительный монастырь расположен в Заволжской части города Твери, на берегу р. Волги, при впадении в нее р. Тверцы. Монастырь очень древний: он основан в XIII веке великим князем Тверским Ярославом Ярославичем на земле, принадлежавшей его «отроку» Григорию, в иночестве Гурию. Во время нашествия татар монастырь был разорен; восстановил его князь Ярослав. По повелению Иоанна Грозного, в этот монастырь был заточен св. Филипп, митрополит Московский; здесь он был задушен Малютой Скуратовым (1569 г.). Одно время настоятелем монастыря был Св. Тихон Задонский (1760–1761 гг.). В обители три храма: соборный в честь Успения Пресвятой Богородицы; в нем на левой стороне от входа, над бывшей могилой св. Филиппа, находится деревянная гробница. Мощи св. Филиппа, как известно, покоятся в Москве. Другая церковь – двухпрестольная: один престол – во имя великомученицы Варвары, стоит на том месте, где была келья св. Филиппа; другой престол – во имя Св. Тихона Задонского . Третий храм также двухпрестольный: во имя св. Филиппа и во имя Св. Петра, митрополита Московского . Монастырь немноголюден. Управляет им архимандрит. Троицкий Калязин монастырь. Троицкий необщительный монастырь расположен на левом берегу р. Волги, против г. Калязина. Монастырь основан в половине XV века прп. Макарием Калязинским, который пришел в это место искать уединения. После долгих трудов он почил на 83 году своей жизни в 1483 году. В Смутное время монастырь был разграблен литовцами. В настоящее время Калязин монастырь вполне благоустроен. В обители пять храмов: соборный Троицкий, в честь Сретения Господня, во имя прп. Макария Калязинского, во имя Св. Алексия, человека Божия, и в честь Успения Богоматери. Главная святыня монастыря – мощи прп. Макария Калязинского, обретенные 26 мая 1521 года и покоящиеся в соборном храме, в серебряной раке. Монастырская ризница, библиотека и архив заключают в себе много достопримечательного и ценного.      Так,      в ризнице хранится рукописное Евангелие1588 года, Евангелие московской печати 1686 г., древние кресты и разные старинные богослужебные принадлежности; в библиотеке, кроме многих старопечатных книг, есть также рукописи, как то: Пролог XV века, Слова Григория Богослова , писанные в XVI веке, и другие, не менее замечательные.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Во 2-й пол. XIX в. на монастырской земле близ с. Давыдова был выстроен каменный 2-этажный храм (9 саж. в длину и 7 в ширину) по проекту архит. А. Т. Жуковского при поддержке старца свящ. П. Томаницкого на средства клинской купчихи К. М. Серебряковой, кашинского купца И. Осекина и др. Одновременно с храмом построили 2-этажный келейный корпус и др. В храмозданной грамоте от 14 марта 1863 г. архиеп. Тверской Филофей (Успенский) именовал церковь «кладбищенской Сретенского монастыря». 28 июля 1864 г. архимандрит калязинского Макариева Желтоводского во имя Св. Троицы мон-ря Августин (Полонский) освятил церковь во имя преподобных Петра Афонского и Онуфрия Великого. В нижнюю церковь вели 2 входа - с зап. и сев. стороны. В средней части алтаря находился престол преподобных Петра Афонского и Онуфрия Великого, с левой стороны - придел во имя прп. Иоанна Лествичника. Основной придел украшает 3-ярусный резной иконостас. В 90-х гг. XIX в. на 2-м этаже был устроен придел в честь Успения Пресв. Богородицы, для к-рого иконописцами Киево-Печерской лавры выполнен список с чудотворной иконы Успения Пресв. Богородицы. В особом киоте хранились перламутровый крест и 30 перламутровых, финифтяных, кипарисовых и других икон, в т. ч. Воскресения Христова (выполнена на камне из Гроба Господня), прп. Сергия Радонежского (дар прп. Антония (Медведева) ), прп. Кирилла Новоезерского (дар прп. Феофана (Соколова) ), икона свт. Иоанна Златоуста, свт. Арсения Тверского, прп. Макария Калязинского и ангела-хранителя с частицами мощей свт. Арсения и прп. Макария, а также частицы Древа Креста Господня, нескольких святых. Подворье 3 апр. 1894 г. в С.-Петербурге в доме почетного гражданина Ф. П. Кручинина состоялось открытие подворья обители с освящением часовни во имя свт. Николая Чудотворца. В 1901-1902 гг. во дворе этого дома по проекту гражданского инженера С. И. Андреева был построен 3-этажный флигель для сестер. 2 сент. 1907 г. на подворье архиеп. Финляндским и Выборгским Сергием (Страгородским) был заложен 2-этажный храм, нижний придел которого 22 марта 1909 г. освящен в честь Нерукотворного образа Спасителя (упразднен к 1917), главный придел 18 дек. 1910 г. освящен во имя св. блгв. Анны Кашинской митр. С.-Петербургским Антонием (Вадковским) в сослужении еп. Гдовского Кирилла (Смирнова) . 15 окт. 1911 г. был освящен придел на хорах во имя свт. Николая Чудотворца и свт. Алексия, митр. Московского. К 1909 г. на подворье проживало ок. 20 сестер, к 1920 г.- 30 сестер во главе с игум. Ниной. 17 февр. 1932 г. 17 сестер были арестованы; двоих приговорили к лагерю, остальных - к ссылке. Со времени освящения и до 1930 г. в храме подворья служил о. Михаил Семенович Дубенский. Осенью 1932 г. подворье было закрыто, иконы и некоторое убранство передано в соседний собор св. Сампсона Странноприимца. Осенью 1994 г. в подворье, возвращенном РПЦ, поселились сестры Оятского в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря .

http://pravenc.ru/text/1683969.html

Г. С. Гадалова, И. Г. Пономарева Иконография Образы М., как и др. преподобных - основателей крупных среднерус. мон-рей (Евфимия Суздальского, Иосифа Волоцкого, Пафнутия Боровского, Саввы Сторожевского), встречаются относительно редко. Это обусловлено неравномерностью почитания святого, в основном сосредоточенного в Макариевом калязинском и Никольском Клобуковом мон-рях, в Калязинском и Кашинском уездах, а также в др. районах Тверской епархии и на соседних с ней землях (напр., в Дмитровском и Угличском уездах). М. оказался как бы в тени прп. Макария Желтоводского, почитание к-рого, отраженное во множестве памятников иконографии, в XVII в. и далее имело более развитые формы, хотя сложилось позже почитания калязинского чудотворца. Так, относящаяся ко 2-й пол. XVII в. опись Кремлевской Образной палаты, где хранились семейные святыни царствующего дома и подносившиеся мон-рями иконы, упоминает лишь 19 образов М. (Церк.-археол. древлехранилище. 1902. С. 16, 18, 32, 35), а икон прп. Макария Желтоводского - 94 (Там же. С. 15, 32, 35). Скудость сведений об изображениях М. во многом объясняется плохой сохранностью художественного наследия Калязина, Кашина и тверских земель в целом, разрушением Макариева калязинского мон-ря и рассредоточением его икон и утвари по разным собраниям, немногочисленностью опубликованных письменных источников и краткостью упоминаний в церковно-археологической лит-ре. Из-за стандартной иконографии атрибуция изображений преподобного иногда становится невозможной при утрате именующей надписи; с трудом опознаётся образ М. и в многофигурных композициях. В иконописных подлинниках М. описан (под 17 марта, реже под 26 мая) как седовласый старец в преподобнических ризах или схиме ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 159-160; см. также: Гадалова. 2013. С. 83). Его внешность иногда уподобляется облику сщмч. Власия Севастийского с уточнением, что борода «поменши Власиевы, не раздвоилась» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 136; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 295; Большаков.

http://pravenc.ru/text/2561316.html

Собор Троицы Живоначальной (Белая Троица) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор Троицы Живоначальной (Белая Троица) в Твери — православный храм; памятник истории и архитектуры, самое древнее из сохранившихся каменных зданий города. В храме находится рака с мощами преподобного Макария Калязинского. Находится в непосредственном управлении правящего архиерея. Содержание История [ править править код ] Троицкий храм - самое древнее из сохранившихся сооружений старой Твери, свое название " Белая Троица " храм получил за покрытие глав белой черепицей. Построен, вероятно на месте древней церкви, на средства московского купца Г.А. Тушинского, который принадлежал к числу купцов, переселенных из Москвы в конце XV - начале XVI веков. Строил храм выдающийся тверской зодчий Г.Д. Маков. Храм был освящен 15 августа 1564 года. Храм неоднократно перестраивался. Южный его придел (Николая Чудотворца, с XVII века - Введенский) построен тверским купцом П.Д. Ламиным. В 1787 году пристроена трапезная с Ефремовским приделом, в 1812 году - двухъярусная колокольня, в 1864-1867 годах - придел Татианы и Арсения, епископа Тверского, в 1878 году надстроен третий ярус колокольни и шатровый верх. Первоначально весьма скромной постройки храм, имевший 1 или 3 главы, в результате пристроек 1787 года и 1860-х годов приобрел 7 глав. До настоящего времени сохранился четверик основного объема XVI века. В главном храме и в его приделах сохранилось немало памятников старины: это иконостас XVIII века, настенная живопись конца XVIII - начала XIX веков и несколько древних икон: образ Святой Троицы - XVI века, Николая Чудотворца " с деяниями " , икона " Небесная сень " - XVI века, старинные богослужебные предметы. В храме также находится рака с мощами св. Макария Калязинского. С храмом Белая Троица связано несколько старинных преданий, одно из которых говорит о существовании подземного хода длиною до 250 сажен, в котором жители города прятали свое имущество и укрывались сами во время набегов и грабежей неприятелей.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Троицы_Ж...

Храм иконы Божией Матери «Казанская» (Красное) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм иконы Божией Матери «Казанская» (Красное) — комплекс сельской приходской церкви, полностью сохранивший все постройки. Храм, решенный в сдержанных формах переходного периода от барокко к классицизму и колокольня в стиле зрелого классицизма сочетаются с сооружениями в формах эклектики. Содержание История [ править править код ] План храма Комплекс Казанской церкви расположен на северной окраине села, на пологом рельефе, спускающемся к пойме реки Жабня. Существующая церковь, вместо прежней деревянной 1752 года, построена на рубеже 18-19 веков по храмозданной грамоте 1794 года. В 1800 году освятили южный придел Макария Калязинскою в трапезной, а в 1808 году — главный престол. В 1823-1825 годах по проекту 1821 года, выполненному губернским архитектором Н.Н. Леграндом, артель каменщиков во главе со Спиридоном Федоровым, крестьянином сельца Нестерово Ярославской губернии, возвела отдельно стоящую каменную колокольню, вместо прежней деревянной. В 1845-1847 годах трапезная была увеличена в длину, по-видимому, соединившись с колокольней. Южный придел Макария Калязинскою (с установкой нового иконостаса) освятили в 1847 году, а устроенный позднее северный придел Всех Святых — в 1857 году. В 1881-1882 годах трапезная была выстроена заново по проекту архитектора К.К. Гельбига. На средства московских купцов (бывших крестьян этого прихода) Ивана Васильевича и Ивана Герасимовича Зайцевых в 1890-1891 годах создан новый главный иконостас, а в 1893 году возобновлена настенная живопись храма. Трапезную расписали в 1898 году на средства И.В. и И.Г. Зайцевых, а также московского купца Василия Егоровича Гусева (бывшего крестьянина прихода). Территорию церкви в 1850 году обнесли оградой с воротами и угловыми башнями, а в 1885 году на средства Е.В. Гусева и других прихожан построили дом для церковноприходской школы и сторожки. Все строения комплекса были кирпичные, церковь оштукатурена, остальные сооружения побелены по кладке, школа имела белокаменный цоколь.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_иконы_Бож...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010